Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Что такое двунадесятые праздники православной церкви


ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)[дванадесятые] [греч. Ϫωδεκάορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после праздника Пасхи (к-рый не относится к Д. п.). По содержанию Д. п. разделяются на Господские праздники, посвященные событиям земной жизни Господа Иисуса Христа (сюда же включен и праздник Крестовоздвижения), и на Богородичные праздники, посвященные событиям земной жизни Пресв. Девы Марии; по положению в системе праздников года церковного - на непереходящие, т. е. имеющие фиксированную дату по юлианскому календарю (см. ст. Годовой неподвижный богослужебный круг), и на переходящие, т. е. привязанные к пасхальному циклу (см. ст. Годовой подвижный богослужебный круг).

Выделение 12 из всех годовых праздников, уступающих по значимости только Пасхе («празднику праздников»), имеет символическое значение и характерно только для правосл. традиции - хотя, естественно, и в др. христ. традициях среди праздников те или иные из них признаются наиболее важными (см. ст. Великий праздник; согласно классификации принятого ныне в РПЦ Типикона (см. Знаки праздников месяцеслова), в число великих входят все неподвижные Д. п. (9), а также еще 5 праздников).

Сформировавшаяся к XVI-XVII вв. система Д. п. включала праздники Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.), Введения во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.), Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), Рождества Христова (25 дек.), Сретения Господня (2 февр.), Крещения Господня (6 янв.), Преображения Господня (6 авг.), Входа Господня в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесения Господня (четверг 6-й седмицы по Пасхе), Пятидесятницы (8-е воскресенье по Пасхе, считая саму Паcху), Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.), Успения Пресв. Богородицы (15 авг.).

Формирование системы Д. п.

С древних времен св. отцами подчеркивалось особенное значение нек-рых праздников, посвященных важнейшим событиям земной жизни Христа. Этих праздников до X в. было меньше 12. Свт. Епифаний Кипрский († 403) в Слове на Вознесение Господне упоминает 4 праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение (PG. 43. Col. 477-480). Свт. Прокл К-польский († 446) в Слове о Воплощении Христовом перечисляет 5 главных праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение, Вознесение и Сошествие Св. Духа (PG. 65. Col. 705). В гомилии на Вознесение, приписываемой свт. Иоанну Златоусту († 407), но отличающейся по стилю от его творений и имеющей признаки антинесторианской полемики, говорится о 7 наиболее важных событиях домостроительства Христова - по числу дней творения; 6 из них посвящены праздники Рождества Христова, Богоявления, Распятия, Воскресения, Вознесения и Сошествия Св. Духа; 7-м событием и праздником будет грядущее всеобщее воскресение из мертвых (PG. 52. Col. 799-800). Эта гомилия свт. Иоанна Златоуста цитируется в Хронике Георгия Амартола IX в. (PG. 110. Col. 777-779) в составе повествования о том, как при св. имп. Юстиниане (527-565) Сретение было включено в число Господских праздников (ср.: Esbroeck. 1994). В переработанном виде это же сказание содержится в слав. Прологе под 14 нояб.- Сретение здесь не упоминается, в число 7 праздников включено Благовещение (ср. с древней копт. традицией: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 402), а всеобщее воскресение названо 8-м праздником (см., напр.: Пролог. М., 1642. Л. 353 об.). Прп. Иоанн Дамаскин в 1-м Слове об иконах (728), не ставя перед собой цели перечислить все важнейшие праздники, упоминает праздничный ряд икон, посвященных Благовещению («неизреченное Его снисхождение»), Рождеству, Крещению, Преображению и др. евангельским событиям, заканчивает его иконой Вознесения («страдания, доставляющие бесстрастие, чудеса, символы Его Божественной природы, совершаемые через действие плоти, спасительный гроб Избавителя, восшествие на небеса») (PG. 94. Col. 1240).

Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Перечень не только Господских, но и Богородичных праздников содержится в проповеди Иоанна, еп. Эвбейского, на праздник Зачатия Пресв. Богородицы (744): Зачатие Пресв. Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресв. Богородицы (PG. 96. Col. 1476). Этот перечень уже близок к поздневизант. системе Д. п.

С XI-XII вв. в визант. церковном искусстве получила широкое распространение иконографическая программа, состоящая из 12 праздников (не вполне совпадающая с позднейшей системой Д. п.) и, как правило, включающая Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы (см.: Лазарев. 1960. С. 39-44; он же. 1986. С. 76). С того же времени она получает и название Ϫωδεκάορτον (Walter. P. 222). В этой программе, как и в святоотеческих списках праздничных событий, почти отсутствуют Богородичные праздники - кроме Успения, не сразу вошедшего в этот ряд (Благовещение можно понимать как Господский праздник). Соч. «На Господские праздники» Иоанна, митр. Евхаитского († не позже 1095), начинается четверостишием, в к-ром перечисляются 12 праздников, включая Обрезание Господне, но без Успения Пресв. Богородицы (PG. 120. Col. 1197). В праздничный тетраптих XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в число 12 изображений входит и Успение Пресв. Богородицы. В диптихе кон. XIII - нач. XIV в. с 12 праздниками (мон-рь св. Павла на Афоне) пропущено изображение Успения, но в него включено Рождество Христово (Dölger, Weigand, Deindl. S. 164-165). С XIV в. Успение постоянно присутствует в праздничных рядах. Возможно, первоначально эта иконографическая программа не была предназначена для иллюстрирования круга годовых праздников, а служила иконографическим выражением Священной истории или же символического толкования Божественной литургии как воспоминания земной жизни Господа (Сорокатый. С. 466).

Сретение, Крещение, Сошествие во ад, Вознесение. Средник гексаптиха. XIV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)Сретение, Крещение, Сошествие во ад, Вознесение. Средник гексаптиха. XIV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)Праздничные ряды икон нередко включали более 12 образов, особенно в позднее время, но ядро ряда оставалось, как правило, неизменным (хотя в ранних перечислениях в число 12 могли включать иконы «Обрезание Господне» и «Уверение Фомы»). 12 праздников помещали в клеймах вокруг иконы Воскресения, иногда - вокруг икон Божией Матери, Распятия. 12 праздников украшали церковные изделия из ткани, могли помещаться на монашеских поясах.

К XIV в. идея 12 праздников зафиксирована в письменных источниках: визант. поэт 1-й пол. XIV в. Мануил Фил пишет о δωδεκάορτον (ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 741); церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул перечисляет 12 праздников, включая Успение (Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 401). В гроттаферратском Типиконе 1300 г. упоминаются 14 «Господских праздников», в т. ч. Обрезание, Тайная вечеря, Новая неделя (Уверение Фомы), но не Успение Пресв. Богородицы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907).

К XVI в. в праздничную иконографическую программу входили изображения Рождества и Введения во храм Пресв. Богородицы (ранние примеры включения этих праздников в циклы праздничных изображений сохр. на Синае - циклы посл. четв. XII в. и 1200 г., см.: Сорокатый. С. 466), а также Воздвижения Креста Господня (см., напр., икону «Преображение» XVI в. с 24 клеймами праздников - ГРМ. Инв. ДРЖ-1879), хотя и в эту эпоху изображения упомянутых Богородичных праздников могли опускаться. Так, иконостас Благовещенского собора Московского Кремля даже после дополнений XVI в. не содержал праздники Рождества Пресв. Богородицы и Введения (см.: Щенникова. 2004); иконостас Троицкого собора (1425-1427) Троице-Сергиевой лавры с 19 праздничными иконами также не включал изображений этих праздников (см.: Лазарев. 1996. С. 109, 368, № 104).

Вместе с тем необходимо отметить, что гипотеза о влиянии иконографической традиции на возникновение календарного термина «Д. п.» вызывает ряд вопросов. Появление же в нек-рых новооткрытых храмах праздничных рядов иконостаса с расположением образов не по порядку Священной истории, а по календарной последовательности Д. п. не соответствует ни традиции, ни логике иконографической программы правосл. храма.

В XVI-XVII вв. идея Д. п. окончательно устанавливается и в литургической практике - на Руси это проявилось, в частности, в появлении на рубеже XVI и XVII вв. в месячных и постных (триодных) Стихирарях особых разделов, содержащих песнопения тех или иных праздников (Певческий сборник. РГБ. Ф. 37 (собр. Большакова). № 100, 1594 г.; Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публ., пер.: М. Бражников, Г. Никишов; Предисл., коммент. и исслед.: Г. Никишов. М., 1983. С. 10; Сушкевич. 2000), и затем в формировании нотированной кн. «Праздники», куда были включены певч. последования праздников из Стихирарей (самые ранние рукописи «Праздников» относятся к нач. XVII в.; см., напр.: Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. № 225). После XVII в. «Праздники» продолжали иметь широкое распространение как в старообрядческой среде (преимущественно в виде рукописей; в XIX-XX вв. книга была неск. раз изд.), так и в господствующей Церкви (в 1772 было осуществлено 1-е издание «Праздников» на квадратной ноте, впосл. неоднократно переиздававшееся).

Установление термина «Д. п.»

До XVII в. наиболее важные праздничные дни церковного года называли Господскими праздниками, даже если они не были христологическими или триадологическими,- возможно, это следует связывать с первоначальным пониманием системы праздничных дней как последовательного воспоминания важнейших событий домостроительства Божия. Так, свт. Епифаний Кипрский называл Вознесение «исполнением Господских праздников» (τῶν δεσποτικῶν ορτῶν) (PG. 43. Col. 477). В приписываемой свт. Иоанну Златоусту гомилии на Вознесение говорится о «праздниках Христовых» (τῶν ορτῶν Χριστοῦ) (PG. 52. Col. 799). Георгий Амартол утверждал, что до св. имп. Юстиниана Сретение не считали Господским праздником (ταῖς δεσποτικαῖς ορταῖς) (PG. 110. Col. 777). Этот же термин употребляется в стихотворении Иоанна, митр. Евхаитского (PG. 120. Col. 1197), и в Гроттаферратском Типиконе 1300 г. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907). Тем не менее с включением в число важнейших праздников торжеств в честь Пресв. Богородицы термин «Господские праздники» продолжал употребляться; c XVII в. вместо него обычно употреблялся термин «Господские и Богородичные праздники». Сочетание «Д. п.» в рус. источниках фиксируется после сер. XVII в. (напр., в МДА. П-213 П-23. Инв. 231911, посл. треть XVII в.; см. также: Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1977. Вып. 4. С. 180 (1673 г.); Шереметьев С. Д. Два упраздненных монастыря над Переяславским озером. М., 2005. С. 10 (опись 1701 г.)). В изданной в 1795 г. в Москве кн. «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» в главе о праздниках перечислено 16 праздников - включая Пасху, все Д. п., а также Великие четверг, пятницу и субботу (Л. 82-82 об.),- но термина «Д. п.» нет. Активно термин начал использоваться в XIX в.; напр., в соч. «Дни богослужения Православной Церкви» прот. Г. Дебольский, описав разделение всех праздников на великие, средние и малые, среди великих указывает 3 разряда: Пасху, Д. п. («дванадесятые»), великие «недванадесятые» (Дебольский. Т. 1. С. 3-4).

Д. п. в православном богослужении

Ни Студийский, ни Иерусалимский уставы (принятый ныне в различных редакциях в правосл. Церкви повсеместно) не знают формального выделения Д. п. В Иерусалимском уставе праздники разделяются на великие, средние и малые; великие праздники, к к-рым относятся все неподвижные Д. п., в слав. рукописях и изданиях Типикона обозначаются знаком ; поскольку подобные знаки используются только в месяцеслове (хотя они есть в нек-рых старопечатных уставах и в главе о Триоди), переходящие Д. п. праздничными знаками не отмечены. Гимнографические последования непереходящих Д. п. находятся в Минее, переходящих - в Постной или Цветной Триоди.

На Д. п. совершается торжественное всенощное бдение (оно должно предваряться малой вечерней, к-рая на практике обычно опускается), состоящее из великой вечерни (со входом, паремиями и литией) и утрени (с полиелеем, величанием и славословием), часы и Божественная литургия; на нек-рые праздники (напр., на Благовещение) устав предписывает предварять литургию крестным ходом. Вечером в дни Господских праздников должна совершаться великая вечерня (хотя утреня следующего дня - славословная) с пением великого прокимна.

Если непереходящие Д. п. попадают на субботу или на будние дни, служба совершается только по Минее; если на воскресенье, то в случае Господских праздников - только по Минее, а в случае Богородичных праздников (включая Сретение) - по Минее и Октоиху (служба Благовещения, а в нек-рых случаях и Сретения соединяется также с дневным последованием Постной Триоди). Служба подвижных Д. п. совершается только по Триоди (впрочем, в случаях совпадений с памятью св. ап. Иоанна Богослова или храмового святого последования Вознесения и Пятидесятницы могут соединяться с минейными службами; в случае совпадения службы Входа Господня в Иерусалим и Благовещения также соединяются). Т. о., служба Господских праздников в отличие от службы Богородичных (включая Сретение) в случае совпадения отменяет собой воскресное последование (по этому признаку и по наличию вечером в день праздника вечерни с великим прокимном к Господским Д. п. с уставной т. зр. следует также отнести Антипасху).

Накануне Богородичных Д. п. на великой вечерне поется «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы Псалтири), тогда как накануне Господских Д. п. кафизмы нет (за исключением совпадения праздника с воскресеньем или с понедельником - в первом случае, включая и Господские и Богородичные праздники, всегда должна исполняться 1-я кафизма целиком; во втором - поется 1-й антифон 1-й кафизмы, в т. ч. и на Господские праздники). На утрене на 9-й песни канона не поются песнь Богородицы (кроме случаев совпадения Богородичных праздников с воскресеньем) и песнь прор. Захарии (см. ст. Библейские песни), к-рая заменяется особыми праздничными припевами (кроме праздников Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы, для к-рых в офиц. богослужебных книгах нет припевов, хотя в певч. книгах они встречаются). На нек-рые Господские Д. п. (Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Преображение) после 50-го псалма утрени вместо обычных поются особые припевы.

На литургии в дни Господских Д. п. поются соответствующие праздничные антифоны, в дни Богородичных - изобразительны (в студийской традиции, сохранявшейся на Руси до XVII в., на Богородичные праздники и в др. торжественные дни, не имевшие праздничных антифонов, должны были петь вседневные антифоны, в совр. греч. традиции Богородичные Д. п., как и Господские, имеют свои праздничные антифоны); следов., на Господские праздники на малом входе литургии возглашается особый входный стих, а на Богородичные поется обычный стих Пс 94. 6a (этот же стих на Богородичные праздники бытует и в греч. традиции, к-рая, т. о., непоследовательно сочетает праздничные антифоны со вседневным стихом). В день Сретения на литургии поются изобразительны, но после входа возглашается особый входный стих. На все Д. п. литургийное «Достойно есть» заменяется задостойником (ирмосом 9-й песни канона утрени, перед к-рым исполняется праздничный припев, если он есть). Дневные апостольское и евангельское чтения, как правило, перенесены на предыдущий день.

Практически все Д. п. празднуются больше одного дня. Многодневное празднование Д. п. имеет следующую структуру: предпразднство (1 день у всех праздников, кроме Рождества Христова и Богоявления, у к-рых 5 и 4 дня соответственно; Вход Господень в Иерусалим и Пятидесятница не имеют предпразднства), сам праздник, попразднство (от 1 до 8 дней; попразднства не имеет Вход Господень в Иерусалим, а также в определенных случаях Сретение и Благовещение), отдание (последний день попразднства; у Входа Господня в Иерусалим отдание праздника совершается на вечерне в день праздника). В дни предпразднства и попразднства статус службы определяется статусом памяти святого, празднуемого в этот день, последование праздника соединяется с рядовым последованием Минеи. Число дней попразднства строго фиксировано (за исключением Сретения, у к-рого длина попразднства определяется близостью Великого поста). В день отдания последование праздника не должно соединяться с др. последованиями (кроме отдания Введения, но при совпадениях с полиелейным или бденным святым последования отдания и святого обычно соединяются) и совершается по чину славословной службы (повторяется все последование праздника, кроме входа и чтений на вечерне и всего полиелейного комплекса на утрене). Отдание Богородичных праздников имеет ту особенность, что на литургии к дневным чтениям прибавляются Богородичные.

Лит.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1837. Ч. 1-6. М., 1996р. Т. 1-2; Дмитриевский. Описание; Никольский. Устав; Сергий (Спасский). Месяцеслов; Dölger F., Weigand E., Deindl A. Mönchsland Athos. Münch., 1943; Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской. М., 1960; он же. История визант. живописи. М., 1986; он же. Рус. иконопись от истоков до нач. XVI в. М., 1996; ῾Εορταί, δώδεκα // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 742-756; Винокурова Э. П. Модель меднолитого складня «Двунадесятые праздники» кон. XVII - нач. XVIII в. // Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции / Под ред. А. В. Рындиной. М., 1991. С. 128-172; Walter Ch. A New Look at the Byzantine Sanctuary Barrier // RÉB. 1993. Vol. 51. P. 223-228; Esbroeck M., van. La lettere de Justinien pour la fête de l'Hypapante en 562 // AnBoll. 1994. Vol. 112. P. 65-84; Сорокатый В. М. Праздничный ряд рус. иконостаса // Иконостас: Происхождение. Развитие. Символика. М., 2000. С. 465-489; Сушкевич Н. Особенности формирования нотированных сб-ков нач. XVII в. (по ркп. РНБ ОСРК Q I 1408) // Гимнология. Вып. 1. Кн. 1. С. 319-325; Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Моск. Кремля: Деисусный и праздничный ряды иконостаса: Кат. М., 2004; Яковлева А. И. Визант. додекаортон и рус. праздничные чины рублевской эпохи // ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 74-87. Литургический (церковный) год Эортология (Праздники) Год церковный, система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви Праздники Русской Православной Церкви Двунадесятые [дванадесятые] праздники, 12 праздников, в православные традиции считающихся наиболее важными после праздника Пасхи ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ см. Вход Господень в Иерусалим ВОСКРЕСЕНЬЕ один из дней недели, в христ. Церкви празднуемый как день Воскресения Иисуса Христа ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого

www.pravenc.ru

двунадесятые праздники - это... Что такое двунадесятые праздники?

  • Двунадесятые праздники — в богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим… …   Политология. Словарь.

  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ, 12 — важнейших православных церковных праздников: Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, День Святой Троицы,… …   Современная энциклопедия

  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря (7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта (7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), 40 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Двунадесятые праздники — ДВУНАДЕСЯТЬ, и, числит. колич. (стар.). То же, что двенадцать. Нашествие двунадесяти языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Двунадесятые праздники — (также дванадесятые праздники)  двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге …   Википедия

  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — Важнейшие православные церковные праздники (см. церковь*, Православие*). Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы. Этих особых праздников двенадцать, поэтому они называются… …   Лингвострановедческий словарь

  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)[дванадесятые] [греч. Ϫωδεκάορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после… …   Православная энциклопедия

  • двунадесятые праздники — 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря(7 января)  Рождество Христово, 6(19) января  Крещение Господне (Богоявление), 2(15) февраля  Сретение, 25 марта(7 апреля)  Благовещение, за неделю до Пасхи  Вход Господень в Иерусалим… …   Энциклопедический словарь

  • Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Некоторые из них имеют раз и навсегда установленные даты: Рождество Христово 25 декабря/7 января, Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января, Сретение Господне 2/15 февраля, Благовещение… …   Православный энциклопедический словарь

  • Двунадесятые Праздники — Великие праздники русской православной церкви. К ним относятся: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (в 40 й день по Пасхе) Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов) (в 50 й день по Пасхе) Крещение …   Религиозные термины

popular.academic.ru

Двунадесятые праздники

В году довольно много православных праздников, и человеку не слишком приближенному к церкви довольно сложно в них разобраться. Сейчас расскажем о двунадесятных праздниках, дадим их описание и даты на текущий и будущий год.

Что значит двунадесятые праздники

Двунадесятными именуют православные праздники посвященные событиям жизни Христа и Девы Марии. всего их двенадцать. Все они относятся к великим и уступают по своей значимости лишь пасхе.

По своей тематике данные праздники подразделяются на:

  • Господские;
  • Богородичные.

По времени празднования тоже имеются подразделения:

  • переходящие или подвижные;
  • непереходящие или неподвижные.

Для верующих людей постоянно ходящих в храм двунадесятные праздники очень важны. Значимость их была предопределена еще нашими предками, со времен жизни Христа и Богородицы. В наше время религиозные, культурные и народные ценности переплетены между собой. А в 1920 году церковные праздники являлись государственными. Торжественность данных праздников не утратилась по сей день.

Двунадесятые праздники православной церкви, суть

Двунадесятные празднества как уже говорилось выше это двенадцать крупных религиозных событий, которые празднуются христианами. Их суть напомнить нам о Деве Марии ее покаянии и жертвенности, об Иисусе Христе. Все они связаны с решающими моментами их жизни, от рождения, до обретения вечного покоя и спокойствия. Эти дни напоминают нам о благих поступках во имя людей и добра.

Двунадесятые праздники описание, кратко

Рассмотрим все двунадесятные праздники по их делению на переходящие и непереходящие. итак, к непереходящим относят:

Рождество Пресвятой Богородицы наступает 21 сентября. Это день рождения Девы Марии, которая родилась у пожилых, но счастливых родителей в Назарете. В дальнейшем она стала матерью Иисуса Христа.

Воздвижение креста Господня празднуется 27 сентября. Этот праздник посвящен кресту как символу райской, вечной жизни. кроме того с крестом ассоциируется жертвенность Иисуса, своим поступком он искупил грехи всех людей на земле.

Введение во храм Богородицы 4 декабря. Именно в этот день Мария впервые вошла в храм, будучи трехлетним ребенком.

Рождество Христово 7 января. Рождение младенца Исуса Христа непорочной Девой Марией.

Крещение господне или как его еще именую Богоявление 19 января. Именно в этот день происходит явление ликов Святой Троицы. А младенца Иисуса окрестили в реке Иордан под благословление Бога отца.

Сретение 15 февраля.  Родители Богомладенца принесли его в храм на сороковой от рождения день, как гласил закон Моисея, установленный в память исхода евреев с египетских земель и освобождения от рабства. Т.к. Иисус был первенцем у своих родителей, и они были небогаты, его принесли в храм для обряда посвящения Богу. Именно в этот момент в храме находился старец Симеон, и произошла его встреча с младенцем Иисусом Христом. Симеон был одним из многих книжников переводивших библию с древнееврейского языка еще в 3 веке до н.э. В ходе работы он увидел строки «Дева во чреве примет и родит сына». Он захотел исправить «Дева» (девственница) на «Женщина». В в этот момент к нему явился ангел и сказал ему, что будет Симеон жить до тех пор пока сам не увидит исполнения этого пророчества.

Благовещение 7 апреля. именно в этот день Святой Дух сказал Марии о непорочном зачатии и рождении ею Богомладенца.

Преображение господне празднуют 19 августа. Именно в этот день Христос явился своим ученикам в белых сияющих одеждах возвещая, что всем страданиям есть конец и вечная жизнь ждет каждого, кто верит в нее.

Богородицы Успение Пресвятой Богородицы 28 августа. Грустный и скорбный день, сопровождающийся поминальными молитвами в утешение и назидание всем христианам.

К переходящим праздникам относятся:

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим. Его отмечают за неделю до празднования Пасхи. Именно в этот день Иисуса встречали как спасителя и образ Бога на земле. его путь устилали одеждами ожидая благословения и спасения от страданий.

Вознесение господне отмечают по прошествии 40 дней после Пасхи. Праздник посвящен окончанию земной жизни Христа и вознесение его на небо к Богу.

Святая Троица празднуется в воскресенье после 50 дней от Пасхи. Считается что у бога три лица:

  • Бог — отец;
  • Бог — сын;
  • Святой дух.

Даже в молитвах упоминают  все три ипостаси Бога. Суть данного праздника в выражении благодарности Богу за возрождение и поддержание жизни, за дарование сил всем людям. В день Святой Троицы люди идут в храм и молятся для очищения своей души от всего плохого и обретают спокойствие и любовь. Кроме того делали обереги и размещали их дома. Перед Троицей следует Родительская суббота, когда принято поминать ушедших родственников и близких людей.

Так как дата Пасхи каждый год меняется поэтому и последние три праздника именуют переходящими (даты каждый год разные).

Двунадесятые праздники календарь 2018

Даты двунадесятных праздников на текущий год. Сначала напомним даты непереходящих праздников, а после них укажем переходящие. Итак, праздники дата которых не меняется:

  • Рождество Христово 7 января;
  • Крещение (Богоявление) 19 января;
  • Сретение 15 февраля;
  • Благовещение 7 апреля
  • Преображение господне 19 августа;
  • Успение пресвятой Богородицы 28 августа;
  • Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября;
  • Воздвижение Креста Господня 27 сентября;
  • Введение во храм Богородицы 4 декабря.

Переходящие праздники в нынешнем году будут:

  • Вход Господень в Иерусалим 1 апреля;
  • Вознесение Господне 17 мая;
  • Троица 27 мая.

Теперь вы знаете точные даты праздников.

Двунадесятые праздники календарь 2019

В следующем 2019 году переходящие праздники придутся на такие даты:

  • Вход Господень в Иерусалим 21 апреля;
  • Вознесение Господне 6 июня;
  • Троица 16 июня.

Непереходящие праздники своих дат не меняют, поэтому не будем повторяться. Их можно посмотреть в предыдущем пункте.

Иконы двунадесятых праздников

Каждому православному празднику соответствует своя икона. Сейчас представим эти иконы с кратким описанием каждой.

Икона Рождества Христова. На ней изображен рожденный младенец Иисус с матерью своей Девой Марией. Три царя (Бальтазар, Мельхиор, Каспар) подносят дары младенцу, а ангел держит в руках путеводную Вифлеемскую звезду. Икона очень красивая и умиротворяющая.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Икона Благовещение. Она посвящена встрече Девы Марии с Архангелом Гавриилом, который принес ей хорошую весть о рождении у нее сына Всевышнего. И будут звать его Иисус.

Вознесение Господне

Икона Рождество Богородицы. Икона рассказывает о чудесном рождении Марии у родителей Иоакима и Анны. Анна была бесплодна и это огорчало ее мужа. Но Божье проведение помогло им обрести дочь.

Икона Успение Богородицы. На ней изображен момент ухода Богородицы из земной жизни в вечную.

Икона Святая Троица. Одна из известнейших икон, на которой можно увидеть Бога отца, Бога сына и Святого Духа в Сионской горнице. По легенде Авраам увидел на дороге трех путников. В одном из них он узнал Бога и оказал им почести. Усадил в тени дуба, накормил и напоил их.

Икона Преображение Господне. На иконе изображен Иисус в лучах света и его ученики, которых Всевышний позвал помолиться но гору Фавор. Именно в окружении Петра, Иоанна и Иакова происходит явление лика

Икона введение во храм Богородицы. На иконе изображена трехлетняя Мария первый раз пришедшая в храм с родителями. Это событие является важным этапом ее жизни, который плавно подведет ее к рождению Богомладенца.

Икона Сошествие Святого Духа. На ней изображен момент когда Богородица с учениками Христа собрались отмечать праздник Пятидесятницу. данное событие посвящено получению Пятикнижия Моисея еврейским народом на Синае. Все присутствующие молились когда вдруг в комнату влетел огонь и послышался ветер. Огонь вошел в каждого и наполнил их Святым Духом. После этого события ученики Христа обрели понимание его веры и дар ее проповедования.

Икона Крещение Господне. На ней изображен момент крещения Иисуса в реке Иордан и момент явления Бога.

Икона Крестовоздвиженье. На ней изображен Патриарх с поднятым вверх крестом, его поддерживают Дьяконы. По правую сторону от Патриарха изображены царь Константин и мать его Елена. Именно во время правления Константина был найден крест. Поиск утерянного креста вела Елена.

Икона Сретень Господне. На ней написан случай когда Иосиф и Мария принесли Иисуса первый раз в храм. Запечатлен момент встречи Симеона с Богом. Сретение это хорошее событие, символизирующее встречу всех людей в образе старца с Богом.

Что можно и что нельзя православным в двунадесятые праздники

Православным людям стоит соблюдать определенные правила в церковные праздники. А именно это касается всяческих запретов. Это связано с установлением христианства на Руси, когда крестьян необходимо было заманить в храм. Их пугали карой Божьей.

С тех пор в православные праздники нельзя:

  1. ругаться;
  2. убираться и заниматься рукоделием;
  3. стирать и мыться;
  4. работать на огороде.

Нынешняя церковь не запрещает работать в воскресенье или православный праздник, ведь сейчас много профессий, которые не позволяют прервать работу в такие дни. Поэтому праздничный день стоит проводить с молитвой, добром и хорошими поступками.

В данной статье рассказывается о двунадесятных праздниках. Дается их краткое описание, приводятся даты праздников в текущем году и на 2019 год. Прочитав представленную информацию, вы узнаете о празднике, его истории и иконе ему соответствующей. Кроме того будете знать что можно и нельзя делать в христианские праздники. Любви и добра вам.

luckclub.ru

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря.

Двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории: Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных (* примечание — Минея (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая). Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной (*примечание — Триодь – (греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга).

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития. В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

  • По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого — 14 января
  • Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
  • Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание. У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

svt-stefan.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.