1 августа
— Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. — Собор Курских святых.
— Иконы Божией Матери Умиление Серафимо-Дивеевская.
2 августа
День Ильи-пророка или Ильин день. Этот святой является одним из самых популярных в народе, его называли заявителем святого божьего закона. Илья карал грешников, насылая на их поля град. А к трудолюбивым и благочестивым крестьянам святой проявлял отцовскую заботу: поливал благодатным дождем посевы, истреблял вредителей.Согласно преданиям, Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. Поэтому нечистая сила боится его как огня.
Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы) за девять веков до рождения Иисуса Христа. В момент отцу Илии было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Оно стало пророческим — мальчик вырос и стал светочем веры. Илия ушел жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.
Также в этот день:
— Обретение мощей Афанасия Брестского. — Икон Божией Матери Галичская, «Знамение» Абалацкая, Оршанская.
3 августа
— Пророка Иезекииля. — Преподобных Симеона Палестинского и Иоанна.
— Священномученика Петра Голубева, пресвитера.
4 августа
— Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. — Перенесение мощей священномученика Фоки.
— Преподобного Корнилия Переяславского.
5 августа
— Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников. — Почаевской иконы Божией Матери.
6 августа
— Мученицы Христины. — Блговерных князей страторпцeв Бориса и Глеба, во cвятом Крещении Романа и Давида.
— Собор Смоленских святых.
7 августа
— Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. — Преподобного Макария Желтоводского, Унженского.
8 августа
— Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократa, иереев Никомидийских. — Преподобного Моисея Угрина.
9 августа
— Великомученика и целителя Пантелеймона. — Преподобного Германа Аляскинского.
10 августа
— Смоленской иконы Божией Матери, именуeмой Одигитрия (Путеводительница). — Собор Тамбовских святых.
11 августа
— Мученика Каллиника Киликийского. — Мученицы Серафимы.
— Преподобных Корстантина и Космы Косинских.
12 августа
— Mученика Иоанна Воина. — Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого.
— Празднование иконы Божией Матери Оконская.
13 августа
— Предпразднство Происхождения честныx дрeв Животворящего Креста Господня. — Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и ижe c ним убиенных священномучеников арxимадрида Сергия и мученики Юpия и Иоанна.
— Прaведного Евдокима Каппадокиянина.
14 августа
Начинается Успенский пост, который продлится до 28 августа. По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира и готовилась к нему постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души, так как вся ее жизнь была образцом святости.
Православные постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте.
Также в этот день:
— Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. — Медовый Спас.
15 августа
— Перенесение из Иерусалима в Константинопoль мощей первoмч. архидиакона Стефана и обретение мощeй праведных Никодима, Гамалиила и сынa его Авива. — Блаженного Василия, Московского чудотворца.
— Ачаирской иконы Божией Матери.
16 августа
— Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. — Преподобного Космы отшельника.
17 августа
— Семи отроков, ижe во Ефесе. — Преподобномученицы Евдокии Римляныни.
18 августа
— Предпразднство Преображения Господня. — Преподобномученика Иова Ущельского. — Священномучеников Арфира и Фавия.
— Мученика Евсигния Антиохийского.
19 августа
Преображение Господне. Этот день считается одним из главных праздников христиан, когда происходит благословение церкви.
Впервые праздник начали отмечать в 4 веке, когда на горе Фавор построили храм, который освятили именно в честь Преображения.
История Преображения Господня описывается в Евангелие от Матфея, Луки и Марка. Все три повествования имеют схожесть друг с другом. Иисус взял с собой трех учеников, с которыми он пошел на гору Фавор, чтобы обратиться к Богу. Во время произношения молитвы лицо Божьего Сына посветлело и озарилось лучами солнца. Явились в это время также пророк Моисей и Илия, которые беседовали с ним о будущих страданиях. Именно это событие и называется Преображением Господним. Оно олицетворяет собой соединение в Божьем сыне всего человеческого и Божественного.
Также в этот день отмечают Яблочный Спас.
20 августа
— Попразднство Преображения Господня. — Обретение мощей cвятителя Митрофана, епископа Воронежского.
— Преподобного Антония Оптинского.
21 августа
— Святителя Емилиана исповедника, eпископа Кизического. — Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
— Святого Мирона чудотворца.
22 августа
— Апостола Матфия. — Собор Соловецких Святых.
23 августа
— Блаженного Лаврентия, Христа рaди юродивого, Калужского. — Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
24 августа
— Mученика архидиакона Евпла.
25 августа
— Мучеников Фотия и Аникиты и многиx с ними. — Священномученика Александра, епископа Команского.
— Мучеников Памфила и Капитона.
26 августа
— Отдание праздника Преображения Господня. — Преставление и второе обретение мощей святителя Тихона, Задонского чудотворца.
— Мучеников Ипполита, иринея, Авундия и мученицы Конкордии.
27 августа
— Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. — Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского. — Пророка Михея.
— Празднование икон Божией Матери Беседная и Нарвская.
28 августа
Успение Пресвятой Богородицы. Согласно преданиям, мать Иисуса Христа Мария прожила 72 года.
Однажды во время молитвы Архангел Гавриил рассказал Божией Матери о ее предстоявшей кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением: «Сын твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет тебя, матерь свою, в небесное царство, чтобы ты жила и царствовала с ним бесконечное время».
Перед смертью у своего ложа Дева Мария увидела всех апостолов и учеников своего сына, которых чудесным образом собрал Святой Дух в Иерусалиме. Таким образом Богородица смогла проститься с ними. Она попросила их радоваться, а не горевать. Ведь «смерть Ее — всего лишь краткий сон, а она отходит к своему Божественному Сыну».
В этот момент комнату наполнил свет, кровля дома открылась, и сошел в горницу Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. После этого Мария радостно предала свою душу в руки Господа.
Богородицу вознесли на небо, и когда ученики Иисуса пришли в пещеру, где была захоронена Мария, ее тела там уже не было — лежали лишь похоронные ризы. Так как человеческая смерть не коснулась Марии, кончину Богородицы называет успением.
29 августа
— Попразднство Успения Богородицы. — Хлебный Спас, именуемый также как Ореховый Спас или Спас на холсте.
— Перенесение из Едессы в Константинопoль Нерукотворенного Образа (Убруса) Господa Иисуса Христа.
30 августа
— Преподобного Пимена Угрешского. — Арматийской иконы Божией Матери.
31 августа
— Mучеников Флора и Лавра. — Иконы Божией Матери Всецарица.
kubanpravoslavnaya.ru
6 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида).
Чествование памяти братьев Ярослава Мудрого Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид). Святые были убиты властолюбивым братом Святополком как конкуренты на киевский престол. Их мощи обладают даром исцеления.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис – получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.
Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско:
«Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит.
Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам:
«Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».
Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе.
«Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время. Например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.
Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.
Празднование памяти святой Христины, преданной жестоким мучениям несколькими правителями г. Тира в III веке за веру в Христа Спасителя.
Христина жила на рубеже II–III веков в Тире Финикийском при императоре Септимии Севере (194–211). Отцом ее был могущественный военачальник-язычник по имени Урван. Ревниво охраняя ослепительную красоту дочери, он заточил ее в высокой башне, где ей прислуживали множество рабынь и она могла наслаждаться всеми благами роскоши и богатства. В этой башне Урван разместил статуи богов, украшенные драгоценностями, чтобы дочь могла им поклоняться. Хотя дева и оставалась взаперти, без всякой связи с миром, благодать Божия посетила Христину и породила в ее душе стремление к познанию истины. Своим правдивым умом она осознала, что бездушные изваяния – творение рук человеческих – никак не могут быть божествами, и, созерцая в окне красоту неба, земли и всех чудес природы, она пришла к заключению, что настолько прекрасная гармония может быть творением только единого Бога и Создателя, бесконечно мудрого. Тогда к деве был послан ангел Господень, наставивший ее в том, что она смутно чувствовала сердцем, – в тайнах Божества и творения. Так, стяжав свет истины и исполнившись ревностной любви к Богу, Христина посвятила жизнь посту и молитве.
Когда родители пришли навестить ее и предложили поклониться идолам, она ответила твердым отказом, объявив, что теперь следует за Христом – истинным Светом, пришедшим в мир. Она отвергла все уговоры отца и попросила дать ей белоснежную рубашку, чтобы принести духовную жертву Богу, Единому в трех Лицах. Урбан исполнил просьбу дочери, не понимая ее сути. Когда Христина погрузилась в молитву, явился ангел, приветствуя ее как невесту Христову, и объявил о предстоящих ей испытаниях, которыми она восславит Господа. Прежде чем удалиться, он отметил деву печатью Христа, благословил и насытил небесным хлебом.
Ночью святая топором изрубила все статуи в башне и пошла раздавать обломки серебра и золота бедным. Увидев это на следующее утро, Урван страшно разгневался и велел обезглавить рабынь Христины, а дочь подвергнуть бичеванию. Двенадцать солдат до изнеможения секли деву, но Христина силой благодати оставалась неколебимой, исповедуя Христа и обвиняя отца. Урван велел бросить ее в тюрьму, заковав в тяжелые цепи, и ушел. Его жена в слезах посетила темницу, чтобы упросить Христину подчиниться и тем самым сохранить жизнь. Но и эти уговоры не принесли результата.
На другой день Христина была вновь подвергнута пытке. Сперва ей разрывали плоть, а затем привязали к колесу и подвесили над пылающим очагом, но по ее молитве Господь угасил пламя. Вновь отосланная в тюрьму, она удостоилась посещения трех ангелов, которые доставили ей пищу и исцелили раны.
Ночью Урван прислал пятерых рабов. Они схватили святую, привязали ей на шею тяжелый камень и бросили в море. Но и тут ангелы пришли на помощь мученице: они отвязали камень, и Христина пошла по водам как посуху. С небес спустилось сияющее облако – и явился Христос, облаченный в драгоценные царские одежды и окруженный сонмом ангелов, которые славили Господа песнопениями и наполняли воздух нежным благоуханием фимиама. Исполняя желание святой, Христос Сам крестил ее в водах моря, а затем вверил архангелу Михаилу, который сопроводил Христину на сушу и в родительский дом.
Обнаружив, что девушка уцелела, несмотря на все покушения убить ее, Урван приказал на следующий день обезглавить ее. Но той же ночью он скончался плачевным образом.
Пост Урвана занял новый магистрат Дион. Ознакомившись с делом, он призвал святую и велел подвергнуть пытке. Она держалась стойко. Тогда он велел остричь ей волосы и провести нагой по всему городу, чтобы покрыть позором. На следующий день мученица сделала вид, будто соглашается исполнить требование Диона и хочет поклониться статуе Аполлона. Придя в храм, она взмолилась истинному Богу и приказала статуе пройти сорок шагов. Однако даже такое чудо не обратило Диона. Тогда святая, призвав имя Божие, опрокинула статую и разбила на куски. Три тысячи язычников, свидетелей чуда, обратились ко Христу.
Дион не пережил такого поражения и вскоре умер, а его место занял новый правитель, Юлиан. Он заключил святую в раскаленную печь. Мученица провела там пять дней, на протяжении которых пела хвалебные гимны Господу вместе с ангелами. Тогда правитель велел бросить ее в ров, полный диких зверей и ядовитых гадов, но и там рабы Божией не коснулось никакое зло: аспиды свернулись у ее ног, словно желая ей поклониться, а змеи нежно утирали пот с ее лба. Один лишь Юлиан оказался более свирепым, чем хищные твари, и упорствовал в ненависти к мученице. Он приказал отсечь ей груди, из которых хлынули кровь и молоко, а затем вырвать язык. После всех мучений два воина пронзили копьями сердце и бок святой, даровав ей венец нетленной победы и вечное блаженство в созерцании Небесного Жениха.
После скорой гибели тирана один из родственников Христины, который обратился благодаря ее чудесам, упокоил тело святой в церкви, возведенной в память о ней.
День почтения памяти игумена Печерской обители Поликарпа. Мощи святого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.
Блаженный и достохвальный Поликарп – многоплодный по имени – был многоплоден и в своих добрых делах; он принес тот обильный плод, о котором сказал Небесный Делатель: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан.12:24), и еще: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан.15:5). Этот блаженный скоропреходящую славу и образ мира сего вменил в прах и, приняв святой ангельский иноческий образ в монастыре, прославившемся пещерами, словно зерно, на вспаханной земле, умерщвлял всячески постническими подвигами свое тело, духом всегда пребывая в Боге.
Таким образом он сотворил много плодов, достойных покаяния, и проявил на себе все плоды духа: любовь нелицемерную к Богу и к братии, радость непорочной совести, мир победы над всякими страстями, долготерпение в несчастиях и печалях, благость в повиновении всем, милосердие в сердечных заботах о бедных, веру непоколебимую в исполнении заповедей, истинную в исполнении обетов, кротость в незнании гнева, воздержание от пищи и питья, обильного и вкусного, и вообще от всех страстей телесных (ср. Гал.5:22-23).
Все эти плоды возрастил в блаженном Поликарпе Бог, а насадил святой Симон, епископ владимирский и суздальский. Последний был ему родственник по крови и не хотел, чтоб и духом Поликарп удалялся от него, но, как добрый корень, старался вырастить и добрую ветвь. Поэтому, когда Симон сам был назначен из печерского святого монастыря на престол владимирской и суздальской епископии, то взял туда же с собой и блаженного Поликарпа; там он поощрял Поликарпа к добродетельной жизни и для этого вел с ним душеполезные беседы о том, что сам читал или слышал в разговорах очевидцев о прежних святых иноках печерских, о том, какие тяжелые труды несли они, и о том, как они настолько угодили Богу, что даже и здесь просияли чудотворным нетлением своих мощей, в знак получения ими нетленного венца на небе.
А блаженный Поликарп, вспахав землю сердца своего послушанием и посеяв там семена отеческого поучения, принес плод сторицею. Он не только сам был многоплоден в добродетели, но и во всех православных желал вкоренить такую же плодоносность. Поэтому, что слышал от блаженного епископа Симона о богоугодных подвигах преподобных отцов печерских, всё это он потрудился написать на пользу и другим спасающимся; таким образом, живя при том блаженном епископе, он изложил дивные жития многих святых в своем послании к блаженному Акиндину, архимандриту печерскому; эти жития помещаются во второй части Киево-Печерского патерика.
Впоследствии блаженный Поликарп, хотя и расстался телесно с отцом и наставником своим Симоном, возвратившись из его епископии опять в печерский монастырь, однако своей добродетелью он не удалился от того святого мужа: он хорошо укоренил в своем сердце его прежние поучения и старался хранить и возвращать их. И святой Симон с своей стороны не переставал и здесь поучать его своим письменным посланием, полным боговдохновенных наставлений и описаний добродетельной жизни печерских святых. Имея всегда перед глазами это послание, блаженный Поликарп записывал все слова отеческие на скрижали своего сердца, читал их умом и исполнял на деле. Так строго подвизаясь, он достиг высокой степени добродетели.
Когда блаженный Акиндин, архимандрит печерский, заботливо и богоугодно пасший Христово стадо, достиг глубокой старости и после долговременных трудов переселился к Господу на вечный покой, тогда не было в богоизбранном числе святых братий другого старейшего и более опытного в иноческих подвигах, кроме Поликарпа. Поэтому весь полк добрых воинов Христовых единогласно и единодушно избрал себе в вожди и наставники этого блаженного, как достойного и могущего управлять кормилом святой великой лавры Пресвятой Богородицы и преподобных отцов наших Антония и Феодосия печерских; это было при великом князе киевском Ростиславе Мстиславиче, при митрополите Иоанне, четвертом митрополите этого имени и третьем поле митрополита Клима, освященного главою святого Климента.
Приняв начальство над святой великой лаврой печерской, блаженный Поликарп усердно старался сохранить все монастырские уставы, положенные преподобным Феодосием, ничего к ним не прибавляя (постороннего). Он оказался искусным руководителем в деле спасения; такого действительно и требовала чудотворная лавра и славилась им. Повсюду шла слава о ее благочинии под начальством блаженного Поликарпа. Многие из благородных и владетельных князей пользовались его наставлениями и стремились к добродетельной жизни, так что оставляли свои славные престолы из желания жить вместе с ним, ярким примером чего является приснопамятный киевский князь Ростислав Мстиславич.
Этот христолюбец, ставя себе всегда образом жизни блаженного Поликарпа, завел у себя такой добрый обычай: великим постом каждую субботу и каждое воскресенье он приглашал к себе на обед двенадцать печерских монахов и тринадцатого блаженного архимандрита Поликарпа, и, накормив их, не отпускал с пустыми руками. А сам каждое воскресенье причащался божественных тайн, молясь со слезами, воздыханием сердечным и стонами, так что никто, кто видел его в таком умилении, не мог удержаться от слез. Когда же кончался святой великий пост, то в Лазареву субботу христолюбивый князь созывал всех печерских блаженных старцев, просиявших постническим подвигом, угощал их всех радушно, одарял милостынею и отпускал с честию.
Таким же образом созывал и угощал он братию и других монастырей, но в особенности братию печерскую, потому что очень любил добродетельную жизнь всех их и по преимуществу блаженного их наставника Поликарпа, подражавшего всячески первоначальным наставникам печерским Антонию и Феодосию. Князь поэтому часто говаривал блаженному, чтобы принял его в число иноков печерской обители. Но блаженный Поликарп отвечал ему: – Благочестивый князь! вам Бог велел вести другую жизнь, – управлять, творить праведный суд и строго соблюдать крестное целование. А князь Ростислав возражал ему: – Отец святой! княжение мира сего не может быть без греха, и мне оно уже надоело и утомило меня своими вседневными заботами, поэтому хотелось бы мне хоть немного в старости послужить Богу и подражать тем князьям и царям, которые узким и трудным путем шли и достигли небесного царства.
На эти слова блаженный Поликарп сказал: – Христолюбивый князь! если ты хочешь этого от всего сердца, то да будет воля Божия. Хотя князь и не успел привести в исполнение этого намерения, однако из следующего ясно видно, что оно было у него действительно горячим сердечным желанием, а родилось под влиянием доброго примера святого Поликарпа. Когда князь сильно заболел в Смоленске и велел везти себя в Киев, то сестра его Рогнеда, видя, что брат так слаб, просила его: – Останься здесь в Смоленске, и здесь положим тебя в своей церкви.
Он же отвечал ей: – Пожалуйста, не делайте так, но даже если я и очень слаб, всё-таки пусть меня везут в Киев; если Бог меня возьмет в пути, то пусть положат мое тело в монастыре святого Феодора, построенном моим отцом; если же Бог избавит меня от этой болезни, то обещаюсь постричься в монахи в святом печерском монастыре при блаженном Поликарпе. Потом, когда усилилась его болезнь, и он уже был при смерти, он сказал своему духовному отцу, священнику Симеону: –
Ты ответишь Богу за то, что не позволил мне постричься у того святого мужа в Печерском монастыре: я горячо желал этого, и да простит мне Господь грех, что я не исполнил обета!
Так принял он блаженную кончину. Началом и причиной такой добродетельной жизни приснопамятного князя было не что иное, как пример подвижнической жизни и боговдохновенная беседа преподобного отца нашего Поликарпа, бывшего в его княжение достойным начальником святой чудотворной Печерской лавры; увлекая не только братию, но и благочестивых мирян своим добродетельным примером, он поставлял их на путь покаяния и спасения. Так заботливо пас он врученную ему Богом паству. Он долго жил и в глубокой старости преставился к Господу в 6690 году от сотворения мира, а от рождества Христова в 1182, 24 июля, в праздник святых страстотерпцев, князей русских Бориса и Глеба. Облачили его тело и погребли с честью вместе со святыми отцами.
После его смерти возникло большое затруднение в монастыре: братия не могли себе избрать нового игумена. Хотя многие из блаженных старцев были достойны такого сана, но ни один не хотел его принять по своему смирению и обету безмолвия: им казалось лучше быть в повиновении и находиться в уединении, чтоб своего сокровища добродетели, собранного упорным трудом, не расточить в заботах и печалях, которые обыкновенно неразлучны с начальствованием. Горько тужили и скорбели братия: нельзя было такому большому стаду ни одного часа быть без пастыря. Во вторник ударили в било; собрались вся братия в церковь и начали молиться о своей нужде Пресвятой Богородице и преподобным отцам Антонию и Феодосию, призывая на помощь подвижника – новопреставленного блаженного Поликарпа и прося его, чтоб умолил Бога указать им вместо себя игумена, и через то показал бы, угодил ли он Господу, или нет.
Совершилось чудо: словно одними устами многие сразу сказали: – Пойдем к благочестивому священнику Василию на Щековицу, пусть он будет нашим игуменом и управляет иноками Печерского монастыря. Пришли все с поклоном к священнику Василию и сказали: – Мы все, братия Печерского монастыря, кланяемся тебе и хотим тебя себе в отцы и игумены! Священник Василий был весьма изумлен, поклонился им в свою очередь земным поклоном и сказал: – Отцы святые! я думал только о монашестве; куда мне недостойному быть игуменом. И долго отказывался он, пока наконец не уступил их настойчивых просьбам.
Тогда братия взяла его с собой в монастырь. В пятницу на пострижение этого Богом избранного Василия прибыли преосвященный митрополит киевский Никифор и боголюбивые епископы: Лаврентий туровский и Николай полоцкий, и все пречестные игумены: преосвященный митрополит Никифор постриг его собственноручно. Так стал он начальником и пастырем добрым иноков святого Печерского монастыря после его молитвами, он был для всех образцом добродетелей, во славу и честь небесному Наставнику и Начальнику пастырей, Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Ему же со безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает от всего создания непрестанное славословие и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
pronedra.ru
21 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
С 14 августа начинается Успенский пост, самый короткий из всех — он продлится всего две недели. Мы вступаем в пост праздником Медового Спаса, в центре его празднуем Преображение Господне и Спас Яблочный, готовясь к Успению Божией Матери или, как ещё говорят, к Богородичной Пасхе.
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) — это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придётся расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой. И, тем не менее, радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется».
Этот пост уже считается осенним. И действительно, он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю — церковное новолетие.
Успенский пост — единственный, посвящённый Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня (19 августа по н. ст.)
День памяти перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких совершается в Русской Православной Церкви 21 августа по новому стилю.
Святой Савватий Соловецкий
Преподобный Савватий является основателем Соловецкого монастыря. В житии святого ничего не говорится о том, где и когда он родился, а также о его происхождении. Известно, что вначале преподобный жил в Кирилло-Белоезерском монастыре, где, по-видимому, принял монашеский постриг около 1396 года. Однако позже он перешел в Валаамский монастырь, желая больших подвигов, поскольку этот монастырь славился особо строгим уставом. Преподобный Савватий стремился к большему уединению, и поэтому со временем переселился на один из удаленных островов в Белом море, однако до этого прожил какое-то время возле устья реки Выга, где им был установлен крест.
Жизнь преподобного на Соловецких островах была полна трудностей и лишений, а также различных искушений. Так, один из рыбаков, недовольный тем, что на острове поселился старец, пожелал изгнать святого. Он построил хижину рядом с келией старца и таким образом мешал молитве и уединению Савватия. Однако Господь хранил преподобного, и вскоре рыбак был чудесным образом изгнан с острова. Скончался преподобный Савватий в 1435 году.
Святой Зосима Соловецкий
Преподобный Зосима также почитается основателем Соловецкого монастыря, поскольку при нем было начато строительство обители, которая впоследствии стала одним из крупнейших духовных центров Русского Севера. О святом Зосиме известно, что он был родом из Новгородского княжества. Вместе с иноком Германом он отправился на Соловецкие острова, где некогда жил и подвизался преподобный Савватий. Там монахами был построен первый храм и кельи, и, таким образом, было положено начало Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю.
Вскоре к Зосиме и Герману стали стекаться ученики, также желавшие уединенной жизни. Преподобный Зосима был избран игуменом новой обители. За время его игуменства был построен храм в честь Успения Божией Матери, а также много новых келий для братии. Важным событием стало также перенесение мощей преподобного Савватия с места их погребения на одном из Соловецких островов в Успенскую церковь монастыря. Мощи святого были найдены нетленными, и вскоре от них стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.
Преподобный Зосима Соловецкий, зная о дне своей кончины, сам приготовил себе гроб. Он скончался в преклонном возрасте 17 апреля 1478 года и был погребен возле Преображенской церкви. Спустя некоторое время над могилой преподобного была возведена часовня.
Перенесение мощей и начало почитания преподобных Савватия и Зосимы
В 1547 году по инициативе митрополита Макария состоялся Московский собор, на котором были канонизированы преподобные Савватий и Зосима Соловецкие. Спустя несколько лет после прославления святых основателей Соловецкого монастыря их мощи были торжественно перенесены в Преображенский собор, в придел, освященный в их честь. В память об этом событии был установлен праздник.
К молитвенному заступлению святых Зосимы и Савватия Соловецких часто прибегают иноки и миряне с просьбой об укреплении решимости в борьбе со своими греховными наклонностями, которые пагубно сказываются на состоянии души и тела. Преподобные отцы своей жизнью явили пример смирения, горения сердца любовью к Богу и ближним, чудесной силы Божией благодати, а поэтому способны ходатайствовать перед Богом за грешных людей как во время своего земного странствования, так и после его завершения.
Емилиан, епископ Кизический1, претерпел страдания за исповедание Христово в царствование Льва Армянина иконоборца. Святого Емилиана неоднократно принуждали оставить поклонение честным и святым иконам, но он, неуклонно следуя учению святых отцов, не повиновался. За эту верность вере православной ему пришлось перенести от еретиков много неприятностей, даже тюремные заключения, но святой Емилиан всё переносил с радостью в надежде за временные страдания получить вечное блаженство. С таким чисто христианским настроением, проходя среди скорбей и страданий свой жизненный путь, святой Емилиан умер в заточении, уповая на Господа и украшенный венцом исповедника.
Кондак, глас 3: Добляго тя поборника по Троице явльшася, церковь славит поющи Емилиане, за ню же пострадал еси: сего ради почитаем память твою, языческого нашествия избави рабы твоя.
pronedra.ru
8 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, пресвитеров Никомидийских.
В честь трех Никомидийских иереев, уцелевших после сожжения христиан в Никомидийской церкви в 303 году по повелению императора Максимиана. Были обезглавлены в 305 году за отказ в отречении от Христа.
Этот народный праздник является днем почитания памяти церковью раннехристианского священномученика Ермолая Никомидийского. Он отмечается 8 августа 2018 года (26 июля по старому стилю).
Святой Ермолай жил во времена «Великого гонения» в Никомидии, которая находилась на берегу Мраморного моря. По словам очевидца событий Лактанция, 23 февраля 303 года легионеры Диоклетиана сожгли пустой Никомейский храм, который был взят штурмом и разгромлен. Множество людей подверглись мученической смерти.
Ермолай с собратьями укрылся на окраине города и продолжал проповедовать. Одним из его учеников был Пантелеимон, которого он обучил врачеванию. Он приходил к наставнику, пока не был схвачен язычниками. Под пытками молодой христианин рассказал, где скрываются проповедники.
Пленникам, так же, как и всем остальным, сперва предложили отказаться от своей веры и принести жертву идолам, затем угрожали пытками и смертью. Мужчины не испугались. В тот же миг случилось землетрясение, идолы разбились. Это очень напугало язычников. Когда весть о данном событии дошла до императора Максимилиана, он приказал немедля обезглавить иноверцев.
Мощи святого Ермолая хранятся в Италии: одна часть – в церкви Сан-Симеоне Гранде (Венеция), другая – в кафедральном соборе Успения Пресвятой Девы Марии (Беневенто).
День памяти польского пленника Моисея. Поддавался мукам за отказ стать мужем одной богатой польки-вдовы. После смерти польского короля Болеслава подвизался в Печерском монастыре 10 лет.
Преподобный Моисей Угрин, Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; память 28 января) и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису († 1015; память 24 июля). После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.
Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.
Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.
Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его.
Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря:
«Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори».
Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.
День святой Параскевы, которая предавалась мукам за отказ от веры в Христа при императоре Антонине Пие правителями нескольких городов.
Cвятая преподобномученица Параскева родилась в Риме, в семье благочестивых христиан Агафона и Почитии. Они долгое время не имели детей, и только после горячих молитв Господь даровал им единственную дочь Параскеву, названную так потому, что она родилась в пятницу. Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром.
После их смерти Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам — проповеди Евангелия. Преподобномученица Параскева Римская с первой своей проповедью выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонию поступил донос на смелую христианку.
Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никакого вреда.
Тогда последовал новый приказ — бросить Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо.
Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву:
«Раба истинного Бога, — просил он, — помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь».
По молитве святой император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство. Отпущенная с миром св. Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Однажды она пришла в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово.
Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. В ущелье Темпи, у подножия Олимпийского хребта, есть пещерный храм преподобномученицы Параскевы Римской. Недалеко от храма, в глубокой пещере, источник целебной воды образует небольшое подземное озерцо.
Когда-то в нем была найдена чудотворная икона святой Параскевы, в связи с чем и был построен пещерный храм. Особую помощь святая Параскева оказывает в исцелении от глазных болезней. На иконах она изображается с блюдом в руке, на котором лежат глаза.
pronedra.ru