Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Цвет облачения священников на праздники таблица


Цвет облачения

Облаче́ние престола и богослужебные облаче́ния духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.

Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.

В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.

В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя.

В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.

В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.

Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Page 2

• алфавитный указатель •

Царство Божие понимается более как состояние души, нежели конкретное место. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Цель жизни христианской состоит в достижение единства с Богом, раскрытие в человеке образа и подобия Бога. Мы можем наследовать Царствие Божие, лишь если во всём уподобимся Богу: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Вера в Бога – по христианскому переживанию – это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не проявляя своей любви во внешних действиях? Хорошо сказал когда-то по этому поводу отец Александр Мень, который на вопрос, можно ли считать христианином человека, не посещающего церковь, ответил так: «Можно, конечно. Как может называться филантропом человек, любящий все человечество, но не сделавший ни одного доброго дела».

azbyka.ru

Цвета богослужебных облачений

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

 Голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Бордовый 2 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Белый

Покров Пресвятой Богородицы,

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Голубой

Навечерие Рождества Христова

Белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

Золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

Белый или голубой

Обрезание Господне,

Навечерие Богоявления,

Богоявление Господне

(до отдания включительно)

Белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

Голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

Голубой

Подготовительные Недели к Великому посту

Фиолетовый или золотистый (жёлтый)

Великий пост

(седмичные дни)

Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Неделя Крестопоклонная

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Страстная седмица

Чёрный или тёмно-фиолетовый

Великий Четверг

Фиолетовый

Великая суббота

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

Белый

Пасха

(до отдания включительно)

Красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

Белый

Пятидесятница

(до отдания включительно)

Зелёный

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Белый

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

Белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 4

Голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Золотистый (жёлтый)

Богородичные праздники

Голубой

Памяти 5  Бесплотных Сил, свв. дев и девственников

Белый

Памяти пророков

Золотистый (жёлтый)  или белый

Памяти апостолов

Золотистый (жёлтый), белый или красный

Памяти святителей

Золотистый (жёлтый)

Памяти мучеников

Красный

Памяти преподобных и Христа ради юродивых

Зелёный

Памяти благоверных князей

Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

Белый

Таинство Крещения

Белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

______________________

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

horist.ru

Цвета богослужебных одеяний священнослужителей

16.05.2018 Наверное, каждый из нас, находясь на богослужении, обращал внимание на то, что в разные дни священнослужители надевают облачения разного цвета. Что же это значит?

Богослужебные облачения бывают белого, желтого (золотого), красного, голубого, зеленого, фиолетового и черного цветов. То же самое относится к убранству храма. Эти цвета символизируют духовные значения празднуемых в данные дни событий.

Итак, расскажем поподробнее.

Белый цвет

Белый цвет богослужебных облачений присутствует в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, бесплотных небесных сил.

Этот цвет символизирует несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. Потому в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белые ризы используются при совершении таинств Крещения, Венчания. При рукоположении (возведении человека в священный сан) новопоставленного также облачают в белые ризы.

Белый цвет принят церковью в дни поминовения усопших, потому что он выражает смысл и содержание заупокойных молитв, где испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

Пасхальная праздничная служба также начинается в белых облачениях, это знаменует собой Божественный Свет, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя.

Золотой (желтый) цвет

Золотой (жёлтый) Царский цвет присутствует в воскресные дни (если нет поста и особых праздников), в дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей, на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).

Этот цвет прямо связан с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и удостоились Божьей благодати.

Красный цвет

Красный и его оттенки используются в дни памяти мучеников, в Великий Четверг, а также в праздник Пасхи.

Праздникам мучеников присвоен красный цвет богослужебных облачений потому, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви к Господу. Вообще же красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Пасхальная литургия, а затем и службы всей Светлой седмицы служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.

Голубой (синий) цвет

Голубой (синий) цвет обозначает высшую чистоту и непорочность, это цвет Божией Матери, поэтому он присутствует в Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во Храм, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет также является цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Зеленый цвет

Зелёный - цвет вечной жизни, обновления, оживотворения.

Этот цвет присутствует в праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник Входа Господня в Иерусалим, День Святой Троицы, День Святого Духа.

Зеленый цвет прославляет действие Святого духа, поэтому на праздники Святой Троицы и Духов День мы можем видеть священников в одеяниях зеленого цвета.

Примечательно, что зеленый цвет образуется сочетанием желтого и синего (голубого) цветов, которые знаменуют Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого.

Зеленый цвет облачений в дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетованием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха

Фиолетовый цвет

Фиолетовый или тёмно-красный цвет встречается в Крестопоклонную неделю Великого поста; в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижения Креста Господня, в День Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является серединой двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.

Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Этот цвет отождествляется с воспоминаниями о Кресте и потому предписан великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.

Фиолетовый цвет также выражает мысль о том, что Своею Смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся цветовом замкнутом круге никакого места черноте как символу смерти.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки (головные уборы священников). Этот цвет символизирует крестный подвиг Небесного Архиерея, образом Которого и является епископ в Церкви.

Черный цвет

Чёрный – цвет поста и покаяния. Иногда этот цвет, наряду с фиолетовым, употребляется в дни Великого поста.

www.sofija.ru

Цвета облачений и пояснения к ним - ПОНОМАРИ

Бе­лый цвет
Сим­вол Бо­же­ствен­но­го нетвар­но­го све­та. Объ­еди­ня­ет в се­бе все цве­та ра­ду­гиВ бе­лых об­ла­че­ни­ях слу­жат в Гос­под­ские празд­ни­ки: Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бо­го­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния; в них слу­жат в Ла­за­ре­ву и Ве­ли­кую Суб­бо­ты, дни па­мя­ти бес­плот­ных Ан­гель­ских сил, в них на­чи­на­ет­ся Пас­халь­ная утре­ня. Бе­лые ри­зы ис­поль­зу­ют­ся при со­вер­ше­нии та­ин­ства кре­ще­ния, вен­ча­ния и на за­упо­кой­ных бо­го­слу­же­ни­ях, а так­же при об­ла­че­нии но­во­по­став­лен­но­го в свя­щен­ный сан.
Крас­ный цвет
Это – сим­вол неиз­ре­чен­ной, пла­мен­ной люб­ви Бо­жи­ей к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Но это так­же цвет кро­ви, и по­это­му в крас­ных или баг­ря­ных об­ла­че­ни­ях про­хо­дят служ­бы в честь му­че­ни­ковОс­нов­ной Пас­халь­ный цвет – крас­ный с зо­ло­том. Вслед за бе­лым, про­дол­жа­ет Бо­го­слу­же­ние Пас­хи и оста­ет­ся неиз­мен­ным до празд­ни­ка Воз­не­се­ния. Крас­ный цвет об­ла­че­ний при­нят так­же в дни па­мя­ти му­че­ни­ков.
Зо­ло­той цвет или жел­тый всех от­тен­ков
Яв­ля­ют­ся цве­та­ми сла­вы, ве­ли­чия и до­сто­ин­стваОни усво­е­ны вос­крес­ным дням как дням Гос­по­да Ца­ря Сла­вы; кро­ме то­го, в зо­ло­тых одеж­дах Цер­ковь от­ме­ча­ет дни Его осо­бых по­ма­зан­ни­ков – про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей; так­же в боль­шин­ство дней го­да, ес­ли не со­вер­ша­ет­ся чья-ли­бо па­мять.
Зе­ле­ный цвет
Цвет веч­ной жиз­ниСли­я­ние жел­то­го и го­лу­бо­го. Он при­нят в дни па­мя­ти пре­по­доб­ных и сви­де­тель­ству­ет о том, что их мо­на­ше­ский по­двиг ожи­во­тво­ря­ет че­ло­ве­ка со­еди­не­ни­ем со Хри­стом (жел­тый цвет) и воз­во­дит его на небо (го­лу­бой). В зе­ле­ных цве­тах всех от­тен­ков слу­жат в день Свя­той Тро­и­цы, Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­нье), По­не­дель­ник Свя­то­го Ду­ха, а так­же в дни юро­ди­вых.
Го­лу­бой или си­ний цвет
Это – цвет неба, и он со­от­вет­ству­ет уче­нию о Бо­жи­ей Ма­те­ри, вме­стив­шей Небо­жи­те­ля в Сво­ей Пре­чи­стой утро­беЦвет на празд­ни­ки Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а так­же на Сре­те­ние.
Фио­ле­то­вый цвет
В нем со­еди­не­ны крас­ный – цвет кро­ви Хри­сто­вой и Вос­кре­се­ния, и си­ний, ука­зу­ю­щий, что Крест от­крыл нам до­ро­гу в небо. Зна­ме­ну­ет си­лу ду­ха и крест­ный по­двиг Спа­си­те­ляПри­нят в дни па­мя­ти Кре­ста Гос­под­ня – Про­ис­хож­де­ние (из­не­се­ние) чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Воз­дви­же­ние, в Кре­сто­по­клон­ную сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста (Сре­до­крест­ную). В суб­бо­ты и вос­кре­се­нья Ве­ли­ко­го по­ста, Ве­ли­кий Чет­верг. На Пер­вое и Вто­рое Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи и в день Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских.
Чер­ный или тем­но-ко­рич­не­вый цвет
Наи­бо­лее бли­зок по ду­ху дням Ве­ли­ко­го По­ста. Это – сим­вол от­ре­че­ния от мир­ской су­е­ты, цвет пла­ча и по­ка­я­нияИс­поль­зу­ет­ся в обыч­ные дни Ве­ли­ко­го по­ста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

ponomari.ru

Цвет облачений в храме по будням и праздникам

   «Разные цвета священнических облачений (а одновременно и облачений св. престола, жертвенника и аналоев, которые должны облачаться в облачения такого же цвета, как и священнические ризы) имеют символическое значение, и разным дням и праздникам богослужебного года обычаем усвоены облачения соответствующих цветов.

Так: великопостные облачения должны быть черного цвета (в старину бывали и фиолетового), в воскресные дни Великого поста — облачения темно-красного (или тоже фиолетового) цвета; в Лазареву субботу — воскресное облачение золотистого или белого цвета; в Великий четверток — красного цвета; в Великую субботу — белого цвета, начиная с чтения Евангелия (после пения «Воскресни, Боже,» когда происходит переоблачение всего храма из черного цвета в белый); от первого дня Пасхи до Отдания Вознесения Господня — облачение белого цвета; в Неделю Пятидесятницы (Троицын день) — облачение зеленого, или тоже белого цвета; во весь Петров пост — красного цвета; во все праздники Св. Апостолов и Св. Мучеников — красного цвета; в праздники св. Пророков — зеленого цвета; во все Богородичные праздники — голубого цвета, как равно и в Успенский пост, исключая праздник Преображения до отдания, когда облачение белого цвета; в праздники св. Иоанна Предтечи — красного цвета; в праздник Воздвижения Креста Господня — красного цвета или фиолетового; в дни Рождественского поста — красного цвета; в период времени от Рождества Христова до отдания Богоявления — белого цвета. Во все воскресные дни, кроме периода постов, употребляются облачения золотые или золотистого цвета. Неправославным обычаем, навеянным нам в Запада, надлежит признать надевание облачений черного цвета при совершении отпевания усопших и панихид. Православная Церковь не представляет себе смерти чем-то мрачным, а наоборот рассматривает смерть, как радостный переход к лучшей жизни, к соединению со Христом, а потому более прилично употреблять в таких случаях облачения светлые, но никак не мрачные, траурные, черного цвета, что свойственно только «не имущим упования»» (Вопросы и Ответы, стр. 24).

     В Московском Успенском соборе имеется собственный устав относительно цвета облачений. Предписывается следующий порядок:

  • Во дни воскресные и праздники Господские — золотое, красное и другое, по рассуждению и назначению архиерея.
  • В праздники Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы — зеленое.
  • Во дни выноса креста: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста, 1-го августа — Происхождение честных древ Честного и Животворящего Креста (за всенощным бдением) и в неделю Крестопоклонную — фиолетовое или синее.
  • В дни Богородичные — голубое или белое.
  • От Пасхи до отдания Вознесения — белое, хотя бы в это время случились заупокойные служения.
  • Белые же употребляют: а) во дни крестных ходов на водоосвящение (в праздники: Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и 1-го августа на литургии); б) Накануне Богоявления — на часах и литургии; в) в праздники Вознесения и Преображения, а так же на литургии, в четверток и субботу Страстной седмицы.
  • В праздники Апостолов — красное.
  • В Великий пост, а также в дни заупокойные и на панихидах — черное или темноватое.
  • Успенский пост, кроме Преображения — голубое» (Моск. Руковод., стр. 244).

Здесь можно заметить, что священник и диакон должны придерживаться общепринятых правил о ношении облачения, соответственно совершаемому богослужению. В приходских храмах вечерню, повечерие, полунощницу и утреню священник совершает в рясе. Крест носится поверх облачения. Литургия всегда совершается в полном облачении, т.е. в подризнике, епитрахили, поясе, поручах и фелони, а имеющие на то благословение надевают также набедренник и палицу.

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы(до отдания включительно)  Голубой
Крестовоздвижение(до отдания включительно)и другие праздники в честь Креста Господня Бордовый2 или фиолетовый
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова Белый
Покров Пресвятой Богородицы,Введение во храм Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) Голубой
Навечерие Рождества Христова Белый
Рождество Христово(до отдания включительно) Золотистый или белый
Собор Пресвятой Богородицы Белый или голубой
Обрезание Господне,Навечерие Богоявления,Богоявление Господне(до отдания включительно) Белый
Сретение Господне(до отдания включительно) Голубой или белый
Благовещение Пресвятой Богородицы Голубой
Подготовительные Недели к Великому посту Фиолетовый или золотистый (жёлтый)
Великий пост(седмичные дни) Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста Фиолетовый
Литургия Преждеосвященных Даров Фиолетовый, багряный или чёрный
Неделя Крестопоклонная Фиолетовый или бордовый
Вход Господень в Иерусалим Зелёный или белый
Страстная седмица Чёрный или тёмно-фиолетовый
Великий Четверг Фиолетовый
Великая суббота(на литургии, после чтения Апостола)и начало богослужения на Пасху(до утрени 1-го дня Пасхи включительно) Белый
Пасха(до отдания включительно) Красный
Вознесение Господне(до отдания включительно) Белый
Пятидесятница(до отдания включительно) Зелёный
Понедельник Святого Духа Зелёный или белый
Рождество св. Иоанна Предтечи Белый
Первоверх. апп. Петра и Павла Золотистый (жёлтый) или белый
Преображение Господне(до отдания включительно) Белый
Успение Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) 4 Голубой
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи Красный или бордовый
Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста Золотистый (жёлтый)
Богородичные праздники Голубой
Памяти 5  Бесплотных Сил, свв. дев и девственников Белый
Памяти пророков Золотистый (жёлтый)  или белый
Памяти апостолов Золотистый (жёлтый), белый или красный
Памяти святителей Золотистый (жёлтый)
Памяти мучеников Красный
Памяти преподобных и Христа ради юродивых Зелёный
Памяти благоверных князей Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6
Заупокойные богослужения(вне Великого поста) Белый
Таинство Крещения Белый
Таинство Венчания Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

______________________

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики двета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений — красный. (В Великий четверг цвет облачений — темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле — белая пелена.)
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Свя-таго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений — темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни — темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит:

с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.

Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные «лицевые подлинники»указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того илк иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания. Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве» (Вопросы истории и теории эстетики». Изд. МГУ, 1975, с. 129 — 145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., «Наука», 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.

Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.

В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений-мы по существу имеем два явления — белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые’ он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния — в другом (с. 29-31).)

Спектр солнечного света-это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и «мост» между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.:

Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр. 4, 3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга» (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.

Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет-не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.

Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» — Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь — «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.

Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение — царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.

В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохри-стианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображенный» человек мыслился как «просветленный». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильнич-ные мотивы — все это имело большое значение в структуре богослужения — литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9, 5). Поэтому и золото — устойчивый символ истины».

Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (Аналогичное смысловое значение слова «белый» в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина (с. 25).) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже-в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;

Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.

Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.

В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это-красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, «обычные». Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии «старинных» или «обычных» красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов — колориметров.

Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, — шести дням творения мира и седьмому — дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию;

семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.

Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) — цвет царского и архиерейского достоинства.

Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.

Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын — в Отце и Духе, Отец — в Сыне и Духе, Дух — в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца — Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.

Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) — о Боге Сыне, голубой (синий) — о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой Успенский собор в Москве. М., 1896.
  2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.
  3. Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама. «ЖМП», 1960, N 10.
  4. Архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. Изд. 12-е. СПб., 1859.
  5. Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1881.
  6. Дмитриевский А. Ставленник. Киев, 1904.
  7. Прот. Ермолатий Н. Конспект по Церковному Уставу для 1-го класса Волынской духовной семинарии,1958.
  8. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., Изд. И, Л. Тузова, 1896.
  9. Книга Правил. М., 1886.
  10. Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. II, Изд. 3-е. СПб., 1889.
  11. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.
  12. Нестеровский Е. Литургика, ч. I. М., 1909.
  13. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е. СПб., 1907.
  14. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. II. СПб., 1856.
  15. Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг., 1916.
  16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П. Сойкина. СПб., 1912.
  17. Прот. Рудаков А. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 41-е. СПб., 1913.
  18. Служебник.
  19. Соколов Д. Краткое учение о богослужении Православной Церкви.
  20. Типикон.
  21. Требник, ч. I, II.
  22. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
  23. Успенский Л. Смысл и язык икон. «ЖМП», 1955, NN 6, 7.
  24. Успенский Л. Храм, его символика и значение в жизни христианина. «ЖМП», 1953, N 11.
  25. Свящ. Флоренский П. Иконостас. Богословские труды, N 9. М., 1972.
  26. Свящ. Флоренский П. Экклезиоло-гические материалы. Богословские труды, N 12. М., 1974.
  27. Церковный Устав. Конспект для 1-го класса Московской духовной семинарии.
  28. Иванов В. Таинства Агнца. «Московский Патриархат 1917 — 1977 гг.». М., 1978, ее. 68-79.

krestovayapustin.cerkov.ru

Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают?

Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.

Богослужебное облачение

Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.

Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.

В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.

Цвет облачений священников — что обозначает?

Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).

фото: patriarchia.ru

Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.

С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:

Голубое облачение священника

Здесь и далее фото облачений: pravmagazin.ru

Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)  или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.

(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще… См. текст: сколько куполов бывает у храмов и какие они бывают?)

Белое облачение священника

Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).

В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.

Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.

Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.

Фиолетовое облачение священника

Предназначается для праздников Креста Господня. Например — Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например — в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.

Красное облачение священника

В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того — это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.

В Великий Четверг — последний четверг перед Пасхой — священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) — но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.

Зеленый цвет облачений

Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.

Черный цвет облачений

Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост — особенно в Страстную Седмицу — облачение исключительно черное.

Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.

Желтое или золотистое облачение священника

Желтый цвет — апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.

Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.

***

Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.

При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:

Или наоборот — с изысканным узором, как вот это:

Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

uznavay.pro


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.