Для наших читателей: религиозные праздники христианства с подробным описанием из различных источников.
Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего — например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои — Церковные — праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.
Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) — 1 сентября, а не в январе.
Каждый день в Церкви — это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать — празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых — не только самых почитаемых (например, Амвросия Оптинского), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью — праздником — того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.
(Например, взять 13 марта — это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)
Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.
В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных — каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.
Икона «на каждый день года» — изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные
Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:
Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта
Главный праздник — праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.
Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.
Подробнее о празднике Пасха на Википедии
Даты празднования Пасхи 2018—2027 гг.
Икона Воскресения Христова
Когда празднуется: 21 сентября
Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы — это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.
см: Цвета облачений: какие бывают и что обозначают
Когда празднуется: 27 сентября;
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы — горы, где был распят Иисус Христос.
Когда празднуется: 4 декабря
Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы — святые праведные Иоаким и Анна — привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
Когда празднуется Рождество в православии: 7 января
Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — второй, наряду с Пасхой, — Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.
Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.
Когда празднуется: 19 января
В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.
Икона Крещения Господня
Когда празднуется: 15 февраля
Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса — на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей — для посвящения Богу).
Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи — там, в храме, — старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии — в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.
Так оно и стало.
Икона Сретения Господня
Когда празднуется: 7 апреля
В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.
Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой
Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…
Когда празднуется: 40-й день после Пасхи
В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения — и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.
Когда празднуется: 50-й день после Пасхи
Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами — чтобы нести Слово Божие во все концы света.
И совсем скоро — и вопреки всем гонениям — христианство стало самой распространенной религией в мире.
Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы — престольный для этого храма праздник.
Когда празднуется: 19 августа
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Икона Преображения Господня
Когда празднуется: 28 августа
Для христиан смерть земная — не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми — праздник. А Успение Пресвятой Богородицы — двунадесятый Праздник — один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.
Икона Успения Пресвятой Богородицы
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!
В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.
Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи. Именно с ней и связан переход важного события на другое число.
Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.
Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и
В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. …
Праздников, посвященных Пресвятой Богородице, в православном христианстве довольно много. Однако есть среди них главный — …
День Преображения Господа — светлый праздник, который отмечается ежегодно 19 августа. Узнайте какие традиции несет в себе этот …
Ежегодно, 19 августа, в один день отмечаются два крупных популярных праздника: известный в народе Яблочный Спас и церковно-христианский день …
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).
***
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского “два на десяте” – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
***
Великие недвунадесятые праздники:
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения. Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»
molitva-bogu.ru
Все религиозные православные христианские церковные праздники имеют свою историю и своё особенное значение.
Церковных православных праздников много и все их даты, дни празднования обычному человеку запомнить бывает достаточно сложно. Поэтому Православный Церковный Календарь ХристианскихРелигиозных Праздников — это необходимая в хозяйстве и быту каждого верующего человека вещь.
Ведь в большие религиозные праздники нельзя работать — это грех. Если, конечно, человек ходит на работу и нет никакой возможности избежать работы в большой православный праздник, то такое нарушение вряд ли будет считаться грехом. Но если человек может не работать в великий христианский церковный праздник, то он должен в этот светлый день отдыхать, чтить Бога, молиться.
Когда человек кушает скоромную пищу в пост — это тоже грех. А с грехами надо начинать бороться уже сейчас — потом может быть поздно.
Поэтому Православный Церковный Календарь Христианских Религиозных Праздников всегда должен быть под рукой, чтобы служить своевременной подсказкой, какой сегодня или завтра православный праздникили другое значимое религиозное событие. Женский сайт ForLove.com.ua предпринял попытку составить свой — простой и понятный религиозный церковный христианский календарь православных праздников.
1 Самый главный — Великий Православный Праздник — это Пасха Христова, Воскресение Сына Божьего после Его распятия на Кресте. Религиозный христианский православный праздник Пасхи имеет свою историю и особый, глубокий смысл — ведь Пасха — это основа Христианства. Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется — Великий Пост. День празднования Пасхи Христовой каждый год — новый, т.е. дата празднования Пасхи ежегодно изменяется, передвигается по календарю.
2 Двунадесятые Непереходящие Православные Церковные Праздники — это такие религиозные православные праздники, день празднования которых всегда остается неизменной. День, дата празднованияхристианских церковных праздников в любой год — одна и та же. Двунадесятыми называются лишь 12 самых главных, основных, основополагающих православных церковных праздников, посвященных самым важных событиям в жизни Сына Божьего Иисуса Христа и Богородицы Девы Марии. Само слово «двунадесятые» происходит от старорусского «два на десять» — двенадцать.
Двунадесятые 12 православных праздников делятся на праздники с постоянной, неизменной датой — это 9 двунадесятых непереходящих православных праздников — и на праздники со сменной, непостоянной датой празднования — это двунадесятые переходящие праздники — таких праздников всего 3.
К Двунадесятым Непереходящим Православным Церковным Праздникам с неизменной датой празднования относится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковный праздник Воздвижения Креста Господня, религиозный праздник Крещения Господня, христианский праздник Преображения Господня, православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, церковный праздник Рождества Христова, праздники Сретения Господня и Успения Пресвятой Богородицы.
Название Православного Двунадесятого Непереходящего Праздника | День Церковного Праздника по новому стилю в любом году |
Рождество Христово | 7 января |
Крещение Господне | 19 января |
Сретение Господне | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы | 7 апреля |
Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
Воздвижение Креста Господня | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря |
3 Двунадесятые Переходящие Православные Церковные Праздники — это 12 основных религиозных христианских праздников, день, дата празднования которых каждый год изменяется, не является постоянной. Двунадесятых Переходящих Православных Христианских Праздников — 3: это церковный праздник Вознесения Господня, православный праздник Входа Господня в Иерусалим, христианскийпраздник Святой Троицы (Пятидесятницы).
Название Православного Двунадесятого Переходящего Праздника | День празднования Церковного Праздника по новому стилю относительно даты Пасхи |
Вход Господень в Иерусалим | За 7 дней до Пасхи Христовой |
Вознесение Господне | 40-вой день после Пасхи Христовой |
День Святой Троицы (Пятидесятница) | 50-тый день после Пасхи Христовой |
Православные Двунадесятые (3) Церковные Переходящие Праздники каждый год с новой, переменной датой. Календарь православных церковных праздников с переходящей, переменной датой празднования вплоть до 2020 года ищите в этой статье ниже.
4 Великие Религиозные Христианские Православные Праздники — это особенные церковные православные праздники, которые имеют особый вес и значение для Православной Веры и Русской Православной Церкви. К Великим Православным Праздникам относится праздник Обрезания Господня, церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, религиозный праздник Рождества Иоанна Предтечи, праздникУсекновения главы Иоанна Предтечи и христианский праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Название Великого Православного Христианского Праздника | День празднования Церковного Праздника по новому стилю в любом году |
Обрезание Господне | 14 января |
Рождество Иоанна Предтечи | 7 июля |
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла | 12 июля |
Усекновение главы Иоанна Предтечи | 11 сентября |
Покров Пресвятой Богородицы | 14 октября |
Православный Церковный Календарь немыслим не только без религиозных христианских праздников, но и без православных церковных однодневных и многодневных постов, сплошных седмиц и особых дней поминовения усопших.
Церковные православные многодневные посты:
Православные молитвы и моральные долги перед ближнимиПомянник — поминовение о живыхДобавить свое объявлениеЗагрузка…
Добавить свое объявлениеЗагрузка…
Название православного многодневного поста | Дни церковных постов |
Великий пост перед Пасхой Христовой | За 40 дней до Пасхи Христовой длится 40 дней. |
Петров пост | Спустя 7 дней после праздника Святой Троицы (Троица празднуется на 50-тый день после Пасхи). Продолжительность Петрова поста каждый год — разная: он начинается спустя 7 дней после Троицы и всегда длится до 12 июля — до праздника апостолов Петра и Павла. Успенский пост. |
Успенский пост перед праздникомУспения Богородицы | С 14 по 27 августа. |
Рождественский пост или Филиппов пост перед Рождеством Христовым. | С 28 ноября по 6 января. |
Церковные православные однодневные посты:
Название православного однодневного поста | День церковного поста |
Все среды и пятницы круглый год | Исключение: среды и пятницы в Святки и сплошные седмицы |
Крещенский сочельник | 18 января |
Усекновение главы Иоанна Предтечи | 11 сентября |
Воздвижение Креста Господня | 27 сентября |
Во время многодневных православных постов и в дни однодневных христианских постов религиозный обряд венчания в церквах не совершается.
Сплошные Седмицы по православному церковному календарю.
Что такое сплошная седмица? Это неделя, 7 дней с понедельника и по воскресенье включительно.
В сплошную седмицу нет обычного, еженедельного поста по средам и пятницам.
Всего сплошных седмиц 5.
Только одна сплошная седмица имеет фиксированный период празднования — это Святки.
Все остальные 4 сплошные седмицы привязаны к Великому Празднику — дню, дате Пасхе Христовой. А так как каждый год Пасха Христова отмечается в разный день, то и эти седмицы каждый год приходятся на новый период.
Название Сплошной Седмицы | Дни Сплошных Седмиц |
Святки | 7 — 17 января |
Мытаря и фарисея | За 21 день до начала Великого Поста перед Пасхой. |
Сырная сплошная седмица или Масленица, Масляная неделя | За 7 дней до начала Великого Поста перед Пасхой. |
Светлая Пасхальная сплошная седмица | 7 дней после Пасхи Христовой. |
Троицкая сплошная седмица | 7 дней после праздника Святой Троицы, который называется еще Пятидесятницей, т.к. празднуется на 50-тый день после Пасхи Христовой. |
Церковные православные Дни Особого Поминовения Усопших — в эти дни следует поминать и молиться о душах умерших, покойных, погибших людей:
Название Дня поминовения усопших | День Особого Дня поминовения Усопших |
Мясопустная Суббота | Суббота Мясопустной недели |
2-ая суббота Великого Поста | 2-ая суббота Великого Поста |
3-ая суббота Великого Поста | 3-ая суббота Великого Поста |
4-ая суббота Великого Поста | 4-ая суббота Великого Поста |
Радоница | Во вторник 2-ой недели после Пасхи Христовой |
Суббота Троицкая | В субботу перед праздником Святой Троицы — на 49-тый день после Пасхи |
Дмитриевская суббота | Ближайшая суббота перед 8 ноября — праздником Святого Дмитрия Солунского. Каждый год в разный день ноября. |
Так как очень многие православные праздники, церковные посты, сплошные седмицы и даже особые дни поминовения усопших «привязаны» к Светлому и Великому Празднику Пасхи Христовой, то имеет смысл опубликовать здесь православный церковный календарь с расписанием всех дней празднования Пасхи от 2010 и до 2020 года.
Год | День Великого Праздника — Пасхи Христовой |
2010 год | 4 апреля 2010 года |
2011 год | 24 апреля 2011 года |
2012 год | 15 апреля 2012 года |
2013 год | 15 мая 2013 года |
2014 год | 20 апреля 2014 года |
2015 год | 12 апреля 2015 года |
2016 год | 1 мая 2016 года |
2017 год | 16 апреля 2017 года |
2018 год | 8 апреля 2018 года |
2019 год | 21 апреля 2019 года |
2020 год | 12 апреля 2020 года |
Православных церковных христианских праздников много, запомнить их все сразу тяжело, поэтому православный религиозный календарь желательно покупать каждый год и вешать на видное место на стенку.
Вообще православному христианину нежелательно вешать на стену на Новый год календарь с изображением того или иного астрологического животного, т.к. по официальному мнению Русской Православной Церкви гороскопы и астрология — от сатаны, от нечистой силы.
И если Вы хотите уповать в Новом году на Божью поддержку и благословение, а не «заряжаться» от темных сил, то лучше повесьте на видном месте Православный Церковный ХристианскийКалендарь, и время от времени поглядывайте на ближайшие дни православных праздников, постов, седмиц и дней поминовения усопших. Ведь Вера, Надежда и Любовь — должны быть не на словах и не в поступках напоказ, а в душе и каждый день.
forlove.com.ua
Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).
Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).
Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.
Крестовоздвижение — праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.
Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.
Обрезание Господне — отмечается 1(14) января.
Пасха — главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.
Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.
Преображение Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.
Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля).
Рождество Пресвятой Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.
Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).
Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии — ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.
Троица (русское название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.
Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.
Основные христианские посты
Пост — воздержание на определённый срок от всякой пищи или её отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста
Весенний (Великий) — начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.
Летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.
Осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения.
Зимний (Рождественский или Филиппов) — начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.
www.calc.ru
Православие имеет свой набор религиозных праздников и обрядов, которые являются основой христианского культа. Церковные календари богаты разнообразными событиями: практически каждый день ознаменован каким-либо важным обрядом или праздником. Вместе с тем, праздники и святки делятся на великие и двунадесятые.
Пасха считается «торжеством торжеств», когда совершилось наибольшее христианское таинство. Далее следуют двунадесятые праздники. Их всего 12. Три из них являются переходящими. Это значит, что дата проведения торжеств меняется из года в год в зависимости от того, в какой день отмечается Пасха. Это:
Остальные девять всегда отмечаются в один и тот же день, то есть являются непереходящими. Среди них:
Далее следуют пять великих празднеств, к которым относят:
Кроме того, существует множество престольных праздников, которые посвящены разнообразным событиям церковной истории и связаны с жизнью Христа и Богородицы. Также празднуются дни воздвижения храма. Последние праздники имеют местное значение.
Одним из наиболее знаковых праздников считается Рождество Христово. В этот день отмечается рождение сына Божьего Иисуса Христа. Следует отметить, что столь распространенное празднование в течение первых пяти столетий после распространения христианства не было принято. Только через полтысячелетия после этого события монах Дионисий Малый произвел соответствующие вычисления, которые позволили ему утверждать, что он определил дату рождения Христа. В соответствии с этим римская христианская церковь поручила Дионисию Малому разработать новую пасхалию – таблицу празднования Пасхи. Традиционно Пасха отмечается в первое воскресение после наступления полнолуния, которое следует за равноденствием. Это случается или в мае, или в апреле. В связи с этим Пасха является переходящим празднеством.
Несмотря на то, что расчеты монаха были произвольными и искусственными, весь христианский мир согласился с ними. На самом деле нигде в Евангелии не упоминается даты его рождения. Скорее всего, священнослужители, стараясь максимально распространить христианство среди языческих народов, выбрали наиболее подходящую дату, когда многие язычники праздновали коляды. Вопреки расхожему мнению, подобные обряды встречаются не только у славян. Песни и пляски в зимние месяцы в честь языческих богов встречались и у народов Египта, и у древних шумеров, и у европейских народов.
На Руси празднование Рождества Христова соединилось с языческими колядами. В христианской традиции этот период носит название Святок. Следами языческих верований являются распространенные на Святки гадания, зажигание костров, переодевания, обряд вождения Козы и много другого, что, по дохристианским верованиям, должно было помочь Солнцу победить холод и заставить зиму отступить.
С празднованием Рождества и всего рождественского цикла праздников связывали также много примет. Так, считалось, если рождественский день был ясным и тихим – стоит ожидать отличного урожая. Теплое Рождество – к холодной и затяжной весне, а метель предвещает хороший урожай пшеницы.
prisnilos.su
14 августа — Первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу, и начало Успенского поста. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня'. Возникновение этого праздника объясняется церковью так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предысхождение', то есть вынос. Назывался первый Спас еще и Медовым. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов и начинают закрывать соты. Именно отсюда и наименование этого праздника - спаса.Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде.
Можно сказать, что праздник этот с большой историей, а значит отмечается многими и порой с размахом. Чтобы не остаться не удел, а также не разочаровать наших поситителей, мы подготовили для вас категорию с поздравлениями на этот праздник. Именно здесь вы найдете поздравления в стихах, для друзей, коллег, шуточные и прикольные с Медовым спасом.
pozdravlenija-vsem.ru
Христианский календарь чрезвычайно развит. Практически каждый день посвящен тому или иному святому, событию и т.д. При всей сложности христианского религиозного календаря в нем можно выделить ряд важнейших праздников (Пасху и 12 главных — двунадесятых — празднеств), которые пользуются особым почитанием у духовенства и верующих.
Праздник | Событие, с которым он связан |
Пасха | Воскресение Христа |
Рождество | Рождение Иисуса Христа |
Троица (Пятидесятница) | Сошествие Святого Духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа |
Сретение | Введение младенца Христа в Иерусалимский храм |
Крещение Господне | Крещение Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем |
Преображение Господне | Чудо преображения, во время которого Иисус продемонстрировал апостолам свою божественную сущность |
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) | Въезд Иисуса в Иерусалим на осле в сопровождении учеников |
Вознесение Господне | Вознесение Христа на небо после мученической смерти |
Воздвижение Креста Господня | Обретение Креста Господня св. Еленой, матерью императора Константина |
Рождество Богородицы | Рождение Девы Марии |
Введение Богородицы во храм | Первое посещение Девой Марией храма |
Благовещение Пресвятой Богородицы | «Благая весть» о рождении Христа, полученная Девой Марией от архангела Гавриила |
Успение Пресвятой Богородицы | Смерть Девы Марии, взятой по воле Бога на небеса |
Православие как культурообразующая религия России
Лекция № 3.
1. Христианская церковь на территории Византийской империи
2. Крещение Руси
3. Краткая история Русской православной церкви
4. Церковная реформа и раскол. Сектантство в русском православии
5. Русское православие в XVIII—XX вв.
6. Особенности православного вероучения
7. Организационная структура православной церкви
Православие, наряду с католицизмом и протестантизмом, — одно из направлений христианства. Сами термины «православие, православный» (греч. orthodoxos) восходят к греческому глаголу «иметь правильное суждение, придерживаться верной точки зрения». В теологии этот термин впервые употребил задолго до раскола христианства на православие и католицизм видный раннехристианский богослов Климент Александрийский.
В силу исторических причин страны, где преобладающая либо значительная часть населения традиционно относится к православному вероисповеданию, расположены на территориях бывших Византийской и Российской империй: Российская Федерация, Украина, Армения, Грузия, Беларусь, Греция, Болгария, Сербия, Черногория, Кипр. В других странах этих регионов православными христианами являются целые этнические группы, как, например, копты в Египте, сербы в Хорватии и т.п. Кроме того, отдельные православные приходы имеются во многих странах мира.
Хотя окончательный раскол христианской церкви произошел в 1054 г., различия между будущими католической и православной церквами наметились за несколько столетий до этого, причины чего заключались в существенном отличии не только политической и экономической, но и этнокультурной ситуаций в Западной и Восточной Римской империи.
В Западной Римской империи как духовную, так и светскую власть постепенно сосредоточил в своих руках римский епископ.
Совсем иная ситуация сложилась в Восточной Римской империи со столицей в г. Константинополе (до IV в. он носил греческое название Byzantion, откуда происходит позднейшее искаженное русское название государства — Византия). Византийская империя просуществовала на тысячу лет дольше Западной Римской, пока в 1453 г. Константинополь не был захвачен турецкими войсками. Это свидетельствует о том, что в Византии существовала мощная централизованная политическая система, а император обладал реальной и сильной властью. В такой ситуации христианство, имевшее статус государственной религии, неизбежно выполняло второстепенную роль института для идеологического объединения вокруг общей идеи представителей многочисленных этносов гигантского государства, подчинившего своей власти различные народы Юго-Восточной Европы, Закавказья, Малой Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Несмотря на такую объединительную цель, сама церковь была разобщена, а ее приходы подчинялись разным патриархам — Константинопольскому, Антиохийскому, Александрийскому, Иерусалимскому. К тому же земли, входившие в состав Византийской империи, составляли костяк мира, известного со времен Александра Македонского как эллинистический, где была распространена греческая культура. Так, на территории Византии находилось множество научно-образовательных центров, в том числе крупнейшие — Афины, и Александрия. Поэтому сторонникам новой веры с самого начала приходилось вести необычайно напряженную интеллектуальную дискуссию с представителями неоплатонизма и гностицизма, которые опирались на многовековые традиции греческой философии. Далеко не всегда христианам хватало разумных аргументов в этих спорах, а поэтому они часто прибегали к насилию. Наиболее яркий пример — разрушение и сожжение в 389 г. толпой обезумевших фанатиков (полудиких монахов-коптов, которых по приказу патриарха Феофила заранее организованно привели в город) храма Сераписа (Серапиума) в Александрии — крупнейшего научного центра Древнего мира, гигантская библиотека которого насчитывала около миллиона томов.
Но когда казалось, что христианство победило окончательно и бесповоротно, ему пришлось столкнуться с исламом: сначала арабские, затем турецкие завоеватели провинцию за провинцией захватывали территорию Византийской империи, пока в 1453 г. после падения Константинополя она не прекратила свое существование.
Священное Писание христиан — Библия (греч. книги), состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Согласно христианскому учению, Священное Писание «богодухновенно», т.е. получено в результате божественного откровения, а его тексты — канонические (греч. закон), обязательные для верующих.
Ветхий Завет христиан — перевод иудейского Танаха. Для христиан он неотделим от более позднего Нового Завета, категорически отвергаемого иудаистами. В отличие от иудаистов, читающих Танах в оригинале, на древнееврейском, православные и католики почитают Ветхий Завет, восходящий к тексту Септуагинты (греч. перевод 70 толковников) — переводу Танаха с древнееврейского на древнегреческий, осуществленному в III—II вв. до н.э. Этот перевод содержит не только канонический иудейский Танах (39 книг), но и 11 неканонических книг, созданных евреями диаспоры в более позднюю эпоху, а также греческие добавления к каноническим текстам. У православных и католиков количество почитаемых книг и дополнений к ним незначительно отличается. Протестанты считают каноническим точный перевод Ветхого Завета с древнееврейского языка.
Новый Завет, состоящий их 27 книг, посвящен деятельности Христа и его ближайших соратников — апостолов (греч. посланник), поэтому и носит название Нового — в противоположность Ветхому, заключенному Богом только с иудеями. Апостолам и их ученикам приписывается авторство всех книг Нового Завета. В структуре Нового Завета можно выделить три части:
Евангелия | От Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна | Оформившееся на базе устных преданий описание рождения, проповеднической деятельности, смерти и воскресения Христа | Середина I конец II в. |
Послания апостолов | 2 послания Иакова, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, послание Иуды, 14 посланий Павла | Послания, которыми обменивались руководители христианских общин в различных городах с целью проповеди и выработки общей догматики | Конец I – начало II в. |
Другие книги | Деяния апостолов | Поздняя попытка создать историю проповеднической деятельности апостолов | II в. |
Откровение Иоанна (Апокалипсис) | Часть Нового Завета, содержащая эсхатологические пророчества | 68-69 гг. |
Между каноническими текстами Библии существуют некоторые противоречия, связанные с тем, что создавались они в разное время представителями различных течений в раннем христианстве. Принято считать, что древнейшая из книг Нового Завета — Апокалипсис; древнейшее из Евангелий — Евангелие от Марка.
Кроме канонических текстов сохранились и христианские апокрифы (греч. скрытый) — произведения, по тем или иным причинам отвергнутые официальной церковью, не включенные ею в канон. В результате археологических поисков обнаружены Евангелия от Петра, от Филиппа, от Фомы, Евангелие Истины, Апокалипсис Петра и другие апокрифы.
Единого христианского богослужебного канона не существует. У католиков и православных есть несущественные различия в сфере обрядности; больше особенностей имеют ритуалы различных протестантских церквей, образовавшихся гораздо позже православия и католицизма.
Значительную роль в культе играют храмы, богослужение в которых в каждый день недели посвящено определенным событиям и сопровождается специальными молитвами и песнопениями (седмичный круг). Кульминация седмичного круга — воскресенье, посвященное воскресению Христа. Ежедневно проводится 9 служб: вечерние и ночные (вечерня, повечерие, полунощница, Утреня), дневные (первого, третьего, шестого и девятого часа) и литургия — главное христианское богослужение, сопровождаемое таинством причастия. Содержание Евангелий усваивается прихожанами в ходе годичного круга евангельских чтений, разбитого на три цикла.
В православии и католицизме главными обрядами являются 7 таинств: крещение, причастие (евхаристия), исповедь (покаяние), миропомазание, брак, елеосвящение, священство. Каждый из обрядов наделен в церковной традиции особым смыслом.
Обряд | Религиозное толкование |
Крещение | Смерть в греховной плотской жизни и возрождение в жизни духовной, вечной |
Причастие (евхаристия) | Претворение вкушаемого верующими хлеба в Христову плоть, вина - в Христову кровь |
Покаяние (исповедь) | Исповедание верующим своих прегрешений перед лицом церкви |
Миропомазание | Умащение благовониями с целью сохранения полученной при крещении духовной чистоты |
Брак | Освящение брачных отношений именем Бога |
Елеосвящение (соборование) | Исцеление Святым Духом через помазание больного елеем |
Священство | Посвящение священнослужителя в духовный сан |
Общим для всех направлений и сект в христианстве является поклонение кресту. Существует множество видов крестов, однако казнь через распятие проводилась с использованием креста в форме буквы «Т». Лишь позднее христианство видоизменило форму креста.
Большое значение в христианстве (католицизм и православие) имеет культ Богоматери — Девы Марии, родившей Иисуса Христа от Духа Святого. И миф о непорочном зачатии, позднее возведенный католиками в ранг догмата.
Для христианства характерны также культ икон — изображений Бога и святых; культ реликвий — предметов, якобы принадлежавших Христу, Богородице, апостолам, святым; культ святых — праведников, после смерти ставших посредниками между Богом и людьми; культ мощей — «нетленных» останков святых; культ «святых мест», связанных с чудесами.
Наиболее сложна ритуально-обрядовая практика православия и католицизма; различные протестантские церкви отказались от многих обрядов и таинств и упростили богослужение.
studopedia.su