Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Лошадиный праздник день фрола и лавра


Фрол и Лавр — лошадники

 

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Категория: Праздники » Народные праздники Народный праздник «Фрол и Лавр – лошадники» отмечается 31 августа (по старому стилю - 18 августа). В православном церковном календаре это день памяти двух мучеников - родных братьев Флора и Лавра. Другие названия праздника: «Флор и Лавр», «Фролов день», «Лошадиный праздник», «Конский праздник», «Лошадники». В этот день лошадей кормили в полную сыть, на них не работали, даже на скачках не принято было седлать лошадей. Святые Флор и Лавр были искусными каменщиками. Видя это, правитель Иллирии Ликаон направил их на постройку языческого храма. Плату, полученную за работу, братья отдавали бедным и рассказывали им о Христе. Проповеди сопровождались чудесами. Одним из них стало исцеление сына языческого жреца. Когда храм был готов, Флор и Лавр вместе с другими христианами уничтожили в нём всех идолов. Участников этих событий по приказу правителя схватили и заживо сожгли, а Флора и Лавра бросили в колодец и засыпали землей. Предание утверждает, что в момент обретения мощей святых братьев прекратился падеж скота. В связи с этим на Руси Флора и Лавра почитали как покровителей лошадей. Даже на иконах этих мучеников положено было писать с конями. На Балканах существует легенда, повествующая о том, что искусству управления лошадьми братьев обучил сам Архангел Михаил. 31 августа с утра крестьяне выводили своих коней на луг, чистили их, прикармливали свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пёстрыми лоскутками. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Верили, что от этого «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой.

После обедни за церковной оградой кропили приведенных лошадей святой водой. Это, по мнению крестьян, «охраняло коней ото всякого лиха»: «Умолил Фрола-Лавра — жди лошадям добра!». Животных в этот день не запрягали и вообще никаких работ с их использованием не производили. Весь день их старались угощать лакомствами — кормили пирогами, потчевали молодым пивом.

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рву или овраге, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора. Крестьяне молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении всего периода выпаса пастухи в заговорах всегда упоминали Флора и Лавра, а также Егория: «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы...». Этот день считался последним для полевых работ. Окончание сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем. 31 августа женщины обычно занимались домашними заготовками на зиму, пекли печенье в форме конского копыта, а вечером шли на бабьи посиделки. Крестьянки собирались у какой-либо вдовы и проводили вечера с рукоделием и за разговорами. Поговорки и приметы: - Если корень полыни толстый – грядущий год будет урожайным. - Если лошадь храпит – к непогоде; головой трясет и вскидывается – будет дождь. - В этот день истекает срок посева озимых. Кто посеет в этот день или позже, ничего, кроме сорняка, не соберет. - На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет. - Родившиеся 31 августа, как правило, имеют крепкое здоровье. Обычно такие люди хорошо разбираются в лошадях. Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:  

Фрол и Лавр — лошадникиКод для вставки в форум (BBCode):   [url=https://www.hollydays.ru/celebrations/855.html]Фрол и Лавр — лошадники[/url]Прямая ссылка на эту публикацию:   https://www.hollydays.ru/celebrations/855.html
 
   
На сайте Hollydays.ru Вы можете найти пожелания, поздравления, тосты в стихах, смс поздравления с днём рождения, с юбилеем, с Новым годом, с 8 марта и со многими другим праздниками. Краткую информацию про интересующие Вас религиозные, государственные праздники и памятные даты. Вы можете узнать когда будут Ваши именины и как назвать будущего ребёнка. Какой будет гороскоп на завтра и на следующий год. Всё отсортировано по категориям для Вашего удобства.

www.hollydays.ru

Страны: День святых мучеников Флора и Лавра. А был ли праздник?

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ Номер журнала: ЗМ №10(134)/2013

Фото: предоставлено НКП «РУСЬ»

Официальное название праздника, который приходится на 31 (по старому стилю 18) августа – день памяти свв. мчч. Флора и Лавра. В народной традиции на Руси эти святые являлись покровителями лошадей, поэтому неофициально праздник стал считаться Днем лошади.  

В те времена, когда лошадь для человека была так же привычна, как сегодня мобильный телефон, понятия «конник» не существовало, поэтому День Флора и Лавра был общенародным церковным праздником, очень органично вписывающимся в календарь вслед за Медовым (торжество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочным (Преображение Господня) Спасом. В Советском Союзе, как известно, был введен запрет на содержание собственных лошадей, а в систему государственного управления коннозаводством торжество по случаю памяти свв. мчч. Флора и Лавра как-то не вписывалось. На фоне повсеместного снижения конского поголовья из народного сознания праздник практически исчез.  

Сегодня, в эпоху ренессанса православных традиций в среде конников, пожалуй, не осталось никого, кто бы не знал о существовании дня Флора и Лавра. Многие даже не забывают угостить любимую лошадку дополнительной морковкой по этому случаю. Но возродились ли в полной мере традиции этого необычного праздника сегодня? Как конники отмечают этот, по сути – свой профессиональный, праздник?

Обратимся к истокам

В житии свв. мчч. Флора и Лавра о лошадях не говорится ни слова. По профессии эти два родных брата, живших во II веке сначала в Византии, а потом в Иллирии (территория современных Сербии, Боснии и Герцеговины и других балкан­ских стран), были каменотесами. За исповедование веры во Христа они претерпели мученическую смерть, а через многие годы их нетленные мощи, обладавшие большой целительной силой, были найдены и отправлены в Константинополь в монастырь Спаса Вседержителя. 

Покровителями лошадей святые мученики стали не сразу. По преданию, князь Дмитрий Донской перед знаменитой Куликовской битвой получил благословение от преподобного Сергия Радонежского. Это произошло 18 (по новому стилю 31) августа 1380 года, в день памяти свв. мчч. Флора и Лавра. Победа была воспринята как чудо и навсегда осталась в памяти людей. Святые братья стали почитаться как заступники Русской земли. Вскоре был создан уникальный сюжет, отраженный на иконе «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил, держа за поводья коней, оседланных по-военному, передает их Флору и Лавру. Князь Е. Трубецкой так пишет об этой иконе: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые, сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь». Подобные иконы получили огромное распространение и пользовались большой популярностью в первую очередь среди крестьян. К слову, только в русской православной традиции имена этих святых, вообще, связаны с лошадьми.

Постепенно появились и традиции празднования дня Флора и Лавра: в этот день было принято освобождать лошадей от работы, украшать их всевозможными яркими лентами и бубенцами, кормить вволю, а также обязательно отвести к церкви, где после торжественного молебна священники окропляли животных святой водой. Конечно, все это сопровождалось народными гуляниями.  

Храм Во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям (Московская область)

Праздник не для всех

31 августа в 2013 году выпало на субботу, идеальный день для проведения конноспортивных мероприятий. В Московской области в двух КСК прошли турниры по конкуру, а также керунг и испытание молодых лошадей в рамках «Ганноверского дня», любительские соревнования по конкуру были проведены в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Ниже-

городской областях, по выездке – в Липецкой области, по троеборью – в Орловской. На ипподромах в этот день тоже было много интересных событий: заезды прошли на дорожке Хреновского конного завода, насыщенная беговая программа была на Курганском и Новосибирском иппо­дромах, в Краснодаре состоялось главное событие скакового сезона – Краснодарское Дерби. А в рамках выставки «Эквирос», которая в этот день была в самом разгаре, 31 августа проводился чемпионат России по шоу арабских лошадей. 

Уже хотя бы по всем вышеперечисленным событиям можно судить, что далеко не всем лошадям в их единственный «законный праздник» был предоставлен выходной. Никто, пожалуй, не будет спорить с тем, что лошадь скорее предпочтет просто попастись, побегать в леваде или спокойно пожевать сено в деннике, чем прыгать маршрут или заходить в стартовый бокс ипподрома. Конечно, большинство спортсменов и берейторов в этот день отработали своих подопечных в соответствии с обычным графиком, ведь планомерный тренинг тоже никто не отменял. То есть первый пункт в программе традиционного празднования Дня лошади – предоставление отдыха – не был соблюден. Что касается посещения молебна и окропления святой водой – здесь тоже не все так просто: далеко не возле каждого КСК по соседству есть храм, а для того чтобы специально отвезти лошадей, как правило, не хватает либо средств, либо времени, либо желания, а чаще – всего сразу. Однако некоторые клубы в последние годы нашли выход из этой ситуации и приглашают священников к себе. В Национальном Конном Парке «Русь», например, 31 августа празднование Дня лошади прошло с большим размахом, а 21 сентября даже состоялось освящение ротонды святых Флора и Лавра. Кроме того, в этом году в рамках фестиваля «Спасская башня» на Красной площади был отслужен молебен святым мученикам Флору и Лавру. То есть говорить о том, что праздник совсем забыт профессиональной конной общественностью, тоже было бы некорректно.

Самая старая церковь Флора и Лавра в России 

(село Мегрега, респ. Карелия) построена в 1613 году

Слово священнику

Сохранились данные о том, что всего на территории современной России было построено 44 церкви в честь свв. мчч. Флора и Лавра, из которых сегодня действующими являются 16, а также 21 часовня (3 действующие). Во многих из них до сих пор 31 августа служатся праздничные молебны, а местные жители приводят к ним наряженных пестрыми лентами лошадей для окропления святой водой. Мы обратились к иерею Дмитрию Яковлеву, который является клириком храма Во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям (Домодедовский район, Московская область) с просьбой рассказать немного об этом празднике.

ЗМ: Можно ли говорить о том, что день Флора и Лавра в нашей стране раньше отмечался повсеместно? Сложно предположить, если честно, что в военных походах, например, лошадям давали выходной…

Д.Я.: Отношение к церковным праздникам в наше время сильно отличается от того, которое существовало прежде. Нам трудно представить, что можно ради молитвы остановить на какое-то время дела, мы отвыкли молиться. Русские люди, крестьяне, всю свою жизнь строили с упованием на Бога и святых угодников Божиих, заступников Русской земли, в том числе и святых мучеников Флора и Лавра. Именно поэтому существовал у нас этот удивительный народный обычай – «лошадиный праздник». Он отмечался повсюду. И в военных походах находилось время на молебен, ведь без молитвы раньше не начинали ни одного дела, ни военного, ни мирного.

ЗМ: Как вы считаете, что мешает сегодня этому празднику отмечаться так же широко, как и прежде? Можно ли говорить, что потерялась преемственность поколений?

Д.Я.: Мне кажется, что дело не в какой-то преемственности поколений, а в сегодняшнем отношении россиян к жизни. Раньше человек помнил о Создателе, о святых угодниках, чтил праздники церковные. Сейчас во главу угла поставлен достаток, материальная стабильность. И жизнь людей строится вокруг этого. Церковь воспринимается как сфера услуг – специфических, духовных, но покупаемых. Человеку зачастую нужен не Праздник, а определенное магическое действо. Заплатил-получил. Духовная сторона волнует очень мало. Согласитесь, при таком отношении всегда что-нибудь обязательно будет мешать быть в этот праздничный день в храме. Соревнования, тренировки, видимо, пока для большинства конников более важны.

ЗМ: День Флора и Лавра в вашем храме празднуется с соблю­дением традиций (окропление лошадей святой водой, молебен). Как лошади реагируют на такое непривычное для них действо? 

Д.Я.: Вы не станете отрицать, что между животными и их хозяевами существует определенная связь. Люди, которые приводят своих лошадок к храму в день памяти свв. мчч. Флора и Лавра, не только верят в Бога, они Ему доверяют. Они верят, как верили раньше крестьяне, приводящие своих лошадей, что Господь по молитвам к святым братьям Флору и Лавру сохранит их от всех напастей. А животные, в свою очередь, доверяя своим хозяевам, реагируют совершенно спокойно и на окропление святой водой, и на церковные песнопения.

Для коня или для конника?

Традиции празднования Дня лошади сегодня кажутся морально устаревшими, поскольку практически лишены «светской» составляющей. Не все конники являются православными верующими, кроме того, для кого-то действительно проблематично перекроить режим работы своей лошади или свой спортивный календарь специально с учетом этого дня. А кому-то, может быть, просто не нужен этот праздник?

Конечно, лошади никогда не узнают ни о древних святых, ни о традициях, забытых или возрожденных, ни о храмах. По большому счету им все равно, вплетают ли им яркие ленты в гривы или нет… Но не почувствовать любви к себе со стороны своего владельца они точно не смогут. Мы можем придавать разный смысл в празднование дня Флора и Лавра, но уделить в этот день чуть больше внимания своей лошади может каждый из нас: она это точно поймет.

www.goldmustang.ru

31 августа - День Фрола и Лавра - лошадиный праздник

Православная церковь отмечает 31 августа день памяти мучеников Флора и Лавра, а на Руси в последний день лета устраивали праздник для лошадей.Крестьяне считали Святых Флора и Лавра покровителями лошадей, которым 31 августа на Руси оказывали особый почет и уважение. С утра землепашцы выводили своих коней во двор, чтобы помыть, почистить и украсить нарядными лентами их гривы и хвосты. Затем лошадей кропили святой водой рядом с церковью и угощали разнообразными лакомствами, главной «изюминкой» которых был специальный каравай, испеченный из муки с нового урожая. Заканчивался этот праздник водопоем. Хозяева поили коней из своих шапок, чтобы лошади весь год были добрыми и смирными. Не забывали в этот день и про пастухов, которых также угощали разнообразными сладостями, а также деревенским пивом с пирогами.Заставлять лошадей работать или участвовать в скачках в этот день на Руси считалось большим грехом. К тому же к 31 августу крестьяне полностью завершали полевые работы, связанные с жатвой или посевом зерновых. Дело в том, что с Федора и Лавра на Руси начинается сезон осенних утренних заморозков - соловьи и кукушки улетают в «теплые» страны и начинается осень с очень холодными ночами. Поэтому в народе говорили: «Кто на Фрола сеет - у того фролки (цветы) уродятся».В последний день лета русские женщины, освободившиеся от полевых работ, занимались домашними заготовками и готовились к так называемым бабьим посиделкам. С утра хозяйки собирали яблоки в садах и солили огурцы, а вечером замужние женщины и вдовы устраивали общие посиделки, во время которых занимались рукоделием и вели неторопливые разговоры. Любили русские люди посидеть 31 августа и на траве, которая в последний день лета, по народным поверьям, становилась вещей и могла «нашептать» внимательному человеку пророческие слова. В народе верили, что полынь, сорванная на Фрола и Лавра, защищает людей от любой нечистой силы. Поэтому крестьяне в этот день разводили в своих дворах костры из сухой полыни, чтобы отвадить всякую нечисть от своих домов. Кроме того, На Фрола и Лавра в русских деревнях было принято вешать над входными дверями венки, сплетенные из полыни. Если такой венок падал до конца дня, то считалось, что на дом и его обитателей наведена порча. Подходила полынь и для гадания. Если у полыни, сорванной на 31 августа, был толстый и широкий корень, то на следующий год ожидался богатый урожай. Люди, родившиеся 31 августа, всю свою жизнь посвящают служению обществу. Они просто не способны оставаться в стороне от тех событий, которые так или иначе могут повлиять на жизнь их родственников и друзей. При этом эти люди всегда готовы пожертвовать ради счастья других своим благополучием, но каждый раз после этой «жертвы» умудряются остаться в выигрыше. Особенно в тех случаях, когда их защищает оберег с родонитом.Именины 31 августа отмечают мужчины и женщины со следующими именами: Варнава, Георгий, Григорий, Дионисий, Евгений, Емельян, Илларион, Иван, Лавр, Лев, Лука, Макар, Михаил, Флор, Христофор, Иулиания и Иулитта.Народные приметы на 31 августа:- Свежий и прозрачный воздух на Флора и Лавра - к ненастью;- Солнце 31 августа выглядывает из-за туч, несмотря на жаркую погоду - скоро пойдет дождь;- «Низкие» облака - к непогоде;- Мерцающие звезды - к дождливой и ветреной погоде.

news.myseldon.com

Лошадиный праздник отмечают в народе 31 августа 2018 года

Праздники православной церкви почти всегда относятся к почестям в память кого-то из святых. Так, дата 31 августа является днем, когда вспоминают о жизни Фрола и Лавра. Эти братья считаются покровителями всего домашнего скота, а в особенности кобыл и жеребцов. Потому, вместе с церковью народ отмечал Лошадиный праздник, поскольку сезонные работы в поле подходили к концу. Отныне лошади могли спокойно отдохнуть от тяжестей, которые им приходилось возить на себе.

Почему Фрол и Лавр считаются покровителями домашнего скота

История жизни братьев Фрола и Лавра рассказывает о том, что в свое время они занимались каменным работами. В их обязанности входило строительство домов, различных зданий и даже храмов. Сами же братья были приверженцами православной веры, но однажды для них поступило задание на строительство храма для язычников вместе с возведением в нем божественных идолов.

Братья никогда не оставляли плату за труд себе, они все раздавали нуждающимся. Кроме того, Фрол и Лавр имели чудесную способность к исцелениям. Они смогли вылечить сына одного из языческих жрецов. Это настолько повлияло на последнего, что тот даже принял обряд крещения.

Все же, строительство храма было завершено. В тот же день братья приняли решение прочитать молитву и разрушить божественных идолов, которые стояли в нем. Это очень взбесило правителя государства, на что он издал приказ утопить братьев в колодце и засыпать его землей. После того, как мощи святых Фрола и Лавра были найдены спустя годы, массовая гибель домашнего скота прекратилась, с того момент братьев прозвали покровителями лошадей и других животных.

Народные традиции в день Лошадиного праздника 31 августа

Лошадей всегда почитали в народе. Эти сильные и в то же время красивые животные во все времена являлись незаменимыми помощниками в работе. В первую очередь 31 августа было принято кормить лошадей вкусным свежим сеном вперемешку с овсом. В лошадиную гриву вплетали красивые ленточки, делая этих животные главным украшением сегодняшнего праздника. После чего хозяева вели своих кобыл и жеребцов к реке, где батюшка читал молитву и омывал животных священной водой.

Работать сегодня лошадям не давали, если нарушить это правило, то можно призвать беду. Последний летний день проходил для лошадей в отдыхе и спокойствии. Подковывать животных, как и выжигать клеймо в этот день также строго запрещалось. Всадники на ипподромах даже не достают седла и не надевают их на лошадей в праздник 31 августа.

Чтоб избежать массовых заболеваний домашнего скота и предотвратить смерти животных, принято молиться у иконы Фрола и Лавра.

Приметы в день празднования лошадников Фрола и Лавра

Если слышно лошадиный храп в праздник 31 августа, то можно ждать ветреной погоды. Фырканье лошади говорит о скором дожде. Когда на прогулке коны взбираются повыше в Лошадиный праздник, то возможны резкие перепады погоды. Если конь трясет гривой, а после чего запрокидывает голову назад, это может предвещать ливни. Хорошей приметой считается найти подкову на дороге в Лошадиный праздник.

Другие приметы, которые не связанный с лошадями рассказывают о скором наступлении осени, если сегодня небо будет хмурое. Траву жечь на Фрола и Лавра нельзя, может произойти пожар.

Семейную ссору предвещает, если увидеть как кот с собакой сцепились в драке. Брать сено взаймы в этот день значит быть должником весь следующий год. Если утром птица постучится в окно, значит вечером придет хорошая весточка. Сорванная полынь оказалась в толстым корнем, значит будущий урожай выдастся на славу.

news.myseldon.com

31 августа День Флора и Лавра - покровителей лошадей: День лошади

В последний день августа православная церковь отмечает день мучеников Флора и Лавра (Фрола и Лавра). 31 августа отмечают и так называемый День лошади или конский праздник. Попробуем разобраться отчего «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр»?

Известно, что братья Флор и Лавр, жившие во II веке, были каменотесами. Однажды в одном из построенных языческих храмов Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву и разрушили идолов, предназначенных для перенесения сюда, и водрузили крест за что были подвергнуты истязаниям. Но братья «и в муках славили Бога», тогда их бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии мощи мучеников, пострадавших за веру, были перенесены в Константинополь.

Каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не совсем совпадает с народным представлениями о братьях как покровителях лошадей. В легендах переплетаются и христианский культ мучеников, и античные предания, и славянские сказания. 

Существует несколько легенд, среди которых и чудесное исцеление сына языческого жреца, уверовавшего во Христа, и явление Флора и Лавра пахарю, заставлявшему работать измученную лошадь, и легенда о колодце с чудодейственной водой, исцеляющей лошадей и скот... Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры.

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

Благословение на битву, известную нам как Куликовская, святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского именно 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра (по старому стилю).

После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру.

Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство - лошадь».

Икона XV века с таким сюжетом хранится в Третьяковской галерее. Всадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Места в Москве связанные со святыми Флором и Лавром

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот). Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

Народное почитание праздника Флора и Лавра - покровителей лошадей

На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и Лавером и считали покровителями лошадей и конюхов. Именно поэтому день почитания их памяти называют еще и лошадиным праздником, конским праздников или день лошади. В этот день к лошадям относились по-особенному: не использовали даже для самой необходимой работы, чистили, купали, заплетали ленты в хвост и гриву. На Фрола и Лавра служили святым угодникам молебен, после свершалась «конная мольба» - окропление лошадей святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении всего периода выпаса пастухи в заговорах всегда упоминали Флора и Лавра, а также Егория (6 мая - Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий Храбрый, также почитаемый как защитник домашнего скота, и, прежде всего, как покровитель лошадей): «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы... »

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название – «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

Почитая святых Фрола и Лавра как покровителей лошадей, в народе старались соблюдать в этот день следующие правила:

  • Лошадей в день их покровителя необходимо накормить досыта, искупать, заплести в хвост и гриву ленты.
  • Сытых и нарядных лошадей отводили к ближайшей церкви, где их кропили святой водой.
  • Ни в коем случае в этот день на лошадях не работают, иначе быть падежу.
  • Хозяйки в день лошади пекут особое печенье с изображением конского копыта и отдают его священнику.
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигали тавра на лошадях.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Флору и Лавру

Тропарь, глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.  

Праздники, посвященные лошадям, и традиции стран мира, связанные с лошадьми

Значение лошади в истории трудно переоценить: эти животные сыграли большую роль в жизни людей всех стран и сословий. Кони -  частые герои песен, сказок и легенд. В честь своих быстроногих боевых товарищей, неутомимых тружеников и настоящих четвероногих членов семьи, люди  устраивали праздники, захватывающие своей зрелищностью.

Древние письменные источники донесли до наших дней, что раньше в Литве в первое январское полнолуние отмечались Крестины жеребенка. Этот праздник символизировал пробуждение новой жизни. На Руси славянки-язычницы ходили на конюшню гадать о суженом и будущей судьбе. А вот в Древнем Риме, во время ежегодных гонок на колесницах по полю Марса, правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам – чтобы дали хороший урожай. К счастью, ритуалы, подобные римским, остались в прошлом, зато свой День Коня отмечается во многих странах мира и по сей день.

Страна: Россия Праздник, посвященный лошадям: День Фрола и Лавра Дата: 31 августа

С возрождением коневодства в России новую жизнь получает и православный «лошадиный» праздник – день Фрола и Лавра, покровителя лошадей. Он приходится на второй день третьего Спаса - 31 августа.

С днем Фрола и Лавра связаны многие народные приметы. 31 августа крестьяне заканчивали посев озимых и говорили: «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся», подразумевая под «фролами» пустоцвет. Другая народная мудрость выразилась в пословице: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра». В день конских покровителей крестьяне не только не работали на лошадях, но и не седлали, не погоняли их кнутом. Зато купали, украшали лентами, кормили досыта отборным овсом, угощали солеными горбушками и … водили в церковь.

Церковные дворы в день Фрола и Лавра были буквально переполнены лошадьми – каждый хозяин хотел, чтобы священник окропил святой водой и благословил его лошадь.

Сегодня этот праздник утратил свою массовость, его отмечают только в конных клубах, устраивая в честь празднования Дня Фрола и Лавра конские выставки и скачки.

Страна: Россия, Норвегия, Ирландия, Австрия, Финляндия, Нидерланды Праздник, посвященный лошадям: День святого Стефана Дата: 26 декабря

День святого Стефана - покровителя лошадей, по праву можно назвать международным праздником. В каждой стране, где почитают святого, есть собственные традиции, связанные с этим днем. Более подробно об особенностях празднования Дня Святого Стефана в России, Норвегии, Ирландии, Австрии, Финляндии и Нидерландах - в нашем следующем материале.

Страна: Болгария Праздник, посвященный лошадям: Тодоров день Дата: Первая суббота Великого поста

Тодорова суббота, Тудорица. Тодоров день, или Лошадиная Пасха -  церковный праздник, весьма почитаемый болгарами. Празднование Тодорова дня, как и Пасхи, не прикреплено к какой-либо конкретной дате - день  определяется по лунному календарю.

Болгары чествуют христианского святого Тодора с раннего Средневековья - со времени объединения культов Святых Великомученика Феодора Стратилата (Теодора Стратилата) и Феодора Тирона (Теодора Тирона).

На иконах Святого Тодора изображают в виде всадника-змееборца на белом коне, поэтому Тодорова суббота считается праздником коневодов и конного спорта, а все ритуалы, проводимые в этот день, связаны со здоровьем лошадей. Мужчины по традиции, встают с восходом солнца, заплетают хвосты и гривы лошадям, ведут на водопой, а женщины замешивают обрядный хлеб, и делят его с животными.

Лошадиная Пасха знаменита также национальными конными состязаниями - «кушия». Конь-победитель получает в награду новую узду, а хозяин - рубаху и полотенце.

Страна: Испания Праздник, посвященный лошадям: День Святого Антония Дата: 18 - 25 января

В январе в испанскую деревню под названием Сан-Бартоломе-де-Пинарес с каждым годом все охотнее приезжают туристы. Вот уже около 500 лет,  в День Святого Антония жители деревни «купают» своих лошадей в огне -  всадники бесстрашно врываются в огонь, чтобы очистить своих любимцев от болезней. Костры для «купания» лошадей раскладываются по всей деревне.

Общественность реагирует на специфический народный ритуал неоднозначно: защитники животных протестуют и обвиняют участников в жестоком обращении с лошадьми, а местные жители уверены, что обязаны сохранить древние традиции. К слову, за 500 лет в День Святого Антония не пострадала ни одна лошадь.

Страна: Испания Праздник, посвященный лошадям: Майская Ферия Дата: первая неделя мая

Ежегодно в начале мая в Испании проходит весьма зрелищная ярмарка. В дни ее проведения люди одеваются в андалузские наряды и выезжает на скакунах на улицы городов. Самая древняя лошадиная ярмарка (Feria de Caballo) Испании проходит в андалузском городе Херес де  ла Фронтера – родине хереса. В Средние века целью ярмарки была продажа лошадей, сегодня мероприятие утратило торговый статус и стало массовым национальным праздником.

Страна: Испания Праздник, посвященный лошадям: Стрижка диких лошадей Дата: июль или август

В Испании День Стрижки диких лошадей - большой праздник. Это народное гуляние имеет глубокие корни, восходящие к древним традициям скотоводов. В древности лошадей выращивали на воле.

Празднование начинается с собрания самых старых и опытных скотоводов, на котором выбирают день стрижки лошадей. На рассвете Дня Стрижки юноши во главе с пастухом поднимаются в горы, откуда гонят жеребцов в загоны. Во время спуска молодые люди соревнуются в мастерстве погонщиков, выстраивая лошадей в правильные геометрические фигуры. В загонах животных пытаются укротить голыми руками и остригают им хвосты и гривы. Все действо происходит в торжественной обстановке.

Страна: Италия Праздник, посвященный лошадям: Сиенское Палио Дата: 2 июля и 16 августа

Каждое лето улицы итальянского города Сиена превращаются в одну сплошную беговую площадку. 2 июля и 16 августа страстные итальянцы отмечают не менее страстный праздник – Палио. История этого праздника уходит своими корнями в раннее Средневековье, где они благополучно теряются.

Празднование Палио представляет собой скачки на неоседланных лошадях прямо по городским улицам Сиены. По традиции, все начинается с выхода из двора правительственного дворца исторического кортежа. Все наездники, входящие в праздничный кортеж, одеты в исторические средневековые костюмы. Замыкают торжественное шествие знаменоносцы и барабанщики. Среди участников кортежа выбирают выбирают лучшего всадника, знаменосца и барабанщика. Примечательно, что лошадей, тщательно отобранных специально для Средневековых скачек, благословляют в церквях. Жители каждой улицы Сиены готовят для Сиенского Палио своих участников - всадника и лошадь.

В Средние века победителю скачек вручали знамя Палио, а всаднику, пришедшему вторым - живого петуха. Участник, пришедший к финишу последним, в насмешку награждался соленым анчоусом или луковицей, символизирующей слезы поражения.

Надо сказать, что травмы и несчастные случаи на Сиенском Палио – обычное дело, но с 2003 года была организована специальная комиссия, которая должна обеспечивать безопасность скачек.  Учреждение комиссии произошло благодаря возмущениям защитников животных.

Страна: Венгрия Праздник, посвященный лошадям: Конный праздник Дата: Троицкая суббота

В Венгрии до сих пор очень популярен национальный конный праздник, не оставляющий безучастными никого из жителей Пушты. Современный вид венгерский конный праздник приобрел в середине XX века - он переродился из древнего праздника пастухов. Раньше он проводился 20 августа, а теперь его отмечают на Троицу.

Главное действо праздника связано, конечно же, с лошадьми. Чикоши -  венгерские конные пастухи, - соревнуются между собой в искусстве уложить лошадь, остановив ее на полном скаку, и  меткости в обращении с трехметровым бичом.

В этот день проводятся скачки и состязания конных упряжек. Турист, посетивший венгерский конный праздник, может подумать, что попал на открытую выставку, но несмотря на то, что  некоторые повозки выглядят как музейные экспонаты, местные жители используют их в быту до сих пор!

Вся атмосфера праздника пропитана азартом: участники преодолевают препятствия, полосы из расставленных кеглей, а настоящий гвоздь программы - знаменитая «венгерская почта». Это захватывающее зрелище, когда один человек, стоя на крупах двух лошадей управляет еще тремя, скачущими в связке спереди.

Страна: Нидерланды Праздник, посвященный лошадям: Конкурс фризских лошадей Дата: 1 раз в 5-6 лет

Фризы - угольно-черные, благородные лошади, с изящно изогнутой мощной шеей, с роскошными хвостами, гривами и фризами на ногах, - предмет гордости и национальный символ Нидерландов (Фрисландии). Конкурс фризских лошадей - грандиозное по своим масштабам событие, проводимое один раз в 5-6 лет в северной части Нидерландов. Жюри оценивает каждую представленную на конкурсе лошадь и выбирает лучших из лучших.

Во время конкурса, кроме официальной части, интересной в первую очередь, для селекционеров и заводчиков, предусмотрена и зрелищная часть. Жители страны и туристы съезжаются, чтобы полюбоваться на знаменитые конные кадрили. Юноши и девушки в национальных костюмах демонстрируют фигурную верховую езду, а семейные пары ловко управляются с упряжками - мужчина ведет коней между стойками с кольцами, а женщина старается эти кольца снять, не  уронив ни одного.

Страна: Монголия Праздник, посвященный лошадям: Наадам Дата: середина июля

С древних времен культура и традиции монгольского народа нераздельно связаны с лошадьми. Сегодня значение лошади для настоящего монгола по прежнему велико. Конь изображен даже на государственном гербе страны. Поэтому самым значимым и массовым праздником в Монголии  считается Наадам.

Национальный праздник Наадам проводится ежегодно в середине июля. Он продолжается четыре дня, в течение которых монголы соревнуются в трех традиционных вида спорта - монгольской борьбе, стрельбе из лука и скачках.

В качестве трассы для скачек выбирают любой участок степи, без какой-либо подготовки. А вот лошадей к празднику готовят особым образом. В Наадамских скачках лошдаи шести возрастных категорий: жеребцы, полнокровные, пятилетки, четырехлетки, трехлетки и двухлетки. В зависимости от возраста они бегут на расстояние от 15 до 30 километров.

Из каждой группы по результатам скачек выбирают по пять Занявшим первые пять мест в каждой группе поют восхваления, освящают их кумысом и вручают денежные призы. Кроме того, весь следующий год к победившим жеребцам приводят лошадей для скрещивания, таким образом хозяева жеребцов получают хороший источник дохода до проведения следующих скачек.

Примечательно, что в роли жокеев на Наасдамских скачках выступают исключительно мальчики 5-12 лет.

Ольга Фрунзэ Шеф-Редактор National Explorer

www.nexplorer.ru

День лошади - День памяти святых мучеников Флора и Лавра - 31 августа

Святые Лавр и Флор считаются покровителями лошадей, поэтому день этих мучеников еще называют конским праздником. В последний день лета замечательные и очень умные животные не работают вовсе (иначе по поверью быть падежу скота) и получают «увеличенную» порцию внимания – так повелось издревле.

Лошадок кормят особенно вкусно, насыпают вдоволь отборного овса, балуют солеными горбушками и свежими овощами, заплетают в гриву ленты или пестрые лоскутки для красоты. В церкви служат молебен в честь великомучеников Лавра и Флора, а лошадей окропляют святой водой.

Вся жизнь и труд лошади на Руси неразрывно были связаны с этими великими святыми, жившими во 2 веке н. э. и сложившими голову за прославление Бога и отрицание идолов. Им приносили молитвы во время осенних и весенних работ, в конюшнях нередко можно было встретить икону Флора и Лавра, а во многих губерниях возводились специальные уединенные часовни, к которым 31 августа не утихал поток люда с лошадьми.

Праздник сопровождался интересными традициями и обычаями: хозяйки пекли печенье в форме или с рисунком лошадиного копыта (их потом отдавали священнику), на животных не ставили тавро 31 августа, даже не возбранялось приводить их к святым храмам.

kakoysegodnyaprazdnik.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.