1. Кормление земли. Предполагалось, что нужно в важный праздник пойти на поля и закопать небольшие кусочки еды в землю. Почетная задача должна выполняться самой старшей женщиной. 2. Слушание кладов. Считалось, что можно прислониться к земле и узнать свое будущее. Это рекомендовалось делать на закате, когда земля готова проявлять свою всемогущую силу. 3. Хождение босиком. Люди на Духов день старались рано утром пройтись по земле босиком для улучшения своей жизни. При этом бегать на земле на Духов день нельзя, ведь можно убежать от судьбы. 4. Создание лечебных травяных сборов. Предки верили в то, что на Духов день можно готовить травяные сборы, выбирая лечебные растения. Считалось, что сборы будут очень полезными для устранения разных болезней. 5. Смывание грехов. Предки старались умыться чистой колодезной воды для того, чтобы очистить себя от существующих грехов, ненастий, страданий. Духов день – это время, когда предки отправлялись к колодцам, бросали в воду монеты и молились. Затем нужно было умыться колодезной водой для смывания грехов и улучшения здоровья. 6. Деревянные голуби. Как известно, голуби символизируют Святой Дух, поэтому было принято подвешивать к потолку зданий деревянных голубей. Считалось, что это поспособствует улучшению жизненной энергии. К нашему времени многие традиции, и обычаи оказались в прошлом, но верующие до сих пор стараются по-особенному провести Духов день. Обратите внимание! Многие традиции по-прежнему связаны с языческими верованиями. Даже в 2018 году христиане задабривают злых духов и считают, что нужно привлекать добро, позитив.
1. На Духов день можно собирать лечебные травы, растения и делать из них особенные обереги. Считается, что в этот религиозный праздник травы наделяются особенной силой. 2. Береза – это особенный символ Троицы. По данной причине свежесрезанные березовые ветки нужно размещать при входе в дом и на окнах для защиты от нечистой силы. 3. Многие девушки плетут венки и затем пускают их на реки. Венок должен поплыть для того, чтобы значение было хорошим. Если венок утонет, можно ждать беду. Такие традиции на Духов день сохранились до нашего времени, но они наиболее почитаемы в селах и небольших городах. Духов день – это особенное время, когда природа проявляет свою силу, отмечается особенная энергия. По этой причине верующие должны помнить об определенных запретах. 1. На земле нельзя работать. Считается, что земля празднует свой день рождения, поэтому следует отказаться от работы на ней. 2. Нельзя подметать. В противном случае из дома можно вынести радость. 3. Бегать на Духов день нельзя. В противном случае человек старается избежать своей судьбы. 4. В важный религиозный праздник нельзя жениться. Любые бракосочетания связаны с мирскими радостями. 5. Нельзя работать по дому. Желательно посвятить день заботе о своей душе, размышлению о бытии. 6. Нельзя заглядывать в воду. Иначе можно проглядеть судьбу. Духов день сохраняет энергию Троицы, поэтому этот день также нужно провести по-особенному и позаботиться о своем душевном состоянии, о мире в целом и, конечно, о природе. Разместил: Анаид [offline] Дата: 29.05.2018 / 14:52
Комментарии
Комментариев нет..
namenu.ru
Празднование Святой Троицы состоит из трех дней. Все три несут определенный смысл, значение. Не каждый христианин точно скажет и знает что за праздник Духов день. Но уверенно укажут на то, что в праздничный день делать ничего нельзя. Причем это поверье подтверждается на практике: обязательно во время работы произойдет травма. Отметим, что православные праздники отличаются от торжеств иных направлений христианства. Тесно переплетаясь с древнеславянскими обычаями, поверьями. В этом нет ничего удивительного. Если заглянуть вглубь веков, во времена Владимира, то становится ясно, почему князь и последователи соединяли дни пиршеств, связанные с природой, и византийскую мудрость, принесенную с Библией.
Славяне почитали природу, считая землю матерью, которая любит своих детей, дает пропитание. Неуважение к ней несет множество несчастий, бед. Поэтому значение праздника Духов день немного изменен.
По библейским историям, предпосылками появления дня Святого Духа стало вознесение Господа на небеса. В день Пасхи Иисус завещал ученикам:
За болью утраты, печали о смерти Иисуса, апостолы забыли о предназначении, наставлении, просьбе. Поэтому сидели, печалились, ждали, когда Христос предстанет снова. На 50-ой день от Пасхи к ученикам спустился Святой Дух, напоминая о важности миссии, возложенной на продолжателей ученья Иисуса. Сразу наградил учеников умением понимать, разговаривать на всех языках мира. Ибо так можно было осуществить задуманное: рассказать миру о пришествии Спасителя на землю, его жизнь, принятие смерти ради прощения грехов человеческих.
Поэтому Духов день — это праздник, когда произошло еще одно чудо, одновременно показывая три лика Всевышнего:
Чтобы помочь славянам быстрее принять новую веру, князь долго думал, как сделать переход более удобным, неболезненным. Византийская царевна Анна помогла в этом: заметила четкую параллель между торжественными днями христиан и славян. Праздники имели похожий смысл, соединение празднований не будет таким болезненным. Надо только добавить новые традиции к старым, незначительно их заменив. Праздник День Святого Духа удачно приходился на конец мая-начало июня, каждый раз в понедельник после Троицы. У древних славян в этот период был праздничный день Земли-матушки.
Народные верования гласили: земля в период май-июнь беременная новым урожаем. Ее необходимо оберегать, помогать, восхвалять. После соединения христианского и старославянского праздника народ Киевской Руси верил, что Дух спускается в Троицу на землю, благословляет все живое, а также землю, растения, будущий урожай. Главным атрибутом дня оставили березу – исконно русское дерево. В церквях идут зеленые службы, полы храмов в разнотравьях, а священники в зеленых одеждах.
Кроме восхваления, принятия новых понятий, Духов день – принято считать поминальным. Славянское поверье о том, что «земля родила – потом забрала» прекрасно объясняется, подтверждается.
Надо знать! Троицу и дни празднования называют «зелеными праздниками» или «русалочьими». Существует обязательное условие: купаться в открытых водоемах воспрещено, так как люди гибнут именно в воде.
Духов день — это христианский праздник, когда верующие посещают торжественную службу, молятся за усопших, отправляются на кладбище дабы украсить освященными ветвями березы могилы, отметить сошествие Духа на землю. На кладбище общаются с умершими родственниками. Примета, что в день святого духа усопшие ждут посетителей, пришла вместе с христианством. Уже вечером семья собирается за столом отмечать праздник. Но не с песнями, танцами прибаутками, а в беседе о жизни, вспоминая родственников, поступки, действия. Желательно в религиозный праздник Духов день проанализировать ход жизни, поведения членов семьи. Выявить ошибки, раскаяться, постараться исправить. Чтение Библии в этот день поощряется, особенно если чтения, обсуждения проходили в тесном родственном кругу. Предназначение, суть праздника:
В Духов день травники отправляются до службы в поля, чтобы собрать больше трав, лекарственных растений. Принеся в церковь, отстоять с букетами службу. Если не успели, расстраиваться не стоит. В Духов день или День Святого Духа с вечера земля благословлена. Это значит, что собранные травяные пучки наделены уже целебными силами.
Церковная служба только увеличивает возможности трав. Сушить растения нужно правильно. Приготовить можно порошки, настои или воспользоваться в натуральном виде. Желательно сбором разнотравья рекомендуется женщинам. Перед тем как начать срывать растения, следует попросить прощения, разрешение у земли. Ножи, ножницы не используются. Срывать аккуратно, чтобы не повредить корни.
Духов день — это праздник после Троицы, также является праздничным днем. Уборка, стирка и любая домашняя работа запрещена. Троица стандартно выпадает на воскресенье, внесена в список торжественных дней государства. Поэтому понедельник также идет днем отдыха. Если работа посменная и необходимо идти на работу, постарайтесь минимально заниматься физическим трудом. Бывает так, что и это условие выполнить невозможно. Тогда помолитесь, попросите у Господа прощение за действия.
Духов день в православии является днем прощения грехов, которые необходимо смывать. Делается колодезной/родниковой водой, избегая открытых водоемов. Для омовения воду набирали на зоре, ставили на солнце для согревания, наполнения жизненной силы солнца. Также считается, что до захода дневного светила Святой Дух в светлый день обязательно благословит набранную жидкость, наделить целебными, живительными возможностями. На заходе заряженной водой обливаются, протираются. Воду не вытирают, а ждут полного высыхания.
Можно делать в этот день обереги из принесенных трав из церкви. Не забывайте над входной дверью повесить веточку березы. Она отгоняет нечисть, не пускает в дом коварных людей, колдунов, ведьм.
Запрет или слова «нет, нельзя, ни в коем случае» звучат только в отношении домашней работы. Также нельзя делать в праздник Духов день торжественных мероприятий: дней рождений, крестин, свадеб. Ослушание грозит бедами в семье, лишения достатка, болезни. На земле работать тоже нельзя. Посаженные растения расти, развиваться не будут, плодов не дадут.
Крестить ребенка, значит, навлечь на малыша множество неприятностей, проблем со здоровьем. Не забывайте, что Духов день – поминальный. Обряд не соглашаются проводить ни в одной церкви.
Как и Троицу отмечают святой праздник Духов день скромно, но следят за погодой, поведением животных, птиц. Вспоминают умерших, собирают целебные травы, делают защитные обереги. Приметы подтверждаются на практике, а соблюдение правил гарантирует благосостояние рода.
pomagii.ru
Возбранный Параклите, Царю неба и земли, Животворящий, Спасительный и Всесвятый Душе, выну от Отца исходяяй и в Сыне почиваяй, сошествием же в виде огненных языков Апостолы просветивый, снизойди и ныне с горних высот на ны недостойныя рабы Твоя, и породи нас к новой благодатной жизни, да воспоем Тебе:
Прииди, Утешитель Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Ангелов Творец и Господь Сил с небесе сошед и плотское восприем естество наше, прииде на землю, да спасет Крестом и Воскресением Своим падший древле род человечь, и паки восшед на небо, седе одесную Бога и Отца, да совознесет и обожит естество наше, и да созиждет на земли Царство правды и мира о Дусе Святе, егоже никтоже может видети, аще кто не родится свыше Темже Духом. Сего ради Господь наш, ко Отцу отходя, не остави нас сирых, но обетова грешником своим, глаголюще: Аз умолю Отца и инаго Утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух Истины, Егоже мир не может прияти, ниже знает Его, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. Утешитель, Дух Святый, Той вы научит всему и воспомянет, яже рек вам. Сему обетованию внемлюще, апостоли моляху Тебе, Святый Утешителю, да скоро снидеши, вопиюще Тебе сице:
Прииди, Утешителю Благий, выну от Отца исходяяй.
Прииди, Небесной Параклите, присно в Сыне почиваяй.
Прииди, Подателю жизни, приклони небеса и сниди.
Прииди, Небесный Царю, прикоснися горам и воздымятся.
Прииди, Всесвятый Душе, и настави нас светом истины Твоея.
Прииди, кристаловидный Животе, и просвети мир огнем благодати Твоея.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Видев Господь по Воскресении Своем ученики Своя еще плотская мудрствующих и земное царство чающих, явися, им дверем затворенным, дуну и преподаде им Духа Святаго благодать просвещающую помышления их и уготовляющую их к приятию существенному таинства Божественнаго, глаголюще: Приимите Дух Свят, Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Темже, приемше таковую власть духовную, укрепишася духом, вопиюще Богу: Аллилуиа.
Разум Божественный о грядущем Царствии Божии открывая, Господь наш собра ученики Своя вся вкупе на горе Елеонстей, и повеле им по Вознесении Его на небо от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, дондеже облекутся силою свыше, яко не по мнозех днех имут креститися Духом Святым. И тако заповедав, рече им: нашедшу Святому Духу на вы, приимите силу и будете Ми свидетели во Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. И сия рек, вознесеся на небо. Ученицы же, возвратившеся во Иерусалим, взыдоша в горницу и бяху вси терпяще единодушно в молитве и молении и пощении с женамии Мариею Материю Иисусовою и с братиею Его, чающе сошествие Утешителя и поюще Ему сице:
Прииди, Душе Господствуяй и Животворяяй, Отцу Собезначальный и Соприсносущный.
Прииди, Душе Истинный и Всеблагий, с Сыном Купносущный и Равночестный.
Прииди, Душе Владычный, от Отеческаго состава и от Божественных и Безначальных уст Его несказанно Исходяяй.
Прииди, Душе Христов, Соипостасное Дыхание и Премудрости Сило, в Сыне нераздельно пребываяй.
Прииди, Непостижимый Просветителю, откровение тайны Пресвятыя Троицы людем даровати восхотевый.
Прииди, Премудрый Всепосетителю, весь мир благодатными дарованиями исполнити возжелавый.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Силою Божественною облечен Святый Петр, востав посреди ученик, рече к ним: Мужие братие, преклоньше колена, сердца же горе возведше, помолимся ко Господу нашему, обетовавшему Утешителя инаго, да созиждет чисты сердца наша и да обновит дух прав во утробах наших и да сотворит горницу сию Церковь Божию и скоро да ниспошлет нам Духа Всеблагаго Своего, Емуже вси да воспоим едиными усты и единым сердцем: Алиллуиа.
Имуще страх велий, Апостоли в смущении быша, како немощным им сущим, якоже агнцам без Пастыря, проповедати Евангелие всей твари, сего ради, егда скончавахуся дние Пятьдесятницы, быша вси вкупе на молитве и вознесоша тепле моление ко Пастырю Своему, глаголюще: Царю Ангелов, управляяй всеми на земли и на мори! Раби Твои вопиют к Тебе: скоро посли нам Всесвятаго Духа Твоего. Господь же их плотию на небесех Отцу соседяй, услышав моление сие рече: Самовластный Утешителю, снизойди, чают бо Тя ученицы Мои, ихже собрах к Тебе и ко Отцу, тепле бо вопиют к Тебе, глаголюще:
Прииди, Душе Благий и настави нас на землю праву.
Прииди, Свете Святый, и направи стопы наши на стезю мирну.
Прииди, Владыко Непостижиме, всем хотящим спастися несумненное упование.
Прииди, Неизследимый Царю, всем жаждущим правды благодатное насыщение.
Прииди, Душе Живый и Животворяй, Твоею бо благодатию живем и движемся и есмы.
Прииди, Свете Святый и Светоносяй, Твоею бо чистотою возвышаемся, светлеемся и хранимы.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Бурное дыхание велие внезапу пронесеся, учеником в Сионе собранным и в горнице об часе третьем дне молящимся, и бысть шум, яко гром с небесе, тишине велией окрест сущей, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И колебашеся храмина, яко лодия, и убояшеся апостоли мняще, яко от дыхания бурна падется горница, и вси в страсе возопиша: О, Владыко, утиши колебание и посли Всесвятаго Духа Твоего, Емуже согласно да воспоем: Аллилуиа.
Слышаще шум с небесе и колебание воздушное видяще, боголюбивии Апостоли и вси сущии с ними исполнишася ужаса, зане в дыхании бурне сошествие Утешителево уразумеша и в шуме небеснем глас Господень ощутиша, в себе помысливше: се глас Господень возгреме в крепости. Се глас Господа Источающаго пламень огня, якоже Давид предрече. Се буря от Господа, якоже Иеремия возвести. В сие время Господь наш восхоте послати Утешителя инаго и даровати Закон нов, якоже древле на Синаи. Тамо от гласа Его колебашеся гора, здесь же от дыхания Утешителева потрясеся горница, тамо быша громи и молния, здесь же пронесеся шум с небесе. Обаче приступихом не к горе осязаемой и огнем пылающей, но к Сионстей горе, к Иерусалиму Небесному, к Ходатаю Завета Новаго, да приимем Царство Непоколебимо, и да восприимем благодать Духа, ею же послужим благоугодно, вопиюще Ему сице:
Прииди, Душе Страха Божия, не во огне и буре, но во гласе хлада тонка, да нас от духа боязни рабския свободиши.
Прииди, Душе Сыноположения, апостолы во едино стадо совокупивый, да и нас чада Божия сотвориши.
Прииди, Душе Премудрости и Откровения, да воспомянеши нам вся словеса Христовы в познание Его.
Прииди, Душе ведения и благочестия, да просветиши очи сердечныя светом заповедей Его.
Прииди, Душе Божия Святыни, да облечеши нас силою свыше от Своих небесных высот.
Прииди, Душе всякия благостыни, да окропиши нас росою благодати по множеству Своих щедрот.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Богоноснии Апостоли еще паче исполнишася страха, егда по гласе шума се бысть им видение новое паче перваго и явишася огненнии языцы, разделяющияся сюду и сюду, и седоша по единому на коемждо от них над главами их, да исполнится Давида праотца предречение: Бог яве приидет и не умолчит, огнь пред Ним возгорится и окрест Его буря зельна. Сим духоносным огнем Утешителя просвещаемии, апостоли со страхом и с радостию возопиша, сретающе пришествие Его: Аллилуиа.
Видевше сошествие Утешителя в виде огненных язык, Апостоли удивишася, како дыхание бурно с пламенем совокупися, и како с ветры видены быша светильницы, с росою же искры. Наипаче же объяша их страх Божественный, егда огненнии языцы, седше над главами их, не опалиша власы, но паче просвещаху мысли их, и тако огнедохновенным озарением Святаго Духа просвещаеми, уразумеша проречение Давидово: Огнь от Лица Его воспламенится: углие возгореся от него. И приклони небеса и сниде. И прославиша Бога, яко прииде обетованный Утешитель, да огненное крещение восприявше от Него, благодарственно возопиют ему сице:
Прииди, Огненосный Душе, да огненным крещением весь мир просветиши.
Прииди, огнь подаяй, Боже, да терние наших прегрешений попалиши.
Прииди, огнь Божественный на землю низводяй, Господи, да угасшия светильницы душ наших паки возжеши.
Прииди, огненныя реки апостолом орошаяй, Владыко, да теми весь мир огнем благодати Твоея обновиши.
Прииди, во огненных языцех всему миру на молитве возглаголавый Душе, воздыхании неизглаголанными научи нас о чесом молитися Небесному Отцу.
Прииди, во огне и буре Божество Пресвятыя Троицы Открывый, Царю, огнедохновенным дыханием воспламени огнь Божественныя любве и в наши хладныя сердца.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Проповедник дивный, божественный Петр, видев, яко огненное видение исполни страха ученики, возопи: не бойтеся, огнь сей нежегомый есть, якоже древле неопалимая купина, или якоже пламень Вавилонския пещи, иже не опали три отроки. Сего ради кийждо от нас да отринет страх из души, и да не убоится неопальнаго пламени, огнь бо сей да разумеем, якоже рози, яко цвети на главах наших, имиже увенча, украси и озари нас Всесвятый Дух, Емуже вси с радостию да воспоим: Аллилуиа.
Возсия велие просвещение благодати Божией всей Церкви Христовой в великий сей Пятидесятный день, егда во огненных языцех Ты Сам существенно снисшел еси на апостолы и на вся верующия, Святый Животворящий и Всесильный Душе, Един Сый от Пресвятыя Троицы, и богатно излил еси не некия Отчии дары, якоже прежде, но от всея полноты Божества излил еси от Духа Твоего на всяку плоть, не в меру бо подаст Бог Духа, и потекоша реки воды живыя благодати Твоея от Иерусалима во всю вселенную, и тако завершишася телесныя дела Христовы и прияша начало дела Твоя, Душе, да созиждется Царствие Твое в человецех и да преобразится Тобою мертвенная плотская жизнь наша на живую и духовную. Сего ради вси водимии Тобою да воспоем Тебе сице:
Прииди, Утешительный Душе, с небесных высот сошедый, да безкнижныя ученики Христовы неботаинники сотвориши.
Прииди, Небесный Царю, везде сый и вся исполняяй, да во Христа верующия духовныя жизни сопричтеши.
Прииди, неумаляемое Сокровище благодати, да приобщиши нас даров Твоих, и райскою радостию возвеселимся.
Прииди, Неувядаемый Цвете чистоты, да окропиши нас иссопом Твоим и паче снега убелимся.
Прииди, Зиждителю всея Твари, да царствуеши и господствуеши над всеми силами души моея.
Прииди, Владыко Неба и Земли, да властвуеши и управляеши над всеми движениями сердца моего.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Хотя спасти вся языки, Господи, даровал еси учеником Твоим во огненных языцех Духа Твоего, да по обетованию Твоему возглаголют новыми языки, и вси исполнишася Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещевати, да вси народи от всех язык на праздник пришедшия, услышат их проповедующия своими их языки. В Вавилоне иногда размесишася языцы дерзости ради столпотворения, да разделятся языки, ныне же боговедения ради умудришася языцы, в соединение бо всех призва Вышний, да согласно славят всесвятаго Духа, поюще Ему едиными усты и единем сердцем: Аллилуиа.
Новое чудо Твое, Утешителю, бысть во знамение всем, и исполни ужаса языков собрания на праздник пришедших: видяху бо учеников Спасовых огненными языки глаголющих и кийждо от них свою беседу слышаше. И дивляхуся вси, друг другу глаголюще: не вси ли сии глаголющии галилеяне суть, и како мы слышим кийждо свой язык, в немже родихомся? Како сотворишася соотечественницы всем языком? Видел ли есть Петр Египет? Живяше ли когда Андрей в Месопотамии? Видеша ли когда Памфилию сыны Заведеовы? Како явишася сии Римляном, яко не варвари, Парфяном, яко им подобнии, Мидяном же, яко свои. Обаче елицы благоговейнии быша, тии прославиша Бога, вопиюще Утешителю сице:
Прииди, во пророцех глаголавый Божественный Душе, возглаголи мирная и благая в сердцах наших.
Прииди, во Апостолех проповедавый огненными языки Безсмертный Царю, возсияй молниями Божества в душах наших.
Прииди, Животе Безначальный, разделенныя языки в соединение призвавый, и в нас дух вражия разделения всеконечно потреби.
Прииди, Любы Безконечная, Апостолы на вечери союзом любве связавый, и в нас дух братския любве навеки насади.
Прииди, с небесе снисшедый Утешителю наш, да на стези небесныя наставиши нас, Тебе поющих.
Прииди, от земных горе возвышаяй Боже наш да от сладости мирских красот избавиши нас Тебе вопиющих.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Странными глаголы вещающе, возглаголаша святии Апостоли странныя учения и странныя веления Святыя Троицы, от Духа Святаго просвещаеми. Высокоглаголивыми же проповедующе языки, не человеком глаголаху первее, но Богу, тайны вещающе духом, якоже божественный Павел глаголет, быша бо в восторзе духовном, неизглаголанными воздыхании Святаго Духа наставляеми. Неверующим же от язык сие Духа действо пьянство непщевашеся быти. Обаче мнози благоговейни бывше, ужасахуся, и недоумевающеся, друг друга вопрошаху: что убо хощет сие быти? И с верою прославиша Бога, поюще Ему: Аллилуиа.
Весь исполнен быв огненосныя благодати Духа Божия, святый Петр, востав с единонадесятьми, воздвиже глас свой и нача проповедовати собранным от язык величия Божия и страшное Твое, Святый Утешителю, во огненных языцех схождение, еже пророк Иоиль древле предрече, глаголя о сем великом и просвещенном дне Господнем: «Изолью от Духа Моего на всяку плоть, на рабы Моя и на рабыни Моя, и прорекут сынове ваши и дщери ваши и юноши ваши видения узрят». Сим Святым Духом исполненнии бывше, Апостоли не вином упишася, но упоением Духа, новаго винограда рождения Божественнаго веселия приобщившеся, вопиюще и глаголюще сице:
Прииди, Божественный Утешителю, во Иордане на Спаса нашего в виде голубине снисшедый, даруй нам криле голубине кротости и чистоты, да полетим и почием.
Прииди, Сладчайший Душепосетителю, в Сионе ко апостолом во огненных языцех пришедый, ороси нас огнем благодати Твоея, да верою и любовию воспламенеем.
Прииди, Святый Живоначальный Душе, древле в человецех плоть сущих пребывати не восхотевый, свободи нас законом духа от закона плоти, да паки живеши в нас.
Прииди, Великий Непостижимый Боже, в последок дний сих от Духа Твоего на всяку плоть изливый, сподоби нам не по плоти жити, но по духу, да всегда пребудеши в нас.
Прииди, Душе всякия чистоты, помози нам, да плоть не похотствует на дух наш, и да Тобою водими будем.
Прииди, Присный наш Животе, спобори нам, да не сеем в плоть и тление, но в дух, да от Духа Твоего жизнь вечную пожнем.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Всякое естество человеческое возвеселися днесь о сошествии Твоем, Утешителю Благий, зане в ветхую Пятидесятницу при Синае бывшую, вси людие издалече стояху в страхе и в ужасе, всей горе дымящейся и во огне бывшей, един бо точию Моисей взыде на верх ея во мрак, идеже бяше Бог. Ныне же, вси слышавшии Петра умилишася сердцем, увероваша и крестишася, и приложися в день той душ, яко три тысящи, и тако в сей великий день Пятидесятницы положися начало Церкви Христовой на земли и вси исполнишася Духа Святаго и духом взыдоша на гору Господню благодати Божия, вси очами веры Господа узреша и с радостию возопиша Ему: Аллилуиа.
Витии Божественныя святии Апостоли, прежде безкнижнии рыбарие, ныне же мудрии богословцы явишася, прежде починяху мрежи своя, ныне же облеченнии силою свыше от Духа Святаго, начаша проповедь Слова Божия, прежде точию рыб уловляху, ныне же сотворишася ловцы человеков и люди безчисленнии из глубокия тьмы начаху изымати. Прежде боящиися, ныне же дерзновение приявшии и радости исполненнии от Тебе, Святый Утешителю, тии уразумеша, яко нова тварь ныне суть и каковый велий дар получиша по обетованию Господню, сего ради ныне отбеже от них страх и дух немощи и тии ощутиша, яко уже имут силу по повелению Господню пройти даже до конец вселенныя, учаще вся языки и крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сего ради в веселии духа возопиша сице:
Прииди, Свете Живоначальный, да вся языки светом боговедения просветиши.
Прииди, Животе Безначальный, да вся человеки к новой жизни во Христе приобщиши.
Прииди, Теплото Живительная, да духом любве Твоея хладныя сердца неверных языков воспламениши.
Прииди, Сладосте Неизреченная, да благодатию Твоею всех вкусивших ю паче меда и сота усладиши.
Прииди, Радование наше непрестанное, да нас скорбных и печальных очищением совести возвеселиши.
Прииди, Сокровище наше превожделенное, да нас нищих и убогих множеством дарований духовных обогатиши.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Спасения день — сей великий Пятидесятницы праздник, в оньже, Утешителю Благий, Церковь Христову до скончания века облагодатил еси и всю тварь Твоим Живоносным дыханием обновил еси, Везде сый и вся исполняяй, Ты идеже хощеши дышиши, вся живиши и повсюду в мире разливаеши свою живоначальную силу: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе служит свет, Тебе работают источницы, Тобою един дождь напояет землю и бывает бел в кринех, и красен в розах, багрян же в фиалках, тако многообразна благодать Твоя: единому убо даеши слово премудрости, другому — дар пророчества, иному — сказание Божественных Писаний: единаго укрепляеши на целомудрие, другаго учиши поститися и подвизатися, оваго же уготовляеши на мученичество. Вся же сия действуеши Ты, единый Душе, разделяя коемуждо хощеши, да всякое дыхание поет Тебе: Аллилуиа.
Царю Небесный и жизни Подателю! Царство Твое — Царство всех веков и Владычество Твое во всяком роде и роде. Сошед же на апостолы. Ты явил еси ими Царство не от мира сего — Церковь Христову, юже исполнил еси безчисленными дары благодати Твоея, имиже, яко финикс процвете и яко кедр, иже в Ливане умножися. И тако Твоею благодатию напояема, Церковь процвете многочисленными сонмы девственник, учителей, мучеников, исповедников, преподобных, пустынников, да исполнится Осии пророка предречение: процветет, яко цвет и прострет корение, яко дубрава и яко маслина плодовита будет. Зряще убо сии сонмы духоносных отцев, Тобою, Святый Душе, возращенных, воззовем Тебе таковая:
Прииди, Источниче Божественных сокровищ, вдохни нам светоносныя Твоя дарования.
Прииди, Подателю и Совершителю нашего освящения, освяти ум, сердце и вся наша помышления.
Прииди, благости и милосердия Неизнуряемое Хранилище, сохрани в нас жизнь духовную под кровом Твоея благости.
Прииди, настоящих и грядущих благ Нескончаемое Сокровище, соблюди нас в чистоте совести в предначатие вечныя радости.
Прииди, падших Всенадежное Востание, Тобою бо источаются благодатныя струи напояющия всяку тварь ко оживлению.
Прииди, мертвых духом и телом Благое Воздвижение, Тобою бо подаются вся силы к животу и благочестию, воздвизающия всяку плоть к Воскрешению.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.
Пение духовное воспоем Тебе, Святый Утешителю, Твое во огненных языцех на Апостолы Сошествие празднующе и сим Павловым глаголом последующе: «помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом, воспою и умом». И тако духом на молитве и в служении пламенеюще, да не угасим плотоугодием Духа Твоего, во святом крещении восприятаго, но присно да взираем на уверовавших в день Сошествия Твоего: тии бо внимающе слову Петрову: «спасайтеся от рода сего развращеннаго», выну бяху в учении апостол, в общении и преломлении Хлеба Жизни и в молитвах, и бысть на всякой душе страх Божий, и бяху вси вкупе единодушно, имуще вся обща, и с радостию в простоте сердца воспеваху Богу: Аллилуиа.
Света солнечнаго светлее явися благодать Твоя, Светоносный Душе, вся бо просветляеши, очищаеши и освещаеши Твоим огненосным осиянием. Ты бо сошел на Пресвятую Деву Марию, соделал еси Ю Пресветлый храм девства и Пречистый дом Божества Сыну Божию. В явлении же Твоем во Иордане при Крещении Господнем в виде голубине Ты отверзл еси небеса грехопадением Адамовым заключенная и обожил еси Пречистую плоть Христову. В Сошествии же Твоем на Апостолы исполнил еси Божественнаго присутствия Своего всю Церковь, Невесту Христову, да будет непорочна и свята. Сего ради точиши в Ней пророчествия, и священники совершаеши, собираеши весь собор церковный, и сходиши, яко огнь с небесе в Божественную Литургию и во всех таинствах, и тако вся Церковь одевается светом благодати Твоея, яко ризою, да во Свете Твоем узрим Свет, и да воспоем Тебе сице:
Прииди, чистотою Сияющий Душе, Святую Деву Чисту в рождестве сохранивый, да и нам благодать девства и чистоты преподаси.
Прииди, небеса разверзший Небесный Царю, на Спаса Христа при Крещении низшедый, да и всем верующим в Него путь на небо отверзеши.
Прииди, Солнце Незаходимое и Несокрываемое, да свет возсияши праведным и правым сердцем веселие.
Прииди, Сияние Присносияющее и Немерцающее, да внутрь нас возсияеши Церковь Божия Духа в Твое Божественное посещение.
Прииди, Свете Святый и Животворяй, просвети мир Твоим Божественным осиянием.
Прииди, огню от огня Происходяй и Боготворяй, озари нас Твоим огненосным вдохновением.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны и спаси души наша.
Благодать духоносную даровал еси, Утешителю Святый, всей Церкви Христовой в великий день Святыя Пятидесятницы, якоже и прежде выну спребывал еси Владыке Христу во днех Его плоти, яко же великий в богословех святый Григорий витийствует: «Рождается Христос и Дух предворяет. Крещается Христос и Дух свидетельствует. Искушается Христос и Дух возводит (в пустыню). Совершает силы Христос и Дух сопутствует. Возносится Христос и Дух преемствует». Сего ради и начатки Божества подаеши ныне, Святый Душе, естеству перстному, да паки возведеши е к первому райскому благородию и да обожиши е во образ Вознесеннаго на небеса естества Христова. Мы же исчести не могуще многочисленная паче песка морскаго благодеяния дарований Твоих, вопием Тебе: Аллилуиа.
Поюще, Божественный Душе, Твою Живоначальную благодать, обновляющую лице земли дохновением Твоим, поклоняемся Твоему во огненных языцех на Апостолы сошествию, и веруем, яко по обетованию Христову выну Твоя благодать во Святей Церкви пребудет, дондеже паки приидеши в последний день во общее Воскресение во еже воздвигнути вся от века умершия, яко же святый Иезекииль предрече глаголя: «от четырех ветров прииде, Душе, и вдуни в мертвыя кости сия и да оживут. И вниде в них Дух Жизни и ожиша и сташа на ногах своих собор мног зело». Тогда не посрами нас вопиющих Тебе сице:
Прииди, Утешение и Радосте моя, услыши мя в день скорби и печали моея.
Прииди, Дыхание и Жизнь моя, буди ми един дух со мною до самыя смерти моея.
Прииди, Блестящееся одеяние души моея, покрый внутреннюю наготу и безобразие грехопадения моего.
Прииди, Теплейшее очищение совести моея, отмый скверну души и тела моего чистыми слезами пришествия Твоего.
Прииди, Пище Неизреченная и Нетленная, напитай алчущий дух мой в жизнь вечную безсмертия плодами.
Прииди, Питие Божественное и превожделенное, напой жаждущую душу мою благочестия водами.
Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны и спаси души наша.
О, Небесный Параклите и Душе Всесвятый, от Отца Исходяй и Сыном Пришедый! Приими малое сие от всея души приносимое Тебе благодарение. Прииди к нам и пребуди выну в Церкви, да не угаснет в нас Божественный пламень Тобою возженный. И сподоби нам духом пламенети и плотоугодия не творити в похотех, да никогдаже угаснет дух наш и да выну прославляти будем Тя в душах и телесех наших, и тако возрожденнии Тобою, чистым духом и чистыми усты воспоем Единому Богу во Святей Троице: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
О, Небесный Царю, Утешителю Святый, Душе Истины, везде сый и вся исполняяй, никогдаже начинаемый, ниже престаяй, но со Отцем и Сыном присно Сущий, первее во Ангельских Воинствах действовавый, священие даруя; и при миробытии в начале верху воды носивыйся, яко жизни Податель, в рай же первозданныя люди дыханием жизни воодушевивый и сладким общением Божественным утешавый я, по грехопадении же прародителей наших не восхотевый с падшими сынами человеческими пребывати, зане плоть быша, но точию во избраннех патриарсех и пророцех древле отцем глаголавый, в последок же дней сих, восхотев излити от Духа Своего на всяку плоть, первее на Честнейшую Горних Сил Пресвятую Деву Марию низшедый и велие таинство Воплощения Сына Божия Тою неизреченно совершивый, и паки на Том же Сыне Божием, во плоти на Иордан пришедшем, в виде голубине почивый, по сем же в великий день Пятидесятницы существенно в видении огненных язык на Апостолы сошедый и сими всю вселенную просветивый и Святую Церковь до скончания века Своею Божественною благодатию изобильно исполнивый, во еже падшее естество наше обожити и паки к райскому блаженству возвратити! Призри убо в сей великий, совершенный и конечный Пятидесятный праздник на моления рабов Твоих коленопреклоненно Тебе возносимыя, и очисти нас священным наитием Твоим от множества согрешений наших во всем житии нами содеянных. Едине Чистый и Пресвятый Душе, очисти нас от многия нечистоты нашея, да не паки оставиши нас, аще по плоти жити будем, яко не имать обитати Дух Твой в человецех плоть сущих, зане плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут. Сего ради молим Тя: угаси живоносным дыханием Твоим весь пламень страстей наших, да не творим плотоугодия в похотех, но водимии Тобою, да будем прославляти Тя в душах и телесех наших. И избави нас от духа праздности, уныния, печали и гордости и даруй нам дух кротости и чистоты, дух смирения и целомудрия, дух терпения и любве, да приидеши во внутреннюю храмину душ наших и воцаришися тамо над страстями нашими, во еже сеяти нам ктому уже не в плоть и тление, но в дух, да от Духа Твоего пожнем живот вечный в последнее Воскресение и прославим Тя с лики святых со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь.
azbyka.ru
@karinahazeeva
Духов день (День Святого духа) — общий праздник для всех славянских народов, имеющий глубокие исторические корни. Он символизирует сошествие на землю Святого духа, поэтому часто называется именинами земли и удивительным образом совмещает в себе языческие и христианские традиции.
Из-за разных языческих обрядов, связанных с этим праздником, многие христиане задаются вопросом, какое значение имеет Духов день (значение праздника важно понимать каждому верующему). Согласно Святому писанию, Святой дух снизошел на апостолов в виде огненных языков пламени. После этого ученики Христа обрели способность говорить на различных языках и читать проповеди по всему миру.
Эта история передается в кондаке, который читается во время богослужения в Духов день: «Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха». Смысл старославянского текста состоит в следующем: несмотря на то что апостолы получили способность владения иностранными языками, она дала им силы не разъединять, а, наоборот, объединять людей («призывать всех в соединение»).
Отчасти этот образ передал А. С. Пушкин в своем стихотворении «Пророк», в котором описывается, как ангел (шестикрылый серафим) наделяет смертного даром провидения и даром проповеди:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Дата праздника определяется по-разному. Это зависит от того, какую религию исповедуют славянское население этих стран — православие или католичество. В православии праздник отмечается на 51 день после Пасхи, всегда в понедельник. Поэтому в народе событие получило название Духова понедельника. Однако в католичестве принято отмечать его на 50 день после Пасхи, т.е. на одни сутки раньше, чем в православии.
В народных поверьях с праздником связано множество запретов. Главный из них касается отношения к земле и обращения с нею. Считается, что в этот день у земли именины. На нее нисходит Святой дух, и с этого времени она, выражаясь простым языком, беременна, т.е. ожидает рождения плодов (хлеба и другого урожая). Поэтому землю нельзя беспокоить, пахать, сеять, вести какие-либо другие работы. Если запрет нарушается, то хорошего урожая ожидать уже не стоит.
Еще один запрет связан с водой и ее мифическими обитательницами — русалками. Во многих славянских культурах в этот день запрещено купаться. Считается, что русалка может унести купальщика. В Малороссии в старину в народной традиции было распространено святить колодцы. Согласно поверьям, в них прятались русалки и другая нечистая сила, поэтому в такой праздник батюшка освящал сначала общий деревенский колодец, а затем и личные, находящиеся во дворах.
Однако необходимо помнить, что все эти запреты накладываются не со стороны церкви. Скорее, они являются плодом народной фантазии.
Считается, что в этот праздник земля может открыть свои тайны праведному человеку. Поэтому в старину люди в такую ночь ходили искать зарытые в земле сокровища. Говорили, что, если приложить ухо к земле, она может подсказать, где зарыты клады.
В некоторых областях существовал обряд «кормления земли». Женщины собирали для земли угощение, расстилали в поле скатерти и читали молитвы, прося о хорошем урожае. У некоторых славянских народов было принято закапывать кусочки пищи в землю. Эта традиция имеет глубокие языческие корни и одновременно переплетается с христианской историей.
Девушки в этот день плели венки и пускали их в воду. Если венок оставался на воде, то девушке была предназначена счастливая семейная жизнь, а если тонул, то грозило одиночество. С этой же целью молодые люди водили хороводы. Это помогало им найти свою вторую половину.
Символичный обычай связан с ветками березы. Ветки или целые березовые деревца, оставшиеся с Троицы, выносили на улицу или втыкали в наличники. Считалось, что души покойных родственников садятся на ветки берез.
Согласно приметам, после праздника наступает полноценное лето. При этом погода в данный день служит показателем того, каким будет последующий месяц. Если Духов день жаркий, то и лето будет теплым. Если же прохладный или пасмурный, то и лето будет непогожим.
Еще одно поверье, связанное с водой, касается стирки. Многие считают, что в этот день нельзя стирать, поскольку эта процедура смоет все счастье. Возможно, это поверье связано с тем, что в старину стирали в открытых водоемах, которые считались обиталищем нечистой силы (водяных и русалок).
Это правило распространяется на любую уборку: нельзя подметать, мыть полы и пр. Человек должен посвятить себя молитве и мыслям о Боге. Однако важно помнить, что церковь таких правил и ограничений не устанавливает.
Некоторые верующие считают, что в Духов день нельзя работать. Это поверье связано с тем, что праздник раньше считался именинами земли. Поэтому были запрещены все работы на земле. Позднее это поверье распространилось на любую работу.
В этот день принято ходить на кладбище и поминать пирогами покойных родственников. Считается, что молитва за умерших без покаяния в этот день особенно сильна.
jlady.ru
Духов день или День Святого Духа — христианский и народный праздник в честь Святого Духа.
В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник). В православных церквях праздник также носит название Понедельник Святого Духа.
В День Святого Духа, который в 2018 году состоится 17 июня, верующие вспоминают сошествие Святого Духа на Божьих апостолов. Троица и Духов день слились в церкви в один праздник. Святой дух наделил учеников способностью понимать все многообразие языков, чтобы те могли проповедовать Слово Божье по всему миру. В святой день существует множество запретов, которые свято соблюдаются верующими.
Согласно Святому писанию, на пятидесятый день после Пасхи на учеников Христа сошел Святой Дух, подаривший им возможность исцелять больных и разговаривать на разных языках, чтобы они смогли нести Слово Божье в разные страны, проповедовать и распространять новую веру.
В День Святой Троицы миру было явлено Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух видимым образом — шумом с неба, ветром, огненными языками пламени. Именно в честь этого события на следующий день после Троицы установлен Духов день.
А произошло это так — в Иерусалиме в этот день отмечали ветхозаветную Пятидесятницу — праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского рабства. Этот праздник в Древнем Израиле почитался особо, поэтому в Иерусалим собрались люди «из всякого народа под небом».
В Сионской горнице, где после Вознесения Христа находились апостолы в постоянной молитве, в третьем часу дня сделался шум с неба, как от сильной бури, и наполнил дом, и на каждого из апостолов сошел Святой дух в виде огненных языков и наполнил их души Собою.
С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам.
Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Из двенадцати апостолов, только Иоанн Богослов умер своей смертью, остальных казнили.
Духов день считается днем рождения Церкви. Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезли с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет, начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в Сионской горнице.
Итак, праздник Святого Духа является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы – Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Считается, что именно в такой день Святой Дух спускается с небес и уделяет внимание каждому человеку.
В этот день надо сходить церковь и помолиться. В богослужении праздник в честь Святого Духа начинается великой вечерней.
Отметим, молитвы начинают читать еще с вечера Троицы. В них упоминаются все усопшие. А всем живым в Духов День желают лишь все самое наилучшее: просвещение, благо, снисхождение.
В этот день не рекомендуется заниматься тяжелой работой. Не стоит работать на земле, заниматься огородом. Отметим, у славян существовало поверье, что «Земля на Духов День — именинница».
pronedra.ru
Если верить народным поверьям, то погода в Духов день определяет погоду на все оставшееся лето, а также в этот день нельзя заниматься некоторыми видами деятельности.
Православные христиане будут отмечать Духов день, который также называют Праздником Святого Духа, в понедельник 17 июня — согласно традициям, этот день всегда следует сразу за Троицей. День Святого Духа — один из самых почитаемых праздников православного календаря.
Этот день установили в честь Святого Духа — одной из ипостасей тройственного Бога. Христиане считают, что Святой Дух и сейчас действует в Церкви так же, как еще во времена апостолов. Также важно отличие восприятия Святого Духа у православных и католиков: у первых он — полноправное и равное иным лицо Святой Троицы, а у вторых исходит из Отца и Сына.
Согласно Учению, сошествие Святого Духа выглядело как появление пламени — всполохи огня окружили каждого апостола — ученика Иисуса. После этого апостолы и исполнились Святого Духа, а также получили возможность говорить на множестве языков — это помогло им в продвижении христианского учения и проповедях. В образе огня Дух Святой сошел и в знак очищения от грехов и согревания душ.
Именно так и появилось учение о триедином Боге — вернее, так оно стало известно апостолом, а после — и всем верующим. В честь этих традиций на следующий день после Троицы христиане и празднуют Духов день.
Согласно православным традициям, на Духов день обязательно нужно оставить все земные труды. Конечно, в Беларуси сделать это достаточно тяжело: отмечают праздник в понедельник, который является в республике рабочим днем.
Однако в целом ряде стран Духов день — выходной: например, в Австрии, Германии, Швейцарии, Украине, Франции и некоторых иных странах. Там верующие могут соблюдать предписание — ведь работать нельзя на Духов день не только у православных, но и у католиков.
Также считается, что на Духов день нельзя заниматься «земными работами» — например, пахать.
На Духов день принято поминать ушедших родственников и друзей. Кроме того, считается, что в этот день стоит ходить по траве босиком — чтобы зарядиться здоровьем и силами на весь год вперед. Раньше считалось, что собранные в этот праздник целебные травы обладают лучшими свойствами.
Говорили раньше и то, что на Духов день можно буквально «смыть свои грехи» — к подобным поверьям в Церкви относятся не очень хорошо, ведь суеверные рассказывают о будто бы начинающейся «русалочьей неделе» и том, что морские чудища могут утащить незадачливого человека под воду.
Православные храмы на Духов день всегда совершают отдельное богослужение в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного духа — так верующие прославляют Святого Духа.
Великая вечерня начинается на десятый час дня — верующие начинают с молитвы «Царю небесный», после чего читают еще шесть молитв. И без особых ритуалов можно посетить на Духов день храмы — поставить свечку или приложиться к иконе.
Источник: Sputnik Беларусь
televid.by