Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Игитрия православный праздник


Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах - Православные праздники

 

25 декабря/7 января

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра.

 

1/14 января

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).
 

6/19 января

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Богоявление)

19 января православные христиане отмечают КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ, или БОГОЯВЛЕНИЕ. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана.

 

2/15 февраля

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Сретение Господне - один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой, названный так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен («сретение» - по-старославянски означает «встреча») в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. 2:22-40).

 

18/31 мая

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦЕВ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

В этом праздновании собраны все семь столпов Церкви – семь Вселенских Соборов. Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором. Семь Вселенских Соборов - это становление Церкви, её догматов, определение основ христианского вероучения.

 

1-е воскресенье после дня Пятидесятницы

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

«Неделя всех святых» — день памяти всех святых, как канонизированных, так и тех, кто остался при жизни неизвестен. В православной традиции, День всех святых празднуется в 1-е воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы. Православная Церковь почитает святых не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, как верных слуг и угодников Бога. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими».

 

30 июня/13 июля

СОБОР СВЯТЫХ СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ 12-ТИ АПОСТОЛОВ

В этот день Церковь празднует память 12-ти ближайших учеников Спасителя, святых апостолов Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Избранные Христом на служение, Его ученики стали теми, кто донес до всех краев населенного мира весть о Христе и всей своею жизнью явили пример преданности вере христианской.

 

16/29 августа

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она — основа всего православного иконопочитания. Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

hram-troicy.prihod.ru

Иконография праздника Пятидесятницы - Православный журнал "Фома"

Православные иконы  условно можно разделить  на два типа. К первому относятся  изображения, которые содержат минимум деталей и вполне понятны всем молящимся. Во вторую группу входят иконы, имеющие многоплановую структуру, насыщенные множеством символов, не всегда понятных. Как правило, простые иконы — это изображения святых, одиночные или групповые. Радикальным образом от них отличаются праздничные композиции. Они зачастую настолько сложны для понимания, что, подобно трудным местам Священного Писания, нуждаются в толковании. Такова, например, икона, которая рассказывает нам о важнейшем событии в истории Церкви — сошествии Святого духа на апостолов.

Смысл праздника Пятидесятницы

Праздник Пятидесятницы (по-еврейски — Шавуот) в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение. Он был установлен в память о даровании израильскому народу десяти заповедей на горе Синай. Именно с этого момента потомки двенадцати сыновей Иакова, чудесным образом освобожденные Богом из египетского рабства, начинают свой исторический путь и превращаются в единую нацию. Пятидесятница — это день рождения еврейского этноса, его культуры, традиций, менталитета и глубинных религиозных чаяний.

Две тысячи лет назад, в один из таких праздников, в Иерусалиме, в комнате, где временами собирались ученики Христа, совершилась другая Пятидесятница — на апостолов сошел Святой Дух, и с этого момента простые рыбаки, ремесленники и, как сейчас бы их назвали, мелкие предприниматели, окончательно преображаются внутренне и становятся проповедниками Евангелия. Собравшиеся в Сионской горнице ученики Иисуса, приняв божественную благодать, получают все необходимые дары, чтобы создать на земле святую Церковь — ту самую Церковь, в которой происходит восстановление некогда разорванной связи Бога и человека.

Пятидесятница новозаветная тоже стала днем рождения народа – Церкви Христовой. Но этот народ имеет уже иные принципы своего бытия, нежели народ Израиля. Для члена Церкви абсолютно не важны ни его национальность, ни социальный статус, ни состояние здоровья, ни пол, ни возраст. Важно одно единственное условие — вера во Христа и следование Его святым заповедям. Все эти идеи и положены в основу иконы Пятидесятницы.

Ранние изображения сошествия Святого Духа

Изначально иконографический сюжет Пятидесятницы был совмещен с сюжетом другой календарной даты — Вознесения Господня. Это произошло потому, что оба праздника вплоть до V века отмечались в один день — через семь недель после Воскресения Христова. В таком подходе была своя, весьма резонная логика — сошествие Святого Духа на апостолов является исполнением того обетования, которое дал Спаситель  ученикам перед  Своим восхождением в небесную славу. Согласно книге Деяний, от Вознесения до Пятидесятницы прошло десять дней, но древние христиане не считали этот факт препятствием для совмещения двух событий. Пятидесятница была продолжением Вознесения. Это восприятие отразилось и на сакральных изображениях той эпохи.

Первые иконы праздника очень похожи на образы Вознесения — внизу стоят апостолы вместе с Богородицей, а вверху находится Христос, окруженный ангелами. Верхнюю и нижнюю половинки изображения отделяет фигура голубя, которая символизирует собою Святого Духа. Зачастую наряду с фигурой Спасителя изображается десница Бога Отца, а над апостолами видны языки пламени — явное указание на аналогичную деталь, приводимую в Деяниях. Описанная композиция была широко распространена и на Востоке, и на Западе христианского мира, но очень скоро она продолжила развиваться и изменяться.

Сначала восточные мастера убрали из иконы праздника фигуру Богоматери, поскольку это противоречило самой идее Пятидесятницы. Богородица послужила делу спасения человечества тем, что телесно родила Второе Лицо Святой Троицы. После Вознесения же  богословский акцент в деле спасения человеского рода перемещается на домостроительство Третьего Лица Троицы – Духа Святого. Поэтому уже в конце VI века изображение Богородицы уступает место сложной аллегорической композиции, которая получила название Этимасии — Престола Уготованного. На этом престоле (символ Отца) лежит раскрытое Евангелие (символ Сына), а над ними парит Дух Святой в виде голубя. В целом это аллегория Святой Троицы, которая являет Себя во всей Своей полноте после Пятидесятницы.

На раннесредневековых иконах и росписях Этимасия находится либо среди апостолов, занимая место Богородицы, либо над ними. Самым ярким примером такого изображения является мозаика XII века в одном из куполов венецианского собора святого Марка. Престол с Евангелием и парящим голубем размещен в центре полусферы, от него радиально исходят огненные языки. А вокруг престола по окружности стоят апостолы, на которых эти языки и нисходят.

Примерно в то же время, что и Этимасия, на иконах Пятидесятницы появляется еще один новый элемент. Он иллюстрирует те строки книги Деяний, которые рассказывают о народах, пришедших в Иерусалим в день сошествия Святого Духа. Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях. Представители этих этносов и стали изображаться на иконах праздника непосредственно под фигурами апостолов. В таком виде композиция дожила примерно до рубежа тысячелетий, после чего произошла очередная смена ее структуры. Приблизительно с XII века появляется современная привычная нам каноническая икона Пятидесятницы.

Современная икона Пятидесятницы

В Средние Века перед византийскими мастерами возникла серьезная проблема. Ни Этимасия, ни изображения шестнадцати иноплеменников не могли в полной мере отобразить богословский смысл праздника. Этимасия не подходила потому, что была слишком аллегорична и вызывала противоречивую трактовку у полуграмотных верующих. Изображение же иноплеменников, хоть и соответствовало точному числу, указанному в Деяниях, не поясняло той мысли, что Святой Дух сошел через апостолов на весь мир и на все народы без исключения. Нужно было найти такую форму, которая в полной мере выражала бы универсальное значение праздника. Эта форма была найдена среди образцов античной живописи и скульптуры. За  основу была взята композиция «Учитель и ученики», широко распространенная в Древней Греции и Риме. На ней обычно изображался какой-либо философ, поэт или врач, вокруг которого в виде подковы размещались слушатели. Точно такую же структуру имеют современные иконы Пятидесятницы.

На ней в виде подковы изображена скамья с сидящими на ней Апостолами. За ними находятся стилизованные колонны, портики, окна и прочие архитектурные элементы, указывающие на то, что действие происходит внутри помещения. С неба на учеников спускаются лучи, которые оканчиваются красными язычками пламени. Всего этих язычков двенадцать — по числу апостолов. В центре подковы находится пустое пространство, внутри которого стоит человек в царской одежде и короне на голове. В руках он держит перед собою большой кусок материи. На большинстве икон он подписан словом «Космос».

Если с остальными элементами все понятно, то на странного «космического» старца следует обратить особое внимание, поскольку именно это изображение несет символическую нагрузку, чаще всего совершенно непонятную светским людям. К примеру, в наши дни некоторые уфологи видят в этой фигуре доказательство того, что Церковь якобы знает о существовании внеземных цивилизаций.

На самом деле все просто. Человек в центре — это символ всего сотворенного Богом мира, всей вселенной, всего космоса. Он заменил собою те самые шестнадцать фигур иноплеменников, которые размещались под ногами апостолов на более ранних изображениях. Седовласый длиннобородый старик стал наиболее удачным образом для выражения той мысли, что Святой Дух через Церковь освящает весь мир и всякую тварь, живущую в нем. Старец изображен с полотнищем в руках — в древности считалось, что к святыне нельзя прикасаться голыми руками, и для этого применяли особые покровцы. Вообще-то Космос появился не сразу. Раньше на его месте изображались император и варвар как представители христианских и нехристианских народов. Но со временем они были заменены единым универсальным персонажем.

Правда, с XVII века на православных иконах Пятидесятницы снова стала изображаться Богородица, но эта традиция по своей сути чужда восточному богословию и выработалась под влиянием католичества. И все же, в любом композиционном варианте, икона Пятидесятницы — одна из самых ярких в истории христианства. Она кратко и емко выражает важнейшую идею, что Бог воплотился, пострадал, воскрес и устроил Церковь не для отдельно взятого племени или народа, а ради спасения всей вселенной.

foma.ru

Православные и церковные праздники в 2002 году — Православный календарь на 2002 год

Православные праздники в 2002 году. Православный календарь.

 
1 января

День Святого мученика Вонифатия

вт 
2 января

День Святого Иоанна Кронштадтского

ср 
6 января

Навечерие Рождества Христова

Окончание Рождественнского поста

вс 
7 января

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождественские святки (продлятся по 17 января)

пн 
10 января

День Святых 20000 мучеников

чт 
14 января

День Святого Василия Великого

пн 
17 января

Окончание рождественских святок

чт 
18 января пт 
19 января

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

сб 
20 января

День собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

вс 
23 января ср 
25 января

День Святой мученицы Татианы

пт 
29 января

Поклонение честным веригам Cвятого апостола Петра

вт 
 
4 февраля

День Святого апостола Тимофея

пн 
7 февраля

День иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

чт 
13 февраля

Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия

ср 
15 февраля пт 
17 февраля вс 
20 февраля ср 
24 февраля

Неделя о мытаре и фарисее

вс 
25 февраля

День тезоименитства Св.Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

Седмица мытаря и фарисея (продлится по 3 марта)

пн 
27 февраля

День Святого равноапостольного Кирилла (Словенского)

ср 
28 февраля

День Виленской иконы Божией Матери

чт 
 
3 марта

Окончание седмицы мытаря и фарисея

вс 
5 марта

День Козельщанской иконы Божией Матери

вт 
7 марта

День Святого Поликарпа Смирнского

чт 
9 марта

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

сб 
10 марта вс 
11 марта

Начало масленичной недели

Сырная сплошная седмица (продлится по 17 марта)

пн 
15 марта

День Чудотворной иконы Божией Матери Державная

пт 
16 марта сб 
17 марта

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

вс 
18 марта пн 
20 марта

День весеннего равноденствия

ср 
24 марта

День штурманской службы ВВС России (2 года)

вс 
28 марта

День мученика Никандра Египтянина

чт 
30 марта

Вселенская родительская суббота 2-й недели Поста

сб 
31 марта

Неделя 2-я Великого поста: свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского

вс 
 
6 апреля

Вселенская родительская суббота 3-й недели Поста

сб 
7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы

Неделя 3-я Великого поста: Крестопоклонная

вс 
10 апреля

Преподобный Иларион Новый (Пеликитский)

ср 
13 апреля

Вселенская родительская суббота 4-й недели Поста

сб 
14 апреля

Неделя 4-я Великого поста: прп. Иоанна Лествичника

вс 
20 апреля

Преподобный Георгий (Митиленский)

сб 
21 апреля

Неделя 5-я Великого поста: прп. Марии Египетской

вс 
27 апреля сб 
28 апреля

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вход Господень В Иерусалим

вс 
29 апреля

Страстная седмица (продлится по 5 мая)

пн 
30 апреля вт 
 
1 мая ср 
2 мая

День Блаженной Матроны Московской

Явление иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник»

Великий (чистый) четверг (четверток). Воспоминание Тайной Вечери

чт 
3 мая

Великая пятница. Воспоминание Святых Страстей Иисуса Христа

пт 
4 мая сб 
5 мая

ПАСХА (СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ)

вс 
6 мая

День Святого Георгия Победоносца

Пасхальная (Светлая) седмица (продлится по 12 мая)

пн 
12 мая

Антипасха (Красная горка)

Неделя 2-я по Пасхе: апостола Фомы (Неверующего)

Окончание Пасхальной (Светлой) седмицы

вс 
14 мая

Радоница. День особого поминовения усопших

вт 
19 мая

День святых жен-мироносиц

Неделя 3-я по Пасхе: святых жен-мироносиц

вс 
21 мая

День Иоанна Богослова

вт 
22 мая ср 
24 мая

День Святых Кирилла и Мефодия

пт 
26 мая

Неделя 4-я по Пасхе: о расслабленном

вс 
28 мая

День святого благоверного Димитрия Углического

вт 
 
1 июня

День благоверного Великого князя Димитрия Донского

сб 
2 июня

Неделя 5-я по Пасхе: о самарянке

вс 
3 июня

День царя Константина и матери его царицы Елены

День Владимирской иконы Божией Матери

пн 
8 июня

День преподобного Варлаама Хутынского

сб 
9 июня

Неделя 6-я по Пасхе: о слепом

вс 
10 июня

День интронизации Св.Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (12 лет)

пн 
13 июня

Вознесение Господне

чт 
16 июня

Неделя 7-я по Пасхе: свв.отцев I Вселенского Собора

вс 
18 июня

День Святого князя Феодора Ярославича

вт 
20 июня

Семик (седьмой четверг после Пасхи)

чт 
22 июня

Троицкая родительская суббота

сб 
23 июня

ТРОИЦА (ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ)

вс 
24 июня

Троицкая седмица (продлится по 30 июня)

пн 
29 июня

День преподобного Моисея Оптинского

сб 
30 июня

Неделя 1-я по Пятидесятнице: всех святых

Окончание Троицкой седмицы

вс 
 
1 июля

Петров пост (продлится по 11 июля)

пн 
4 июля

День преподобного Андрея Рублева

Обретение мощей преподобного Максима Грека

чт 
6 июля

Празднование Владимирской иконы Божией Матери

сб 
7 июля

Рождество Святого Иоанна Предтечи - крестителя Господня

Неделя 2-я по Пятидесятнице: всех святых, в земле Российской просиявших

вс 
8 июля пн 
9 июля

День Тихвинской иконы Божией Матери

вт 
10 июля

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

ср 
11 июля чт 
12 июля

День Святых апостолов Петра и Павла

пт 
18 июля

День обретения мощей Сергия Радонежского

чт 
19 июля

День собора Радонежских святых

пт 
21 июля

День Казанской иконы Божией Матери (явление образа в Казани)

вс 
22 июля

Колочская и Кипрская чудотворные иконы Божией Матери

пн 
23 июля

День Коневской иконы Божией Матери

Положение честной ризы Иисуса Христа в Москве

вт 
24 июля

День Святой княгини Ольги

ср 
26 июля

День собора Архангела Гавриила

пт 
27 июля

День преподобного Стефана Махрищского

сб 
28 июля

День великого князя Владимира, во святом крещении Василия

вс 
30 июля

День памяти Святых отцев шести Вселенских Соборов

вт 
31 июля

Преподобный Иоанн Многострадальный

ср 
 
1 августа

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

чт 
2 августа пт 
3 августа

День Святого пророка Иезекииль

сб 
4 августа

День Святой Марии Магдалины

вс 
5 августа

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери

пн 
6 августа вт 
7 августа

Успение праведной Анны, матери Богородицы

ср 
9 августа

День великомученика Пантелеимона

пт 
10 августа

Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери

сб 
11 августа

Рождество святителя Николая Чудотворца (1744 года)

вс 
14 августа

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

ср 
16 августа

День новгородского чудотворца Антония Римлянина

пт 
19 августа

Преображение Господне

пн 
25 августа

День мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними

вс 
26 августа

Празднование в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

пн 
27 августа

Окончание Успенского поста

вт 
28 августа

Успение Пресвятой Богородицы

ср 
29 августа

Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Празднование в честь иконы Божией Матери Феодоровской

чт 
 
5 сентября чт 
6 сентября пт 
8 сентября

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

вс 
9 сентября

День преподобного Пимена Великого

пн 
10 сентября

Обретение мощей преподобного Иова Почаевского

вт 
11 сентября

Православный день трезвости (89 лет)

Усекновение главы Иоанна Предтечи

ср 
12 сентября

Перенесение мощей Святого князя Александра Невского

чт 
14 сентября

Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг

сб 
18 сентября

День пророка Захарии и праведной Елисаветы

ср 
19 сентября

Воспоминание чуда Архистратига Михаила

чт 
20 сентября

День преподобного Макария Оптинского

пт 
21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы

сб 
22 сентября

Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

вс 
23 сентября

День осеннего равноденствия

пн 
24 сентября

День преподобного Силуана Афонского

вт 
25 сентября

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

ср 
27 сентября

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

пт 
30 сентября

День Cвятых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

пн 
 
1 октября

День Cвященномученика Киприана и Cвятой мученицы Иустины

Прославление преподобной Ефросинии Суздальской

вт 
2 октября

День памяти князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

ср 
8 октября

Преставление преподобного Сергия (Радонежского)

вт 
9 октября

Преставление Иоанна Богослова

ср 
14 октября

Покров Пресвятой Богородицы

День преподобного Романа Сладкопевца

пн 
22 октября

День Корсунской иконы Божией Матери

вт 
 
2 ноября

Дмитриевская родительская суббота

сб 
4 ноября

День Казанской иконы Божией Матери

пн 
6 ноября

День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

ср 
7 ноября

Великая Октябрьская Социалистическая Революция (85 лет)

чт 
8 ноября

День великомученика Димитрия Солунского

пт 
9 ноября

День преподобного Нестора Летописца

сб 
10 ноября вс 
12 ноября

День апостола и евангелиста Марка

вт 
14 ноября

День иконы Божией Матери Одигитрия (Шуйской)

чт 
20 ноября

День иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»

ср 
21 ноября

День собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

чт 
22 ноября

День иконы Божией Матери «Скоропослушница»

пт 
24 ноября

День исповедника преподобного Феодора Студита

вс 
26 ноября

День Святого Иоанна Златоуста

вт 
27 ноября

Заговенье на Рождественский пост

День Святого Григория Паламы

ср 
28 ноября

Начало Рождественского поста (продлится по 6 января)

День преподобного Паисия Величковского

чт 
29 ноября

День Святого апостола и евангелиста Матфея

пт 
30 ноября

День преподобного Никона Радонежского

сб 
 
4 декабря

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

ср 
7 декабря

День Святой великомученицы Екатерины

сб 
11 декабря

День священномученика Серафима

ср 
13 декабря

День Cвятого апостола Андрея Первозванного

пт 
17 декабря вт 
19 декабря

День Святого Николая Чудотворца

чт 
20 декабря

День преподобного Нила Столобенского

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

пт 
22 декабря

День иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

вс 
23 декабря

День Святого епископа Иоасафа

пн 
25 декабря

День чудотворца Cвятого Спиридона Тримифунтского

ср 
29 декабря

День Памяти Пророка Аггея

вс 
30 декабря

День пророка Даниила и Святых отроков Анания, Азария и Мисаила

пн 

darena.ru

Какой церковный праздник сегодня, 18 октября, чтят православные христиане

18 октября отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 18 октября

Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа (Колычева), Иова, Ермогена, Тихона (Белавина), Петра (Полянского), Филарета, Иннокентия (Вениаминова) и Макария (Невского), Московских, всея России чудотворцев

Приурочен нескольким всероссийским святителям. Празднование в их честь установлено в 1596 году.

Собор Московских святых имеет переходящее празднование. Праздник этот относительно новый – празднуется он чуть более 15 лет и отмечается в воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю), то есть в первое воскресенье сентября. Празднование Собора было установлено в 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Собор Московских святых включает 542 святых угодников Божиих, из которых канонизированы до ХХ века 81 святой, а в ХХ веке – 461 святой, из них 453 Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тогда же была написана икона Собора Московских святых. Празднуя память святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

Первым московским святым был митрополит Петр, который сначала был местночтимым, однако уже через 13 лет после его кончины, в 1339 году, специальной грамотой Константинопольского Патриарха было провозглашено его общерусское почитание. В XV веке уже говорят о московских святых во множественном числе. Ими стали, помимо Петра, его преемники на митрополичьей кафедре Киприан, Фотий и Иона, много сделавшие для возвышения Москвы, а также один из величайших святых Православия, Игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский.

5 октября 1596 года при царе Феодоре Иоанновиче первым русским Патриархом Иовом было установлено празднование Собора московских святителей. В Собор вошли исключительно митрополиты: Петр, Алексий, Фотий и Иона. Тогда же утверждается и чин празднования всем святителям вместе. Позднее к ним в 1875 году был причислен митрополит Филипп (Колычев), а в 1913 году Патриарх Гермоген, много сделавший для преодоления Смуты начала XVII века.

Уже в наше время Собор пополнили митрополит Макарий, первый русский Патриарх Иов и первый Патриарх послесинодального периода святитель Тихон. Также канонизированы благоверные князья – Дмитрий Донской и Даниил Московский. Отдельную группу составляют блаженные юродивые: Василий Блаженный, Максим Московский и Иоанн Московский. Но самая большая часть святых этого собора – Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века.

Харитины – первые холстины

Мученицы Харитины Амисийской (Понтийской).

Считается днем памяти святой Харитины, пострадавшей во время правления императора Диоклетиана за исповедание Господа Иисуса Христа.

Святая мученица Харитина в детстве осталась сиротой и была воспитана как родная дочь благочестивым христианином Клавдием. Девушка была прекрасна собой, своим разумом, добротой и горячей верой. Любовь ко Христу она несла другим людям и многих обратила на путь спасения.

Во время гонения императора Диоклетиана (284–305) за твердое исповедание Господа Иисуса Христа святая Харитина была подвергнута ужасным истязаниям и скончалась с молитвой ко Господу (в 304 году).

Преподобных Дамиана, пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея, прозорливых, Печерских

Церковь празднует память трех Печерских чудотворцев. Дамиан обладал даром врачевания, Иеремия и Матфей – прозрения.

Жизнь преподобных Дамиана пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских чудотворцев, описана преподобным Нестором Летописцем (память 27 октября).

Преподобный Дамиан (+ 1071) помнил еще Крещение Руси (988 г.). Ревностный подражатель жития преподобного Феодосия (память 3 мая) был кроток, трудолюбив и послушлив на радость всей братии. Целые ночи он проводил в молитве и чтении Божественных книг. Святой Дамиан был строгий постник и, кроме хлеба и воды, ничего не вкушал. Господь наградил его даром врачевания недугов.

Преподобный Иеремия имел от Господа дар прозревать будущее и видеть нравственное состояние души человека. Скончался преподобный в глубокой старости (+ ок. 1070).

Преподобный Матфей (+ ок. 1088) также обладал даром прозрения духовного мира. Свои видения старец рассказывал братиям, отвращая от опасных для души поступков.

В Иконописном Подлиннике сказано:

«Матфей прозорливый подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу».

Общий тропарь этим отцам:

«Христовых повелений светом сердца своя просветивше, страстный мрак прогнасте: тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете и Ангелом сопричастницы суще, молитеся Христу Богу, даровати нам причастие святых».

Преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского

Церковь чествует святого Гавриила (имя от рождения – Иван Игошкин). Был архимандритом. 17,5 лет провел в тюрьмах и лагерях «за антисоветсткую пропаганду». Общецерковное почитание установлено в 2000 году.

18 октября (5 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). Он принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. 18 октября 1959 года он скончался в г. Мелекессе (ныне — Дмитровград).

8 июня 1949 года во время богослужения в Никольскую церковь г. Мелекесса Ульяновской области вошли люди в штатском — сотрудники госбезопасности. Не дожидаясь конца службы, они арестовали настоятеля храма, архимандрита Гавриила.

В насмешку сотрудники ГБ посадили 60-летнего отца Гавриила на автомашину с углем и так повезли в отделение милиции. Многие прихожане бежали за машиной со слезами. Когда машина подъехала к отделению, отец Гавриил был весь черный от угольной пыли. К нему подбежали верующие, одна прихожанка спросила:

«Отец Гавриил, за что Вас так?» — «За грехи, люди нашлись и написали клевету. Последний мой суд будет».

Священник слез с машины, люди захотели подойти к нему под благословение, но сотрудники милиции не позволили.

Обвинение гласило, что архимандрит Гавриил является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и советского правительства, среди верующих на протяжении ряда лет проводит антисоветскую пропаганду. Возглавляемую им мелекесскую церковь превратил в духовную школу, в которой в праздничные и воскресные дни после церковной службы с верующими проводил собеседования, беседы по изучению молитв, привлекал к церкви молодежь и детей школьного возраста.

В одной из проповедей сказал:

«Родители, чтобы не допустить детей к неповиновению, нужно им всегда внушать слово Божие. Утром встанет дитя — заставить его молиться, приучать к страху Божию, тогда дети будут расти послушными».

Игнорировал марксистско-ленинские науки. Во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского.

pronedra.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.