Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:
Троицкие круги села Едет
Путь: Лето - Троица - Троицкие круги села Едет
 
Автор: О. Низамеева
      
    Троицкие обряды относятся к весенне-летним праздникам. В народном земледельческом календаре это - праздники, приходившиеся на период сева яровых хлебов, льна и всхода озимых. В природе грань между весной и летом - неявная, потому и очертить границу между весной и летом непросто. Об этом говорит и «переходный» характер весенних праздников, связанных с Пасхой:
   
«…Святки летние. Зеленые Святки. Семицкая неделя  - на седьмой неделе после Пасхи. Троица. Пятидесятница – в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи…»
(Русский народный земледельческий календарь под редакцией Б. М. Ховратовича,199.)
 
«У русских семицко-троицкий комплекс по разнообразию и сложности…может быть сопоставлен только с масленицей. И не случайно на лубочных картинках 19 в. Масленица и семик изображались вместе, олицетворяя два важнейших праздника народного календаря…Основа Троицкой обрядности - культ растительности…»
(В. К. Соколова, 188.)
 
Интересно то, что в этнографической литературе существует несколько названий праздничных действий на Троицу: если это торжественное шествие участников, то применяют название «вождение». Таковыми называют обряды вождения колоса, куста, русалки, троицкой березы.
Для действий в весеннее-летние праздники применяют название «проводы» или «похороны». Это проводы Масленицы, похороны Костромы, похороны Кукушки. В этих действиях предмет проводов предают огню, воде или земле (В.К.Соколова,188).
В статье Любимовой Г.В. «"Похороны стрелы" в весенне-летней обрядности забайкальских старообрядцев» найдем, что  понятие «праздновать Троицу» означало «кумиться»…
Понятие "кумиться", как видим, совпадало по значению с понятием "праздновать" и включало в себя ту или иную форму уничтожения ритуального символа - ср.: "девки на Троицу кумились - березку нарядят, еду устроят, песни поют, круги водят. Потом снова березку эту по улице понесут, туды на край, все с нее сымут и в речку спустят" (записано от А.Т.Вишняковой, 1922 г.р., с.Десятниково, Тарбагатайский р-н); "на Троицу яишню жарили, листвянку наряжали, потом отнесут ее, бросят где-нибудь за деревней и сожгут". (записано от М.И.Михалевой, 1926 г.р., с. Десятниково, Тарбагатайский р-н)».
У семейских Забайкалья на Троицу, как описано Г.В.Любимовой (3), поют «стреловую» песню «Поляти стрела» и носят березу или лиственницу (листвянку).
 
 
В июне 2008 года во время этнографической поездки в Шарыповский район Красноярского края мы встретились с удивительным действием на русский праздник Троицу. 
Село Едет имеет четырехсотлетнюю историю. Название этого села - Едет, с ударением на втором слоге. И получено оно не случайно - в этом селе со дня его основания бытовал промысел - рубили лес и собирали срубы на избы, бани и отправляли «самоходом» до большой дороги. По зиме ставили срубы на бревна и катили. И получалось? что сруб едет, а село – Едет.
В старинном сибирском селе Едет «носят листвянку». Вокруг ели, украшенной цветами, венками, лентами «водят круги». «Водить круги» - это идти хороводом  (двумя, и даже тремя хороводами) вокруг ели, двигаясь по улице вперед, к реке. По завершении шествия дерево бросают в воду. В этом действе присутствуют и «вождение», и «проводы».
 
      « - Баба Таля, а как раньше было на  Троицу?
      Баба Таля: Ну, пойдем. Как было? Поем всегда. Первую: Соберемся девки в круг. Втора - «Во лузьях». А эта третья - «На улице дождь, дождь…». В песне высоко само труднее – подголоском. Высоко тянуть. Идем, идем в край деревни до Урюпа.  Вон туда, и в речку кидаем. Раньше ждали праздник Троицу, что ты! Троица-то у нас праздник большой.
    Зинаида Федоровна Манахова (баба Зина): Как-то в тех деревнях в остальных не было. А у нас все время.
     Баба Таля: А у нас принято!
     Младший сын бабы Тали: А у нас в деревне всегда, я помню, что по деревне носили березу наряженную. А когда последний раз носили?
     Баба Зина: Последний раз? Года три, наверное, не ходили. Некому ходить-то. А раньше все встают и в круг. Молодые все пойдут, нарядятся.
     Баба Таля: Раньше двое листвянку несли. Она тяжелая. Дойдут до конца. А потом и накуряют в Урюп.( река в с.Едет – О.Н.)
- А как праздновали Троицу?
Баба Таля: Пройдем по улице, после сидим под окошком, ничего не делаем. Гуляем. И второй день так. Ничего не делаем. А третий день вообще не надо дел. В последний день Троицы вообще не надо дел делать.
- А в карты играть?
Баба Таля: А в карты? Можно! Хоть когда можно.
-Баба Таля, ты в прошлый раз говорила, что в Троицу в карты надо играть.
Баба Таля: Играть в Троицу – не грех. Так и было – разговеются и в карты играют.
- А как баню топили - по-особому, крапивой мыли?
Баба Таля: Это я не помню. Я как помню, топили по-обычному.
- А наряжали дома?
Баба Таля: Наряжали. У каждого чтобы были, воды наливают, в горшочек или в тако. Рвут огоньки, ветреники. И чтобы они стояли под окошком. Не было этих садиков. Срубали елки, березы и втыкали под окошком. Вот сколько. Ведь палисадников не было.
Баба Лида: На стенах, на стенах  - папоротники. А вот украшение было. И за карточки  тогда понатыкают этот папоротник и цветочками, вот, красивых бумаг, краской красили. Березок нарубят, поставят.
Баба Зина: Ни одна Троица не обходилась, чтобы грозы не было. Пока идем, нас всех обмочит. Это редко Троица была без грозы.
- А зачем в воду макали?
Баба Таля: Просто озоровали. Надо же чем-то заняться. Ну, положено так. Вот пройти и воду бросить.
Баба Таня:  Елку-то, да. А людей пихали!
Баба Таля: (смеется) Это правда что! Это все нарядные, чистенькие. Ну, ничего, озоруют. Там и парни шли, толкают в воду.
Баба Таня: Они и девок тащили, и всех.
Баба Таля: Платья-то все-таки были хорошие. Намочут все, идешь, как черт… Озоровали, было! В деревне-то народу было. А счас? Народу-то ведь нету.
Баба Лида: Всю деревню - в круг.
Зинаида Ивановна: Да и не в один! А то в два, три круга, вот сколько народу было. Я-то когда маленькая была, я ведь помню. Сколько кругов. Одни идут в одну сторону, другой - в другую».**
 
Приехали в Едет, а нас все уже ждут! Все  нарядные, яркие и веселые. Мужики и женщины, девчата,  - все принарядились.
Для вождения кругов нужна ель. Баба Таня разрешила взять ветку с ели, что возле ее дома растет. Пошел старший сын бабы Тали, отпилил ветку у ели, все по-крестьянски сделал, обстоятельно. Кто-то новые белые «верхонки» (рабочие рукавицы) принес, чтобы деду Саше нести елку было удобно, не колко.
Женщины и девчата в это время насобирали цветов на полянке. Бабе Тале показали цветы, низанные венки. Она примерила к себе и говорит: «Да, вот так на бошку и вешали». Посмеялись. Спросили: «Так ли мы цветы набрали?» Сказала: «Да, так. Все цветы можно брать - и желтые, и белые».
Решили пойти в начало улицы и там обрядить ель.
Мы думали, что предложим бабушкам проехать на машине, чтобы они не устали идти. А Баба Таля сказала, что сама пойдет. А все–то помладше ее будут!  Так и пошли наши бабушки пешком, забыв про свои годы.  Надо  отметить, что, когда бабушки решили праздновать Троицу, все словно по два десятка лет скинули. Все очень приободрились, радовались, что круги водить пошли. И сетовали немного, что уже года три не водили. Еще говорили, что раньше почти всегда, пока шли по улице, гроза соберется и всех намочит. Для того и ходили, чтобы засухи не было.
Пришли в начало улицы,  стали наряжать ель. Наряжение ели надо описать особо. Ель унесли в самое начало улицы. А улицы в селе - не меньше, чем в километр. Наряжали венками, что сплели девчата и букетами цветов, что наготовили женщины и бабушки.
Красоту сотворили!
Нарядили ель, встали кругом и пошли, запели первую Троицкую песню - «Соберемся девки в круг». Идти кругом оказалось непросто. Надо кругом идти и вперед, и вокруг ели. Круг получился большой, шире улицы. Встали в два круга. В какой-то миг круги «покатили», и это был очень красивый миг - величественное шествие.
 
Подошла от своего двора баба Вера, запела «Во лузьях», и оказалось, что она знает еще слова, которые баба Таля забыла. Баба Вера с посошком, девчонке, что рядом, говорит: «Держи меня за посошок, так и пойдем». Так и пошли.
Бабушки  приустали, попросили спеть девчат. Они спели «На горе, горе». Потом «Свята Тройца».  Бабушки отдохнули и опять запели: «На улице дождик». Это - третья обязательная песня на Троицу.
Вот и речка Урюп.  Несущего ель и его окружение две бабули легко столкнули в речку. И после так радостно говорили: «Вот и славно, все как надо, хорошо». В реку же отправилась и береза. Девчата отпустили свои веночки в реку. Поплыли веночки, девчата их проводили. После все пошли к бабе Насте. Ее дом самый первый к реке стоит.
В селе так принято: в Троицу после того, как ель пустят по реке, весь ход встречали угощеньем и выпивкой у крайнего от реки дома. И там, на полянке, продолжали гулянье, расстилали прямо на луговине самотканые половички.
Все в точности  сделали - бабушки расстелили половички, расставили угощение, угощали выпивкой.  Уже пели все, что душе угодно: и распевные песни, и частушки, угощались курицей, колбой - сибирским диким чесноком. Нагулявшись, расходились по домам.
 
...
В 2009 году на круги вышло совсем немного людей. Мы собрались и водили круги вокруг ели и березы. Потому что решили, что это действие - верное. Многие собрались на Троицу пойти на кладбище.  Баба Таля поудивлялась.
 
«Баба Таля: Я вот про могилки. Я давнишняя. Раньше все не ходили на могилки в Троицу. А счас стали ходить. А раньше, нет. Я давнишняя, вот мама была, умерла. Чтобы ходить? Нет.
- И мне тоже бабушка говорила, что не ходили на Троицу на могилки.
Баба Таля: Не ходили. Нет, нет, нет. Я вот давнишняя. А счас пошла мода- на Троицу…
- Что-то попутали, вместо того, чтобы на Троицу идти круги водить- на кладбище собираются.
Баба Таля: Вот, вот и правда, такое дело. Да, соберутся. Главное, чтоб денек был удачный. Как бросают елку в реку- обязательно поют «Дождь», а потом «Во лузьях» запоют. Вот «Три хлеба». Как они троишные, вот их и пели.»***
 
В эту Троицу я сдавала «экзамен» бабе Тале – заводила песни на кругах. Баба Таля, баба Таня, баба Настя и дед Иван вспомнили еще о том, что перед тем, как пускать в воду ель, от нее отламывали ветки и на них загадывали то, что хотели пожелать себе в жизни. И после ели бросали ветки в реку.
Гуляночку устроили в этот раз у гармониста перед калиткой. Бабушки пели частушки, а дед Тима (Соболев Тимофей Клементьевич) играл старинные сибирские наигрыши.
 
 
Список используемых материалов
1. Погодой год припоминается. Русский народный земледельческий календарь. Сост. Ховратович Б.М.-Красноярск.: Красноярское книжное изд-во 1992.- 205с.
2. Соколова В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М.: Наука,1979.285с.
3.  « Живая вода». Сборник русских народных песен, сказок, пословиц. Загадок. Сост. вступит.ст. и примеч. Аникина В.П.- М.: Детская литература; 1975 - 367с.
5. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера / С. И. Дмитриева; Отв. ред. В. К. Соколова ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1988. – 239с.
6. Тихомирова Е.В. Троица в селе Безводное Кстовского район. Этнографические записи. - http://opentextnn.ru/museum.
7. Карпун М.А.Растения в праздниках и ритуалах станицы Раздорской (Полевые материалы Фольклорно-этнолингвистической экспедиции РГУ, г. Ростов-на-Дону) - www.razdory-museum.ru.
8. Материалы этногр.экспедиции в с.Едет Шарыповского района Красноярского края. Июнь 2008 года. Архив Заповедника народного быта г.Иваново
9. Материалы этногр.экспедиции в с.Едет Шарыповского района Красноярского края. Июнь 2009 года из Архива НОУ «Охранная грамота» г.Новокузнецк.
 
--------------------------------------------------------------------------------------------
* Вариант статьи О. В. Низамеевой для сайта. Статья полностью опубликована в Вестнике Общества русской Народной Культуры «Большая Медведица», выпуск 4. – 2010г.
 
** Записано О. Низамеевой, Е. Намик у Натальи Федоровны Гусаровой, 1918 года рождения. Июнь 2009 г.,с. Едет Шарыповского р-на Красноярского края. Архив НОУ «Охранная грамота».
 
*** Записано О. Низамеевой, Г. Никитиной, Т. Демченко, Ю. Чернобаевой у жителей с.Едет Шарыповского р-на Красноярского края. Июнь 2008г. Архив НОУ «Охранная грамота».
Copyright © Общество Русской Народной Культуры «Большая Медведица» 2016
Все права защищены
Эл. почта: pismo@ornk.ru
Яндекс.Метрика