Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Когда праздник неопалимая купина


Как празднуется День иконы Богоматери «Неопалимая купина»?

Праздник иконы Божией Матери «Неопалимая купина» установлен в православной церкви с XVII века, а сама икона известна с конца XIV столетия.

Когда празднуется День иконы «Неопалимая купина» в 2019-ом?

Когда отмечается праздник? Дата почитания иконы Богоматери «Неопалимая купина» приходится на 17 сентября 2019 года (4 сентября по старому стилю). Праздник отмечают в День памяти пророка Моисея.

История Праздник иконы Богоматери «Неопалимая купина»

История и традиции праздника иконы Божией Матери «Неопалимая купина» таковы. Как описывается в Библии, пророку Моисею в пустыне возле горы Синай в горящем, но не сгорающем терновом кусте – купине – явился сам Господь. Услышав глас Божий, Моисей узнал, что скоро израильтяне освободятся из египетского плена.

Образ купины имеет в христианстве множество значений. Она является символом веры и указывает на непорочность Богородицы. В церковных песнопениях слышится этот мотив: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси». 

В иконописи сложилась определенная традиция, согласно которой изображается этот образ. В центре иконы «Неопалимая купина» размещается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов.

Лик Богородицы с  младенцем на руках изображают в восьмиугольной звезде, сложенной из двух четырехугольников. Четыре конца звезды окрашены в зеленый цвет, что символизирует куст – купину, а оставшиеся, красного цвета, отождествляются с огнем, посланным с небес.

Подобную икону в 1390 году принесли собой в Москву иноки из Палестины. По преданию, она была написана возле скалы, у подножия которой пророк Моисей увидел пылающий куст. Эта икона по сей день хранится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

В чём помогает икона Божией Матери «Неопалимая купина»?

В праздник иконы Божией Матери «Неопалимая купина» вспоминают о том, что она издавна почиталась как защитница от пожаров, молний и стихийных бедствий, связанных с огнем.

Известны многочисленные чудеса, связанные с ней. После неустанных молитв перед нею был освобожден из заточения несправедливо осужденный Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича.

Колошин построил храм в честь этой иконы. В средние века большинство зданий в Москве были деревянными, и во время пожаров огонь распределялся быстро, однако чудесным образом обходил храм в честь Неопалимой Купины и эту часть города.

Считается, что эта икона защищает от пожаров в доме, помогает исцелиться от физических и психических недугов. В старину существовал обычай во время пожара обходить вокруг горящего дома с этой иконой.

vstretim-prazdnik.com

Праздник иконы Божией Матери Неопалимая Купина 2018г.

17 сентября 2018 года, в день нашего престольного праздника иконы Божией Матери Неопалимая Купина, состоялась праздничная Божественная Литургия. В этот солнечный праздничный день в храм на совместную молитву собрались многочисленные прихожане, которые пришли помолиться Пресвятой Богородице и попросить ее помощи и заступничества. Многие смогли приобщиться Святых Христовых тайн. По заамвонной молитве вокруг храма состоялся праздничный крестный ход с молебным пением Пресвятой Богородице. По окончании Божественнй литургии и крестного хода настоятель храма обратился к прихожанам с торжественным словом, в котором поздравил всех присутствующих с престольным праздником и пожелал всем помощи и покровительства Пресвятой Богородицы. По окончании богослужения была организована праздничная трапеза.

This slideshow requires JavaScript.

Икона Божией Матери «Неопалимая купина»: Празднование 4/17 сентября

Описание

Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. Горящая но несгорающая купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого, при котором Она, став Матерью, осталась Девой. Также бытует другое прочтение прообраза: Богоматерь, родившись в мир грешных людей, пребыла непричастной греху.

Чаще ныне встречается более поздний, символико-аллегорический образ Божией Матери «Неопалимая Купина». На иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа. Звезда составлена из двух острых четырехугольников с вогнутыми краями, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа Евангелистов, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева». Поля иконы бывают заполнены воспевающими Богоматерь и поклоняющимися Ей небесными силами и ангелами стихий — росы, грозы, мрака, мороза, льда, огня и т. д.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Более древняя форма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» более дословна — она изображает объятый пламенем куст, над которым возвышается Богоматерь с Богомладенцем на руках или с воздетыми руками — в позе Оранты или Знамения. Перед кустом изображается коленопреклоненный пророк Моисей.

История

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

В середине XVI века возникла символико-аллегорическая композиция иконы «Неопалимая Купина.» Она стала одной из самых распространенных в России в XVI-XIX веках чудотворных икон Богоматери, почитавшейся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара. Празднование иконе 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, было установлено в 1680 году.

Иконы храма в Хамовниках

Чтимый образ «Неопалимой Купины» был, по преданию, в «Святых сенях» Грановитой Палаты, откуда перенесен в Московскую церковь Неопалимой Купины в Хамовниках. Эта икона прекрасного древнего письма сделалась особо чтимой и празднование ей совершалось два раза: 4 сентября и в шестую неделю по Пасхе – Неделю о слепом, — так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм. Известен случай, когда поляк, солдат Наполеоновской армии, в 1812 году похитил с этой иконы драгоценную ризу, но перед уходом из Москвы с покаянием вернул её священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины,» особо чтимый с 1837 года. На иконе небольших размеров был изображен молящийся человек. В храме хранилась и особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе был обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна«.

Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке Бельницкой было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара».

С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины — в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В начале XXI века в Славянск помолиться перед образом люди ехали не только с Украины, но и из России и Белоруссии.

Молитвы

Особая служба в честь этой иконы была составлена архимандритом Фотием (Спасским).

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

Ин тропарь, глас 4

Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей,/ показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже,/ огнь Божества неопальне во чреве Приимшую/ и нетленну по Рождестве Пребывшую,/ Тоя молитвами от пламене страстей избави нас/ и от огненных запалений град Твой сохрани,/ яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

hram-kupina.ru

17 сентября - праздник в честь иконы Божией Матери «Неопа­ли­мая Ку­пи­на»

Од­ним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Бо­го­ма­терь, бы­ла неопа­ли­мая ку­пи­на — тот куст, ко­то­рый Мо­и­сей ви­дел го­рев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта ку­пи­на зна­ме­но­ва­ла со­бой непо­роч­ное за­ча­тие Бо­го­ма­те­рью Хри­ста от Ду­ха Свя­то­го. Быв Ма­те­рью, Она оста­лась Де­вой: до рожде­ства Де­ва, в рож­де­стве Де­ва и по рож­де­стве Де­ва.

Мож­но при­дать и дру­гое еще тол­ко­ва­ние про­об­ра­зу неопа­ли­мой ку­пи­ны: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной гре­ху, не по­знав­шей без­за­ко­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях слы­шит­ся этот вет­хо­за­вет­ный сим­вол: «Яко­же ку­пи­на не сго­ра­ше опаляема, та­ко, Де­ва, ро­ди­ла еси». В сти­хи­ре на Бла­го­ве­ще­ние по­ет­ся: «Ра­дуй­ся, Ку­пи­но неопа­ли­мая».

Бла­го­че­сти­вое хри­сти­ан­ское усер­дие по­ста­ра­лось за­кре­пить в ху­до­же­ствен­ном об­ра­зе эту мысль, и от­сю­да воз­ник­ла ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

По на­род­но­му ве­ро­ва­нию ико­на эта из­бав­ля­ет до­ма по­чи­та­ю­щих ее от ог­ня. «Неопа­ли­мая Ку­пи­на» изо­бра­жа­ет­ся ино­гда в ви­де объ­ято­го пла­ме­нем ку­ста, над ко­то­рым воз­вы­ша­ет­ся ви­ди­мая от по­я­са Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем на ру­ках. Это изо­бра­же­ние ред­ко. Го­раз­до ча­ще изо­бра­жа­ет­ся вось­ми­уголь­ная звез­да, окру­жа­ю­щая Бо­го­ма­терь.

Звез­да со­став­ле­на из двух че­ты­ре­уголь­ни­ков. Один окра­ши­ва­ет­ся в крас­ный цвет — во об­раз пла­ме­ни, дру­гой, на­по­ми­ная зе­лень та­ин­ствен­но­го ку­ста, — в зе­ле­ный. В уг­лах ико­ны — че­ты­ре сим­во­ла, упо­ми­на­е­мые в Апо­ка­лип­си­се Иоан­на Бо­го­сло­ва: че­ло­век, лев, те­лец и орел, а так­же ар­хан­ге­лы с те­ми сим­во­ла­ми, ка­кие усва­и­ва­ет им цер­ков­ное пре­да­ние, — Ми­ха­ил с жез­лом, Ра­фа­ил с ала­вастром, Ури­ил с ог­нен­ным ме­чом, Се­ла­фи­ил с ка­ди­лом, Вара­хи­ил с ви­но­град­ным гроз­ди­ем и Гав­ри­ил с вет­кой бла­го­ве­стия. В ру­ках Пре­чи­стой Де­вы по­ме­ща­ет­ся еще ино­гда, кро­ме Мла­ден­ца, ле­стви­ца, при­сло­нен­ная верх­ним кон­цом к пле­чу Бо­го­ма­те­ри — зна­ме­ние то­го, что Она воз­ве­ла че­ло­ве­че­ство от зем­ли на Небо. Пи­шут ино­гда еще вра­та и жезл — сим­вол Спа­си­те­ля, на­зы­ва­е­мо­го в цер­ков­ных пес­нях «жез­лом от кор­ня Ие­се­е­ва».

Од­на из наи­бо­лее древ­них икон «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» на­хо­дит­ся в мос­ков­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре. Она при­не­се­на в Моск­ву па­ле­стин­ски­ми ино­ка­ми в 1390 го­ду и, по пре­да­нию, пи­са­на на камне той ска­лы, где Мо­и­сей ви­дел та­ин­ствен­ный куст.

В мос­ков­ской церк­ви Неопа­ли­мой Ку­пи­ны, в Ха­мов­ни­ках, сто­ит ико­на, на­хо­див­ша­я­ся неко­гда в «Свя­тых се­нях» при Гра­но­ви­той Па­ла­те двор­ца. Она пре­крас­но­го древ­не­го пись­ма, а раз­ме­ром 1 ар­шин 12 верш­ков дли­ной и 1 ар­шин 7 верш­ков ши­ри­ной. Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся два ра­за: 4 (17 по нов.ст) сен­тяб­ря, в день па­мя­ти про­ро­ка Мо­и­сея, ви­дев­ше­го «ку­пи­ну», и в ше­стую неде­лю по Па­схе — неде­лю о сле­пом, так как в этот день, по пре­да­нию, бы­ла пе­ре­не­се­на в Ха­мов­ни­ки из Крем­ля ико­на и освя­щен но­вый храм.

За­ме­ча­тель­но со­бы­тие с ри­зой этой ико­ны. В 1812 го­ду фран­цу­зы ее по­хи­ти­ли. Пе­ред остав­ле­ни­ем ими Моск­вы при­шел к свя­щен­ни­ку Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря отцу Алек­сию Вве­ден­ско­му поль­ский сол­дат и от­дал ему ри­зу с ико­ны «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», про­ся воз­вра­тить ее в ту цер­ковь, от­ку­да она взя­та. Сол­дат при­знал­ся, что с тех пор, как он по­хи­тил ри­зу, он не мо­жет най­ти по­коя и его му­чит невы­но­си­мая тос­ка.

В этом же хра­ме сто­ит по­жерт­во­ван­ная в 1835 го­ду и осо­бен­но чти­мая с 1837 го­да дру­гая неболь­ших раз­ме­ров ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». На ней пе­ред Бо­го­ма­те­рью изо­бра­жен мо­ля­щий­ся че­ло­век. В хра­ме хра­нит­ся осо­бая ру­ко­пис­ная служ­ба иконе с при­пис­кой, что на Си­най­ской го­ре есть обы­чай петь эту служ­бу во вре­мя силь­ной гро­зы, «егда мол­ния бы­ва­ет страш­на».

В 1822 го­ду в го­ро­де Сла­вян­ске Харь­ков­ской губернии уча­сти­лись по­жа­ры от под­жо­гов. Жи­те­ли не зна­ли, что де­лать. То­гда бла­го­че­сти­вой ста­руш­ке Бель­ниц­кой бы­ло от­кры­то во сне, что ес­ли на­пи­шут ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» и со­вер­шат пе­ред ней мо­ле­бен, по­жа­ры пре­кра­тят­ся. Бель­ниц­кая рас­ска­за­ла о сне про­то­и­е­рею Ко­стри­чу. Ико­на бы­ла немед­лен­но на­пи­са­на, и по­сле ли­тур­гии пе­ред ней со­вер­ше­но мо­леб­ствие. В тот же день слу­чил­ся но­вый по­жар и об­на­ру­же­на под­жи­га­тель­ни­ца, ма­ло­ум­ная де­ви­ца Мав­ра. Ока­за­лось, что она про­из­ве­ла все по­жа­ры. По­жа­ры по­сле это­го пре­кра­ти­лись, а бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли для ико­ны ки­от с под­пи­сью: «В па­мять 1822 го­да за спа­се­ние гра­да от по­жа­ра». Ико­на сто­ит в Тро­иц­кой церк­ви.

ekaterinburg-eparhia.ru

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери «Неопалимая купина» / Православие.Ru

Празднование 4/17 сентября

Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси. Радуйся, Купина Неопалимая.

Стихира на праздник Благовещения

Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седаяНеопалимой Купины,В метели белой приседая,Мигает мне из тишины;Перед задумчивым киотом —Неугасимый фонарек;И упадает легким лётомПод светом розовый снежок.Неопалимов переулокПургой перловою кипит;И Богоматерь в переулокСлезой задумчивой глядит.

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.

Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

pravoslavie.ru

Неопалимая Купина (День Вавилы)

Народно-христианский праздник Неопалимая Купина отмечается 17 сентября (4 сентября по старому стилю) каждого года. В этот день церковь чтит икону Божьей Матери, именуемую Неопалимая Купина.

Другие названия праздника: Праздные вилы, День Вавилы, Луков день.

17 сентября молились о защите дома от огня. Считалось, что в этот день подобная молитва будет обязательно услышана. Люди считали, что 17 сентября нужно обязательно помолиться Неопалимой Купине, которая, согласно верованиям, охраняет дом от молний и пожаров – этих стихий в древности боялись больше всего. Также верили, что Неопалимая Купина сможет защитить скотину от болезней, а хлева – от возгорания.

Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

В христианстве Неопалимая купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. В Православии неопалимая купина является также символом исихазма, так как исихаст постепенно рождает в самом себе ни в коем случае не являющегося ни Богом, ни наместником Бога на Земле в какой бы то ни было форме богочеловека по благодати (по энергиям, по имени), подобно рождению Богоматерью единственного во веки веков Богочеловека по сущности (по природе), и потому, что при необходимости старец, подобно Моисею, может вести своих духовных чад, при Иисусовой молитве призывается Святой Дух, а история исихазма связана с монастырём Святой Екатерины.

Традиции и обряды на Неопалимая Купина

— Люди считали, что 17 сентября нужно обязательно помолиться Неопалимой Купине, которая, согласно верованиям, охраняет дом от молний и пожаров. Кроме того, существовал обычай в случае пожара обходить с этой иконой вокруг горящего дома. Также верили, что Неопалимая Купина сможет защитить скотину от болезней, а хлева – от возгорания. Но она могла и наслать гром, молнии, огонь и камни с неба, как Илья-пророк. Поэтому её ещё называли «громницей».

— Наши предки знали много поверий, связанных с пожарами, которые были самым страшным бедствием для крестьян наряду с неурожаем. Например, говорили, что пожар, вызванный молнией, можно затушить молоком от черной коровы, квасом или пивом. Верили также, что если бросить в горящий дом белого голубя, то пламя погаснет. Спасти от грозового пожара могли черная собака или кошка, живущие в доме.

— В этот день женщины начинали выкапывать лук, а потому, праздник в народе называли Луковым. Мужчины обходили сеновалы и тыкали в них вилами — чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни, которые зимой могут напасть на скотину. В народе говорили, что «бывает, начнет при этом стонать кто-то, будто ком отшатнется от вил да оком курячьим взглянет, а если выйти во двор с вилами в руках, то все бесы разбегутся кто куда».

Приметы и поговорки на Неопалимая Купина

  • Много шелухи на луке – примета того, что зима будет очень холодной.
  • Большой урожай рябины — к морозам зимою.
  • Заяц, бегущий по селу, кукушка, летящая по деревне, мыши, бегущие по полю предвещают пожар.
  • На Вавилу чинят грабли, косы, вилы.
  • В старину в этот день избегали давать в долг, также старались не подавать милостыню нищим, чтобы не перетянуть нищету.
  • Дети, рожденные в этот день, обладают упрямым нравом. Со временем они всего добиваются сами.
  • Родившимся в этот день следует носить флюорит.
  • После дождя быстро подсохло — к затяжному ненастью.
  • Дождь, начавшийся на рассвете, к полудню закончится.
  • Облака идут друг над другом в несколько ярусов — к переменной погоде с небольшими осадками и последующим похолоданием.
  • Рыба голец мечется по аквариуму вверх-вниз, вправо-влево — к скорому ненастью.
  • Нельзя держать пожарную бочку в полной готовности, поскольку быть готовым к пожару – по приметам, беду накликать

Существовали и особые приметы: пожар предвещали мыши, бегущие по полю; кукушка, летящая по деревне; заяц, бегущий по селению. Интересно, что пожарную бочку нельзя было держать в полной исправности. Говорили, что быть готовым к пожару — бога искушать.

Именины 17 сентября

Михаил, Иван, Павел, Юлиан, Степан, Елена, Василий, Моисей, Петр, Григорий.

boooh.ru

Неопалимая Купина

Адрес страницы: https://www.calend.ru/narod/6728/

Главная страница / Народный календарь / Неопалимая Купина

В это время начинали выкапывать лук (Фото: Sandra Cunningham, Shutterstock)

В этот день отмечается праздник иконы Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина». По преданию, в виде горящего, но не сгорающего тернового куста Моисею явился Бог, чтобы призвать пророка вывести народ Израиля из Египта. В христианстве Неопалимая Купина стала прообразом Богоматери, символизирующим непорочное зачатие Девы Марии. Православные люди почитают чудотворную икону Божьей Матери с тем же названием. В центре иконы располагается изображение Марии с младенцем, заключенное в восьмиконечную звезду, которая, в свою очередь, образована двумя четырехугольниками — зеленым (естественный цвет Купины) и красным (цвет объявшего ее пламени). В русской иконописи икона известна с середины 16 века, а праздник в честь нее был установлен в 17 столетии. В народе Неопалимую Купину вполне естественно считали охранительницей от пожара и молнии. Соответствующую молитву произносили в этот праздник. Кроме того, существовал обычай в случае пожара обходить вокруг горящего дома с иконой Богородицы Неопалимой Купины. Наши предки знали много поверий, связанных с пожарами, которые были самым страшным бедствием для крестьян наряду с неурожаем. Например, говорили, что пожар, вызванный молнией, можно затушить молоком от черной коровы, квасом или пивом. Верили также, что если бросить в горящий дом белого голубя, то пламя погаснет. Спасти от грозового пожара могли черная собака или кошка, живущие в доме. Существовали и особые приметы: пожар предвещали мыши, бегущие по полу; кукушка, летящая по деревне; заяц, бегущий по селению. Интересно, что пожарную бочку нельзя было держать в полной исправности; говорили, что быть готовым к пожару — бога искушать.

В это время женщины начинали выкапывать лук, а мужчины обходили сеновалы и тыкали в них вилами — чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни, которые могут зимой напасть на скотину. Так же вилами тыкали в сухой мох, если строили дом.

Александр, Василий, Григорий, Елена, Иван, Митрофан, Михаил, Моисей, Николай, Павел, Петр, Степан, Федор, Юлиан

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Все события 14 октября

www.calend.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.