Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Какой праздник отмечал капитан врунгель и ко при переходе экватора


Какой праздник отмечал капитан врунгель и ко при переходе экватора?

Главная » Прочее »

Загрузка...

Вопрос знатокам: приключение капитана врунгель …отзыв

С уважением, ира кузнецова

Лучшие ответы

Книга начинается с пролога, в котором автор знакомится с преподавателем навигацкой школы Христофором Бонифатьевичем Врунгелем. В дальнейшем повествование ведётся от лица самого капитана. Врунгель решил совершить кругосветное путешествие на парусной яхте с экипажем из двух человек: его самого и его верзилы-помощника по имени Лом. Яхта, названная «Победа» , в результате аварии на старте переименовалась в «**беда» , потеряв две первые буквы названия. Отплыв из Ленинграда [1], Врунгель посещает норвежские фьорды, где выручает белок из горящего леса, а приняв на больной зуб сигнал SOS — тонущий траулер норвежцев. В Англии «Беда» выигрывает парусную регату при помощи реактивного шампанского. Капитан берётся конвоировать по морю косяк селёдки и в помощь себе берет мошенника-француза из Кале по фамилии Фукс. Доведя селёдок до Египта, «Беда» идёт на юг по Красному морю, по дороге из яиц в трюме вылупляются крокодилы. В Сомали экипаж арестовывают итальянские фашисты, но Фуксу удаётся обмануть их, прорастив макароны, и яхта сбегает. На экваторе Врунгель пытается по традиции провести День Нептуна, но его спутники едва не решают, что он сошел с ума. По Индийскому океану «Беда» доходит до южных полярных вод. Встретив чихающего кашалота, Врунгель оказывает ему медпомощь лопатой аспирина. Но вскоре после этого яхту захватывают «защитники» китов, желающие их уничтожения, под предводительством адмирала Кусаки (символизирующего японских милитаристов) , и высаживают на необитаемый остров. Врунгель сотоварищи обживают остров, ловят пингвинов и даже устраивают баню в вулканических источниках, но, перестаравшись с паром, взрывают остров. Врунгель и Фукс, потеряв Лома, плывут на досках по Тихому океану. Как сёрферы, они сплавляются на пляж в Гонолулу, где все принимают их за коренных гавайцев. Морякам хватает только на один билет на самолёт, они вынуждены лететь друг на друге, изображая высокого человека. Самолёт терпит крушение в джунглях Амазонии. В Рио герои воссоединяются с Ломом и «Бедой» , с помощью груза сахара спасая её от козней Кусаки и местного губернатора.

В Австралии Врунгель играет в гольф с начальником порта, и неожиданно обнаруживает, что его кэдди — это замаскированный Кусаки, преследующий их команду. Продолжая плавание, «Беда» теряет мачту, а при попытке заменить паруса воздушным змеем в воздух уносит старшего помощника. Врунгель и Фукс заменяют мачту пальмой, пророщенной прямо на корабле. Они доходят до Японии, где их давит бронированный крейсер Кусаки, и «Беда» идет ко дну. Вынужденно нанявшись кочегарами на пароход, они вновь встречают там же Лома. Доплыв до Канады, троица покупает упряжку из оленя (оказавшегося коровой) , ездовой лайки (оказавшейся волком) и саней. На этом экипаже, пугая волком корову, моряки преодолевают льды Берингова пролива. В Петропавловске они натыкаются на своих двойников на поддельной «Беде» , которыми оказываются Кусаки и его люди. Разоблачив негодяев, на этой, второй «Беде» Врунгель, Лом и Фукс завершают кругосветное путешествие.

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

они и не пересекают, они по зодиакальному кругу летают

Светик Лутик АКУНАМАТАТА :)):

каплю большую по кораблю гоняют

Нептун — один из самых древних богов римского пантеона. Его отождествляли с богом греческой мифологии Посейдоном. В Древнем Риме 23 июля отмечали праздник в честь бога Нептуна, надеясь таким образом спасти урожай от засухи. О происхождении этого бога почти ничего не известно, но не вызывает сомнений то обстоятельство, что Нептун всегда был связан с водой. В свите бога состояли такие божества, как Салация и Ванилия. Салация у римлян отождествлялась с греческими богинями Фетидой и Амфитритой. В основном Нептуна почитали люди, которые так или иначе были связаны с морем: мореходы, торговцы, рыбаки.

.

В пионерских лагерях при прохождении середины лета (16 июля) проводится День Нептуна. Иногда он проводится в первый день летнего месяца, иногда — в середине каждого летнего месяца. В этот день отдыхающие принудительно купают вожатых (и впервые отдыхающих) в ближайшем водоёме

.Все собирались на берегу водоема во главе с Нептуном и русалками, участвовали в различных конкурсаях, бросали в воду тех, кто не сумел убежать.. .

Главным действующим лицом праздника является Нептун — бог морей. Его окружение — русалки и черти — помогают проходит обряд посвящения. Сценарий праздника очень разнообразен, на каждом корабле, в каждом пионерском лагере имеются свои «дополнения» . Но цель праздничного действа одна — посвящение новичков.

Рекорды первого всеукраинского «Фестиваля Нептуна»С 29 по 31 июля 2005 года в Алуште состоялся первый всеукраинский «Фестиваль Нептуна». Яркое, оригинальное и захватывающее зрелище призвано было возродить традиции ежегодного «праздника Нептуна».

За три дня фестиваля Нептуна были побиты зафиксированные ранее в Одессе рекорды по количеству разрисованных людей, а также по созданию самой большой живой картины. Группе художников из Кривого Рога (70 человек) удалось раскрасить 344 тела, истратив 400 килограммов краски. Когда все участники боди-арт-парада выстроились на центральной набережной Алушты, то «живая цепь» оказалась длиною в 402 метра (побит мировой рекорд)

.

Другими рекордами фестиваля стали: самая большая команда пиратов, в которую вошло 294 флибустьера, и количество отдыхающих и жителей города, которые приняли участие в «Фестивале Нептуна» , -70 тысяч человек.

30 июля — День Нептуна.

Традиции празднованияВ июле традиционно День Нептуна проводился в пионерских лагерях. Все собирались на берегу водоема во главе с Нептуном и русалками, участвовали в различных конкурсаях, бросали в воду тех, кто не сумел убежать.. .

На самом деле праздник Нептуна — это, в первую очередь, морской праздник пересечения экватора. По мнению исследователей, рождение праздника Нептуна связывают с тем временем, когда мореплаватели еще не знали условий, при которых следовало проходить через экватор в конкретных долготах и в определенное время года, и потому часто попадали в полосу безветрия. Поэтому парусные суда надолго задерживались штилями в ожидании ветра.Известны случаи, когда экипажи съедали всю провизию, выпивали всю воду, а затем погибали от голода и жажды. Суеверные моряки, пытаясь выжить, обратили свой взор в сторону владыки морей. Они придумали этот праздник, чтобы ублажить морского царя и просить его о благосклонности. .Русские моряки впервые провели церемонию праздника Нептуна во время кругосветного плавания в 1803 году, отправившись на шлюпах «Надежда» и «Нева» из Кронштадта в Южное полушарие. Ими командовали капитан-лейтенанты И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский.Переход экватора был отпразднован, как этого требовал неписанный морской закон. В честь такого события личный состав кораблей надел парадную форму, были подняты флаги и произведен салют из орудий обоих шлюпов.Сценарий мог быть разным, но суть сводилась к распределению ролей среди членов команды. В состав труппы, кроме Нептуна, входили его супруга Амфитрида, их сын Тритон, дочь Зыбь, Кощей Бессмертный, звездочет, Муссон, Ураган, Пассат, Смерч, Попутник, Штиль, Шторм, Шквал, ветры О, N, S, W, русалки, водяные, песенники, штурман, вахтенный начальник, судьи, адвокаты, брадобрей, доктор, полиция и медведи.

Все они облачались в одежды, изготовленные из подручных материалов. При этом лица и тела участников разукрашивались сажей, мелом, суриком, охрой. «Нептун» был в огромном парике, с седой бородой и неизменным трезубцем.

Собственно сам ритуал начинался накануне. В ночь перед предстоящим утром перехода экватора на борту судна появлялся посланник Нептуна — Деви Джонс с письмом к командиру. В нем Нептун указывал время, когда он хочет, чтобы судно легло в дрейф или остановилось для принятия его на борт. Появление Деви происходило в темноте, он вылезал из-за борта на носу соответствующе одетым и мокрым. Затем проходил на мостик, где, собственно, и происходил разговор.Обычно начало обряда назначалось на девять-одиннадцать часов утра после уборки, когда старший офицер разрешал действующим лицам готовиться.

Крещение новичков состояло из намыливания голов новичкам с помощью большой малярной кисти, бритья громадной деревянной бритвой, а затем бросания в «купель», куда их погружали непременно до макушки, чтобы они «хлебнули соленой воды».

Существовала определенная терминология. Так, например, моряки, которые уже переходили экватор, назывались шелбаками, а бывалые — солеными.

Неужели вы никогда не отдыхали в поинерлагере? Здесь главное, чтоб погода не подвела! Нужно токо солнце, песок и вода! Дальше — на сколько фантазии хватит. Конкурсы, игры пляжные.. . Выбирают самого атлетичного парня — «Нептуном», а девушку — его дочерью, принцессой.. . Купание в первую очередь, а к вечеру уже песни у костра и т. д. Могу подробнее сценарий выстроить, если надо…

.vsesmi /news/11666/22081/Праздник Нептуна, иногда — «День Нептуна» . Водное представление. Берёт основы от традиции моряков при пересечении экватора.Экватор — воображаемая линия, разделяющая Земной шар на южное и северное полушарие.Согласно установившимся традициям, всем впервые пересекающим экватор необходимо пройти посвящение. Новичок купается в морской воде (или его кидают в бассейн, как в круизах) , далее он проползает сквозь грязный отсек, вымазанный машинным маслом. После этого он получает печать Нептуна и удостоверение о прохождении традиции.При следующем пересечении экватора, он освобождается от ритуала при предъявлении «удостоверения» .Значительно реже праздник устраивается при «пересечении линии» — тропика, полярного круга, линии перемены дат…В пионерских (или детско-оздоровительных) лагерях при прохождении середины лета (16 июля) проводится День Нептуна. Иногда он проводится в первый день летнего месяца, иногда — в середине каждого летнего месяца. В этот день отдыхающие принудительно купают вожатых (и впервые отдыхающих) в ближайшем водоёме.У туристов праздник проводится беспорядочно, заключается в обливании или бросании новичков в воду. Печати могут не ставиться, удостоверения не выдаваться. Каждый год сценарий праздника может меняться.Традиции всех вариантов празднования схожи и имеют незначительные отличия.

Главным действующим лицом праздника является Нептун — бог морей. Его окружение — русалки и черти — помогают проходит обряд посвящения. Сценарий праздника очень разнообразен, на каждом корабле, в каждом пионерском (детско-оздоровительном) лагере имеются свои «дополнения» . Но цель праздничного действа одна — посвящение новичков.

dom-voprosov.ru

Морские традиции и поверья: пересечение экватора.2

Морские традиции и поверья: пересечение экватора.2navigatorpirate27 февраля, 2010Продолжая подготовку к переходу: Коломбо, Шри-Ланка — Флорида, США я продолжаю освежать в памяти морские традиции которым будет место в этом плавании.  Грамоту, любезно сделаную прекрасным художником-дизайнером Владом mercator Вы уже видели.Еще короткий экскурс в историю празднования Праздника Нептуна при пересечении экватора и полистаем, что мы помним о проходе мыса Доброй Надежды, буду признателен если Вы присоединитесь к уточнению этих древних, интересных для нас, живущих в море, традиций.

...Этот веселый морской праздник со времени плавания «Надежды» и «Невы» стал в русском флоте традиционным. Но родился он значительно раньше и назывался праздником перехода через экватор.

«Начало его должно, конечно, искать с того времени, когда португальцы проникли за мыс Доброй Надежды»,  —  писал  Н. Боголюбов в своей книге «История корабля». В то далекое время мореплаватели еще не знали условий, при которых следовало проходить через экватор в известных долготах и в определенное время года, и по тому часто попадали в полосу безветрия. Нередко парусные суда задерживались штилями на недели и месяцы, мучительно ожидая ветра. Известны случаи, когда экипаж  съедал всю провизию, выпивал всю воду и погибал от голода и жажды. Суеверные моряки и придумали такой праздник, чтобы ублажить морского царя Нептуна и просить его о ниспослании попутного ветра. И еще  —  чтобы занять экипаж. Известно, как праздновался переход через экватор на клипере «Изумруд» при его возвращении на родину в 1867 году. Корабельный врач Богданов подготовил целое представление с национальным русским колоритом. Действующими лицами в этом шутовском представлении были Нептун, его жена Амфитрида, их сын Тритон, дочь Нептуна Зыбь, Кощей Бессмертный, великий визирь и звездочет, он же це ремониймейстер при Нептуне, Муссон, Ураган, Пассат, Смерч, Попутчик, Штиль, Шторм, Шквал, ветры О, N, S, W, русалки, водяные, песенники, горнисты и барабанщик. Все они облачились в одежды, изготовленные из подручных материалов — ворсы, каболок, овчины, обрывков старых флагов, — а лица и тела разукрасили сажей, мелом, суриком, охрой. Нептун был в ог ромном парике, с седой бородой и неиз менным трезубцем. «Дамы» были одеты в платья из флагдука. Муссона нарядили в китайское платье и снабдили длинной косой. Пассат был размалеван сажей под негра. На Смерче был чехол от главного компаса. Шквал был весь в каболках, шевелившихся при малейшем движении. Штилю связали ноги, и он едва передвигался. Под конец представления Нептун приветствовал всех мореплавателей, уже побывавших за экватором, и приказал посвятить в мореходы тех, кто переходит его впервые. Это посвящение, завершаемое обливанием, а иногда и полным погружением новичков в купели, наполненные забортной водой, являлось кульминацией всего праздника. Тех, кто переходил экватор, как было принято в русском флоте, называли бывалыми-солеными. Обычно бывалые на всю жизнь сохраняли удостоверение, выданное им Нептуном, — доказательство своего морского опыта и гарантию того, что бы не подвергаться морскому крещению повторно. Вот примерное содержание такого шутейного удостоверения: «Всем русалкам, сиренам, змеям, китам, акулам, дельфинам, скатам, пиявкам, крабам, а также и всем многим другим нашим вер ноподданным. Удостоверяется сим, кто (далее следует должность, корабль, звание, фамилия, имя и отчество) признан нами достойным быть сопричисленным к на шим верноподданным бывалым-соленым как пересекший экватор и подвергшийся  крещению морской водою с посвящением в орден океанских глубин. Нептун, владыка морей и океанов и морских стихий». Далее указывались широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность и название судна. Подпись Нептуна скреплялась специально изготовленной на этот случай «гербовой печатью» владыки морей. Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы — в нулевом градусе, то есть в точке, которая у моряков на зывается центром Земли или золотой точкой. В эпоху парусного флота моряки, пересекшие экватор в этом месте, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабачках, положив ногу на стол. Если же моряку доводилось еще и неоднократно огибать мыс Горн, то «Совет старых морских волков» награждал его специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста. Такой моряк имел право... красить ноготь на мизинце левой руки, что вызывало зависть у моряков, не имевших этих «привилегий». Ну вот, вроде все, что удалось накопать, если будут добавления — буду искренне признателен!Остается надеяться, что все будет как запланировано и выйдем мы не позже первых чисел марта. Закончить бы бумаготворчество вовремя...

Кстати, так и есть еще 1-2 места на лодке, хоть и чувствую, работают многие, изыскивая возможность к нам присоединиться, что уже достойно всякого уважения, что тут скрывать! Если что, карту перехода и условия можно освежить здесь.  Скидку гарантирую!

Кстати, маршрут будет пролегать по пути чайных клиперов из Индии или Китая в Америку. Исторические места во всех отношениях!

Уверен, что чаем и парусами там пахнет до сих пор! Так кто с нами?

navigatorpirate.livejournal.com

Пересечение экватора или праздник Нептуна

Есть на свете такая старая, добрая морская традиция при пересечении экватора устраивать праздник. Экватор, как вам известно – это такая воображаемая, но вполне определенная линия, разделяющая нашу планету на два полушария: северное и южное. Согласно установившимся традициям на морских кораблях, будь то торговое судно или военный крейсер, всем впервые пересекающим экватор по морю, необходимо пройти посвящение. Откровенно говоря, это одно из самых ярких и красочных событий в судовой жизни. Морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном, тут же на палубе крестит моряков, впервые посетивших его владения.

Сначала разберемся откуда пришел к нам такой замечательный ритуал. В эпоху парусного флота, как не трудно догадаться, двигателей внутреннего сгорания в природе не существовало – ветер был движителем всех кораблей. Вот только в некоторых районах на широте экватора с попутным ветром было частые перебои. Мореплаватели тогда еще не знали условий, при которых следовало проходить такие безветренные места, где суда дрейфовали довольно продолжительное время. От бездействия и неопределенности на судах начинался разброд и шатание: моряки медленно и уверенно сходили с ума, параллельно доедая запасы провизии и допивая пресную воду. Многие из них, не выдержав пытку бездельем, а чаще от голода так и не дождавшись попутного ветра, отправлялись на встречу к праотцам. Перспектива сгинуть за тридевять земель от родного дома, естественно, ни коим образом не устраивала морских скитальцев и выход был найден. Суеверные моряки обратили свой взор в сторону владыки моря – Нептуна. Они придумали свой собственный праздник, целью которого было ублажить морского царя и попросить о его благосклонности и снисходительности. Так и появился этот чудесный праздник.

Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы –  в нулевом градусе, то есть в месте, которое у моряков называется «пупом Земли» или «золотой точкой».

Сегодня, много лет спустя, когда моря бороздят технически продвинутые шедевры судостроительной мысли, праздник Нептуна не утратил своей актуальности. На всех кораблях, идущих под флагами различных государств, как простые моряки, так и их командиры продолжают следовать древнему обряду. Опасность пересечения экватора миновала, но праздник остался, ведь флотские традиции живучи.

Современный обряд посвящения новичков представляет собой чисто театральное представление. И сотни лет назад и в настоящее время при пересечении экватора на палубах торговых судов и военных кораблей появляется морской владыка Нептун. И так же неукоснительно выполняется обряд крещения всех, кто переходит экватор впервые. Правда, на разных судах этот праздник дополняется различными деталями в зависимости от морального облика экипажа судна. На пассажирских лайнерах и военных судах, где членов экипажа как звезд на небе, то есть очень много, действующих лиц импровизированного судового театра можно придумать несколько десятков – Нептуна, его супругу Амфитриду, их сына Тритона, ветра, Пассаты, Муссоны, Штиль, Шторм, брадобреи, песенники, черти, русалки и прочие и прочие. Но мы то работаем на торговых судах, где сокращенные экипажи и особо не разгуляешься. Поэтому и сценарий посвящения в рыцари моря слегка простоват, играются только основные роли, но праздник от этого не становиться менее веселым и запоминающимся. По заданию капитана за три дня до торжественного мероприятия дается команда подготовиться к празднику пересечения экватора. Изготовляются костюмы из подручных судовых средств: из фанеры, например, выпиливается трезубец, из старых судовых карт изготовляется борода для повелителя морей, а из использованной кем-то мочалки отлично получается шикарный пятак для слуги Нептуна – черта. В ход идет все и старые концы и ненужные флаги. Опять же, повторюсь, что сценарии праздника могут быть разные. Вот один из тех, в которых и мне приходилось участвовать. В начале новичку необходимо было пройти «чистилище», которое наполняется сажей или мазутом. Избежать данной процедуры никак не удастся – у Нептуна есть верные слуги – черти, которые разбегаются по все судну в поисках жертвы и просто так не отпустят никого. И не важно, что на тебе есть одежда, обмажут мазутом и пикнуть не успеешь. Когда находят жертву, то начинается форменная комедия, состоявшая из дискуссии Нептуна с капитаном и командой. Остроумие экипажа и владыки морей, хохот свидетелей церемонии, теплая и дружественная атмосфера оставляет неизгладимые впечатления на всю оставшуюся жизнь. После «чистилища» происходит крещение новичка. Крещение состоит из намыливания головы жертвы с помощью большой мочалки или малярной кисти, бритья громадным тесаком, любезно предоставленным для такого дела судовым поваром. А затем бросания в бочку с морской экваториальной водой. Эта бочка называется «купель», куда новичка погружали непременно до макушки, чтобы тот «испил соленой водицы» дабы ощутить всю серьезность мероприятия. Избежать крещения было невозможно. Прыткие черти всегда отыскивали спрятавшихся и под общий смех насильно крестили тех водой экватора. После того как новичок стойко перенес все экзекуции, он получает печать Нептуна на пятую точку и удостоверение о прохождении ритуала, где указывается широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность, название судна и имя которым нарекли новоиспеченного «рыцаря моря». Подпись Нептуна скреплялась судовой печатью или иной, специально приготовленной для данного случая. Любопытно, что бывалые советуют возить сей важный документ всегда с собой в рейс ибо моряк вновь может быть подвергнут крещению, если он не предъявил своего «удостоверения». Разговоры типа «у меня есть, я его дома забыл» на Нептуна и его свиту не действуют абсолютно и моряку вновь придется испытать все радости праздничной церемонии. После этого морской царь поздравляет экипаж с благополучным переходом в южные владения его царства, разрешает судну следовать далее, пообещав на всем маршруте ниспослать судну попутного ветра, и затем удалялся и церемония подходила к финалу. После посвящения, когда отгремят аплодисменты актерам и новички с довольными лицами будут ждать продолжения банкета, обычно устраиваются маленькие судовые радости. Например, барбекю или шашлыки с вином, пивом или огненной водой, а также с песнями и хорошим настроением. А как же иначе, ведь праздник все-таки.

marinecrew.info

Праздник Нептуна при пересечении экватора

Поскольку само понятие об экваторе до конца XV века не существовало и он появился на картах лишь после великих плаваний Васко да Гамы, Колумба и Магеллана, можно датировать появление славной морской традиции началом XV! века. Первое упоминание о празднике Нептуна при пересечении экватора встречается в описании плавания французских моряков из Дьеппа на Суматру. Капитан Пармантье в 1529 г. записал, что в момент перехода экватора на его судне была отслужена торжественная месса и моряки, впервые попавшие в Южное полушарие, были посвящена; в «рыцари моря». В 1557 г. французский же моряк де Лери также отметил, что «на экваторе судно посетили черти с намазанными сажей лицами, которые купали новичков, тем самым совершая обряд посвящения». Главный герой праздника Нептун по древнеримской мифологии считался богом морей, источников и рек, приводящим их в волнение, а также и усмиряющим своим трезубцем. Отождествлялся с мифологическим древнегреческим богом морей Посейдоном. В Риме в честь Нептуна был воздвигнут в цирке Фламиния храм; ежегодно 23 июля устраивались празднества — нептуналии. 26 июля 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта в первое кругосветное плавание под русским флагом. Посетив Англию, корабли вышли на простор Атлантики и 26 ноября вступили в Южное полушарие. На кораблях был произведен при этом торжественный подъем флага и под громогласное «ура» даны пушечные салюты. Одного веселого матроса Павла Курганова, имевшего по словам Крузенштерна «отменные способности и дар слова», нарядили Нептуном, прицепив длинную из пакли бороду и дав трезубец. Он «приветствовал россиян с первым прибытием в южные Нептуновы области», произносил «грозные речи», а затем приказал всех подвергнуть морскому крещению (кроме Крузенштерна и Лисянского, которые, будучи волонтерами на кораблях английского флота, пересекали экватор ранее). Кончилось это все различного рода инсценировками и плясками под звездным тропическим небом. Во время кругосветной экспедиции (1819—1821 гг.) на шлюпах «Восток» и «Мирный» пересечение экватора праздновалось особенно шумно и весело: важно было разрядить однообразную монотонную жизнь на кораблях. Как писал ф. ф. Беллинсгаузен, «требовалось что-то из ряда вон выходящее, от чего душе становилось бы легко и весело, а хорошее настроение — вещь очень и очень важная! Перейдя через эту воображаемую линию с песнями, плясками и прибаутками, моряки забывают то, что было до экватора, и думают теперь о том, что ждет впереди». Особенно почетным считается пересечение экватора на нулевом меридиане — в точке начала отсчета широты и долготы, т. е. в точке, которая у моряков называется «центром Земли». В эпоху парусного флота побывавший в этой точке получал право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовом кабачке, положив одну ногу на стол, что вызывало здоровую зависть у остальных моряков.

Понравилась ли вам эта статья?

www.barque.ru

Празднование перехода через экватор как форма досуга моряков Российского императорского флота

ПРАЗДНОВАНИЕ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ЭКВАТОР  КАК ФОРМА ДОСУГА МОРЯКОВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА …люди, видящие перед собой одни необозримые пространства воды и неба, отделенные многими тысячами верст от любезного Отечества и только одной доской от бездны, в сем скучном существовании умеют находить удовольствия. Удовольствия сии тем для них драгоценнее, что встречаются не столь часто, как на сухом пути, посреди всегдашнего шума, и оные вовсе неизвестны тому, кто не был мореходцем. Лазарев А. П. Записки о плавании военного шлюпа «Благонамеренного» в Берингов пролив и вокруг света для открытий в 1819, 1820, 1821 и 1822 годах, веденные гвардейского экипажа лейтенантом А. П. Лазаревым. Торжественное отмечание перехода через экватор – один из старинных морских обычаев, пришедших в отечественный флот с Запада. О нем неоднократно упоминали в своих работах, посвященных флотским традициям, авторы исследований, изданных в России, Русском Зарубежье, Советском Союзе и Российской Федерации1. Отдельно хотелось бы выделить труды Н. П. Боголюбова (1821-1898) и М. Ю. Горденева (1884-1955). Оба – военные моряки, они в своих работах сумели дать блестящий обзор и анализ морских традиций, в том числе праздника перехода через экватор. Последующие исследователи во многом брали за основу именно их труды.  В данной работе приводится попытка рас­смотреть место и роль данного праздника среди видов досуга и в системе воспитания моряков, проследить эволюцию его сценария и отношение к нему со стороны самих офицеров флота. Источниками послужили записки и мемуары российских мореплавателей XIX – начала XX вв. Изначально торжественно отмечался переход не экватора, а какой-либо определенной параллели (в зависимости от исторического периода и национальной принадлежности судна). М. Ю. Горденев пишет: «Исторически доказано, что эта церемония была в обычае задолго до того времени, как суда впервые пересекли 30-ю параллель и прошли через Гибралтарский пролив. По своей идее это было испытание новичков в морской службе в предстоящей им тяжелой, полной лишений службе на море. История указывает, что уже викинги, пересекая некоторые параллели, исполняли этот обычай. Весьма возможно, что они и были создателями этого обычая. В первые дни мореплавания эта церемония совершалась с благоговением и полным уважением к мифологическому Богу Нептуну – владыке морей и морских стихий, во что тогда искренне верили моряки»2.  Н. Боголюбов относит начало традиции к более поздним временам и подчеркивает, что она, напротив, возникла для того, чтобы занять экипаж в период штиля и дать ему некоторый отдых и разнообразие. «Начало его должно, конечно, искать с того времени, когда Португальцы проникли за мыс Доброй Надежды. Тогда плавания совершались гораздо медленнее чем нынче, что зависело отчасти от несовершенства в судостроении и парусности, а более от незнания условий, при которых следовало переходить через экватор в известных долготах и в определенное время года. Известно, что два пассатные ветра, встречаясь под экватором, образуют полосу безветрия в несколько градусов, где царствуют продолжительные штили, сменяемые штормами. Мореходцы прежних времен, попадая в эту полосу, нередко задерживались штилями недели и даже месяцы, подвергаясь мучительной тоске в ожидании вет­ра. Бывали такие несчастные случаи, что экипаж съедал всю провизию, выпивал всю воду и гибнул с голоду и жажды. Понятно, что это время проходило в полнейшей недеятельности и что по всей вероятности плодом досужей фантазии и был придуман такой праздник, чтобы занять экипаж»3.  В Российском Императорском флоте праздник перехода через экватор был впервые отмечен во время первого русского кругосветного плавания на шлюпах «Нева» и «Надежда» в 1803-1806 гг. Его инициаторами выступили командиры кораб­лей – капитан-лейтенанты И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, ранее пересекавшие экватор во время службы волонтерами в британском флоте. Описание этого события сохранилось в трудах мореплавателей. «26-го [ноября 1803 г.] в половине одиннадцатого часа пополуночи перешли мы через экватор под 24° 20' западной долготы, по совершении тридцатидневного плавания от Санта-Круса. Обыкновенное игрище в честь Нептуна не могло быть совершено, потому что никто, кроме меня, из находившихся на корабле нашем, не проходил прежде экватора. Однако матрос Павел Курганов, имевший отменные способности и дар слова, быв украшен трезубием, играл свою роль в самом деле так хорошо, как будто бы он был уже старым, посвященным служителем морского бога и приветствовал россиян с первым прибытием в южные нептуновы области с достаточным приличием», – писал Крузенштерн4. Более подробное и живое описание этого же события содержится в дневнике участника плавания «Надежды» – мичмана (впоследствии – лейтенанта) Е. Е. Левенштерна. «14 (26), сб. С нетерпением сегодня ожидали обеда, и после того, как мы рассчитали широту, оказалось, что мы были на 6 минут южнее экватора. Как только колокол пробил рынду5, так „Нева” повернулась, проплыла мимо нас и приветствовала нас троекратным „ура”, на которое мы растроганно ответствовали. Мы сами не знали, почему мы были тронуты до слез. Курганова переодели в Нептуна, и после того, как Крузенштерн окрестил его, он получил задание окрестить своих друзей. По одеянию было видно, что наш Нептун русский, так как он вырядился в овечьи шкуры, вывешенные на баке6 для просушки, и хотя он погибал от жары, но не отказался от водки, предложенной людям. И наш Нептун был первый, кто выпил лишнюю рюмку и вынужден был лечь. Резанов7 подарил каждому матросу от имени императора испанский талер. Лисянского пригласили к обеду, но он не принял [приглашения]; и вот все пошли к столу, кроме моей скромной особы, так как я был на вахте. За здоровье императора выстрелили из пушек 11 раз. 7 залпов – за здоровье императрицы. Опорожнено было очень много бутылок. Пили за здоровье всех, и каждый провозгласил много здравиц. После стола Крузенштерна качали с троекратным „ура”. После этого и Резанову мы должны были оказать ту же честь. И неожиданно в этом приняли участие и лейтенанты, стоявшие на вахте. Нас подкинули вверх и мы выделывали сальто-мортале. Резанов был совершенно пьян и мог только бормотать: „Ура, Крузенштерн!”. Все были довольны и веселы и только одна „Надежда” была спокойной. Шум длился до позднего вечера, пока, наконец, все не бросились в объятия Морфея»8. Отметили переход экватора и на борту «Невы». Командир корабля рассказал об этом в своих записках. «26 ноября. В 10 часов утра перешли экватор, а в полдень, по наблюдению, были мы под 10' ю. ш. и под 29° 09' з. д. по хронометрам. Удостоверившись в этом, я немедленно приказал поднять на своем корабле флаг, гюйс и вымпел и, подойдя к своему товарищу, поздравил его с благополучным прибытием в южное полушарие. В это время мои матросы были расставлены по вантам и прокричали несколько раз „ура”. То же самое было произведено и матросами корабля „Надежда”. 27 ноября. Вчерашний обряд служил только введением к сегодняшнему празднику. Поутру после парада команда и офицеры собрались на шканцы. Поздравив их с благополучным прибытием в южную часть света, я пил вместе с прочими. Так как еще ни один русский корабль, кроме „Невы” и „Надежды”, не проходил экватора, то, желая отметить столь редкий случай, я приказал на каждую артель зажарить по две утки, сделать по пудингу и сварить свежий суп с картофелем, тыквой и прочей зеленью, которая у нас сохранилась от самого Тенерифа, прибавив к этому по бутылке портера на каждых трех человек. В 3 часа пополудни сели мы за стол, в конце которого пили опять. В это время был поднят военный флаг, и производилась стрельба из всех пушек. Вечером вся команда выражала свое удовольствие песнями, и мы проводили время в приятных разговорах и в воспоминаниях о своих родственниках и знакомых»9.  Интересно отметить, что на «Надежде» праздник отмечали один день, а на «Неве» – два. При этом Лисянский, в отличие от Крузенштерна, не стал организовывать «обыкновенное игрище в честь Нептуна», хотя, несомненно, знал о подобной традиции и сталкивался с ней во время плавания на английских кораблях. 25 июля 1807 г. из Кронштадта вышел шлюп «Диана», который, под командованием лейтенанта В. М. Головнина отправился на Камчатку. В своей книге командир «Дианы» – не только выдающийся мореплаватель, но и талантливый писатель, дал подробное описание церемонии перехода экватора, в том виде, в каком она проходила в начале XIX века. «У иностранных мореплавателей есть обыкновение совершать при переходе через экватор некоторый смешной обряд, издавна введенный и по сие время наблюдаемый на англий­ских, французских и голландских су­дах. Оный состоит в том, что все те, которые в первый раз проходят экватор, должны богу морей (коего обыкновенное местопребывание пола­гать должно на самой границе север­ного и южного полушария) приносить некоторую дань, обмывшись прежде в морской воде. На английских военных кораблях обряд сей иногда отправляется с большой церемонией и парадом, к которому за несколько дней начи­нают приготовляться. Один матрос представляет Неп­туна, другой – супру­гу его Амфитриду, третий – сына их Тритона. Некоторые из них играют роль морских существ, составляющих свиту или двор бога морей. Не нуж­но сказывать, я думаю, что мифоло­гия не призывается в совет к состав­лению приличных нарядов для сей водяной труппы; им позволяется при таких случаях обыкновенно руковод­ствоваться собственным своим вку­сом, который отгадать немудрено: чем безобразнее, тем лучше. В час прохождения экватора, если это случится днем, а когда ночью, то поутру на другой день, Нептун и вся его свита в полном уборе сбираются на бак. Он спускается по веревке с носу корабля почти до самой воды и кричит в рупор страшным голосом: „На корабле – ало?” Тогда непре­менно капитан сам должен ему отве­чать со шканец: „По ответе – ало”.  Нептун начинает делать вопросы: какой корабль, кто командир, откуда и куда идет, и есть ли на нем такие, которые в первый раз проходят экватор.  Получа ответы на каждый вопрос порознь, он кричит: „Ложись в дрейф”. На сие капитан приказывает класть грот-марсель на стеньгу, не в самом деле, а только примерно, а корабль продолжает плыть без остановки. Тогда Нептун поднимается на бак, садится в сделанную для сего нарочно колесницу и, будучи окружен всей свитой своей, едет по шкафуту на шканцы. Колесницу его везут шесть или восемь совер­шенных чудовищ, с длинными распу­щенными волосами и с распещренным разными красками нагим телом, от головы до поясницы; музыка ему предшествует. По прибытии на шканцы строй солдат отдает честь. Капитан принимает его и подает список всем тем, которые прежде не проходили экватора. После нескольких вопросов и ответов с той и другой стороны, в коих Нептун всегда старается ввернуть сколько можно более остроумных и замысловатых шуток, он с такой же церемонией при громе музыки отправляется со шканец на палубу. Там царедворцы его ставят пребольшую кадку, наполненную водой и Нептун посылает, выкликая по списку, за теми, кто не проходил экватора прежде, чтобы представились ему для изъявления своего почтения и для принесения должной дани. В ответ на его призыв обыкновенно офицеры и пассажиры посылают к нему бутылку или две водки, извиняясь, что дурное состояние здоровья, домашние хлопоты и пр. лишают их удовольствия иметь высокую честь представиться владыке морей. Все такие извинения всегда принимаются отменно благосклонно. Но кто не в состоянии или не хочет сде­лать упомянутого приношения, тот должен сам явиться непременно и выдержать следующую церемонию: завязывают ему глаза и сажают на доску, положенную поперек кадки, наполненной водой. Один из свиты – представляющий нептунова брадо­брея, намазывает ему бороду, а часто и все лицо, вместо мыла смолою и бреет куском дерева с аршин в длину, обрубленным наподобие брит­вы. После сего, по данному знаку, доску с кадки из-под сидящего на ней вмиг выдергивают, и он погру­жается в воду, и лишь едва успеет выкарабкаться, как вдруг ведрами со всех сторон его обливают. Все представляющиеся Нептуну непременно должны следовать сему порядку; этикет его двора требует того. Последствием всех таких церемониальных дней обыкновенно бы­вает то, что на другой день Нептун, Амфитрида, Тритон, все царедворцы и их друзья чувствуют необыкновенную головную боль от действия многих приношений. Желая сделать для наших матро­сов сколько возможно памятнее сей день, в который российское судно проходило экватор, я позволил им следовать подобному обряду, с одним только исключением, а именно: запретил давать им водку; но по окончании церемонии велел сварить для них пунш»10. Когда Головнину, командовавшему шлюпом «Камчатка», довелось переходить через экватор десять лет спустя, он не упоминает в своих записках о каких-либо торжествах, говоря лишь о том, что личному составу был зачитан приказ о представлении офицеров и гардемаринов к награде и выплате денежной премии нижним чинам за усердие в службе11. Немецкий писатель и естествоиспытатель А. Шамиссо, в 1815-1818 гг. участвовавший в плавании вокруг света на бриге «Рюрик», под командованием О. Е. Коцебу, отметил в своей книге день первого перехода экватора кораблем. «23 ноября [1815 г.] в 8 часов вечера мы впервые пересекли экватор. На „Рюрике” был поднят флаг, дан залп из всех орудий и устроен праздник. Мат­росы-новички не знали толком, что надо делать; их Нептун выглядел весьма нелепо. Однако они были настроены очень весело, а к вечеру разыграли комедию, и день завершился хотя и поздно, но радостно. Капитан приказал выдать всем по довольно большой порции пунша»12. Приведем описание командира корабля. «25 ноября (даты в описаниях А. Шамиссо и О. Е. Коцебу различаются. – Н. К.) в 8 часов вечера мы перешли через экватор под 26° 26' з. д. Я вознамерился праздновать этот день, для чего уже с утра сделаны были все нужные распоряжения. К вечеру, когда корабль был обмыт и все приведено в порядок, офицеры и матросы оделись по-праздничному и в глубоком торжественном молчании ожидали перехода из одного полушария в другое. Ровно в 8 часов был поднят флаг и южное полушарие приветствовано восемью пушечными выстрелами; мы поздравляли друг друга и пили лучшее наше вино; матросам был дан хороший пунш. Затем явился Нептун, приветствовал нас с прибытием в южное полушарие и окрестил каждого, кто в первый раз коснулся экватора. Из всего экипажа только я один не имел надобности подвергаться этому обряду. Веселие было общее и продолжалось до глубокой ночи»13. Во время этого плавания «Рюрику» довелось пересекать экватор еще два раза. 11 мая 1816 г. это событие не было отмечено никак. Почти через два года – 8 февраля 1818 г. бриг под Андреевским флагом перешел через эту линию в третий раз. «Для русских и алеутов, которых мы взяли в городе Св. Петра и Павла, Сан-Франциско и на Уналашке, это было впервые. Наши бывалые матросы запугали их – особенно алеутов – фантастическими россказнями об этой странной линии, об опасностях и ужасах, связанных с ее пересечением. На том дело и кончилось; не было ни „крещения”, ни других праздничных церемоний», – писал А. Шамиссо14. О. Е. Коцебу пишет о большом воспитательном значении церемонии перехода через экватор. «Такие увеселения на корабле, находящемся в дальнем плавании, покажутся, может быть, кому-либо смешными; но, по моему мнению, надо использовать все средства, чтобы сохранить веселость духа у матросов и тем самым помочь им переносить тягости, неразлучные со столь продолжительным путешествием»15.  Оставил описание перехода экватора и выдающийся мореплаватель – один из первооткрывателей Антарктиды – Ф. Ф. Беллинсгаузен, командовавший в чине капитана 2 ранга шлюпом «Восток» во время кругосветного плавания в 1819-1821 гг. Событие было отмечено традиционным «крещением», но без театрализованного представления. Формально роль Нептуна сыграл сам командир корабля и начальник экспедиции. «На шлюпе „Востоке” был только я один, проходивший экватор, и следуя общему всех мореплавателей обыкновению, почерпнутою с южного полушария морской водою окропил офицеров и ученых, дабы, так сказать, познакомить их с водами южного полушария. Комиссар16, над коим вместе с прочими совершен сей обряд, исполнил тоже над командою, с той только разностью, что вместо капель выливаема была полная кружка воды в лицо каждому. Все с удовольствием подходили к комиссару, и в ознаменование перехода в южное полушарие я велел раздать по стакану пунша, который пили при пушечных выстрелах за здоровье его величества императора Александра I»17. Беллинсгаузен также подчеркивает важное значение праздника для моряков, находящихся в дальнем плавании. «Обыкновение особенным образом торжествовать переходы экватора хотя кажется маловажным и совершенно детскою забавою, однако производит большое действие на мореплавателей. Скучный и единообразный путь между тропиками разделен экватором на две части; достигнув экватора, мореплаватель радуется, что совершил половину сего пути, празднует и начинает снова вести счет дням, забывая прошедшие. Остальная часть плавания кажется ему не столь продолжительною; он не вспоминает о протекших скучных, томительных знойных днях, приятные чувствования удовольствия способствуют сохранению здоровья мореплавателей»18. За первую половину XIX столетия (с 1803 по 1848 гг.) кораблями российского флота было совершено 34 кругосветных плавания. Описания восьми из них были изданы19. Практически в каждом из них присутствует рассказ о праздничной церемонии, связанной с пересечением экватора. На их основе можно сделать вывод о том, что эта традиция была принесена из британского флота русскими офицерами, проходившими там службу в качестве волонтеров. Она быстро и прочно закрепилась на русских кораблях. Сохранился и основной сценарий праздника – официальная часть, чаще всего включающая в себя салют и собственно празднование (театрализованное представление – «визит» Нептуна, обряд «крещения», угощение команды). Программа зависела от командира корабля, инициативы матросов, условий плавания. Празднику придавалось большое значение, ­прежде всего как форме отдыха для команды, выполнявшей самую тяжелую работу. Но при этом в нем с радостью участвовали офицеры и ученые, находившиеся на кораблях. Известный русский мореплаватель Ф. П. Литке в своем описании кругосветного плавания шлюпа «Сенявин» 1826-1829 гг. (впервые издано в 1834-1836 гг.), упоминая о переходе экватора и соответствующей этому событию церемонии, с грустью отмечает, что «в наш век просвещения, эгоизма и иронии этот обряд стал выводиться из обыкновения, как остаток времен варварских, даже на английских судах, где прежде обряд этот соблюдался с некоторого рода торжественностью. Едва ли есть чему радоваться! Называют его смешным, глупым, но то же самое более или менее относится ко всякому игрищу. Нептуналии наши – обряд не только совершенно невинный, но и весьма полезный; он развлекает, веселит людей, не привыкших еще к томительному однообразию морской жизни, и всякий пекущийся о своих людях капитан должен поощрять их не только к этому, но и ко всякого рода игрищам и забавам»20. Вопреки предсказаниям Литке, традиция празднования перехода через экватор сохранилась на отечественном флоте и в XIX-XX вв., и в наши дни. Развернутое и яркое описание праздника приводит в своей повести «Вокруг света на „Коршуне”» классик русской маринистики, названный современниками «Айвазовским слова» – К. М. Станюкович. Писатель после окончания Морского корпуса в 1860-1863 гг. провел в дальних плаваниях три года. Впечатления от этого легли в основу повести, впервые напечатанной в 1895-1896 гг. и по праву вошедшей в сокровищницу русской литературы.  «В четвертом часу следующего дня „Коршун” пере­секал экватор. Это событие было ознаменовано традиционным мор­ским празднеством в память владыки морей Нептуна и обливанием водой всех тех, кто впервые вступал в но­левую широту. В половине четвертого с бака медленно двигалась процессия. На пушечном станке, везомом вымазан­ными в черную краску полунагими матросами, изображавшими, вероятно, морских коней, важно восседал марсовый Ковшиков, игравший роль Нептуна. Он был в вывороченном тулупе, с картонною короной на го­лове, с длинною седою бородой из белой пакли и с тре­зубцем в руках. Лицо его было раскрашено настолько, насколько нужно было, чтобы придать лицу владыки морей строгий и даже устрашающий вид. Сбоку шла супруга его Амфитрида, которая в лице рябого бата­лера, хотя и изрядно вымазанном суриком, тем не менее не представляла привлекательности и не свидетельст­вовала о хорошем вкусе Нептуна. По бокам и сзади шла свита, изображавшая наяд, тритонов, нереид. Это все были молодые матросы в „экваториальном” ко­стюме, то есть в простынях, опоясывающих чресла, и с венками из цветной бумаги на головах. Ни охры, ни сурика, ни черной краски подшкипер, видимо, не пожалел, и вся свита Нептуна вымазалась даже более, чем следовало бы в интересах хотя бы отдаленного правдо­подобия. Но что за дело до этого? Похожи или непохожи были матросики на морские божества, они тем не менее двигались с подобающею торжественностью, окружен­ные довольными зрителями. Когда колесница с Нептуном подъехала на шканцы и остановилась против мостика, на ­котором стояли ка­питан и офицеры, Нептун сошел с нее и, отставив не без внушительности вперед свою босую ногу, стукнул трезубцем и велел подать описок офицеров. Когда одно из лиц свиты подало Нептуну этот список, владыка морей, прочитав имя, отчество и фамилию капитана, обратился к нему с вопросом: – Какого государства вы люди? Откуда и куда идете, и как зовется ваше судно? Удерживая улыбку, капитан отвечал: – Мы русского государства люди. Идем из Кронш­тадта на Дальний Восток, а зовется наше судно „Кор­шуном”. – Хорошо, так ответствуйте, господин капитан, – продолжал Нептун в несколько приподнятом театраль­ном тоне, как и подобало владыке морей, – угодно ли вам счастливого плавания и попутных ветров? – Так я могу вам все сие даровать, но только надо вас окатить водой, ежели не желаете от меня откупиться. Капитан согласился и сказал, что дает ведро рома. За это Нептун обещал попутные ветры вплоть до Зондского пролива. Подобным же образом откупились и все офицеры и гардемарины, только, разумеется, за меньшую цену. Тогда Нептун снова сел на колесницу и приказал крестить морским крещением прочих российских людей. И при общем смехе свита Нептуна хватала матро­сов, мазала им лица сажей, сажала в большую бочку с водой и после окачивала водой из брандспойта. Осо­бенно доставалось „чиновникам”. Не избежали, несмотря на взятку, окачивания и офицеры, бывшие наверху. После того как все матросы были вымазаны и выкупаны, Нептун велел направить брандспойт на офицеров, и все, кроме капитана, были вымочены до нитки при дружном и веселом смехе матросов. Вслед за тем процессия двинулась на бак. После переодевания вынесена была ендова рома, и матросы выпили за счет капитана по чарке. А вечером, когда спал томительный зной, на баке долго раздавались песни и шла пляска. Так отпраздновали на „Коршуне” первый переход через экватор»21. В конце XIX – начале XX вв. в дальних плаваниях кораблей российского флота стали принимать участие высочайшие особы, служившие по морскому ведомству. Они тоже принимали участие в традиционном празднике. Лейтенант Г. Ф. Цывинский, старший офицер крейсера «Владимир Мономах» в 1890-1892 гг., рассказывая о праздновании перехода через экватор в 1891 г. (во время плавания наследника цесаревича Николая Александровича на крейсере «Память Азова»), упомянул о том, что «с нашего мостика было видно, что на „Азове” происходило тоже самое, но Наследника не купали»22.  В 1910-1911 гг. крейсер «Аврора» ходил в дальнее плавание в Сиам. На борту корабля находился великий князь Борис Владимирович. Старший офицер корабля старший лейтенант Г. К. Старк вспоминал о том, что представителю Дома Романовых не удалось избежать традиционного купания. «Было традиционное шествие короля морского, а после этого крещение всех, не переходивших экватор, в большой ванне, сделанной из тента, начали с Великого князя, а окончили последним матросом, в конце туда же бросили живого поросенка»23. Очевидно, что участие или не участие в «игрище» зависело целиком от воли высочайшей особы. Стоит отметить и еще один важный моральный аспект этого праздника – формальное «уравнивание» офицеров и команды перед «Нептуном», как олицетворением морской стихии. Не прерывалась традиция отмечания пересечения экватора и в период войн. Напротив, этот праздник придавал бодрости офицерам и командам, несколько отвлекал их от тревожных мыслей. П. А. Вырубов – офицер эскадренного броненосца «Князь Суворов» – флагманского кораб­ля 2-й Тихоокеанской эскадры, разгромленной во время Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г. писал своим родным: «19-го [ноября 1904 г.] мы торжественно отпраздновали переход через экватор, по старым морским традициям. На корабль явился Нептун с супругой и огромной свитой всевозможной чертовщины, допросил командира о причине нашего появления на экваторе и собрал изрядную дань чарками с господ офицеров. После этого всех, не переходивших экватор, поливали из пожарных шлангов и купали в огромной ванне, сделанной из целого брезента. Перед купанием мазали физиономию малярной кистью, мылом, разведенным в целой бочке, и брили саженной бритвой. Затем Нептун дал нам свободный пропуск, обещав благоприятные ветры и беспошлинное рыбное продовольствие. Артисты были очень хороши, костюмы прямо бесподобны, все празднество сошло очень мило. Самого адмирала [З. П. Рожественского] облили с ног до головы, а прочее офицерство все перебывало в ванне; командира купали под звуки туша»24. Во время дальних походов, совершавшихся в период боевых действий, «диалогам с Нептуном» придавался патриотический характер, русские моряки старались подчеркнуть справедливый характер войн, которые вела Россия, свою верность престолу и присяге.  Гардемарин В. Тархов участвовал в переходе экватора на вспомогательном крейсере «Орел» в 1915 г. Этот корабль тоже не обошел своим визитом «владыка морей» (автор воспоминаний подчеркивает, что «командир решил сделать нам удовольствие и вместо прямого курса на Лабуан (остров, находящийся недалеко от острова Борнео. – Н. К.) сделать небольшой крюк и пересечь экватор...»25).  «Когда по счислению мы переходили экватор, вахтенный гардемарин с бака прибежал на мостик и доложил: „Господин вахтенный начальник, какие-то чудовища лезут из моря на палубу!”. В это время Нептун уже показался на полубаке и громогласно спросил вахтенного начальника – гардемарина: „Кто без моего разрешения посмел зайти в мои владения и задеть за мой нос?”. На это вахтенный начальник ответил: „Ваше Величество, это Его Величества Государя Императора Российского крейсер „Орел”! На что Неп­тун сказал: „А, ну это корабль моего брата, и я Вам разрешаю плавать в моих владениях. Однако, как я вижу, вы все небриты и не купаны, поэтому приказываю моему брадобрею и моей свите вас побрить и выкупать!”26. Младший артиллерийский офицер крейсера «Варяг» в 1916 г. (и один из талантливейших писателей русского морского зарубежья впоследствии) – лейтенант Б. П. Апрелев подробно описал переход через экватор во время похода «Варяга» с Дальнего Востока на Север в составе Отряда особого назначения. Приведем диалог «морского царя» и «командира» (в данном случае его роль, равно как и «вахтенного начальника» играли матросы). «Нептун, не подавая руки, грозно, спросил „командира”: „А на каком основании вы позволили себе без спросу появиться в царстве моем?” „Командир” ответил, что крейсер „Варяг” идет по повелению Его Императорского Величества Российского Государя Императора из Владивостока на Мурман. Что причина тому срочная – „по обстоятельствам военного времени”, потребовалось это по телеграфу, и что времени испросить разрешения из подводного царства не было. Оба актера и „командир” и Нептун импровизировали свой диалог замечательно. „А что случилось у вас? Почему вашему Государю так срочно потребовалось посылать вас?” – грозно спросил Нептун. „Да как же Ваше Королевское Величество”, покорным голосом ответил „командир”: – совсем у нас на земле теперь не ладно. Немецкий и Австрийский императоры, да еще султан Турецкий, да царь Болгарский объявили нам войну. Вот и торопимся. Надо Россию защищать с севера”. „А почему же они объявили вам войну? Может быть вы сами их задирали или от них, что отнять хотели?” „Никак нет Ваше Королевское Величество, вовсе мы тут ни при чем”, уверено доложил „командир”, – они всей силой на нас навалились и без всякого международного права, просто зря, значит думали, что мы еще, мол, не готовы, народ, мол, у нас не военный, ну да с нами пошли Франция да Англия тут им значит и не удалось это дело”. „Так, так!” – задумчиво промолвил Нептун – „слыхал я что-то об этом, англичане тут путались уже; а вот вашего брата, что-то было не видно”. „Ваше Королевское Величество, – угодливо заговорил снова „командир”, – дозвольте нашему крейсеру спокойно, без ветров, без штормов пройти по назначению. Господа офицеры и команда наша молодец к молодцу. Присягу свою сполняют не за страх, а за совесть и ждут нас там на Мурмане»»27. Еще одним важным моментом, связанным с «нептуналиями», является отношение церкви к морским суевериям. Со времен создания регулярного флота императором Петром Великим в штат кораблей входили судовые священники. По петровскому Морскому Уставу одни из самых строгих наказаний следовали за вероотступничество и различную «ворожбу». Не одобряло многие морские традиции и флотское начальство. В 1887 г. начальник Бобруйского дисциплинарного батальона писал о татуировках чинов флота: «Изображения эти, начертанные на теле человека, воспринявшего таинство Св. Крещения, совершенно противны христианской религии, тем более, что с этими непотребными изображениями на теле заключенные ходят в храм Божий и принимают Св. Причащение»28.  Никаких документов или иных свидетельств, подтверждающих отрицательное отношение церкви к обычаю празднования перехода экватора до настоящего времени не выявлено. На наш взгляд, это связано с тем, что этот обряд всегда относили к числу «скорее шутовских, чем суеверных»29. Цитированный выше Апрелев описывает случай, когда один из матросов «Варяга» категорически отказался участвовать в праздновании именно по религиозным соображениям. «Однако, в одном месте, едва не произошла драма. Пришедшие в азарт черти, забрались в камбуз, и хотели вытащить оттуда кока. Вдруг последний схватил нож и, уставившись фанатическим фиксирующим взглядом на чертей, исступленно заявил: „Подойдите только! Или вас переколю или себя жизни лишу, а душу свою на эту дьявольскую забаву не отдам. Я человек крещеный”»30. Впрочем, опасная ситуация разрешилась быстро – «к счастью вбежавший офицер увидел во время эту сцену и „вышиб” чертей вон; кок был старообрядец, и не вмешайся офицер, дело могло бы кончиться плохо»31. Нельзя не согласиться с мнением М. Ю. Горденева о том, что «каждому плававшему и действительно жившему жизнью корабля, а не отбывавшему известные часы на борту судна, должно быть ясно, что обычай и церемония также необходимы для дисциплины, как хорошие манеры для офицера-джентельмена, ибо они отдают должное каждому, поддерживают порядок и отчетливость общей совместной жизни, удаляют трения, уничтожают раздоры и создают равномерно и бесшумно работающую машину»32. Образно выражаясь, в ряду морских обычаев и церемоний, праздник перехода экватора является своеобразным клапаном, через который «стравливается пар», благодаря чему «равномерно и бесшумно работающая машина» экипажа продолжает функционировать. В силу этого, а также из-за своего «внерелигиозного» и совершенно аполитичного характера, праздник перехода через экватор практически без изменений перешел из Российского Императорского флота в советский флот. Продолжают его отмечать и современные моряки. 1 Боголюбов Н. История корабля. Общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. – М., 1879. – Т. 1. – С. 280-283; Горденев М. Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского Императорского Флота. – Сан-Франциско, 1937. –  С. 157-161; Дыгало В. Откуда и что на флоте пошло. – М., 1993. – С. 321-324; Крицкий Н. Н., Зайцев Ю. М., Марухно В. С., Шугалей И. Ф. Традиции русского флота. – Владивосток, 2005. – С. 298-301; Манвелов Н. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. – М., 2008. – С. 268-272. 2 Горденев М. Ю. Указ. соч. – С. 157. 3 Боголюбов Н. Указ. соч. – С. 280. 4 Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве». – М., 1950. – С. 39. 5 Рында (англ. ring the bell) – три троекратных удара в корабельный колокол в полдень. Прим. сост. книги Е. Е. Левенштерна. 6 Бак (голл. bak) – носовая часть верхней (основной) палубы корабля от форштевня до фок-мачты. Прим. сост. книги Е. Е. Левенштерна. 7 Камергер Н. П. Резанов был назначен посланником России в Японию. Прим. авт.  8 Левенштерн Е. Е. Вокруг света с Иваном Крузенштерном. Дневник лейтенанта «Надежды» (1803-1806). Самое полное описание первого российского кругосветного плавания. – СПб., 2003. – С. 51-52. 9 Лисянский Ю. Ф. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах. – М., 1947. – С. 54-55. 10 Головнин В. М. Сочинения. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808 и 1809 гг. В плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 гг. Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 гг. С приложением описания примечательных кораб­лекрушений, в разные времена претерпенных русскими мореплавателями. – М.-Л., 1949. – С. 39-41. 12 Шамиссо А. Путешествие вокруг света. – М., 1986. –  13 Коцебу О. Е. Путешествия вокруг света. – М., 1948. – С. 42-43. 14 Шамиссо А. Указ. соч. – С. 231. 15 Коцебу О. Е. Указ. соч. – С. 43. 16 Чиновник, занимавшийся вопросами пищевого довольствия. Прим. авт. 17 Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 г. г., совершенное на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Востока». Шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант Лазарев. – М., 1960. – С. 109. 19 Ивашинцов Н. Русские кругосветные путешествия, с 1803 по 1849 год. – СПб., 1872. – С. V-VI. Разд. паг. 20 Литке Ф. П. Путешествие на военном шлюпе «Сенявин» 1826-1829. – М., 1948. – С. 20. 21 Станюкович К. М. Вокруг света на «Коршуне» // Станюкович К. М. Собрание сочинений в шести томах. Морские повести и рассказы 1895-1896. – М., 1958. – Т. 2. – С. 334-336. 22 Цывинский Г. 50 лет в Императорском флоте. – Рига, 1929. – С. 109. 23 Старк Г. К. Моя жизнь. – СПб., 1998. – С. 81. 24 Вырубов П. А. Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою (В письмах к отцу) 1895-1905. – Киев, 1910. – С. 120. 25 Тархов В. Отдельные гардемаринские классы // Военная быль. – 1973. – № 120. – С. 23. 27 Апрелев Б. П. На «Варяге». Жизнь после подвига. – М., 2013. – С. 199-200. 28 «Всякая татуировка нижних чинов впредь воспрещена». Об одном из флотских обычаев. Подготовка к публикации, вступительная статья и комментарии А. А. Бочарова // Кортик. – 2009. – № 10. – С. 107. 29 Боголюбов Н. Указ. соч. – С. 280. 30 Апрелев Б. П. Указ соч. – С. 204. 32 Горденев М. Ю. Указ. соч. – С. 133.

old.museum-murom.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.