Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Краткое содержание некрасов накануне светлого праздника


Николай Некрасов - Накануне светлого праздника: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

1

Я ехал к Ростову Высоким холмом, Лесок малорослый

Тянулся на нем;

Береза, осина, Да ель, да сосна; А слева — долина,

Как скатерть ровна.

Пестрел деревнями, Дорогами дол, Он всё понижался

И к озеру шел,

Ни озера, дети Забыть не могу, Ни церкви на самом

Его берегу:

Тут чудо картину Я видел тогда! Ее вспоминаю

Охотно всегда…

2

Начну по порядку: Я ехал весной, В страстную субботу,

Пред самой Святой.

Домой поспешая С тяжелых работ, С утра мне встречался

Рабочий народ;

Скучая смертельно, Решал я вопрос: Кто плотник, кто слесарь,

Маляр, водовоз!

Нетрудное дело! Идут кузнецы — Кто их не узнает?

Они молодцы

И петь, и ругаться, Да — день не такой! Идет кривоногий

Гуляка-портной:

В одном сертучишке, Фуражка как блин, — Гармония, трубка,

Утюг и аршин!

Смотрите — красильщик! Узнаешь сейчас: Нос выпачкан охрой

И суриком глаз;

Он кисти и краски Несет за плечом, И словно ландкарта

Передник на нем.

Вот пильщики: сайку Угрюмо жуют И словно солдаты

Все в ногу идут,

А пилы стальные У добрых ребят, Как рыбы живые,

На плечах дрожат!

Я доброго всем им Желаю пути; В родные деревни

Скорее прийти,

Омыть с себя копоть И пот трудовой И встретить Святую

С веселой душой…

3

Стемнело. Болтая С моим ямщиком, Я ехал всё тем же

Высоким холмом,

Взглянул на долину, Что к озеру шла, И вижу — долина

Моя ожила:

На каждой тропинке, Ведущей к селу, Толпы появились;

Вечернюю мглу

Огни озарили Куда-то идет С пучками горящей

Соломы народ.

Куда? Я подумать О том не успел, Как колокол громко

Ответ прогудел!

У озера ярко Горели костры, — Туда направлялись,

Нарядны, пестры,

При свете горящей соломы, — толпы… У божьего храма

Сходились тропы, —

Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети,

Картина была!..

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.

В стихотворении Некрасова Н.А. «Накануне светлого праздника» (написанное в 1873г.) повествование ведётся от лица автора. Жанр произведения можно назвать «дорожным впечатлением». Автор в самом начале указывает на место действия — город Ростов. Состоит произведение из трёх частей: первая — это описание долины с озером и стоящей на берегу церковью, вторая — встреча с простыми людьми, возвращающимся домой на Пасху, третья — вид нарядной толпы, спешащей к церкви на праздник.

Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:

«Я доброго всем им Желаю пути; В родные деревни Скорее прийти, Отмыть с себя копоть И пот трудовой И встретить Святую

С весёлой душой»

Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:

«Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети,

Картина была»

Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.

Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.

Описание природы немногословно и лишено подробностей. Все силы автор сосредоточил на людях, их настроении и предчувствии радости от Светлого Христова праздника. Читатели вовлечены в увлекательную игру — как узнать, кто по профессии каждый идущий человек? Автор даёт подсказки: выпачканный охрой нос, пилы в руках, плоская фуражка. Такие разные люди становятся единым фронтом в своём желании поскорее добраться до родных деревень. И это настроение умиротворения и ожидания греют душу Некрасова и всех его читателей.

Отображение в своих произведениях быта крестьян и их детей можно назвать визитной карточкой Некрасова. Поэт воплотил в своём произведении упоение миром и радость от самой жизни. Во всех стихотворениях Н.А. Некрасова для детей воплотилось его главное творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме». Стихотворение «Накануне светлого праздника» было последним у автора и вошло в сборник «Русским детям», выпущенный после смерти поэта в 1881 году.

Читать стих поэта Николай Некрасов — Накануне светлого праздника на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Накануне светлого праздника

1 Я ехал к Ростову Высоким холмом, Лесок малорослый

Тянулся на нем;

Береза, осина, Да ель, да сосна; А слева — долина,

Как скатерть ровна.

Пестрел деревнями, Дорогами дол, Он всё понижался

И к озеру шел,

Ни озера, дети Забыть не могу, Ни церкви на самом

Его берегу:

Тут чудо картину Я видел тогда! Ее вспоминаю

Охотно всегда…

2 Начну по порядку: Я ехал весной, В страстную субботу,

Пред самой Святой.

Домой поспешая С тяжелых работ, С утра мне встречался

Рабочий народ;

Скучая смертельно, Решал я вопрос: Кто плотник, кто слесарь,

Маляр, водовоз!

Нетрудное дело! Идут кузнецы — Кто их не узнает?

Они молодцы

И петь, и ругаться, Да — день не такой! Идет кривоногий

Гуляка-портной:

В одном сертучишке, Фуражка как блин, — Гармония, трубка,

Утюг и аршин!

Смотрите — красильщик! Узнаешь сейчас: Нос выпачкан охрой

И суриком глаз;

Он кисти и краски Несет за плечом, И словно ландкарта

Передник на нем.

Вот пильщики: сайку Угрюмо жуют И словно солдаты

Все в ногу идут,

А пилы стальные У добрых ребят, Как рыбы живые,

На плечах дрожат!

Я доброго всем им Желаю пути; В родные деревни

Скорее прийти,

Омыть с себя копоть И пот трудовой И встретить Святую

С веселой душой…

3 Стемнело. Болтая С моим ямщиком, Я ехал всё тем же

Высоким холмом,

Взглянул на долину, Что к озеру шла, И вижу — долина

Моя ожила:

На каждой тропинке, Ведущей к селу, Толпы появились;

Вечернюю мглу

Огни озарили Куда-то идет С пучками горящей

Соломы народ.

Куда? Я подумать О том не успел, Как колокол громко

Ответ прогудел!

У озера ярко Горели костры, — Туда направлялись,

Нарядны, пестры,

При свете горящей соломы, — толпы… У божьего храма

Сходились тропы, —

Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети,

Картина была!..[1]

(20 марта 1873)

[1]Печатается по тексту первой публикации. Впервые опубликовано: Нашим детям. Иллюстрированный литературно-научный сборник. Издание А. Н. Якоби. СПб., 1873, с. 260, с подписью: «Н. Некрасов», датой: «20 марта 1873» и подзаголовком: «Из стихотворений, посвященных русским детям». В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило. Предназначалось для издания стихотворений, над которым поэт начал работать незадолго до смерти и которое не успел завершить.

Автограф не найден.

В библиотеке ИРЛИ (шифр: 1939к/361)хранится экземпляр сборника «Нашим детям», принадлежавший его издательнице А. Н. Якоби (1842–1918), детской писательнице и общественной деятельнице, с ее автографом (чернилами) на титульном листе: «А. Н. Якоби». Весь этот экземпляр сборника, в том числе и стихотворение Некрасова, имеет корректурную правку, очевидно А. Н. Якоби. Правка касается знаков препинания; в настоящем издании она учтена. Так, убрано ненужное тире в ст. 38 (было: «Да — день не такой»); в ст. 62 резонно точка с запятой заменена запятой (было: «Я доброго всем им желаю пути; В родные деревни Скорее прийти»), а в ст. 72, наоборот, запятая правильно заменена точкой с запятой (было: «Я ехал всё тем же Высоким холмом, Взглянул на долину»), 25 февраля 1873 г. Некрасов писал А. Н. Якоби по поводу подготовляемого ею к печати сборника: «…дело надо сделать не кое-как. Я нашел мое стихотворение, но оно в этом виде вовсе не годится в детский сборник. Я или напишу другое, или переделаю это. Через неделю непременно его получите, а может быть и ранее. В нем 3 страницы, и мне всё равно, куда оно попадет, в начало или в конец». Очевидно, речь идет здесь о комментируемом произведении, однако неясно, является ли оно новым стихотворением или переделанным старым.

В сборнике, иллюстрированном рисунками В. М. Васнецова, Г. Г. Мясоедова, В. И. Якоби, И. Е. Репина и других художников, участвовали, кроме Некрасова и издательницы, А. М. Бутлеров, М. К. Цебрикова, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. Н. Плещеев, Г. И. Успенский и др. В вошедшем в сборник стихотворении Полонского «Мишенька» использованы не только размер «Генерала Топтыгина», но и отдельные выражения и рифмы, например: «Дело было на ночь, — Заорали мужики „Михаил Иваныч!“»; «Всё село сбежалось…»; «И за это был при всех Выруган скотиной…». Однако фольклорный анекдот, положенный в основу стихотворения Некрасова, Полонским не использован. Об этом стихотворении А. Н. Якоби писала Некрасову 4 марта 1873 г.: «Полонский привез мне свое стихотворение и просил Вам очень кланяться». В том же письме она пишет и о стихотворении Некрасова «Накануне светлого праздника», предназначенном для ее сборника: «Могу ли я к Вам приехать за стихотворением. Мне бы очень хотелось кроме картинки приложить Ваш портрет. Если Вы не против этого, то нет ли у Вас хорошего портрета?» (ЛН, т. 51–52, с. 563). Однако ни «картинки», ни портрета Некрасова в сборнике помещено не было.

Накануне светлого праздника — светлым праздником называлась пасха, а вся пасхальная неделя — святой неделей. Первый день пасхи всегда бывает в воскресенье; суббота накануне называется страстной или великой. …в Ростову… — Ростов Великий (ныне Ярославской обл.) расположен на берегу озера Неро. Имение Некрасова Карабиха находилось между Ростовом и Ярославлем.

Год написания: 1873

stih.su

Накануне светлого праздника

Краткое содержание Некрасов Дедушка06.12.2017Андрей некрасов приключения капитана врунгеля краткое содержание06.12.2017

Я ехал к Ростову

Да ель, да сосна;

А слева — долина,

Как скатерть ровна.

Он всё понижался

Ни церкви на самом

Тут чудо картину

Начну по порядку:

В страстную субботу,

Пред самой Святой.

С тяжелых работ,

С утра мне встречался

Кто плотник, кто слесарь,

Кто их не узнает?

И петь, и ругаться,

Да — день не такой!

В одном сертучишке,

Фуражка как блин,-

Нос выпачкан охрой

Он кисти и краски

Несет за плечом,

И словно ландкарта

Передник на нем.

Вот пильщики: сайку

И словно солдаты

Все в ногу идут,

А пилы стальные

На плечах дрожат!

Я доброго всем им

В родные деревни

Омыть с себя копоть

И встретить Святую

С веселой душой…

Я ехал всё тем же

Взглянул на долину,

Что к озеру шла,

На каждой тропинке,

С пучками горящей

Куда? Я подумать

Как колокол громко

При свете горящей

У божьего храма

1 комментарий

Поиск

Разделы

Авторы

Все права защищены © 2017 Сказайка. Детские сказки онлайн

rus-poetry.ru

Главная мысль произведения накануне светлого праздника Некрасова Пожалуйста помогите - Школьные Знания.com

ь неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. «Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня». «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего». Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они... «А где мой товарищ? — промолвил Олег, — Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? все так же ль лего́к его бег? Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.

znanija.com

Стихотворения Некрасова для детей: анализ основных стихотворений

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти произведения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова ... лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867). Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»). Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Последнее стихотворение Некрасова для детей называется «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.

Рассказ, кажется, незамысловат. Разговорную интонацию передает двустопный амфибрахий. В четверостишии рифмуются только вторая и четвертая строчки, что тоже приближает стихи к устной речи. Точны и выразительны описания людей разных профессий. Немногословно, лишено цветистости описание природы. Дается широкая панорама окрестных мест. Проезжающему открываются новые дали. «Покой и простор», как писал Некрасов в «Железной дороге». Настроение умиротворения и предчувствия радости согревают душу поэта и его читателей.

В стихотворениях Некрасова для детей воплотилось главное его творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме».

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

classlit.ru

Н.А. Некрасов. . Накануне светлого праздника

Я ехал к Ростову Высоким холмом, Лесок малорослый

Тянулся на нем:

Береза, осина, Да ель, да сосна; А слева — долина,

Как скатерть ровна.

Пестрел деревнями, 10Дорогами дол, Он всё понижался

И к озеру шел.

Ни озера, дети, Забыть не могу, Ни церкви на самом

Его берегу:

Тут чудо-картину Я видел тогда! Ее вспоминаю

20Охотно всегда…

Начну по порядку: Я ехал весной,

В страстную субботу, Пред самой Святой.

Домой поспешая С тяжелых работ, С утра мне встречался

Рабочий народ;

Скучая смертельно, 30Решал я вопрос: Кто плотник, кто слесарь,

Маляр, водовоз?

Нетрудное дело! Идут кузнецы — Кто их не узнает?

Они молодцы

И петь и ругаться, Да день не такой! Идет кривоногий

40Гуляка-портной:

В одном сертучишке, Фуражка как блин, — Гармония, трубка,

Утюг и аршин!

Смотрите — красильщик! Узнаешь сейчас: Нос выпачкан охрой

И суриком глаз;

Он кисти и краски 50Несет за плечом, И словно ландкарта

Передник на нем.

Вот пильщики: сайку Угрюмо жуют И словно солдаты

Все в ногу идут,

А пилы стальные У добрых ребят, Как рыбы живые,

60На плечах дрожат!

Я доброго всем им Желаю пути, В родные деревни

Скорее прийти,

Омыть с себя копоть И пот трудовой И встретить Святую

С веселой душой…

Стемнело. Болтая 70С моим ямщиком, Я ехал всё тем же

Высоким холмом;

Взглянул на долину, Что к озеру шла, И вижу — долина

Моя ожила:

На каждой тропинке, Ведущей к селу, Толпы появились;

80Вечернюю мглу

Огни озарили: Куда-то идет С пучками горящей

Соломы народ.

Куда? Я подумать О том не успел, Как колокол громко

Ответ прогудел!

У озера ярко 90Горели костры,—

Туда направлялись, Нарядны, пестры,

При свете горящей Соломы, — толпы… У божьего храма

Сходились тропы,—

Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети,

100Картина была!..

Н.А. Некрасов. . Накануне светлого праздника // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 3. С. 113-116.

© Электронная публикация — РВБ, 2018-2019. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.

Page 2
Качая младшего сынка, Крестьянка старшим говорила: «Играйте, детушки, пока!

Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу, Коня навяжем травку кушать, И вас в ту рощицу свожу —

Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей,— 10Да не мешай же мне, проказник! — У нас нет места веселей;

Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут И стар и молод. На поляне Девицы красные поют,

Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои, Под разговор и смех народа Поют и свищут соловьи

20Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем… Да только (Клим, не трогай Сашу!) Чуть-чуть соловушки совсем

Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей В цене, — тут много их ловили, Ну, испугалися сетей

Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед, 30Весна, а роща как немая Стоит — гостей залетных нет!

Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил, И на поляне погуляли, Да праздник им не в праздник был!

Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой — Умел же бог на ум наставить — На той поляне, в роще той

40Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи Опять привыкли к роще нашей, И нынче, милые мои,

Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет Никто и близко не подходит, И строго-настрого запрет

От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит! 50Что день, то новый хор прибудет… Под песни их деревня спит,

Их песня нас поутру будит…

Запомнить надобно и вам, Избави бог тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям

Дать где-нибудь и отдых, дети…»

Середний сын кота дразнил, Меньшой полз матери на шею,

А старший с важностью спросил, 60Кубарь пуская перед нею:

— А есть ли, мама, для людей Такие рощицы на свете? — «Нет, мест таких… без податей

И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки!»

Н.А. Некрасов. . Соловьи // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 3. С. 110-112.

© Электронная публикация — РВБ, 2018-2019. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.

Page 3

Словно Венеция). Старый Мазай Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука, Торной дорогой ходить ему — скука!

За́ сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочем:

«Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!

Раз в кураже я их звал-поджидал 30Целую ночь, — никого не видал!

За день грибов насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину;

Вечером пеночка нежно поет, Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи, Рожки точены, рисованы очи.

Ночью… ну, ночью робел я и сам: Очень уж тихо в лесу по ночам.

Тихо как в церкви, когда отслужили 40Службу и накрепко дверь затворили,

Разве какая сосна заскрипит, Словно старуха во сне проворчит…»

Дня не проводит Мазай без охоты. Жил бы он славно, не знал бы заботы,

Кабы не стали глаза изменять: Начал частенько Мазай пуделять.

Впрочем, в отчаянье он не приходит: Выпалит дедушка — заяц уходит,

Дедушка пальцем косому грозит: 50«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.

Page 4
Дело под вечер, зимой, И морозец знатный. По дороге столбовой Едет парень молодой, Ямщичок обратный; Не спешит, трусит слегка; Лошади не слабы, Да дорога не гладка — Рытвины, ухабы.

10Нагоняет ямщичок

Вожака с медведем: «Посади нас, паренек, Веселей доедем!» — Что ты? с мишкой? — «Ничего! Он у нас смиренный, Лишний шкалик за него Поднесу, почтенный!» — Ну, садитесь! — Посадил Бородач медведя,

20Сел и сам — и потрусил

Полегоньку Федя… Видит Трифон кабачок, Приглашает Федю. «Подожди ты нас часок!» — Говорит медведю. И пошли. Медведь смирен,— Видно, стар годами, Только лапу лижет он

Да звенит цепями…

101 30Час проходит; нет ребят, То-то выпьют лихо! Но привычные стоят

Лошаденки тихо.

Свечерело. Дрожь в конях, Стужа злее на ночь; Заворочался в санях Михайло Иваныч, Кони дернули; стряслась Тут беда большая —

40Рявкнул мишка! — понеслась

Тройка как шальная! Колокольчик услыхал, Выбежал Федюха, Да напрасно — не догнал!

Экая поруха!

Быстро, бешено неслась Тройка — и не диво: На ухабе всякий раз Зверь рычал ретиво;

50Только стон кругом стоял:

«Очищай дорогу! Сам Топтыгин-генерал Едет на берлогу!» Вздрогнет встречный мужичок, Жутко станет бабе, Как мохнатый седочок Рявкнет на ухабе. А коням подавно страх — Не передохнули!

60Верст пятнадцать на весь мах

Бедные отдули! Прямо к станции летит Тройка удалая. Проезжающий сидит, Головой мотая: Ладит вывернуть кольцо. Вот и стала тройка; Сам смотритель на крыльцо 102 Выбегает бойко. 70Видит, ноги в сапогах И медвежья шуба, Не заметил впопыхах, Что с железом губа, Не подумал: где ямщик От коней гуляет? Видит — барин материк, «Генерал», — смекает. Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю!

80Что угодно приказать,

Водки или чаю?..» Хочет барину помочь Юркий старичишка; Тут во всю медвежью мочь Заревел наш мишка! И смотритель отскочил: «Господи помилуй! Сорок лет я прослужил Верой, правдой, силой;

90Много видел на тракту

Генералов строгих, Нет ребра, зубов во рту Не хватает многих, А такого не видал, Господи Исусе! Небывалый генерал,

Видно, в новом вкусе!..»

Прибежали ямщики, Подивились тоже;

100Видят — дело не с руки,

Что-то тут негоже! Собрался честной народ, Всё село в тревоге: «Генерал в санях ревет, Как медведь в берлоге!» Трус бежит, а кто смелей, Те — потехе ради, Жмутся около саней; А смотритель сзади.

110Струсил, издали кричит:

103 «В избу не хотите ль?» Мишка вновь как зарычит… Убежал смотритель! Оробел и убежал

И со всею свитой…

Два часа в санях лежал Генерал сердитый. Прибежали той порой Ямщик и вожатый;

120Вразумил народ честной

Трифон бородатый И Топтыгина прогнал Из саней дубиной… А смотритель обругал

Ямщика скотиной…

104

Н.А. Некрасов. III. Генерал Топтыгин // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 3. С. 101-104.

© Электронная публикация — РВБ, 2018-2019. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.

rvb.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.