Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Фольклорные праздники в детском саду


Фольклорный праздник для детей дошкольного возраста

марина исаева Фольклорный праздник для детей дошкольного возраста

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить с обычаями и традициями русского народа.

Задачи: приобщать к традиционной культуре на основе активного использования фольклора (песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки);

Способствовать развитию творческих способностей в разных видах деятельности (музыкальная, речевая, театрально- игровая, изобразительная);

Способствовать формированию представления о празднике как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время.

Звучит русская народная мелодия. В зал входят дети в русских народных костюмах.

Ведущий. Добрый день, гости званные и желанные! Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем, душевно встречаем.

Собрались мы позабавиться да потешиться, поиграть, пошутить, посмеяться!

Смех вам да веселье!

Вижу, к празднику готовы.

На детях обновы:

Сарафаны расписные

Да рубахи льняные.

Вижу, что вам поиграть захотелось, повеселиться. Только какой же праздник без Петрушки? Что-то не слыхать и не видать!

Входит Петрушка с воздушными шарами.

Ведущий. Ну где же ты был, Петрушка? Мы тебя заждались!

Петрушка.

Я не просто так болтался.

Для народа я старался.

Ведущий.

А шары нам пригодятся.

Ребята с тобой повеселятся.

Петрушка.

Коли народ не весел,

Низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра:

Распотешиться пора,

Становитесь в хоровод!

Хоровод «Ой, вставала я ранешенько».

Ведущий. Дети, сегодня мы с вами узнаем о том, как принято было отдыхать на Руси. Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая шутка. Не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, потешки, небылицы, чтобы развлечь и потешить друг друга. Так и говорили: «Делу- время, а потехе- час», что означало- больше времени уделяли труду, работе, но немного, всего час, отведи веселью и отдыху. Любили в народе тех, кто знал много веселых шуток, пословиц, поговорок. Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс «Кто больше пословиц, примет, потешек, поговорок знает».

Организуется конкурс.

Ведущий.

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красны надевала, украшалася.

Когда бусы надевала,

Нитку шелкову порвала.

Люди добры! Помогите!

Мои бусы соберите!

Игра «Собери бусы».

Ведущий.

Талантливый народ

На Руси живет!

И охотник,. И плотник,

И жнец, и певец.

Как начнет плясать,

Никому не устоять!

Петрушка.

Дайте мне

Начать сказание:

Вызываю плясунов

На соревнование.

Уж я так устроен:

Петь, плясать настроен…

Дети танцуют.

Ведущий. Припасла я для вас забав на всякий вкус! Кому шутку, кому прибаутку, кому загадку, кому песенку.

Вы загадку отгадайте,

Дружно пеню запевайте.

Музыкальная викторина.

1. «Щиплет за пятки- беги без оглядки». (Гусь.) Песня «Жили у бабуси два веселых гуся…».

2. «Спит на поляне красавица, всем желает понравиться: на белом сарафане- черные брошки, в ушах- сережки». (Береза.) Песня «Во поле береза стояла…».

3. «Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая?». (Вода.) Песня «Умывальная песенка».

Ведущий.

Было время петь, плясать,.

А теперь пора играть.

Игра «Горелки».

Ведущий.

Где гармошка заиграла,

Там частушка зазвучала-

Русская народная,

Веселая, задорная.

А потому объявляю конкурс на лучшее исполнение частушек.

Дети поют частушки.

Ведущий.

Мы смеялись, веселились,

Хохотали от души.

А сейчас вручим подарки.

Ах, подарки хороши!

www.maam.ru

Конспект фольклорного праздника «Русские посиделки»

Оксана Савина Конспект фольклорного праздника «Русские посиделки»

Цель: Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, знакомить с разными видами игрового и потешного фольклора.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.

Содействовать пониманию национального колорита музыки. Танцев, песен русского народа.

Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение.

Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

Доставить детям радость.

Предварительная работа

Знакомство с традициями;

Слушание русских народных песен;

Разучивание народных игр, элементов русской пляски;

Разучивание стихов, их обыгрывание.

Знакомство с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

Декорации: деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами и т. д. на столах рушники, самовар, посуда.

Звучит русская народная мелодия

Ведущая.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод!

А играли как! В горелки!

Ах, горелки, хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Под русскую народную мелодию на середину зала выходят хозяин с хозяйкой.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно смотреть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По старинному обычаю посиделками называется.

Хозяин. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

Заходят гости, 6 человек.

Хозяйка. Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

Один из гостей. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Один из гостей. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяин усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Один из гостей. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, себя показать.

Хозяйка усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяин. Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Один из гостей. Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяин усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Гость. Ехали мы мимо, да завернули до дыма.

Хозяйка усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяин. Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – присказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость. Гостям, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте да не в обиде! Сядем рядком да поговорим ладком о жизни семейной.

Все (поют)

Так что ж, погуляем

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше…

Гостья. Мужики здесь – мастера,

Ловко правят все дела.

Да и женщины под стать,

Им не станут уступать.

Гость. А как праздник настает, весь народ гулять идет. Вот и девицы красавицы…

Девочки танцуют под песню «Весна - красна»

Хозяйка.

Небылицы в лицах

Сидят в теремках-светлицах.

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас.

Гости – дети исполняют шутливые диалоги.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег!

А велика ли дыра?

Остался ворот да рукава!

Фома, а у тебя дома тепло?

Тепло! На печи в шубе согреться можно!

Хозяйка. Сынок, сходи за водой!

Ребенок. Живот болит!

Хозяйка. Сынок, иди кашу есть!

Ребенок (встает, потягивается). Раз мать велит, надо идти!

Хозяин спрашивает гостью – воспитателя:

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют! Шьют да поют!

А матушки?

Порют да плачут! Порют да плачут!

Ведущая.

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец!

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяйка. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет свое уменье показать?

Выходят 3 девочки.

Хозяйка. Как песня начнет звучать, надо ниточку в клубок смотать. А как мы кончим петь, так и вам хватит ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование!

Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»

Хозяйка. Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше да тяжелее?

Сравнивает клубочки. Хвалит победительницу и остальных участниц.

Хозяин (мальчикам). А вы, ребята, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, и вам поиграть захотелось. И для вас у меня есть игра-забава (поет и пляшет) Эх, лапти, да лапти, да лапти мои… (Показывает лапти.) И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?

Выходят мальчики на две команды. Проводится соревнование «Кто быстрее»

Хозяйка. Дольше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Гость. Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить!

Хозяйка. Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.

Три сороки тараторки тараторили на горке!

Хозяин. И для этих гостей (показывает на родителей, званных да почетных я приготовил скороговорки. Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте- ка скорей да скажите веселей.

Желающие участвуют в конкурсе скороговорок.

Хозяин. Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получилось!

Хозяйка.

А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку.

Зная, знаю наперед –

Вы смекалистый народ!

Ребенок.

Деревянная подружка.

Без нее мы, как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Дети. Ложка!

Ребенок.

Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари!

Хозяйка. А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем. Подходите, разбирайте, оркестром вместе заиграйте!

Оркестр ложкарей «Русская плясовая»

Гостья- воспитатель. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник! Нынче гуляшки, завтра гуляшки – останешся без рубашки.

Хозяин (к гостье). Акуля, что шьешь не оттуля?

Гостья. А я, батюшка, еще пороть буду!

Хозяин. Ну пори, да не ворчи! А мы хоровод заведём.

Хоровод «Солнышко»

Хозяйка. Там где песня льется, там легче живется! Запевайте песню шуточную, прибауточную.

Дети поют частушки.

1. Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.

2. Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Балалайка заиграла,

Я не удержалася.

3. Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

4. У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.

5. Мы пропели вам частушки.

Вы скажите от души:

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Хозяйка.

Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок.

Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать.

А на этих посиделках

Кадриль любили поплясать.

Исполняется «Кадриль»

Хозяин. Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством и угощением знатным.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать?

Все. Блинами!

Исполнение песни «Мы давно блинов не ели»

Хозяйка. Гости, будьте же здоровы!

Вот блины мои готовы!

Хозяин. Мы вас к чаю приглашаем!

Хозяйка. Чай горячий – наша сила, украшение стола.

Хозяин. «С чая лиха не бывает!»-

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Хозяйка. Дорогие гости! Приглашаем вас за столы дубовые, за скатерти узорные да угощайтесь на здоровье!

Хозяин и Хозяйка. Тары-бары, растабары! Выпьем чай из самовара с сушками, ватрушками и блинами вкусными! Приятного аппетита!

www.maam.ru

Статья «Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Райхан Горянина Статья «Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно - образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала».Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДОУ происходит эпизодически,осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствиесистематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре.

Задачи:

- раскрытьпедагогический потенциал фольклорных праздников в ДОУ

-определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его всеобщее развитие ;

- изучить методическую литературу по исследуемой теме;

- показать результативность использования фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре;

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Если обратиться к опыту наших предков-славян, мы узнаем, что Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной. Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица», «Иван Купала» и другие. Проводя «Масленицу в детском саду», мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы. Вместе с педагогами готовили театрализованное представление с традиционными сказочными героями Бабой Ягой, Скоморохами, Весной. Воспитанники детского сада участвовали в таких народных играх как перетягивание каната, бой подушками, кулачных боях и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали масленичные песни, заклички,потешки, которые исполняли в фольклорном празднике. В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник- это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Отдельно хочется рассказать о праздниках православного календаря, таких как «Крещение», «Рождество», «Пасха». Организуя эти праздники мы не стремились в своей работе сделать акцент на православных традициях русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и конфессий. Мы лишь знакомили воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей. Православные праздники проводились совместно с пожилыми людьми из социально-реабилитационного центра и родителями. В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи. Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «На завалинке» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье,с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В празднике участвовали бабушки и дедушки воспитанников. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Поэтому проведение таких праздников приобретает сегодня глубокий смысл.

www.maam.ru

Фольклорные праздники в детском саду

Елена Почанина Фольклорные праздники в детском саду

Фольклорные праздники

СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» села Большая Глушица – «Детский сад №3 «Красная Шапочка»

Почанина Е. А.

Одной из задач по нравственно-патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации по русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам народной культуры

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

В связи с этим подготовили

творческий проект «Коляда-Маляда»

, с целью пополнения и углубления знаний детей о колядках.

Совместно с родителями создали

мини-музей «Русская изба».
Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили»

посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея

«Русская изба».

Целостный эстетический подход к традициям и обычаям русского народа – это результат длительной, долгосрочной проектной деятельности, которую в первую очередь мы выполняли вместе с семьями, с традициями воспитания, сложившимся бытовым укладам, духовными интересами. Эстетическое воспитание и развитие детей становиться успешным, когда применяются эффективные способы формирования эстетического восприятия окружающего мира. Разработаны действенные формы и методы развития у детей творческой активности, внедрены новые формы и методы взаимодействия семьи и детского сада

www.maam.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.