Авторы: Е. С
ИВА́НОВ ДЕНЬ (вост.-слав. – Иван Купала, Иван Травник, Иван Цветной, Ярилин день; польск. – Kupalnocka, Palinocka; лат. Лиго, нем. Mitsommer, англ. Midsummer, франц. Mi-é té и т. д.), праздник летнего солнцестояния у народов Европы, приуроченный к церковному празднику Рождества Иоанна Предтечи (24 июня; для России даты приводятся по ст. стилю); иногда продолжался до дня апостолов Петра и Павла (29 июня) или 4 июля. У вост. славян часто завершает цикл троицких обрядов. По аналогии с праздником зимнего солнцестояния (Святками) И. д. считается временем активизации нечистой силы и чудес (зацветают волшебные травы, светятся подземные клады, звёзды спускаются на землю, солнце «играет», или «купается», и т. п.).
Обряды имеют в осн. охранит. характер или связаны с символикой плодородия: они сопровождаются действиями с растительностью, водой, огнём. Накануне И. д. собирали травы (обычно в полночь или перед восходом солнца: считалось, что магич. силой обладает только трава, которой не коснулись лучи солнца). Часто с И. д. связывают определённые растения: папоротник, полынь, иван-да-марья, купальница, чертополох, зверобой (англ. St. John’s wort), клевер (исп. planta sanjuanera), арника, рута, ароматич. растения – лавр, лаванда, вербена, валерьяна, укроп, тмин, чеснок и т. п. Травами обкуривали и украшали «ивановскими букетами» и венками дома, людей, скот; в Зап. Европе из зелени сооружали кресты.
Вода на И. д. считалась целебной: было принято купаться (устраивались совместные купания юношей и девушек; в др. случаях купались девушки, а парни прятали их одежду и т. д.) и пить из источников, обливать прохожих. Ценилась «ивановская роса»: её собирали, пили, ею умывались, ходили по ней босиком или катались по траве и т. д.
Один из осн. ритуалов И. д. – разжигание костров: за околицей, часто на холмах, в Зап. Европе – также в городах (во Франции в этом принимал участие король). Для зажигания костра часто использовался «живой», или «новый», огонь, т. е. добытый трением. «Ивановский костёр» часто интерпретировался как «сожжение ведьмы», которую могли символизировать шест с лошадиным или коровьим черепом, венком, метла, дерево или чучело (вост.-слав. – Купала, Мара, Морена), мелкие животные (лягушки, кошки, лисицы) и т. п. Через костры перепрыгивали (в осн. молодёжь, часто парами), от них зажигали факелы, с которыми бегали за девушками или вокруг засеянных полей, дымом окуривали поля, дома и скот, огнём от костра зажигали в доме очаг, пепел от него рассыпали в поле и т. д. Женщины, не пришедшие к костру или не перепрыгнувшие через него, подозревались в ведовстве. В Испании известен обычай хождения босиком по горячим углям. Иногда зажигали огни на воде, сталкивали с гор горящие колёса и смоляные бочки.
Основные участники обрядов – молодёжь (прыганье через костры, обрядовые бесчинства, игра в горелки), женщины (сбор трав, гадания, у вост. славян – обрядовые трапезы с кашей, катание по полю и др.), отд. проф. группы (пастухи, особенно в областях отгонного скотоводства, и др.). Были распространены обходные обряды с участием детей или девушек, часто во главе с избранной «королевой» (рум. Дрэгайка, вост.-греч. Калиница, букв. – красавица и т. п.); в Болгарии девушки носили на руках девочку в венке и в рубахе с длинными рукавами (Енева буля) и т. д. Мн. источники сообщают о свободном общении полов в Ивановскую ночь; эротич. подтекст имеют обычаи ритуальных ухаживаний, взаимные обеты верности между влюблёнными, кумление мужчины и женщины, называемых иногда «Иваном и Марией», купание, игры у костра, гадания и т. д. Для вост.-слав. «купальских» («иванских») песен характерны свадебная тематика, балладные сюжеты, связанные с инцестом, и др.
Обряды И. д. имеют много общего как со святочными (гадания, купание и кропление водой, ряжение), так и с троицкими: украшение домов травой и цветами; завивание венков, пускание их по воде; наряжение деревца (чаще берёзы – у уэльсцев она называлась летним деревом; у финнов в этой роли выступала «ивановская ель» – juhannuskuusi), с которым ходили по деревне, водили вокруг него хороводы, устраивали игры (его пытались похитить жители соседних деревень или парни у девушек), после чего его бросали в воду или сжигали на костре; роль деревца могли выполнять чучело из травы и веток (Морена, русалка), шест, украшенный венком и гирляндами (аналогично майскому дереву), и т. п. После И. д. обычно снимались запреты на купание, заготовку трав. И. д. – важный рубеж с.-х. календаря (предшествовал сенокосу): он был последним днём, когда слуги могли сменить хозяев (Германия), днём найма работников (франц. la louée de la Saint-Jean) и т. д. Церковь в большинстве стран осуждала обряды И. д., в других – стремилась придать им церковный характер: освящала водоёмы, костры, цветы и т. д.
bigenc.ru
Ночь с 6 на 7 июля наши предки считали волшебной. В наступивший день они отмечали древний праздник Ивана Купалы. Как известно, славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Иван Купала. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов.
Согласно легенде, разлученный в раннем детстве со своей родной сестрой, Купала, встретив ее через много лет, женился на ней, не предполагая, что связал себя узами с родственницей.
Закончилась эта история трагически: узнав правду, брат и сестра покончили собой, утопившись.
Отсюда и эротический характер праздника. В этот день допускалась относительная свобода интимных отношений. Считалось, что, пройдя через них, человек очищается. А для приведения себя в «нужное» состояние славяне пили особые отвары трав, действовавшие как современная виагра.
По поверью, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Огонь и костры в Купальскую ночь
Славяне-язычники считали, что весь наш мир произошел из союза двух стихий — огня и воды. Стихия огня, мужское начало, соединилось со стихией воды — силой жизни и продолжения рода.
В ночь на Ивана Купала в каждом селе обязательно разжигали костры. Первый костер разводил всегда самый старший мужчина в селение — отец рода. Разводили его на самой высокой точке в округе — «чтобы огонь до неба доставал». А в середине костра ставили колесо, закрепленное на шесте. Горящий круг был символом Солнца, которое в эту ночь, согласно поверьям, играет свадьбу с Зарей-зарницей. После этого самые сильные юноши разносили пламя от центрального костра к остальным.
С наступлением сумерек все село собиралось у купальских огней. Не придти на гуляние в эту ночь было плохой приметой — считалось, что Купала отвернется от человека, который не проявил к нему своего уважения и оставит его без урожая.
Костры в ночь на Ивана Купала были не просто атрибутом праздника — считалось, что они обладают очистительной силой. С купальскими кострами связано множество обрядов, главным из которых были прыжки через огонь. Через костры прыгали все — и дети, недавно научившиеся ходить, и люди в возрасте, для которых такой прыжок становился непростой задачей.
Каждый перед прыжком загадывал самое желание. И чем выше человек прыгнет, тем скорее оно исполнится. Загадывали, как правило, здоровье, удачу, счастье себе и своим близким. Влюбленные пары прыгали через костер обязательно взявшись за руки. Считалось, что если удастся не разомкнуть руки, то они будут жить вместе долго и счастливо.
У Купалы, как покровителя продолжения рода, просили себе детей бездетные пары. А женщины, у которых уже были дети, сжигали в купальских кострах рубашку своего ребенка — таким образом сила огня должна была оберегать детей от болезней на протяжение всего года.
Древние славяне верили, что в ночь с 6 на 7 июля стираются границы между миром людей и миром духов. В ночь на Ивана Купала люди могли слышать и понимать голоса животных. Эта ночь также считалась временем шабашей для ведьм и колдунов. Нечистая сила пыталась навредить людям разными способами — уничтожала посевы, забирала молоко у коров и коз, насылала ссоры и неприятности в семьи. Селяне для того чтобы защитить себя и свое хозяйство рассыпали пепел от костров по полям, чертили золой обережные знаки на окнах и дверях домов.
Вода в ночь на Ивана Купала, также как и огонь, обладала магической силой.
В славянской культуре она неразрывно была связана с огнем и почиталась как мать всего живого. После прихода христианства языческие поверья о Солнце-отце и Матери-воде перемешались с евангельским преданием а крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей и легли в основу обрядов, связанных с водой, в ночь на Ивана Купала.
По народным традициям сразу после прыжка через костер, надо было незамедлительно нырнуть в воду — стихии огня и воды очищали тело от всех болезней, а душу от грехов. Незамужние девушки старались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде. Если венок не тонул, а плыл, это считалось хорошей приметой и девушка начинала готовиться к приему сватов.
Купание в ночь на Ивана Купала — одна из основных традиций праздника. Вода смывала с человека болезни, сглаз, порчу, а дарила девушкам красоту и здоровье. С этого дня и до праздника Ильи 2 августа можно было купаться не опасаясь русалок и водяных — вся нечисть в этот период покидала реки и озера.
Рано утром 7 июля, до восхода Солнца, женщины выходили в поле собирать росу. Они расстилали полотнища на траву, после чего собирали ее в кувшин. Росой собранной на Ивана Купала на протяжении года лечили болезни, изгоняли нечисть, использовали для приворотов и разных магических обрядов.
Ивана Купала, как известно, впервые начал праздноваться еще в языческие времена, до принятия христианства в Киевской Руси в 988 году. Это один из самых известных праздников восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.
Ранее он отмечался 24 июня, когда наблюдаются одни из самых коротких ночей в году. Вместе с переходом из Юлианского на Григорианский календарь его дата сместилась на 7 июля (с 1918 года).
День Ивана Купала всегда считался магическим и посвящался божеству плодородия по имени Купало. Тогда люди верили, что на Ивана Купала духи земли, воды и огня говорят с людьми и в ночь на праздник к ним можно максимально приблизиться. Считалось, что это может как навредить, так и дать человеку неиссякаемые силы и благосклонность природы.
Именно природа является «основным» объектом почитания в этот день. Считается, что на Ивана Купала особую силу имеют обряды, которые выполняются вблизи природных источников воды и огня. Главными атрибутами обрядов и гаданий являются «дары природы»: цветы, травы, земля, камни и прочее.
В наши дни Купала является едва не единственным языческим торжеством, которое сохранилось в традиционном виде. Следовательно, помимо традиций и примет соблюдаются и запреты:
pronedra.ru
Главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров (Фото: Pavel Ilyukhin, Shutterstock)
Сегодня, 23 июня, отмечается праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник назван в честь Иоанна Крестителя - Jonsok. Другое название праздника - Jonsvaka (Jonsvoko) - образовано от имени Johan и глагола vake - «бодрствовать».Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь (ночь накануне Рождества Иоанна Крестителя) нельзя спать до самого рассвета - не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год.
Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью. Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами.Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше - это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра.
Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из самых торжественных моментов праздника.Безусловно, Иванова ночь - самый веселый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если все цветет вокруг - то, как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника. Шумные торжества не стихают до самого рассвета. Главным угощением служит сладкая молочная каша rommegrot. Не обходится в Иванову ночь и без возлияний, которые в древности также имели сакральный смысл, совершаясь во славу богов.
Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
www.calend.ru
Сегодня, 7 июля, празднуется самый мистический и веселый праздник Ивана Купала, иногда в народе его именуют как Иванов день. Давайте узнаем, а какие есть поверья, народные приметы и обычаи связанные с этим летним праздником.
Иван Купала – один из древнейших славянских празднеств, напрямую связанный с летним солнцестоянием, днем, когда солнце достигает самой высокой точки в небе. Соответственно, и отмечают это событие как раз 23-24 июня. После этой знаменательной даты дни начинают убывать, Солнце теряет свою силу. Иван Купала, также Иванов день — народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе.
До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния (20-22 июня по старому стилю). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках).
Что нельзя делать на Ивана Купала 7 июля:
Традиционно ночь на Ивана Купала наполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. В эту ночь выбирались женихи и совершались брачные обряды: молодые прыгали через костер, держась за руки, обменивались венками, искали мистические цветы папоротника и многое другое. Празднование Ивана Купала и до сегодняшнего дня остается неизменной традицией.
Приметы этого дня
pronedra.ru
Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай! Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
ИВАНОВ ДЕНЬ (ИВАН КУПАЛА, ИВАН ТРАВНИК) - народное название великого праздника православного календаря — рождества Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля) и праздник летнего солнцестояния. Согласно христианскому вероучению, Иоанн Креститель является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственным предшественником Иисуса Христа.
Иванов день отмечали как праздник природы, которая к этому времени достигает высшей точки своего расцвета. После Ивана Купалы ее буйство постепенно «идет на убыль». Момент перехода был мифологизирован: старое уходит, новое еще не наступило — мир становится аморфным, размывается граница между «тем» и «этим» светом, на земле и на небе происходят чудеса.
За день до Иванова дня на Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились вениками, собранных из трав и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей. По всей Руси во всех губерниях, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого, бабы и девки, после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Сломленные в этот день, они считались чудодейственными лишь когда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и по разному цветку.
Этот день у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. С этого дня, впервые после долгой зимы, людям было разрешено купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев. В эту ночь грех - не грех, ибо все грехи (и хвори) огонь очищает,вода смывает. Верили, что на Купала дети зачинаются в особой чистоте и безгрешности, а молодые, впервые занимаясь сексом, чистоты своей не теряют...
Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы. По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий человека мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленное богатство. В праздничную ночь земля обнажает свои недра, позволяя человеку увидеть скрытое от него в другое время: обнаружить клады, услышать звон колоколов церквей, которые ушли в землю. Вода приобретает волшебные целительные свойства. Растения наполняются особой магической силой, переходят с места на место и разговаривают друг с другом. Животные в эту ночь говорят на человеческом языке, слепая змея медянка получает зрение и становится опасной человеку. В Иваново утро солнце играет — переливается разными цветами, подскакивает над горизонтом, исчезает, снова появляется, останавливается и снова катится по небу. Человек, увидевший его игру, будет здоров и счастлив. В Иванов день, как считалось, на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. Если человек станет свидетелем этого чуда и успеет загадать желание, то оно обязательно исполнится.
Людмила Соболь Ночь на Ивана Купала (батик)
В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день принято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гаданий и ворожбы. Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и природные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку. В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз.
Вечером девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы, главными блюдами которых были каша и яичница; собирали для гадания букеты из 12 трав, находили «иваньковский» цветок иван-да-марья.Самый колдовской цветок этого праздника — иван-да-марья, символизирующий единение воды и огня, мужчины и женщины. У него на одном стебле соединились желтое (Иван Купала, солнце) и синее (Марина, мара, богиня воды). С навечерия Купальницы вплетали девушки цветок в венки, пояса, банные веники. Считалось, что он помогает соединению с любимым.
Иван Соколов Ночь на Ивана Купалу 1856 г.
Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра. В течение всего дня Аграфены Купальницы, деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой. Костры устраивали на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10—15 м, жердь с поперечными перекладинами, на верху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). И колесо, и перекладины обматывали пучками соломы, а затем все это закладывалось дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем костер соседей. Сигналом к его зажиганию служил заход солнца, а вместе с ним и наступление Ивановой ночи, таинственной и полной чудес и тушили костры уже к восходу солнца в Иванов день.
Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра может соединить брачные пары. Парень и девушка, которые, взявшись за руки, перепрыгнут через костер, будут вечно любить друг друга. Если во время прыжка у девушки падал с головы венок, а парень его подхватывал, то он имел право к ней свататься.
А накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:
Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый— «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» . В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось — в этом году замуж выйдешь. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
А если перелезешь в Иванову ночь через заборы двенадцати огородов, то сбудется любое загаданное желание.(!!!)
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель»
www.susun.ru
7 июля православная Россия отпразднует древний праздник Ивана Купала. Праздник почитаем еще с времен язычества, однако он смог прижиться и в христианской России.
Иван Купала, или Иванов день — народное название праздника Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя). Изначально Иван Купала совпадал с летним солнцестоянием, но затем праздник стали отмечать немного позже. Западные христиане, живущие по григорианскому календарю, отмечают Иванов день 23 июня, в канун Рождества Иоанна Крестителя, отмечаемого 24 июня. Церкви, живущие по юлианскому календарю, в том числе Русская православная церковь, празднуют Рождество Иоанна Крестителя (он же Иван Купала) 7 июля. Поэтому в России знаменитая ночь накануне Ивана Купалы — это ночь с 6 на 7 июля.
Иван Купала, также Иванов день — народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе.
Народные традиции на летнее солнцестояние и на Ивана Купалу тесно связаны с водой. В это время в деревнях начинался «официальный» купальный сезон: считалось, что притомившиеся от хулиганства и неприличных забав русалки уже опустились на дно водоемов и спят, не тревожа купальщиков.
Также в это время в большом почете был огонь, как одна из важнейших стихий. Поэтому наши предки в самые светлые летние ночи жгли костры у водоемов, водили хороводы и прыгали через огонь. Считалось, что такой прыжок, как и купание, является очистительным.
С летнего солнцестояния начинали заготавливать банные веники, поскольку в это время лес уже окончательно созрел и готов поделиться с человеком своей силой. Тех, кто ломал березу на веники раньше летнего солнцестояния, осуждали: люди верили, что природа может отомстить не только ослушнику, но и всей его семье, а также соседям, наслав болезни и даже мор.
До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен ко дню летнего солнцестояния (20-22 июня по старому стилю). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках). В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Венки, сплетённые и засушенные в купальскую ночь, используют в качестве оберегов. Их вешают над входной дверью. Говорят, если кто-то в семье заболеет, можно отщипнуть целебных трав от венка и заварить из них чай. В давние времена к празднику Ивана Купалы на следующий год вообще оставался лишь один ободок, который сжигали.
Ещё один защитный магический обряд делают в купальскую ночь: защита дома от нечистой силы лопухами. Говорят, что в праздничную ночь по земле ходит не только счастье, но и нечисть. Сорванные на Купала лопухи нужно положить под крышу дома. Они и будут защищать весь год от зла и бесов.
От несчастий убережёт крапива. Её нужно класть у порога дома и на подоконниках. Чтобы зло и нечистая сила обходили дом стороной, в качестве оберега стоит носить за поясом чеснок.
А теперь – заговоры. Но помните, что обряды на Ивана Купалу очень сильные. И лучше такими заговорами без особой надобности не пользоваться.
Для тех, кто хочет привлечь деньги, существует денежный заговор, который нужно прочитать в канун праздника. Для этого необходимо взять монеты из серебра. Налить в таз воды поверх монет. И прочитать денежный заговор:
«Как люди злато-серебро любят, так деньги пусть мой кошелёк не забудут, ко мне идут, липнут, пристают. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Тем, кто хочет избавить себя или близкого человека от пьянства, стоит взять святую воду и прочитать над ней следующий заговор:
«Аки Господь наш, Иисус Христос, хмеля не знал, не пил, без него не страдал, аки Мать его Богородица, да угодники святые лихой браги не знали, без неё не терпели, так и тебе, рабу Божьему, от вина и водки отказаться и более никогда к ним не прикасаться. Аминь».
Воду эту необходимо впоследствии подливать человеку, страдающему от пьянства, в питьё и еду. Но только не кипятить, а добавлять в уже готовые блюда или напитки.
ftimes.ru