Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

История праздника крещение руси


Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции :

18 и 19 января православные христиане традиционно отмечают Крещение. Этот день имеет свою историю, уходящую корнями в древние времена, а церковные каноны за долгое время тесно переплелись с народными поверьями. Праздник Крещения Руси принято отмечать 28 июля. Это событие, по данным исторических исследований, датируют 988 годом. Однако принятие на Руси христианской веры было не кратковременным действием, а длительным процессом, требующим переосмысления жителями языческого государства новых форм жизни и взаимодействия.

История праздника. Крещение

В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос, а также в этот день отмечают Богоявление, когда миру явился Всевышний в трех ипостасях.

В Крещение Господне (история праздника так повествует) Бог-сын проходил Таинство в реке Иордан в возрасте 30-ти лет, где ему в образе голубя явился Святой Дух, а Бог-Отец дал знать с небес о том, что Иисус Христос - его сын. Отсюда и второе название праздника – Богоявление.

18 января по православной традиции принято поститься до выноса свечи, который следует за Литургией, сопровождающейся причащением водой. Праздник Крещения Господня, точнее, его канун, также называют сочельником, что связано с обычаем варить пшеничное сочиво с добавлением изюма и мёда.

Традиции празднования

Крещение – праздник, традиции которого связаны с необыкновенной способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу.

Целебные свойства крещенской воды

Крещение – православный праздник и, согласно христианской вере, святая вода – это самое эффективное лекарство от всех болезней. Для избавления от телесных и духовных недугов ее нужно пить ежечасно, глубоко веруя в целительную силу. Женщинам в критические дни прикасаться к святой воде нельзя, можно только в исключительном случае, например, при тяжелой болезни.

В православных традициях хорошо известна история праздника. Крещение Господне наделяет воду чудодейственной силой. Ее капелька может освятить огромный источник, и она не портится при любых условиях хранения. Современные исследования подтвердили, что крещенская вода не меняет свою структуру без холодильника.

Где хранить крещенскую воду

Вода, собранная в день праздника Крещения, должна храниться в Красном углу возле икон, это самое лучшее для нее место в доме. Брать ее из Красного угла надлежит без ругани, в этот момент нельзя ссориться и позволять себе неблагочестивые помыслы, от этого теряется святость волшебного напитка. Окропление дома водой очищает не только жилище, но и членов семьи, делает их более здоровыми, нравственными и счастливыми.

Крещенские купания

Традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Конечно, решиться на это может далеко не каждый. Однако в последнее время крещенские купания становятся все более популярны.

Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.

Когда принято набирать воду

В церковь за святой водой люди идут утром 19 января. Есть примета, что нужно взять ее первому. Это делает поведение некоторых прихожан неприемлемым для храма, ибо в священном месте нельзя толкаться, ругаться и суетиться.

Освященную воду можно набирать также накануне, 18 января, в Крещенский Сочельник. Служба в церкви идет и в этот день. Как говорят священники, вода освящается одинаково и 18, и 19 января, поэтому на ее целебных свойствах время сбора не отражается. При невозможности пойти в церковь можно воспользоваться обыкновенным квартирным водопроводом. Набирать воду из-под крана лучше в ночь с 18 на 19 января между 00.10 до 01.30. Это время считается наиболее благоприятным. Когда и где купаться в праздник Крещения? Относительно купания церковь отмечает, что оно не является каноном христианства, а просто стало традицией. Окунаться на Крещение можно как в ночь с 18 на 19 января, так и утром 19-го. В каждом городе к этому празднику организуются специальные места, узнать о них можно в любой церкви.

О принятии крещения в православной традиции

В Крещение Господне (история праздника повествует об этом) миру впервые явился Бог в трех ипостасях (Богоявление). Мало кто задумывается, что приобщение к Господу – важное событие в жизни каждого православного христианина. В день принятия крещения человек усыновляется Богом и становится частью Христа. Крещение, как уже говорилось выше, следует переводить как погружение или обливание. Оба значения так или иначе связаны с водой, которая является символом православной христианской религии. Она обладает огромной разрушительной и созидательной силой. Вода – символ обновления, преображения и духовного очищения. Первые христиане проходили обряд принятия крещения в реках, озерах. В последующем, как и в настоящее время, это действо стали совершать в купелях. Православное крещение обязательно для освобождения от негативных сил.

После прохождения обряда крещения человек принимается Православной Церковью и перестает быть рабом сатаны, который теперь может искушать его только хитростью. После обретения веры можно посещать храм и молиться, а также пользоваться другими Таинствами православной веры.

Принятие Крещения взрослым человеком совершается осознанно, поэтому наличие крестных родителей не обязательно. Будущий христианин должен обязательно ознакомиться с основами православной веры и, по желанию, выучить молитвы.

Когда речь идет о младенцах, то им необходимы крестные родители, которые в последующем должны позаботиться о религиозном развитии ребенка и, конечно, молиться за него. Они должны быть примером нравственности для своих крестников.

Перед совершением Таинства всем, кто будет присутствовать в церкви, рекомендовано соблюдать пост и воздерживаться от мирских развлечений. Сами младенцы не нуждаются в подготовке.

Сейчас в каждой церкви существует запись на крещение, там же можно узнать, что необходимо взять с собой. Обязательно нужно приготовить освященный крестик и, по желанию, крестильный набор, в который входят рубашка, чепчик, пеленка. Для мальчиков чепчик не обязателен.

После проведения обряда вы получите «Свидетельство о крещении». Храните его, если ваш ребенок решит поступать в духовное училище, оно обязательно потребуется.

Надо сказать, что крещение ребенка – праздник, которому в России с каждым годом придается все большее значение.

Народные обычаи и традиции, связанные с Крещением

Праздник Крещения, конечно, менее популярен, чем Рождество Христово, однако он очень богат различными ритуалами. Вот некоторые из них.

В этот день принято выпускать в небо голубей во время богослужения, что является символом Духа Божьего, явившегося на землю в обличие этой птицы. Также этот ритуал «отпускает» рождественские праздники.

Обязательно происходит освящение воды в церквях. Накануне Крещения в водоемах вырезается крестообразная прорубь, крест же устанавливают вблизи от нее и иногда украшают. Воду крестят огнем, для чего священник опускает в нее горящий трехсвечник.

Чтобы смыть грехи во время крещенского купания, нужно окунуться с головой три раза.

В прежние времена молодежь в этот день развлекалась, катаясь на каруселях и коньках. Также парни и девушки колядовали – обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение.

После этого праздника заканчивался пост. Молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста – время, когда можно было сыграть свадьбу.

В Крещение не принято работать и много есть.

Приметы и поверья

Человеку, который принял крещение 18 и 19 января, суждено быть счастливым всю жизнь.

Договориться о свадьбе в этот день – к счастливой жизни для будущей семьи. Вообще, любое доброе дело, начатое в этот день, благословенно.

Снег в Крещение – к богатому урожаю.

Солнце в этот день – быть плохому урожаю.

Умыться льдом и снегом в этот день – быть целый год красивой, милой да пригожей.

В Крещенскую ночь сны - вещие.

Девушки в этот вечер собирались вместе и гадали.

Крещенские гадания

Наиболее популярны, конечно, гадания на суженого. Способов узнать имя и увидеть будущего мужа – великое множество, некоторые из них достаточно жутковаты: с зеркалами, свечами, «спиритическими кругами» и алфавитом.

Практически каждая современная девушка знает о гадании на жениха по методу Татьяны Лариной: чтобы узнать имя суженого, нужно в полночь выйти на улицу и спросить у первого попавшегося мужчины, как его зовут.

А вот очень забавное гадание на исполнение желания. Задаете вопрос, хорошо представляя то, о чем спрашиваете (вопрос действительно должен быть важен для вас, ну а если делаете это ради шутки, то и ответ будет неправдивым), а потом зачерпываете из мешка зерна (крупу). Далее высыпаете все на тарелку и пересчитываете. Если количество зерен четное – сбудется, нечетное – не сбудется.

www.syl.ru

Крещение Руси кратко самое главное. О празднике Крещение Руси, число праздника, история, год крещения, празднование, поздравления

То, что сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, не всегда было таковым. Например, мы знаем, что Россия — это страна, в которой преобладающее число населения исповедует православное христианство. Но так было не всегда. Изначально Древняя Русь являлась языческой страной, жители которой поклонялись многочисленным славянским идолам. Но благодаря волевым действиям князя Владимира Киевская Русь стала преемницей веры от византийских священнослужителей.

Год крещения Руси

Официально временем крещения Руси принято считать 988 год. Однако у некоторых исследователей имеются гипотезы о том, что это произошло в 890 или 891 году. В хрониках византийских летописцев о факте крещения Руси в 988 году говорится очень мало, так как по их представлению это событие наступило столетием раньше.

Какого числа празднуют крещение Руси

Конкретной даты, когда состоялось крещение Владимира или населения Киева, до наших дней не дошло. Поэтому крещение Руси принято отмечать в день памяти князя Владимира (т.е. в дату его смерти). Произошло это 15 июля по юлианскому календарю. В  переводе на современный календарь эта дата приходится на 28 июля, причем официально она была определена законодательно относительно недавно (31 мая 2010 года). Учитывая то, что на сегодняшний день это дата памятная и не является государственным праздником, то, соответственно, выходной в этот день не предоставляется.

Крещение Руси князем Владимиром история кратко

До того, как Киевская Русь приняла православие, русичи были язычниками. И попытки систематизировать религию не увенчались успехом, так как невозможно было создать структуру, которая бы объединяла обряды и обычаи всех племен.

Следует сказать, что еще до официального крещения на Руси стали прорастать зерна православия. В археологических раскопках найденные нательные кресты датируются серединой десятого века. Не стоит забывать и принятие православия княгиней Ольгой в 957 году. Примерно с того же времени имеются упоминания о тайных христианских встречах.

Итак, Великий князь Владимир поставил целью объединить все племена, населявшие тогда территорию Древней Руси одной религией. Но тут возникла проблема: какую из существовавших на тот момент выбрать? Тогда к князю потянулись делегации представителей той или иной церкви с предложениями принять их веру.

Так, Волжские Булгары рассказывали о преимуществах Ислама, немецкие послы от папы Римского  призывали принять христианство от них, хазарские иудеи склоняли к решению в пользу иудаизма. И даже после беседы с представителем Византии князь не дал окончательного ответа. После совета с боярами было принято решение побывать на богослужениях  вышеперечисленных церквей, в результате чего единогласно выбрали православную религию.

И в 988 году сначала крестился великий князь в Херсонесе (по некоторым данным в Константинополе и Киеве), а затем массово крестили население Киева в  водах Днепра.

Позже постепенно в православие обращали остальные племена и княжества. Следует отметить, что не везде этот процесс проходил мирно. Некоторые княжества, в том числе Ростовское, оказали сопротивление, однако где словом, а где и силой население принудили принять новую веру. Окончательно процесс крещения Руси закончился к XII веку.

Праздник день крещения Руси 2019

Отмечается ежегодно 28 июля. По традиции во всех православных храмах в полдень зазвонят колокола.  В этот день также будут вестись церковные службы (возможно, с участием первых лиц государства). Кроме того, по традиции будет произведен крестный ход.

Александр Невский крещение Руси

После смерти Владимира Красного Солнышка на территории Киевской Руси начались междоусобные войны. Этим не преминули воспользоваться католическая церковь, а также многочисленное племя монголо-татар. На ослабленную междоусобицей Русь с Запада нападали  немцы и шведы, а с Востока пыталось завоевать войско татаро-монгольской Орды. И если последние готовы были довольствоваться финансовыми (в виде регулярного сбора дани) и политическими (назначение князей) делами, то первые своей основной задачей считали насаждение католической веры.

В таких условиях нужен был правитель, который сумел бы сохранить существование Руси между двумя оккупантами. И таким человеком стал Александр Невский. Благодаря ряду его последовательных политических и военных шагов Киевская Русь смогла отбить нападения католических войск и создать благоприятные условия своего существования в период монгольского ига. Ради духовной свободы Руси Александру Невскому пришлось пожертвовать свободой политической.

И говоря о связи Александра Невского с Крещением Руси имеется в виду именно сохранение православия на ее территории с помощью военных кампаний и искусства ведения политических дел. За преданность вере и ее защиту в 1547 году Александр Невский, как и князь Владимир, был причислен к лику святых.

Крещение Киевской Руси

Как было упомянуто выше, процесс перехода от язычества к христианству в Киевской Руси происходил неравномерно. Вслед за крещением Владимира Красного Солнышка и его чудесным исцелением новую религию выбрали некоторые дружинники и бояре. Постепенно к ним примкнули остальные приближенные князя.

Простое население Киева принимало христианство по примеру правителя и его советников относительно спокойно, чего нельзя сказать о других княжествах. Наибольшее сопротивление оказали Полоцк, Муром и Ростов, однако к 1100-му году процесс крещения Руси был закончен.

Крещение Руси видео

1 крещение Руси

2 крещение Руси

Сценарий крещение Руси для детей

Прививать веру каждому человеку нужно сызмальства, а наиболее удобной формой для этого является игровая, во время которой молодому поколению проще объяснить основы христианства, а также момент его возникновения на Руси. По следующему сценарию, предлагаемому нами, можно поставить «сценку» для учеников начальной школы.

Сценарий крещение Руси в библиотеке

Как известно, в библиотеках производятся тематические мероприятия, посвященные событию или человеку. По случаю празднования Крещения Руси можно устроить детский праздник, сценарий которого в двух действиях мы предлагаем.

Действие первое.

Действующие лица: Бабушка, внуки (Лена, Аня, Ира, Анатолий), послы, боярин и князь Владимир.

Декорации: в комнате, украшенной в русском народном стиле, стоит стол, на котором вышитая скатерть и иконы кн. Ольги и кн. Владимира. Перед иконами горит свеча.

Действие второе.

Декорации: стол, резная лавка, кованый сундук, расположенные на авансцене в виде древнерусского терема.

 (Звучит пение церковного хора и музыка)

Сценарий праздника день крещения Руси

Стихи о крещение Руси, 5 вариантов

Крестный ход крещение Руси, кратко суть с фото

Крестный ход является частью церковных обрядов. Начало ему было положено на заре христианства. Позже эту идею поддержали на государственном уровне в Риме. Согласно указу императора Юстиниана, запрещалось проведение крестного хода без участия духовных лиц.

Крестный ход представляет собой шествие людей, во главе которого идут представители духовенства с иконами, а далее следуют миряне. Такие шествия бывают нескольких видов:

  • производимые внутри храма;
  • производимые вокруг храма во время празднования Пасхи и в другие связанные с ней шествия;
  • при освящении воды в источниках;
  • в большие церковные праздники, а также по случаю важных событий прихода (например, открытие церкви);
  • во время траурной церемонии;
  • производимые в какой-либо местности в целях устранения катаклизмов (засуха, наводнение и т.п.)

Помимо наземного, крестный ход в наши дни можно осуществлять по воздуху. Начало этому положили в 1941 году, когда с Тихвинской иконой Божьей Матери на самолете  совершили облет вокруг Москвы.

Так уж повелось, что по случаю Крещения Руси также производится крестный ход. Впервые его провели в 1888 году по случаю 900-летия принятия православия Киевской Русью. В наши дни праздник 28 июля нередко сопровождается торжественным шествием с участием первых духовных и государственных лиц.

Памятник крещение Руси фото

Отдельного памятника, посвященного этому событию, нет. Однако в Нижнем Новгороде в 1862 году был поставлен памятник «Тысячелетие России». Он изображает основные этапы становления России в качестве империи и представляет собой шар с крестом (символ державы), стоящий на колокольном основании. Вокруг державы установлены образы шести правителей, в период правления которых происходили поворотные события в судьбе России, начиная от князя Рюрика и заканчивая Петром Первым. Среди прочих, на постаменте имеется скульптурная группа, посвященная принятию христианства в 988 году князем Владимиром и 989 году Киевской Русью, изображающая самого Князя с крестом в руках; женщину, подносящую к нему младенца для крещения и мужчину, низвергающего славянского идола.

К празднованию 1025-летия принятия христианства на Руси было приурочено открытие памятника князю Владимиру, установленный в Москве на Боровицкой площади. Он состоит из двух частей: на переднем плане на постаменте  расположена фигура правителя с крестом в одной руке. На заднем плане имеются барельефы, изображающие основные этапы жизни Князя: крещение его самого, крещение Киевской Руси и распространение христианства с помощью слова.

Поздравления с крещением Руси:

Праздник крещения Руси пока не получил широкого распространения среди граждан нашей страны, но вы можете ему способствовать, поздравив своих близких и друзей посредством смс-сообщений.

проза

стихи

смс

гифки

Народу нельзя не помнить своей истории, и именно для этого создаются памятные даты. 28 июля — это не просто день в календаре, а дата памяти перехода развития России к совершенно новому пути развития. Это день начала пути к Богу.

luckclub.ru

Крещение Руси: как это было - Православный журнал "Фома"

Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.

Рисунки Екатерины Гавриловой 

На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины

foma.ru

Факты ICTV | Крещение Руси: история праздника и программа мероприятий

День крещения Киевской Руси православные украинцы отмечают 28 июля – в день памяти князя Владимира. На крестный ход в Киев съезжаются паломники со всех регионов. В этом году ожидается участие около 30 тыс. человек.

День крещения Руси-Украины стал государственным праздником в 2008 году, когда третий президент Виктор Ющенко подписал указ его праздновании. Факты ICTV предлагают вспомнить о выдающемся событии в истории Украины.

Роль князя Владимира в крещении Руси

28 июля считается днем ​​смерти Владимира (980-1015), а само крещение наиболее вероятно состоялось 14 августа (по новому стилю) 988 года. Этот процесс был длительным, ведь князю для объединения земель и усиления власти необходимо было изменение религии.

Согласно Повести временных лет, Владимир еще до крещения прошел испытания верой. Волжские болгары предлагали ему принять ислам, гонцы из Рима – католичество, а хазарские евреи – иудаизм.

Однако князь Владимир выбрал православие. Решающим было путешествие в Константинополь. К тому же его бабушка – княгиня Ольга – была православной христианкой. Ее окрестили в столице Византии еще в 955 году.

Крещение князя Владимира состоялось в Херсонесе. Здесь он построил церковь в честь святого Василия, имя которого он получил при крещении. Вернувшись в Киев, князь крестил своих сыновей и подданных, а также разогнал своих языческих жен.

По его приказу были уничтожены алтари и статуи древних богов. Массовое крещение населения произошло в Днепре.

Если крещение киевлян прошло более-менее без насилия, то в других княжествах воеводы крестили людей мечом и огнем.

Читайте: Церковные праздники – календарь на 2019 год

После крещения на Руси начали строить христианские храмы. А на древнем капище была построена церковь святого Василия, а позже – Десятинная церковь.

Что было до Владимира

Крещение Руси князем Владимиром было лишь продолжением длительного процесса христианизации украинских земель. Различные источники указывают на то, что христианство появилось здесь задолго до крещения Владимира – еще в I веке, когда в Киеве находился апостол Андрей Первозванный.

Есть также данные о первых христианах-мучениках в Крыму, в частности, о гибели одного из первых Римских архиереев Папы Климента І.

Более того, в летописях говорится о крещении князя Аскольда в 860 году во время похода на Константинополь, который якобы даже пытался крестить киевлян, но в 882 году его убили.

Однако христианские общины в Киеве остались, о чем свидетельствует договор Руси с Константинополем, заключенный при князе Игоре в 941 году.

Новый подъем христианства на Руси начался при святой княгине Ольге, которая признана также равноапостольной.

Программа мероприятий ко Дню крещения Руси

На центральных улицах столицы в честь праздника пройдут молебни и крестные ходы.

28 июля свой первый крестный ход проведет Православная церковь Украины во главе с митрополитом Епифанием. Он начнется с молебна в 8.30 в Софии Киевской и пройдет к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру.

Также на празднование 1031-летия крещения Украины-Руси в Киев привезут мощи святого апостола Андрея Первозванного и частичку древа Креста Господнего.

Они будут находиться 28 июля в Святой Софии во время торжественной божественной литургии, после которой их возьмут с собой в крестный ход.

29 июля мощи снова будут на территории Михайловского Златоверхого монастыря. В его кафедральном соборе до 18.00 все желающие смогут поклониться и помолиться у святыни.

Украинская православная церковь Московского патриархата также проведет свой крестный ход. 27 июля в 13.00 на Владимирской горке состоится торжественный молебен, который возглавит предстоятель УПЦ МП Онуфрий.

После завершения молебна состоится крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры.

28 июля в 9:00 состоится торжественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры, которую проведет предстоятель УПЦ МП Онуфрий.

Напомним, ранее митрополит Епифаний анонсировал реформы в ПЦУ.

fakty.com.ua

Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества. Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов.

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 988 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь.

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 1524.

Page 2

Образовака История России

  • Образование русского централизованного государстваТест
  • Русь в 15 векеТест
  • Внешняя политика России в 16 векеТест

obrazovaka.ru

Крещение Руси - Православный журнал "Фома"

Крещение Руси — событие, которое изменило ход истории в нашей стране. С принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле равноапостольного князя Владимира, началась новая славная история Руси — уже как православного государства.

Крещение Руси — дата

Историческая наука приводит разные даты Крещения Руси. В одних источниках это 988 год, в других — 990 или 991 годы.

Сейчас дата празднование Крещения Руси совпадает с днем памяти равноапостольного князя Владимира — 28 июля по новому стилю. В этот день мы отмечаем провозглашение христианства в качестве государственной религии на Руси.

Крещение Руси — история

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Сейчас источник, где их крестили, называется Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Икона Крещения Руси

Крещение Руси: икона праздника

Уже с XVI века русские иконописцы начали изображать сюжет Крещения Руси на фресках и иконах. Вероятно, такие изображения появлялись и раньше, но, к примеру, одно из первых, до нас дошедших, это фрагмент житийной иконы равноапостольного князя Владимира из Вологодской церкви Рождества Богоматери. На этой иконе мы видим клейма со сценами отправления послов для выбора веры, Крещения и прозрения самого Владимира и другие.

В том же XVI веке, а точнее — в середине столетия — в монументальной живописи стали появляться циклы жития равноапостольного князя Владимира с изображениями основных событий Крещения Руси. Одни из самых ранних — в украшениях кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича (Грозного). А еще — на росписях Золотой палаты и в Архангельском соборе в Кремле.

Сюжеты Крещения Руси появляются также в 1674 году в монументальных циклах второй половины XVII столетия в приделе равноапостольного князя Владимира в Успенском соборе в Ярославле.

Интересная находка историков — резные фигуры равноапостольных Константина и Владимира второй половины XVII века из Ярославской церкви святителя Власия.

Самый первый храм, посвященный событию, это, скорее всего храма-памятник в Херсонесе. Решение о его постройке было принято в 1825 году, когда император Александр I посетил с официальным визитом в Севастополь. Собор во имя святого Владимира вырос на центральном холме Севастополя, освятили его в рамках празднования 900-летия Крещения Руси в 1888 году.

Крещенияе Руси: молитвы

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.

Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси

Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына.

Митрополит Сурожский Антоний — о христианстве на Руси

Отрывок из книги «О встрече», главы «Христианство сегодня»

— Считаете ли Вы, что влияние христианства в России возросло? Если да, то почему? Если можно говорить о возрождении христианства, то что именно возрождается: доктрина, культ с обрядностью, этическое учение Церкви илихристианство как часть русской идентичности?

— Мне трудно судить о том, насколько христианство сейчас влияет на судьбы России. Впечатление у меня такое, что интерес и отзывчивость к духовным ценностям возросли, что люди гораздо больше, чем в какой-либо минувший период, воспринимают законность этих ценностей, понимают, что можно быть культурным человеком и современным человеком, не отрицая духовную область, что не обязательно быть материалистом для того, чтобы быть человеком нашего времени. С другой стороны, люди еще не обнаружили того, что, если уж говорить о материализме, христианство – единственный совершенный материализм в том смысле, что материалист рассматривает материю как строительный материал, тогда как для нас, из-за воплощения Христа, в Котором «вся полнота Божества обиталателесно» (Кол 2:9), материя получила какое-то абсолютное значение, это святыня. И в этом смысле мы могли бы перебросить мост между христианским, православным мировоззрением и неверующими, показав им, что образ человека слишком мелкий в материализме и что самая материя ими унижена, что она имеет громадный потенциал, о котором они даже не подозревают: обожение, пронизывание – как в таинствах – Божественным реальным присутствием.

Я думаю, что причина, почему Россия открывается духовным ценностям, и в частности, христианству, в том, что за семьдесят лет люди изголодались. Нельзя жить только телесностью, материальной жизнью (причем, порой чрезвычайно трудной) и чисто умственными выкладками, – и опять-таки, очень ограниченными ввиду того, что они должны были совпадать с определенной идеологией и не могли переступить какой-то порог. И ещё (и это связано с вопросом, который Вы дальше ставите, когда спрашиваете, что именно возрождается): русское православие, русское христианство с самого начала было благочестием, то есть способностью поклоняться Богу, Который воспринят нутром. Богословие, доктрина принадлежали определенному кругу людей, но в целом русское православие – это православиемолитвы, а также и богослужения, в которых сочетаются разные стихии. С одной стороны, очень большая красота; Платон говорил, что красота – это убедительная сила истины. Когда вы не можете о чем-нибудь сказать: «Как прекрасно!», это значит, что до вас не дошло, это объективный факт вне вас. И поэтому красота, величие православного богослужения – это не просто “инсценировка”, это выражение народного духа в форме красоты вещей, воспринятых духовно нутром. С другой стороны, есть, конечно, опасность обрядоверия. Это риск большой, потому что очень легко считать обряд самодовлеющим или переживать обрядовую сторону богослужения и пройти мимо какой-то глубины содержания. Но тем не менее, мне кажется, что возрождение христианства в России связано главным образом с тем, что в России Бог, Христос, вся реальность христианства воспринималась как личный духовный опыт, которым люди делились, то есть который был и общий, и невыразимо-личный. И в этом, мне кажется, есть большая сила, потому что если бы христианство было только мировоззрением, оно не могло бы охватить любые слои народа, а только лишь привилегированный, интеллектуальный или эстетический класс; а здесь это глубокий личный опыт.

Но с этим связано и другое: еще Лесков говорил в XIX веке, что Русь была крещена, но никогда не была просвещена. То есть религиозного, духовного образования не было дано, и поэтому опыт, который внутри клубится невыразимо, никогда не был – для широкого народа, я не говорю: для богословов – оформлен так, чтобы он мог, с одной стороны, быть выражен, с другой стороны – быть защищен, и еще – обогащал бы человека в другой области, нежели просто сердце. Максим Исповедник говорил, что богослов тот, у кого сердце – как пламя, а ум – как лед, то есть, кто может холодно, строго думать, но – думать на основании пламенения. И вот это сейчас громадная проблема перед нами.

Когда Вы употребляете слово «доктрина» – если это понимать как учение о Боге, о Христе, о Церкви, о таинствах, о человеке, о материи, которое выражает собой с силой и глубиной внутренний опыт – да; если это умозрение некоторых богословов, которое, можно сказать, порой бывает похоже на высшую математику, недоступную никому, или на абстрактное искусство, о котором художник-абстракционист Ланской говорил: это язык, на котором только один человек может говорить и три или четыре человека понимать, – конечно, это не наша линия. Но нам надо все больше найти способы выражать весь внутренний опыт, личный и коллективный, в таких формах, которые его бы не унижали, которые были бы духовны. И это не просто доктринальное обучение.

Чем очень страдает, мне кажется, христианство везде, и в России тоже, это этическая сторона. Я говорю “везде и всегда”, потому что еще апостол Павел писал в одном из своих посланий: «Имя Божие хулится ради вас» (Рим 2:24). Если мы не живем в уровень того, что проповедуем, то мы просто отрицаем видимо, очевидно перед людьми правду, которую мы будто исповедуем. Я помню первого секретаря Всемирного Совета Церквей, который говорил, что можно быть еретиком жизнью, исповедуя всю истину на словах, потому что если твоя жизнь расходится с этой истиной, ты изменил своей вере. И вот это – проблема, которая, мне кажется, стоит сейчас очень остро. Какие-то основы веры надо проповедовать, какие-то истины веры должны быть объяснены и усвоены; но, с другой стороны, как говорили некоторые древние писатели, понимание Евангелия происходит через исполнение того, что оно говорит. Если мы только его читаем и восхищаемся его красотой, то мы до истины его не можем дойти; и вот это большая проблема для современности. Это должно бы быть проповедью каждого священника, каждого епископа: живи согласно твоей вере. Как говорил апостол Иаков: «Ты мне покажи свою веру без дел твоих, и я тебе покажу мою веру из дел моих» (Иак 2:18). Если это не осуществится, если соединение духовного опыта и доступного, но чистого, истинного умственного выражения (выражения и этого опыта, и этого понимания в красоте) не будет осуществлено в жизни, то никто не сможет поверить христианству в конечном итоге.

Напоминаем читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

foma.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.