Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Медовый спас славянский праздник


Славянские Праздники. Медовый Спас

1 августа отмечается Первый Спас, который в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.

В этот день, согласно народной традиции, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Считалось, что до Медового Спаса нельзя есть мёд нынешнего года, прошлогодний же мёд вкушать можно. С этого дня начинался период «страды». Шёл интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черёмухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна для обмолота.

Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твоё стариковское счастье». Определение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена наших предков, теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства многие традиции сохранились.

После утреннего богослужения от церкви к водоёму или источнику отправлялся крёстный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно, в древние времена молебен совершался в честь Матери Земли, которая способствовала урожаю.

1 августа 1164 г. суздальский князь Андрей Боголюбский одержал победу над камскими болгарами. В память об этой победе Русского оружия на Медовый Спас устраивались особые торжества. Во времена двоеверия праздник стал называться «Спасом на воде» в честь малого водосвятия. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крёстные ходы на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крёстного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы он был здоровее.

После «Мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Этот Спас именуется также и маковым, потому как для защиты от нечистой силы во время празднества совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм.

Со Спаса начинаются проводы лета и подготовка к наступлению осени. «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье (разнопогодье)». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на этот день судят о том, каков будет Третий Спас.

В народе говорили: «На первый Спас и нищий медку попробует», «Первый Спас — проводы лета», «От первого от Спаса накопит и мужик запаса», «Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки», «Первый Спас — первый сев (озимых)», «С первого Спаса — холодные росы», «Ласточки отлетают в три Спаса», «Ласточка весну начинает, осень накликает», «На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь», «На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.)», «На первый спас лошадей (весь скот) купают», «Паши под озимь, сей озимь», «Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает», «Отцветают розы, падают хорошие росы», «С первого спаса и роса хороша», «На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна)», «Пчела перестаёт носить медовую взятку», «Во что Маккавеи, в то и разговенье», «Первый Спас — на воде стоять, второй СПАС — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать».

Новости Партнеров - Вам может быть интересно

artsgtu.ru

Медовый Спас

Медовый, или маковый, Спас, также Первый Спас, Спас на воде — это народные названия православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа(1 августа по старому стилю). Это был первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.

Полное церковное название Первого Спаса — Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Истоки Спаса идут из Византии. Еще в 1897 г. в греческом часослове написано: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю) приносили его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть Предъисхождение Честного Креста». Т. е., говоря современным языком, для освящения города, предотвращения болезней и эпидемий в город выносили крест.

В Русской православной церкви праздник Медового Спаса соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром, произошедшем в 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. В этот день было принято печь медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Медовым Первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают к его сбору. Тем, кто следовал строгим народным обычаям и постился, в Медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Уже в старинных источниках мед описывался как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Считается, что мед обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней.

С первого дня августа (14 августа по новому стилю), обычно начинали ломать первый мед, поскольку с этого дня пчелы переставали его приносить. Как самому процессу сбора меда, так и личности пчеловода придавалось особое значение. Считалось, если какой-либо пчеловод утаит хоть капельку за щекой, то его постигнет немедленная Божья кара. Ведь, согласно традиции, весь мед следовало отнести в церковь и освятить. Зато немногословный сборщик меда, который выполнял все правила, с молитвами делая свое дело, считался истинным христианином и уважаемым тружеником.

Однако не только мед заготавливали 14 августа. С этого периода начинался также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и созревших коробочек мака.

Так, например, мак использовали при выпечке булочек и других кондитерских изделий, а также как средство защиты дома от ведьм. Еще собирали и заготавливали на зиму горох. А на Урале и в Сибири уже начинали шишкование кедров.

14 августа, кроме Медового Спаса, является днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые приняли кончину в 166 г. до Рождества Христова. Как и все христианские праздники, день Маккавеев своеобразно переплелся с языческими обычаями и обрядами.

У славян этот день отмечается как праздник Маккавей. Так, в пищу, которую готовили и подавали к праздничному столу, обязательно должен добавляться мак, который созревает к этому времени. Конечно, связь мака с Маккавеями может быть чисто звуковой. И все же там, где еще сохранились старые обычаи предков, в этот день стараются печь маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.

Начинали трапезу блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-медовую массу, в которую после обмакивали блины. Эта посуда называлась макальником, макитрой, макатером.

Так как съедобный мак был широко распространенным и любимым продуктом, он разнообразно применялся в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян.

Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачек с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод».

В день Маккавея молодежь выходила на улицы, где водила хороводы с песнями «Ой, на горе мак» и шутливыми заигрышами. Так, девушки обсыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день было принято освящать новые колодцы, чистить старые, совершать крестный ход на естественные водоемы, родники для освящения воды. Сразу после крестного хода люди купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после мокрого Спаса, или Маккавея, не купались, ибо лето клонилось к закату, вода «зацветала», птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи начинали собираться в стаи и готовиться к отлету.

Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос, жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье».

С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет Третий Спас.

«Медовый Спас — медовый стол», — говорили в народе.

Едва медовый справлен Спас, Светает Спас Преображенский. Спас Третий — с вечери Успенской. Иванов день: всему свой час».

Вяч. Иванов

Хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, а верующие — церковного благословения на вкушение меда, тем более что мед является одним из самых вкусных и полезных постных продуктов. Освящение меда — красивое зрелище. Прозрачный, переливающийся на солнце в открытых баночках янтарь меда, воздух, пропитанный медовым ароматом, — чудо как хорош этот Медовый Спас!

Перед тем как освятить мед, нужно убедиться в его должном качестве. Так, специалисты считают, что есть два способа определения качества меда.

Первый — переливание. Для этого нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорош. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ — обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если мед потемнеет от графита, значит, он не качественный.

А еще настоящий мед можно легко растереть между пальцами. Он даже впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда же наконец мед выбран и освящен, можно приступать к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Вот некоторые рецепты, которые дошли до наших дней.

Постная медовая коврижка

Ингредиенты: 1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка  соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

Приготовление: в миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков. Добавить орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 мин при 200 °С. Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье остынет, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

Ингредиенты: 800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.

Приготовление: в кипящую воду положить мед и хорошо размешать. Когда жидкость остынет до 20 °С, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10—12 ч. Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Монастырский мед

Ингредиенты: 1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.

Приготовление: мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 ч. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 ч, периодически (по мере выкипания) добавляя горячую воду. Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен. Когда мед пробродит (перестанет шипеть), в него влить 1/2 стакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз). Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Сырно-медовые треугольники

Ингредиенты: 1 стакан сливочного сыра, 6 ч. ложек густого ароматного меда, 1 яичный желток, 50 г сливочного масла, 6 листов слоеного теста, сахар для обсыпки.

Приготовление: разогреть духовку до 190 С. Промазать маслом противень. В широкой посуде взбить сливочный сыр с медом и яичным желтком. В небольшой кастрюле растопить сливочное масло. Промазать пласт теста растопленным маслом, покрыть еще одним пластом теста и снова промазать маслом. Покрыть третьим пластом теста. Разрезать слоеное тесто поперек на 2 половины, а каждую половину — на 4 полосы. Проделать ту же операцию с оставшимися 3 пластами теста. Положить по 1 ст. ложке сырной смеси в центр каждой полоски. Завернуть полоску с начинкой под прямым углом, так чтобы в конечном счете получился треугольник. Положить треугольники на противень и промазать растопленным маслом. Выпекать в духовке 10 мин, пока они не станут хрустящими. Слегка  присыпать глазировочным сахаром.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Ингредиенты: 550 г муки, 150 г сахара, 250 г меда, 100-150 г воды, 2 г корицы, 50 г маргарина.

Приготовление: сахар с медом и водой прокипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки, проткнуть ножом и поставить в не очень горячую духовку на 30-40 мин. Украсить по желанию.

Пахлава

Ингредиенты.

Для начинки: 350 г очищенных грецких орехов, 300 г топленого масла, 300 г сахарного песка, 400 г меда, соль по вкусу, яичный желток (для смазывания).

Для пресного теста: 2 яйца, 200-250 мл молока, 600-700 г муки, 30 г сахара, щепотка соли.

Приготовление: выпустить в посуду яйца, тщательно перемешать, добавить молоко, муку, соль и замесить крутое тесто. Раскатать его на 6-8 кусков весом по 150 г. Сбить в виде шаров и разложить их на разделочной доске. Ядра расколотых грецких орехов слегка подсушить на сковороде, пропустить через мясорубку, добавить сахарный песок и тщательно перемешать. Раскатать кусок теста, переложить на смазанную маслом сковороду, помазать сверху маслом, посыпать измельченными орехами с сахаром. Затем раскатать следующий кусок теста, положить его на первый, опять смазать маслом и пересыпать прокрученными орехами.

Повторить эту операцию столько раз, на сколько кусков было разделено тесто. Приготовленную таким образом пахлаву смазать сверху яичным желтком, взбитым и разбавленным водой. Поставить в духовку на 10 — 15 мин. Затем вынуть, разрезать на куски в виде кубиков или ромбов (последний слой не разрезать), залить срезы растопленным маслом и снова поставить в духовку на 10-15 мин. Отдельно вскипятить мед, чтобы получился жидким. Перед концом выпечки вынуть пахлаву из печи, залить ее теплым жидким медом и еще раз поставить в печь на 30 -40 мин.

Готовую пахлаву отделить одну от другой в заранее разрезанных местах, дать остыть и подать на стол.

Рыба в меду с изюмом

Ингредиенты: 2 кг филе трески, 1 л молока, 50 г изюма, 25 г сливочного масла, 1 луковица, 1 ст. ложка меда, 500 мл белого сухого вина, 3 лимона, 400 г сметаны, черный молотый перец, соль по вкусу.

Приготовление: вскипятить молоко, снять его с огня. Положить в горячее молоко рыбное филе на 3 мин, после чего рыбу аккуратно отжать и разрезать на 6 порционных кусков. Залить изюм кипятком на 10 мин, затем слить воду. Выжать сок из двух лимонов, а третий нарезать тонкими ломтиками. Измельчить луковицу. В сотейнике на слабом огне обжарить на сливочном масле лук с медом и изюмом. Когда смесь карамелизуется, влить горячее вино с лимонным соком, положить ломтики лимона. Поварить несколько секунд, убавить огонь, положить куски рыбы, посолить и поперчить по вкусу.

Тушить 10 мин. Готовую рыбу, лимон и изюм вынуть из соуса. Ввести в него сметану, перемешать и залить соусом рыбу.

Картофель в уксусно-медовой смеси

Ингредиенты: 1 кг мелкого картофеля, 5 ст. ложек уксуса, 1 ч. ложка меда, 2 пучка базилика, 2 ст. ложки растительного масла, 4 ст. ложки оливкового масла, 1 ст. ложка тертого сыра.

Приготовление: картофель вымыть и варить в мундире 20 мин. Слить воду, дать немного остыть и очистить. Охладить полностью. Прокипятить в маленькой кастрюле в течение 1 мин уксус с медом. У базилика отделить листочки. 1/3 отложить в сторону, оставшиеся порубить. Обжарить в растительном масле картофель и посолить. Влить уксусно-медовую смесь и потушить в ней картофель. Перемешать с оливковым маслом и базиликом. Выложить на блюдо, посыпать сыром, украсить оставшимися листочками базилика и подавать горячим.

Медовый Спас выпадал на активный период сельскохозяйственных работ, а посему его справляли без особой пышности. Для крестьян в это время главным занятием были не гуляния, а покосы, пахота и посев. Не зря же в народе говорили: «Август—каторга».

И все же, несмотря на большую занятость, существовал целый ряд традиций, которым все равно следовали. Так, с 14 августа начинался строгий двухнедельный Успенский пост, во время которого проходили так называемые сиротские и вдовьи помочи, когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. При этом многого за работу не просили, в большинстве случаев трудились за угощение, а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов. Так и говорили в этом случае:

Ты — за себя, мы — за тебя,а Христов Спас — за всех за нас!

В Медовый Спас всех угощали медом.

Люди говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует». В угощении не отказывали никому. А потому уже вечером этого дня толпа ребят и подростков обступала пасеку с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Они приходили получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике, и благодарили хозяина:

Дай, Господи, хозяину многие лета,Многие лета, долгие годы!Дай долго жить, Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, ярый воск топитьБогу на свечку, хозяину на прибыль, Дому на приращение, Малым детушкам на угощение!Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить, Отца-мать кормить, малых детушек растить, Уму-разуму учить!Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой Сладко есть, сладко пить, А и того слаще на белом свете жить! Дай, Господи, хозяину многие лета!

Кроме освящения меда, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот «на водах». Этот обычай был настолько значимым, что принимали в нем участие и знатные люди, включая царя.

Духовенство кропило святой «иорданской» водой войска и знамена. А простой люд устремлялся к иордани, где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши. А у монастырей и церквей продолжались народные гулянья — чинные, без плясок и без песен, без винопития, так как начинался строгий Успенский пост, который позволял употреблять только мед и квас. 

Навигация по книге «Славянские и православные праздники и обряды»

obereg.net.ru

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Хлебный

- 2104

….В старину говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают»...

На август месяц приходятся три церковных праздника с «вкусными» народными именами: Медовый Спас, Яблочный Спас и Хлебный Спас. Их иногда объединяют общим названием – «Спасовки». Слово Спас в их названиях указывает, что все три праздника так или иначе посвящены Спасителю. Христианство утверждает, что Господу Иисусу Христу. Но в Наследии говорится о другом Спасе (имя собственное). Люди были предупреждены Великим Жрецом Спасом о предстоящей гибели Даарии в результате Великого Потопа и заблаговременно начали переселяться на Евразийский континент. Было организовано 15 выселок из Даарии. В течение 15 лет люди переселялись по Каменному Перешейку между Восточным и Западным морями на юг. Это известные сейчас названия Камень, Каменный Пояс, Рипейские или Уральские горы. 111 812 лет назад (или в 109 808 г. до н. э.) произошло их полное переселение. О любви библейского народа подменять суть народных исконных праздников хорошо известно.Медовым или Мокрым Спасом в христианстве зовется праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, который отмечается 14 августа (1-го по старому стилю). Яблочным Спасом, как известно, именуется Преображение Господне – один из 12-ти великих праздников Православной Церкви, отмечаемый 19 августа (6 по ст. ст.). А Третий Спас – Хлебный, Ореховый, Холщовый, – это православный праздник в память перенесения в 944 году из города Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (16 по ст. ст.). Греческий часослов 1897 года рассказывает, что «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Это и есть предъисхождение Честного Креста». На Руси этот праздник совпал с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В память этого события в храмах совершается чин малого освящения воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому-то этот праздник и называется в народе Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора. «Спасом на воде» Медовый Спас именован в честь водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоёмы и родники для освящения воды. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы... Иногда Медовый Спас еще называют Маковеем или Маковым. Русский народ по своему соединил имена иудейских мучеников Маккавеев, память которых празднуется в этот день, с сезонными работами. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что в Маковей готовили в этот день всяческие кушания с маком: мак, растертый с медом, маканцы и мачники – постные пироги, пряники, рулеты… 19 августа: Преображение Господне, Яблочный Спас. Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и по всему Средиземноморью созревает виноград, который является, кстати сказать, одним из образов Христа, Который говорил ученикам: «Я – виноградная лоза, а вы – ветви» (Ин. 15:15). У нас в России виноград почти не растет, зато в августе повсеместно созревают яблоки. Их и приносят в храм для освящения и благословения. В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды нового урожая разрешается употреблять в пищу только после освящения, которое проводится в конце праздничной литургии. Заповедуя приносить на благословение плоды и колосья, Церковь учит нас, что все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, и на употребление пищи должно быть призываемо Его благословение. 29 августа: память перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, Хлебный Спас. Предание Церкви свидетельствует, что во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь. Он много лет был болен проказой и получил исцеление, взглянув на изображение лика Господа Иисуса Христа, чудесным образом возникшее на холщовом полотенце. Это полотенце (по славянски – убрус) Авгарь получил от самого Спасителя, Которого он с верой просил об исцелении, послав в далекую Палестину своего слугу. Сам этот плат – Нерукотворный образ Спасителя, был широко известен и благоговейно почитался по всему православному востоку. До 944 года святыня находилась в Эдессе (ныне городк Шанлыурфа в Турции), а затем Нерукотворный образ был перенесен в столицу Византии Константинополь по повелению императора Константина Багрянородного. В память этого события и был установлен праздник. Это христианские (надуманные, притянутые к народным) праздники. Неестественность в описании сути праздника видна невооружённым взглядом. Наши Предки во всём любили лаконичность и простоту. И чужие праздники не приняли бы по причине природной хозяйственности и наблюдательности. В народе считали, что мед, освященный в день Спаса, поможет справиться с разными болезнями, он укрепляет здоровье. Хранится этот мед долго. И важно каждое утро натощак съедать кусочек хлеба с медом. Если в семье возникла ссора, надо заварить чай, добавить в него чайную ложку освященного меда и выпить его всей семьей. Название Медовый Спас идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. В южных регионах праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна злая сущность в него не проникнет. С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!», - просили крестьяне. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины». Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить. Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством наших предков, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.Яблочный Спас – народный праздник у восточных славян, известный с древних времён. По традиции, до спаса нельзя есть яблоки и все блюда приготовленные из них. Яблочный Спас имеет и другие названия. Этот праздник называют Второй Спас, Горохов день, Первые осенины, Праздник первых плодов, Спас на горе, Вторая встреча осени, Средний Спас. В этот день обязательно пекли пирог с яблоками, также варили яблочное варенье, делали салаты и десерты на основе яблок и угощали друг друга. В старину на Яблочный Спас девушки водили хороводы вокруг яблонь. А волосы в этот день чесали гребенем из яблочного дерева. Вечером, на закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.«Третий Спас хлеба припас». В народном календаре этот день имеет много названий. «Хлебный Спас» – заканчивается уборка хлеба, в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. «Орешный» или «Ореховый Спас» – к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и начинается их сбор в лесах. «Спас на полотне», «Холщовый Спас» (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете. Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потечёт достаток. В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды.Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма (ВЕДьМА - ВЕДающая Мать) готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. В этот день из ореха делали банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.Стоит отметить, что в отличие от Медового и Яблочного, в русских селах Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: шли к завершению летние полевые работы, и нужно было успеть до наступления осенних дождей. Спас медовый (14 августа), яблочный (19 августа), ореховый (29 августа)– три праздника получили название Спасовка, так как начинается во время медового Спаса, середина его приходится на яблочный Спас, а концовка – на ореховый Спас. ПРАВоСЛАВные праздники в народе были тесно связаны с хозяйственной деятельностью, с ритмом крестьянской жизни и труда, а церковные названия их известны даже меньше, чем народные.

Объяснение этим праздникам простое: эти праздники первоначально имели народное древнее происхождение, а с церковными они или просто совпали по времени или церковь постаралась использовать их календарную близость и наполнить народные праздники своим содержанием.

slawa.su

Медовый спас — 2016: дата, обряды и приметы, освящение меда, другие Спасы

Август богат на народно-православные праздники, связанные в славянской традиции не только со значимыми для христианства датами, но и с проводами лета. Особо любимы в народе три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый, который иногда называют Третий спас.

Первым наступает Медовый спас (другие названия Маккавей, Маковый спас, Первый спас, Спас на воде, Мокрый спас) — народно-христианский праздник восточных славян, совпадающий с православным праздником Происхождение честных древ Животворящего Креста. Медовый спас также является первым днем Успенского поста.

Когда отмечается Медовый спас

Медовый спас отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю). С этого дня начинался сбор меда и его освящение. Установлен праздник в конце XIV в честь Происхождения древ Креста Господня.

Традиции праздника

С Медового спаса начинаются Спасовки или Спасы — народное название первой половины августа по старому стилю. Названия этим дням даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). В народной традиции значение слова «спас» и «спасаться» близки, поэтому в это время, когда действуют ограничения Успенского поста, надо спасать себя дарами природы, употребляя в пищу мед, яблоки, орехи, хлеб, и т.д.

На Медовый спас в храмах освящают мед нового сбора. Считается, что после этого мед можно употреблять в пищу. Освященному первому меду приписывались целебные свойства. В этот день пекут медовые пряники и коврижки, на стол подаются блины с маком и медом, пироги, булочки и плюшки с маком.

Также 14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, погибших за веру в Древнем Израиле. По созвучию в народной традиции считается, что Маккавеи как-то связаны с маком, который к этому времени как раз созревает. Поэтому помимо меда в эти дни на столах всегда было угощение с маком — на Руси пекли постные маковые пироги мачники, маканцы, рулеты, булочки и пряники с маком и медом. Блины было принято обмакивать в маковое молочко — маково-медовую смесь, которую готовили в специальной посуде. Мак упоминается во множестве пословиц и поговорок, хоровых песен и загадок. В этот день, один из последних дней отдыха перед осенней страдой, молодежь гуляла, водила хороводы, девушки осыпали парней маком и т.д.

Спас на воде или Мокрый спас

В этот день в православных храмах совершается малое освящение воды (поэтому праздник и называют Спас на воде или Мокрый спас). Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на природные водоемы и к родникам для освящения воды. Несмотря на формальный запрет на купание после Ильина дня (2 августа), на Мокрый спас после крестного хода было принято купаться в освященной воде. Также в освященной воде купали домашний скот, считалось, что это отличное средство от болезней и сглаза. А вот после Мокрого спаса уже окончательно переставали купаться — вода становилась холодной и нечистой, птицы замолкали и готовились к отлету, а сельские жители переключались с летней полусвободной жизни на трудовые будни осенней страды.

Приметы и поговорки на Медовый спас

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • Первый Спас — первый сев.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
  • На первый Спас и нищий медку попробует.
  • Мачок с медом — усы оближешь.
  • Черен мак, да бояре едят.
  • Рад Яков, что пирог с маком.
  • Поминаючи мак, не прогневайся и так.
  • На тычинке городок, в нем семьсот воевод (загадка про мак).
  • Также считается, что на Первый спас замаливаются (прощаются) все «бабьи грехи».

Когда Яблочный и Ореховый спас в 2016 году

  • Яблочный спас (Преображение Господне) отмечается 19 августа 2016 года.
  • Третий спас (Ореховый спас, Хлебный спас) отмечается 29 августа 2016 года.

Подробнее об этих праздниках читайте в материалах Федерального агентства новостей.

riafan.ru

Медовый Спас.

Медовый, или маковый, Спас, также Первый Спас, Спас на воде — это народные названия православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа(1 августа по старому стилю). Это был первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.

Полное церковное название Первого Спаса — Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Истоки Спаса идут из Византии. Еще в 1897 г. в греческом часослове написано: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю) приносили его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть Предъисхождение Честного Креста». Т.е., говоря современным языком, для освящения города, предотвращения болезней и эпидемий в город выносили крест.

В Русской православной церкви праздник Медового Спаса соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром, произошедшем в 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. В этот день было принято печь медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Медовым Первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают к его сбору. Тем, кто следовал строгим народным обычаям и постился, в Медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Уже в старинных источниках мед описывался как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Считается, что мед обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней.

С первого дня августа (14 августа по новому стилю), обычно начинали ломать первый мед, поскольку с этого дня пчелы переставали его приносить. Как самому процессу сбора меда, так и личности пчеловода придавалось особое значение. Считалось, если какой-либо пчеловод утаит хоть капельку за щекой, то его постигнет немедленная Божья кара. Ведь, согласно традиции, весь мед следовало отнести в церковь и освятить. Зато немногословный сборщик меда, который выполнял все правила, с молитвами делая свое дело, считался истинным христианином и уважаемым тружеником. Однако не только мед заготавливали 14 августа. С этого периода начинался также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и созревших коробочек мака.

Так, например, мак использовали при выпечке булочек и других кондитерских изделий, а также как средство защиты дома от ведьм. Еще собирали и заготавливали на зиму горох. А на Урале и в Сибири уже начинали шишкование кедров.

14 августа, кроме Медового Спаса, является днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые приняли кончину в 166 г. до Рождества Христова. Как и все христианские праздники, день Маккавеев своеобразно переплелся с языческими обычаями и обрядами. У славян этот день отмечается как праздник Маккавей. Так, в пищу, которую готовили и подавали к праздничному столу, обязательно должен добавляться мак, который созревает к этому времени. Конечно, связь мака с Маккавеями может быть чисто звуковой. И все же там, где еще сохранились старые обычаи предков, в этот день стараются печь маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.

Начинали трапезу блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-медовую массу, в которую после обмакивали блины. Эта посуда называлась макальником, макитрой, макатером.

Так как съедобный мак был широко распространенным и любимым продуктом, он разнообразно применялся в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачек с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод».

В день Маккавея молодежь выходила на улицы, где водила хороводы с песнями «Ой, на горе мак» и шутливыми заигрышами. Так, девушки обсыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день было принято освящать новые колодцы, чистить старые, совершать крестный ход на естественные водоемы, родники для освящения воды. Сразу после крестного хода люди купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после мокрого Спаса, или Маккавея, не купались, ибо лето клонилось к закату, вода «зацветала», птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи начинали собираться в стаи и готовиться к отлету. Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос, жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье».

С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет Третий Спас.

«Медовый Спас — медовый стол», — говорили в народе.

Едва медовый справлен Спас, Светает Спас Преображенский. Спас Третий — с вечери Успенской. Иванов день: всему свой час».

Вяч. Иванов

Хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, а верующие — церковного благословения на вкушение меда, тем более что мед является одним из самых вкусных и полезных постных продуктов. Освящение меда — красивое зрелище. Прозрачный, переливающийся на солнце в открытых баночках янтарь меда, воздух, пропитанный медовым ароматом, — чудо как хорош этот Медовый Спас!

Перед тем как освятить мед, нужно убедиться в его должном качестве. Так, специалисты считают, что есть два способа определения качества меда.

Первый — переливание. Для этого нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорош. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ — обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если мед потемнеет от графита, значит, он не качественный.

А еще настоящий мед можно легко растереть между пальцами. Он даже впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки. Когда же наконец мед выбран и освящен, можно приступать к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Вот некоторые рецепты, которые дошли до наших дней.

Постная медовая коврижка

Ингредиенты: 1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка  соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра. Приготовление: в миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков. Добавить орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 мин при 200 °С. Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким). Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье остынет, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

Ингредиенты: 800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды. Приготовление: в кипящую воду положить мед и хорошо размешать. Когда жидкость остынет до 20 °С, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10—12 ч. Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Монастырский мед

Ингредиенты: 1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля. Приготовление: мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 ч. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 ч, периодически (по мере выкипания) добавляя горячую воду. Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен. Когда мед пробродит (перестанет шипеть), в него влить 1/2 стакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз). Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Сырно-медовые треугольники

Ингредиенты: 1 стакан сливочного сыра, 6 ч. ложек густого ароматного меда, 1 яичный желток, 50 г сливочного масла, 6 листов слоеного теста, сахар для обсыпки. Приготовление: разогреть духовку до 190 С. Промазать маслом противень. В широкой посуде взбить сливочный сыр с медом и яичным желтком. В небольшой кастрюле растопить сливочное масло. Промазать пласт теста растопленным маслом, покрыть еще одним пластом теста и снова промазать маслом. Покрыть третьим пластом теста. Разрезать слоеное тесто поперек на 2 половины, а каждую половину — на 4 полосы. Проделать ту же операцию с оставшимися 3 пластами теста. Положить по 1 ст. ложке сырной смеси в центр каждой полоски. Завернуть полоску с начинкой под прямым углом, так чтобы в конечном счете получился треугольник. Положить треугольники на противень и промазать растопленным маслом. Выпекать в духовке 10 мин, пока они не станут хрустящими. Слегка  присыпать глазировочным сахаром.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Ингредиенты: 550 г муки, 150 г сахара, 250 г меда, 100-150 г воды, 2 г корицы, 50 г маргарина. Приготовление: сахар с медом и водой прокипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки, проткнуть ножом и поставить в не очень горячую духовку на 30-40 мин. Украсить по желанию.

Пахлава

Ингредиенты. Для начинки: 350 г очищенных грецких орехов, 300 г топленого масла, 300 г сахарного песка, 400 г меда, соль по вкусу, яичный желток (для смазывания). Для пресного теста: 2 яйца, 200-250 мл молока, 600-700 г муки, 30 г сахара, щепотка соли. Приготовление: выпустить в посуду яйца, тщательно перемешать, добавить молоко, муку, соль и замесить крутое тесто. Раскатать его на 6-8 кусков весом по 150 г. Сбить в виде шаров и разложить их на разделочной доске. Ядра расколотых грецких орехов слегка подсушить на сковороде, пропустить через мясорубку, добавить сахарный песок и тщательно перемешать. Раскатать кусок теста, переложить на смазанную маслом сковороду, помазать сверху маслом, посыпать измельченными орехами с сахаром. Затем раскатать следующий кусок теста, положить его на первый, опять смазать маслом и пересыпать прокрученными орехами. Повторить эту операцию столько раз, на сколько кусков было разделено тесто. Приготовленную таким образом пахлаву смазать сверху яичным желтком, взбитым и разбавленным водой. Поставить в духовку на 10 — 15 мин. Затем вынуть, разрезать на куски в виде кубиков или ромбов (последний слой не разрезать), залить срезы растопленным маслом и снова поставить в духовку на 10-15 мин. Отдельно вскипятить мед, чтобы получился жидким. Перед концом выпечки вынуть пахлаву из печи, залить ее теплым жидким медом и еще раз поставить в печь на 30 -40 мин.

Готовую пахлаву отделить одну от другой в заранее разрезанных местах, дать остыть и подать на стол.

Рыба в меду с изюмом

Ингредиенты: 2 кг филе трески, 1 л молока, 50 г изюма, 25 г сливочного масла, 1 луковица, 1 ст. ложка меда, 500 мл белого сухого вина, 3 лимона, 400 г сметаны, черный молотый перец, соль по вкусу. Приготовление: вскипятить молоко, снять его с огня. Положить в горячее молоко рыбное филе на 3 мин, после чего рыбу аккуратно отжать и разрезать на 6 порционных кусков. Залить изюм кипятком на 10 мин, затем слить воду. Выжать сок из двух лимонов, а третий нарезать тонкими ломтиками. Измельчить луковицу. В сотейнике на слабом огне обжарить на сливочном масле лук с медом и изюмом. Когда смесь карамелизуется, влить горячее вино с лимонным соком, положить ломтики лимона. Поварить несколько секунд, убавить огонь, положить куски рыбы, посолить и поперчить по вкусу.

Тушить 10 мин. Готовую рыбу, лимон и изюм вынуть из соуса. Ввести в него сметану, перемешать и залить соусом рыбу.

Картофель в уксусно-медовой смеси

Ингредиенты: 1 кг мелкого картофеля, 5 ст. ложек уксуса, 1 ч. ложка меда, 2 пучка базилика, 2 ст. ложки растительного масла, 4 ст. ложки оливкового масла, 1 ст. ложка тертого сыра. Приготовление: картофель вымыть и варить в мундире 20 мин. Слить воду, дать немного остыть и очистить. Охладить полностью. Прокипятить в маленькой кастрюле в течение 1 мин уксус с медом. У базилика отделить листочки. 1/3 отложить в сторону, оставшиеся порубить. Обжарить в растительном масле картофель и посолить. Влить уксусно-медовую смесь и потушить в ней картофель. Перемешать с оливковым маслом и базиликом. Выложить на блюдо, посыпать сыром, украсить оставшимися листочками базилика и подавать горячим.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Медовый Спас выпадал на активный период сельскохозяйственных работ, а посему его справляли без особой пышности. Для крестьян в это время главным занятием были не гуляния, а покосы, пахота и посев. Не зря же в народе говорили: «Август—каторга».

И все же, несмотря на большую занятость, существовал целый ряд традиций, которым все равно следовали. Так, с 14 августа начинался строгий двухнедельный Успенский пост, во время которого проходили так называемые сиротские и вдовьи помочи, когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. При этом многого за работу не просили, в большинстве случаев трудились за угощение, а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов. Так и говорили в этом случае:

Ты — за себя, мы — за тебя, а Христов Спас — за всех за нас!

В Медовый Спас всех угощали медом.

Люди говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует». В угощении не отказывали никому. А потому уже вечером этого дня толпа ребят и подростков обступала пасеку с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Они приходили получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике, и благодарили хозяина:

Дай, Господи, хозяину многие лета, Многие лета, долгие годы! Дай долго жить, Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, ярый воск топить Богу на свечку, хозяину на прибыль, Дому на приращение, Малым детушкам на угощение! Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить, Отца-мать кормить, малых детушек растить, Уму-разуму учить! Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой Сладко есть, сладко пить, А и того слаще на белом свете жить! Дай, Господи, хозяину многие лета!

Кроме освящения меда, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот «на водах». Этот обычай был настолько значимым, что принимали в нем участие и знатные люди, включая царя. Духовенство кропило святой «иорданской» водой войска и знамена. А простой люд устремлялся к иордани, где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши. А у монастырей и церквей продолжались народные гулянья — чинные, без плясок и без песен, без винопития, т.к. начинался строгий Успенский пост, который позволял употреблять только мед и квас.

www.tvoyhram.ru

Праздник Происхождения Честных Древ. Водный (Медовый) Спас. (14 августа)

 Славянские обряды, заговоры и ворожбаКрючкова Ольга Евгеньевна

Праздник Происхождения Честных Древ. Водный (Медовый) Спас. (14 августа)

Водный Спас – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу – Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам и освящение воды. В этот день происходили массовые гулянья, купания людей и скота и всюду отдавалась дань воде. Пчеловоды в этот праздник освящали мед. Поэтому этот праздник ещё назывался и Медовым (Пчелиным) Спасом. Народная традиция связывала Медовый Спас с проводами лета.

В церковной традиции в этот день совершается два торжества: Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Праздник Происхождения Честных Древ был заимствован православной церковью из Византии, Константинополя, где посредством крестного хода освящались городские воды. Это делалось, дабы обезопасить город от эпидемий холеры. Из сокровищницы императорского дворца выносили священную реликвию, сохранившуюся частицу Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос. И совершался крестный ход.

Также Первый Спас именовался Медовым, от обилия меда, который в этот день пчеловоды приносили освящать в церковь. Крестьяне считали: с этого дня пчелы прекращали производить мед, поэтому необходимо было, как говорится, «заломать соты». Это делалось для того, чтобы пчелы из соседних ульев не забрали весь мед. Для «заламывания» сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый лучший улей. Пчеловод извлекал из улья соты, положив часть их в новую деревянную посуду, затем относил в церковь для освещения. По возвращении из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом и пшенной кашей, варили «медяные» квасы и угощали соседей. На Древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-каравай из ржаной муки нового помола.

Считается, что со следующего дня, с 15 августа, начинается «молодое бабье лето» и продолжается до 8 сентября, дня Ивана Постного.

Следующая глава

Медовый Месяц, который никогда не кончается Любовь - это не связь. Любовь связывает, но не становится связью. Связь - это нечто законченное. Связь это существительное; поставлена точка, и медовый месяц кончился. Теперь нет больше никакой радости, никакого энтузиазма, теперь

Вода и водный организм Океан занимают более двух третей поверхности Земли, и почти то же значение имеет соотношение воды и твердой субстанции в организме человека, составляя в среднем 67, 8%[25]. Конечно, наблюдаются значительные различия в зависимости от возраста (см.

Водный организм Организм человека на 50-70% состоит из воды. Далее «твердые » органы первоначально выделились из жидкости, и это приводит к тому, что содержание воды в организме с возрастом убывает.Эмбрион человека на третьем месяце еще на 97, 5% состоит из воды, тело

Водный организм как носитель жизненного процесса Мы видим, что водный организм не мыслим без целого ряда регуляторных процессов, которые служат гомеостазу и характерны для жизни. Поэтому было бы необоснованной абстракцией причислять воду к «неорганическим»

Глава 9 Август. Водный (Медовый Спас). Яблочный Спас. Холщёвый Спас. Гадания Август, название восьмого месяца, дано в честь римского императора Августа и занесено к нам из Византии. У древних славян август назывался иначе. На севере он назывался «зарев» (сияние зарницы), на

Яблочный Спас (19 августа) Преображение (Второй Спас, Яблочный Спас) – церковное название праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник был установлен православной церковью в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время

Третий Спас (29 августа) Третий Спас (Холщовый Спас, Хлебный Спас, Ореховый Спас) – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу, Спасителю (Спасу). Установлен церковью в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа

Праздник Котлов. Праздник Имболк Молодая ведьма и ее спутник стоят спиной к спине, взяв друг друга за руки. Между ними стоит ведьминский котел, перед ними – камень, на котором горят три свечи.Ключевые словаУченый, молодой поклонник, страсть, привлекательность,

Праздник Валунов. Праздник Ламмас Молодой человек, стоящий на коленях, жонглирует игральными кубиками и магическими палочками. Разные украшения в беспорядке лежат у его ног.Ключевые словаЗнакомый, необходимость интеллектуального усилия, поощрение, легкость,

Праздник Огня. Праздник Белтан Молодой человек и ведьма танцуют под сенью большого дерева, украшенного цветными тканями и цветами. Птицы кружат в танце над головами пары, ослы, украшенные к празднику, с интересом взирают на происходящее.Ключевые словаКоллега, получение

Праздник Метловищ. Праздник Самхейн Группа ведьм в темных плащах и шляпах собралась на вершине холма. В руках они держат свои метла и тыквы с вырезанными на них лицами – символ наступающего праздника.Ключевые словаНаблюдение, преобразование, удивление, смерть и

Медовый Спас Этот первый Спас отмечается 14 августа. Настоящее название этого праздника — праздник Происхож дения честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день из константинопольского храма были вынесены частицы Иисусова креста.Народные названия этого

Версии происхождения Исследователи, профессионально занимающиеся феноменом привидений, выдвинули несколько версий об их природе и причинах появления в реальном мире. Их несколько.Привидения лишь кажутся. Согласно этой версии официальной науки, привидения — лишь

Глава 4. Медовый месяц После того, как произошла встреча, наступает, безусловно, один из самых приятных периодов в их отношениях – период медового месяца. Можно нарисовать такую картинку – вы плетясь по пустыне уже в изнеможении падаете на песок, не в силах двигаться

esoterics.wikireading.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.