Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Когда праздник сергия радонежского


Приметы праздника Сергия Радонежского

В православии день памяти Сергия Радонежского отмечается ежегодно 8 октября. Преподобный родился предположительно в 1314 году — его родителями были ростовские бояре Мария и Кирилл. 8 октября — именины Сергея, а значит, всех мужчин с этим именем нужно поздравить.

Сергий Радонежский — покровитель кур в народе. Для крестьян куры были очень важны: например, куриный бульон для них был наиболее доступным и эффективным «лекарством» от простуды и некоторых иных заболеваний. В поле невозможно было работать, если желудок пустой, а наполнял его именно куриный бульон.

Житие преподобного Сергия Радонежского

Место рождения Сергия Радонежского — с. Варница под Ростовом, его родители — благочестивые, знатные бояре Кирилл и Мария. При рождении ему было дано имя Варфоломей. Когда ему было 7 лет, родители отдали его и его 2-х братьев — Стефана и Петра — учиться. Увы, результаты в учебе Варфоломея были худшими, несмотря на то, что учитель старался уделять ему больше внимания.

Однажды по просьбе своего отца Варфоломей пошел в поле, чтобы привести лошадей. В поле был дуб, а под ним сидел старец и молился. Варфоломей тихонько подошел, прислонился к дубу, и ждал, пока молитва старца закончится. Старец благословил Варфоломея и поинтересовался, что он хочет. Тот ответил:

— Всей душой я желаю научиться грамоте. Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту.

Старец выполнил его просьбу, и помолился Господу, и благословил Варфоломея.

— Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников.

Старец достал сосуд, отломил просфоры, и угостил Варфоломея.

— Возьми, чадо, и съешь, – сказал он. – Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания.

Варфоломей поблагодарил старца и попросил, чтобы он навестил его родителей Кирилла и Марию. Благочестивые радушно встречали гостя, предлагали угощения. Старец сказал, что отведает духовной пищи, но как-только Варфоломей начнет читать Пастирь. Он читал его правильно, без ошибок, чем сильно удивил родителей. Когда старец уходил, сказал:

— Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа.

Варфоломей начал хорошо читать, понимать книги, и все больше молился, ходил на все богослужения. Он был еще юношей, но уже решил строго поститься: в среду и пятницу ничего не есть, а в остальные дни есть хлеб и пить воду.

Вскоре он с родителями и братьями переехал в Радонеж. Братья женились, а родители приняли схиму в монастыре Покрова Богоматери. После смерти родителей Варфоломей и его брат Стефан ушли жить в лес, построили келью из дерева, затем церковь, назвав ее церковью Пресвятой Троицы. Стефан все же не смог жить в пустыне и оставил в ней Варфоломея одного. Спустя некоторое время Варфоломей был пострижен в монахи и получил имя Сергия.

Приметы, связанные с праздником Сергия Радонежского, и традиции

Поскольку Сергий Радонежский — покровитель кур, в праздник в его честь принято было их резать и везти на продажу, рубить и квасить капусту. Нельзя в день памяти преподобного:

  • находиться в плохом настроении
  • отказывать в помощи близким
  • поднимать найденную вещь
  • есть в большом количестве мясо
  • злиться
  • ругаться
  • быть не мытым

Приметы праздника:

  • снег в день памяти Сергия Радонежского пошел, значит, 21 ноября наступит полноценная зима
  • если первый снег оказался сухим, значит, лето будет теплым
  • если первый снег пошел в день, когда Луна убывающая, то скоро наступит зима
  • ветер дует с севера — будет холодно
  • ветер дует с юга — будет тепло
  • ветер дует с запада — пойдет снег
  • гром на День памяти Сергия Радонежского — к бесснежной зиме
  • иней — погода будет сухая и солнечная

pronedra.ru

День празднования преставления Преподобного Сергия Радонежского

Днем 7 октября, в канун празднования преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

У Святых врат монастыря Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник и насельники обители.

В древнем Троицком соборе, у раки с честными мощами преподобного Сергия, Святейший Патриарх Кирилл возглавил малую вечерню с чтением акафиста.

Вечером того же дня Святейший Патриарх Руси Кирилл в сослужении митрополитов Днепропетровского и Павлоградского Иринея, Оренбургского и Бузулукского Валентина; архиепископов Витебского и Оршанского Димитрия, Самарского и Сызранского Сергия, Истринского Арсения, Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Троице-Сергиевой лавры; Нижегородского и Арзамасского Георгия, Солнечногорского Сергия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии совершил всенощное бдение в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры, у мощей великого подвижника Древней Руси.

По окончании всенощного бдения Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении иерархов и священнослужителей прошел по территории лавры к церкви Сошествия Святого Духа, за алтарем которой 18 сентября был погребен заслуженный профессор Московской духовной академии, старший регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль). Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию на могиле отца Матфея.

8 октября, в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Его Святейшеству сослужили: митрополиты Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Оренбургский и Бузулукский Валентин, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Астанайский и Алма-Атинский Мефодий, Калужский и Боровский Климент, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Керченский Анатолий, Самарский и Сызранский Сергий, Витебский и Оршанский Димитрий, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Ярославский и Ростовский Кирилл, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Зворничко-Тузланский Василий (Сербская Православная Церковь), Балтийский Серафим, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Алатырский Савватий, Бронницкий Игнатий, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, Смоленский и Вяземский Феофилакт, Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси; Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон.

На богослужении присутствовали глава Сергиево-Посадского района В.Н. Коротков и глава Одинцовского района А.Г. Гладышев.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Амвросия (Федуновича) во иеромонаха.

После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молящимся с проповедью.

По окончании Литургии состоялся традиционный крестный ход на площадь перед Успенским собором, где был совершен молебен преподобному Сергию. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам торжеств с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом, посвященным Преподобному:

«Преподобный Сергий, великий муж земли Русской, соединивший ревностное служение Богу со служением Отечеству, со служением ближним своим, явил в жизни образец христианской святости. Он доказал и зримым образом явил, как могут различные дарования и различные служения обретать свою полноту в святости, в том, к чему предназначен каждый человек. И потому с благодарением вспоминают имя святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия все — и те, кто знает историю, кто знает его исторический вклад в жизнь страны, и те, кто не знает, что совершил он во благо Отечества. Но все преклоняются с благоговением, потому что деяния великие и прекрасные, которые совершал Преподобный, он соединял с глубокой верой, с тем, что преобразует жизнь человеческую по закону Божию.

Дай Бог, чтобы пример святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия был ярким для каждого из нас — привлекательным, значимым, чтобы и мы в своей жизни то, что должны делать, соединяли всегда с крепкой верой и со следованием воле Божией. Тогда преобразуется жизнь наша — и личная, и семейная, и общественная, и жизнь государства, потому что Бог тогда в полной мере в ответ на нашу веру приклонит к нашей главе Свою десницу.

Преподобный и богоносный отче Сергие! Моли Бога об Отечестве нашем, о Церкви нашей, о народе нашем и о всех, кто с верой обращается к тебе и прославляет твою святую память. Аминь».

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.

Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Благодаря Прп. Сергию русские князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения.  После молитвы ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 8 октября (25 сентября по ст. стилю) 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Спустя 30 лет по Преставлении преподобного Сергия, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену Никону и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»

5 июля 1422 года преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи духовного отца своего. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.

Мощи на время поставлены были в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). Каменный храм, как место покоя преподобного Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены туда. Здесь они покоятся и по сей день.

В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Церковь отмечает память его в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

Источники: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, РИА Новости

www.pravmir.ru

День памяти преподобного Сергия Радонежского 18 июля 2017 года

День памяти преподобного Сергия Радонежского отмечается православными христианами 18 июля. Этот день предназначен для молитв и обращения к Высшим Силам за помощью в делах насущных.

Каждый год христиане посещают торжественные богослужения, посвященные обретению мощей чудотворца Сергия Радонежского. Святой предсказал победу над Мамаем и благословил на битву самого Дмитрия Донского. Событие, увековеченное в истории, является одним из многочисленных проявлений Божественной сути через приближенных к Нему святых, к числу которых относится Сергий Радонежский.

День памяти Сергия Радонежского

С именем преподобного связано начало строительства новых монастырей на Руси. Он благословил своих учеников на труды по созданию новых монастырей в глухих местах русской земли. Они несли в народ веру, объединяли его и тем самым служили делу возрождения нашей страны после нашествия ига.

Преподобный Сергий уже при жизни стал для русских людей символом духовного возрождения, вселял в них веру в свои силы и славное будущее Отечества. С ним связано много чудес, совершившихся при жизни и после смерти святого. Его нравственная и духовная сила настолько велики, что вот уже шесть веков русский народ черпает силы у гроба преподобного.

В день празднования каждый может посетить церковь или вознести молитвы у себя дома. Сергий Радонежский поможет каждому:

  • защитить детей от дурного влияния и неудач;
  • прибавит ума учащимся и познающим новое;
  • в трудных жизненных ситуациях и при нелегком выборе;
  • укрепит в вере и наставит на путь истинный;
  • защитит обездоленных и нуждающихся;
  • поможет уберечься от негативно настроенных людей;
  • усмирит бушующие эмоции и приведет чувства к гармонии, освободив разум от дьявольских происков;
  • станет покровителям мужчин, готовящихся к несению службы во благо Родине.

Молитва Сергию Радонежскому

«Преподобный отче, святитель и защитник всея Руси. Взываю к тебе о помощи. Не отринь мольбы искренние раба Божьего (имя), укажи мне путь праведный, во мраке суетных дней скрывающийся. Убереги, отче, меня и близких моих от происков дьявольских, наши души развращающих. Прибави ума и мне, и отпрыскам моим, дабы гнев не застил глаза наши. Покровительством осени всех тех, кто в поддержке и опоре нуждается, да испроси у Господа нашего прощения всем согрешившим, вставшим на путь исправления. Аминь».

Прикоснуться к частице обретенных мощей преподобного Сергия Радонежского паломники могут в храме Троицы Живоначальной, что находится в Троице-Сергиевой лавре города Сергиев Посад.

В этот день священники призывают каждого простить своих обидчиков и вести правильный образ жизни, отказаться от увеселительных мероприятий, алкоголя и пагубных привычек в пользу духовного роста и обретения внутренней гармонии. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Успешно сдать выпускные экзамены и поступить в желанное учебное заведение может каждый. Для этого обратитесь ...

Каждый хочет успешно и без лишних нервов сдать экзамены. В этом всегда могут помочь особые ...

21 мая 2017 года в Москву были доставлены мощи святителя Николая. Это событие привело к ...

21 мая мощи святителя Николая Чудотворца доставили в Россию. Это событие имеет необычайную важность для ...

dailyhoro.ru

Диак. Валерий Духанин. К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия / Православие.Ru

Преподобный Сергий Радонежский Есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. Преподобный Сергий Радонежский принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых.

3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло ровно 700 лет.

Коротко скажем, что день рождения святого Сергия высчитан условно. В Житии святого Сергия, написанном его учеником Епифанием Премудрым, сказано: «На сороковой день после рождения ребенка родители принесли его в церковь Божию. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем». По традиции того времени, имя давалось ребенку в честь святого, в день которого совершалось Крещение. Но память апостола Варфоломея совершается трижды в году. Согласно преданию, Сергия Радонежского крестили в день памяти апостола Варфоломея, совершаемой 11 июня (24 июня по новому стилю). Отсчитав 40 дней назад, получаем как раз 3 мая по юлианскому календарю. И хотя день высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт: 700 лет назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест.

Только он носит имя Игумена земли Русской, потому что преподобный Сергий значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Вспомним, что игумен – настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий – духовный наставник для всей Русской земли.

Ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно».

Есть предание о том, как преподобный Сергий явился старцу Алексию Зосимовскому. В 1919 году совершалось неслыханное на Руси дело – повсеместно вскрывались мощи святых. Это делалось безбожной властью как поругание над святынями Церкви. Вскрыты были и мощи преподобного Сергия. Много скорбел об этом старец Алексий Зосимовский, недоумевая, почему Господь попускает сему. Однажды вечером, когда он стал на молитву, ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно». На третий день преподобный Сергий снова явился ему с ответом: «Когда весь русский народ терпит такие скорби, то должен и я вместе с ним потерпеть какую-то скорбь».

Сострадание и бескорыстная помощь до полного самозабвения – вот что всегда отличало святого Сергия как при его земной жизни, так и по переходе в вечность. Вот почему преподобный Сергий еще называется великим печальником земли Русской. Всякая печаль простых людей находила отклик в душе преподобного и возносилась вместе с его молитвой к Престолу Божию, чтобы там, у Небесного Отца, найти свое разрешение.

Преподобный Сергий – святой, близкий простому народу. Он не был богословом, знаменитым оратором или высокоученым писателем, поражающим умы читателей или слушателей глубиной своей мысли. Сама учеба поначалу давалась ему крайне тяжело. Смиренно нес он свой ежедневный труд, как и каждый простой человек. Выстраивая сени к чужой келье и получая плесневелый хлеб, преподобный Сергий разделял тем самым долю простого народа. Он был с народом, и потому народ тянулся к нему.

Самая особенность русского монашества, образец и достойный пример которого явил преподобный Сергий, заключалась в том, что наше монашество не замыкалось на своем уединенном подвиге, но любовь к Богу сопровождалась любовью и необыкновенным милосердием к ближним. Введя в обители общежительный устав, святой Сергий заповедал «давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим», объясняя, что от исполнения этого христианского долга зависит будущее процветание обители. За всем милосердием Троицкой обители времен Сергия, да и всех последующих времен, стоит простота и открытость души самого преподобного Сергия, максимально возможная для человека жертвенность и самоотдача.

Это сострадание святого людям любого рода и звания и делает его близким нам. Если бы нам представилась возможность наблюдать, какие люди на протяжении вот уже семи столетий шли к преподобному Сергию, то мы увидели бы одну и ту же картину. Богатые и бедные, образованные и безграмотные, высокопоставленные и простые – вступали в стены Троицкой обители, чтобы поведать преподобному Сергию свои сокровенные чаяния, беды и горести, надежды и молитвенно, от глубин самого сердца воздохнуть пред святыми мощами Игумена земли Русской. Такие люди приходили к нему еще и при его жизни, стекаясь с разных сторон, и, будь то князь, боярин, воин или простой крестьянин, все тянулись к смиренному Сергию, зная, что через него Бог услышит их просьбу, непременно поможет, распутает узелок жизненных проблем, благословит на предстоящее дело.

До сих пор русский человек ищет старца, жаждет излить пред ним свои беды, получить их разрешение, и как же скорбит русская душа от отсутствия старца. Преподобный Сергий был тот подлинный старец, который прозревал волю Божию о человеке. Он видел и знал, что Господь уготовил именно этой конкретной душе, а собственная близость Богу позволяла испрашивать у Небесного Отца необходимую для человека помощь.

По словам его ученика Епифания Премудрого, авва Сергий «для всех притекающих к нему был как бы источником благопотребным… Многие приходили к нему, не только ближние, но и издалече, из дальних городов и стран, чтобы только взглянуть на него и услышать от него слово, и все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел… Многих он научил своим душеспасительным словом и заставил их обратиться с покаянием к Богу», он был «для грешников – верный поручитель», возрождавший их от греха к добродетели.

Но преподобный Сергий не только был, он есть, он остается с нами. Всякая страдающая душа, от самого сердца изливающая вместе с горькими слезами свои просьбы, надежды и горести, услышана преподобным Сергием. До сих пор преподобный Сергий остается для приходящих к нему тем же, чем был для приходящих к нему во время своей земной жизни.

Где-то почитается святой, где-то святой с учениками. А в отношении преподобного Сергия почитаются ученики его учеников. Это значит, что он смог заложить духовную традицию: огонек его личной веры, духовной жизни возжег новые огоньки, которые прошли сквозь века вплоть до нашего времени. И потому само видение, данное преподобному Сергию о множестве разноцветных птиц как множестве учеников с различными духовными дарованиями, уже наглядно исполнилось чудным Божественным Промыслом.

Вспомним это видение: «Однажды глубоким вечером святой совершал свое правило и молился за братию, чтобы Господь помог им в ежедневных трудах и подвигах. Когда он молился так, вдруг раздался голос, зовущий: “Сергий!” Преподобный удивился необычному в ночной тишине зову и, сотворив молитву, открыл оконце келлии, желая увидеть говорящего. Внезапно появилось чудное видение: с неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: “Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы”. И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался голос: “Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам”».

В течение столетия возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей.

Как именно умножались ученики преподобного, история сохранила нам интересные данные. Вроде бы сухая статистика, но она свидетельствует о возрождении, начавшемся с преподобного Сергия. За первые 100 лет от начала монголо-татарского ига до того момента, как к преподобному Сергию стали собираться ученики, то есть с 1240 по 1340 год, на всей Руси возникло всего около 30 новых монастырей, при этом Церковь Русская практически не знала новых святых иноков – преподобных. Начиная же с момента собирания учеников преподобным Сергием и далее на протяжении столетия картина совершенно меняется. Возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей, давших, в свою очередь, 40 других, а из монастыря преподобного вышло около 100 монахов, прославленных Церковью в лике святых. Большинство святых XIV и начала XV века были либо учениками, либо «собеседниками», то есть испытавшими духовное влияние, преподобного Сергия.

А вот еще яркая черта исторической роли преподобного Сергия. Именно он самым решительным образом способствовал ниспровержению многолетнего монгольского ига. Казалось бы, что мог дать родной земле, порабощенной иноверным захватчиком, смиренный монах, в заплатанной одежде трудившийся в лесной трущобе? Как мог он способствовать освобождению отчизны, не беря в руки меча и не занимаясь политикой? Но если мы вспомним, что поражению Руси способствовали бесконечные розни князей и всеобщее ослабление духа, то увидим подвиг святого Сергия в совершенно новом ключе.

Конечно, Русь совершила великое дело, ценой собственного ига заслонив Европу от монголо-татар. Но военно-политические потрясения были еще и страшным ударом по душевному равновесию русских людей. Человек терял ориентиры, угасал творчески, постоянно ожидал новых нападений со стороны дикой орды и заботился только о хлебе насущном. Ко времени рождения преподобного русский человек со страхом смотрел в сторону степи великой орды, малых детей пугали именами захватчиков и редкий уже человек на Руси надеялся на возрождение Родины, думая больше о собственном комфорте.

В этих условиях требовался очень выдающийся пример возвышения над всеми земными скорбями, над потребностями в хлебе насущном, чтобы явить в себе бескомпромиссное служение Богу и Родине. Чтобы пройти этот духовный путь возвышения, необходимо полное отречение от мира, выход из него. Этот путь прошел святой Сергий Радонежский. Духовно-нравственная бодрость и крепость – вот чего так не хватало русскому человеку XIV века и что смог вдохнуть в души людей преподобный Сергий.

Благословение князя Димитрия Донского на битву Сергием Радонежским     

Когда закваска положена в тесто, то она уже начинает процесс изменения, постепенно захватывающий всё тесто. Поэтому сомнение и вопрос князя Димитрия: «Противостоять ли мне лютому врагу?» – мог быть разрешен только преподобным Сергием. Кто победил более лютого врага – диавола, тот вдохнет нравственные силы и для победы над врагом родного Отечества. Если сказать обобщенно, то в преподобном Сергии Радонежском соединились необыкновенная внутренняя сила духа и глубокое смирение.

Из его жития известно, что он никогда не добивался первенства, не искал известности и славы и, даже совершая удивительные чудеса, старался скрыть их от людской молвы. Он и в чудотворении был до конца верен смиренной кротости, которой следовал всю жизнь.

Так, источник из земли он извел молитвой только вследствие ропота братии на отсутствие питьевой воды и запретил называть этот источник Сергиевым: «Чтобы я никогда не слышал, как вы называете этот ключ моим именем, потому что не я дал вам воду, но Господь даровал ее нам, недостойным». К слову, место это с веками было утрачено и лишь предположительно вычисляется по ряду косвенных данных. Умершего отрока преподобный Сергий воскресил, убеждая при этом родителя, что мальчик всего лишь озяб по дороге и будто бы отец по ошибке принял его за мертвого: «Когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келлии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил». Помогая людям, святой Сергий по своему смирению скрывал свои чудеса, и до сих пор чудесная помощь преподобного остается зачастую без широкой огласки.

В чем еще уникальность святого Сергия Радонежского в сонме святых Русской Церкви?

Преподобный Сергий – первый русский святой, которому Божия Матерь явилась не в видении, а непосредственно.

Преподобный Сергий – первый русский святой, которому Божия Матерь явилась не в видении или тонком сне, а непосредственно. Это случилось, как предполагается, в 1388 году, за четыре года до кончины Преподобного. Празднуется это событие в Лавре ежегодно 24 августа по церковному календарю (6 сентября). Кроме того, в честь этого явления каждую пятницу вечером в Троицком соборе совершается служба с акафистом Пресвятой Богородице.

Совершилось это знаменательное событие так. Поздно вечером в пятницу после усердного моления Пресвятой Богородице святой Сергий сел отдохнуть и вдруг сказал присутствовавшему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Внезапно послышался голос: «Се Пречистая грядет!» Преподобный вышел в сени, и его осиял свет ярче солнечного. Он увидел Божию Матерь в необыкновенном сиянии. С Ней были апостолы Петр и Иоанн. Преподобный пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась его Своими руками и произнесла: «Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я не покину это место и буду неоскудно подавать всё необходимое, сохранять и покрывать его».

Матерь Божия обещала, что будет неотлучна от обители преподобного Сергия. Значит, и Лавра – тоже один из уделов Божией Матери. Вот почему все, кто связал свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой, чувствуют себя под благодатным покровом. Это место освящено стопами Пресвятой Богородицы, и Ее присутствие и участие здесь очень чувствуются.

Как известно, вся жизнь преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. Это, конечно, было предзнаменовано до рождения чудесным троекратным возглашением во чреве матери во время Литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и с возгласом священника «Святая святым»). Иерей, крестивший святого в младенчестве, предвозвещает: «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». То же предсказание повторяет старец-монах, отверзший ум отроку Варфоломею. И вот вместе с братом Стефаном преподобный Сергий посвящает самый первый храм Пресвятой Троице. Именно после этого на Руси стали воздвигаться монастыри и храмы в честь Троицы по примеру обители Сергия. Не случайно и знаменитая икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева была написана здесь, как гласит древнее предание, «в честь и похвалу преподобного Сергия».

В чем же был смысл такого всецелого посвящения Троице? Мы исповедуем, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Троица являет Собой абсолютное Божественное единство. А в XIV веке на Руси царили взаимные разделения, не хватало единства, и потому не было сил преодолеть общественные потрясения. Епифаний Премудрый пишет, что авва Сергий посвятил свой храм Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. То есть для русского человека храм, посвященный Троице, становился символом единения, братства и через это внутреннего укрепления.

Впрочем, за всем этим, конечно, стоял таинственный созерцательный подвиг преподобного, в котором его ум восшел к зрению Божественной тайны Троицы. Не случайно сам преподобный Сергий считается родоначальником созерцательного подвига на Руси. Это тот подвиг, посредством которого греческие отцы-исихасты, кстати, современники святого Сергия, восходили к созерцанию нетварного Божественного света. В житии преподобного мы видим ясные указания на явление ему этого премирного света.

Знакомясь с житиями святых, мы можем отметить, что древнерусские подвижники чаще имели видения темных сил. Страхования не обошли стороной и преподобного Сергия на начальном этапе его подвига. Но его духовное делание не ограничилось победой над вражьими искушениями. Преподобному Сергию является высшая небесная сила – в образах огня и света.

Небесный огонь был виден в алтаре во время Литургии при освящении преподобным Сергием Святых Даров. Благодатный огонь озарял весь алтарь и окружал священнодействующего Сергия. А когда преподобный готовился причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь святой Чаши. И преподобный Сергий причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая».

Ученики видели светоносного ангела сослужившим преподобному Сергию – «сияющего необычайным светом, в блистающих ризах». Как сказано в Троицком патерике, «сияние, исходившее от него, было ярче солнечного». При благословении преподобным Сергием ученика Исаакия на подвиг молчания Исаакий увидел «пламень, изшедший от руки его» и окруживший всего Исаакия. Необыкновенный свет явлен был преподобному и в видении множества птиц, и в явлении Божией Матери.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский. С детства он стремился к безмолвию и созерцанию, жизнь его была посвящена Пресвятой Троице. В лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого можно назвать тайнозрителем, носителем особо возвышенной духовной жизни.

Именно эта причастность святого Сергия Божественной благодати, близость к Престолу Живоначальной Троицы с всецелой, беззаветной близостью каждой скорбящей душе и привлекает к нему людей. Из Евангелия мы знаем, как во время Преображения Господа Иисуса Христа «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2). Так Спаситель явил Свою Божественную славу, явил Свой Божественный Свет – благодать. При этом апостол Петр, созерцавший на Фаворе славу Господа, приобщившийся к этой благодати, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17: 4). Божия благодать согревает и просвещает сердце, доставляет душе покой, радость, мир, блаженство. И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Ничто земное не даст душе человека покоя, и чего бы человек ни достиг: богатства, славы, наслаждений, – всё это со временем приедается и уже не радует душу, потому что внутри души пустота. Только Божия благодать приносит искомое сердцем каждого человека счастье, подлинную радость и свет души. И когда кто-либо из людей обретает Божию благодать, то это чувствуют приходящие к нему другие люди, они так же, как и апостол Петр на Фаворе, готовы воскликнуть: «Господи! хорошо нам здесь быть». Вот это сокровище было обильно у преподобного Сергия, это чувствовали все приходившие к нему, этим они укреплялись. А преподобный Сергий, как подлинный служитель Живоначальной Троицы, помогает обращающимся к нему до сих пор. Все, кто сердечно, с горячей надеждой и верой обращается к преподобному Сергию, несомненно ощутит его благодатную помощь.

pravoslavie.ru

Сергий Радонежский (3 мая 1314 - 8 октября 1392) , русский церковный и государственный деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря

Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской. Он – Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. В возрасте 10 лет Варфоломей обучался грамоте вместе с братьями: он существенно отставал в обучении, несмотря на то, что много и усердно занимался, в отличие от своих успешных в учебе братьев. И тем не менее, несмотря на недовольство учителей и родителей, а также насмешки сверстников, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Позже, после смерти родителей, стремясь к «строжайшему монашеству», он убеждает своего брата Стефана, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель. В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского. Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона.

Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу (25 сентября) 3 октября 1392 года в Свято-Троицком монастыре, но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...».

Дни памяти святого по новому стилю: 18 июля (обретение мощей) и 8 октября (преставление).

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

www.calend.ru

Церковный праздник 8 октября: день памяти Сергия Радонежского

Многие православные праздники появились с давних времен и отмечались как день памяти святых и великомучеников. Каждый такой день и сегодня связывается с традициями, празднуется церковными службами и почитается среди верующих. Православные христиане знаменуют особый праздник и 8 октября.

Какой церковный праздник 8 октября

В эту дату православная церковь отмечате день памяти подвижника русской земли Сергия Радонежского, который за свои праведные деяния был причислен к лику святых. Именно он является основателем Троицкого монастыря в Москве и реформатором монашества в северных регионах русской земли.

Праздник знаменуется особыми приметами, кроме того существует ряд рекомендаций по ведению хозяйства. Например, с этого дня разрешается начинать делать заготовки из капусты, но следует отложить забой кур и готовку из их мяса пищи.

Сергий Радонежский, имевший до крещения имя Варфоломея, и в наши дни почитается РПЦ как преподобный.

Сергий Радонежский явился на свет в 1314 г. в семье бояр Марии и Кирилла на Ростовской земле. Свое обучение наукам он начал уже в возрасте семи лет, одновременно как и начали его старшие братья, однако первое время грамота ребенку не давалась. В один из дней отец отправил Варфоломея в поле привести лошадей, где ему встретился молящийся старец. Мальчик склонился около человека и замер в ожидании, пока тот не закончил чтение. После этого старец поцеловал и благословил Варфоломея, спросил его о том, чего он желает. Мальчик ответил, что очень хотел бы обучиться грамоте. Просьба ребенка была удовлетворена и монах произнес молитву о помощи. После этого старец достал сосуд и передал отроку частицу просфоры, которая должна была дать ему сил для обучения. Художник Михаил Нестеров спустя несколько веков посвятил этому событию целую картину.

Варфоломей пригласил старца посетить дом, где родители мальчика встретили гостя угощением. На это монах ответил, что прежде чем приступить к трапезе, Варфоломею необходимо прочесть Псалтырь и удовлетворить духовный голод. Когда мальчик вдруг зачитал, родителей постигло сильное удивление переменам, которые произошли. Уходя, монах сказал Кириллу и Марии о том, что их сын — избранная обитель духа святого. С тех пор Варфоломей мог читать любые книги и уже с раннего возраста наложил на себя пост, при котором не принимал пищу по средам и пятницам, в другое время пил и ел только хлеб и воду.

Когда родители Варфоломея умерли, он с братом Стефаном поселился в деревянной келье в лесу. Однако брат не выдержал сложностей лесной жизни и вскоре покинул дом. В 1337 году и Варфоломей принял монашеский постриг от игумена Митрофана и посвятил всю свою жизнь во славу Святой Троицы.

Со временем Сергий получал известность среди иноков, которые хотели находиться под его покровительством, и вскоре его лесная келья пополнилась двенадцатью братьями. Для них он собственноручно построил жилье, после – готовил им пищу и обеспечивал уходом. Свой труд Преподобный соединял с постом и молитвой. Впоследствии братство уговорило Сергия принять игуменство, и в 1354 году епископ посвятил его в иеромонахи.

Слава о подвигах игумена Сергия Радонежского доходила даже до Константинополя, где он и получил большую поддержку. По совету константинопольского Патриарха Филофея было построено и строгое общежитие. Однако иноки жаловались на излишнюю строгость, из-за чего Сергий вскоре покинул обитель и основал новый монастырь на реке Кижуч. В нем он оставил своего последователя, преподобного Романа, а сам смиренно отправился назад, в обитель, по просьбе братства, которое постепенно приходило в упадок без Преподобного.

Чудеса Преподобного Сергия Радонежского

До нас дошли упоминания о нескольких чудесах, связанных с бытием Преподобного Сергия Радонежского. Некоторые стали известны в далекие времена, другие – появились недавно.

О городе Опочке

Однажды к городу было направлено литовское войско, чтобы разорить его. Но его жители долгое время держали осаду, несмотря на хитрости, которые применяли враги, чтобы попасть внутрь. Однако вскоре силы начали иссякать, а орудия в виде камней и деревьев – заканчиваться. В это время одной женщине во сне явился Сергий Радонежский и сказал, что множество камней можно найти в землях за церковным алтарём. Проснувшись, она рассказала об этом сне воеводе, однако тот не поверил. Лишь один нищий направился на поиски и нашел камень, который было очень трудно сдвинуть. Вскоре подошли и другие люди и отыскали целый склад орудий. Именно он помог отбить город от литовских врагов.

О явлении русского святого татарам

Однажды жители города Казань, когда та принадлежала татарам, увидели, как по стене ходит Преподобный Сергий и кропит ее святой водой. Они спросили у мудрецов о том, что это может значить, и те ответили, что скоро к татарам придет горе и вскоре здесь просияет христианская вера, а править царством будет Русь. Позднее Иван IV покорил Казань и присоединил его к Русской земле.

О чуде во время осады в обители

Однажды после утренней воскресной службы насельник Троицкой обители задремал. Во сне к нему пришел Преподобный Сергий и сказал, чтобы тот передал городским начальникам, что ночью на них двинется огромная вражеская сила. Передал, чтобы они не ослабевали и уповали на Божию милость. Позже он увидел, как Сергий обходил обитель и кропил постройки святой водой. Будущей же ночью к обители подошло войско за разорением. Однако люди в крепости сумели отстоять монастырь, мужественно сражаясь с врагом.

pravednik.info


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.