Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Церковные праздники переходящие


Двунадесятые православные праздники: переходящие и непереходящие праздники

Двунадесятые праздники известны каждому православному человеку, при этом высоко почитаются им. Некоторые ошибочно приписывают к этим праздником Воскресение Господне. Но Пасха стоит ступенью выше по важности, выделяясь в отдельную категорию (торжества из торжеств).

Как несложно догадаться по названию, в категории двунадесятых – 12 Великих православных праздников. Они делятся на две подкатегории: Господские и Богородичные. Господские праздники посвящены почитанию важнейших вех из жизни Иисуса Христа, соответственно, Богородичные являются праздниками почитания Девы Марии. Кроме того, различают также переходящие и непереходящие. Эта классификация основывается на датах празднеств. Знать даты и особенности обрядности в эти дни должен любой истинно верующий православный человек.

Переходящие двунадесятые праздники

Переходящие праздники – малая категория церковных дат, не имеющих конкретного дня в году. Их еще называют зависящими от Пасхи.

  • Вход Господень в Иерусалим традиционно отмечается за неделю до Пасхи, т. е. в последнее воскресенье. Его в народе также называют Вербным (за традицию светить веточки вербы в церкви).

В Иудее, откуда и пошла традиция изначально, светили не вербу, а пальмовые листья.

Этот праздник имеет глубокое символическое значение. В начале христианской эры Иудея была порабощена и оккупирована римскими ставленниками. Еще в Ветхом Завете им был предсказан Мессия, который освободит земли от иностранных захватчиков, поэтому вход Иисуса в город – признание евреями Его божественного предначертания. Но также этот праздник имеет второй символический образ. Он отсылает нас ко входу Иисуса в Царство Небесное.

Примечательно, что въехал Христос в Иерусалим на осле. В восточной традиции это являлось символом мирных намерений. Тем самым Сын Божий подчеркнул, что миром, а не силой, Он вернет иудейскую землю евреям.

  • Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхального воскресенья. Праздник этот может выпадать только на четверг.

Согласно каноническим текстам, все эти сорок дней Иисус проповедовал апостолам и рассказывал им о Царстве Божьем. Сорок дней спустя, он собрал их снова и велел не расходиться, предсказав скорое явление Святого Духа. В «Деяниях апостолов» также было указано, что однажды свершится второе пришествие Мессии («таким же образом, как и взошел Он на небо»).

Вознесение у православных славян также было связано с аграрным календарем, при этом означало кульминационную точку весны (полный поворот от холодов к лету). А весь период от Пасхи до Вознесения считался временем, когда стирались границы между Раем, Адом и землей.

  • День Святой Троицы (Пятидесятница) отмечается на пятидесятый день после Пасхи. День этот всегда выпадает на воскресенье. Праздник является логическим продолжением Вознесения, ведь именно тогда апостолам было предсказано явление Святого Духа.

По каноническим текстам, свершилось сошествие Святого Духа в еврейский праздник Шавуот, когда апостолы и Дева Мария были в том самом помещении, где происходила Тайная Вечеря. Огненные языки явились с небес, при этом коснулись каждого из присутствующих, даруя возможность говорить на всех языках мира, чтобы проповедовать христианство. Образ Святого Духа, предсказанного Иисусом, указывает на тройственную природу Бога.

В православии существует традиция устилать полы храмов и домов свежескошенной травой и луговыми цветами. Также считается, что с трав, собранных на Троицу и засушенных, надо заварить отвар на Чистый четверг следующего года, чтобы помыться им.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

В 2018 году даты этих трех событий следующие:

Вербное воскресенье – 1 апреля

Вознесение – 17 мая

Троица – 27 мая

В 2019 году Пасха будет поздней, соответственно, праздники также сильно сместятся в календаре:

Вербное воскресенье – 21 апреля

Вознесение – 6 июня

Троица – 16 июня

В 2020 году в календаре отмечаем следующие даты:

Вербное воскресенье – 12 апреля

Вознесение – 28 мая

Троица – 7 июня

Непереходящие двунадесятые праздники

Те торжества, у которых есть фиксированная дата, не меняющаяся от Пасхального цикла, называют неподвижными или непереходящими. Большинство событий в категории двунадесятых праздников являются именно такими. Для удобства сразу разделим их на Господские и Богородичные.

Господские непереходящие даты

  • Рождество Христово – один из центральных праздников христианства. Отмечается он православной церковью 7 января.

По преданиям, Иосиф и его жена Мария отправились в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи, объявленной римским правителем Августом. Придя на родину Иосифа, они остановились в доме его родственников, а так как гостиница, т. е. комната для гостей, уже была занята, рожать Марии пришлось в главной комнате дома, где жили хозяева. Там же палестинцы держали корм для скота и запускали животных на ночь. Отсюда известное заблуждение, будто Иисус родился в хлеву.

  • Крещение Господне также называют Богоявлением. Его дата – 19 января.

Согласно Библии, в возрасте тридцати лет Иисус пришел к реке Иордан, где ждал Его Иоанн Креститель. Проповедовавший о скором пришествии Мессии Предтеча был изумлен, и спросил у Него, точно ли Иисус должен принять от него крещение. В тот момент, когда происходило крещение, небеса разверзлись. С них спустился в образе белого голубя Святой Дух, нарекая Иисуса возлюбленным Сыном Божьим.

На Крещение русские люди традиционно освящают воду. Существует мнение, что для этого достаточно выставить воду на мороз в крещенскую ночь. А вот любимые многими крещенские купания – традиция относительно новая, появившаяся не так давно. В дореволюционные времена в императорской России вместо этого совершался крестный ход к реке (Водосвятие).

  • Преображение Господне свершилось 19 августа.

Иисус привел своих ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) на гору Фавор для того, чтобы показать им Небесную духовную славу, что ждет его после непродолжительных земных страданий. В традиции праздника – идея единения Божества и рода человеческого в лице Спасителя. Дав ученикам узреть Преображение, Иисус предостерег их от страха перед грядущими страданиями. На Руси этот праздник также называют Яблочным Спасом из-за традиции святить поспевшие яблоки как дар Господа.

  • Воздвижение Креста Господня, 27 сентября – последний непереходящий Господский праздник.

Описываемое событие произошло в 326 году. Тогда Римской империей правил Константин Великий, первый император, который прекратил христианские гонения. Его мать, Елена, была направлена императором в Иерусалим после того, как явилось ему видение Божьего Креста. Так как из-за содействия императоров-язычников Голгофа была засыпана землей, святой Елене пришлось долго искать это место. Когда же гору отыскали и разрыли, то обнаружили Гроб Господень и кресты. Один из них обладал чудодейственной силой исцелять больных и воскрешать умерших. Так был обретен Крест Животворящий, и патриарх Макарий воздвигнул (поднял) его, чтобы больше христиан могло увидеть Древо и поклониться ему.

Богородичные двунадесятые праздники

На сороковой день от Рождества, как известно, младенца Иисуса принесли во храм. Там он встретил старца Симеона, знаменитого богослова, переводившего священное писание. По легенде, он хотел изменить слово «Дева» на «жена» в той части, где говорилось о рождении Сына Божьего. Но его руку остановил ангел и сказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не убедится сам в правильности пророчества и не встретится с Богом лицом к лицу. Встречи с Иисусом Симеон Богоприимец ждал три сотни лет.

В день этот, по преданиям, архангел Гавриил явился к непорочной Деве Марии с вестью о том, что будет она матерью Сына Божьего. Центральный момент события – добрая воля самой Марии, когда та соглашается с Божьей волей, принимая его дар, и говорит «быть мне по слову Твоему». Зачатие Иисуса – своеобразное начало новой эпохи человеческого развития.

  • 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

В этот день вспоминают кончину Девы Марии в доме родителей Иоанна Богослова. Всю свою жизнь после вознесения Христа Мария проповедовала о христианстве и рассказывала верующим о чудесных событиях, сопровождавших ее.

  • Рождество Богородицы – 21 сентября.

В этот день, по преданию, родилась мать Сына Божьего. Ее родители, назаретяне Иоаким и Анна, были уже в преклонных годах, но не имели детей. Однажды Анна молилась и плакала под лавровым деревом, когда явился к ней ангел и предрек рождение дочери по имени Мария. Спустя девять месяцев, родилась благословенная дочь, подарившая радость всему миру.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря.

Анна и Иоаким, молясь о ребенке, дали обет, что родившееся дитя посвятит жизнь Богу. Когда же Марии исполнилось три года, привели они ее в Иерусалимский храм. Там до 15-ти лет Мария находилась на воспитании, и родители спокойно вручили ее воле Отца Небесного.

Богослужение двунадесятых праздников

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Организация служб в эти дни выдает их высокий приоритет в церковной иерархии торжеств. Даже когда праздник выпадает на воскресенье, то воскресная литургия отменяется, а вместо нее служат праздничную службу. В большинстве Господских торжеств одеяния священников белого цвета, символизирующего божественный свет, однако на Вербное воскресенье и Троицу одеяния заменяют на зеленые (цвета вечной жизни). Еще одна черта богослужений в эти дни – усиленное моление, когда вспоминают поместных святых, просят у них избавления от бедствий.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Если какой-то из Богородичных дней выпадает на воскресенье, то литургии объединяют в одну, так как нельзя отменять Господский праздник из-за меньшего. В остальные дни обязательно проводится Всенощное бдение. В дни Богородицы церковные песнопения отличаются от других служб своей красотой. Одеяния служителей церкви – голубые, за исключением Сретения. Тогда священники надевают белые одежды, так как Сретение – праздник, имеющий черты как Господских, так и Богородичных.

pravednik.info

Праздники месяцеслова (непереходящие) / Православие.Ru

Церковный новый год начинается 1 сентября по старому, юлианскому календарю. По новому, гражданскому стилю это 14 сентября. До императора Петра I на Руси церковное новолетие совпадало с гражданским.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 8 / 21 сентября

    

Это первый двунадесятый праздник церковного года. Он посвящен важнейшему событию: рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Согласно церковному Преданию, Иоаким происходил из царского рода, Анна — из первосвященнического. Они были благочестивы, но бездетны. Это время было особым в жизни избранного народа.

Пророки возвестили, что Мессия произойдет из царского рода. Все потомки царя Давида жили надеждой родить Спасителя. Бесплодные семьи считались лишенными Божьего благословения. К ним относились с презрением и насмешками. Иоаким и Анна горячо молились о рождении ребенка и со смирением переносили свою бездетность. За их горячие молитвы, покорность Божественной воле, целомудренную любовь и благочестие Господь дал им великую радость. Рожденная от них Отроковица стала Матерью воплотившегося Бога.

Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам Живот вечный. Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру: ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш. Уничтожив проклятье, Он дал нам благословенье и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 14 / 27 сентября

    

В основе этого праздника — историческое событие: обретение равноапостольной царицей Еленой, матерью равноапостольного царя Константина, подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Римляне изменили до неузнаваемости место распятия и погребения Спасителя, завалив его и построив языческое капище. После тщательных раскопок были найдены три креста и отдельно — доска с надписью, которая была прикреплена ко Кресту Спасителя. Крест, на котором распят Иисус Христос, определили после исцеления женщины от тяжелой болезни и воскрешения умершего. Оба чуда произошли после возложения Креста.

Множество людей, собравшихся близ Голгофы, хотели увидеть Крест. Патриарх Макарий трижды воздвиг (поднял) его с высокого места. Народ благоговейно поклонился Кресту Господню. Это было началом праздника. Произошло это в 326 году.

В память об этом событии на всенощном бдении накануне праздника из алтаря на середину храма выносится для поклонения святой и животворящий Крест Христов. В песнопениях праздника вспоминается не только обретение креста в IV веке, но и крестная смерть Спасителя. В воспоминание страданий Христовых в день праздника установлен однодневный пост.

Спаси, Господи, Люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, (православным христианам) даруя победы над врагами и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 ноября / 4 декабря

    

Праведные Иоаким и Анна, молясь о даровании им потомства, обещали посвятить ребенка Богу. Бог даровал им Дочь. Когда Марии исполнилось три года, они пригласили в дом родных и знакомых.

Надев на Дочь праздничные одежды, они отправились в Иерусалим. Впереди шло много юных дев с горящими свечами. Когда шествие подошло к храму, Отроковица Сама поднялась по высоким ступеням. Ее встретил первосвященник со многими священниками. Он по внушению Святого Духа ввел Ее в святое святых, которое и стало местом Ее постоянных молитв. Пресвятая Дева обитала в храме около двенадцати лет.

В свободное от молитв время Она занималась чтением Священного Писания и рукоделием. Божественная благодать воспитала и приготовила богоизбранную Отроковицу к величайшему священному событию — к рождению Спасителя мира.

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Ныне предызображение Божиего благоволения и провозвестие о спасении людей, Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления Создателя о нас.

Рождество Христово

Празднуется 25 декабря / 7 января

    

По Божественному смотрению, Сын Божий по наитию Святого Духа родился от Пресвятой Богородицы ради спасения людей. Боговоплощение — величайшее событие не только Священной, но и всей мировой истории. О нем за много веков предвозвестили пророки (см.: Ис 7, 14; Иер 31, 22).

По духовной значимости Рождество Христово является вторым после святой Пасхи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью Вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, расстоящее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля — Почивающего на Херувимах»[1].

Последующие за праздником двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Поэтому они называются святыми (Святками). По традиции верующие проводят их радостно, весело и благочестиво.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда служившие звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты, Господи, слава Тебе!

Крещение Господне

Празднуется 6 /19 января

    

В начале Своего общественного служения Иисус Христос принял крещение от Пророка и Предтечи Иоанна в водах Иордана. Господь не нуждался в очищении и освящении. Он крестился, чтобы дать образ Таинства, через которое каждый человек вступает в Христову Церковь. Спаситель явил Себя миру как обетованный Мессия. В Постановлениях апостольских (IV века) предписано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя). Этот праздник в богослужебных книгах называется также Просвещение, или праздник Светов. Этим выражается та богословская истина, что Бог есть Свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной (Мф 4, 16).

Своим крещением Господь освятил все водное естество. И в сам день праздника, и накануне его в Церкви совершается великое освящение воды[2].

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Святой Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину сего слова. Христос Бог, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Сретение Господне

Празднуется 2 / 15 февраля

    

Событие, давшее начало этому двунадесятому празднику, произошло в Иерусалимском храме в сороковой день по рождении Иисуса. Для исполнения закона Моисеева Господь как Первенец Своей Матери был принесен в храм, где Его встретил старец Симеон[3]. В честь этой встречи (по-славянски — сретения) и назван праздник. В этот же день произошла еще одна встреча — Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной.

В праздник Сретения Господня особенно прославляется Пресвятая Богородица, Которой праведный Симеон тогда предсказал: «Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, Благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия (Христа) Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 25 марта / 7 апреля

    

Этот евангельский праздник вспоминает о том, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Богородице великую радость о рождении Сына. Кротость и смирение Пресвятой Девы, выраженные в словах: я — Раба Господня, дает возможность Спасителю мира воплотиться среди людей[4].

В этот весенний праздник в Русской Церкви существует обычай выпускать на волю птиц, что символизирует освобождение человеческой души от рабства греху.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Преображение Господне

Празднуется 6 / 19 августа

    

В этот праздник совершается воспоминание того, как Господь, взяв на гору Фавор трех Своих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна, — преобразился пред ними, явив им Свою Божественную славу[5].

В этот день принято освящать в храме виноград нового урожая, а также начатки новых плодов — фруктов и овощей. Виноград в Священном Писании — это образ народа Божия, образ Церкви. Кроме того, виноград как плод, сок которого в результате брожения становится вином, а из вина действием Божиим на литургии претворяется в Кровь Христову, является ярким символом Преображения[6].

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Ты преобразился на горе, Христос Бог, показав ученикам Своим славу Свою, насколько для них это было возможно. По молитвам Богородицы да воссияет и нам грешным вечный Твой свет. Светодавец, слава Тебе!

Успение Пресвятой Богородицы

Празднуется 15 / 28 августа

    

В этот день вспоминается блаженная кончина земной жизни Пресвятой Богородицы и преставление Ее на небо. Согласно церковному Преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься с Пречистой Девой Марией и совершить Ее погребение. Пресвятая Матерь Господа была погребена в Гефсимании. Апостол Фома не участвовал в погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Богородицей. Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было — остались одни лишь погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. В тот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении Ангелов, приветствовала их и обещала неотступно пребывать с ними.

В некоторых храмах вместо иконы праздника для поклонения выносится плащаница — пелена с изображением усопшей Пресвятой Богородицы.

В рождестве Девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При рождении Ты, Богородица, сохранила (Свое) девство, по (Своем) успении Ты не оставила мира. Ты, будучи Матерью Жизни, преставилась к жизни и Своими молитвами избавляешь от смерти души наши

pravoslavie.ru

Переходящие праздники - это... Что такое Переходящие праздники?

Переходящие праздники (также подвижные праздники) — праздники и памятные дни в церковном календаре с подвижными датами относительно солнечного (гражданского) календаря, то есть праздники, даты которых для каждого церковного года свои. Даты большинства из них определяются в зависимости от дня Пасхи. Даты некоторых переходящих праздников зависят от дня недели непереходящего праздника Рождества Христова (25 декабря (7 января)).

В этом разделе в хронологическом порядке перечисляются основные праздники Пасхального круга, в хронологическом порядке.

Подготовительный период к Великому посту

Великий пост

Страстная седмица

Светлое Христово Воскресение, Пасха

С этого дня начинается пение Триоди цветной

Период Пятидесятницы

  • Светлая седмица;
  • Неделя 2-я по Пасхе[2] (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы;
  • Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе);
  • Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц;
  • Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном;
  • Преполовение Пятидесятницы (25-й день по Пасхе, то есть окончание половины периода Пятидесятницы, всегда среда);
  • Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне;
  • Неделя 6-я по Пасхе, о слепом;
  • Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, всегда четверг);
  • Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора;
  • Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей);
  • Пятидесятница (День Святой Троицы) (50-й день по Пасхе, всегда воскресенье — 8-я Неделя по Пасхе). В этот и последующий день воспоминается сошествие Святого Духа на Апостолов;
  • День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице).

Петров пост

Переходящие дни памяти отдельных святых, соборов святых и чтимых икон Богородицы

Дни памяти святых[4]

  • Преподобного Пахомия Кенского (16 в.). Суббота по Богоявлении;
  • Преподобного Шио Мгвимского (5-6 вв.). Четверг сырной седмицы;
  • Великомученика Феодора Тирона. Суббота 1-й седмицы Великого поста;
  • Праведного Иосифа Аримафейского и Никодима. Неделя 3-я по Пасхе (жен-мироносиц);
  • Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1209/1213). Неделя 3-я по Пасхе;
  • Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского (1230). Неделя 4-я по Пасхе;
  • Праведной Тавифы Иоппийской (1 в.). Неделя 4-я по Пасхе;
  • Преподобного Додо Давидо-Гареджийского (596 г., Грузия). Среда по Вознесении Господнем;
  • Преподобного Давида Гареджийского (6-7 вв., Грузия). Четверг по Вознесении Господнем;
  • Преподобного Варлаама Хутынского (1192). 1-я пятница Петрова поста;
  • Преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских. 1-е воскресенье после 27 июня (10 июля);
  • Преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских (16 в.). 1-е воскресенье после 29 июня (12 июля).

Дни памяти соборов святых[4]

  • Собор святых новомучеников и исповедников Российских. 1-е воскресенье после 25 января (7 февраля), или 25 января (7 февраля), если это воскресный день;
  • Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Суббота сырной седмицы;
  • Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Неделя 2-я Великого поста;
  • Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских 17 в. (груз.). Вторник Светлой седмицы;
  • Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся. Среда Светлой седмицы;
  • Собор новомучеников, в Бутове пострадавших. 4-я суббота по Пасхе;
  • Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (17 в., Грузия). В день Вознесения Господня;
  • Всех святых, в земле Российской просиявших. Неделя 2-я по Пятидесятнице;
  • Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Неделя 2-я по Пятидесятнице;
  • Собор мучеников Холмских и Подляшских. 1-е воскресенье после 19 мая (1 июня);
  • Празднование в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Новгородских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Белорусских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Псковских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Санкт-Петербургских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Ивановских святых. Неделя 4-я по Пятидесятнице;
  • Собор преподобных отцов Псково-Печерских. Неделя 4-я по Пятидесятнице;
  • Собор Тверских святых. 1-е воскресенье после 29 июня (12 июля);
  • Память святых отцов шести Вселенских Соборов. 10-я Неделя по Пятидесятнице.
  • Память святых отцов седьмого Вселенского Собора. Ближайшее воскресенье к 11 октября (по ст. стилю).

Переходящие праздники, связанные с Рождеством Христовым:

  • Неделя свв. Праотцев. Воскресенье 2-й седмицы до Рождества Христова;
  • Неделя свв. Отцев. Воскресенье 1-й седмицы до Рождества Христова.

Дни памяти чтимых икон Богородицы[4]

  • Кипрской иконы Божией Матери, в с. Стромынь Московской области. Неделя 1-я Великого поста;
  • Иверской иконы Божией Матери. Вторник Светлой седмицы;
  • Шуйской иконы Божией Матери. Вторник Светлой седмицы;
  • Касперовской иконы Божией Матери. Среда Светлой седмицы;
  • Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Пятница Светлой седмицы;
  • Моздокской и Дубенской-Красногорской (17 в.) икон Божией Матери. В день Преполовения Пятидесятницы;
  • Челнской и Псково-Печерской («Умиление») иконы Божией Матери. Неделя 7-я по Пасхе;
  • Тупичевской и Кипрской коны Божией Матери. В День Святого Духа, понедельник;
  • Икон Божией Матери Корецкой (1622) и «Споручница грешных». Четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице;
  • Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена». Неделя Всех святых.
  • Икон Божией Матери Табынской и «Знамение» Курская Коренная. 9-я пятница по Пасхе (это 1-я пятница Петрова поста);
  • Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери. 1-е воскресенье после 18 июня (1 июля).

См. также

  • Непереходящие праздники
  • Литургический год в римском обряде

Примечания

  1. ↑ Здесь и далее слово «Неделя» означает воскресенье.
  2. ↑ Счёт Недель от Пасхи ведётся с самой Пасхи. Пасхальное воскресенье — это 1-я Неделя по Пасхе.
  3. ↑ Счёт Недель от дня Пятидесятницы начинается со следующего воскресенья после Пятидесятницы.
  4. ↑ 1 2 3 Указаны только переходящие, в хронологическом порядке.

dic.academic.ru

От чего зависит дата Пасхи в православии: переходящие и непереходящие праздники

Пасха – важнейший христианский праздник, который напоминает о мученической смерти и возвращении к жизни Сына Божьего. От даты этого праздника зависит весь годовой церковный календарь Православной Церкви. Чтобы понять, от чего зависит дата Пасхи в православии, нужно вкратце ознакомиться с системой празднования переходящих и непереходящих праздников Православной Церкви.

Виды церковных праздников

Религиозные праздники в православии делятся на два типа по своему литургическому принципу:

  • Непереходящие, или неподвижные.
  • Переходящие, или подвижные.

Для празднования первых установлено конкретное число. Праздник в данном случае не зависит от дня недели, который будет меняться ежегодно. Самые важные из переходящих празднеств – двунадесятые. По своей важности они уступают только Пасхе.

Двунадесятые праздники отражают этапы земного пути Христа и Богородицы. По хронологии церковного года, начинающегося осенью, первым в ряду празднеств идет Рождество Пресвятой Богородицы, которое приходится на 8 (21) сентября. Завершает церковный год Успение Богородицы, которое приходится на 15 (28) августа.

К числу переходящих относятся три из двунадесятых празднеств, потому что они связаны с празднованием Пасхи. Вход Господень в Иерусалим приходится на последнее воскресенье, предшествующее Пасхе. Вознесение празднуют на 40-й день после Пасхи, а еще через десять дней празднуется День Святой Троицы.

Также к неподвижным праздникам относят День святых Петра и Павла (приходится на 12 июля по н. с.), Рождество Иоанна Предтечи и день усекновения его головы (7 июля и 11 сентября по н. с.).

Подвижные праздники зависят от «Пасхального цикла». Сам праздник Пасхи (Воскресение Христа) является важнейшим в христианстве и не относится к какой-то группе. Его считают «праздником праздников».

Напрямую от даты Пасхи кроме трех из двунадесяти празднеств зависят, например, Страстная неделя, Великий пост и Радуница. Великий пост – семь недель, которые предшествуют Пасхе. Это время строгого воздержания в поступках и еде. Он состоит из Четырехдесятницы (40 дней) и решающей Страстной недели. Великий пост – напоминание о 40 днях Иисуса в пустыне.

Страстная неделя следует за Въездом в Иерусалим (Вербным воскресением) и прямо предшествует Пасхе. Она – напоминание о мученичестве Христа во время земного пути.

Как рассчитывается дата Пасхи?

Правила, которые позволяют рассчитывать день, на который приходится Пасха, появились уже на заре христианства – в III столетии. Их закрепил I Вселенский собор в Никее (325 год), а затем – поместный собор в Антиохии в 341 году.

Они предписывают отмечать Пасху в первый воскресный день, который следует за новолунием после дня весеннего равноденствия. Особо оговаривалось, что христианская Пасха должна идти после иудейской. Если дни обоих празднеств совпадали, христианам нужно было отмечать свою Пасху после следующего новолуния. Одно из апостольских правил прямо гласит, что празднование этого дня с иудеями недопустимо. Правило предписывает лишать церковного чина епископов, пресвитеров и дьяконов, которые будут им пренебрегать.

Чтобы понять, как рассчитывается дата Пасхи, нужно обратиться к так называемому метонову циклу. Как известно, с древности люди использовали лунные и солнечные календари. Месяцы лунного календаря могут не соответствовать временам года. Во времена Классической Греции астроном Метон разработал систему, чтобы соотносить лунный и солнечный календари.

Метон заметил, что если добавить к 19 лунным годам еще семь лунных месяцев, они будут соответствовать 19 годам по солнечному календарю. Использование «метонова цикла» позволяет вычислять, на какие дни будет приходиться Пасха в грядущие годы.

Чтобы понять, от чего зависит дата Пасхи в православии, нужно разобраться в системах соотношения солнечного и лунного календарей. Стоит добавить, что в Православной Церкви строго соблюдается правило отмечания этого дня после иудейского Песаха. В католицизме допускается совпадение празднования Пасхи христиан и иудеев, как это случилось в 2013 году. В тот год католики праздновали этот день 30 марта, а иудейские празднества пришлись на неделю между 25 и 31 марта.

Читайте также:

Сретение Господне ‒ что это за праздник

Икона «Почаевская Божия Матерь»: в чем помогает, от чего лечит и спасает

religiya.temaretik.com

Подвижные (переходящие) праздники и времена церковные

Подвижные (переходящие) праздники и времена церковные

Все подвижные праздники и времена церковные группируются вокруг дня Пасхи, который и определяет последовательность этого цикла. По отношению к Пасхе, праздники пасхального цикла и времена церковные подразделяются:

1) на предшествующие (то есть те, что предшествуют дню Пасхи, как, например, подготовительные к Великому посту Недели, Святая Четыредесятница, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица и т. д.).

2) и последующие (то есть те, что бывают после Светлого Христова Воскресения, как, например, попразднство Пасхи, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Неделя Всех святых и т. д.).

Последования богослужений предшествующих праздников и времен церковных размещены в Триоди постной, а последующих – в Триоди цветной. Выше было указано, какие из Двунадесятых праздников являются подвижными, а какие неподвижными. Здесь к списку подвижных праздников будут добавлены времена церковные, которые входят в Пасхальный цикл.

Следующая глава

Переходящие праздники и недели Изложив, таким образом, неподвижную часть церковно-народного месяцеслова, теперь, по принятому выше плану, мы должны еще сказать о подвижных праздниках и святых днях. Как известно, время их празднования обусловливается праздником Пасхи и

ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ Какова Всеедная, такова и Масленая (погодою). Какова Пестрая, такова и Масленая. На Пестрой жениться – с бедой породниться. Оттого и баба пестра, что на Пестрой замуж шла. На Заговенье не шьют – ногтоед пристанет. Масленая: честная, веселая, широкая,

V Семейные и церковные праздники Русскому народу были всегда присущи многие прекрасные свойства: самоотверженная верность Церкви и Отечеству, щедрая благотворительность к бедным, несчастным, страждущим, бескорыстное гостеприимство к знакомым и незнакомым, к

Праздники церковные. По началу установления своего праздники делятся на церковные и гражданские.Церковными можно назвать те праздники и дни богослужения, для которых началом установления служили события преимущественно церковные; таковы дни Господни, Богородичны,

Праздники церковные табельные. Праздники церковные и гражданские и все дни богослужения по важности своих воспоминаний и по особенному некоторых из них назначению разделяются на табельные и нетабелъные. Название табельных дней произошло от круга обращения луны. Древле

Часть I. Праздники и дни церковные непреходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы глава

Праздники церковные и храмовые. глава отсутствует

Праздники и времена церковные В идеале каждый день жизни православного христианина должен быть посвящен прославлению Господа и служению ему. Но на деле такой идеал достижим для очень немногих. Поэтому Святая Церковь установила праздники (или праздничные дни), которые

Переходящие праздники(Моvable Feasts). Определенные праздники в церковном календаре, к-рые зависят от фазы Луны и поэтому падают на разные дни года, - напр., Пасха. Им противостоят непереходящие праздники, к-рые всегда отмечают в один и тот же день года, - напр., Рождество. Разница

Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы,

Двунадесятые переходящие праздники По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от

Приложение. Поучения на праздники подвижные

Пасхальный цикл. Двунадесятые Господские переходящие праздники Великий пост Пост св. Четыредесятницы называется Великим в виду его особой важности. Древние христианские писатели единогласно свидетельствовали, что пост св. Четыредесятницы установлен Апостолами в

Пасхальный цикл. Двунадесятые Господские переходящие праздники Великий пост. Пост Святой Четыредесятницы называется Великим ввиду его особой важности. Древние христианские писатели единогласно свидетельствовали, что пост Святой Четыредесятницы установлен

religion.wikireading.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.