Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Что такое сретение господне и в чем смысл этого праздника


Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?

В этот день Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии от Луки. Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. В храме их встретили Анна - пророчица и старец Симеон, которому было обещано, что он не умрёт доколе не встретится со Христом. Они признали в маленьком ребёнке Сына Божьего, Который спасёт весь род человеческий.

           На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Слово «сретение» наиболее полно передаёт смысл этого священного события, ведь оно означает встречу человека с Богом.

Вместе с тем, тогда произошла встреча Ветхого (в лице старца Симеона и Анны пророчицы) и Нового (в лице Господа Иисуса Христа) Заветов.

           Владыка, почему этот праздник в народе именуется Громницами и откуда возник обычай освящать на Сретение свечи?

           В этот праздник в Русской Православной Церкви существует обычай освящать церковные свечи. Ещё во время утверждения праздника на востоке возникла традиция совершать в этот день шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих торжественных процессий, по – видимому, связано со словами, произнесёнными святым праведным Симеоном Богоприимцем (так он именуется, потому что принял в свои руки Богомладенца) при встрече с младенцем Иисусом Христом. В своём обращении к Спасителю праведный Симеон называет Его «Светом», Который воссиял в этом мире «к просвещению язычников». Громницами этот праздник именуется в народе, потому что заменил собою языческое празднование в честь Перуна – бога-громовержца и богини-громовницы. Языческий праздник исчез, а название осталось.

Владыка, расскажите, как нужно относиться к свечам, освящённым на праздник?

К сретенским свечам нужно относиться не магически, а благоговейно. Их хранят дома и зажигают во время домашней молитвы, при болезни, унынии, при отходе от этой временной жизни вечной.

Этот праздник призывает нас задуматься о том, что и нам когда-то предстоит оставить этот мир и предстать пред Господом.

И чтобы эта встреча была радостной необходима нам следовать учению Христа, предлагаемому в Евангелии.

Всех вас, уважаемые читатели, поздравляю с праздником Сретения Господня!

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

edinstvo.by

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?

В этот день Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии от Луки. Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. В храме их встретили Анна - пророчица и старец Симеон, которому было обещано, что он не умрёт доколе не встретится со Христом. Они признали в маленьком ребёнке Сына Божьего, Который спасёт весь род человеческий.

           На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Слово «сретение» наиболее полно передаёт смысл этого священного события, ведь оно означает встречу человека с Богом.

Вместе с тем, тогда произошла встреча Ветхого (в лице старца Симеона и Анны пророчицы) и Нового (в лице Господа Иисуса Христа) Заветов.

           Владыка, почему этот праздник в народе именуется Громницами и откуда возник обычай освящать на Сретение свечи?

           В этот праздник в Русской Православной Церкви существует обычай освящать церковные свечи. Ещё во время утверждения праздника на востоке возникла традиция совершать в этот день шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих торжественных процессий, по – видимому, связано со словами, произнесёнными святым праведным Симеоном Богоприимцем (так он именуется, потому что принял в свои руки Богомладенца) при встрече с младенцем Иисусом Христом. В своём обращении к Спасителю праведный Симеон называет Его «Светом», Который воссиял в этом мире «к просвещению язычников». Громницами этот праздник именуется в народе, потому что заменил собою языческое празднование в честь Перуна – бога-громовержца и богини-громовницы. Языческий праздник исчез, а название осталось.

Владыка, расскажите, как нужно относиться к свечам, освящённым на праздник?

К сретенским свечам нужно относиться не магически, а благоговейно. Их хранят дома и зажигают во время домашней молитвы, при болезни, унынии, при отходе от этой временной жизни вечной.

Этот праздник призывает нас задуматься о том, что и нам когда-то предстоит оставить этот мир и предстать пред Господом.

И чтобы эта встреча была радостной необходима нам следовать учению Христа, предлагаемому в Евангелии.

Всех вас, уважаемые читатели, поздравляю с праздником Сретения Господня!

news.21.by

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? - Храм свт.Иова, Патриарха Московского и всея Руси

15 февраля (2 февраля по старому стилю) православные отмечают великое Сретение Господне. В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»? 

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца? 

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной. 

Кто такой Симеон Богоприимец? 

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец. 

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница) 

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». 

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. 

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). 

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица? 

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).

Как начали праздновать Сретение Господне? 

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав — Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение? 

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

svt-iov.ru

Что такое Сретение Господне?

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? О празднике Сретение Господне рассказывает Преосвященный Вениамин, епископ Борисовский и Марьиногорский:

На сороковой день после Рождества Христова, 15 февраля (2 февраля по старому стилю), православные отмечают Сретение Господне. Этот праздник является одним из древнейших праздников христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников.

В этот день Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии от Луки. Пресвятая Дева Мария и праведный �осиф Обручник принесли младенца �исуса в иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. В храме их встретили Анна — пророчица и старец Симеон, которому было обещано, что он не умрёт доколе не встретится со Христом. Они признали в маленьком ребёнке Сына Божьего, Который спасёт весь род человеческий.

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Слово «сретение» наиболее полно передаёт смысл этого священного события, ведь оно означает встречу человека с Богом.  

Вместе с тем, тогда произошла встреча Ветхого (в лице старца Симеона и Анны пророчицы) и Нового (в лице Господа �исуса Христа) Заветов.

Владыка, почему этот праздник в народе именуется Громницами и откуда возник обычай освящать на Сретение свечи?

В этот праздник в Русской Православной Церкви существует обычай освящать церковные свечи. Ещё во время утверждения праздника на востоке возникла традиция совершать в этот день шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих торжественных процессий, по – видимому, связано со словами, произнесёнными святым праведным Симеоном Богоприимцем (так он именуется, потому что принял в свои руки Богомладенца) при встрече с младенцем �исусом Христом. В своём обращении к Спасителю праведный Симеон называет Его «Светом», Который воссиял в этом мире «к просвещению язычников». Громницами этот праздник именуется в народе, потому что заменил собою языческое празднование в честь Перуна – бога-громовержца и богини-громовницы. Языческий праздник исчез, а название осталось.

Владыка, расскажите, как нужно относиться к свечам, освящённым на праздник?

К сретенским свечам нужно относиться не магически, а благоговейно. �х хранят дома и зажигают во время домашней молитвы, при болезни, унынии, при отходе от этой временной к жизни вечной.

Этот праздник призывает нас задуматься о том, что и нам когда-то предстоит оставить этот мир и предстать пред Господом.

� чтобы эта встреча была радостной, необходима нам следовать учению Христа, предлагаемому в Евангелии.

Всех вас, уважаемые читатели, поздравляю с праздником Сретения Господня!

borisov-spas.by

Сретение Господне: в чём смысл этого праздника?

Что такое Сретение Господне и в чем смысл этого праздника? О празднике Сретения Господня рассказывает Преосвященный Вениамин, епископ Борисовский и Марьиногорский.

— На сороковой день после Рождества Христова, 15 февраля (2 февраля по старому стилю), православные отмечают Сретение Господне. Этот праздник является одним из древнейших праздников христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников.

В этот день Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии от Луки. Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. В храме их встретили Анна пророчица и старец Симеон, которому было обещано, что он не умрёт доколе не встретится со Христом. Они признали в маленьком ребёнке Сына Божьего, Который спасёт весь род человеческий.

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Слово «сретение» наиболее полно передаёт смысл этого священного события, ведь оно означает встречу человека с Богом.

Вместе с тем, тогда произошла встреча Ветхого (в лице старца Симеона и Анны пророчицы) и Нового (в лице Господа Иисуса Христа) Заветов.

 — Владыка, почему этот праздник в народе именуется Громницами и откуда возник обычай освящать на Сретение свечи?

 — В этот праздник в Русской Православной Церкви существует обычай освящать церковные свечи. Ещё во время утверждения праздника на востоке возникла традиция совершать в этот день шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих торжественных процессий, по-видимому, связано со словами, произнесёнными святым праведным Симеоном Богоприимцем (так он именуется, потому что принял в свои руки Богомладенца) при встрече с младенцем Иисусом Христом. В своём обращении к Спасителю праведный Симеон называет Его «Светом», Который воссиял в этом мире «к просвещению язычников». Громницами этот праздник именуется в народе, потому что заменил собою языческое празднование в честь Перуна – бога-громовержца и богини-громовницы. Языческий праздник исчез, а название осталось.

 — Владыка, расскажите, как нужно относиться к свечам, освящённым на праздник?

 — К сретенским свечам нужно относиться не магически, а благоговейно. Их хранят дома и зажигают во время домашней молитвы, при болезни, унынии, при отходе от этой временной к жизни вечной.

Этот праздник призывает нас задуматься о том, что и нам когда-то предстоит оставить этот мир и предстать пред Господом.

И чтобы эта встреча была радостной, необходимо нам следовать учению Христа, предлагаемому в Евангелии.

Всех вас, уважаемые читатели, поздравляю с праздником Сретения Господня!

www.youtube.com/watch?v=AeXg6Wydark

По материалам сайта Борисовской епархии borisoveparhia.by

oroik.by

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?

15 февраля (2 февраля по старому стилю) православные отмечают великое Сретение Господне.

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»? 

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца? 

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной. 

Кто такой Симеон Богоприимец? 

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец. 

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». 

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. 

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). 

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица? 

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).

Как начали праздновать Сретение Господне? 

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав — Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение? 

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

Елена Пацар

На фото:

1. Сретение Господне. Джеймс Тиссо. 

2. Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница) 

3. Сретение. Андреа Селести. 1710.

4. Сретение. Рогир ван дер Вейден. Фрагмент

5. Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут.

www.aif.ru.

svgbdvr.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.