Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Масленица это языческий праздник или православный


Масленица – православный праздник?

Протоиерей Максим Первозванский

Беседовал Анатолий Медведев

Как Вы относитесь к масленичным традициям?

Разумные и нормальные, не противоречащие христианскому мировоззрению традиции вполне можно и даже приветствуется соблюдать. Дело в том, что чем больше собственного вида, вкуса, наполнения, помимо чисто церковного, существует у того или иного события, праздника или просто дня в календаре, тем сильнее и интенсивнее мы его переживаем. Это в большей степени касается детей, но на самом деле и нас, взрослых, тоже. Мы по-особому переживаем Рождество в том числе и из-за елки, Вход Господень в Иерусалим - из-за пальмовых ветвей, Троицу - из-за березок, а Крещение - из-за купания в проруби. Хотя все это не является обязательным атрибутом указанных событий, а некоторые отдельными священнослужителями даже не приветствуются, в целом, именно это внебогослужебное наполнение того или иного дня в календаре позволяет нам чувствовать его вкус, запах, обстановку и более интенсивно переживать.

Вы чучело на масленицу сжигаете?

Нет, как раз сжигание чучела на масленицу я считаю неправильным, полуязыческим действием. Понятно, что в современных условиях сжигание чучела напрямую не несет в себе какого-то сакрального смысла (если не брать в расчет неоязычников). Однако я все равно это не приветствую и обычно не благословляю своим детям, друзьям, знакомым участвовать в этом мероприятии. Хотя, конечно, оно очень колоритно!

А каким образом Вы отделяете хорошие традиции от плохих, если в них уже нет сакральности?

Сжигание чучела, в отличие, например, от купания в проруби - само по себе практически религиозное действие. Причем всегда говорится о сжигании зимы, всего старого, всего плохого и так далее. Фактически мы наблюдаем священнодействие, в отличие от катания с горок, например, или выпекания блинов со всевозможными начинками.

Если Вы против чучела, то как Вы относитесь к народным гуляниям? Ведь получается, что широко празднуется некое отсутствие праздника…

Празднование в данном случае получается от слова «праздность». То есть это для нашей русской культуры такой карнавал. Если мы посмотрим в гугл-переводчик, слово «масленица» будет переведено на английский язык как «carnival». А карнавал – это не обязательно празднование, карнавал – это некое расслабление накануне чего-то очень серьезного. Совершенно очевидно, что масленица как карнавал проживается именно перед Великим Постом. Человек вступает в период семинедельного, очень серьезного самоограничения.

В карнавальной культуре безусловно присутствует некий культурный языческий момент, о котором писал в своих трудах Мирча Илиаде: карнавал как хаос, когда период расслабления противопоставляется периоду созидания или нового строительства. Конечно, период Великого Поста – это период созидания и строительства человека, его духа, но, естественно, это не повод, как в древних карнавалах, пускаться во все тяжкие. Даже в церковном календаре пишут «заговение на пост». По чисто христианскому духу и заговение не несет в себе какого-то особого смысла, кроме того, что это – последний день, когда мы что-то едим. Например, заговение на мясо, которое было в прошедшее воскресенье, или заговение на молочное, но при этом мы не просто едим, мы хорошо едим, чтобы запомнить вкус мяса или молока. Это противопоставление поста не посту, а как противопоставление непостного постному, совершается не только на разговение, когда пост заканчивается, но и перед постом.

Да, сейчас можно все поесть, можно отдохнуть, можно повеселиться. Если мы вспомним, что в Российской Империи театры закрывали на время поста, винные магазины и так далее, то всему этому предшествовал период, когда все это было можно, и поэтому, каким бы не было реальное историческое объяснение той же сплошной недели на масленицу, когда нет поста в среду и пятницу, но в современном виде общеправославное понимание масленицы таково: это неделя перед Великим постом, когда поста еще нет по средам и пятницам, не отмечаются какие-то дни, а с другой стороны, уже нельзя мяса, и это как постоянное напоминание о предстоящем посте. Мне кажется, в этом вопросе достигнут очень хороший баланс.

В связи с этим хотелось бы Вас спросить: как христианину закономерно перейти от Сырной Седмицы к первой седмице Великого Поста?

В субботу ехать к теще на блины. Ведь каждый день масленицы определенным образом прописан. Это не значит, что все это нужно соблюдать дословно. Однако Сырная неделя – это время, когда мы ездим в гости друг к другу, вместе едим блины и много всего вкусного, примиряемся со всеми, просим друг у друга прощения. Приходим в Прощеное воскресенье утром на Литургию с соответствующим чтением Евангелия о необходимости прощения, а вечером уже поются великопостные песнопения, прокимен великий «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего яко скорблю», и с чином собственно прощения. Естественным образом масленичная неделя заканчивается Прощеным воскресеньем. Собственно, она вся проходит в ожидании прощеного воскресенья и великого поста. А в пост с утра все - бабах! - ничего не кушаем.

А есть какие-то еще практические советы для заговляющихся?

Ну, кушайте, только так, чтобы не пугать унитаз.

Ещё на тему

zen.yandex.ru

Почему христиане отмечают языческий праздник Масленица

Масленица — это последняя подготовительная неделя перед Великим постом. У этого праздника есть языческие корни, которые впоследствии тесно переплелись с христианскими традициями.

Традиции Масленицы формировались веками. Издавна масленичная неделя считается временем радости и веселья, которое предшествует длительному периоду строгого воздержания и аскезы - Великому посту. Однако православные правила запрещают излишнее веселье.

Языческие корни Масленицы

В древние времена, когда на Руси еще не было христианства, Масленица была праздником зимних проводов. Люди встречали приближающуюся весну. Делали они это танцами, весельем и пиром.

По преданиям, природа расцветала в то время, когда наступала Масленица. Люди пытались ускорить уход холодов ритуальным сжиганием чучела, которое символизировало саму зиму. Они бросали в огонь ненужные вещи, чтобы избавиться от негатива. Эти ритуалы популярны и по сей день. Они не противоречат христианским канонам, поэтому не запрещаются Церковью.

На Масленицу испокон веков готовили блины, которые олицетворяли собой Солнце. Как вы знаете, в наше время к этой традиции относятся максимально тепло. Даже православные храмы устраивают дни, когда каждый может прийти и съесть праздничный блин в честь начала Великого поста. Перед постом можно позволить себе жирную пищу, ведь люди знают, что в скором времени на нее наложится длительный запрет.

Это светлый праздник, который объединяет нас всех перед ожиданием тепла и Солнца. Всю неделю люди радуются тому, что скоро наступит долгожданная весна.

Христианский смысл Масленицы

Христиане отмечают этот праздник, потому что внедрение православной веры было постепенным и долговременным. Ритуалы и обряды языческого происхождения искоренялись многими столетиями, а некоторые из них были настолько важными и устоявшимися, что церковь решила просто закрыть на них глаза. Масленица — самый лучший тому пример. Выгнать традиции полностью не получится, ибо жить они будут вечно с русским народом.

Священники говорят, что гуляния на Масленицу не должны переходить допустимый уровень, ибо Сырная седмица — это последняя неделя подготовки посту, посвященная Страшному Суду, который будет в конце времен и затронет каждого умершего и каждого живого человека. В церквях вспоминаются учения и слова пророков о том, какими будут последние моменты жизни человечества. Это напоминание всем верующим о том, что каждый человек на Земле равен перед Богом. Нет никаких исключений.

Главное в этот праздник не злоупотреблять алкоголем и не забывать о молитвах. На Масленицу уже нельзя есть мясо, но зато можно молоко, сыр и яйца. Не забывайте также, что заканчивается эта неделя Прощеным воскресением, когда нужно извиниться перед всеми, кого вы обидели. Этот день научит вас отпускать грехи вашим обидчикам, чтобы Бог мог простить прегрешения вам самим. Как говорится, «прощай, ибо прощен будешь».

Используйте время Масленицы для того, чтобы настроить себя на нужный лад перед Великим постом. Посетите святые места России или просто побудьте рядом со своей семьей, если у вас будет отпуск или свободное время. Не упускайте возможности правильно провести неделю о Страшном Суде. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Традиция отмечать Татьянин день сложилась давно. В церковном календаре 25 число отмечено как день поминовения ...

Иван долгий — праздник, который отмечается христианами. В 2018 году, как и каждый год, дата ...

Масленица — славянский праздник, зародившийся в глубокой древности. Раньше его ждали с нетерпением. Особые приметы ...

Масленичная неделя — период гуляний на широкую ногу. Как говорили в старину, пришла Масленица-разорительница. Не ...

dailyhoro.ru

Масленица языческий праздник - масленица праздник сохранившийся с языческих времен

В настоящее время языческая масленица — праздник, который упорно ассоциируют с православием на фоне почти векового забвения веры. Если о язычестве имеют хотя бы элементарное понятие из школьных учебников, то о восточном христианстве мало что знают. Считается, что культурному и образованному человеку верить во всякие небылицы просто глупо. Но ведь именно крещение Руси стало началом государственности и национальной самоидентичности.

Сущность древнего обычая масленицы

Наши предки в дохристианскую эпоху весело и радостно провожали суровую зиму и встречали долгожданную весну. Празднование приходилось на день весеннего равноденствия, и тогда же отмечали наступление нового года. Это время соответствует современному астрономическому календарю, в пределах чисел 21-23 марта. А поскольку принципу цикличности древние люди придавали огромное значение, то и роль торжества была очень важной.

Можно обнаружить несколько основополагающих критериев, согласно которым формируется понимание смысла празднования масленицы в древности:

  1. Суть его заключалась в обновлении жизни, то есть было сакральное понимание времени. Языческая масленица олицетворяла собой культ плодородия, когда земля готовилась к рождению нового урожая. Славянская цивилизация в те времена зиждилась на крестьянском мировоззрении, ведь подавляющее число народа было земледельцами. Масленичный ритуал являлся языческим богослужением, где в роли творческой силы выступала сама природа и ее стихии.
  2. Важным моментом древнеславянской масленицы была идея продолжения рода. Плодородие матушки земли ассоциировалось с появлением здорового молодого поколения. Языческое сознание четко понимало, что основа жизни — не столько материальные ценности, сколько нравственные и моральные качества общества. Именно они являются гарантией рождения полноценных детей.

Масленица — праздник, сохранившийся с языческих времен, имел составляющую, которая является определяющим моментом в существовании человеческого социума в любой исторический период. Этим фактором стала память о предках. Современный материализм превратил человека в существо без рода и племени. Не так думали наши прародители. Они чувствовали, что после физической смерти люди переступают границу невидимого мира, где продолжают жить, но по другим законам.

На масленицу не просто устраивались гуляния, тогда поминали всех умерших и приносили жертвы, и не только в кулачных боях.

К сожалению, в те жестокие времена на алтарь возводились сами люди. При всей кажущейся положительной мотивации языческой масленицы она своими человеческими жертвоприношениями закрыла доступ к пониманию смысла жизни и смерти. Многие известные цивилизации прекратили свое существование именно по причине насилия над чужой жизнью.

Традиции масленицы

Обычай употреблять в праздник молочные продукты и блины имеет свои корни. Причиной такого внимания к сметане, творогу и маслу является первый отел коров после длинной и холодной зимы. В старые времена эти блюда были действительно настоящим подарком к столу, ведь супермаркетов тогда не существовало. Бедные люди мяса практически не видели, и молоко было сильным подспорьем в качестве источника белков. Торжество называли еще масницей или блинницей.

Другой традицией в период масленицы было проведение помолвок, поэтому ее называли Бабской неделей (характерно для территории современной Белоруссии и Украины). До христианства в это время заключались браки. После крещения Руси обручившиеся молодые люди ждали окончания Великого поста и затем женились. То есть можно провести параллель между культом плодородия, целомудрия, женственностью и материнством.

Не все обычаи были строгими, с сакральным смыслом, приветствовались и веселые забавы. Например, зять приглашал тещу в пятницу к себе в дом и обильно угощал ее, чтобы она больше ела и пила, но молчала. Это был намек на длинный «тещин» язык. В Украине и Белоруссии девушки вели «колодочную» жизнь. Брали колодку, наряжали в человека и привязывали ее к холостым парням и незамужним девушкам. Кто не хотел такой пары, откупались снедью, выпивкой или подарками.

Еда всегда была немаловажным фактором в жизни язычников, о чем говорит происхождение традиционных блинов. По одной версии, это символ солнца, по другой — поминальный хлеб, которым угощали нищих в первый день масленицы, чтобы те помянули предков. Говорили, что первый блин за упокой. Кулачные бои или осада снежного города также стали неотъемлемой традицией масленицы. Они имеют свою историю. Дело в том, что пролитая кровь являла собой жертву богам и умершим духам. В старые времена это было очень опасное мероприятие, хотя целенаправленно убивать никого не собирались, но в пылу схватки такое случалось. С приходом христианства священники на местах по мере сил боролись с таким проявлением агрессии.

Какое отношение к масленице христианского мира?

Согласно православной традиции, праздник масленица отсутствует в церковном календаре как событие. Вместо нее введены понятия Сыропустной недели (воскресенья) и Сырной седмицы (недели).

Смысл в них вкладывается другой, отличный от народной, тем более языческой масленицы. Сыропустная неделя называется еще Прощеным воскресением. Она заканчивает трехнедельный период подготовки к Великому посту, настраивающий своих верных на необходимую духовную ноту.

Понятно, что перемены в душе невозможно осуществить за несколько десятков дней. В это время Церковь, как сообщество всех живущих и усопших христиан, посвящает человека внутреннему вниманию к своим мыслям и делам. Это период покаяния и смирения. Через физическое и духовное ограничение, молитвенное предстояние верующий восходит к созерцанию Божественных откровений. Сырная седмица стала одним из таких видов физического смирения своей плоти. Мясо было не положено к употреблению на протяжении всей недели. Также отменялись все свадьбы. Но радость общения и веселья никто не запрещал. Главное соблюдать умеренность, благопристойность и память, что скоро Великий пост.

Христианский взгляд на материальный мир не приемлет языческие идеи, вложенные в обрядовую сущность масленицы. Православная вера отвергает такие взгляды многобожников, как:

  • цикличность времени (это линейная характеристика, о чем говорит и наука);
  • одушевление материальной природы;
  • сакрализация обычая и идолопоклонство;
  • оргии и кулачные бои.

Особенно отрицательно относится Церковь к проведению человеческого жертвоприношения. Сегодня этот феномен отсутствует, но сама идея еще не умерла.

Православие между тем не отменяет национальный колорит, который присущ масленице. Если она проводится в духе добра, уважения и любви, то ничего плохого в нем нет. Это славянское наследие теперь освящено истинным смыслом и новыми идеями воскресения и вечной жизни. Ведь христианский взгляд — это мировоззрение преображения, которое очищает греховную грязь и указывает на правильный путь. Масленица — языческий праздник, но теперь он стал неделей отдыха и веселья, без всякого сакрального значения. Главное — чтобы обычай объединял людей, а не разделял на конфессии и прочие партии. В это время Церковь советует посетить всех больных и страждущих, чтобы они также смогли ощутить атмосферу праздника.

Видое

www.maslenisa.ru

Масленица: как языческий славянский праздник оказался в православном календаре

Завершается неделя Масленицы — одного из самых любимых народных праздников россиян. С древних времен он олицетворял окончание зимы, а традиционное сожжение чучела призвано было ускорить приход весны и обеспечить хороший урожай. Масленица — это, пожалуй, самый яркий языческий праздник восточных славян, который не только не утратил своего первоначального смысла, но и органично вписался в христианский календарь. Давайте посмотрим, как это произошло.

До появления христианства на Руси праздник Масленицы отмечали всегда в одно и тоже время — в день весеннего равноденствия. Народные гулянья продолжались две недели: семь дней до 21 марта и семь дней после. Люди веселились, ходили друг к другу в гости, готовили обильные угощения, устраивали уличные гулянья и сжигали соломенное чучело в последний день праздника. Во время празднования Масленицы неженатые парни и девушки приглядывались друг к другу и участвовали в обрядовых играх. Ряд историков указывает и на поминальный смысл Масленицы: блины на Руси традиционно считались поминальным блюдом.

С приходом христианства всенародный праздник претерпел некоторые изменения. Поскольку в православной традиции существует Великий пост, который длится семь недель перед праздником Пасхи и всегда приходится на дни весеннего равноденствия, то празднование Масленицы было решено перенести. Ведь Масленица — это веселье и обилие еды, в то время как Великий пост олицетворяет воздержание от сытной и обильной пищи, смирение и покаяние.

Таким образом, Масленицу стали отмечать на неделе, предшествующей началу Великого поста, а ее продолжительность сократили до семи дней. При этом дата праздника также потеряла постоянство: поскольку Пасха и Великий пост каждый год приходятся на разные дни календаря, то и Масленица каждый год отмечается в разное время. В русском православном календаре неделя масленицы носит название Сырной седмицы.

Историки отмечают любопытный факт: Масленицу как воплощение языческой культуры не раз хотели запретить с момента крещения Руси. Но каждый раз это вызывало народные недовольства, поэтому праздник и дожил до наших дней. Достоверно известен факт того, что патриарх Московский и всея Руси Адриан (1637-1700) называл Масленицу «бесовским праздником» и хотел запретить его. К счастью, этого сделать ему не удалось, а замечательный народный праздник и сегодня отмечают в нашей стране.

Интересно, что в католическом мире существует праздник, являющийся аналогом Масленицы. Знаменитые карнавалы, которые проводятся перед Великим постом в Италии, Франции, Германии, Бразилии и во многих других странах, имеют тот же смысл. Театрализованные шествия, массовые гулянья, обилие угощений, веселье и смех являются неизменными атрибутами карнавалов.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна

travelask.ru

Масленица – языческий праздник плодородия

Ученые до сих пор не понимают всех особенностей и тонкостей Масленицы. Но главное в том, что это один из важнейших языческих праздников. Его цель -- разбудить спящую землю и заставить ее принести как можно больше урожая в новом году.

В 2010 году Масленица выпала на неделю с 8 по 14 февраля. Однако из года в год даты празднования Масленицы меняются: она всегда справляется до Пасхи, перед Великим постом, поэтому может выпасть на любую неделю со второй половины февраля до начала марта.

Самый языческий русский праздник

В православном календаре «мясопустная», или «сырная», неделя дает возможность человеку подготовиться к самому длительному христианскому посту -- Великому. В течение этой недели мясо уже есть нельзя, а молочные продукты -- можно. Но удивительнее всего тот факт, что православная Сырная седмица совпала с древним языческим праздником, временем, когда все безудержно веселились и объедались. Языческие традиции Масленицы связаны с пробуждением жизни, с темой плодородия земли, скота и человека. Если кто не участвовал в этом празднике, то и год у него мог выйти неурожайным.

Ученые до сих пор ломают голову, как Масленица дошла до наших дней практически в неизменном виде, не подверглась христианскому переосмыслению и осталась одним из самых популярных праздников, пронизанным насквозь языческими обрядами. Возможно, раньше Масленица справлялась позднее, перед Новым годом (который тогда встречали в марте) или же в период летнего солнцестояния, и у язычников это были проводы весны и встреча лета. А позднее, с приходом христианства, Масленицу оттеснили на задний план Великий пост и Пасха, в результате чего праздник перенесся на февраль. Тем не менее традиционное языческое веселье смогло пережить не только многовековое христианское влияние, но даже и все перипетии XX века -- вряд ли сегодня встретится человек, который не знает, что такое Масленица. Она ассоциируется с блинами, катанием с гор, взятием снежного городка, проводами Масленицы (кострами) и многими другими традициями и обычаями.

«Сценарий» праздника и подготовка к веселью

Каждый день Масленицы имеет свои названия, которое можно было бы назвать кратким «сценарием» праздника:

Понедельник -- встреча.Вторник -- заигрыши.Среда -- лакомка.Четверг -- разгул, широкая Масленица, перелом.Пятница -- тещины вечера.Суббота -- золовкины посиделки.Воскресенье -- проводы, целовник, Прощеный день.

Готовиться к Масленице начинали заранее: убирали дом, готовили еду, ездили за продовольствием в города и крупные села, доставали праздничную одежду. В некоторых русских селах Масленицу начинали «приманивать» еще за две недели: разжигали на улицах костры. В воскресенье перед праздниками, которое носило название «мясное заговенье», последний раз ели мясо, а вечером уже встречали Масленицу. Например, дети добывали старые лапти и шли встречать возвращающихся с ярмарки мужиков. Подростки спрашивали их, везут ли они Масленицу, и если слышали в ответ: «Нет», то закидывали мужчину лаптями. Праздновали Масленицу все, кроме разве что больных и немощных. Народная пословица гласит: «Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить!»

Блины

Наиболее характерной чертой Масленицы были и остаются блины. Их ставили на стол в понедельник и всю неделю буквально не убирали со стола. Раньше из какой только муки их не делали: из пшеничной, ржаной, гречневой, овсяной, ячменной. Блины могли быть большими (со сковороду) или маленькими (с чайное блюдце), толстыми или тонкими до прозрачности. В Заонежье, например, пекли так называемые «налетушечки» -- сначала делали ржаной блин на простокваше, а потом к нему припекали овсяный блин. А вот хорваты делали пончики, считая, что благодаря этому курицы будут нести хорошие яйца.

У каждой хозяйки был свой рецепт, который она хранила в секрете. Иногда тесто делали на воде из растаявшего снега, притом при восходе месяца. Обязательно делали к блинам и начинки, а запивали их в деревнях пивом, в городах -- сбитнем.

Конечно, блинами застолье не ограничивалось -- по традиции стол должен был ломиться от вкусной и обильной еды и хмельных напитков. По одной версии, люди наедались перед Великим постом. Но есть и другая версия, по которой происхождение этой традиции более древнее. Изобилие могло быть связано с языческой магией плодородия. Например, чем больше съесть, тем богаче будет потом урожай. Чрезмерное обжорство на праздники предвещало «сытую жизнь». А блины могли символизировать некое простое, архаическое изделие вроде языческого обрядового хлеба, считаться символом солнца, предвещающего весну, представлять собой поминальную еду, связывающую предков с живыми потомками и хоронящую разгульную Масленицу.

Ледяные горки

В катание на ледяных горках в масленичную неделю принимали участие все, от мала до велика. Готовили «кáтушки» заранее: заливали горки, спуски к реке, а в равнинной местности строили деревянные горки. Катались на санях, салазках, обледенелых рогожах, коровьих шкурах. Дети часто использовали старые большие сита: в них набивали сено, поливали водой и замораживали. Чтобы удержаться на такой конструкции, требовалось немалое мастерство.

Однако раньше катание с горок было не только развлечением. По тому, как ты спустился вниз, люди судили о твоей судьбе. Если в первое масленичное катание ты скатывался благополучно, то и следующий год должен быть хорошим. А чем дальше скатишься, тем длиннее будет твоя жизнь. Бывало, что старики просили молодежь помочь им подняться на горку. Молодые парни подхватывали их под руки, а затем аккуратно спускали по ледяному склону вниз. Потом смеялись и говорили, что теперь уж точно он протянет еще год. А молодые отцы брали с собой новорожденных сыновей, чтобы те удачно «въехали» в жизнь.

С точки зрения магии и языческих культов скатывание с горы -- это способ «раскачать» природу, разбудить ее от зимнего сна. По длине склона, интенсивности катания, крикам и песням могли судить о характере весны и о том, каким в итоге уродится урожай. Еще катания часто связывали с качеством льняной нити. Например, в Подмосковье в XIX веке на горки отправлялись лучшие пряхи, и чем дальше они могли прокатиться, тем лучше у них должна была получаться в следующем году нить. С похожими поверьями были связаны и катания на лошадях.

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка -- это визитная карточка сибирской Масленицы. Именно там эта потеха принимала самый грандиозный масштаб. Сибиряки возводили настоящие крепости с башнями и арками и обливали их водой, что значительно усложняло взятие городка. Защитники отбивались в основном снежками, а нападающие вооружались метлами. «Атамана» или «воеводу», который руководил взятием городка, часто после окончания побоища купали в проруби. А потом все угощались блинами, пили водку, пели песни и расходились по домам.

На юге, где снега не было, взятие городка было иным. «Городом» становилась компания девушек, на которых нападали ребята. Например, в казачьих станицах по Тереку девушки приносили на заранее выбранное место скамью, на которую вставали, вооружались палками и готовились защищаться. Мужчины верхом на конях пытались атаковать «городок», за что девушки нещадно колотили их палками. А те, кто в конце концов пробивался сквозь строй молодых казачек в тыл «городка», имел право перецеловать всех защитниц.

Чучело Масленицы

Чучело Масленицы, которое сегодня считается одним из основных символов праздника, на самом деле изготовлялось далеко не всегда. Но если уж делалось (из крестовины, на которую наматывали солому, или из снопа), то она становилась центральной героиней всего праздника и множества игр. Масленицу делали в понедельник или четверг, ставили в сани и везли в гору, где происходила официальная встреча с ней.

Чучело обычно делали на несуразных контрастах -- так, чтобы нельзя было понять, мужик это, баба или девка. Ее могли обрядить в бабий сарафан, но платок повязать по-девичьи, на пояс повесить лапоть с морковкой (на языке ряженых это фаллос), рукава сделать разной длины и т.д. Иногда кроме большой Масленицы изготовлялись маленькие, ее младшие сестрички, которых ставили в окне дома, -- они символизировали достаток и здоровое потомство. А в некоторых губерниях выпекали куколок из теста и съедали за ужином -- аналог весенних «жаворонков».

Проводы Масленицы

В воскресенье, в последний день разгула, Масленицу провожали. В этот день повсюду жгли костры, а если было чучело Масленицы, то именно его и сжигали. Иногда устраивали целые похоронные процессии. Например, в районе Калуги одна баба надевала рогожу (ризу), брала в руки старый лапоть (кадило) и изображала попа. Масленицу носили по деревне, пели, смеялись, а потом либо разрывали, либо сжигали. Притом обычно в деревне похороны устраивали лишь одной Масленице, признанной общей, общественной. Такие похороны очень походили на другой языческий обряд -- похороны «умруна» (на Святки).

На сожжение Масленицы обычно собиралась вся деревня. И при этом мужики кричали: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!». В костер кидали недоеденные блины, а детям говорили: «Не будет больше блинов, молочка, маслица -- все сгорело! Потерпите до Пасхи». Мальчишки, молодые парни и даже взрослые мужики пытались измазать сажей женщин.

Книги по темеНекрылова А. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004.

Все это веселье на «похоронах» Масленицы -- воплощение древней идеи о гибели ради жизни, об обновлении через смерть божества. Да и в рост может пойти только то зерно, которое было похоронено в земле. И пляска вокруг горящего чучела имела свой смысл: чем больше народу принимало в этом участие, тем лучше уродится урожай. Считалось, что топанье по земле помогало пробудить ее от зимнего сна. Когда костер затухал, заканчивалось и веселье. Правда, в некоторых районах еще собирали золу от костра и раскидывали по полям, чтобы от масленичного огня пробудилась еще холодная зимняя земля.

d.infox.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.