Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Ханука что за праздник у евреев


Ханука - это еврейский праздник. История, обычаи и традиции :

Ханука – это известный религиозный праздник, который отмечают евреи по всему миру. Более того, о нем хорошо наслышаны и приверженцы других вероисповеданий. Однако еще можно встретить людей, которые совсем ничего не знают об этом знаменательном дне и даже не подозревают о его существовании. Публикация расскажет о том, что за праздник Ханука, какая у него история, традиции и обычаи.

Когда празднуют Хануку?

Этот праздник очень древний. Он появился еще во втором столетии до нашей эры. Следует отметить, что календарь, которого придерживаются евреи, сильно отличается от привычного многим григорианского. Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос о том, какого числа Ханука отмечается. Дело в том, что этот праздник каждый год приходится на различные дни. Но неизменным остается то, что его отмечают в декабре, когда ночи становятся длинными, а светлых часов остается все меньше. Причем евреи делают это целых восемь дней!

Например, в 2017 году начало Хануки выпало на двенадцатое декабря, а конец – на двадцатое число того же месяца. В следующем году этот праздник будут отмечать в другие дни – со второго по десятое декабря.

Ханука – это что за праздник?

Если переводить название праздника с иврита, то можно увидеть, что оно включает в себя две составные части. Первая – «хану». Буквально она означает «они добились покоя».

Вторая часть – это «ку». Она является сочетанием букв, числовое значение которого равняется двадцати пяти. Оно соотносится с духовной и военной победой еврейского народа над греками. Произошла она как раз двадцать пятого кислева в 164 году до нашей эры.

Также название праздника является производной от слова «лаханот». Оно, в свою очередь, обозначает «освящение», «посвящение». В этот день повторно освятили жертвенник Иерусалимского храма, который тремя годами ранее до этого события осквернили идолопоклонники. Поэтому сегодня Ханука – это также торжество света. Но обо всем по порядку.

История праздника

Все началось во времена Александра Македонского (Великого), когда территория современного Израиля была частью Сирии, которая, в свою очередь, была провинциальным городком Греческой империи. В тот период два народа (греки и евреи) долго пытались найти общий язык. Иудеи, будучи законопослушными, подчинялись правилам, которые установили завоеватели, а преемники Македонского были терпимы к другим вероисповеданиям.

Все изменилось с приходом на сирийский трон Антиоха IV Эпифана. Он пытался огнем и мечом навязать эллинскую религию подвластным народам. Иудеям запрещалось под угрозой смерти соблюдать законы Шаббата, изучать Тору и делать обрезание. Также царь приказал устроить в Иерусалимском храме жертвенник Зевса, который был главным богом эллинистического пантеона.

Эта история рассказывает, что за праздник Ханука, и каковы были предпосылки к его появлению. В результате действий Антиоха в Модине вспыхнуло восстание. Его возглавил еврей Маттиягу, старейшина поселения. Умер он через год, и повстанцами уже руководил Иуда Маккавей, его сын. Через два года он все-таки освободил Иерусалим. Но в общей сложности евреи боролись за свое освобождение целых двадцать пять лет!

Победители в первую очередь стали восстанавливать оскверненный храм. Они выбросили всех идолов, привели в порядок разбитый жертвенник. Золотой храмовый светильник был украден, поэтому евреи временно установили обычную железную менору.

Когда настало время зажигать перед алтарем огни, выяснилось, что в храме осквернили все масло за исключением крохотного кувшинчика. Его хватило бы только на сутки, а на приготовление нового ушло бы больше недели. Однако менору удалось зажечь благодаря чуду. Свет горел именно восемь дней, что невозможно было объяснить! Именно это событие, праздник огней, сегодня отмечают по всему миру.

Значение ханукии

Ханукией называют традиционную подставку для ханукальных свечей, которая символизирует победу добра и стойкость духа. Этот прибор состоит из восьми светильников. Они означают чудо, которое произошло во время победы над греками.

Изначально ханукию нужно было вешать на улице, с левой стороны от входной двери. Но позже, когда люди стали опасаться пожаров, подставку стали ставить на подоконник. Так сияние огня напоминало прохожим и соседям о том, что Ханука – это светлый праздник.

Эти светильники изготавливают из любых материалов: железа, олова, латуни, мрамора, фарфора и прочего. Люди побогаче могут позволить себе ханукию из серебра или золота. Размеры ее также могут быть различными: от скромных до весьма внушительных. Обычно маленькие подставки стоят в еврейских домах, а большие светильники устанавливают у правительственных зданий.

Зажигание свечей

Евреи соблюдают традиции и зажигают праздничные свечи в соответствии со строгим регламентом. В первую ночь должен гореть самый правый светильник. Его поджигают с помощью шамаша, специальной служебной свечи. Она отделена от остальных и обычно располагается вверху подставки. Во вторую ночь рядом с первой свечой ставят другую. Ее тоже зажигают от шамаша. И так делают каждую ночь, пока на подставке не будет восемь светильников. Причем важно сначала зажигать вновь поставленную свечу, постепенно продвигаясь к первой слева направо.

Традиция зажигания свечей

Поскольку Ханука является праздником света, евреи сохранили традицию зажигания свечей и по сей день. Они учат этому обычаю мальчиков с ранних лет. Ведь зажигать огни принято только отцу или мужу. А женщины тем временем должны просто присутствовать при этом таинстве. Ханукию устанавливают на видном месте в том помещении, в которой принимают пищу, и в комнате, в которой постоянно живут. Причем запрещается пользоваться светильником для каких-либо целей, кроме как для совершения обряда. Также во время него нельзя пить, кушать и делать еще что-то другое.

Как правило, ханукальные свечи начинают зажигать после захода солнца или с появлением первых звезд на небе. Но это можно сделать и в другие вечерние часы, пока бодрствует вся семья. Если по каким-то причинам это не сделали до рассвета, то зажигать ханукию в этот день уже нельзя.

Что нельзя делать в Хануку?

Поскольку Ханука является радостным событием, праздником света, нельзя оплакивать усопших. В этот день запрещено поститься, но это не значит, что все обязаны устраивать шикарные трапезы.

Также женщинам не рекомендуется работать и заниматься домашними делами. Многие современные дамы следуют древнему обычаю, хотя сегодня им разрешено трудиться, пока в доме горят праздничные свечи. В израильских школах на дни Хануки наступают каникулы. Дети с родителями на протяжении всех восьми дней читают молитвы, вставляя в них особые слова благодарности.

Детские игры

Светлый праздник Хануки славится особенным четырехгранным волчком, которым положено играть на протяжении восьми дней на мелкие монетки, сладости, яблоки или орехи.

Откуда появилась эта традиция? Когда обучение Торе находилось под угрозой смерти, еврейские детишки приходили на занятия именно с такими волчками. Они начинали ими играть, если появлялся враг или шпион. Создавалось впечатление, что они собрались специально для этого. Сегодня эта игра является просто увлекательной забавой, которая напоминает о событиях прошлых веков.

Традиционные угощения

Празднование Хануки обязательно сопровождается рассказами о чудесах, песнями и, конечно же, вкусными блюдами. В эти дни принято готовить картофельные оладьи (латкес) и сладкие пончики с повидлом или вареньем (суфганию). Их обжаривают на растительном масле, которое напоминает о произошедшем чуде. Также на еврейскую Хануку принято кушать молочные блюда, приготовленные из сыра. Обычно их подают на стол со сметанным соусом.

С недавнего времени у евреев появилась новая традиция устанавливать и зажигать большие ханукии на площадях города. Это дает туристам, приехавшим в Израиль на время праздника, прекрасную возможность поближе познакомиться с местными древнейшими обычаями. Ханука сопровождается веселым шумом, песнями, танцами и концертами, поэтому отмечать ее очень весело!

www.syl.ru

Праздник Ханука

Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.

В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».

Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не выпуская отрывки, которые не читаются в Рош Ходеш и в седьмой день Песах.

В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса... совершенные в дни Матитьягу — первосвященника...»

Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.

Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.

Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относится: двигаться слева направо.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».

После этого зажигают светильники.

Третье благословение — «Давший нам дожить...» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.

Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукии».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

После зажигания первого светильника произносят или поют слова Ганерот галалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.

Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной.

Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.

Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.

Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т.е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.

Ханукальные светильники зажигают после появления первых звезд. Однако если это время было по каким-то причинам пропущено, их можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, то есть когда уже можно зажигать свечи, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь. Сразу после появления звезд нужно произнести вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажечь ханукальные огни. В Иерусалиме многие придерживаются обычая Виленского гаона рабби Элиягу и зажигают светильники сразу же после захода солнца, еще до молитвы.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось масла хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.

В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.

Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.

Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде.» (Рамбам)

Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель, а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса...» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Амазон).

В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, Т), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника...» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».

Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса...» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим...», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса...» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.

Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно...» — в честь субботы и «Да поднимется и придет...» — в честь Рош Ходеш. Это — самая длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященны жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.

Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.

Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь. Намек на это содержится в самом слове Ханука — «Ханука» («отдохнули 25-го [Кислева]»).

Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.

Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.

Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садить ся за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.

В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.

В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его.

Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме.» (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».

р. Элияу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»

toldot.ru

Ханука что за праздник у евреев. История праздника

Декабрь 12, 2017

В Торе есть праздники, которые установил Всевышний. Об этом говорится в 23 главе Шемот (Левит). Такие праздники, как Ханука, Рош hа-Шана, Пурим – не являются праздниками Йеhовы. Данные праздники являются народными, потому что они связаны с жизнью и свободой еврейского народа, еврейской нации. Но, Тора не запрещает празднование подобных праздников, если они празднуются не в противоречии с уставами Торы.

Ханука что это за праздник у евреев

Само слово Ханука – (חֲנֻכָּה), очищение, обновление. Связанно это с освящением и обновлением Храма Шеломо, который осквернили гоим. Народные ревнители – династия Хасмонеев, возглавила войну с гоим, чтобы противостать мерзким постановлениям гоим, в которых были требования — запретить соблюдать постановления Торы.

Главным требованиям было запрет на обрезание младенцев согласно заповеди. Гоим убивали младенцев, которым делали обрезание, убивали матерей, которые допустили обрезание и убивали тех, кто делал обряд обрезания. С них снимали кожу и вешали на обозрение для устрашения.

В наше время нет таких героев, которые бы могли отдать свою жизнь за то, чтобы в народе исполнялись заповеди Торы. В те времена, люди умирали даже за то, чтобы не есть свинины, которой их силой хотели накормить, чтобы они больше небыли евреями.

Гоим давали свободу и жизнь тем, кто отрекался от еврейства и от заповедей Торы. Во времена доминирования Христианской власти, это же самое требовали и христианские правители, и священники – отречения от еврейства и законов Торы. Непокорных, казнили, чтобы нагнать страх на остальных.

Суть всех этих требований – истребить еврейский народ с лица земли. Еврейский же народ понимал, что если они отрекутся от своего еврейства и Торы Всевышнего, они перестанут существовать как избранный народ Йеhовы. Потому, у них было высокое чувство ответственности за сохранение своего народа.

Ханука история праздника

Исторических событий, повествующих о том, как это было, довольно мало. Одним из таких документов является 4 глава 1 книги Маккаби (Маккавеев). Однако ортодоксальное богословие не признает этот документ достоверным источником. Но, тем не менее, своей альтернативы у ортодоксальных богословов нет. Талмуд упоминает о празднике Хануке, лишь вскользь. Есть лишь постановления о том, как нужно праздновать Хануку – атрибуты, время праздника, значения и тд. История же о том, как это было, практически не упоминается.

История праздника берет свое начало во времена правления третьего зверя — Греция, после смерти Александра Македонского. Противостояние возглавил Йеhуда Маккаби. Всевышний даровал ему много подвигов, в которых он чудесным образом одерживал победы над превосходящим во много раз противником. Он освободил святой город и Храм от гоим и очистил его от оскверненных предметов. Более подробно об этом можно прочитать в 4 главе 1 книги Маккаби.

Об этих событиях предсказывал еще Даниэйл в своей книге. Антиох Эпифан действительно вел опустошительные войны против народа, насаждая греческую идеологию и менталитет. Потому Даниэйлу и было открыто, чтобы показать какую опасность несет греческое мышление. Народ уже был заражен вавилонским образом жизни и образом жизни Мидо-Персии. Оттуда в народ вошли и различные культы. Это мышление положило началу неверного толкования Торы. Возникновение ортодоксального богословия – это результат влияния менталитета Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима. До, появления этих четырех империй, в Израиле не было ортодоксального богословия. Опасность этого богословия была отмечена еще Йеhошуа hа-Машиахом (Иисусом Христом):

 6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7 Они же помышляли в себе и говорили: [это значит], что хлебов мы не взяли.

8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

(Матф.16:6-12)

Именно это богословие, не позволило обществу узнать и принять Мессию, который есть Йеhошуа бэн Давид и бэн Йосэйф.

Поэтому, суть Хануки – это обновление нашего мышления – очищение нашего естества от культуры четырех Империй, целью которых было уничтожить избранный народ. Обновление – это есть не что иное, как возвращение к соблюдению простых заповедей Торы, которые понятны были при Моше, даже необразованным скотоводам и земледельцам.

Сегодня мы видим, как избранный народ — священство царя Машиаха, все более и более погружается в осквернение мировоззрения религиозной культуры, которая сформирована на культурах четырех зверей. Поэтому, празднуя праздник Хануку, не следует забывать о самом главном. Чтобы за атрибутами и обычаями праздника, мы не забыли о самом главном – освящении нашего сознания, о чем некогда говорил наш Шеломо:

23 Больше всего хранимого береги сердце твое, потому что из него источники жизни.

(Мишлей 4)

Хаг Ханука Самеах!

P.S.

6 И храни заповеди Йеhовы, Элоhим твоего, чтобы следовать путям Его и бояться Его.

7 Ибо Йеhова, Элоhим твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах.

(Деварим 8)

nev-tanah.info

Ханука: когда, где и как празднуют, чем угощают и что дарят

В среду, 13 декабря, начинается еврейский праздник свечей, который длится восемь дней. Об истории и традициях этого праздника — в материале Федерального агентства новостей.

Чудо Хануки

Ханука переводится с иврита как «освящение, обновление» и празднуется восемь дней, начиная с 25 числа третьего месяца еврейского года — кислева.

Праздник установлен во втором веке до нашей эры в память об освящении и очищении Иерусалимского храма от язычников после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

Малочисленная повстанческая армия под предводительством семьи Маккавеев в течение трех лет освобождала Иерусалим от греческих захватчиков, доказывая, что сила духа и высокие цели порой имеют решающее значение. 25 кислева Маккавеи освободили главную святыню — Храм, очистили его от скверны, обновили утварь и возобновили зажигание меноры.

По преданию, сделать это было не так просто, потому что не было ритуального чистого масла, а того, что нашлось, должно было хватить лишь на один день горения меноры. Но произошло чудо, и менора горела восемь дней — именно столько, сколько потребовалось на приготовление нового ритуального масла. Именно поэтому Ханука или, как ее еще называют, праздник свечей, отмечается восемь дней.

Традиции Хануки

В память о возобновлении зажигания меноры в Хануку каждый вечер евреи в своих домах зажигают свечи в специальном подсвечнике — ханукии. Одну свечу зажигают в первый день, две — во второй, три — в третий и так далее до восьми. Еще одна свеча, называемая шамаш, используется для зажигания остальных свечей и зажигается все восемь дней перед основными свечами. Согласно еврейской мудрости, «немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму». Общее число свечей, используемых во время Хануки, — 44.  

Поскольку празднование Хануки установлено мудрецами, запрета работать во время нее нет, однако детям в Израиле устраивают каникулы в школе.

Есть такое понятие, как ханукальные деньги, поскольку детям в Хануку принято дарить не только игрушки, но и деньги. А еще существует ханукальный волчок или дрейдл. Это четырехгранный волчок, с которым играют дети во время Хануки. На его гранях написаны буквы «Нун», «Гимел», «Хэй» и «Пэй», то есть первые буквы фразы «Чудо великое было здесь» (если играют в Израиле) или «Чудо великое было там» (если играют в диаспоре). В зависимости от того, какая буква выпадет, играющие совершают определенное действие с «банком». Играют, как правило, на мелкие монеты, яблоки или орехи.

Угощения на Хануку

Традиционными угощениями на Хануку являются картофельные оладьи (латкес) и сладкие пончики с вареньем или повидлом (суфганийот), которые обжаривают в растительном масле — в память о чистом ритуальном масле, которого хватило на восемь дней горения меноры в очищенном после язычников Иерусалимском храме.

Рецепт фирменных пончиков бывшей ленинградки Мирьям Авиталь Малкин, опубликованный на сайте Большой хоральной синагоги Петербурга.

Ингредиенты: 1 стакан воды, 4 стакана муки, 2 яйца, 1 ст. л. сухих дрожжей, 0,5 стакана сахара, немного соли, 3 ст. л подсолнечного масла, сливки или варенье.

Растворить сухие дрожжи в половине количества молока с разведенной в нем столовой ложкой сахара. Оставить на 15 минут, пока не появится «шапочка». Замешать дрожжи с мукой, сахаром, солью, добавить молоко и яйца, перемешать. Налить потихоньку масло в тесто. Замешивать долго, пока не надоест!

Положить тесто в большую миску, завернуть в одеяла, чтобы оно лучше подошло. Через час-полтора раскатать тесто толщиной не меньше сантиметра. Вырезать стаканом кружочки, оставить подойти еще на полчаса. В это время подогреть масло.

Жарятся пончики очень быстро с двух сторон на маленьком огне. Казан должен быть большой и широкий. Остудить, сделать небольшие разрезы посередине каждого пончика и начинить одной чайной ложкой взбитых сливок или варенья.

Также ханукальный стол украшают молочные продукты, прежде всего — сыр, а в качестве соуса чаще всего используется сметана.

Ханука в Петербурге

Иудеи Северной столицы начнут празднование Хануки во вторник, 12 декабря, в 19.15. В Синагоге на Лермонтовском проспекте они соберутся, чтобы зажечь первую ханукальную свечу на шестиметровом светильнике. А после этого начнется фейерверк.

В четверг, 14 декабря, евреи Петербурга и Ленобласти соберутся во Всеволожске. В 16 часов в центре «Южный» пройдет традиционный слет, на котором представители разных религий и культур смогут пообщаться друг с другом и стать немного ближе.

А 17 декабря в Большой Хоральной Синагоге Петербурга пройдет праздничный концерт с участием Ефима Шифрина и московской группы Mostov Band, которая исполнит традиционные еврейские песни.

riafan.ru

Ханука

Адрес страницы: https://www.calend.ru/holidays/0/0/626/

Главная страница / Праздники / Еврейские праздники / Ханука

Дата праздника уникальна для каждого года. В 2019 году эта дата — 23 декабря

23 декабря Поздравить с праздником

Праздник свечей, которые зажигают в честь чуда (Фото: tomertu, Shutterstock)

Ханука — это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней. В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев, и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности. В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев. Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду. В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен. В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги (Фото: Boris-B, Shutterstock)

Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако, чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).

Другие праздники в разделе «Еврейские праздники»

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

www.calend.ru

Ханука что за праздник у евреев. История праздника

Декабрь 12, 2017

В Торе есть праздники, которые установил Всевышний. Об этом говорится в 23 главе Шемот (Левит). Такие праздники, как Ханука, Рош hа-Шана, Пурим – не являются праздниками Йеhовы. Данные праздники являются народными, потому что они связаны с жизнью и свободой еврейского народа, еврейской нации. Но, Тора не запрещает празднование подобных праздников, если они празднуются не в противоречии с уставами Торы.

Ханука что это за праздник у евреев

Само слово Ханука – (חֲנֻכָּה), очищение, обновление. Связанно это с освящением и обновлением Храма Шеломо, который осквернили гоим. Народные ревнители – династия Хасмонеев, возглавила войну с гоим, чтобы противостать мерзким постановлениям гоим, в которых были требования — запретить соблюдать постановления Торы.

Главным требованиям было запрет на обрезание младенцев согласно заповеди. Гоим убивали младенцев, которым делали обрезание, убивали матерей, которые допустили обрезание и убивали тех, кто делал обряд обрезания. С них снимали кожу и вешали на обозрение для устрашения.

В наше время нет таких героев, которые бы могли отдать свою жизнь за то, чтобы в народе исполнялись заповеди Торы. В те времена, люди умирали даже за то, чтобы не есть свинины, которой их силой хотели накормить, чтобы они больше небыли евреями.

Гоим давали свободу и жизнь тем, кто отрекался от еврейства и от заповедей Торы. Во времена доминирования Христианской власти, это же самое требовали и христианские правители, и священники – отречения от еврейства и законов Торы. Непокорных, казнили, чтобы нагнать страх на остальных.

Суть всех этих требований – истребить еврейский народ с лица земли. Еврейский же народ понимал, что если они отрекутся от своего еврейства и Торы Всевышнего, они перестанут существовать как избранный народ Йеhовы. Потому, у них было высокое чувство ответственности за сохранение своего народа.

Ханука история праздника

Исторических событий, повествующих о том, как это было, довольно мало. Одним из таких документов является 4 глава 1 книги Маккаби (Маккавеев). Однако ортодоксальное богословие не признает этот документ достоверным источником. Но, тем не менее, своей альтернативы у ортодоксальных богословов нет. Талмуд упоминает о празднике Хануке, лишь вскользь. Есть лишь постановления о том, как нужно праздновать Хануку – атрибуты, время праздника, значения и тд. История же о том, как это было, практически не упоминается.

История праздника берет свое начало во времена правления третьего зверя — Греция, после смерти Александра Македонского. Противостояние возглавил Йеhуда Маккаби. Всевышний даровал ему много подвигов, в которых он чудесным образом одерживал победы над превосходящим во много раз противником. Он освободил святой город и Храм от гоим и очистил его от оскверненных предметов. Более подробно об этом можно прочитать в 4 главе 1 книги Маккаби.

Об этих событиях предсказывал еще Даниэйл в своей книге. Антиох Эпифан действительно вел опустошительные войны против народа, насаждая греческую идеологию и менталитет. Потому Даниэйлу и было открыто, чтобы показать какую опасность несет греческое мышление. Народ уже был заражен вавилонским образом жизни и образом жизни Мидо-Персии. Оттуда в народ вошли и различные культы. Это мышление положило началу неверного толкования Торы. Возникновение ортодоксального богословия – это результат влияния менталитета Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима. До, появления этих четырех империй, в Израиле не было ортодоксального богословия. Опасность этого богословия была отмечена еще Йеhошуа hа-Машиахом (Иисусом Христом):

 6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7 Они же помышляли в себе и говорили: [это значит], что хлебов мы не взяли.

8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

(Матф.16:6-12)

Именно это богословие, не позволило обществу узнать и принять Мессию, который есть Йеhошуа бэн Давид и бэн Йосэйф.

Поэтому, суть Хануки – это обновление нашего мышления – очищение нашего естества от культуры четырех Империй, целью которых было уничтожить избранный народ. Обновление – это есть не что иное, как возвращение к соблюдению простых заповедей Торы, которые понятны были при Моше, даже необразованным скотоводам и земледельцам.

Сегодня мы видим, как избранный народ — священство царя Машиаха, все более и более погружается в осквернение мировоззрения религиозной культуры, которая сформирована на культурах четырех зверей. Поэтому, празднуя праздник Хануку, не следует забывать о самом главном. Чтобы за атрибутами и обычаями праздника, мы не забыли о самом главном – освящении нашего сознания, о чем некогда говорил наш Шеломо:

23 Больше всего хранимого береги сердце твое, потому что из него источники жизни.

(Мишлей 4)

Хаг Ханука Самеах!

P.S.

6 И храни заповеди Йеhовы, Элоhим твоего, чтобы следовать путям Его и бояться Его.

7 Ибо Йеhова, Элоhим твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах.

(Деварим 8)

blind.nev-tanah.info


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.