Скабалланович М.Н.
Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.[1] А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения[2], сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]»[3]. Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной»[4].
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (†582 г.), Симеона юродивого (†ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.)[5]. В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное)[6].
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
* * *
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство»[7].
Примечания
[1] Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени после Никейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийская хроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату. [2] Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церкви св. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибка писцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когда было и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3 мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означает неделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, как печальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, стр. 66, 282, 375. [3] Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20. [4] Созомен. Церковная история II, 26. [5] Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55. [6] Kellner H. Heortologie. Freib., 1901, 187-189. [7] Никон Черногорец. Пандекты, слово 57.
azbyka.ru
В этом месяце православным народом отмечается очень большое церковное событие — Воздвижение Креста Господня. Праздник является одним из двунадесятых, когда вспоминают о великом событии IV столетия, когда у Голгофы обрели Животворящий Крест. Именно на нем распяли Спасителя.
Впоследствии крест похитили арабские воины, но когда его вернули Церкви, установили празднество в честь этого события. Сейчас его части хранят в храмах в разных уголках мира.
Каждый год православный народ отмечает Воздвижение Креста Господня в одну и ту же дату — 27 сентября. В каждом храме проводят священную литургию, приуроченную к Обретению и Воздвижению Креста Господня. Событие датируют 326 годом: Елена, царица, со своими спутниками нашла святой артефакт — крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Праздник иначе называют Крестовоздвижением. Это название он получил тогда, когда один иерусалимский патриарх узнал о кресте, найденном Еленой, и распорядился установить его в центре Иерусалима, дабы все христиане могли перед ним молиться к Господу, прикасаясь с реликвии.
В священных текстах указано, что царицей Еленой было решено посетить святые иерусалимские земли, чтобы отыскать реликвии Страстей Христовых, в том числе Гроба и Животворящего Креста. Взобравшись на Голгофу, она увидела целых три креста. Недалеко от них были разбросаны гвозди и лежала табличка «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Узнать, на каком из этих крестов была табличка, было невозможно. Лишь чудо помогло это сделать: от священного креста исцелялись больные, были воскрешены умершие.
Также рассказывают, что Крест похитили воины Персии, когда был захвачен Иерусалим. Более чем через десять лет император Ираклий его вернул.
В день Воздвижения Креста Господня необходимо прийти в храм на литургию. В течение дня соблюдается строгий пост: запрещено мясо, продукты из него, рыба, любые молочные продукты, яйца. Нельзя употреблять алкоголь. На воротах, на дверях домов рисуют кресты для защиты от всего плохого. В такой день не веселятся, не устраивают празднование, не начинают новые дела. Говорят также, что после этого праздника начинает холодать.
pronedra.ru
Каждый год церковь отмечает праздник Воздвижения Креста Господня, который имеет фиксированную дату и приходится на 27 сентября 2019 года. Это торжество является одним из двенадцати главных в православии и каждый христианин к нему относится с глубоким почтением верующего. Празднование имеет интересную историю и необычные традиции.
После того, как Иисуса Христа предали казни, крест, на котором была совершена жестокая расправа, языческие правители-римляне тщательно скрывали, чтобы избежать распространения веры в Господа между людьми. Голгофу и Гроб Спасителя, было велено засыпать землей, а сверху возвести место для идолопоклонничества.
Длительное время, целых несколько лет верующие не знали, где находится место Христовой казни. До тех пор, когда преследования верующих в Господа прекратились. Случилось это при правлении Константина Великого. Его мама Елена, которая была равноапостольной царицей, нашла Гроб Иисусов и три креста, на том месте, где был распят Господь. Там же были найдены гвозди, с пронзенного Тела и дощечка с надписью, которая гласила, кого распинали.
Кресты, которые нашли, поочередно приблизили к женщине, которая болела, а от святыни получила исцеление, к мертвому человеку, который ожил. Таким образом, было точно определено, какое древо из трех является животворящим.
На том месте, где было обретение святыни, воздвигли храм для христиан. Священнослужители, для того чтобы верующим было видно святое место, воздвигали над ними крест.
Главное, о чем не должен забывать каждый христианин во время празднования Воздвижения Креста Господня, так это об искренней молитве к Господу. В этот день церкви правят торжественное богослужение, на которое необходимо постараться пойти. Если нет такой возможности (ведь праздник выпал на пятницу, а это рабочий день у всех государственных учреждениях) Христос услышит молитву и дома, и на работе.
Важно произносить молитвенные слова с верой в сердце и с добрыми помыслами. Этот день это напоминание всем верующим о Спасителе. Когда-то к этому дню старались достроить церковь, и возвести крест на ней. До сих пор христиане делают крестный ход вокруг территории, где они живут, чтобы уберечь ее от всякого зла.
Считалось, что после 27 сентября летнее можно прощаться с летним теплом, и встречать холода. Среди людей этот день именовали капустным, и занимались в этот период занимались заготовкой овоща на зиму. Но, все верующие знают, что во время великих праздников, а Воздвижение Креста Господнего является таковым, всякий физический труд запрещается церковными канонами.
Не стоит забывать о том, что в праздник Воздвижения необходимо соблюдать строгий пост. Кроме яиц, молочных и мясных блюд нельзя кушать рыбу и блюда из нее. В 2019 году торжество выпало на постный день пятницу, в которую многие христиане всегда постятся. Но следует помнить, что день на Воздвижение постный всегда. То есть, в 2020 году торжественная дата придется на субботу, и надо будет также соблюдать пост.
wordyou.ru
Православным народом праздник Воздвижение Креста Господнего отмечается 27 сентября. Он имеет большое значение для верующих, является одним из двунадесятых, поэтому следует придерживаться поста и некоторых запретов.
В праздничный день вспоминают события четвертого века, когда у горы Голгофа произошло обретение Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса Христа. Этот Крест похищали во время арабских войн, но его смогли вернуть Церкви. В настоящий момент времени его части находятся в разных храмах по всему миру.
Значение праздника – почтить память обретения Креста. Событие случилось в 326 году в Иерусалиме.
Когда был распят и воскрешен Иисус Христос, язычники хотели, чтобы об этом событии никогда не вспоминали. Голгофа с Гробом Господним были засыпаны землей. На этом месте построили храм для язычников, в который они приходили, чтобы поклониться идолам. По прошествии 300 лет, когда правил император Константин I Великий, святыню вновь обрели.
Согласно церковным легендам, в 311 году накануне решающей битвы за престол императору привиделся на небе крест с надписью: «Сим побеждай!». Во сне Константин увидел Спасителя: Тот сказал, чтобы сделали военный флаг с изображением увиденного на небе креста. Император выполнил указание Иисуса Христа, после чего победил в битве с Максенцием. Флаг возложили в руки статуи Константина I Великого на римской площади.
В 323 году император стал единоличным правителем Римской империи. Он распорядился, чтобы главная христианская святыня была немедленно найдена. В Иерусалим он отправил свою мать Елену. Царица в сопровождении своей свиты нашла на Голгофе три креста, при этом оставалось узнать, какой из них Животворящий. Приказом патриарха Иерусалимского Макария каждый крест приложили поочередно к мертвецу. При прикосновении Животворящего Креста мертвец ожил.
Константин I Великий сказал, чтобы в Иерусалиме построили храм в честь Воскресения Христова. Строительство длилось десять лет. Наконец, храм освятили 26 сентября 335 года, а 27 сентября начали праздновать Воздвижение Креста Господнего.
Согласно народной примете, в день Воздвижения Креста Господнего наступает настоящая осень. Раз праздник отмечают 27 сентября, то максимум 24 сентября нужно убрать овощи с корнями, дабы не испортился урожай из-за утренних заморозков. В сам праздник по традиции сажают яблони, смородину: посадка продолжается до середины следующего месяца. С этого дня также начинают заготавливать капусту на зиму.
На Воздвижение Креста Господнего птицы улетают на юг, по норам прячутся змеи с ужами, ящерицами. Нужно запереть ворота и двери, дабы наземные не заползли в дом.
Нельзя в праздник:
Утром необходимо отправится в храм на богослужение, помолиться, поставить свечи. Говорят, с этого дня начинает холодать.
Есть икона Воздвижение Креста Господнего, чудотворная. Она помогает побороть бесплодие, вылечиться от неизлечимого заболевания, вылечить кости с суставами, избавить от хронической мигрени, зубной боли.
pronedra.ru
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка... Предыдущая статья Следующая статья
День Воздвижения Животворящего Креста Господня в 2018 году в истинно-христианских событиях является непереходящим событием. Православные верующие празднуют это знаменательное событие каждый последующий период в одну и ту же повторяющуюся дату, а именно, 27 числа в сентябре. Знаменательный день собирает сотни тысяч верующих людей в христианских храмах, которые молитвенными речами почитают давние библейские события.
С самых древнейших времен православные с особой важностью относятся к праздничному библейскому торжеству.Дата праздника Воздвижения Креста Господня 2018 всегда связана с самыми разнообразными традициями. Христиане знают, что в этот праздничный момент категорически запрещено посещать густой лес. Кроме этого, настоятельно не желается начинать в момент торжества какие-либо важнейшие и ответственные дела. А каковаистория празднования Воздвижения Креста Господня?
Основной момент, который связан с празднованием великой даты, – это почитание дня смерти спасителя нашего – Христа. Торжество обозначено в честь того фактора, чтобы всякий верующий в праздничную дату вспомнил о житие, смерти, а также и воскрешении Иисуса. Православные верующие указывают на три возможные истории появления этого события.
В настоящие дни, когда будет праздник Воздвижения Креста Господня в 2018 году, то в этот день верующие станут связывать исторические события с магическими действиями. Например, при помощи священного предмета были воскрешены несколько человек. Кроме этого, Животворящий Крест служил верным помощником для больных людей, после соприкосновения со священным предметом, даже самая страшная и опасная болезнь у верующего отступала.
Православные торжества всегда сопровождаются соответствующими традициями. Когда празднуется Воздвижение Креста Господня в 2018 году в России, в этот день христиане придерживаются очень важных для них основ. Даже все священнослужители уверяют, что в праздничную дату нельзя ходить в лес или глухую чащу. Кроме этого, все новые дела и решения, которые планируются на праздничное мероприятия, обязательно закончатся неудачей, поэтому что-либо ответственного и значимого начинать на эту дату нельзя.
А какие традиции празднования Воздвижения Креста Господня в христианстве имеются еще?
russinfo.net
Вы здесь: Главная » Праздники 2018 » Воздвижение Креста Господня 2018
Этому празднику уже более тысячи лет. Тем не менее, христиане всех конфессий продолжают чтить его. Подтверждением этого будет и праздник Воздвижение Креста Господня 2018 года. Весь христианский люд посетит храмы и поклонится Кресту, на котором был распят наш Спаситель. Прихожане снова вспомнят про страдания, на которые пошел Иисус ради нашего искупления.
СОДЕРЖАНИЕ
Воздвижение относится к одному из двенадцати самых важных праздников в христианской вере. Его отмечают все без исключения конфессии. Правда, у разных течений – это различная дата.
Наш народ в большинстве своем православный, поэтому праздник отмечается 27.09.18. Это будет четверг, рабочий день.
Как утверждает древняя легенда, однажды римского императора Константина накануне важного сражения посетил сам Иисус Христос, в руке которого был крест. Он сообщил полководцу, что тот победит врага только благодаря кресту. Император поверил Иисусу и даже начертал крест на своем знамени. В итоге была одержана блистательная победа. После этого Константин окончательно убедился в правоте христианской веры. Он поручил царице Елене найти крест, на котором был распят Христос. Мать императора приложила массу усилий, чтобы найти место казни Спасителя. К этому были подключены известные в те времена историки, картографы и археологи.
Дело в том, что после Воскрешения Иисуса язычники всячески старались уничтожить из народной памяти это важное событие. Они буквально сравняли с землей все, что напоминало о Спасителе и даже закопали крест, на котором он был распят. На месте христианских церквей строились языческие культовые сооружения. Так на месте храма Соломона был построен Алтарь Юпитера. Была завалена пещера, в которой был Погребен Иисус. На главных воротах города Давида язычники поместили изображение свиньи, чтобы израильтяне навсегда забыли про свой священный город. Прошло более трехсот лет с той поры, но Елене все-таки удалось найти место гибели Иисуса и крест, на котором тот был распят. Для этого были расчищены развалины капища Венеры и раскопана пещера погребения Христа.
На самом деле, это было совсем непросто. Ведь был найден не один крест, а сразу трое. Как известно, с Христом были распяты еще двое разбойников. Елена вместе с Епископом Иерусалимским Макарием обратились к Богу, чтобы тот указал, какой из крестов является знамением Спасения. В это время недалеко от этого места проходила похоронная процессия. К артефактам была принесена умершая женщина, и слуги царицы клали на нее поочередно все кресты. Первые попытки не дали никакого результата. Но при прикосновении к третьему кресту женщина открыла глаза, встала и стала прославлять Господа. Все присутствующие сразу поняли, что перед ними находится орудие казни Иисуса Христа. Так была вновь обретена одна из святынь христианского мира.
После введения Христианства на Руси народ не связывал этот праздник с какими-то библейскими событиями. Еще в языческую эпоху в это время отмечали праздник урожая и прощание с летом.
Лишь спустя некоторое время простой люд стал ходить в церковь и воспринимать этот праздник, как поклонение Кресту, который обладает великой силой и перед ним не в силах устоять никакие силы. У православных Воздвижение считается днем борьбы добра со злом, света с тьмой. В этой борьбе в итоге побеждает Божий крест.
В настоящее время на Воздвижение в храмах проходит торжественное богослужение, в котором прихожане вспоминают события двухтысячной давности.
Независимо от дня недели, церковь призывает в этот день придерживаться строгого поста. Совсем неслучайно Воздвижение еще в народе называют капустницей. Именно этот продукт чаще всего готовят на праздник. Хозяйки умудряются в постный день приготовить массу вкусных блюд, содержащих капусту, таких как:
В некоторых местах Воздвижение называют – Ставров день. Такое название происходит от древнегреческого слова «ставрос», что означает крест.
Раньше в русских селениях существовала традиция выжигать или рисовать кресты на своих жилищах, чтобы защититься от болезней и бед. В селах в хлев также приносили всякие обереги в форме креста, чтобы не болела скотина. Не забывали и про закрома с урожаем. В этот день их освещали, чтобы старые запасы сохранились до нового урожая.
Для того, чтобы жизнь проходила в достатке, в российских деревнях проводились крестные ходы. Люди передавали друг другу поздравления и желали процветания и здоровья.
Существовало поверье, что после Воздвижения природа замирает:
Заканчиваются последние теплые деньки.
На Воздвижение было принято окроплять свой дом освященной водой, чтобы защитить жильцов от злых духов.
Очень часто в этот день птицы отлетают в южные края. При виде их можно загадать желание, которое, как утверждают знатоки, обязательно исполниться.
Установка креста на маковку и колоколов в церкви: | эта процедура производится исключительно на Воздвижение |
Высокий отлет гусей говорит о: | большом половодье |
Ветер с Севера к: | теплому лету |
Морозное утро на Воздвижение предвещает: | раннюю зиму |
Ясный и теплый день к: | поздней зиме |
Резкое похолодание означает, что будет: | ранняя весна |
Сразу после праздника начинаются, так называемые, девичьи вечера. Если девушка, идя на них, прочитает семь раз особый заговор, то на нее обязательно обратит внимание один из парней.
Раньше, начиная с Воздвижения до Покрова, девушки жгли костры и совершали всевозможные привороты.
Особой популярностью пользовались заговоры, которые следовало произносить вечером на заре прямо на крыльце дома. Правда, для этого дом должен иметь собственный подвал.
god2018.su