Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

День наума грамотника история праздника


14 декабря День Наума - Грамотника: история праздника, обычаи, традиции и приметы

Святой Наум всякого наведёт на ум

Доброго времени суток, друзья. Очень странно получается у меня с декабрем: что ни статья, то праздник. Но мимо них пройти совершенно невозможно! Очень интересно. Фольклор всегда безумно интересен, там можно найти объяснение многим вещам. А декабрьские праздники - это что-то с чем-то! Начало года, сами понимаете. Я от одного только Йоля обалдела (ребята, потом расскажу, так что подписывайтесь на блог).

Но в этой статье я не стану говорить о фундаментальных вещах, которые легли в основу современных традиций и празднований. Сегодня речь пойдет о малоизвестном (или, по крайней мере, не таком известном, как Святки), но уникальном празднике — Дне Наума-Грамотника. И уникален он потому, что посвящен не сельскохозяйственным работам или наблюдениям за погодой, как большинство других праздников, а знаниям. Это еще раз доказывает нам, что не хлебом единым жив человек.

В народном календаре этот день так же называется: День Наума, Наум Грамотник, День пророка Наума, Наумов день, Мудрый день или просто - Грамотник.

Кто такой Наум-Грамотник?

Покровитель грамотных людей пророк Наум, жил в 7-ом веке до Рождества Христова, и являлся одним из двенадцати, так называемых, малых библейских пророков. На самом деле, нам мало, что известно о жизни этого старца. Считается, что родился он в Северном Израиле в селе Елкоша, а умер в возрасте 45-ти лет. Похоронен на Родине.

Однако, уверенностью можно судить лишь о том, что был очень ученым, мудрым человеком, радетелем за всеобщее просветление, можно сказать. Одна из его книг (написана примерно где-то между 663 и 612 гг до н.э.) включена в Ветхий Завет, по ней мы можем судить о характере человека, его политических взглядах и мировоззрении.

Прославился пророк Наум тем, что имел дар предвидения, и в своей Книге пророчеств предсказал гибель Ниневии — столицы Ассирийского царства. Наум считал, что жители этого города вели слишком греховный образ жизни и были не правы в том, что критиковали Единого Бога, за что их, в общем-то, и ждала кара. Так и вышло.

Имя Святого переводится, как «Утешитель», но русские крестьяне переиначили его в покровителя ума и грамоты, путем простого созвучия - «на ум». Так и говорили: «Наум наставляет на ум».

Обычаи и традиции Наумова дня

Издревле на Руси 14 декабря считался днем науки и просвещения, а плюс ко всему еще и началом учебы у крестьянских детишек. Вот современные школьники-то огорчатся: раньше с декабря в школу шли, а сейчас... эх-эх. Но этому есть объяснение, причем вполне логичное: раньше, дети трудились почти так же усердно и много, как и взрослые. Им приходилось помогать в поле и по хозяйству, и только в декабре у них появлялось немного «лишнего времени», которое и тратили на учебу.

Отношение к учебе раньше было другое, совсем другое (о школах на Руси я обязательно напишу). Но обычаи и традиции Наумова дня касаются не только ученья и грамоты, но и просветления ума. Судите сами:

  1. В День Наума-Грамотника на Руси особое почтение оказывалось учителям. Так, отправляя детей в школу родители снабжали их гостинцами для преподавателя. Чаще всего подарками служили каравай, лукошко яиц, связка баранок, пшенная или гречневая каша, вышитый рушник. Реже - и деньги. Хорошим тоном считалось пригласить учителя в гости, сажать за щедро накрытый стол и всячески благодарить.
  2. Детям полагалось трижды кланяться в ноги наставнику (и не только 14 декабря, а перед началом каждого занятия).
  3. В первый день занятий школяров (всех без исключения) нужно было трижды ударять розгами. Конечно, символически, но таков обычай. Неслучайны поговорки:
    • В Наумов день аз, буки - бери указку в руки, фита, ижица - плетка близится.

    • Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи- чаще плеткою хлещи!

  4. Матери в День Наума должны были причитать над судьбой своего дитятки. Странно, но это доказывало их любовь и заботу, ведь ученье в школе — являлось сложным делом, а телесные наказания на Руси для школяров не были редкостью.
  5. Так же, женщины в этот день выпекали лепешки в виде монет, считалось, что они принесут удачу и счастье. А в 8-м веке выпекали специальную азбуку дня детей, так их приобщали к знаниям и учению.
  6. Также, родители варили горшок каши и выносили его во двор дома. Затем, будущий ученик брал палку и бил по горшку. По брызгам каши можно было судить о будущей учебе: если брызги далеко летели, то это считалось хорошим признаком. Мол, учеба будет даваться легко, а желание развиваться ученика не покинет. Если же брызги летели не далеко, то все наоборот — ученик будет не способным к знаниям.
  7. Помимо школ, детей так же отдавали на обучение к ремесленникам. Называлось это «заучивание». Заканчивалось такое обучение тоже 14 декабря. Это было началом собственной трудовой деятельности, имело название «вызволение от обучения» и, естественно, отмечалось.
  8. В этот день ранним утром полагалось ходить в церковь и молиться о том, чтобы Наум вразумил либо кого-то из близких, либо самого просящего. Как видите, касалось это не только детей школьников, а всех. Так же, можно было попросить, чтобы рассудительный Святой подсказал выход из сложной ситуации.
  9. Наши предки считали, что именно в Мудрый день, нужно начинать важные дела. Дескать, пророк Наум подскажет, как правильно это сделать, что даст наилучший результат.

Сегодня этот церковный праздник уже не так почитаем, однако все равно отмечается — в младшей школе и детских садах. Детишкам показывают целые презентации рассказывают о традициях празднования Дня Наума-Грамотника, читают стихи.

Наумов день: приметы

Как и любой другой праздник народного календаря, Наумов день был отмечен определенными приметами:

  • Холодный ветер с севера 14 декабря являлся предзнаменованием похолодания.

  • Переливающиеся на небе звезды сулили вьюгу.

  • Если собаки во дворах глухо лаяли, то это считалось знаком к надвигающемуся снегопаду.

  • Плывущие против ветра на небе облака тоже были признаком похолодания.

  • Месяц «в рукавицах» (обрамленный свечением) считался предвестником морозов.

  • Рожденные в День Наума-Грамотника, в будущем делали хорошую карьеру и обладали высоким интеллектом.

  • А музыканты считали, что освященные в этот день в храме инструменты будут долго служить хозяевам, а звучать станут бесподобно.

Видите, друзья, и вроде небольшой праздник, а сколько всего интересного. На этом, я наверное, буду с вами прощаться. Удачи вам, и просветления =)

pearative.ru

«День Наума-Грамотника»

Альбина Коурова «День Наума-Грамотника»

14 декабря «День Наума – Грамотника»

Русский фольклор! Сколько слов было сказано о его роли в воспитании ребенка. Эта та область народного творчества, которая объединила мир детей и мир взрослых. Через фольклор ребенок может прикоснуться к жизни, культуре, быту наших предков.

В нашем детском саду на основе творческого внедрения программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» осуществляется разносторонняя работа по развитию личностной культуры дошкольников.

Организация и проведение праздников занимает особое место в образовательном процессе, осуществляемом ДОУ. Созданная в детском саду обстановка старины позволяет педагогам проводить русские народные праздники, такие как: «Арина – шиповница», «Лупп – брусничник», «Ерофей – мышегон», «Авдотья – плющиха» и многие другие забытые русские народные праздники.

И этот год не стал исключением. В группах старшего дошкольного возраста прошло развлечение «День Наума - Грамотника», где воспитанники показали свои успехи. «Пророк Наум наводит на ум» считалось в народе.

Дети рассказывали стихотворения о буквах, азбуке и как грамота давалась в старину. Пели задорную песню «Валенки», танцевали танец «Метелица», разгадывали ребусы, собирали буквы, решали задачки. Ребята подготовили для Наума Грамотника подарок инсценированное стихотворение «Урок в лесной школе», где в роли зверей могли побыть учениками и учителем. Так как русский народ не только был работящим, но и умел ещё хорошо отдохнуть, девочки исполнили весёлые шуточные частушки. В старину говорилось, что матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет и мы угостили всех ребят такими монетами, веря, что они принесут счастье и удачу. Праздник был завершён выставкой творческих поделок «Забавные буквы». Самые лучшие работы были награждены грамотами.

Учитель – дефектолог Альбина Витальевна и учитель – логопед Елена Рудольфовна постарались, чтобы каждый ребёнок смог прочувствовать праздник в цвете, звуке, слове, образе, движении, ощутить на вкус. Мы стараемся мерить праздник детскими улыбками, горящими интересом глазами, желанием почувствовать в нём вновь.

Коурова Альбина Витальевна

учитель –дефектолог первой категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №78 «Серебряное копытце».

Развлечение «Наум – Грамотник».

Цели:

- Познакомить детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека.

- Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность.

Оборудование: Ребусы в картинках для игры «Угадайка», Образец буквы и разобранная на части буква. Надпись для украшения зала «Наум – Грамотник», Буквы для украшения зала. Два мольберта.

Для инсценировки: Маски зверей, указка, тетрадь, мольберт, стулья.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Собрались мы не случайно, а кто скажет по какому поводу?

Дети: Сегодня 14 декабря отмечаем День Наума Грамотника,

Ведущий: Наум Грамотник был покровителем ребят – учеников: «Батюшка Наум, наведи меня на ум».

Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Слышала, что и наши дети много знают. Вот и пришёл черёд проверить, чему же вы научились. Готовы ли вы показать свои знания? Красны девицы! Добры молодцы!

Дети: ДА.

Ведущий: А сейчас ребята исполнят задорную, весёлую песню «Валенки».

Ведущий: Какая красивая песенка. Ребята подготовили для нас стихотворения, про азбуку и буквы. Выходим на середину зала.

Дети: 1 ребенок.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

Так, из летописей старых

Знали дети москвичей.

О литовцах, о татарах

И о Родине своей. (Н. Кончаловская)

2 ребенок.

Игры, шутки. Тары – бары,

Песни, конкурсы, забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Мы колядовать ходили.

Хоровод весной водили,

А в крестьянской – то избе

Знаем что теперь и где.

Где светелка, где светлица,

Для чего служил рушник.

Кто ложился на полати,

Кто с ухватом у печи

Вынимал чугун горячий

Да ржаные калачи.

Ведущий: Какие вы молодцы, мы с ребятами услышали столько нового и интересного. Предлагаю провести игру – цепочку, в ходе которой мы вместе постараемся вспомнить и назвать пословицы и поговорки об уме, учебе, занятиях.

Я начну, а вы продолжите.

Итак, начинаю: Пришёл Наум - пора браться за ум.

Дети: Наум наведет на ум.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Корень ученья горек, да плод сладок.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Неученый, что слепой – веди куда хочешь.

Век живи, век учись.

Не спеши языком, торопись делом.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Труд кормит, а лень портит.

Ведущий: Ай да молодцы! Проверим следующие знания. Сможете ли собрать буквы. Д/и. «Почини буквы»

Кто справляется с заданием первый тот и выигрывает.

Дети: Собирают буквы.

Ведущий: Наши девочки станцуют танец «Метелица».

Ведущий: Очень красивый танец! Ребята, а любите ли вы решать различные задачки?

Дети: Да.

Ведущий: Слушаем внимательно.

1. На подоконнике лежали 3 зелёных помидора, через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?

2. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

3. У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки?

4. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?.

5. Сколько концов у двух палок?

6. Коля прибежал из школы домой первым, а Оля – второй. Кто бегает быстрее? Кто медленнее?

7. У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

Ведущий: Молодцы! А кто ещё желает поиграть в игру «Угадайка». Для этого нужно 4 человека для одной команды и 4 человека для другой. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, которая первая сможет определить зашифрованное на таблице слово.

Ведущий: Русский народ не только был работящим, но и умел ещё и хорошо отдохнуть. Ребята приготовили частушки.

Дети: 1 ребёнок.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

2 ребёнок.

Утомился наш дружок,

От урока просто взмок.

Почему он так устал? –

Весь урок звонка он ждал.

3 ребёнок.

В умилении Наташа

Нежно смотрит в микроскоп

Так же нежно в микроскоп

На неё глядит микроб.

4 ребёнок.

Хоть оценки и не очень,

Петя очень знаменит,

Потому что, между прочим,

Он ушами шевелит.

5 ребёнок.

Чтоб успеть по всем предметам,

Света верила приметам,

Но, увы, от всех примет

Для ученья пользы нет.

6 ребёнок.

Ира книг читает мало, -

У неё всегда дела.

Книгу целый год держала,

А ни строчки не прочла.

7 ребёнок.

Мы немного пошутили,

Посмеялись над собой,

Если что присочинили –

Так проступок небольшой.

8 ребёнок.

Все частушки перепели,

Думаем, что хороши.

Так похлопайте дружнее –

Мы старались от души.

Ребята приготовили для Наума Грамотника подарок инсценированное стихотворение

«Урок в лесной школе».

(Входит еж – .)

Ёж. – Здравствуйте, дети, садитесь!

Начинаем наш урок.

Повторять мы будем счёт.

Зая, заинька, скажи,

Сколько будет два плюс три.

Ой не знаю, ой, боюсь,

Почему – то весь трясусь.

(Трясёт лапами, дрожит.)

Ёж. – Отвечать ты должен смело,

А робеть – плохое дело.

Два плюс три будет пять –

Это надо твёрдо знать.

А теперь ответь, лиса,

Сколько будет два плюс два.

(Лиса перелистывает тетрадь и как бы подсматривает.)

Не подсматривай, лиса!

Ты куда косишь глаза?

Надо четко отвечать,

Не подсматривать в тетрадь.

Сядь подумай обо всём

И ответишь мне потом…

Мишка косолапый, встань,

Отвечай скорее нам,

Сколько будет три плюс три.

Медведь (стучит лапой по голове, как бы думая, и протяжно, с ревом отвечает.)

Три плюс три у – у –у!

Ёж. Долго думаешь, друг, ты

И так громко не реви.

Ты учись быстрей считать,

Побыстрей соображать.

(Мишка садится за парту.)

Прожужжит теперь нам мушка,

Лета красного подружка,

Сколько будет пять плюс пять.

(Мишка считает до 10 и садится.)

Ты отлично отвечала,

На пятёрку прожужжала.

Пусть проквакает лягушка,

Сколько будет три плюс два.

(Лягушка торопливо, перебивая учителя, квакает всего 3 раза.)

Очень ты поторопилась,

Потому со счёта сбилась,

Ты подумала б сначала,

А потом уж отвечала.

Лягушка (делая вид, что думает).

Три плюс два будет –

Ква – ква – ква – ква – ква.

Ёж (гладит лягушку по голове). Вот теперь подумала.

Отвечай нам, волк, скорей,

Сколько лапок у зверей.

Волк. Знают звери во всём мире,

Дважды два всегда четыре,

Столько ж лапок у зверей,

У моих лесных друзей,

Ёж. Из тебя, мой милый волк,

Тоже будет толк….

(Обращается ко всем зверям).

Вы, друзья, должны стараться,

Все прилежно заниматься.

Чтоб иголки все мои

Сосчитать все в миг могли…

До свидания, друзья,

Наш урок окончил я.

Заяц (радостно кричит). Кончил дело – гуляй смело!

Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников - лучший подарок учителю. В старину говорилось, что матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет и мы угощаем всех ребят такими монетами, веря, что они принесут счастье и удачу. До свидания, до новых встреч.

www.maam.ru

Наумов день

Другие названия праздника: Наум Грамотник, Наум – на ум.

В простонародье его прозвали Грамотником, так как в этот день подросших детей отдавали старцам, которые обучали их грамоте. О жизни Наума не осталось практически никаких сведений. Однако известно, что он в свое время написал книгу пророчеств, которая вышла в свет примерно в 663 году до н.э. после падения Фив.

История

О святом Науме не сохранилось много информации. Из библейских книг можно узнать, что он является одним из 12 малых пророков. Родился Наум в VII веке в Галилеи (село Елкоша).

Большой известностью пользуется написанная им ветхозаветная книга, которая вошла в Священное Писание. В ней он предсказал гибель одного из ассирийских городов – Ниневии. Причиной падения Наум указал творящееся там беззаконие, оскорбления Иеговы царем Сеннахиримом и разрушение царства Израильского. Когда же пророчество исполнилось в полной мере, его имя стали ассоциировать с умом.

Традиции и обряды на Наумов день

Главные традиции 14 декабря — начало обучения ребенка грамоте.

— 14 декабря на Руси святому Науму молились о мудрости, прося «наставить на ум», «надоумить». Говорили, что «пророк Наум острит ум», «Наум наставляет на ум». Вспоминали и другие поговорки об уме и учебе: «Голова без ума, что фонарь без свечи»; «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Корень ученья горек, да плод его сладок»; «Не учась, и лаптя не сплетешь».

— Этот день в деревнях и сёлах считался началом учебного года. Объяснялось это тем, что зимой у крестьянских семей было немного работы, а потому, можно было уделить внимание образованию. В остальное время даже дети были заняты какой-либо деятельностью в поле или в огороде. Только по прошествии некоторого количества лет начало учебного года перенесли на 1 сентября.

— Рано утром 14 декабря семейство обычно отправлялось в церковь. Там люди молились святому Науму, присутствовали на праздничной службе, просили благословения на учебу. После этого, в заранее оговоренное время, в дом родителей являлся учитель. Учителя встречали с почетом и ласковым словом, так как считали его работу чрезвычайно важной и трудной.

— Учителю кланялись, хвалили, а потом сажали в передний угол избы. Затем, держа за руку, отец приводил своего сына и передавал его учителю с просьбой научить уму-разуму, а за леность учить побоями. При этом, сам отрок должен был обязательно сотворить три поклона, получив в ответ три легких символических удара плетью. В это время мать обязательно должна была громко заплакать, чтобы не считаться бессердечной. После этого она сажала ребенка за стол, давала ему костяную указку, а учитель начинал вести урок.

— По окончании первого урока, учителя одаривали караваем и полотенцем. Часто проводы и угощения затягивались до ворот дома. Уже в воротах учитель говорил родителям, что теперь подросток должен сам ходить к нему заниматься. На следующий день отрока снаряжали в дорогу: давали ему букварь и указку. Матушка заворачивала сынку сытный и обильный завтрак и давала новый подарок учителю (обычно это была домашняя птица).

Приметы и поговорки на Наумов день

  • Придёт Наум — наведёт на ум.
  • Пришел Наум, зимний ветер подул.
  • Если ветер дует с севера или начинает менять свое направление с южного на западный, то скоро грянут морозы.
  • Если на ночном небе звезды переливаются, то вскоре закружит вьюга.
  • Если ночное небо усыпано звездами, то на следующий день ударит лютый мороз.
  • Если в Наумов день собаки начали глухо лаять – жди снегопада.
  • Если вороны начали каркать – жди метели.
  • Если заяц от своей норы далеко не скачет, то скоро пойдет снег.
  • Родившиеся 14 декабря будут счастливы по жизни. Обычно они становятся хорошими учителя. Носить им следует халцедон.

Именины 14 декабря

Порфирий, Дмитрий, Наум.

boooh.ru

Наумов день

Народный праздник Наумов день отмечается 14 декабря 2019 года (по старому стилю – 1 декабря). В церковном календаре это дата почтения памяти пророка Наума. В простонародье его прозвали Грамотником, так как в этот день подросших детей отдавали старцам, которые обучали их грамоте.

История

О святом Науме не сохранилось много информации. Из библейских книг можно узнать, что он является одним из 12 малых пророков. Родился Наум в VII веке в Галилеи (село Елкоша).

Большой известностью пользуется написанная им ветхозаветная книга, которая вошла в Священное Писание. В ней он предсказал гибель одного из ассирийских городов – Ниневии. Причиной падения Наум указал творящееся там беззаконие, оскорбления Иеговы царем Сеннахиримом и разрушение царства Израильского. Когда же пророчество исполнилось в полной мере, его имя стали ассоциировать с умом.

Традиции и обряды

В Наумов день отправляли детей на учебу. Уборочная пора уже закончилась, посевная еще не началась, поэтому самое время начать обучать ребенка грамоте, чтобы он не ленился и не бездельничал.

В этот день матери громко плакали, так как первое знакомство их детей с учителем сопровождалось символическими тремя ударами плеткой (розгами). Последующие занятия ученики начинали с 3-х поклонов своему наставнику. За то, что детям преподаются знания, родители передавали учителю курицу, яйца и другие продукты.

Приметы

Если ветер дует с севера или начинает менять свое направление с южного на западный, то скоро грянут морозы.

Если на ночном небе звезды переливаются, то вскоре вьюга закружит.

Если в Наумов день собаки глухо лаять начали – жди снегопада.

Если ночное небо усыпано звездами, то на следующий день ударит лютый мороз.

Если вороны начали каркать – жди метели.

Если заяц от своей норы далеко не скачет, то скоро пойдет снег.

my-calend.ru

Наум Грамотник: традиции и поверья

Так называли на Руси день пророка Наума. Замечательный праздник уважительного отношения к грамоте и обучению. Ценили в старину природный ум и сообразительность, считалось большим счастьем иметь умную голову.

Посмотрим, сколько смысла в этой известной пословице: «Лоб - как лопата, а ума не богато». В ней и ироническое отношение к красоте внешней, и горькая оценка по факту. Волос долог, да ум короток. Сказано, как припечатано. Как век живи – век учись. И чего смолоду не научился, того и в старости не будешь знать.

Мудрость народная, ее невозможно переоценить. Велик народ, который имел в прописях и азбуковниках 17 века краткую молитву к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати».

Святой прорицатель Наум является одним из 12 ветхозаветных пророков, именуемых малыми. Он жил в VII веке до Рождества Христова. В Ветхий Завет входит «Книга пророка Наума», но так мало известно о самом ее авторе. Святой Наум предсказал расплату. За беззаконие - жителей Ниневии, за хулу на Единого Бога - ассирийского царя, за разрушение царства Израильского.

Нет, не случайно почитал великий народ Руси еврейского пророка Наума. Конечно, на слух воспринимается прямо в лоб: НА УМ. Может, от этого созвучия  считали его наставником, покровителем и помощником, чтобы ума набраться. Его почитали в учебных заведениях, называя Грамотником.

В церковь шли помолиться святому Науму. Благословляли детей на учебу. Просили прибавления и житейского ума наивным недорослям и доверчивым девицам, охочим до посиделок с парнями. «Надо учиться, а не жениться»,- бил кулаком о столешницу глава семейства.

Без муки нет науки. Может, не лишнее сказать так и сегодня в ответ на стенания школьника? В старину зорко отмечалось нежелание учиться.

Интересно, что ребенка с хлебом-солью отводили к учителю. Такая хорошая традиция. А ученики? Сколько примет и суеверий существовало – не счесть. Нынешнее поколение наслышано о медных пятаках под пятку в башмаке. О том, что нельзя накануне экзамена голову мыть – ум смоешь. Нельзя стричь волос. Сохранилось шептание – бормотание: «Я в бурсу иду, урок отвечать, знания защищать. Какое бы слово ни сказал, все бы похвалу получал». Вот и думай - гадай, а может, эта присказка необходима для того, чтобы сосредоточиться?

Почему мамки-то плакали, провожая на учебу детей? Потому что деток за плохое усвоение и невнимательность секли розгами, ставили в угол голыми коленями на горох. Заставляли учить так, чтобы от зубов отскакивало. Все должно было оседать в голове. Много внимания уделялось суевериям, связанным с одеждой. Нельзя надевать чужую вещь. Удача может не узнать и отвернется. Принято было ходить на проверочные работы в одном и том же.

Говорили о том, что нельзя возвращаться, если вышел из дома. Если так не получилось, посмотреть на себя в зеркало и, пятясь выйти за дверь. Про черную кошку через дорогу всем известно. Счастье, если птица сверху пометила. Хорошо, когда навстречу идет женщина в положении или мужчина с сумкой. Нельзя выносить мусор, мыть полы и подметать перед сдачей экзамена. Интересное суеверие: клади под подушку книгу, ума прибавится. Попросим? Прошу, святой Наум, наведи на ум. Книга есть под подушкой, надо только открыть ее. Просто обязаны.

Фото: Тиссо, Джеймс

www.ap22.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.