Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Когда в россии отмечают праздник урожая


Праздники осеннего урожая в разных странах: даты и традиции

Когда осень наряжает леса в золотые и багряные одежды, наступает самый хлебосольный и важный праздник — люди отмечают окончание летней страды и сбора урожая. Даты и традиции у всех народов разные, но объединяет их одно — благодарность богам и матушке-земле за обильные дары. И везде, во всех странах мира, праздники сопровождаются увеселениями и религиозными обрядами.

Истоки праздника урожая на Руси

Праздник урожая у славян называется Осенины. Первым Вселенским собором в 325 году 14 сентября было установлено началом нового года. В этот день праздновались первые Осенины.

14 сентября называли днём Семёна Летопроводца в честь схимника и подвижника Симеона Столпника, жившего в V веке. Праздничный день принято было отмечать благотворительностью и щедрой милостыней.

Имея языческие истоки, праздник урожая органично соединился с христианским культом. Вторые Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В православной Руси её благодарили за урожай и просили заступничества. С этой даты начинались и осенние свадьбы, которые с нетерпением ждали девушки и холостые мужчины.

После сбора урожая на Руси гуляли свадьбы

В день вторых Осенин Было принято прощаться со старым — прошлогодним — огнём и высекать новый. Гасились все печк, свечи и лампады и вновь зажигались уже от нового — чистого — огня. С ним обходили весь дом и от него зажигали поленья в печи. Дымом окуривали домашнюю скотину. Высекание нового огня было мужским делом.

Женщины встречали Осенины хлебом и киселём у реки в большом хороводе. Самая старшая стояла в центре с овсяным караваем в руках и возносила молитву Богородице. Затем каравай делился на куски по числу участниц обряда. Ломти каравая скармливались скотине, чтобы привлечь в дом богатство. Традиционные блюда праздничного стола — крупяная кутья с мёдом и молочные блюда.

Старшая женщина в центре хоровода просила милости и заступничества у Богородицы

В современной России праздник урожая отмечается именно 21 сентября. В традиционном виде он возрождается в сёлах, а в крупных городах вторая половина сентября отмечается выставками и ярмарками, сопровождающимися гуляньями, выступлениями артистов и концертами.

Беларусь

В Беларуси праздник урожая называется «Багач» и отмечается в день астрономического осеннего равноденствия. В 2019 году эта дата приходится на 23 сентября. Традиционное пожелание в этот день — быть богатым как осень. Когда заканчивается сбор урожая, зажигается «домашний очаг». Каждая семья вносит в него свою лепту — горсть ржаного зерна с первого обмолоченного снопа. Зерно ссыпается в лубок — деревянный короб.

В доме, где находился “Багач”, служил молебен за новый и урожай и божью щедрость специально приглашённый священник

Проводится молебен и в короб устанавливается зажжённая свеча. Затем его с песнями проносят по всему селу и выставляют в хату, где он будет находиться весь следующий год. Считается, что этот очаг – «Багач» — приносит достаток всей деревне, но особенно тому дому, где хранится.

Современный праздник урожая сопровождается выступлениями этнических ансамблей, проводятся мастер-классы по традиционным ремёслам, на праздничные столы выставляются плоды нового урожая.

Израиль

У еврейского народа праздник урожая имеет корни, уходящие в библейские времена, когда Моисей 40 лет водил свой многострадальный народ по Синайской пустыне. Праздник продолжается 7 дней и называется Суккот или Праздник кущей. Начинается он на 15-й день нового года по еврейскому календарю. В 2019 году он приходится на 24 сентября.

Название праздника происходит от слова сукка (другое название — кущи) – разборное переносное жилище, которое укрывало евреев во время странствия из Египта в Землю обетованную.

Устанавливая около дома сукку, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал её и радовался плодам, которые она дарила

У евреев всего мира принято широко отмечать Суккот, это один из трёх самых значимых праздников. Израильтяне совершают паломничество в Иерусалим, где проходит празднование, посвящённое окончанию сбора урожая.

Традиционно еврейские семьи строят во дворе, на террасах и даже балконах шалаш (кущи), где они должны провести за семь дней как можно больше времени. Радость от богатого урожая больше похожа на благоговение перед Богом за его великую милость — выращенный и благополучно убранный урожай.

Особый ритуал Суккота — вознесение лулава. Поднимаются и благословляются собранные в букет ветви четырёх растений — цитрона, финиковой пальмы, мирта и ивы. Они символизируют многообразие и единство еврейского народа.

Растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет

Празднование начинается накануне вечером, когда накрывается обильная трапеза, и проводится благословение на хлеб. К столу обязательно подаются блюда из плодов нового урожая.

Ирландия, Шотландия, Уэльс

Традиция празднования сбора урожая в Ирландии и на севере Британии зародилась во времена кельтов. У праздника два названия — Ламмас и Лугнасад. На Изумрудном острове праздничные дни приходятся на первую неделю августа. Лугнасад — один из главных праздников кельтского Колеса Года, и отмечается он пышнее других. В эти дни принято печь круглый хлеб из зерна с последнего убранного снопа. Этот каравай вместе с букетами, венками и гирляндами из полевых цветов считается символом праздника. Гирлянды и венки должны носить все присутствующие на празднике.

После окончания праздника эти «живые» украшения закапывают в землю, что означает конец лета и цветения и наступление осени

В Лугнасад молодые люди заключали временные браки. Их родители договаривались меж собой. Парень и девушка, становились друг к другу лицом, брались за руки и обещали быть вместе один день или весь год. Если впоследствии они решали расстаться, нужно было прийти на то же место, встать друг к другу спиной и просто разойтись. При этом парень должен был стоять лицом к северу, а девушка — к югу.

Ритуал заключения временных браков происходил на ярмарке, которая открывалась в день праздника сбора урожая на рыночной площади

Праздник включает прогулки на холмах, прыжки через костёр, подношения земле и богам плодородия за обильный урожай.

Корейский Чхусок и китайский Чжунцюцзе

Название дня урожая или праздника Середины Осени в Юго-Восточной Азии звучит по-разному. Но проводится он в одни и те же даты во всех странах региона — на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю. Происхождение Чхусока и Чжунцюцзе имеет несколько версий. Наиболее достоверная, по мнению исследователей, связана с поклонением полной Луне. Дата праздника — плавающая, в 2019 году она приходится на 13 сентября. Полная луна в сентябре ассоциируется у азиатов с удачей и плодородием.

У жителей Азии до сих пор силён культ предков и с ним связаны многие обряды. В первый день выставляется обильное угощение духам предков.

Праздничное подношение духам предков в Корее должно быть затем съедено членами семьи и гостями

Чхусок и Чжунцюцзе — это семейные праздники и официальные выходные. В эти дни семьи собираются в полном составе, даже если ехать приходится с другого конца страны.

В Северной Корее Чхусок не столько весёлый, сколько торжественный праздник. Предпочтение отдаётся почитанию ушедших предков. На могилы принято приносить деньги — 50 или 555 вон. Считается, что цифра 5 приносит в семью благосостояние.

Праздничный стол накрывается блюдами из риса нового урожая. Главное из них — варёные рисовые пирожки сонпён. В этот день в корейских домах витает хвойный аромат, так как сонпёны варятся на подложке из сосновых иголок. Традиционные развлечения Чхусока — мужская рукопашная борьба и женские хороводы.

По старинной традиции замужние жительницы Кореи и девушки собираются все вместе и водят хороводы

Одна из традиций праздника урожая в Корее — посещение могил предков. Она исполняется на второй (основной) день праздника. На захоронениях наводится порядок и обязательно возлагается еда. Ритуал сопровождается низкими поклонами.

В Китае пекут сладкие «лунные пряники» из семян лотоса и дроблёного кунжута, и круглые лепёшки.

В современной городской традиции праздник Чжунцюцзе — это любование полной луной, сопровождаемое угощением «лунными пряниками»

Здесь запах праздника — пряно-древесный, чуть сладковатый аромат цветущей кассии. С наступлением темноты повсюду зажигаются фонарики, а влюблённые молят богов соединить их вместе навсегда.

Видео: традиции Чжунцюцзе

Германия

Каждая земля в Германии имеет свои традиции в праздновании Дня урожая. Однако символом всеобщего праздника стала соломенная кукла Кирмес. Изначально это было название народного гулянья, посвящённого открытию церкви. Кирмес — KircheMesse — переводится как церковная служба. Позже в северной и центральной Германии Кирмес превратился народный праздник осеннего урожая. В 2019 году его будут праздновать 20 октября.

Куклу Кирмес изготавливают за 14 дней до праздника, а накануне закапывают в землю. Праздничный обряд начинается с выкапывания Кирмеса. Его торжественно провозят по главной улице и водружают на почётное место — украшенное плодовое дерево. И только после этого начинаются весёлые состязания, танцы и обильная трапеза. Завершаются гулянья закапыванием Кирмеса вместе с остатками угощений и битой посуды. Таким необычным подношением выражается благодарность богам за щедрый урожай. Точку в празднике ставит грандиозный фейерверк.

Франция

В третий четверг ноября во Франции начинается фестиваль молодого вина Божоле Нуво. В этот день выпускают первое вино из винорада нового урожая. На главной площади небольшого городка Божо выставляют бочки с вином.

В полночь местные виноделы с факелами в руках открывают бочки и подставляют бокалы под струи молодого вина

По традиции в праздничный день французы должны посетить несколько баров и выпить там по бокалу божоле. За несколько дней до праздника бутылки с молодым вином рассылаются в разные страны.

Северная Америка

День Благодарения — праздник обильного урожая, зародившийся в начале XVII века в одном из первых поселений английских религиозных паломников — Плимутской колонии. Её обитателям удалось выжить и получить хороший урожай благодаря местному коренному народу. Долгое время этот праздник отмечался отдельно каждым штатом и в разное время. И только по указу Авраама Линкольна в 1863 году он стал национальным.

Главные блюда на столе — запечённая индейка и сладкий тыквенный пирог

В США День Благодарения празднуется в четвёртый четверг ноября, в Канаде — во второй вторник октября.

На протяжении столетий праздник урожая сопровождался весёлыми народными гуляньями и церковными службами, ведь в первую очередь блаодарность возносилась Богу. Сегодня это традиционный семейный праздник, когда собираются вместе близкие люди и друзья.

Праздник урожая, пожалуй, одна из самых древних традиций нашей цивилизации. Сегодня он трансформировался, но продолжает отмечаться всеми народами.

dacha.help

Праздник урожая отмечают в России 21 сентября 2018 года

Согласно народному календарю, сегодня россияне отмечают вторые осенины, более известный как Праздник урожая. Народные гуляния по случаю праздника пройдут 21 и 22 сентября во многих городах России.

На Праздник урожая в России принято проводить обряды и ритуалы

Праздник урожая (вторые осенины), вопреки своему названию, посвящён не только сбору урожая; это ещё и торжественное прощание с летом, встреча настоящей золотой осени. Осенины принято отмечать трижды: 14, 21 и 27 сентября, потому сегодняшний праздник носит название вторых осенин. В этот день принято проводить обряды с водой, с выращенными овощами и фруктами, а также помогать бедным и малоимущим.

Согласно православному календарю, в этот день также отмечается Рождество Пресвятой Богородицы, переплетающийся с Праздником урожая: в этот день верующими принято благодарить Богородицу за богатый урожай и просить покровительства и благополучия на следующий год.

Рождество Пресвятой Богородицы принято считать женским праздником. Наши предки верили, что если в этот день женщина умоется у водоёма до рассвета, то сохранит свою молодость на долгие годы и приумножит красоту, а незамужние девушки встретят вскоре своего суженого.

Народные гуляния в День урожая пройдут в городах России

Считается, что на Праздник урожая и Пресвятой Богородицы нельзя заниматься работой и домашними делами, а потому отличным решением будет провести этот день с родными на праздничных гуляниях. В честь праздника, на пятницу и субботу во многих уголках России запланированы различные мероприятия, концерты и ярмарки.

Так, в г. Куровское власти организуют большую ярмарку, на которой можно будет приобрести поделки, сладости, свежие овощи и фрукты, сделать временные татуировки. В течении дня на территории ярмарочного фестиваля пройдет множество конкурсов с призами и подарками, а на вечер запланирован музыкальный фестиваль.

В г. Городце, расположенным в Нижегородской области, 22 сентября пройдёт большая выставка-ярмарка. По сложившейся традиции, местом проведения мероприятия выбран Феодоровский мужской монастырь, в котором хранится икона Божией Матери Феодоровской – покровительницы плодородия, а также сотни святых мощей. Вечером для посетителей ярмарки выступят местные театральные и музыкальные коллективы.

therussiantimes.com

Праздник урожая

Осенины, или Праздник Урожая, на Руси празднуется издавна 21 сентября. Он посвящен семейному благополучию, плодородию и символизирует благодарение народа за урожай. Аналогичные праздники нового урожая отмечаются в разных странах:

  • в Германии в последнее воскресенье октября - День благодарения;
  • в Израиле называется праздник Кущей и начинается 19 сентября, отмечается неделю;
  • в Корее праздник Чхусок - день урожая и семьи, в полнолуние отмечается в течение трех дней;
  • в Англии также 21 сентября отмечается День жареного гуся;
  • во Франции – праздник Последнего стопа.

Праздник День Урожая

День Урожая приходится на 21 сентября – Рождество Богородицы. Он празднуется уже после завершения страды, когда урожай весь находится в закромах. В праздник урожая по традиции принято было с караваями и киселем встречать у воды Осенину Матушку (саму Богородицу), благодарить ее за плодородие, богатый урожай и благополучие в семьях. Считается, что она покровительствует земледелию. У реки народ развлекался играми и песнями.

Праздник Урожая берет свое начало у древних славян, которые в день осеннего равноденствия отмечали передачу власти от лета к осени. В этот день нужно напечь пирогов, навестить родителей, поблагодарить Бога за плодородие, помянуть добрым словом предков. В день урожая нужно было организовать угощение и подносить всей своей родне. На поле завязывали последний сноп, наряжали и с песнями водили хороводы. Вечером в Праздник Урожая люди устраивали мероприятия братчины – мирились, устраивали общий пир. На большую трапезу готовили кутью, пиво, творог, заказывали быка или овцу.

Праздник Урожая означает встречу осени, прощание с летним теплом и ожидание холодов. С этого времени народ мог отдохнуть от трудов, а сама природа готовится к зимнему сну.

Статьи по теме:

Америка состоит из множества штатов, и в каждом из них свои традиции и история, однако существует несколько дней, считающийся праздничными для всего государства. Какие праздники отмечаются в Америке, расскажет статья.

Это удивительная страна, культура и традиции здесь сохранились с давних времен. Какие праздники отмечаются в современной Англии, мы расскажем в статье.

Испанский народ любит различные гуляния, поэтому их культура богата национальными и народными праздниками. Какие праздники отмечаются в Испании, расскажет статья.

1 июня - международный день защиты детей

Каждый ребенок с нетерпением ждет этого праздника с веселыми развлекательными конкурсами и вкусным мороженным. Когда и как празднуется Международный день защиты детей, читаем далее.

womanadvice.ru

Праздник урожая - это... Что такое Праздник урожая?

Обжиночное шествие. Чехия, середина XIX в.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября. У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая».

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Праздник в различных европейских культурах

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия[1].

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года. В средневековье в западной Белоруссии по традиции в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Далее к ней подтягивались и остальные женщины деревни. Когда был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа. После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник.

Украина

С окончанием основных полевых работ совпало празднование Рождества Богородицы (укр. Мала Пречиста, Друга Пречиста). Богородицу чествовали и благодарили в этот день собранный урожай, ведь она является покровительницей земледелия. В этот день Богородицу благодарили как подательницу всякого благополучия и покровительницу семьи и особенно материнства. Не случайно в некоторых регионах Украины праздник Рождества Богородицы считали «бабьим праздником»[2].

Германия

В Германии праздник также является историческим. Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами. Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября). В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Праздник в не-европейских культурах, влияние

Северная Америка

В США и Канаде отмечается день благодарения, также происходящий от европейской традиции праздника урожая.

Азия

В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.

Туркмения

Праздник урожая – один из древнейших национальных праздников у туркмен. Отмечается 25 ноября[3].

См. также

  • Дожинки
  • Осенины
  • День благодарения
  • Праздник середины осени

Примечания

dic.academic.ru

Праздник урожая — Осенины 2019

21 сентября 2019 — дата (когда, какого числа праздник)

Праздник урожая, издавна отмечаемый народом 21 сентября (в День Рождества Пресвятой Богородицы), называют ещё «вторыми Осенинами». В этот день было принято с киселём и караваями (овсяными хлебами) встречать у воды матушку-Осенину, прообразом которой являлась сама Богородица, благодарить Её за богатый урожай, плодородие и благополучие в семьях.

В этот хлебосольный народный праздник, приходящийся на день осеннего равноденствия, чествовали Солнце, прощались с летним теплом и встречали золотую, но холодную осень. Обязательно в Осенины нужно было навестить родителей и помянуть предков. А вечером люди собирались на братчину, мирились, решали различные мирские дела и устраивали общий пир.

Осень праздник принесла —Праздник урожая,Наполнила закромаДо самого края.И насытила сполнаВсех, кто не ленился,Чтобы голод нам зимойДаже и не снился.Фрукты, овощи — всегоЦелая корзина.Мы отметим хорошоВторые Осенины.Что ж, давайте веселиться,Все печали бросим,За богатый урожай

Благодарим осень!

Нынче праздник урожая,Поздравляю вас,Радость будет пусть большая,Счастье каждый час,Пусть в семье достаток будет,Лад, тепло, любовь,Мира, радости прибудет

К вам без лишних слов!

Сегодня праздник урожая,А это — радости пора,Его все люди обожают:И взрослые, и детвора.Я с этим праздником поздравить,Хочу поздравить весь народ.И пожелание оставить:

Будь урожайным каждый год!

Веселее в сентябреДаже дня не знаю:Отмечают нынче всеПраздник урожая.Чтобы жизнь прожили выБез тоски-кручины,Чтоб хорош был урожайВ эти Осенины.Веселись, гуляй, народ,И не знай печали,Пусть весь свет гудит про то,

Как мы отмечали.

Наступила осень — осень золотая,Листья потихоньку ветерок срывает,Праздник урожая завершает круг,Скоро все замерзнет и уснет вокруг.Но грустить не надо, зимнею порой,Вам тепло подарить

Каравай с душой!

Вторые Осенины в гости к нам идут,Урожай богатый за собой ведут,Осень нам дарует последнее тепло,На душе спокойно, радостно, светло,Давайте стол накроем, и будем пировать,Праздник урожая весело встречать!Богатство и достаток желаю вам иметь,И крепкое здоровье, чтоб вовсе не болеть,Пусть радость и удача поселятся у вас,

И пусть счастливым будет, в жизни каждый час!

Богата осень урожаем,Нам время подвести итог.Все, что уже собрали с поля —Достойной жизни наш залог.Поздравить вас хочу, ребята,С прекрасным этим, сытым днем.За урожай, за мир, работу

Сегодня выпьем и нальем.

Кружит желтый листОсень золотая,Я вас поздравляюВ праздник урожая.Вторые ОсениныВходят в каждый дом,Гости угощаютсяОвсяным киселем.Полны пусть урожаемБудут закрома,Полной чашей счастьяБудут пусть дома.Щедрыми пусть будутВторые Осенины,Желаю жизни доброй,

Богатой и счастливой.

Целый год готовы были.Ни о чем мы не забыли.Урожай собрать пора.Это мы всегда «Ура!».И, конечно, есть причиныПоздравок принять. С почином!Всем желаю я тепла,Чтобы жизнь была светла.Чтоб морковки, свеклы, брюквыВам хватило на всю кухню!Чтобы голода не знали,

Урожай оберегали.

Мы пахали, устали не зная —Сеяли, пололи, убирали —И встречаем праздник урожая,Как во все века его встречали.Если урожай у вас горой,То не грех сегодня и напиться.Эх, гуляй, душа моя, и пой,

Пришло время нам повеселиться!

Поздравлений: 29 в стихах.

Page 2

Нынче праздник урожая,Принимайте поздравления,Вам плодов желаю щедрыхОт любви и вдохновения.Принесет пусть золотаяРадость, счастье и любовь,Будет щедрой на удачу,

Будоражит страстью кровь.

В закрома собрали урожай:Щедрым колосом зазолотилась осень,Испечём медовый каравай,Вас к нам в гости заглянуть попросим.Румянеет яблок круглый бок,И березки — будто из картины,Поздравление для вас я приберег,

Ведь сегодня праздник: Осенины.

Вторые Осенины, праздник урожаяВесело и дружно сегодня отмечаем.Летом и весною трудились не напрасно,Богатые мы сделали на зиму запасы:Картошка, помидоры, перцы и капуста,Морковка, баклажаны. Их вырастить — искусство.Нам радостно сегодня, мы весело гуляем,

И тех, кто не ленился, сегодня поздравляем.

Рано утром женщины выходят к берегам,Чтоб встретить Осенину, припасть к ее ногам.Овсяный хлеб с киселем преподнести ей в дар,Затем на стол поставить кипящий самовар.И обратиться к матушке: «Избавь от маеты,От всяких неприятностей семью ты отведи».Гостей всех угощали своим домашним пивом,Затем в собор ходили в одеянии красивом.Там Солнце восхваляли, преподнеся его —За урожай хороший — господнее добро.И в этот день с душою, хочу поздравить я,

И пожелать богатства, вселенского добра!

Урожайная нынче осень —Наготовим на зиму припасов,Что посеяли, надобно жать —Результаты трудов собирать,Пусть не будет заморской папайиИ тропических ананасов,Но свои фрукты, ягоды, овощи —В изобилии и только «на пять».Плодородной земле благодарствуем,Солнцу славу поем на прощание,Отыграло нам лето лучистое,Скоро зимний настанет черед,Ожидая смурной непогодицы,Как всегда, мы даем обещание:Вновь с весны неустанно трудиться,

Чтобы стал урожайнее год.

Урожая желаю огромного,На всю зиму погреба полного,Чтоб в бочках соленья стояли,Друзья на застолье бежали!Пусть в спелых колосьях пшеницаВ рассветных лучах золотится,И хлеба всем хватит в достатке,

И будут обильными грядки!

Разнесётся пусть молваВ горы и равнины,Как гуляем нынче мыЭти Осенины.Пусть богатый урожайВ каждом доме будет,Выпей, чарку же, хозяин,В праздник не осудят.Мира вам и доброты,И сквозь неполадкиЧтобы было всё всегда

По итогу гладко.

На первые осины, хмеля соберем,Пива пенного наварим, пирог сладкий испечём.И семью свою большую, вместе снова соберем.В этот день скажем спасибо, матери — Сырой Земле,

Большой поклон, тебе родная, за то, что есть все на столе!

Осенины Вторые — осенние святки —Воедино земное с духовным слились:Поддержание тела — торжество Урожая.Рождество Богородицы — праздник души.В этот День прославляют Пречистую Деву,В ноги кланяясь нашим святым матерям.Пусть приходит ребенок к бесплодному чреву,

И побольше валюты — к пустым кошелькам.

Взявшись за руки, славим мы наш урожай.На столе изобилие будет.Подходи, Осенины вторые встречай.Благосклонна земля нынче к людям.Соберем урожай, не потратим зернаМы прилежно относимся к делу.Сохраним, что собрали, а будет весна,Снова сеять мы будем умело.И, конечно, мы в церковь зайти, поклонясьБогородице светлой, должны мы.День рожденья ее отмечаем сейчас.

И ее мы молитвами живы.

Поздравлений: 29 в стихах.

Page 3

Урожая праздник наступает.Неизвестно, что он нам несет.Пусть же будет у тебя, родная,Здоровья и достатка на весь год.Радости, любви, удачи, смеха,Любящих и преданных друзей,Кучу привелегий, денег, меха,

Будь в любой компании своей!

Соберем в стога соломуМы по случаю такому.И на праздник урожаяВсех девиц мы наряжаем,А парней готовим в пляс,Чтобы вышел праздник наш!Пусть хлеба растут златые,Пусть поля полны хмельные,Пусть амбары через край —Вот какой наш урожай!И здоровья пахарям,Чтоб полны поляМогли бы обрабатывать,

Да их и восхвалять!

На Вторые Осенины,Нет тут праздничней картины,Чем хороший урожай,Эй, хозяйка, открывай.Чтобы стол у вас ломился,Вдоволь чтоб всего на нём,От души вас поздравляем

С благодатным этим днём.

Вот завершились работы на поле:Убрали весь рис, пшеницу и лен,Весь урожай оказался на воле,Был он в амбары людьми отвезен.Мать-Сыру-Землю чествуют с миром —За плодородный родной урожай,За покровительство и земледелие,За счастье земное всем матерям.Пусть и в судьбе твоей чудо свершится:Жизнь расцветет, как весной урожай,Пусть Богородица все же решится

В День урожая послать каравай.

Все мы праздник урожаяОчень дружно отмечаем,Ведь не зря уже пшеницаНа полях не колосится,А в овины убрана,Там она припрятана,Будет нас зимой кормить,Будем мы благодаритьНашу Мать — Сыру-Землю,

Что дала нам пищу сю!

Вот, Вторые ОсениныК нам в окошко уж стучат,Урожай богатым будет,Так нам звёзды говорят.Пожелаем вам от сердца,Только радостных минут,Пусть друзья, родные вашиЧаще в гости вас зовут.И удача будет рядом,Не взирая ни на что.Ну, а грустные мгновенья

Мы оставим на потом.

Настали уж вторые осенины,Во всех полях собрали урожай,Оделись в золото дубравы и долины,Так что сказать? — Гуляй, страна, гуляй.Пусть в доме каждом будет все благополучно,Не бойтесь чаще вы друг друга обнимать,Детишкам вашим пусть не будет скучно,

И плодородна как землица будет мать.

На Вторые ОсениныБольше счастья в каждый дом.Чтобы урожай богатыйНе смогли поднять вдвоём.Чтобы к севу, непременно,Вам осталось, что садить,А о бедах и ненастьях,То, конечно же, забыть.Не болейте, веселейте,Чтоб не плакала душа,А земля на вашей ниве

Была так же хороша.

На Вторые ОсениныПоздравления лови,Чтоб поменьше было горя,Больше счастья и любви.Урожай пусть будет ладным,Колосится и цветёт.Так же был ты чтоб готовымК его сбору каждый год.И здоровьица побольше,Чтобы это всё собрать,Угостить друзей, знакомых,

И меня не забывать.

Поздравлений: 29 в стихах.

pozdravok.ru

Праздник урожая — история и традиции

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.

Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая — это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся, На нашу сторонку, Как на нашей на сторонке приволье большое! А приволье — то большое, мужики богаты! Что мужики — то богаты, каменны палаты! Что каменны палаты, двери золотые, Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

27 сентября Третьи осенины

Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?» Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богача сносили со всей деревни.

В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Дожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.

Германия

В Германии праздник урожая (нем. Erntedankfest) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот — праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» — сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой — коэны — благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

«Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию», — рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот — праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты — на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Это тоже традиция, но уже новейшая и совершенно светская. Парад в честь Иерусалима, который проводят представители около 60 стран, съезжающихся на исходе Суккота в святой город.

Недельные праздники завершаются молитвой, когда потрясая молодым побегом пальмы, веткой речной ивы и мирта, чтец произносит: «Ты господь бог наш, посылающий ветер и дарующий дождь для блага, а не для проклятья, для жизни, а не для смерти, для изобилия, а не для оскудения».

Индия

Онам (Тхиру-онам)- праздник урожая в Индии — празднуется в конце августа — начале сентября, в день, когда Чандра [Луна] проходит накшатру Шравана.

Онам празднуется как день возвращения Махабали из изгнания. В этот благоприятный день король Маха-Бали снова посещает свое королевство и своих людей. Весь штат оживает празднествами и энергией. Это — время церемоний, празднований и радости, веселья и спортивных состязаний.

Онам часто называют народным праздником урожая Кералы. Он празднует щедрость природы и год хорошего урожая. Десять дней пира, песни и танцы.

Фестиваль начинается за десять дней и цветочные гирлянды (Пуккалам) украшают каждый дом. Наряженные слоны в захватывающей процессии, фейерверки и танцы Катакали являются неотъемлемой частью празднеств.

Красота цветочных украшений, мелодий и песен Онама, изящество традиционных танцев характеризуют празднование золотой эр короля МахаБали, при чьем правление была процветание.

Валламкали (гонки лодок) — это одни из главных событий Онама. Сотни гребцов сидят в ряд в огромных и красивых лодках (оди) с алыми шелковыми зонтиками. Их число показывает богатство семьи или деревни, владеющей лодкой. Весла каждой лодки опускаются в ритме барабанов.

В Аранмулле, где находится храм Кришны и Арджуны, тысячи людей собираются на берегах реки Памба, чтобы быть свидетелями захватывающих гонок «Змеиных Лодок». Около 30 лодок участвуют в празднестве. Лодки принадлежат близлежащим к реке деревням от холмов равнин на протяжении 40 километров и управляются гребцами, одетыми в белые одежды.

Распевая традиционные песни, гребцы лодок опускают свои весла в воду в ритме песен. Они ведут свои лодки, как рыба движется по реки. Хотя кажется, что они состязаются, все-таки этот фестиваль является больше визуальная феерическим спектаклем для зрителей.

К канун Онама лодки плывут вниз от Катурмана в сопровождении звуков раковин, музыки и барабанов и горящих факелов. Красочное празднество лодок проводится в Утруттати — пятый день после Тхиру-онама.

Каждая лодка принадлежит деревне с берегов реки Памба и почитается подобно Дэвате. Даже входит в лодку можно только босиком.Каждый год лодка смазывается кокосовым маслом и углем. Черная смесь сохраняет дерево прочным, и лодка хорошо скользит в воде. Ежегодно с любовью выполняется ремонт лодки плотником деревни, и люди гордятся своей лодкой, которая представляет их деревню и названа по ее имени.

По традиции Намбудири-брамин управляет рулем лодки, который длинной приблизительно 4 метра. Четыре гребца обеспечивают движение лодки. И мгновенно лодка может повернуться лишь поворотом руля.Каждый — плотник, парикмахер, ювелир, кузнец, крестьянин — имеет место в лодке. И в тесном согласии и синхронности они гребут веслами. Из Тричура отправляется яркая процессия с великолепно украшенными слонами.

Легенды

Много лет назад лодка, загруженная продовольствием, спускалась вниз по реке. Внезапно она перевернулась. Духовный глава Бхаттатирипад посчитал, что это было плохим предзнаменованием, и вышел на берег реки. Там он увидел хижину, в которой горел тусклый свет.

Войдя в дом он услышал плач бедной вдовы и увидел спящих на полу кухни детей. Вдова сказала Намбудири-брамину, что у них нет никакой пищи, и что ее дети заснули голодным сном. Намбудири-брамин принес еду и отдал ее бедной семье.

Это давняя традиция продолжается в течение многих лет среди землевладельцев и духовных глав деревень — кормить бедных людей перед праздником. Кормление бедных считается служением Богу.

prazdnichnymir.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.