Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Ак батыр большой китяк праздник


Праздник почитания святого Акпатыра | ОДНТ

Малмыжский район.

Праздник почитания святого Акпатыра.

1. Наименование объекта нематериального культурного наследия.

Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра («Акпатыр» – с тюркского «Белый богатырь», «Ак» – «белый», «Патыр» – «богатырь»).  

2. Количественные характеристики объекта нематериального культурного наследия.

Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра известен с XV века. В настоящее время  восстановлен, имеет статус межрегионального праздника и проводится ежегодно с 1998 года.   Количество участников в 2015 году – более 10 000  человек. 

3. Регистрация объекта нематериального культурного наследия.

4. Классификация объекта нематериального культурного наследия.

Празднично-обрядовая культура. Праздник.

5. Текущее бытование объекта нематериального культурного наследия.

Российская Федерация,  Кировская область, Малмыжский район, деревня Большой Китяк (Кугу Кетек). 

6. Историческое бытование объекта нематериального культурного наследия.

Точная дата основания города Малмыжа и деревни Большой Китяк (Кугу Кетек) неизвестна. На месте Малмыжа издревле существовало марийское поселение – резиденция князей марийского Малмыжского княжества, подвластных Казани. Малмыж упоминается в летописи 1553 года, когда русский царь послал  «брата своего» Даниила Адашева на Вятку дабы «стояти по Каме и по Вятке».

В 1584 году Малмыж вошёл в состав Казанского уезда. Этот год принято считать основанием города. С 1780 года город  вошел  в состав вновь образованного Вятского наместничества в качестве уездного города и получил герб с изображением ястреба.  В 1802 году в городе было выстроено первое каменное строение – Богоявленский собор, который в данный момент является одним из самых старейших каменных зданий Малмыжа. Уездный город Малмыж  находился в составе Вятской губернии до 1929 года, а затем до 1934 года находился в составе Нижегородского края. До 1936 года Малмыж был в составе Кировского  края, затем вошел в состав Кировской области. Деревня Большой Китяк (Кугу Кетек) имеет богатую историю. Здесь столетиями в дружбе и согласии проживают четыре народа – удмурты, марийцы, русские, татары. 

История формирования:

По народным преданиям, Акпатыр – покровитель марийцев,   «держатель» марийской веры.  Он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры. Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен – омыв себя этой водой, исцелится». После смерти легендарного героя   марийцы стихийно приходили на его могилу, просили о помощи. Со временем могила Акпатыра стала местом паломничества марийцев, удмуртов, татар и русских.

История бытования:

 В 1998 году в деревне Большой Китяк (Кугу Кетек)  Акпатыру   установили памятник.  С 1998 года паломничество к месту захоронения Акпатыра приняло организованный характер.  Ежегодно   проводится праздник его почитания, сопровождаемый древнемарийскими моленьями и жертвоприношениями.

Сезон бытования:  лето (август).

7. Краткое описание объекта нематериального культурного наследия.

Праздник почитания святого покровителя марийцев Акпатыра имеет огромную ценность. Это символ дружбы всех народов, живущих на территории Малмыжского района. По преданию, покровитель марийцев, владея русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и учил жить в мире и дружбе с соседями.  Считается, что хотя бы один раз в жизни мариец должен прийти к месту захоронения героя и принести традиционные жертвоприношения. 

8. Сведения об особенностях объекта нематериального культурного наследия.

Состояние бытования:

Официальное ежегодное межрегиональное мероприятие,  проводимое  по соглашению между Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и Департаментом культуры и общественных связей Кировской области.

Святой Акпатыр  стал для марийцев символом крепости духа  и распоряжения своей судьбой. Люди, отстаивающие сохранение всего марийского, полноценного развития культурных  традиций народа, его языка, письменности, молитвенного слова  участвуют в празднике, отнюдь, не формально, а осознанно.

Риск исчезновения:

Риск исчезновения  праздника  почитания святого Акпатыра объективно отсутствует.   

Ценность: 

Народная память сохранила архаическое мировоззрение  современного марийского народа  в глубоком почитании священных мест и молитвенного слова. Согласно марийской легенде, в древности Верховный Бог Юмо собирал совет. На совет собрали татарина, русского и марийца с жёнами и детьми. Русский и  татарин явились к Юмо и представили свои семьи. Юмо был приветлив с ними. Русскому он дал христианскую веру, татарину  магометанскую веру.  Потом Юмо вызвал   марийца. Юмо спросил: «А где твои жена и дети?» Мариец ответил: «Постеснялся  я их привести, оставил   в роще».   Бог рассердился и   пообещал наказать марийца за непослушание.  Мариец, повесив голову, направился к роще. Там он увидел, что оставленные им  дети и жена превратились в обугленные пни. Дети,  превращенные в пни просили у отца поесть, а жена  попросила одежду. Так у марийцев появился обычай в молитвенных рощах обхаживать (приносить жертвы), исполняя специальные обряды.

Современные марийцы бережно относятся к наследию своих предков.  Культура народа мари имеет сакральные истоки, связанные с особенной этнокультурной религиозной жизнью. По сути своей марийцы остаются привержены традиционной культуре, выраженной в  культовых знаках бытия. Традиционная магия понимается современными марийцами, как  способ постижения внутренних законов мира и человека, как  система непреходящих ценностей.  Святой Акпатыр  стал для марийцев символом крепости духа и распоряжения своей судьбой. Люди, отстаивающие сохранение всего марийского, полноценного развития культурных  традиций народа, его языка, письменности, молитвенного слова, участвуют в празднике не формально. Марийские традиции,   исполнительские искусства, обычаи, обряды, знания и навыки, используемые для организации празднества, посвященного Акпатыру, дополняют необычные природные ландшафты и артефакты минувших эпох.

Форма бытования:  Восстановленная. 

Этнологический аспект:

В празднике просматривается стремление марийцев почувствовать единение со своими предками, вернуться к своим корням. Массовая христианизация марийцев не была завершена. Значительная их часть и поныне сохраняет свою  этническую  веру, для которой характерны почитание божеств-покровителей и покровительниц сил природы, жилищ и хозяйственных построек, культ  марийских эпических героев.

Исторический аспект:

Национальная письменность марийцев появилось сравнительно недавно. Ранние письменные марийские памятники культуры отсутствуют. Особое развитие в фольклоре марийского народа получил жанр песни. В них ярко обобщены  образы марийских эпических героев Курык кугызы, Чумбылата, Кугырака, Акпатыра, Чоткара. В культуре марийцев нет крупных поэтических жанров с историческим содержанием. Марийский героический эпос об  Акпатыре окончательно не оформился до сегодняшнего дня.

Социологический аспект:

В настоящее время в Малмыжском районе проживает примерно половина русских, треть татар, 16%   населения – марийцы и 4% – удмурты. Район находится на стыке трёх республик, граничит с Татарстаном, Марий Эл, Удмуртией. Праздник Акпатыра малмыжане отмечают вместе.  Он   отражают всю многоликость и национальный колорит Малмыжского района Кировской области.

Лингвистический аспект:

Марийцы имеют два литературных  языка,   орфография и грамматика которых сильно отличается. Есть язык луговых марийцев (олык марий) и язык горномарийцев (кырыкмары) На территории Кировской области проживают представители олык марий и кырыкмары.  Праздник почитания покровителя марийцев святого Акпатыра дает возможность познакомиться с культурой и историей марийского народа, увидеть и изучить его национальные танцы, услышать необыкновенно красивые, лирические  песни, посетить мастер-классы по марийскому языку.  

9. Сведения о происхождении объекта нематериального культурного наследия.

Исторический аспект:

Акпатыр (Акпатыр-чочой) – персонаж марийской легенды, национальный герой (марий талешке), основатель первой марийской деревни. Акпатыр – вождь марийцев.  Считается, что он родился в деревне  Кетек-Мучаш. Рано осиротев, воспитывался в семье татарского мурзы, где  получил хорошее образование. Акпатыр при своей жизни пользовался славой целителя и  праведного наставника. После смерти Акпатыра, на его могиле посадили берёзу, которую до сих пор марийцы чтут как священное дерево, обладающее целительной силой. Вскоре, от места захоронения Акпатыра начались исцеления и чудотворения.

Слава о чудесном исцелении больных и страждущих широко распространилась. Могила Акпатыра стала местом паломничества.  В наши дни праздник почитания Акпатыра собирает не только марийцев, но и  паломников других национальностей из  ближнего и дальнего зарубежья.  По своей сути праздник является обрядом жертвоприношения.

Этнографический аспект:

Марийцы (мари) – древний поволжский народ финно-угорского происхождения. «Мари» (марий) этимологизируется как «человек», «мужчина», «муж». Исторически, в силу противостояния Казанского и Московского царств из единого марийского этноса выделились сильно отличающиеся друг от друга этнографические группы:  луговые марийцы (олык марий) и горномарийцы (кырыкмары). В противостоянии Казани и Москвы горномарийцы встали на сторону Москвы. В их фольклоре  герой Акпатыр состоял в войске Ивана Грозного. Луговые марийцы воевали на стороне татар против Ивана Грозного. Их фольклорный герой — правитель Малмыжского княжества князь Болтуш. По преданию, Болтуш погиб при защите своей столицы Малмыжа от пушечного ядра и был похоронен  на вершине горы, которая поныне называется Болтушевой. В настоящее время  почитание Акпатыра принято праздновать,  вспоминая Болтуша.

 В 2015 году администрация Малмыжского района и марийская общественность в день памяти Акпатыра провели  презентацию историко-этнографического комплекса  «Полтыш Курык» — «Болтушина Гора». За последние годы усилиями марийской общественности проблема сохранения общего исторического и культурного наследия марийского народа вышло на качественно новый уровень. Марийская традиционная религия играет важную роль в жизни современного марийского общества. Будучи, по сути, национальной верой, она интегрирует марийцев из разных мест и регионов России в единое целое. Марийская традиционная религия никак не подразделяет марийцев.  

Все мари, участники праздника, одинаково стоят перед своими богами. Глобальный аспект превалирует над локальными различиями.

Историко-этнографическая характеристика:

 Марийская традиционная религия объединяет верующих древнемарийских (чимарийской веры), почитателей традиционных верований и обрядов, принявших крещение и посещающих церковное богослужение (марла вера) и приверженцев религиозной секты «Кугу Сорта». Эти этноконфессиональные различия сформировались под воздействием и в результате распространения православной религии в крае. Религиозная секта «Кугу Сорта» оформилась во второй половине XIX века. Существующие между религиозными группами определённые несоответствия в верованиях и обрядовой практике не играют существенного влияния в повседневной жизни марийцев. Эти формы традиционной марийской религии составляют основу духовных ценностей марийского народа.

У китякских марийцев свой большой пантеон богов и божков. Его возглавляет Единый Бог Т?? Ош Кугу Юмо  (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог выступает в образе девяти божеств-ипостасей, которые   условно   подразделяются на три группы. Первая группа богов отвечает за спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого – бог светлого мира, животворящий бог, божество творческой энергии. Вторая группа богов отвечает за милость, праведность и согласие – бог судьбы и предопределения жизни, всемилостивый бог, бог согласия и примирения. Следующая группа богов несет возрождение и неиссякаемость жизни – богиня рождения, богиня земли, богиня изобилия. Есть бог Никола юмо — бог Николай Чудотворец. Всего в пантеоне не менее ста семидесяти богов. Им молятся и приносят жертвы в особых молельных рощах.

Руководителями молений выступают  жрецы – карт. Традиционная марийская религия непосредственно влияет на формирование личности каждого верующего марийца. Марийцы считают, что творение мира  и человека осуществляется на основе и под воздействием духовных начал Единого Бога. Человек является неотъемлемой частью  природы, сочетая в себе телесное и божественное начала.  Праздник Акпатыра – это моления, направленные на облагораживание земной жизни, улучшение её качества, расширение возможностей людей. Как правило, праздник почитания Акпатыра возглавляет Верховный карт  Марий Эл, ли как говорят в Мари Эл – «Онаенг» –  Александр Иванович Таныгин.

10. Сведения о действии над/ с объектом нематериального культурного наследия.

Сохранение:

При всём самобытном характере день памяти Акпатыра перешагнул местные границы и стал межрегиональным событием, проводимым по соглашению между Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и Департаментом культуры и общественных связей Кировской области. Залогом сохранения  праздника является его объединяющие людей разных национальностей начала. 

Популяризация:

Ежегодное проведение праздника почитания Акпатыра в содружестве с другими регионами. Информация о празднике распространяется через периодическую печать, сеть Интернет, сайт http://komanda-k.ru, http://www.moya-planeta.ru/, социальные сети Facebook  (facebook.com), Одноклассники (odnoklassniki.ru), В контакте (vkontakte.ru), Мой Мир (my.mail.ru), В кругу друзей (vkrugudruzei.ru), Гайдпарк (gidepark.ru) 

Сохранение и развитие:

Основная  работа по сохранению и развитию марийской обрядовой культуры проводится Центром марийской традиционной религии и Центром-музеем имени Валентина Колумба. Среди участников праздника много детей и молодежи. Это дает надежду, что народная культура и традиционная вера будут сохранены и переданы следующим поколениям. 

11. Основные положения описания объекта нематериального культурного наследия. 

 Традиционно праздник начинается молитвами Главному богу – Ош Поро Кугу Юмо, богам – Ава Кугу юмо, Юдава юмо,  Кугурча юмо.  Верховный карт творит молитву святому Акпатыру. Жрец благодарит Акпатыра за то, что он оберегает марийский народ от невзгод и болезней, дает силы и возможности для духовного роста и богатства. Молитвы произносятся и другим богам. Верховный карт просит  всех благ не только для марийцев, но и для всех народов нашей Вселенной, жить в мире и дружбе между собой и научиться уважать друг друга. К молитвам присоединяются и другие карты и другие участники праздника. После молитвенных обрядов устраивается жертвоприношения, угощенья блюдами традиционной марийской кухни.

Одна из молитв марийцев на празднике:

«Дух огня! Своим прямо поднимающимся дымом подними и скажи (ты ведь переводчик человека). С просьбой я пришёл. Слова мои (моя мысль) попросили: дойди до духа лебедя, доведи молитву нашу и скажи: «Дух лебедя! Если дочь моя заболела от насланной болезни, то возьми наши пожертвования.  Молюсь тебе с кашей и солью. Ты только поставь на ноги занемогшего человека».

Основные угощения  на празднике – домашний квас (пура), хлебцы (эгерче), блины, лепешки, перемечи, пироги из ягод и грибов, ватрушки, а также сырки (туара).

Праздник Акпатыра – это и спортивные состязания по национальной борьбе. Согласно национальной традиции, в состязаниях по борьбе могут участвовать только «батыры» (богатыри) и «чи мари», что в переводе означает «светлые марийцы».   Выходить на схватку с соперником нужно только с чистыми помыслами и добрым сердцем.   

Праздник  Акпатыра  дает возможность познакомиться с культурой марийского народа, увидеть их национальные танцы, услышать необыкновенно красивые, лирические  песни, отведать блюда марийской национальной кухни. В 2015 году китякские марийцы на празднике Акпатыра организовали выставку изделий декоративно-прикладного искусства и национального марийского костюма.

12. Сведения об особенностях распространения и использования объекта нематериального культурного наследия: 

Частота выражения объекта нематериального культурного наследия:

Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра известен с XV века. В настоящее время  восстановлен, имеет статус межрегионального праздника и проводится ежегодно с 1998 года, один раз в год, в августе.

Праздник святого Акпатыра дает возможность познакомиться с культурой марийского народа, увидеть их национальные танцы, услышать необыкновенно красивые, лирические  песни, отведать блюда марийской национальной кухни. Китякские марийцы часто на празднике Акпатыра организовывают выставку изделий декоративно-прикладного искусства и национального марийского костюма.

Важным условием проведения праздника является то, что он из года в год обогащается новыми формами и содержанием, но в главном он неизменен – это праздник труда, радости и дружбы народов. Национальная самобытность, традиционное гостеприимство, добрый дух этого праздника привлекают к нему людей разных национальностей и разной веры, объединяя и сближая их. Он несет в себе дух толерантности, патриотизма, сплочения.

Средства выражения объекта нематериального культурного наследия:

Традиционные марийские религиозные обряды, национальные танцы, песни, блюда марийской кухни, марийские национальные костюмы, спортивные состязания.

Способы передачи объекта нематериального культурного наследия:

Мастер-классы по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества, фото, видео, масс-медиа, Интернет, публикации в СМИ.

Факторы, способствующие распространению объекта нематериального культурного наследия:

Возрождение духовных традиций марийского народа.  Не смотря на то, что  большинство мари – крещеные в православие христиане, многие из них считают себя двоеверцами. Они посещают как приходы Русской Православной Церкви (РПЦ), так и священные рощи.  РПЦ толерантно относится к той части своей паствы, которая по разным причинам обращается к традиционной религии мари, в которой   Иисус Христос  признается одним из святых. 

13. Сведения о наградах объекта нематериального культурного наследия:

Не имеется.

14. Предметы, связанные с объектом нематериального культурного наследия.

Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоит из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обу­ви. Женский костюм дополняется украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготавливается из холста (вынер), чаще из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полу­сукна, шкур животных, шерсти, лыка.

Мужская одежда марийцев подверглась влиянию русского кос­тюма, что связано с большой подвижностью этой части на­селения, поскольку мужчины занимались кустарными и отхожи­ми промыслами и быстрее воспринимали русскую и фабричную одежду. Однако, в костюме марийцев-мужчин сохранились специ­фические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе но­шения тех или иных элементов костюма вплоть до 20—30 годов XX века.

Кафтан — важная часть традиционного мужского костюма. Ле­том носят легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр). Она двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый – у большинства луговых и вос­точных мари. Второй распространен среди горных и части лу­говых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшены кума­чом, тесьмой, у луговых марийцев — вышивкой. 

Традиционный марийский костюм мужчины-участника праздника  состоит из рубахи туникообразного кроя, скромно украшенной  и штанов.  Рубаха с поясом. Головной убор – войлочная шляпа.  

Орнаментация рубах различных локальных групп имеет специ­фические особенности, определяющиеся давними традициями. Жен­ские рубахи различных территориальных групп луговых мари так­же имеют особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различается не только местом расположения на рубахе, но и цвето­вым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки.

Женская рубаха  длиннее мужской и богато украшена вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах.

С рубахой женщины-участницы праздника надели шовыр –  балахон с вышивкой. Женский головной убор – «сорока», конусообразный  колпак  или «щарпан» – головное полотенце.

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимает одно из самых важных мест. Это знак, указывающий на воз­раст, общественное положение носительницы. Головные уборы под­разделяются на девичьи и женские.

У каждого народа, как известно, существуют свои эстетические представления об одежде. У марийцев традиционный цвет – белый. Белый цвет — специфическая особенность марийского костюма.

В настоящее время функциональное применение марийского национального костюма все более перемещается в сторону использования его в ка­честве праздничного и сценического.

15. Техники исполнения объекта нематериального культурного наследия.

В 1998 году в деревне Большой Китяк (Кугу Кетек) святому Акпатыру   установили памятник.  С 1998 года паломничество к месту захоронения святого Акпатыра приняло организованный характер.  Ежегодно   проводится праздник его почитания, сопровождаемый древнемарийскими моленьями и жертвоприношениями.

Марийские традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, изделия декоративно-прикладного искусства; знания и навыки, используемые для организации празднества, посвященного почитанию святого Акпатыра, дополняют необычные природные ландшафты деревни Большой Китяк.

Праздник почитания святого Акпатыра проводится согласно системе традиционных верований марийского народа, который сохранил религиозную самобытность марийского народа. Организации данного праздника содействует полноценная конфессиональная структура – общественная организация «Марийская традиционная религия»  («МТР»). 

16. Принадлежность объекта нематериального культурного наследия.

Национальность: Мари.

Культура: Финно-угорская группа уральской семьи.

odntkirov.ru

АКПАТЫР

АКПАТЫР(Акпатыр-чочой) (д.Кетек –Мучаш, 16-й век, ныне Малмыжский район Кировская область)

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.

Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр ( «белый богатырь»).

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру (скульптор С.ЯНДУБАЕВ). С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

О нём: «Полтыш - князь черемисский. Малмыжский край». / Сост. В. Н. Козлов, Йошар-Ола, 2003.

marihistory.ru

АКПАТЫР

АКПАТЫР(Акпатыр-чочой) (д.Кетек –Мучаш, 16-й век, ныне Малмыжский район Кировская область)

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.

Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр ( «белый богатырь»).

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру (скульптор С.ЯНДУБАЕВ). С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

О нём: «Полтыш - князь черемисский. Малмыжский край». / Сост. В. Н. Козлов, Йошар-Ола, 2003.

marihistory.ru

У Акпатыра с Полтышем: праздник марийских героев

Каждую первую субботу августа люди разных национальностей собираются в деревне Большой Китяк (Кугу Кетек) Малмыжского района Кировской области. Там традиционно проходят моления, посвященные национальному герою Акпатыру. Нынче эта дата совпала с Ильиным днем, поэтому его перенесли на вторую субботу. И вот 9 августа 2014 года пешком и на автомобилях, из близлежащих сел и деревень, также преодолев сотни километров, более тысячи человек пришли почтить память Акпатыра. Только легковых автомобилей набралось более двухсот единиц.

В 1990-е годы на чествование Акпатыра чочой-повой собиралось не так много народу, но за последние несколько лет сюда приезжает до двадцати одних лишь онаенгов (жрецов). Они совместно с руководителем общины марийской традиционной религии Александром Таныгиным проводят моление.

И теперь местные жители с семьями и родственниками приходят на этот праздник. Надо сказать, что Акпатыр — это персонаж марийской легенды, национальный герой и покровитель, целитель марийцев. По народной молве, он родился в д. Кетек-Мучаш, расположенной в современной Кировской области. С детства отличался большой силой, выносливостью, трудолюбием. В течение всей жизни он исцелял и помогал людям, был праведным наставником. По преданию, по его просьбе после смерти похоронили Акпатыра близ деревни Кетек Малмыжского района. Со своими просьбами о помощи люди стали приходить на его могилу. Сейчас это место облагорожено и 15 августа 1998 года установлен памятник с надписью: «Марийлан вий-куатым пуэн шого!», что в переводе означает «Даруй марийцам силу и мощь!».

В этот день собравшиеся также поклонились другому национальному герою — Полтышу, похороненному рядом с Малмыжем. По словам одного из тех, чьими усилиями воссоздается историческая память народа — известного общественного деятеля Владимира Козлова, летом 2010 года администрация Малмыжского городского поселения выделила Центру-музею им. Валентина Колумба в аренду полтора гектара земли под историко-этнографический комплекс «Полтыш Курык» — «Болтушина Гора». Здесь силами марийской общественности был установлен Памятный камень в честь марийского князя Полтыша.

На Болтушину гору в этом году прибыло около сотни паломников. Директор Центра-музея им. Валентина Колумба поблагодарил их за такую активность, поделился своими замыслами и планами по поводу обустройства комплекса.

Заместитель руководителя общины традиционной марийской религии Вячеслав Мамаев провел моление, благодарствуя предков, обращаясь к Светлому Великому Богу — Ош Поро Кугу Юмо — за благоденствием и благополучием во всем в жизни марийского народа.

7x7-journal.ru

Праздник Акпатыра объединяет народы

1 августа 2015 года в селе Большой Китяк, что находится в Малмыжском районе Кировской области, прошёл очередной межрегиональный праздник- праздник национального героя Акпатыра.

Поклониться великому вождю марийского народа и почтить его память приехали не только жители района, но и гости из соседних регионов - Республики Татарстана и Республики Марий Эл. Как заметил один из присутствовавших гостей, праздник прошёл на очень высоком уровне. Как и полагается, сначала прошло торжественное открытие мероприятия, затем священнослужители (карты) освятили пищу, трижды обошли вокруг могилы Акпатыра и начал молиться. После моления была праздничная трапеза у памятника Акпатыру.

Этот праздник поистине стал символом дружбы, объединяющий людей разных национальностей из разных уголков нашей страны. На него пришли не только марийцы, но и татары, и удмурты, и русские. «С удовольствием приезжаю на этот праздник уже третий год вместе со своей семьёй. Очень нравятся марийские песни и танцы!» - поделился один из очевидцев на праздничном концерте, устроенном в честь Акпатыра.

Веселье продолжалось до ночи. Были и песни, и танцы, и даже фейерверк! Не испугал людей ни дождь, ни ветер. «Уезжаем отсюда мокрые, но довольные и счастливые», - улыбается один из знакомых.

Автор: Наталья Жукова, практикантка Этнокультурного интернет-журнала «Арслан».

mari-arslan.ru

Марийцы помолились святому Акпатыру и попросили у него мира и благ для всех народов (фото)

 

В селе Большой Китяк (Кугу Кетек) Малмыжского района Кировской области РФ приверженцы Марийской Традиционной Религии (МТР) совершили 4 августа паломничество к могиле святого Акпатыра, который считается покровителем и целителем марийцев. Обрядовые моления провели священнослужители Марийской Традиционной Религии во главе с Верховным картом Александром Таныгиным, сообщает корреспондент Инфоцентра FINUGOR.

Еще на въезде в село Б.Китяк, по старой доброй традиции, активисты из числа местных жителей встречали делегации гостей хлебом-солью. Приятно было видеть, как марийские дети в национальной одежде встречают гостей приветствиями на родном языке.

Несмотря на то, что на мероприятии не было официальных лиц как от Кировской области, так и от Марий Эл, а также по неизвестной причине не приехали лидеры Мер Канаш (Всемарийский Совет) - это никоим образом не омрачило праздник и не уменьшило значимость этого воистину всенародного мероприятия. Помимо местных жителей, было много гостей из соседних регионов. К слову сказать, можно было насчитать более 40 машин только с номерами из Марий Эл.

Перед началом молитв святому Акпатыру с приветственными словами перед собравшимися выступили местные активисты и лидеры общественных объединений Татарстана и Марий Эл, от имени делегации башкирских мари свое слово сказал редактор газеты «Чолман», которая выпускается на марийском языке в Башкортостане. Проникновенную речь произнес директор средней общеобразовательной школы села Большой Китяк Евгений Поткин, который приложил немало усилий для того, чтобы праздник состоялся на высоком уровне.

В то же время среди собравшихся местных жителей поговаривали, что администрация Малмыжского района, не говоря уже о властях Кировской области, не проявляет должного участия в организации праздника и все заботы легли на плечи марийских активистов Малмыжского района, в частности, села Большой Китяк.

Молитву начал Верховный карт. Как и принято в Марийской религии, жрец благодарил Акпатыра за то, что он оберегает марийский народ от невзгод и болезней, дает силы и возможности для духовного роста и богатства. Просил всех благ не только для марийцев, но и для всех народов нашей Вселенной, жить в мире и дружбе между собой и научиться уважать друг друга. К молитвам присоединились и другие карты, прибывшие на праздник.

Было отрадно наблюдать, что люди приходят на праздник целыми семьями - и стар и млад. Среди паломников было много детей и молодежи - это дает надежду, что народная культура и традиционная вера будут сохранены и переданы следующим поколениям. А это и есть основа существования и развития любого народа.

После дружеского обеда, который устроили гостям хозяева мероприятия, марийские делегации двинулись в сторону города Малмыж, где на живописной возвышенности - Болтушиной горе, год назад был установлен памятный камень Полтышу (Болтушу) - марийскому князю, который погиб от пушечного ядра в битве с войсками Ивана Грозного, защищая родной город. В память о знаменитом князе день его гибели 26 апреля отмечается как День национального героя народа мари. Установлен он был в 1917 году на I Всемарийском съезде. Собравшиеся почтили память марийского богатыря и князя молитвами и добрым словом. Было решено также увековечить память жены Полтыша - красавицы Шошмы. По легенде, узнав о гибели мужа, она бросилась в реку, которая после ее смерти начала называться ее именем - Шошма.

Усилиями марийских общественников и лично Владимира Козлова, директора Центра-музея имени Валентина Колумба, администрация Малмыжа выделила под строительство музейно-исторического комплекса посвященного князю Полтышу более гектара земли на Болтушиной горе.

finugor.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.