Братия и сестры! Празднества в честь святых уподобляются блистанию звезд. Как звезды расположены на небесном своде в известном порядке, на известном расстоянии друг от друга и освещают землю, так и святые угодники Божии светят миру своей богодухновенной подвижнической жизнью, научают нас истинам Христовой веры и любви. Хотя останки многих святых находятся под спудом, но сила благодати, явленная в них, так же вечна и действенна, как и тех святых, чьи мощи были обретены.
В 1422 году Господь прославил Своего великого угодника — преподобного Сергия Радонежского обретением его нетленных чудотворных и многоцелебных мощей. С этого времени многие богословы и церковные проповедники старались в меру своих сил и дарований возносить хвалу его жизни и славным христианским подвигам. Однако они сознавали, что никто из них не может достойно восхвалить его. Но “если мы умолчим, — говорил митрополит Московский Платон, — то самое место сие, напоенное пόтом трудов его и прославленное его великими чудесами и благодеяниями, самое это место всегда останется громким того проповедником. Каждый христианин, пользуясь примером святого его жития и получая утешение в ходатайстве его молитв, каждый христианин привлекается силою благодати, любовью к нему и усердием”. И никогда в Церкви Божией не умолкнут хвалы преподобному Сергию, ибо в память вечную будет праведник (Пс.111:6).
Святость есть основание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения. И наше русское православное богословие совершается водительством святых угодников-боговидцев, в числе которых ближе всего стоит к нам великий Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Свое богословие заключил он не в книгах, но явил всей своей жизнью. Он учит нас боговедению не словами, но молчаливо — делами своими.
Жизнь святого аввы Сергия должна служить назиданием для каждого последователя Христа Спасителя. Спасение, как показал нам преподобный, должно быть главной целью земной жизни человека, которая служит приготовлением к вечности. “Смотрите на небо, — учит епископ Феофан Затворник, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Для достижения своего спасения последователь Христа должен постоянно трудиться, чтобы искоренить все греховное и страстное в своем человеческом естестве и усвоить христианские добродетели. Но для совершенствования в духовной жизни необходимо содействие божественной благодати, которая испрашивается усердной молитвой ко Господу.
Однажды святой Антоний Великий обратился с мольбой к Богу: “Господи, покажи мне путь спасения!” И когда он вышел из своей пещеры, то увидел кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал и начал молиться, после опять сел и начал вить веревку, поработав, опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и укрепления святого Антония. Ангел Божий сказал ему вслух: “И ты делай так и спасешься”. Это означало, что труд, подкрепляемый молитвой к Богу, и молитва, сопровождаемая благим трудом, приведут к спасению души.
Жизнь христианина всегда и во всех обстоятельствах должна быть посвящена Богу. Свое спасение человек может совершать во всяком положении. Никакое место, никакое время не отделяет нас от вездесущего Бога. Преподобный Сергий спасался и в семье, когда ухаживал за родителями, спасался и в пустынном одиночестве, когда пришел на Маковец, спасался и став во главе монастырской братии, когда принял над ней начальство. “Место не спасет человека и не погубит, — говорит преподобный Нифонт, — одни дела погубляют и спасают. Кто не соблюдает заповедей Господних, тому не поможет ни святой сан, ни святое место”. Христианин должен спасаться в тех условиях, в которые он поставлен промыслом Божиим, чтобы всецело направить путь своей жизни к достижению Небесного Отечества. “Москва одна, — пишет епископ Феофан Затворник, — а дорог к ней много, и всякая в нее приводит. Но если кто, направляясь по одной дороге, бросит свою и перейдет на другие, то он никогда не дойдет до Москвы. Так и в духовной жизни есть град пресветлый, куда все стремятся, и дороги в него разные, и всем в него дойти можно, но стань переменять дороги — очень недивно, что никогда не доберешься до того града”. Истинный последователь Христа должен непоколебимо верить, что все случаи жизни устрояются промыслом Божиим, всякое дело нужно стараться делать так, как если бы оно было поручено ему от Бога. Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд надо соотносить с волей Божией. Житейские дела не могут являться препятствием в деле спасения в том случае, если человек будет постоянно бороться с греховным образом жизни. Так, одному из пустынных отцов, достигшему духовной высоты, Господь сказал, что в городе Александрии есть христианин, по специальности врач, который, имея постоянное общение с людьми, тоже достиг высокого духовного совершенства и ежедневно с ангелами возносит хвалы Богу.
И семейная жизнь, и общественная, если она будет согласована с заповедями Христовыми, является спасительной и богоугодной. Если устроить жизнь так, чтобы в ней господствовали заповеди Божии, а не грех, то это уже будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная. “Кто живет в семье, — учат святые отцы, — тому и спасение от семейных добродетелей. Только исполняйте всё как волю Божию, на вас возложенную”. И много было угодников Божиих, которые среди житейской суеты достигали спасения.
Братия и сестры! Будем нести наше земное служение, наши земные обязанности как возложенные на нас Богом, исполняя их добросовестно, с усердием, приготовляясь дать отчет об исполнении их Богу. Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и земные дела сделаются небесными. Тогда мы будем истинными последователями Господа Иисуса Христа, достойными учениками аввы Сергия, который всегда будет нам путеводной звездой в обители Отца нашего Небесного. Аминь.
Игумен Георгий (Тертышников)
Текст приводится по изданию: Игумен Георгий (Тертышников). В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца // В память вечную будет праведник. Краткое житие преподобного Сергия. Проповеди на дни его памяти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 90-93
azbyka.ru
8 октября Русская Православная Церковь вспоминает преставление одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.
Преподобный Сергий Радонежский (в миру носил имя Варфоломей) родился около 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать. Эта встреча запечатлена на широко известной картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже находился в то время его брат Стефан. Вместе братья решили уйти в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры, на холме Маковец они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.
Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Со временем подвижник образовал монастырь, приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).
Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией.
Преподобный Сергий пользовался большим уважением у князей. Великий князь Дмитрий Донской часто прислушивался к советам святого, благословение на Куликовскую битву князь получил именно от радонежского игумена. К этому моменту, также не без помощи Сергия, примирявшего враждующих, почти все князья уже признавали главенство князя Дмитрия.
Преставился преподобный Сергий в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В 1919 году мощи были вскрыты и находились в музее, но затем в 1946 году вновь возвращены Церкви.
Чудеса, приписываемые Сергию Радонежскому
Ещё при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершённых Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.
Исцелённые прославляли Преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель Стефан не успевал на этот раз заехать туда, а потому остановился на дороге и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришёл в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию – будущему святому благоверному князю Дмитрию Донскому.
Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в День праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
Однажды, глубокой ночью, Преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнёс эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядёт!»
Преподобного Сергия внезапно осиял неземной свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, Преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью. «Не бойся, избранниче мой, – изрекла Она. – Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…» Божия Матерь стала невидима. А Преподобный Сергий долго оставался в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.
Явление Божией Матери в келье Преподобного Сергия – на месте нынешней Серапионовой палаты – было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Её обетовании свято хранилась учениками Преподобного Сергия.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании ученика. В безмолвном уединении Преподобный отошёл ко Господу 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ней со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»
По информации сайтов Православие и мир, Православие.ru и других
Источник: http://inpavposad.ru/novosti/prazdnik/8-oktyabrya-den-pamyati-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo
inpavposad.ru
До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала. Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза — совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.
Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.
Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.
В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.
Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.
Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основали маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес — безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник — он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.
Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери — стаи волков, медведи — приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.
Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.
Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник — основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».
Уже после кончины преподобного Сергия основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры. Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия — преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм. До того иноки обходились деревянными церквями. При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы. Самые известные из них — иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего — икона «Святая Троица» — создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.
В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Самых начитанных монашествующих оттуда привлекали к работе на Московском печатном дворе. Например, первый печатный вариант Устава «Око церковное» по велению патриарха Гермогена был подготовлен в 1610 году троице-сергиевским иноком Логгином Шишелевым по прозвищу Корова.
Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.
«Образовательный центром» Троице-Сергиев монастырь сделался лишь в середине XVIII века. В 1742 году тут появилась семинария. А 1 октября 1814 года, на праздник Покрова Богородицы, здесь состоялось открытие Московской духовной академии, перенесенной из Москвы, где она именовалась Славяно-греко-латинской академией. С этого момента Троице-Сергиева обитель — действительно один из главных оплотов и духовного образования, и духовного просвещения всероссийского уровня.
Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания. Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». Казалось бы, как просто… А много ли настоятелей нашего времени пожелают и смогут уподобиться в этом Сергию?
Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.
Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди — от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели — размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.
foma.ru
17 июля 2007 г. 23:35
Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.
И кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода; и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов (Ис. 58, 11) — так ублажает праведников великий пророк Божий Исаия.
Дорогие братия и сестры! Завтра все православные христиане, и особенно Троице-Сергиева Лавра, будут торжественно праздновать память Преподобного Сергия, воспоминая обретение честных его мощей. Вот уже почти шестьсот лет прошло со дня кончины Преподобного, и мощи его до сих пор почивают нетленными, источая исцеления и творя бесчисленные чудеса.
Не задавались ли вы вопросом: для чего прославляет Господь Бог мощи святых Своих угодников прежде всеобщего воздаяния и знаменует их нетлением и чудесами? Господь Бог прославляет мощи святых Своих в награду за их земные труды и подвиги, которыми они угодили Ему. Господу угодно было, чтобы за труды, болезни и подвиги, которые они подъяли и понесли ради Него и по вере в Него, получили они награду не только на Небе, где души их наслаждаются и блаженствуют в постоянном лицезрении Его, но чтобы они чествовались и на земле, славились и восхвалялись между верными сынами Церкви. Своими духовными подвигами и благочестивой жизнью они сделались особенно близкими к Богу и отмечены Им особенной благодатью и милостью. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15, 14), — говорил Спаситель Своим апостолам.
Угодники Божии настолько очистились от всякой страсти и порока, что Дух Святый вселялся в них, как в предочищенные сосуды, и пребывал в них всегда, потому они и именуются богоносными отцами. Будучи напоены силой Божией, они этой же силой при посредстве собственного подвига очищали тела свои от греха — причины смерти и тления; этой же силой Божией они и по смерти сохраняются от тления. Их тела освящаются и проницаются силой Христовой подобно тому, как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания.
Поэтому Святая Церковь еще с древних времен особенно чтила останки святых, устанавливая в честь их обретения или перенесения праздники, воздвигая над ними храмы и алтари, употребляла антиминсы со святыми мощами, без которых невозможно совершать Божественную литургию; воздавала им честь лобызанием и поклонением им, возжжением пред ними светильников и каждением фимиама, если были они прославлены нетлением и чудесами.
Прославляет Господь Бог святых угодников Своих и награждает их нетлением и чудесами для нашего преимущественно назидания и утешения. Во-первых, во свидетельство истинности и спасительности нашей веры и Церкви, а во-вторых, во утверждение нас в вере и благочестивой жизни. Стремясь к богоугодной жизни и святости, Божии святые явили нам высоту христианской жизни и добродетели и необыкновенную твердость, мужество и чистоту веры. А потому они и служат украшением и славой Церкви, столпами нашей веры. Они, как светозарные светильники, ярко блистают в Церкви Христовой красотой своих подвигов и добрых дел и далеко распространяют свет ее правой и истинной веры перед всеми другими народами.
Поэтому и Господь, прославляя их и отличая особенной Своей благодатью, прославляет через них Свою Святую Церковь, святую православную веру. Нам же через них Господь дает урок подражать их вере и благочестию. Он показывает нам, что вера, которой они спаслись и которую мы содержим, есть правая вера и что дела и подвиги, которыми они послужили Ему в своей жизни, действительно богоугодны и спасительны. Они, таким образом, освещают нам истинный путь христианской жизни и спасения, дабы, взирающе на скончание их жительства, мы подражали их вере.
Кроме того, нетление мощей святых угодников Божиих убеждает нас, что смерть побеждена. Свет Воскресения Христова показал всему миру, что владычество диавола ниспровергнуто Крестом Христовым и царство смерти разрушено. Но очень часто этот свет, — свет, не мерцающий при окружающем нас мраке, скрывается от нас, и наша все еще колеблющаяся вера с недоумением спрашивает: «Где же победа над смертью, если она сама побеждает всех, если и после Воскресения Христова люди так же умирают, как умирали и прежде?» Правда, Господь наш Иисус Христос разрешает это недоумение, говоря: Аз есмь воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 5, 25). Но когда это будет и как это будет? Как мертвые восстанут со своими телами? Подобные вопросы рождаются в душе каждого здравомыслящего человека, когда видит он, что тело человеческое после смерти превращается в горсть праха, развеваемого ветром.
Так что нет ничего удивительного в том, что и самые утешительные евангельские обетования в очах маловерия покрываются как бы неким мраком. Для рассеяния сего мрака, для оживления в нас веры в обетования евангельские и благоволит Господь являть в Церкви Своей постоянное чудо нетления среди всеобщего тления и смерти. И один лишь взгляд на бренное тело, целые века пребывающее благодатью Божией нетленным, уничтожает все сомнения: здесь не веруешь, а видишь, что для Всемогущего Бога вся возможна (Мф. 19, 26). При этом чуде нет места вопросу, как возможно бессмертие нашего тела. Подойди и увидишь. Не какое-либо чуждое нам тело, а тело подобострастного нам, по слову Божию, человека пребывает нетленным и по смерти. По этому же слову Божию, и наше тленное тело облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в бессмертие, и сама смерть будет побеждена жизнию (см.: 1 Кор. 15, 53–54).
Нетление мощей поучает нас и благочестивой жизни в мире сем. Не одна наша смерть, но и наша жизнь покрыта мраком, для рассеяния которого необходим свет свыше. Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать согласно своему назначению и цели своего бытия? Подобные вопросы теснятся в душе и остаются для человеческого ума неразрешимой загадкой.
Правда, Господь Бог, искупивший нас от смерти, не оставил нас в неведении и о нашей жизни. Он указал нам цель нашего бытия в Самом Себе, а верный путь к сей цели указал в законе Своем. Но хитрый враг наш устроил множество распутий порока, приятных и гладких на вид. Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемой завесой смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед нашими глазами. Праведники чаще всего проводят жизнь в лишениях, скорбях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколеблется при этом обольщении! Сколько нужно мужества, чтобы устоять против этих козней диавольских! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, устремиться всей силой духа к невидимому!
И вот милосердный Господь для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в будущую жизнь в нетлении тел святых угодников благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, кто творит волю Его. И мы уже отныне не веруем, но видим, что не один конец праведному и грешному и что упование праведных безсмертия исполнено, а пути грешных прямо ведут на дно адово (ср.: Прем. 3, 4).
Прославляет, наконец, Господь Бог мощи Своих угодников и для того, чтобы даровать нам в них и через них источник благодатной помощи и исцелений, являя тем самым Свою великую милость. В мире так много бывает безысходного горя, тяжких бед и страданий, непредотвратимых несчастий и неизлечимых недугов, что всякая земная помощь бывает бессильна. И вот Господь Бог, не желая оставить верных Своих чад без всякой надежды на помощь и в полном отчаянии, благоволит даровать нам помощь свыше — особенную, Небесную, превышающую всякие законы и чин естества.
Эту помощь Свою Господь являет нам часто через святые мощи Своих угодников. Мы слышали повествования о том, как часто больные, отчаявшиеся уже в самой жизни своей, у мощей Преподобного Сергия выздоравливают и возвращаются снова к жизни.
Так в 1643 году в Лавре Преподобного Сергия был один рабочий, который занимался изготовлением медной и оловянной посуды, по имени Григорий. Он внезапно лишился рассудка, перестал узнавать своих знакомых, произносил нелепые слова и оглашал воздух страшными криками. Его не могли сдерживать даже втроем. Он причинял всем много беспокойства. Наконец, окованный железными цепями, он был приведен к цельбоносным мощам Преподобного Сергия, где родные и знакомые и братия Лавры молились за него. Будучи приводим к мощам несколько раз, он постепенно стал приходить в сознание и в конце концов совершенно выздоровел благодаря Господу, творящему дивные Свои дела через мощи Своего угодника, Преподобного Сергия.
Бесчисленны чудеса, дорогие братия и сестры, совершающиеся от мощей Преподобного, и все они служат в наше утешение, облегчение и помощь, так что истинный сын Церкви не может приходить в безнадежие и отчаиваться в своих безысходных, казалось бы, бедствиях и скорбях. У него есть твердая надежда на помощь сверхъестественную, благодатную, для которой нет ничего невозможного и которая даруется туне, по одной только вере. Мощи Преподобного Сергия — поистине многоветвистый и многоплодный вертоград в Церкви Христовой, которым красуется она, под благодатную сень которого стекаются все верующие, все обремененные и изнемогающие. Покрывают мощи сии покровом благодатной помощи и исцелений всех, с верою к ним притекающих.
Будем и мы прибегать под сень мощей Преподобного Сергия, прося его молитв, заступления и покрова от всех враг видимых и невидимых, а главное — вечного спасения. Будем, благоговейно почитая, поклоняться святым мощам Преподобного, поклоняясь вместе с тем Духу Святому, в них обитающему. И не лишит нас Преподобный скорой своей помощи, потребной для нашего телесного и душевного спасения. И мы тогда с еще большим дерзновением будем взывать к нему с любовью: Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас! Аминь.
Архимандрит КИРИЛЛ (Павлов)
www.patriarchia.ru
***
Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.
Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.
Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.
Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.
Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.
Художник Александр Простев
Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.
XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.
Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.
В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.
Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
Из серии Житие прп. Сергия (прп Симон один из первых учеников Сергия Радонежского)Фото Александра Простева
– Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
– Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
– Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
– Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
– Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
– Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.
– Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
– Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
– Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.
– Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.
– Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.
– Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
– Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.
– Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
– Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
– Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
– Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
– Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
– Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
– Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.
В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева
foma.ru
Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
8 октября православные христиане отмечают день памяти великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Он был не первым русским святым, но его имя — один из главных символов православной Руси. Преподобного называют всея России чудотворцем и игуменом земли Русской — духовным учителем всего русского народа.
Преподобный Сергий построил первый на Руси монастырь в честь Святой Троицы, впоследствии получивший название Троице-Сергиевой лавры. Никто до него на Руси так глубоко не понимал важнейший христианский догмат о том, что Бог — это Троица: Отец, Сын и Святой Дух.
Преподобный родился и жил в трудное, ключевое для Руси время. Страна более столетия находилась под татаро-монгольским игом. Русские люди платили дань татарским ханам, а князья должны были ездить в Золотую Орду за подтверждением титула великого князя (ярлыком на княжение). Однако со временем Орда начала приходить в упадок, а Русь, напротив, объединяться против врагов.
Будущий святой родился в семье ростовских бояр по имени Кирилл и Мария. О дате и месте его рождения историки спорят и поныне, выдвигая разные версии. Самая популярная гласит, что будущий преподобный родился в селе Варницы (ныне Ростовской области) 3 мая 1314 года. Однако позднее семья переехала ближе к Москве, в селение Радонеж. Потому преподобный получил имя Сергий Радонежский.
Как написано в житии преподобного, которое составил его ученик Епифаний Премудрый, еще до рождения сына Мария получила знамение от Бога, что носит не простое дитя: когда она стояла в церкви на службе, младенец в ее чреве закричал во время чтения Евангелия и позже — когда пели Херувимскую песнь. Когда Мария родила ребенка, при крещении его назвали Варфоломеем.
Когда Варфоломей и его брат Стефан подросли, их отдали учиться. В те времена, после долгих лет татаро-монгольского ига, грамотность находилась в упадке, учителя и школы были редкостью, однако родители позаботились об образовании сыновей. Варфоломей усердно занимался, но ему не давалась грамота. Учителя наказывали его, родители очень огорчались, а сам мальчик все время молился, чтобы Бог просветил его разум.
Однажды Варфоломей по поручению отца разыскивал потерявшихся жеребят и увидел под деревом монаха-старца, творившего молитву. Они помолились вместе, а потом старец дал мальчику кусочек просфоры. Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, пригласили старца разделить с ними трапезу и переночевать в их доме. Когда вечером вся семья вместе с гостем встали на молитву, старец велел Варфоломею читать псалтирь. Мальчик, который до этого никак не мог освоить буквы, легко справился с чтением. И тогда все поняли, что в виде старца им явился ангел, сотворивший чудо. Благодаря этому чуду преподобного Сергия почитают как покровителя всех учащихся и молятся ему об успехах в учебе.
Варфоломей с детства мечтал стать монахом, а его брат Стефан стремился к семейной жизни. Он женился, однако вскоре жена его умерла. Варфоломей, которому в это время исполнилось 23 года, уговорил брата поселиться вместе с ним в глухом лесу, построить храм и жилую келью и в тишине молиться Богу. Жизнь отшельников в лесу была очень трудной. Было тяжело добывать себе пропитание и топливо для очага, в лесной чаще жили медведи и волки. К тому же отшельников искушали бесы, насылая на них страшные видения. Стефан не выдержал тягот и отправился в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором со временем стал настоятелем.
Варфоломей остался один. Однажды к нему пришел странствующий монах и совершил пострижение молодого отшельника в монашество под именем Сергий.
Фото: Свято-Троицкая Сергиева ЛавраСо временем слава о святом отшельнике и построенной им церкви во имя Святой Троицы распространилась по округе, и рядом с ним стали селиться другие монахи. Их община превратилась в Троицкий монастырь.
Даже будучи игуменом, преподобный Сергий трудился наравне с другими монахами, строил кельи, пек хлеб. Он не позволял братии просить подаяния в деревнях или у знатных бояр. Но со временем у обители появились благодетели, которые обеспечили монахов всем необходимым. Однажды Преподобному явилась сама Пресвятая Богородица и пообещала, что благодаря Ее покровительству монастырь ни в чем не будет нуждаться.
Вскоре слава Преподобного стала так велика, что к нему начали приезжать за советом знатные бояре и князья. Митрополит Алексий Московский хотел назначить святого своим преемником, но тот не согласился.
Однажды к преподобному Сергию приехал великий князь Дмитрий Донской. До князя дошли вести о том, что хан Мамай собирает войска и хочет напасть на русские княжества. Он, глубоко почитая Преподобного, решил просить у него благословения выступить с войском и нанести упреждающий удар.
Преподобный сказал ему так: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».
В помощь княжескому войску святой послал двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до принятия монашества были воинами. Они оба погибли в Куликовской битве и были прославлены Церковью как святые. Сама же Куликовская битва стала переломным моментом в русской истории. После нее Русь начала крепнуть и давать отпор неприятелям.
За полгода до своей кончины св. Сергий сложил с себя сан настоятеля и назначил себе преемника — преподобного Никона Радонежского. Шесть месяцев святой пребывал в безмолвной молитве.
В сентябре 1392 года он заболел. Предвидя свою близкую кончину, преподобный Сергий собрал всех монахов и благословил их жить в мире. 25 сентября по юлианскому календарю святой отошел ко Господу. Он завещал похоронить себя как простого монаха, на кладбище. Но по просьбе троицкой братии и по распоряжению московского митрополита его погребли в храме. Во время похорон преподобного совершилось много чудесных исцелений.
После кончины преподобного его ученик Епифаний Премудрый составил подробное житие, в котором описал все труды и духовные подвиги преподобного Сергия, а также чудеса, которые совершались по его молитвам на протяжении всей его жизни и у мощей святого после его праведной кончины.
Преподобный Сергий — вопросы и ответы
— Насколько документально подтверждены факты из жития преподобного Сергия?
— Из всех упоминаемых в различных вариантах житий исследователи единогласно принимают лишь дату смерти святого — 8 октября (25 сентября ст. ст.) 1392 года. Больше точных дат в жизнеописании преподобного Сергия нет. Вызывают споры и даты рождения (называются 1314, 1319 и 1322 годы), и время монашеского пострига, и другие.
Основной источник сведений о жизни святого — житие, написанное его учеником, монахом Епифанием Премудрым (XIV век), не позднее 1422 года. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: чуть позднее, в середине XV века было составлено второе житие авторства ученого серба Пахомия Логофета. Более поздние жития святого появлялись вплоть до XIX века, но все они так или иначе основывались на сведениях, указанных в первых двух источниках.
Например, место рождения преподобного Сергия — деревня Варницы под Ростовом Великим — известна лишь благодаря церковному преданию.
— В каком возрасте преподобный Сергий принял монашество?
— Из-за отсутствия точных дат оценки историков расходятся и в этом вопросе. По различным версиям, святому в тот момент было либо 20 лет, либо 23 года.
— Почему преподобный Сергий решил посвятить первый храм основанной им обители Святой Троице?
— Об этом сведений не сохранилось. Однако исследователи отмечают, что на современной территории России после разделения церквей в 1054 году и до времени преподобного Сергия не было ни одного храма в честь Святой Троицы.
— Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь. Он был его первым настоятелем?
— Он не был ни первым, ни даже вторым настоятелем монастыря. Он стал лишь третьим игуменом Троицкой обители. Первым настоятелем стал игумен Митрофан, а после его смерти в 1344 году игуменом был избран инок, имя которого исторически источники не сохранили. К тому времени духовный авторитет св. Сергия был велик, и братия монастыря просила его принять управление обителью, однако святой отказался принимать на себя бремя игуменства до тех пор, пока ему не исполнится 33 года.
Сан игумена Сергий принял ориентировочно после 1354 года.
— Был ли преподобный Сергий архимандритом Троицкого монастыря?
— Теоретически да. В Русской Церкви титул «архимандрит» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. В Киевскую эпоху в Русской церкви этот титул мог иметь только игумен одного важнейшего монастыря епархии, впоследствии архимандритами могли уже титуловаться настоятели и других значительных монастырей.
Троицкая обитель еще при жизни преподобного Сергия играла важную роль в жизни Русской церкви и могла бы считаться «архимандрией». В монастыре еще при жизни св. Сергия был по крайней мере один архимандрит: «Троицкий патерик» свидетельствует, что в 1357 году к Троицкой монашеской общине присоединился некий архимандрит Симон — впоследствии прославленный в лике святых преподобный Симон архимандрит, Смоленский (память 23 мая). Но он не был настоятелем.
В житиях преподобный Сергий именуется исключительно игуменом Троицкого монастыря.
— Известно, что св. Сергий покидал свою обитель. Зачем?
— Первый раз — около 1350-х годов: братия сложно восприняла введение общежительного устава плюс старший брат Сергия Стефан заявил свои права на игуменство.
В 1365 году Сергий отправился в Нижний Новгород мирить местных князей, братьев Бориса Константиновича и Димитрия Константиновича.
Наконец, в 1382 году, во время нашествия Тохтамыша, преподобный Сергий оставляет монастырь и, очевидно, вместе с братией уходит в Тверь под защиту тверского князя Михаила Александровича.
Вполне возможно, были и другие путешествия св. Сергия, о которых не сохранилось упоминаний.
— Князь Дмитрий Московский (Донской) почитал преподобного Сергия. Означало ли это, что московский правитель во всем слушался святого?
— Отношения между князем и преподобным Сергием знали и случаи расхождения между ними. Так, например, в 1378 году, когда скончался московский митрополит Алексий, а сам преподобный Сергий отказался перед этим принять митрополичий сан, перед князем встал вопрос о кандидатуре для замещения московской кафедры.
Тогда св. Сергий предложил великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия, однако сам Дмитрий имел виды на московского спасского архимандрита Михаила (Митяя). В результате политические соображения возобладали над послушанием святому подвижнику, и князь Дмитрий настоял на том, чтобы собор епископов избрал митрополитом Михаила.
Это привело к серьезному церковному конфликту и охлаждению отношений между московским князем и преподобным Сергием. Однако уже через 2 года, в канун Куликовской битвы, князь Дмитрий засвидетельствует непререкаемый духовный авторитет Сергия, явившись к нему за благословением.
— Как благословил преподобный Сергия князя Дмитрия на битву?
— Епифаний Премудрый приводит слова святого Сергия, сказанные князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».
В этих словах, как отмечают исследователи, не содержалось ни пророчества о победе, ни уверенности в возвращении самого князя с поля боя: «если Бог поможет тебе», — сказал Преподобный.
Правда, чуть позже св. Сергий отправит вдогонку русскому войску гонца с новым посланием для князя: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».
Лишь более поздние варианты жития видоизменили слова Сергия и превратили их в пророческое предсказание победы.
— Сколько было святых учеников у преподобного Сергия?
— В Соборе Радонежских святых — празднике, который отмечается 19 июля (6 июля ст. ст.), перечислены 44 святых подвижника, бывших учениками св. Сергия.
Помимо них, в число прославляемых в этот день святых входят также прославленные сродники и собеседники Преподобного, а также святые монахи Троице-Сергиевой лавры — всего более 70-ти святых.
— Сколько монастырей основал преподобный Сергий, а сколько его ученики?
— Сам Сергий основал, помимо Троицкого, еще четыре монастыря: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь и Георгиевский монастырь на Клязьме. Е. Голубинский считал, что прп. Сергий также основал московский Симонов монастырь и Успенский Дубенский «на острову» монастырь на р. Дубенке, на северо-запад от Троицкого монастыря, в память о победе на Куликовом поле.
Учениками св. Сергия, по мнению русского историка Василия Ключевского, было основано 27 монастырей. Однако Ключевский учитывал только выходцев непосредственно из Свято-Троицкой обители Сергия, собственно учеников святого. Если принять во внимание обители, основанные собеседниками Преподобного, то их число возрастет до сорока. Из них, в свою очередь, выйдут основатели еще примерно пятидесяти монастырей.
— Что связывает преподобного Сергия Радонежского и Литву?
— Прямой связи, разумеется, не было: преподобный Сергий не бывал в литовских землях. Но приблизительно в 1376 году Вселенский патриарх Филофей прислал преподобному Сергию в качестве благословения монашеский параман, схиму и крест с частицами мощей византийских святых и трех литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, принявших мученическую кончину в 1340-х годах и прославленных в 1374 году в Константинополе.
Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
— Когда преподобный Сергий был прославлен в лике святых?
— Точной даты этого церковного деяния не сохранилось. До так называемых Макарьевских соборов (1547 и 1549 гг.) в Русской церкви не было единых канонических правил и процедур канонизации новых святых, и, возможно, почитание преподобного Сергия сложилось само собой.
Церковный историк Евгений Голубинский считал, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру в 1448 году. Называют также и более позднюю дату — 1452 год.
— Почитают ли Сергия Радонежского в Католической церкви?
— До середины XX века отношение католиков к святым Восточной церкви было однозначное: после разделения Церквей в 1054 году не могло быть речи о признании святости подвижников православия.
Тем не менее, в 1940 году папа Пий XII благословил русским католикам почитать преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых.
В 1969 году по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия впервые включено в общецерковный мартиролог Католической церкви. День его памяти у римо-католиков — 25 сентября по григорианскому календарю.
Известно также, что кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер после избрания его римским папой рассматривал в качестве одного из возможных папских имен имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Ему помешали это сделать соображения церковно-политического характера — в первую очередь, возможное недовольство таким выбором со стороны католиков Восточной Европы.
rublev.com