Во времена правления князя Владимира на смену язычеству пришло свежее христианство. Оно адаптировало календарно-традиционные обряды и ритуалы к собственному вневременному содержанию. Одним из таких дохристианских празднований является Красная горка, традиции и обычаи которой новая религия переиначила на свой лад. Давайте разберемся, в чем же состояла исконная суть этого дня и какой новый смысл ему дало христианство.
Разбираясь, что такое Красная горка, стоит начать с того, что это весенний веселый праздник. В нем сплелась народная языческая традиция и более позднее христианство. Православие «привязало» его к первому воскресенью после светлого празднования Пасхи. Но изначально он отмечался через восемь дней после воскрешения и вознесения Христа на небеса. Для бытового удобства много сотен лет назад его постепенно «передвинули» на воскресенье. Весь православный мир тогда отмечает Фомин день или Антипасху, но об этом мы расскажем чуть позже.
Красная горка – это праздник, который не имеет точной даты в календаре. Пасха, к примеру, отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Искомый день будет отмечаться ровно через семь суток, то есть во второе воскресение от восшествия полной Луны. Таким образом, можно узнать эти даты на любой год, воспользовавшись лунным календарем.
Что означает Красная горка сегодня и как ее праздновали наши предки? Это веселый весенний праздник, с массовыми гуляниями, песнями, танцами. Тогда играли множество свадеб. Молодые люди ходили по дворам молодоженов и чествовали их, водили на подворьях хороводы и жгли символические костры. Считалось, что брак, заключенный в этот день будет крепким и счастливым, потому многие старались приурочить свадебное торжество к празднику. Христианство, не сумев сломить народный дух, просто переиначило его на свой лад, оставив глубинную суть той же. День Красной горки был, есть и остается днем любви, весны, ожидания будущего счастья, плодородия и благополучия.
Нетрудно объяснить, что значит Красная горка, откуда пошло такое наименование и почему назвали именно так. В русской традиции «красный» – значит красивый. Так именовали долгожданную весну-красну, саму Пасху тоже кликали красным праздником, и даже симпатичных девушек тоже звали красна-девица. Существует множество иных обозначений торжества у разных славянских народов.
Касательно горки секрета тоже нет. Все народные весенние празднества, а было их немало, раньше проводились на возвышенностях. Они успевали просохнуть первыми после схода снега. В некоторых регионах трудно разобраться, какой праздник – Красная горка. Ведь отмечать его могли в любой день начиная от Пасхи и заканчивая Юрьевым днем, что прославляется шестого мая (Конский праздник, Егорий Вешний, Отмыкание земли).
Православный календарь не дает объяснений, почему праздник называется Красная горка, потому что там он имеет совершенно иное наименование. Чаще всего его зовут Антипасхой или Фоминой неделей. Следует остановиться на этом более подробно.
Многим людям, незнакомым с традициями, что в особенности касается жителей больших городов, зачастую непонятно, почему Красная горка так называется. Является ли это противопоставлением христианскому празднику Воскресения Спасителя? Это слово пришло к нам «из греков» (с греческого языка), как говорили наши предки. В вольном народном переводе приставка «анти» будет означать не «против», а «вместо». На практике получается, что это попросту повторное празднование Пасхи на восьмой (седьмой) день, когда поминаются мертвые.
Пасхе предшествует Великий пост, когда не совершаются никакие крупные обряды. Тогда человеку должно заниматься духовным, а не плотским. Нужно как можно больше молиться, размышлять о спасении души, вспоминать свои грехи и искренне каяться в них. Только весной приходит время окончания поста. Тогда уже можно будет отмечать венчания в церкви, праздновать крещение младенцев и прочие торжества.
Что означает праздник Красная горка для христиан? Это время свадеб и гуляний, возможность развлечься и хорошенько отдохнуть перед севом, а затем и страдой. Как раз наступает возможность набраться решимости и попросить у Бога, чтобы работа давалась легче. Самое раннее упоминание об этом празднике датируется триста восьмидесятым годом в антиохийских «Апостольских постановлениях». «Паломничество Эгерии» в четырехсотом году рассказывает о богослужении в Иерусалиме. Правила такого обряда считаются в «Святом городе» (Иерусалим) «двунадесятым», что значит – главными или основными, хотя праздник Красная горка (Антипасха) к таким формально не причислен.
Разбираясь, что это за праздник Красная горка, нельзя забывать о втором христианском варианте – Фоминой неделе. Слово неделя используется тут не в качестве семидневного календарного периода, а в качестве дополнительного определения дня воскресенья (старослов., укр.: неділя). Когда впервые после распятия Христос явился свои ученикам-апостолам, то Фомы (Близнеца) с ними не было. Услышав об этом событии, он усомнился в правдивости рассказов своих товарищей. Из-за этого в Евангелии мужчина получил прозвище Неверующего, с которым пришлось пройти всю библейскую историю.
Только спустя неделю Христос сам явился для Фомы персонально. Но и тогда апостол отказывался уверовать в происходящее. Рациональное мышление подсказывало ему, что мертвые не могут возвращаться с того света, а он сам видел, как Спаситель был похоронен в пещере. В последующее воскресенье после Пасхи, как раз, когда празднуется Красная горка, Иисус снова пришел к Фоме, предложив потрогать его ранения и увечья. Только после этого скептически настроенный парень поверил и согласился, что перед ним именно тот, кто был его учителем. После этого ежегодно стал прославляться Фомин день.
После вышеозначенных событий каждое последующее воскресенье после Пасхи автоматически становится Малой Пасхой. Тогда появляется последняя возможность для каждого постичь чудо воскрешения Спасителя из мертвых и уверовать в него. В древности каждую неделю богослужения в этот день проводили так же радостно, как и в саму Пасху, сопровождая все это взаимными приветствиями. На праздник Красная горка в церкви закрываются так называемые Царские врата. Перед этим служится последняя Литургия.
Установив, как и когда на Руси праздновали Красную горку, можно выяснить множество занимательных, интересных вещей. У восточнославянских племен в глубокой древности именно этим днем открывалась Радоницкая неделя – период массовых народных гуляний, сватовства, сговоров, свадеб и молодежных весенних развлечений. Большинство из них были посвящены плодородию. Так как речь идет о семи днях празднования, не помешает расписать, что и когда следует отмечать согласно народной традиции.
Чрезвычайно важно, какого числа праздновалась Красная горка, так как со свадьбами на юге России и Украине связанна особая примета. Это событие ни в коем случае нельзя было назначать на май после Радоницы. Иначе супруги должны были бы «маяться» (беспокоиться, нервничать, терпеть неприятности) всю жизнь.
На этом празднование заканчивалось обычным воскресным отдыхом или новыми свадьбами, о которых составлялись договоры в Громницы. Всю неделю было принято дарить подарки и просто приятные мелочи членам семьи, далеким и близким родственникам.
История праздника Красная горка олицетворяет истинную природу любви, зарождения новых чувств и надежд. Ее корни и традиции глубоко повязли в язычестве. Этот праздник изначально чествовал «солнечных» богов: Хорса и Ярилу. Они правили в период с зимнего до летнего солнцестояния. Первый представлялся в виде «мальца» (мальчика-подростка), а второй был молодым и крепким мужчиной.
Завершение процесса взросления и становления праздновали через неделю после Пасхи. В этом и есть суть праздника Красной горки. Потому в этот день было принято играть свадьбы. Ведь женитьба свидетельствует о зрелости, готовности мужчины взять на себя ответственность за семью. Считалось, что брак, заключенный на Красную горку, будет счастливым, так как природа с этого момента начинает пробуждаться, помогать людям, плодоносить. Это время было как раз подходящим для начала новой жизни, уже семейной. В деревнях свадебные пиры и гуляния совмещались. Веселье становилось массовым, с угощением, плясками, красивыми трогательными песнями.
Популярным обрядом на Радоницу было хождение незамужних девиц по окрестным дворам. Особенно широко распространено это было в Среднем Поволжье: Владимирской, Костромской, Самарской и Симбирской губерниях. Там этот обычай имел множество разнообразных названий.
Накануне праздника, в субботу, молодые парни собирались группами по пять – двадцать человек. «Хвалились» (назывались) они окликальщиками и должны были обязательно быть парадно одеты. Парни ходили по дворам, окликая всех молодоженов, которые заключили брак в течение года до этого. Они пели песни, плясали, громко вызывая хозяев выйти на улицу. Когда же те появлялись, то должны были вынести гостям пиво и угощение.
Практически все песни, приуроченные к обряду, говорят о молодой жене, что плачет по матери с отцом, хотя ее развлекает муж. Звучат в них утешения: «Придет батюшка и со матушкою, придет милый брат со невестушкою, придет милый зять со милой сестрой, придет дедушка и со бабушкой…». Вечером было принято ходить родителям в гости к взрослым детям.
На Радоницу или Фомин день проводилось «кликание» весны. Олицетворял время возрождения природы кулик или жаворонок. Потому в обряде часто использовалась выструганная из дерева птица на длинной жерди. Пеклись к этому дню жаворонки из теста и большие караваи, украшенные стилистическими изображениями пернатых. Дети и девушки в этот день пели веснянки – специальные обрядовые песни заклинательного характера. В них много раз повторялись одни и те же слова с призывом весны, тепла.
На Севере России зачастую молодежь выбирала «хороводницу» со звонким и красивым голосом. Умывшись поутру ключевой водой и благославившись, девушка должна была пропеть специальное закликание. Люди вторили ей, повторяя каждое слово. После этого главная певунья заводила хоровод, увлекая в пляс всех присутствующих. После обряда можно было приниматься за угощение. В качестве лакомств готовили караваи и булки, красили яйца, все это подавалось с медом, пивом и вином. При желании и в наши дни можно повторить подобные игрища, возродив тем самым традиции родного народа.
В язычестве яичко олицетворяло строение мира, его целостность, нерушимость и прочность. С приходом христианства ничего не изменилось, но смысл у каждого обряда был несколько «подправлен». Вместо красного и синего «пасхальных» цветов, использовался зеленый и желтый. Они считались поминальными, то есть траурными.
Приехав на праздник Красной горки в деревни нашей страны, можно увидеть, что люди раскладывают на могилках цветные яички, караваи и конфеты. В некоторых областях принято катать яйца в виде креста, закапывать их прямо в могилы, но в большинстве случаев еду отдают бедным. Такой ритуал позволяет в этот праздничный период никому, даже нищим, не остаться без угощения.
Существовало гадание, при котором сырое яйцо спускали с горы, стараясь, чтобы оно катилось ровно. Если оно достигало подножия целым, значит, его хозяина на целый год ждут благополучие и успех. Те, чьи “игрушки” разбились, могли повторить процедуру.
Начиная с революции семнадцатого года, традиции и обряды постепенно теряли свою актуальность. Но искоренить в народе этот праздник не смогло ни христианство, ни коммунизм. Каждый год люди отправляются на кладбище, чтобы помянуть утраченных близких. Но этот день предназначен не только для поминовения: он посвящен весне и возрождению природы, пробуждению от зимнего сна, надеждам на будущее плодородие и благосостояние. Потому в последние годы активно продвигаются разнообразные этнические фестивали, слеты и народные гуляния, проведенные через неделю после православной Пасхи.
Можно
Привлечь удачу, радость и благоденствие в свой дом, можно выполняя простые народные правила.
Нельзя
Чтобы избежать изменений в судьбе в худшую сторону, следует знать, что запрещено делать в этот праздник.
На праздник подразумевается посещение могил, потому целесообразно убрать их заранее. Оптимально выбрать для такой работы среду, четверг или пятницу, так как в воскресенье копаться в земле нельзя. Если кто-то умирал в этот день, хоронить покойника раньше, чем через три дня, было запрещено. Праздник приравнивается к «престольным» хотя и не является таковым, тогда погребальные обряды не проводятся. Готовится особая еда, которая предназначалась не для тела, а для душ. Употреблять ее необходимо прямо на кладбище, как бы обедая вместе с предками.
После посещения кладбища в парадных нарядах, народ мог тут же отправляться на гулянье или в гости.
В честь праздника названо множество деревень, сёл, городов и других объектов по всей России. В других славянских странах тоже встречаются подобные названия, ведь живущие там группы народов имеют одно происхождение. К примеру, существует село с таким названием в Нуримановском районе Башкортостана, есть деревни Красная горка в Володарском, Истринском районах, а также неподалеку от города Каменск-Уральского.
perstni.com
Красная горка отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Это народно-христианский праздник. В 2019 году он приходится на 5 мая. В этот день Православная Церковь вспоминает о воскресении Иисуса Христа и встречу апостола Фомы с воскресшим Спасителем. Другие названия – Кликушное воскресенье, Воскресенье после Пасхи. Церковное название – Антипасха, Фомино воскресенье.
Название этого праздника, скорее всего, связано с тем, что холмы и горки первыми показываются из-под уже начавшего таять снега. А слово «красная» иногда означало «красивая», а вовсе не цвет. Так как раньше холмы часто являлись курганами и захоронениями, в память об усопших в этот день жглись на вершинах костры. Именно из этой традиции исходит само название праздника, а также отношение к нему, как к поминальному дню.
Красная горка – языческий праздник древних славян. Он приходился на весну, когда наступала оттепель. В этот день люди прославляли Ярилу – языческое божество весеннего солнца и плодородия, и Ладу – богиню веселья и любви. Молодежь собиралась на прогретых солнцем пригорках и полянах, организовывала гуляния, танцы и игры. В этот праздник влюбленные пары устраивали свадьбы, а одинокие молодые люди искали свою вторую половину. В названии праздника слово «красная» означало «красивая», что было связано с красотой пробудившейся природы.
После принятия христианства на Руси в 988 году церковнослужители адаптировали языческий народный календарь согласно православным традициям. Празднование Красной горки заменила Антипасха, или Фомино воскресенье. Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи». Праздник приурочен к событиям, которые описаны в Евангелии. После воскресения Христос явился апостолам, среди которых не было Фомы. Апостол засомневался в том, что Иисус – Сын Божий. Он хотел лично убедиться и встретиться со Спасителем. На восьмой день после воскресения Христос показался перед Фомой.
На Руси Красная горка горка отмечалась в первое воскресенье, следующее за Пасхой. Это был особый день, к которому хозяйки старательно готовились: пекли пышные караваи и румяные пироги, готовили яичницу. Интересно, что приготовленные блюда обязательно имели круглую форму «солнышка», что символично напоминало о начале жизненного цикла.
Отмечали праздник со всем размахом: массовыми гуляньями и торжествами, кострами с хороводами и ярмарками невест, закликанием весны и веселыми песнями. Помимо всего прочего этот праздничный день нес свой символ – встречу новой любви, зарождение новой семьи.
Красная горка считалась праздником преимущественно девичьим, это было первое весеннее гуляние молодых девушек. Хотя и без удалых молодцов в этот день никак нельзя было – все молодые надевали лучшую нарядную одежду и шли знакомиться на праздновании друг с другом, искать себе счастье.
Празднование происходило на пригорках, где раньше всех сходил снег, и появлялась свежая зелень травы, отсюда и народное название праздника — «красная» (то есть красивая) горка.
Каждая незамужняя девушка и каждый холостой парень, уже готовые по возрасту создавать семью, были обязаны принять участие в праздновании горки. Увиливание от участия в массовом гулянии порицалось общественным мнением, вызывало насмешки и даже рассматривалось как великий грех, за которым следует суровое наказание, безбрачие, бездетность или раннее вдовство.
На Руси множество свадеб традиционно праздновалось именно на Красную горку. Верилось, что коли свадьбу играть именно в этот особый день, молодым обеспечена долгая и счастливая супружеская жизнь. Если в селе или деревне праздновали свадьбу на горку, все массовые гулянья и сама свадьба сливались в один большой праздник.
Окликанье молодых
Существовал интересный обряд под названием «Окликанье молодых» — молодежь или только девушки обходили дворы с поздравлением (тем самым окликанием) молодых. В субботу, накануне празднования Красной горки, еще до восхода солнца, собирались веселой толпой окликальщики, одетые в праздничные рубахи.
Окликать планировалось тех молодых, что поженились в прошлую Красную горку. Ни одну молодую супружескую пару нельзя было пропустить. Под окнами молодой четы окликальщики пели и плясали.
Омовение с икон
На Красную горку мыли иконы, а использованную для очищения воду не выливали – умывались ею. Всех членов семьи омывал старейшина рода, приговаривая над каждым заветные слова — пожелания здоровья, богатства, удачи, любви — кому что требовалось.
Бросание монеты
Чтобы не знать материальных проблем, достаточно было бросить медный грош в колодец и пожелать богатства. Главное, никому не раскрывать тайну скорого притока финансов.
Кстати, на монетку можно загадать не связанное с деньгами напрямую желание: найти работу, стать знаменитым, получить образование и прочее.
rubtsovskmv.ru
Пасхальная неделя — это время, наполненное радостью для всех православных людей. Особое значение придается воскресенью Светлой недели, в народе называемому Красной горкой.
Праздник Красная горка имеет множество народных традиций, почитающихся с давних времен. Этот день важен для тех, кто чтит народные обычаи и праздники. Наши предки называли Красную горку свадебным днем, поскольку именно в этот день после долгого перерыва можно было играть свадьбы.
В народных приметах об этом празднике говорится: «Кто на Красную горку женится, тот век проживет, да не разведется». И женщины, и мужчины в этот день обливались колодезной водой: считалось, что она придает красоту, сохраняет молодость и силу.
Молодые люди праздновали Красную горку с размахом: до вечера не утихали песни, парни и девушки водили хороводы, а вечером зажигали яркие костры и продолжали веселье. Эта традиция сохраняется и в наше время. В последнее воскресенье Пасхальной недели принято большой компанией выбираться на природу, танцевать, петь и веселиться в свое удовольствие.
Считается, что тот, кто первым из всей семьи встретит рассвет на Красную горку, того вскоре ждет большое счастье. Чтобы исполнить заветное желание, Солнце нужно попросить осветить дорогу к счастью и быть готовым в любую минуту отправиться в дорогу. По этой причине на Красную горку крайне популярны любые поездки: если вам предоставится такая возможность, не следует отказываться.
В храмах в этот день проводится пасхальная служба и праздничный крестный ход. Также с этого дня разрешены венчания: если внутренний распорядок церкви предусматривает таинство венчания по воскресеньям, то лучшего дня для этого события не найти.
Во всех церковных приходах в последний раз в году всем желающим можно подняться на колокольню и позвонить в колокола, призывая счастье и позитивные перемены в свою жизнь. Звон колокола на Красную горку — верный признак скорых счастливых перемен и большой радости.
Главной традицией завершающего дня Пасхальной седмицы является веселье и общение с друзьями и родственниками. Мы желаем вам счастливого праздника и только хорошего настроения. Чаще улыбайтесь и не забывайте нажимать на кнопки и
Светлый четверг — особенно важный день для всех православных христиан. Молитвы Господу и Богородице в ...
Праздник Святой Троицы — важный день для каждого православного человека. По преданию, именно с этой ...
Духов день — один из важнейших православных праздников. Эта дата отмечается многие века и содержит ...
Яблочный Спас связан с огромным количеством примет, обрядов и обычаев. Церковные и народные традиции этого ...
dailyhoro.ru
Красная горка в 2019 году — 5 мая. Это первое воскресенье после Пасхи. По-другому его называют «Антипасха» и «Фомино воскресенье». Рассказываем, откуда такие названия, почему с этого дня начинался «свадебный сезон» и что нельзя делать на Красную горку 2019.
Пасха. Яйца
СС0
Красная горка — народное название первого воскресенья после Пасхи.
Изначально Красная горка была языческим праздником. Слово «красная» используется в значении «красивая». А слово «горка» в названии появилась из-за традиции встречать в этот день первые лучи на горах. Кроме того, обычно в этот день на возвышенностях организовывали праздничные гулянья в честь прихода весны.
В православии праздник Красной горки получил название «Фомино воскресенье». Оно связано с церковным преданием о неверующем апостоле Фоме, которые не поверил в воскресение Иисуса Христа. Когда воскресший сын божий явился Фоме, тот убедился и впоследствии стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры.
Еще одно церковное название Красной горки — «Антипасха». Это значит «подобная Пасхе», то есть своего рода «повторение» праздника.
Пасхальный арт-фестиваль в Барнауле. Пасха.
Анна Зайкова
На Красную горку кончается церковный запрет на венчание, связанный с Великим постом и празднованием Пасхи, пишет «Фома». Раньше с этого дня начиналась пора свадеб. Появилась даже такая известная примета: кто на Красную горку женится, вовек не разведется.
Красную горку праздновали в течение не одного дня. Это был период народных гуляний и веселья.
Веселая традиция на Красную горку — скатывание крашеных яиц с небольшой возвышенности. Если яйцо не разбилось, это сулит удачу.
Пасхальный арт-фестиваль в Барнауле. Пасха.
Анна Зайкова
Особенных запретов, связанных с Красной горкой, нет.
Всю Светлую седмицу (неделю после Пасхи) у верующих нет ограничений в еде.
В церкви не принято делать земные поклоны с Пасхи до дня Святой Троицы (16 июня 2019).
altapress.ru
Факт: если празднование Красной горки выпадает на май, бракосочетание откладывается. Считается что семейная пара, вступившая в брак в этом месяце, будет всю жизнь маяться.
Что это за праздник мы узнали. Настало время поговорить об угощениях. Что было принято подавать на стол. Касаемо сервировки стола, на Красную горку было принято накрывать богатый стол с разными вкусностями, но блюда должны были быть непременно круглой формы. Это омлет, блины, оладьи, яичница и караваи в форме солнца. Множество примет и суеверий связано с этим днём. Людей, конечно же, интересует больше всего чего делать нельзя, дабы не накликать беду. 1. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя работать, особенно если работы связанны с землей. 2. Посаженные в этот день культуры либо не будут расти, либо плохо примутся и хорошего урожая не будет. 3. Молодые девушки и парни не должны проводить вечер в одиночестве, иначе это означало, что можно на весь год остаться одиноким. 4. Семейным парам запрещалось проводить этот праздник порознь, так как если верить приметам, это грозило распадом их отношений. 5. Ссориться в этот день тоже нельзя. 6. Нельзя поминать усопших, а вот сходить в церковь можно, что бы помолиться Господу Богу, дело в том, что люди верили, что их мольбы услышат кроме Господа Бога так же и их усопшие родственники и будут всячески им помогать. 7. Нельзя так же стричь волосы, заниматься уборкой, шить и вязать. В этот день нужно расслабляться и отдыхать, самое время навестить родственников, к которым давно ходили. Считалось, если на праздник Красная горка, проснувшись до восхода и бросив через плечо в колодец монетку загаданное при этом желание непременно сбудется. Принято было так же мыть все имеющиеся в доме иконы и воду, потом не выливать, а умыться ею. Причём начинать умывание этой водой должен самый младший в семействе, заканчивая по старшинству. Этот ритуал сулил семье богатство, но при условии, что об этом никто чужой не узнает. Читать молитвы в семьях на Руси, было принято всегда. А на Красную горку считалось что молитва, прочтённая трижды в этот день, излечит больного от всех недугов. Ну и, конечно же, было принято облачаться в красные одежды, чтобы привлечь к себе госпожу удачу на весь год.Факт: на Красную горку запрещено ходить на кладбище и поминать усопших.
На самом деле всё в то время было неслучайно и имело свой смысл. Дело в том, что раньше люди жили за счёт сельского хозяйства, соответственно и все праздники подгадывали под эти работы. Свадьбы принято было отмечать ранней весной или после сбора урожая. Есть и ещё одна весомая причина, по которой молодожёны специально подгадывали свадьбу именно на Красную горку. Дело в том, что во время великого поста любая близость была запрещена между супругами, это считалось нарушением церковных канонов, причём грубейшим. А вот после поста молодые могли сразу после венчания провести брачную ночь вместе. Свадьбы отмечались с размахом. К дому молодых приходили девушки и парни с поздравлениями и пожеланиями всего самого наилучшего, в их честь пели венчальные песни. А родители молодых, в свою очередь угощали приглашённых сладостями и всякими вкусностями. Молодые, по обычаю угощали певцов крашеными яйцами и выносили спиртные напитки, как правило, это была водка. Обратите внимание: незамужней девушке поутру накормить досыта беременную корову означало скоро самой выйти замуж и забеременеть. Сегодня этот праздник не так популярен в отличие от Пасхи, но свадьбы всё же стараются назначать именно на день Красной горки. Конечно, со временем многое изменилось, но, тем не менее, радует то, что остались ещё молодые пары, которые стремятся сыграть свадьбу именно в эту неделю. Они свято верят, что их предки ничего не придумали и готовы с радостью перенять многие из их обычаев. Из всего вышесказанного понятно, что этот день лучше провести весело и задорно. Хотя бы потому, что это как-никак, а самое настоящее начало весны, время надежд на лучшее. В это время хочется верить что жизнь, по сути, только начинается. Готовьте вкусности и веселитесь от души, как, собственно говоря, того и требует настоящий праздник с русским размахомКомментарии
Комментариев нет..
every-holiday.ru
Красная горка - что этот праздник означает для православных?
Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье!
Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, Происхождение Честных Древ Креста Господня – «Медового» (или «Первого»), Преображение – «Яблочного» (или «Второго»), а праздник в честь Нерукотворного образа Господня – «Орехового» (или «Третьего») «Спасов».
Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.
Церковь установила праздник Рождества Христова, чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».
Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).
С «Красной горкой» чуть проще, чем со «Спасами», поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.
Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.
Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.
Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.
Читать также — О вере и суевериях (+ Видео)
Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».
Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).
«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.
Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!
Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5; 15 – 17).
В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.
Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.
«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.
А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.
Смотрите фильмы на видеоканале Правмира
www.pravmir.ru