Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Фото чувашский праздник акатуй


Чувашский праздник Акатуй

В конце весны во многих поселениях Чувашии проходит народный праздник Акатуй. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ и хранит в себе древние традиции. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухат (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй», часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

Я приведу текст из учебного пособия «Культура Чувашского края», часть I под авторством В.П. Иванова, Г.Б. Матвеева, Н.И. Егорова и др. и сост. М.И. Скворцова. А вот фотографии будут с празднования нынешнего осовремененного Акатуя.

Для проведения ритуальной части акатуй заранее варилось пиво, готовились съестные припасы, красились яйца. Празднование акатуя в разных домах начиналось в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.

В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Праздник проводили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом.

Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

В на этих выходных мне удалось побывать на празднике Акатуй в селе Красноармейское Чувашской Республики. В прошлом году я была на праздновании Акатуя в селе Янтиково. Все фотографии сделаны на этих двух прошедших праздниках.

Добавлю фотографии с волейбола, популярного сейчас среди молодежи 🙂

Почитать (онлайн) материалы про Акатуй можно в Электронной библиотеке Чувашской Республики:

Элле, Кузьма Васильевич. Акатуй [Текст : электронный ресурс] / К. В. Элле ; Чуваш. науч.-исслед. ин-т социально-культурного стр-ва. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 41 024 582 байт). — Чебоксары : Национальная библиотека Чувашской Республики, 2012. — : цв. : ил. Анисахарова, О. В.

Традиционные праздники чувашского народа [Электронный ресурс] : [о чувашских праздниках и обрядах] / О. В. Анисахарова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 159 191 байт). — // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2006. — № 5. — С. 75-84.

Шарафутдинов, Дамир Рауфович. Языческие обряды финно-угорских народов и чувашей [Текст : электронный ресурс] / Дамир Рауфович Шарафутдинов. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 338 КБ). — // Гасырлар авазы = Эхо веков. — 2011. — № 3/4. — С. 298-304 : ил.

blogtani.ru

Акатуй (чувашский праздник)

Екатерина Ятрушева Акатуй (чувашский праздник)

Акатуй – весенний праздник чувашей, «праздник земледелия» - завершение весенних полевых работ. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

После великого дня (пасха) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Праздник продолжается неделю.

Заранее готовили съестные припасы, варили пиво, красили яйца. В доме накрывали стол.

Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего старца руководителем, и он приступает к исполнению своих обязанностей.

В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Тура (главного бога) обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья всем членам семьи, родственникам, родным, соседям и знакомым.

На стол ставили каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, шартан и пиво.

Праздник устраивали в поле. На празднике гадали на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру.

По окончании весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуя. Молодежь проводила скачки. Начинались состязания: бег, прыжки, борьба, конные скачки.

состязания

1. Игра «Бег в мешках», «Бег на трех ногах»

2. Бой с мешками – развивать силу.

3. Поднимание гирь.

4. перетягивание каната

5. «Конные скачки»

6. борьба на поясах

7. Загадывание загадок о севе

8. «Песня акатуя»

Исполнение пляски «Тюньки-тюньки»

Здравствуйте, дети! Здравствуй, наша планета Земля!

Здравствуйте, океаны, реки, моря и озера! Здравствуйте, насекомые, звери и птицы! Здравствуйте, луга, леса, поляны и рощи!

Ты можешь удивляться,

Узнав: Земля наш общий дом!

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

На

Акатуй – это славно!

Это чудно и забавно!

Это шутки, танцы, смех,

Игры, песни и сюрпризы.

Будет весело для всех!

1 ребенок:

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как поле с лугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

2 ребенок:

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

3 ребенок:

Давайте будем

Беречь планету!

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

1. Корабль-великан

Не по морю плывет,

Корабль-великан

По земле идет.

Поле пройдёт –

Урожай соберёт.

(Комбайн)

2. В желтом море

Корабль плывет.

(Комбайн в поле)

3. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит.

(Трактор)

4. Какой конь землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор)

5. Едет конь стальной,

Рычит,

Сзади плуги волочит.

(Трактор)

6. Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Зеркалом сверкает.

(Плуг)

7. Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

8. Пришла летняя пора,

Стала золотая гора.

Колом подпирается,

Шапкой покрывается,

Посреди поля стоит,

Во все стороны глядит.

(Копна)

Сама длинная,

Нос длинный,

А ручки маленькие.

(Коса)

Ходит полем

Из края в край,

Режет черный каравай.

(Плуг)

ИГРЫ:

1. Игра «Меня зовут Иванушка»

Среди игроков выбирают водящего Ивана. Игроки встают в круг, водящий выходит в середину. Игроки берутся за руки и идут по кругу и идут по кругу, припевая:

Рады звери, птицы тоже,

Плакать нынче нам негоже:

В небе солнышко сияет,

Поиграть нас приглашает.

Игроки разбегаются в разные стороны. Входящий их ловит.

Правила игры. Осаленный игрок становится водящим. Он громко говорит: «Я – Иван!» - и ловит игроков. Если водящий в течение условленного времени никого не поймает, то выбирают нового водящего.

2. Игра «Что делаешь?»

Один из игроков выбирается водящим – дедушкой. Остальные встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и ковыряют палкой землю, игроки спрашивают у него:

- Дедушка, чем занимаешься?

- Землю копаю.

- Для чего копаешь?

- Рожь посею (дерево посажу и т. д.)

- А зачем?

- Растить буду.

- Для чего растить?

- Чтобы урожай собирать.

- А зачем тебе урожай?

- Чтобы есть, силу для работы набирать.

- А еще зачем?

- Чтобы вас догнать.

Игроки разбегаются по площадке, водящий их ловит.

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Игроки разбегаются по площадке только после слов «Чтобы вас догнать!» Пойманный игрок становится водящим.

3. «На пахоте»

Игроки встают в круг. Ведущий спрашивает, остальные ему отвечают:

- Пашут как?

- Пашут вот так.

- Боронят как?

- Боронят вот так.

- На лугах косят как?

- Косят вот так.

- Хороводы водят как?

- Поют дружно, вот так.

-А играют как?

- Играют вот так.

Игроки выполняют движения в соответствии с текстом.

Прелестные зонтики

Пришла Весна, поет ручей,

Цветет сирень, вся белокура.

Прелестные кисти роняют цветы:

Сиренево-розово белые.

Красивые зонтики кружатся вниз,

Как будто снежинки поспелые.

А ветки сирени волнуют наш взгляд

И душу, и сердце сиреневым.

www.maam.ru

Чувашский праздник «Акатуй»

12 июня в парке «Винновская роща» прошел традиционный чувашский национальный праздник «Акатуй». В праздничной концертной программе приняли участие чувашские фольклорные коллективы Ульяновской области, а также гости из Чувашии. На территории парка «Винновская роща» в рамках народного гуляния работали интерактивные площадки «Играй гармонь», площадка национальных народных игр и национальной борьбы «Керешу», молодежная площадка. Всех присутствующих поздравили представители власти. «Сегодня в Железнодорожном районе важное и красивое событие. Здесь проводится традиционный праздник великого чувашского народа «Акатуй». Праздник корнями уходит в историю чувашского народа и посвящен он земледелию, окончанию весенне-полевых работ. Чувашский народ всегда отличался природным трудолюбием и тягой к возделыванию земли. Праздничный концерт открылся молитвой о дожде. Сделаны посевы и теперь их нужно напитать живительной влагой для хорошего урожая. На этом празднике вспоминаются традиции, звучат чувашские песни, люди любуются национальными костюмами, принимают участие в играх. Сегодня в Винновской роще совместно празднуют гости со всего города — чуваши, татары и русские. Акатуй совпал с еще одним великим днем – Днем России. Россия крепка именно своей многонациональностью. Я всегда призываю людей гордиться своим народом и Ульяновской областью. Мы все такие разные, но нам так здорово быть всем вместе», — прокомментировала руководитель общественно-информационного центра «Согласие» Ульяновского мебельного комбината, помощник Депутата Ульяновской городской думы Валентина Панова. «Акатуй» старинный традиционный праздник чувашского народа. В переводе «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. «Закончились весенне-полевые работы и люди могут отдохнуть от тяжелого труда. Я родился в Цильнинском районе и помню, как наша семья каждый год в июне ехала в административный центр – село Большое Нагаткино на празднование Акатуя, — рассказывает депутат Законодательного Собрания Ульяновской области V созыва, член комитета по бюджету и экономической политике Анатолий Еленкин. — Мы собирались, как и сегодня, для того чтобы, поздравить друг друга с приходом лета, вдоволь наговориться на родном языке, встать в общий хоровод и спеть любимые песни под гармонь, а мужчины устраивали спортивные соревнования — керешу. В день Акатуя варили знаменитый чувашский напиток – сыра. Это что-то среднее между пивом и квасом. Готовят его из муки, отрубей, солода, сахара, сушеной моркови и яблок. Напиток получается пенным, бодрит, утоляет жажду. Кульминацией праздника были лошадиные бега и скачки».

Национальный праздник чувашского народа «Акатуй» проводится ежегодно с целью приобщения детей и подростков к ценностям национальной чувашской культуры, воспитания толерантности и уважения к культурам разных народов. Этот праздник помогает беречь, развивать и приумножать народное богатство, национальный колорит яркого и многогранного искусства чувашского народа.

ulpressa.ru

В Приютино отмечают чувашский праздник Акатуй

Чувашский праздник Акатуй проходит в Ленобласти. Впервые после трехлетнего перерыва его проводят в музее-усадьбе «Приютино».

- У всех народов есть свой весенний праздник, но у акатуя есть особенность: он длится полтора месяца, - сказал, открывая торжество, руководитель Дома дружбы Лен- области Владимир Михайленко. - Дан старт этому национальному празднику. В него заложен культурный код народа, он способствует укреплению межнациональных отношений, объединяет людей в большую дружную семью.

Чувашское раздолье началось с выступления ансамбля народной песни «Атай»: обладатели Гран-при чебоксарского городского конкурса «Играй, гармонь, лейся, песня» приехали на праздник специально из Чувашии. Вместе с ними выступили и ленинградские чуваши из фолк-ансамбля «Юрату».

Национальную музыку сменили народные забавы: забег с яйцом в ложке, прыжки в мешках, чистка картошки на скорость (вообще картофель - один из символов Чувашии). Силачи таскали гири и соревновались в армрестлинге, а стрелки палили из пневматических винтовок. Взор посетителей порадовала выставка декоративно-прикладного искусства: ленинградские чуваши бережно хранят мастерство традиционной вышивки и создают поделки с национальными узорами.

Ну и какой Акатуй без обильного угощения? Гостей потчевали не только чувашскими блюдами, но и яствами со столов других народов, например, узбекским пловом, ведь отметить Акатуй вместе с чувашами собрались и другие народы Ленобласти.

Отметим, что праздник прошел при поддержке комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям 47-го региона.

СПРАВКА «КП»

Акатуй (с чувашского «праздник, свадьба плуга») проводят по окончании весенних полевых работ. Торжество символизирует единство мужского начала (плуга) и женского (земли). Изначально Акатуй носил только религиозно-мистический характер: народ молил об обильном урожае и здоровье скота. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Петербурге и Ленинградской области проживают 6675 чувашей.

www.spb.kp.ru

Национальный чувашский праздник «Акатуй»

10.06.2016

Новости

Акатуй – праздник  земледелия. Предки чувашского народа ласково называли его свадьбой сохи и земли, так как соха взрыхляет землю, в которую опускаются семена, а из них рождаются плоды. Перед началом посевных работ чуваши проводили церемонию в белых одеждах в знак чистоты и добродетели. В прошлом самобытный праздник носил религиозно-магический характер. Со временем, после крещения чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой и молодежными увеселениями. Весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»). После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремо[2]нтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздается по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века. Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей. Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д. После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера. Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна. Соседние деревни обычно старались проводить акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением. У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и мет-кости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода — его стада — от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттăр, улăп) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слова улăп «богатырь, герой, исполин» и улпут «барин», «князь», «сановое лицо» одного корня. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников. 12 июня в ГБУ «МДН» в зале №4 состоится круглый стол на тему: «465 лет добровольного вхождения Чувашии в Россию. Планируется приветствие директора ГБУ «МДН» - Тарасова В. Б. и Полномочного представителя Чувашской республики при Президенте РФ – Волкова Л. В.; далее выступления участников Круглого стола. Вручение почетных грамот активистам чувашского землячества. После официальной части дегустация чувашской национальной кухни. Выступление артистов чувашской эстрады. В завершении размещение в автобусах и следование чувашской делегации на ВДНХ для участия в фестивале «Дружба народов».

Дата создания: 09.06.2016 23:03:15 Дата изменения: 09.06.2016 23:08:06

www.basmanvmo.ru

Что такое «Акатуй» и как его отпраздновали в Петербурге

Второго июня в парке Малиновка (Красногвардейский район) под проливным дождём прошло празднование чувашского праздника Акатуй. О его истории и самых ярких моментах мероприятия читайте в новом материале Sinkabout.

Акатуй, или праздник плуга, — весенний праздник сева, посвящённый земледелию. Он торжественно отмечается чувашами с середины мая по первую декаду июля, так что название «весенний» довольно спорно. Исторически он связан скорее с окончанием летних посевных работ. Раньше Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался с окончанием сева яровых культур (однолетних растений).

Событие традиционно сопровождается рядом обрядов и ритуалов, а столь необычное и резкое для слуха название появилось от слияния в чувашском языке морфем «ака» (пашня) и «туй» (торжество, пиршество). Ещё его поэтично называют «свадьба плуга и земли».

Как раньше праздновали акатуй?

После встречи нового года (чув. — мăнкун) чуваши начинали подготовку к весенним полевым работам, ведь нужно было отремонтировать сельскохозяйственные орудия, отобрать и подготовить семена. И уже в последних числах апреля начинали готовиться к торжествам, посвящённым полевым работам — акатую.

По традиции на этот праздник варят пиво, готовят угощения, даже красят яйца. Торжество может растянуться на долгий срок, но обычно это где-то неделя. Причём праздновать могут в разные дни: кто готов, тот и зовёт в определённый день знакомых, родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол, в центре которого — алтăр (шаровидный сосуд) с пивом и каравай хлеба с кругом сыра на рушнике (вышитом полотенце).

Начинается праздничный ритуал: всех присутствующих угощают пивом и традиционной закуской, которая обязательно состоит из растительной и животной пищи. После самый опытный и уважаемый гость запевает праздничную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»). Потом гости молятся о хорошем урожае, повернувшись ко входу в избу, как принято и у других тюркских народов. Далее начинается пир, и чем богаче угощение, тем больше будет урожай.

Празднование завершается торжественной процессией на поле. Во время традиционной песни чуваши разбрасывали вокруг кусочки принесённой еды и расплёскивали пиво — это угощение духам земли.

После обращения к божествам чуваши веселились прямо в поле — гадали на палках и яйцах, пели и танцевали. Праздник завершался только к вечеру. Чуваши относились к нему трепетно, считали, что уклон от традиций мог навлечь беду на всех, поэтому участие в акатуе было обязательным.

Во время акатуя проводились традиционные состязания. Призы готовились заранее. Считалось, что каждая семья должна внести свой вклад: вышитые полотенца, тканые пояса, яйца, рубашки и т. д. Богачи могли пожертвовать целого барана.

Сами состязания выявляли самых ловких и сильных. Соревновались в стрельбе из лука, борьбе, беге на дистанцию и прыжках. Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса использовалось полотенце. Оставшийся непобеждённым борец получал титул богатыря. Силу также показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодёжь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования. Победителям дарили призы, которые привязывали к шеям лошадей.

Было место и шуточным соревнованиям: бег в мешке, «бег на трёх ногах», разбивание горшка и т. п. Судило соревнования жюри, состоящее из уважаемых и влиятельных стариков. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи.

После состязаний чуваши разбивались на возрастные группы, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера. Однако старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе приезжих из родственников и знакомых и пировали допоздна.

Акатуй в Петербурге: и ливень не помеха

Чувашское землячество традиционно проводит этот праздник в Северной столице вот уже более 10 лет. С 2016 года его включили в состав национальных мероприятий, поэтому сейчас он проводится при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики города и Санкт-Петербургского Дома национальностей.

Программа фестиваля, включающая выступления фольклорных и танцевальных ансамблей, артистов, музыкантов, различные творческие мастер-классы и дегустацию национальной кухни, отражала колорит чувашской культуры.

В этом году праздник омрачил дождь, который с завидной периодичностью лил весь день. Но люди всё же приходили, кто под зонтами, кто в дождевиках. Пока организаторы укрывали технику от влаги, артисты спасали свои костюмы, накидывая поверх водонепроницаемые куртки. А зрители размещались прямо на мокрых скамейках перед сценой, кучковались под зонтами.

По традиции началось всё с раздачи угощений: хлебный каравай, сыр, пиво. Под защищающим от дождя тентом попробовать угощения мог любой желающий. В принципе, все мастер-классы проходили в палатках, поэтому ничего выкидывать из программы не пришлось.

«Есть такое чувашское блюдо — шартан. Мы будем угощать людей, чтобы они попробовали, что это такое, — поделился председатель чувашского культурного общества Санкт-Петербурга Владимир Живов. — Это мясное блюдо без всяких ингредиентов. Там только мясо, соль и перец. Оно готовится в печи — настоящий шартан выпекается в течение 5-6 дней».

Детям больше нравилось участвовать в чеканке монет, поэтому спокойствие парка изредка нарушали громкие удары молота. Неподалёку демонстрировалось ремесло работы со стеклом.

Но самой популярной всё же была палатка с национальными украшениями: вышивкой, плетением, тканями, кружевом, вязаными куклами и элементами чувашской парадной одежды.

В качестве музыкального сопровождения вместо фонограммы из колонок выступил костюмированный хор с барабаном и баяном (который, кстати, в отличие от всех старательно укрывали зонтом).

Открыл праздник символический обряд угощения предков, а после почётным гостям поднесли чарку с хмельным напитком. «Это молодёжь, которой интересна наша культура, несмотря на то, что они уезжают, покидают свои края родные и живут здесь, в Петербурге, — рассказала певица Танина Лодоре. — Я могу сказать, что все они очень успешные. Сегодня вы увидите это на сцене. Среди наших, чувашей, есть и хорошие хореографы, и люди, которые преподают в лучших вузах города, и в консерватории».

Любой желающий мог сфотографироваться с артистами в традиционных чувашских костюмах. Ряженые, пока не начался ливень, лихо отплясывали прямо посреди детской площадки, на которой и проходило само мероприятие.

В обед начались сценические представления коллективов: песни, танцы, театральные перформансы, восхваляющие земледелие. «И неважно, что сейчас это только дань традициям: именно это соединяет поколения».

Фотографии: Олег Захаров

sinkabout.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.