Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Что означает праздник преображение господне 19 августа


19 августа. Преображение Господне. Церковные и народные традиции

Преображение Господне — христианской праздник, который отмечают православные и католики 19 августа как духовное событие, предварившее собой Распятие Господа. В этот день Господь Иисус Христос просиял перед апостолами особым духовным светом, предстал перед ними во всей Божественной, вечной славе.

В народе праздник называется Яблочный Спас по той причине, что в этот день  после праздничной Литургии освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где он не растёт, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения, описанных в книге Петра Малкова «Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей» и других источниках.

Евангельский рассказ о Преображении

Смысл события Преображения раскрывается в евангельском повествовании о том, как Господь Иисус Христос, взяв с собой трех учеников, трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – возвёл их на гору и преобразился, изменился перед ними, просияв прекрасным и в то же самое время нестерпимым для их зрения Светом.

Как повествует Евангелие, в те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Иисус все чаще и чаще говорил с апостолами о предстоящих ему мучениях и распятии. И вот однажды, взяв с собой трех самых близких учеников, Иисус взошел на вершину горы, дабы совершить здесь молитву. Когда Христос начал молиться, с ним вдруг произошла удивительная перемена: лицо его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние его сделалось белоснежным и блистающим неземным светом. А рядом с преобразившимся Иисусом предстали великие древние ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Они беседовали с Господом и вели речь о его предстоящих крестных страданиях.

Тогда апостол Петр, пораженный совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь, на горе, устроить три палатки: одну для Иисуса и две для Моисея и Илии. Апостолу попросту не хотелось, чтобы все происходящее с ним когда-либо закончилось, прервалось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа. В тот же миг в небе появилось светлое облако, осенившее их своей тенью, и из этого облака раздался голос: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте. Апостолы в страхе попадали на землю. И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: встаньте и не бойтесь. Затем, когда они спускались с горы, Христос повелел апостолам держать увиденное в тайне и никому не рассказывать о чуде Преображения до момента Воскресения его из мертвых. Таково вкратце содержание евангельского рассказа о Преображении.

Фавор: гора Преображения

По церковному преданию (в Евангелии об этом прямо нигде не говорится), Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор – одной из гор Галилейской области Палестины.

Фавор – невысокая зеленая вершина в обширной Израильской долине. Вся поросшая дубами, оливковыми деревьями, травами, она напоминает своей формой огромное, мягко очерченное полушарие, царящее над окрестными полями, виноградниками и селами. С вершины горы открывается вид на близлежащие земли Северной Палестины: далеко на западе поблескивают воды Средиземного моря, на северо-востоке виднеется край Галилейского озера, на западе высятся вершины Кармила, а вдали на север от Фавора четко вырисовывается белый пик горы Ермон.

Фаворский Свет: сияние Божественных энергий

Какова же была природа Света, который увидели на Фаворе апостолы и которым здесь сиял Господь – Его лицо и Его одежды?

Святоотеческая традиция говорит о Фаворском Свете как о Свете, источником которого является Божественная природа Господа Иисуса Христа как Сына Божия, о том, что этот Свет – общий для всех Трех Лиц Пресвятой Троицы, что он есть сама, чудесным образом видимая для глаз апостолов, Божественная благодать.

На Фаворе апостолы сподобились видения особого – духовного – Света, имевшего совсем другое происхождение, иной Источник, чем любой свет, видимый человеческим глазом в окружающем нас материальном мире. Свет этот отнюдь не сотворен Богом, как сотворены Создателем вселенной свет солнца или звезд; напротив, Фаворский Свет – это сияние Самого Бога. Он – нетварный Божественный Свет, предвечно и беспрерывно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности, из единой и общей природы Пресвятой Троицы, как сияние Ее благодати. Такой Божественный Свет может быть отчасти познан человеком – конечно, если это сияние откроет ему Сам Господь.

История празднования Преображения Господня

Преображение Господне – одно из важнейших православных торжеств. Оно относится к числу так называемых двунадесятых (то есть двенадцати главнейших) праздников церковного календаря. Праздник Преображения всегда отмечается в один и тот же день – 6 августа (по старому стилю) / 19 августа (по новому стилю). Несмотря на то что Преображение приходится на довольно строгий Успенский пост, длящийся с 14 по 27 августа (по новому стилю), это всегда радостный и светлый летний праздник.

Первые по времени свидетельства о церковном праздновании Преображения – довольно древние, они относятся еще к V столетию. Однако сам праздник получил широкое распространение на Православном Востоке – прежде всего в Византии – все же позднее: в VII–VIII веках. На Западе, в отличие от Византии, праздник Преображения не имел в сознании верующих такого уж большого значения; здесь он оказался установлен как повсеместный лишь в середине XV столетия.

Как известно из новозаветной истории, Господь преобразился на Фаворе совсем незадолго до своего Распятия. Так почему же тогда мы празднуем Преображение Господне в августе, а не в дни Великого поста – перед Страстной седмицей и Пасхой?

Дело в том, что древняя Церковь, руководствуясь антиязыческими задачами, зачастую приурочивала календарные даты тех или иных своих праздников к дням языческих торжеств – тем самым подменяя и вытесняя их из народного сознания. Так, в V–VI веках празднование Преображения Господня в Армении и в Каппадокии оказалось приурочено к 6 августа – дню, когда в Армении традиционно прославлялась языческая богиня Астхик (праздник Вардавар), а в Каппадокии – Афродита (праздник Вартувария); во время этого языческого торжества молодежь гадала о своей судьбе над ведром воды, в которое опускались зеленые колосья.

Впрочем, духовный смысл Преображения именно как события, предварившего собой Распятие Господа, все же оказался отражен и в церковном календаре: ведь Преображение празднуется нами ровно за сорок дней до другого двунадесятого праздника – Крестовоздвижения – торжества, прославляющего Крест Христов, Голгофскую Жертву Спасителя.

Молитвы Преображения Господня. Тропарь и Кондак

Богословский и спасительный для человеческого рода смысл события Преображения Господня раскрывается в дивных песнопениях. Вспомним хотя бы главнейшие богослужебные тексты Преображения – его тропарь и кондак.

Вот церковнославянский текст тропаря праздника Преображения и его перевод на русский язык:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Преобразился на горе Ты, Христос Бог, показав славу Твою Твоим ученикам, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешникам, Свет Твой вечный, по молитвам Богородицы, Податель Света, слава Тебе.

А вот кондак праздника, также с русским переводом:

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние.

На горе преобразился Ты, Христос Бог, и ученики Твои видели Твою славу, насколько могли ее воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и возвестили миру, что Ты действительно есть Отчее Сияние.

Яблочный Спас. Народные традиции освящения на Преображение Господне плодов нового урожая

Возможно, праздник Преображения памятен многим в первую очередь из-за связанного с ним красивого и торжественного богослужебного обычая – храмового освящения яблок, винограда и иных плодов; именно благодаря ему праздник и получил свое второе, народное, название – Яблочный Спас. Обычай освящения на Преображение Господне плодов нового урожая – очень древний. Однако главное духовное значение праздника Преображения заключается, конечно же, отнюдь не в этом священнодействии.

Кроме Яблочного Спаса, у праздника Преображения Господня есть на Руси и другие названия — Праздник Спаса, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Осенины.

Одно из многих названий праздника — Первые осенины — означает встречу осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай, несли для освящения в храм яблоки, сливы, груши, обжиночные венки, пчелиные соты и тому подобное. Иногда несли в церковь также мак, морковь, лук, лекарственные снадобья, в частности базилик и бархатцы. С этого момента можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

На праздник Спаса выпекали первый хлеб из зерна нового урожая, ставили в углу первый сноп. На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Обед состоял преимущественно из мучных, овощных блюд и холодной рыбы. Сначала ели яблоки и мед, запивая яблоневым вином или другим вином, «чтобы фрукты родили», а затем переходили к другим блюдам.

С особым нетерпением ждали Спаса пчеловоды. Каждый пчеловод за два-три дня до праздника делал ревизию, чтобы определить, сколько меда взять себе и сколько оставить пчелам на зиму, изымал пустые вощины, объединял малочисленные семьи.

Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали. Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Стихи о Яблочном спасе

Борис Пастернак «Август»

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная как знаменье,

К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными

Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий

Звучал, нетронутый распадом:

“Прощай, лазурь Преображенская И золото второго Спаса, Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины. Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина!

Я – поле твоего сраженья.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство”.

Александр Блок «Преображение»

В светлый день Преображенья Дух безумца поражен: Из неволи, из смятенья

Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный, В лоне Вечного Отца, Близ Тебя, в лазури бледной

Жаждет нового конца…

Сергей Есенин «Преображение»

Зреет час Преображенья, Он сойдет, наш Светлый Гость, Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня Под поющий в небе гром, Словно ведра, наши будни

Он наполнит молоком.

На фото: Преображение Господне. 1480. Джованни Беллини. Музей Каподимонте. Неаполь

ladychef.ru

19 августа 2016: Преображение Господне

Преображение Господне

  Преображение Господне — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе. 

Что такое Преображение

   Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из  двунадесятых праздников.

События Преображения Господня

  События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

Фавор — Гора Преображения

  Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

История празднования Преображения Господня

  Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Молитвы Преображения Господня Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Митрополит Сурожский Антоний.

Проповедь на Праздник Преображения

   Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной твари. Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.

   Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Мы не можем без недоумения думать о Воплощении: как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей – не только земных и временных, но и вечных, Божественных.

   И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.

   И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть сотрудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью.

   Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся…

   Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню. Аминь.

                                                                             (19 августа 1973 г.) 

azbyka.ru

Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа 2019 года

Преображение Господне что за праздник и какие есть в этот день приметы интересуют многих православных верующих. Церковный праздник, который входит в число важных двунадесятых праздников, отмечают 19 августа 2019 года. В народе его также называют Яблочным Спасом. В отличии от других важных православных праздников, он посвящен Иисусу Христу и Богоматери.

Что за праздник Преображение Господне и его история

Наши предки на Преображение Господне святили яблоки, поэтому Спас стали называть яблочным. На Руси, из греческого календаря праздников, была заимствована традиция благословления винограда. Данный обычай ведет свое начало с VIII столетия.

Известно, что значение слова «преображение» подразумевает трансформацию, изменения, которые больше имеют отношение к внутреннему состоянию. Праздник напоминает православным верующим о том, что необходимо работать над собой для духовного преображения.

Исходя из событий, описанных в Евангелие, Иисус Христос появился на горе Фавор и апостолы Иоанн, Петр и Иаков обратили внимание на преображение Учителя. Его одежда стала белоснежной, а облик сиял словно Солнце. Таким образом, Иисус Христос предстал перед молящимися апостолами в Божественной славе.

Приметы на праздник Преображение Господне

Поскольку в народе праздник Преображение Господне называется еще Яблочным Спасом, поэтому приметы так или иначе связаны с яблоками.

В этот день яблоками, освященными в церкви, угощают людей, который встречаются на пути. Таким образом, согласно примете, людей ожидало счастье. В случае, когда человек раздавал все яблоки на своем пути и входил в жилище уже с пустыми руками, то все трудности и проблемы в его судьбе исчезали, а в семье царило добро и благополучие.

По иной примете, после освещения яблок в церкви, необходимо было откусить кусочек яблока и загадать желание. Девушки, которые были незамужем, в этот день загадывали встретить своего возлюбленного.

К тому же, если в этот день собирали урожай яблок, то зима предвещала быть недолгой.

Теплая погода на Яблочный Спас знаменовала морозную зиму. А если в этот день шел дождь, то можно ожидать много снега в январе и обильных осадков осенью.

К празднику старались завершить сбор урожая, чтобы овощи не успели испортиться.

wordyou.ru

Православные празднуют Преображение Господне 19 августа 2018 года

Ежегодно 19 августа последователи православной церкви отмечают христианский праздник Преображения Господнего. Этот день также принято именовать Яблочным спасом. Исключением 2018 год не стал.

Католическая ветвь христианства продолжает отмечать праздник по старому стилю, 6 августа. Весь православный мир отдаёт дань великому празднеству 19 августа.

Что это за праздник «Преображение Господне»

Обратившись к Божественному писанию, становится известным, что этот праздник приурочен событию, которое по сути своей явило божественную значимость Иисуса перед глазами его первых учеников. Пётр, Иаков и Иоанн — его ближайшие последователи, именно они стали свидетелями того, как всевышний предстал перед смертными.

Молитва на горе Фавор тогда закончилась тем, что Бог, осветив Иисуса Христа, объявил о том, что этот человек является избранником Господа Бога. Яркий свет и белоснежное облако, так охарактеризовали тогда небесное божество.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте » — (Мф. 17:5)

Такое заявление подтверждало то, что в лице Иисуса на Земле можно было найти отображение Бога во плоти. То есть божественное и вполне человеческое начало впервые показалось воедино. Сам же Христос попросил не распространяться своих учеников об увиденном до самого его «вознесения», о котором упомянул вскользь.

Важным моментом также считают то, что во время самого Преображения Господнего, перед Иисусом предстали Моисей и Илия. Один погибший, а другой «ещё смерти не видавший». Этим подчёркивают то, что Господь всесильный и владычествует не только над миром мёртвых, но и над живыми. То есть власть его как на небе, так и на земле.

Как праздник Преображения Господнего трактуют историки

Божественное значение праздника теперь более чем понятно. Иисус предстал перед своими учениками, а Господь Бог единолично уверил, что именно он является воплощением его на земле. Однако у историков на этот счёт есть свой взгляд.

Праздник празднуется приблизительно с 6-ого века в восточно-христианском мире. Побережье восточного Средиземноморья процветало благодаря торговле оливками, рыбой, а в особой мере виноградом и вином. Древнегреческая религия гласила, что покровителем виноделия является Дионис. В его честь последователи язычества устраивали празднества, которые, по народным преданиям, должны были способствовать крупному и хорошему урожаю.

Преображение Господне приурочили именно к этому, стараясь заменить старое языческое верование. В праздник было принято освящать плоды и молиться Богу всё для того же, чтобы урожай значительно улучшился.

Преображение Господне у восточных славян именуют Яблочным спасом

Праздник попадает на великий Успенский пост, длящийся с 14-ого по 27-ое августа ежегодно. По традиции богослужители в день Преображения Господнего облачаются в белые одежды, которые ассоциируются с вознесением Христа и его божественным началом.

Согласно древним поверьям в честь божественной благодати в конце праздничного богослужения освещают фрукты. Так как изначально он был направлен на даты сбора винограда, то обычно освящают именно его. Однако в местах, где виноград не произрастает, там объектом для освящения становились яблоки.

Климатический пояс страны располагает именно к проведению обрядом на этим фруктом. Также принято считать, что именно от второго спаса, то есть, яблочного, начинается расцвет осени. По погоде в этот день, 19 августа, судят о том, какой будет грядущая осень и зима. Если во время Преображения Господнего будет влажно, то жди дождливую осень, а если сухой — такую же сухую осень.

Множество традиций также связаны с яблоками. К примеру даже на суженого молодые девушки гадали именно на яблоках, вкус, цвет и твёрдость яблока проецировалась на характер и внешность будущего супруга. Другая примета касалась родителей, чьи дети погибли. Считалось, что если не съесть до яблочного спаса ни одного этого фрукта, то на небесах детки получат редкое лакомство — райское яблочко. Поэтому родители старались не есть яблок до второго спаса.

На могилы детей и родственников также было принято приносить освящённые яблоки именно в этот день. Кроме того, поделиться с малоимущим этим дивным фруктом считалось привлечь для себя счастье.

www.1rre.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.