Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Медвежий праздник у хантов и манси


Медвежий праздник

Нередко каждый из нас мог слышать такие выражения, как «Неуклюжий, как медведь», «Медведь косолапый», «Медведь на ухо наступил». Но очень часто можно услышать про него и ласковое — «Медведь Батюшка», уважительное — «Михаил Потапыч», «Лесной старик», «Гость», «Старик Князь». У многих народов мира к медведю особое отношение. Ведь это красивое, ловкое животное. Мало кто из животных посмеет напасть на него. Соперником для этого вида может быть только человек.

По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник.

Во время проведения этого древнего и интересного обряда, проводятся традиционные ритуалы, устраиваются театрализованные представления, сопровождаемые музыкой, пением, танцами, переодеванием в различные костюмы. Есть даже особенный ритуальный танец с семью стрелами. Все дни восхваляют медведя и перекладывают вину за убийство зверя на ружье, а за поедание мяса — на ворон. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Сам праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Для этого специально выращивают медведя до трехлетнего возраста. Затем справляют встречу. Раздается угощение. Чаще всего монеты, сладости. Наряжают и животное. На глаза и нос кладут серебряные монеты. Медведю надевают берестяной намордник. Медведица же получает на голову платок и бисерные украшения.

Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу.

После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.

Шкура, часть морды, губы, череп — считаются священными и хранятся отдельно. На этом празднике можно не только посмотреть представление, но и купить много сувениров, которые изображают медведя. Для женщин интерес представляют украшения из бисера, связанные коврики, меховые изделия. Мужчин покорят ножи, которые имеют на ручках изображение тотемного животного, кожаные изделия ручной работы. Красивы также национальные костюмы. А какие маски можно найти и повесить для украшения интерьера своей квартиры! Для детей представлены игрушки в виде медведя.

В России медведя тоже почитают с давних времен. Есть даже восточнославянский праздник пробуждения медведя. Этот праздник был соединен с Масленицей. Но после принятия христианства празднование пробуждения медведя перенесли на более раннее время и перестали поклоняться этому зверю. 24 марта ходили ряженные в костюмах косолапого, которые делались из медвежьих шкур. Шло веселое гуляние со сжиганием чучел, катанием горящих колес и танцами настоящих медведей со скоморохами. Хозяин леса был похож на русского Бога Велеса или, как по-другому его называют, Волоса. Велес считался покровителем скота, был косматым и волосатым. Даже волхвы надевали на себя медвежью шкуру.

До сих пор осталась любовь у народа к этому красивому, могучему животному. Если представится возможность, то обязательно стоит поехать на фестиваль, который проводят народы орочей и удэгейцев. Сегодня это национальное гулянье превратилось в соревнование ловкости и силы, гонках на нардах, массовых плясках с пением, которые сопровождаются игрой на национальных музыкальных инструментах.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об Олимпийском мишке — любимце народа, талисмане двух Олимпийских игр, проводимых в России в 1980 и 2014 годах.

national-travel.ru

Медвежий праздник у хантов и манси

                Медвежий праздник малых народов севера был возрожден в 1992-1993 годах в Ульчском районе Российской Федерации. В древней легенде народов ханты и манси у небесного бога войны Торума был младший сын, бессмертный властелин людей по имени Ими Хили.

В представлении северных народов Ими Хили предстает перед человеком в образе медведя.

Он часто отправлялся в странствия, в которых он боролся со злыми Мэнками, первыми людьми, неудачно созданными богом-отцом, побеждал их благодаря своей силе и хитрости.

Ими Хили считался покровителем и защитником людей, пока из-за голода он не нарушил запрет отца — не охотится на оленей и не разорять селения людей.

Зверь перестал быть бессмертным, и охотники получили право охотиться на него, но душа зверя оставалась бессмертной, и после смерти медведя возвращалась к своему богу-отцу.

Ханты и манси называют медведя «лесным человеком», почитают и поклоняются ему. Медвежий праздник представляет собой древний обряд поклонения, сопровождаемый красивым празднеством, продолжающимся несколько дней.

В прошлом, празднование проводили после каждой удачной охоты, затем все реже и реже, пока не были утеряны навыки проведения этого обряда.

Продолжительность празднования зависела от удачи на охоте. Если охотник убивал самца медведя, то празднование продолжалось четыре, пять дней, если самку – три, если медвежонка – два дня.

Благодаря кропотливой работе этнографов и историков – краеведов, были восстановлены практически все элементы этого обрядового действа и традиционных ритуалов.

Празднование сопровождается народной музыкой, песнями и танцами с переодеваниями в разные национальные одежды. Очень интересен танец с семью стрелами, когда участники в масках животных и в одеждах охотников инсценируют сцены охоты с соблюдением всех правил.

Ритуальными считаются пения, восхваляющие медведя и возлагающие вину за его убийство на ружье, а поедание его мяса на ворон. Проводятся спортивные соревнования на ловкость и меткость попадания ножей и стрел в цель.

И только затем, с соблюдением всех правил готовится медвежье мясо, и гости праздника приступают к трапезе. После трапезы кости медведя аккуратно собираются и хоронятся в специальном месте. Ханты и манси верят, что медведь возродится вновь.

На возрожденном празднике можно не только увидеть исполнение древних ритуальных танцев и услышать ритуальные песни, но и приобрести настоящие национальные сувениры народов севера, которые представлены вязаными ковриками, украшениями из бисера, меховыми изделиями, охотничьими ножами, на ручках которых изображено тотемное животное, медведь.

in.stream.com.ru

Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»

Вера Смольникова Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»

Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси.

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- учить медленно, но чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы;

- познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.

- уточнить знания о животных нашего края.

- продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательные способности, любознательность.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию, активность, дисциплинированность, дружелюбие в коллективной деятельности.

Методы: словесный, практический, наглядный, игры, коррекционно - развивающего воздействия на развитие ребенка.

Материал: презентация с иллюстрациями с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя; мультимедийная система,

Ход занятия

1. Беседа о нашем крае.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из очень интересных праздников местных жителей. Для этого мы вспомним в каком городе мы живем? (в Урае) А в каком округе находится наш город (в ХМАО). Люди каких коренных национальностей живут в нашем округе (ханты и манси). (Слайд 3 – карта)Постараемся быть внимательными и рассудительными, чтобы всем стало интересно. Что окружает города нашего края? (тайга) (Слайд 4 - тайга)

- Ребята, представьте, что вы живете в тайге, а в тайге живет много разных зверей и птиц. Местные жители - ханты, узнают зверя по следам.

– Каких животных нашего края вы знаете? (слайд 5 –животные)

(олень, волк, лиса, песец, заяц)

2. Игра «Про кого так говорят?»

Воспитатель. – Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?»

«Трусливый как….» (заяц)

«Злой как…» (волк)

«Проворная как…» (белка)

«Хитрая как…» (лиса)

«Сильный как…» (медведь)

«Колючий как…» (ёж)

Воспитатель. - Сможете ли вы отгадать про кого из этих зверей загадка:

«По неведомой тайге

Идёт мужчина

В суконных штанах». (медведь)

Артикуляционная гимнастика (Слайд 6)

Сам медведь большой, ленивый

И язык большой ленивый.

Чтобы смог заговорить, «Лопаточка»

Будем мы его учить.

Вправо- влево, вправо-влево «Часики»

Двигай языком ты смело.

А потом не ленись «Качели»

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Постарайся-ка, дружок, (Слайд 7)

Сделай по губам кружок.

Раз, кружок, два кружок, «Бегом по стадиону»

Посмотри! Ты уже смог.

А теперь, без сожаленья, «Вкусное варенье»

Подбери-ка с губ варенье,

Из малины, из черники.

И конечно, голубики.

Нас язык почти готов, «Барабанщик»

Но начнем пока без слов,

По зубам мы постучим

И тихонько зарычим –РРРРРРР!

Воспитатель. - Правильно, это медведь. Посмотрите на картину и скажите, какой он? (Слайд№ 8 медведь) (он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета) Какие повадки медведя вы знаете? (он любит полакомиться мёдом, малиной) В чем внешнее сходство человека и медведя? (умеет ходить на задних лапах, как человек)

Воспитатель. – Да ребята, вы правы.

Рассказ воспитателя. У каждого народа есть свои: обряды, праздники, язык. У хантов и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Вот сегодня я расскажу вам, как местные жители отмечают «Медвежий праздник»

«Медвежий праздник»

У русского народа медведь, считается «хозяином тайги». Медведь у хантов и манси считается священным животным. Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь.

Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую.

(Слайд №9 медведь стоит с лапой)

Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека. (Слайд № 10 медведь стоит с лапой). Охота на медведя – это всегда большое событие. На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя.

Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний.

Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не найдя своей одежды покрытый шерстью богатырь пошел скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу»

По другой легенде «Когда то в детстве он жил на небе, но ему очень хотелось попасть на землю. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю. При этом поручил ему следить здесь за порядком и не причинять людям вреда. Однако медведь нарушил некоторые правила и охотники убили медведя. Они устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник

Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Он считается одним из древних по своему происхождению, по сохранению традиций и ритуалов. У хантов и манси нет особого дня для празднования «Медвежьего праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.

Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Когда праздник заканчивается - череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.

(музыка ханты (Слайд № 17 – стихотворение)

По тайге летают сказки,

По тайге легенды бродят,

Как охотники медведя,

Встретив, хитростью «низводят».

В деревнях расскажут манси,

Как медведя «опускают».

Но никто сказать не смеет,

Что медведя - убивают…

«Низведен» медведь, «опущен», -

Он поддался ненароком, -

Голова его большая…

На столе лежит широком.

И тогда его мужчины…

Как героя восхваляют,

Духом леса называют,

Куньей песней развлекают,

Птичьей пляской провожают.

Ю. Шесталов

Физкультмимнутка.

Воспитатель предлагает детям изобразить мишку, читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют:

Мишка по лесу гулял, Шагают на месте

Мишка шишки собирал, «Собирают шишки с пола»

Очень мишка наш устал, Наклоняют голову влево-вправо.

Сел мишутка задремал. Прикладывают сложенные вместе ладони к щеке.

3. Подвижная игра «Медведь и охотники».

Воспитатель. –А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Медведь и охотники».

Правила игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи, медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников. Они убегают, медведь пытается их догнать.

Воспитатель. – Малик у нас будет медведем, а мы все охотники.

4. Подготовительная работа к аппликации.

Воспитатель. – Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты».

Воспитатель. – Кого ханты называли младшим братом? (медведя)

Воспитатель. – Правильно медведя. Вспомним способ аппликации – обрывание. С чего начинаем работу?

(намазываем основу клеем, обрываем небольшие кусочки бумаги и наклеиваем их на основу, лишний клей промакиваем салфеткой).

Воспитатель. – Правильно. Перед вами лежат листы бумаги с контуром медведя. Приступаем к работе. Работаем аккуратно, клей наносим равномерно.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог занятия.

Воспитатель. – Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(хантыйскую легенду о богатыре, который превратился в медведя).

Воспитатель. – Что еще вы сделали на занятии?

(аппликацию «Младший брат ханты»).

Воспитатель. –Ребята, выберите сейчас работы, которые вам больше всего понравились. И расскажите, чем именно они вам понравились?

Воспитатель. – Спасибо за работу.

www.maam.ru

Медвежий праздник

  Медвежий праздник (манс. яны йикв — «большие пляски», нивх. чхыф леранд — «медвежья игра») — комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда — хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса — на ворон); воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях — и спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в качестве священных.

  Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат — человек убил старшего — медведя. Умирая, медведь поведал, как надо на него охотиться и как хоронить. В мифе хантов и манси медведица, съевшая растение порих и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собою. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». Так и случилось. В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая три ночи наставляла ее, как надо себя вести и как поступить с мясом и костями. У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и рассказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти.

  Культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов Севера, медвежий праздник — лишь для части из них. Условно можно выделить три основных варианта медвежьего праздника: 1 — общего характера (условно), свойственный эвенкам, эвенам, кетам, северным якутам и др., 2 — обско-угорский (у хантов и манси), 3 — амуро-сахалинский (у нивхов, ульчей, удэгейцев, орочей, ороков).

  Первый вариант наиболее ярко представлен у эвенков и кетов. Он приурочен к охоте на медведя, и главное в нем — трапеза. Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют.

  У эвенков медведя убивал старший из охотников, а свежевал свойственник (нимак). Снимая шкуру с головы медведя вместе с шейными позвонками, приговаривали: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут». Отделяли сало, делили его между семьями, тушу доставляли в селение на нартах, которые затем ломали. В селении продолжали свежевать добытого зверя: отрезали голову, вынимали легкие, сердце, печень, глаза, вырезали уши, язык, нос, половые органы (их хранили до окончания праздника). Чтобы приобрести свойства медведя, нимак — родственник охотника — съедал сырое мясо.

  У большого дерева разводили костры. В первый день варили шейную часть. Молодежь играла, плясала и водила хороводы. В полночь «крик ворона» возвещал начало трапезы. Ели молча у костра и расходились. На второй день варили мелко нарезанные сердце и внутренности, в других котлах — мясо. Молодежь снова развлекалась, водила хороводы. После полуночи опять раздавался «крик ворона», все отвечали «птице», мазали лица сажей и, называя друг друга оли — ворон, садились вокруг костра. Нимак раздавал ложки и пускал сосуд с сердцем и внутренностями по кругу. Медвежье мясо ели, разойдясь по чумам. На третий день продолжали варить мясо и проводили обряды с головой, половыми органами медведя, мясо с головы съедали в полночь. Череп завертывали в бересту и хоронили. Шкуру медведя получал нимак (в ответ он дарил охотнику оленя), ее окуривали и хранили в семье вместе со святынями. Лапу вешали в чуме как талисман или отдавали шаману для изготовления колотушки.

  У хантов и манси медвежьи праздники были не только спорадические (по случаю удачной охоты на медведя), но и периодические. В далеком прошлом, когда убивать медведя, предка фратрии Пор, и есть его мясо запрещалось, очевидно, проводили только периодические праздники, на которые допускали лишь членов фратрии Пор. Со временем, когда запреты ослабли, на празднике позволяли присутствовать чужеродцам, а позднее — и иноплеменникам. Для возрождения зверя и отведения вины стали добывать медведя, съедать его мясо и проводить спорадические медвежьи праздники.

  Периодические праздники — «медвежьи игры» — устраивали зимой в течение семи лет, с последующим семилетним перерывом. Начинались они в декабре, с периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5—7 дней перерыва в течение января и февраля — по 1—2 ночи, по мере того как из окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей, перед полнолунием «игры» завершались.

  Праздник проходил в центре фратрии Пор — д. Вежакоры на Оби. Медведя представляла его шкура, которую обычно хранили в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни, сказания о медведе и о происхождении людей Пор, танцы предков. В «медвежьих песнях» рассказывалось о происхождении медведя, установлении обрядов. Затем следовала священная часть — «призывные песни» и «птичьи танцы», во время которых обращались к общим божествам, вызывали предков, мужчины исполняли танцы с саблями или мечами. Впрочем, песни и интермедии также поручали исполнять мужчинам, одетым в специальные костюмы (лисицы, петуха, журавля и др.), с берестяными и деревянными масками на лицах. Костюмы и аксессуары праздника (сабли, мечи и др.) хранили в священном амбаре или в специальном общественном доме — «танцевальной избе». В последнюю ночь праздника разыгрывали священные представления, изображая главных духов — Большого духа, Калтащ-экву, Мир Сусне хума, исполняли посвященные им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали противоборство медведя, предка фратрии Пор, и Журавля, представляющего фратрию Мось. На медведя и всех присутствующих нападали также комары, филин, огненная лисица, ворон. Танец огненной лисицы исполняли в зимней одежде, к которой привязывали хвост из соломы. Во время танца хвост поджигали — это должно было привести к очищению помещения и участников праздника. Танцевали и пели под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента сангультапа. Заключительный эпизод праздника — приход семи лесных духов — мэнквов (духи фратрии Пор) за искупительной жертвой в виде двух деревянных фигурок мужчины и женщины. Их уносили в тайное святилище и сжигали. Позднее этот обряд принял форму кукольного представления. Куклы выступали антагонистами медведя, и гибель куклы, которой заканчивался спектакль, воспринималась как искупительная жертва.

  Если убивали медведя, то медвежий праздник обских угров длился пять ночей, если медведицу — четыре, а если медвежонка — то 2—3 ночи (столько же исполнялось и «медвежьих песен» в начале праздника). Спорадический праздник являлся сокращенным вариантом периодического. В нем было больше развлекательных элементов. Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом. Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали в переднем углу на столе в жертвенной позе — голова положена на вытянутые лапы. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами, ленточками. Перед головой ставили угощения, фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей (раньше приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания — дымящуюся чагу. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины — через платок). На празднике пели песни о медведе, его жизни в лесу, о том, как его добывали. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Сначала вина отводилась на членов фратрии Мось, позднее — на иноплеменников («виновато русское оружие»). В течение нескольких ночей исполняли медвежий фольклор, танцы, песни и представления — инсценировки в масках (тули лап). Они имели как сакральное, так и развлекательное значение. Все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком. Назидательносатирический характер носили сценки, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать любой человек, в том числе присутствующий на празднике. Никто не обижался на актеров. Тем более что всем известные актеры были как бы анонимны: когда после представления и переодевания они возвращались в дом, хозяин спрашивал их: «Люди здесь веселились, где вы были весь вечер?» На что они отвечали: «Нам это совершенно не известно: мы все время крепко спали».

  Кульминация праздника — представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине артиста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе. Мясо медведя ели лишь в последнюю ночь праздника. Варили его только мужчины, в особом месте и в специальных котлах. Ели руками или особыми палочками (нельзя было использовать металлические предметы), кости разделяли по суставам. Мужчины ели мясо от передней части туши, женщины — от задней. (Голову, лапы и сердце варили мужчины позже, в лесу, и ели отдельно). Во время еды каркали по-вороньи, отводя от себя вину. Говорили: «Вороны пришли, вороны едят». Очищались: обливались водой, зажигая стружки, ртом захватывали пламя, проводили руками над огнем, лезвием ножа постукивали по зубам. После этого человек с горящим трутом обходил все углы жилища и кричал поптичьи; открывал дверь, «выгоняя» птиц на улицу, — дом очищался от нарушителей запрета. Затем гасили свет и делали вид, что засыпают. Раздавался голос: «К верхнему духу поднимается» (медведь). Кости медведя хоронили в лесу или озере, череп вешали на высокий пень или хранили завернутым в платок в священном сундуке.

  Амуро-сахалинский медвежий праздник также устраивали периодически или по случаю удачной охоты на медведя. Наиболее ярко он представлен у нивхов. В охоте на медведя участвовали члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у-у!» три раза, если убит был самец, и четыре — если медведица. Чтобы задобрить зверя, в его левое ухо клали табак. Освежевав тушу, доставляли в селение — везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на музыкальном бревне. Тушу клали в амбар, шкуру с головой — на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили всевозможные угощения, жареное мясо медведя раздавали присутствующим. Трапеза сопровождалась игрой на музыкальном бревне.

  Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал периодического медвежьего праздника — с выращенным в клетке медведем, который проводили в январе—феврале, в период полнолуния. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой — с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы перешла в медведя.

  Медвежонка, найденного в лесу, выращивали три года в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Праздник делился на несколько этапов: 1 — изготовление священных стружек инау, 2 — убиение медведя, 3 — водворение головы зверя на помост, 4 — кормление медвежьим мясом гостей, 5 — принесение в жертву собак, 6 — разъезд гостей.

  В назначенный день хозяин медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и угощал животное. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему — это должно было принести благополучие дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям.

  Убивал медведя зять (или зятья) на специально подготовленной площадке («стрельбище»). Медведя свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие. В жертву приносили собак. Начинали угощаться приготовленными блюдами. Между трапезами устраивали танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельбу из луков, женщины играли на музыкальном бревне. На огне, разведенном с помощью родового огнива, варили медвежье мясо, вынимали его специальным черпаком с изображением медведя, подавали в деревянных ковшах, сделанных к празднованию. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины — чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» — медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним.

  Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их.

  Медвежий праздник народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя — предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нем также нашел отражение широко распространенный миф об умирающем и воскресающем звере.

www.rushrono.ru

Медвежий праздник

У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Имя его – МЕДВЕДЬ.

Культ медведя характерен для всех народов Севера, медвежий праздник – лишь для части из них.

Каждый народ, делящий с ним свою территорию, целый пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу. Устраиваемые в честь этого зверя разные медвежьи праздники крайне разнообразны. Особенно сложную структуру медвежий праздник имеет у обских угров – хантов и манси. Это яркое, красочное, многожанровое действо, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд.

24 марта - закончилось весеннее равноденствие, день стал длиннее ночи. Это время восточнославянского “праздника пробуждающегося медведя”, созвучно с одноименным греческим праздником, его еще называют комоедицы - комедия. Сейчас Пасха и Великий Пост сдвинули Масленицу со своего исконного места - 24 марта, а когда-то именно в этот день сжигали чучело, катали горящие колеса, плясали в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом наружу тулупах. Ряженые медведем были обязательными участниками масленичных игр.

Почитали хозяина леса - медведя - на Руси. Медведь был прообразом одного из важнейших славянских богов - Велеса. Велес (Волос), бог - покровитель скота - волосатый, косматый, отсюда и “волхв” (изначально колдун-жрец, одетый в медвежью шкуру).

Медвежий праздник - это комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя,  бытовал он у многих народов Европы, Азии и Северной Америки, живших в лесной зоне. Это отражение культа медведя, существовавшего у народов. У большинства медвежьи праздники устраивались по поводу убитого на охоте медведя в целях его умилостивления. При этом мясо медведя съедали с соблюдением строгих обрядов. Некоторые народы Сибири и Северной Америки устраивали перед тушей медведя танцы в масках. У хантов и манси эти танцы вылились в драму на сюжеты охоты.

Народы Нижнего Амура и Сахалина  специально выкармливали медвежат для таких праздников. Сходство обрядов такого праздника у разных народов объясняется общностью условий охотничьего хозяйства и связанных с ним религиозно-магических представлений. У ряда современных народов (например, у хантов и манси) медвежий праздник, утратив магическое значение, превратился в национальное традиционное народное гулянье.

Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, плясками, пением и связаны с представлениями о медведе как священном звере. Условно праздник состоит из нескольких частей:

  • охота или инсценированная охота на выращенного для этого медведя (иногда – хранение медвежьей шкуры для праздника) с соблюдением правил, запретов и ритуалов; встреча медведя как гостя, одаривание (и угощение);
  • извинительные обряды;
  • воспевание медведя как предка рода,
  • звериные и птичьи пляски (предков родов или в подражание медведю),
  • драматические сценки и инсценировки, иногда и спортивные состязания;
  • ритуальное приготовление медвежьего мяса и трапеза,
  • сбор, захоронение костей, черепа и другие обряды, призванные возродить медведя,
  • хранение шкуры, черепа, норки (части морды), губ и прочего в качестве священных. 

У орочей и удэгейцев медвежий праздник отмечался во время полнолуния. Последний раз подобное торжество проводилось у орочей в 1932. Начальный этап медвежьего праздника связан с обычаем выкармливания медведя в клетке до 3-летнего возраста. Хозяин, поймавший медведя, плевал ему в рот, чтобы он не был злым. Зверя сажали в специальный сруб и сверху закрывали бревнами.

Для кормления медведя делали ритуальную посуду: корытце, чашку, большой ковш и ложки. В день открытия медвежьего праздника созывали односельчан и жителей близких поселений, все приезжали в нарядных одеждах. В полдень хозяин медведя, он же устроитель торжества, с корьем в одной руке и пешней в другой шел к срубу и обращался к медведю с речью, затем зверя вели на заранее приготовленную арену. Привязав медведя к стойкам козел, мужчины, вооруженные луками, начинали стрелять в него.

Стреляли с 3-х дистанций; с последней дистанции медведя добивал хозяин, подчеркивая тем самым свое уважение к посланцу хозяина тайги. Под крик гостей с убитого зверя снимали цепь и крюк и относили в жилище хозяина, это было своеобразным приглашением медведя. Мясо медведя и часть внутренностей варили в большом котле. Гости садились вокруг котла и принимали мясо из рук хозяина. Голову медведя хозяин давал самому почетному гостю, который за это дарил ему собаку. Кости складывали в кучу и заваливали бревнами. Череп медведя закрепляли на пне. Это место считалось священным и запретным.

Гости ели, играли на музыкальных инструментах, пели, плясали, веселились, играли в различные игры, состязались в силе и ловкости, устраивали гонки на собаках, запряженных в нарты. Праздник превращался в массовое ликование с пиршеством и угощениями, длился несколько дней, на 8-й день гости разъезжались по домам.

Это картинки материалаМедвежий праздникСагалаев Константин Андреевичиз файла отсюдаwww.sciencefirsthand.ru/4_sagalaev.shtml

www.hnh.ru

МЕДВЕ́ЖИЙ ПРА́ЗДНИК

В наи­бо­лее пол­ном ви­де М. п. со­хра­нил­ся у об­ских уг­ров. У них су­ще­ст­ву­ют пе­рио­ди­че­ские и спо­ра­ди­че­ские М. п. Пе­рио­дич. М. п. (Яны йикв – Боль­шие тан­цы, или Боль­шие иг­ри­ща) уст­раи­ва­ют­ся в пе­ри­од ме­ж­ду зим­ним солн­це­стоя­ни­ем и ве­сен­ним рав­но­ден­ст­ви­ем; ра­нее про­хо­ди­ли в куль­то­вом цен­тре фрат­рии Пор – с. Ве­жа­ко­ры (Ок­тябрь­ский р-н Хан­ты-Ман­сий­ско­го автономного ок­ру­га). Кро­ме то­го, по­сле ка­ж­дой удач­ной охо­ты на мед­ве­дя уст­раи­ва­ют­ся спо­ра­дич. М. п., пред­став­ляю­щие со­кра­щён­ный ва­ри­ант пе­рио­дич. празд­ни­ка. Об­ря­ды длят­ся 5 но­чей, ес­ли убит са­мец, и 4 – ес­ли уби­та сам­ка. Все дей­ст­вия во вре­мя празд­ни­ка со­про­во­ж­да­ют­ся тан­ца­ми, пес­ня­ми, дра­ма­тич. и ку­коль­ны­ми пред­став­ле­ния­ми. Шку­ру мед­ве­дя ук­ла­ды­ва­ют в пе­ред­нем уг­лу до­ма в «жерт­вен­ной по­зе» – с го­ло­вой, по­ло­жен­ной на пе­ред­ние ла­пы; го­ло­ву и ла­пы ук­ра­ша­ют коль­ца­ми, лен­та­ми. Все при­хо­дя­щие на празд­ник при­но­сят да­ры, ко­то­рые рас­кла­ды­ва­ют пе­ред мед­ве­дем. М. п. на­чи­на­ет­ся с об­ря­да «от­ре­че­ния», во вре­мя ко­то­ро­го неск. мужчин, среди них – охот­ник, убив­ший мед­ве­дя, оде­тые в спец. кос­тюм (ха­лат, ост­ро­ко­неч­ная шап­ка, опу­шён­ная ме­хом, с мо­за­ич­ным ор­на­мен­том), об­ра­ща­ют­ся к мед­ве­дю и го­во­рят, что они не ви­но­ва­ты в его смер­ти. Ис­пол­ня­ют­ся «мед­ве­жьи пес­ни» (уй эр­гыт), рас­ска­зы­ваю­щие о про­ис­хо­ж­де­нии мед­ве­дя, об ус­та­нов­ле­нии об­ря­дов. За­тем сле­ду­ют «при­зыв­ные пес­ни», во вре­мя ко­то­рых при­зы­ва­ют­ся как об­щие бо­же­ст­ва, так и пред­ки оп­ре­де­лён­ных тер­ри­то­ри­аль­но-ге­неа­ло­гич. групп. Это – свя­щен­ная часть М. п., в от­ли­чие от сле­дую­щей (ту­ли лап) – пред­став­ле­ний в мас­ках, в осн. бы­то­во­го и юмо­ри­стич. со­дер­жа­ния. В по­след­нюю ночь ва­рит­ся и по­еда­ет­ся мед­ве­жье мя­со, во вре­мя тра­пе­зы со­блю­да­ют­ся мно­го­числ. та­бу, все очи­ща­ют­ся, по­сту­ки­вая но­жом по зу­бам. За­тем сле­ду­ют об­ря­ды, ко­то­рые долж­ны снять с лю­дей ви­ну за убий­ст­во мед­ве­дя и по­еда­ние его мя­са: ими­ти­ру­ют­ся уход охот­ни­ков в лес, сон, при­лёт птиц и т. п. Да­лее ис­пол­ня­ют­ся тан­цы зве­рей и птиц, бы­то­вые сценки, совершаются га­да­ния о сле­дую­щей охо­те на мед­ве­дя и о про­мыс­ле в це­лом. В кон­це М. п. про­во­дят­ся об­ря­ды, дол­жен­ст­вую­щие за­ста­вить мед­ве­дя сно­ва вер­нуть­ся и скрыть роль охот­ни­ка и др. уча­ст­ни­ков празд­ни­ка.

bigenc.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.