Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Мордовский религиозный праздник


Национальные праздники Мордовии

В 2004 году в Мордовии были учреждены республиканские национально-фольклорные праздники: мокшанский — «Акша келу» [Белая береза], эрзянский — «Раськень озкс» [Родовое моление], татарский — «Сабантуй» [Праздник плуга] и русский «День славянской письменности». Их цель — сохранение, возрождение и развитие национальных традиций, национальных видов спорта и укрепление межнациональных отношений. Национальные праздники проводились в Мордовии и раньше, однако сегодня они имеют более высокий статус и финансирование.

Праздник «Акша келу». Фото — «Диагональ»

«Акша келу» традиционно проводится в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района на праздник Троицы. На правом берегу реки Вад устраиваются народные гуляния, дегустация блюд мордовской кухни и концертная программа. На праздник съезжаются гости из Мордовии и регионов России. Изюминкой «праздника белой березы» является мордовская борьба на поясах. Отличий мордовской борьбы от похожих состязаний несколько: весовая категория борцов значения не имеет, противники не могут отрывать рук от кушака друг друга. Побеждает тот, кто сможет три раза уложить противника на землю [если один из борцов производит бросок через себя и первым касается земли — он проиграл]. Раньше эти соревнования назывались «борьба медведей», теперь — «Акша келу» в честь республиканского праздника.

Борьба «Акша келу». Фото — «Диагональ»

«Раськень (Велень) Озкс» проходит в селе Ташто Кшуманця Большеигнатовского района во второе воскресенье июля. Ежегодно проводится Велень Озкс [Сельское моление], а раз в три года — более крупный праздник — «Раськень Озкс» [Родовое моление]. На празднике гостей встречают не традиционным хлебом-солью, а хлебом с медом: чтобы дальнейшая жизнь была сладкой и сытной. Особенностью праздника является заседание Совета старейшин, на котором подводятся итоги работы за год. Праздник начинается с зажжения штатола [свечи]. На молениях звучит основная просьба присутствующих — о сохранении мокшанского и эрзянского народов, чтобы родной язык, традиции, культура жили на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. Главное угощение на празднике — Букань ям [суп из говядины]. Суп на празднике варят в десяти котлах, чтобы никто из гостей не остался без традиционного угощения.

Национальный театр на празднике «Раськень Озкс». Фото — МГНДТ

Праздник «Сабантуй» проводится в Лямбире в конце мая — начале июня. Раньше праздник проходил на центральной площади райцентра, но площадь перестал вмещать всех гостей. Поэтому уже три года подряд Сабантуй проходит на территории центрального аэроклуба ДОСААФ России имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева. Сабантуй знаменует окончание весенне-полевых работ, поэтому на празднике награждают лучших работников в отрасли сельского хозяйства.

Для Сабантуя характерно выступление самодеятельных артистов, блюда татарской кухни и выступления парашютистов, мотоциклистов и конно-спортивного клуба. Традиционно Сабантуй изобилует спортивными состязаниями, на которые приезжают спортсмены не только из многих районов нашей республики, но из соседних регионов. Больше всего зрителей собирает «көрэш» [борьба на поясах]. Победитель получает звание «батыра» [силач, богатырь] и живого барана в подарок.

Сабантуй. Фото — Евгений Птушка

День славянской письменности и культуры отмечается в Саранске 24 мая. В этот день проходит тематический концерт, в котором принимают участие студенты музыкального училища и детские коллективы. В 2017 году праздничные мероприятия прошли возле Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова, где выступили 15 хоровых коллективов.

В 2018 году в Саранске впервые пройдет межрегиональный фестиваль мордовской культуры «Шумбрат» — идея учреждения республиканского мордовского фольклорно-этнографического праздника зрела уже давно. Сразу на нескольких площадках в городе пройдут концерты творческих коллективов, театрализованное шествие народов Мордовии «Все мы — Россия!», выставка изделий мастеров народных художественных промыслов, конкурс национального юмора и частушек «Кулдор-калдор» и этнодискотека. Республиканские праздники «Раськень озкс» и «Акша келу» сохранят свой статус.

madeinmordovia.ru

Дохристианские Религиозные праздники мордвы

Мокшин Н. Ф.

ДОХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ

1.2. ДОХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ

Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева»

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается годовой цикл земледельческих дохристианских религиозных праздников (озксов) мордвы, к которому с христианизацией примкнули и некоторые престольные (храмовые) праздники.

Ключевые слова: мордва, крестьяне, дохристианские религиозные праздники (озксы), обряды, фольклор, христианизация, религиозный синкретизм, календарный цикл, времена года.

THE PRE-CHRISTIAN RELIGIOUS HOLIDAYS MORDVINIANS

Mokshin Nikolay F,. doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: the Mordovian State University

[email protected]

Abstract: The article discusses the annual cycle of agricultural pre-christian religious holidays (ozksy) Mordvinians, which joined with the christianization of some patron saint holidays.

Keywords: Mordvinians, farmers, pre-christian religious holidays (ozksy), rituals, folklore, christianization, religious syncretism, calendar cycle, seasons of the year.

Народным праздникам, обряду, фольклору принадлежит огромная роль в извечной деятельности человека по освоению и обустройству окружающей среды, этнической территории как жизненного пространства. Каждый день мордвина-крестьянина, а мордву с полным на то основанием можно назвать народом крестьянским, сопровождался целостным комплексом праздников и обрядов, обычаев, поверий, народных знаний, примет. Они составляли традиционный аграрный круговорот, своеобразный годовой цикл неписан-ного земледельческого праздничного календаря, к которому с христианизацией примкнули и престольные (храмовые) праздники.

В старину элементы среды обитания - земля, вода, лес, поле, луг, ветер, небесные тела, кладбище, жилище и хозяйственные постройки обожествлялись, сакрализовались. Окружающий мир со всем его обжитым пространством функционировал в качестве здорового (не надломленного, не ущербного, не порушенного) организма в своем собственном годичном круге праздников, обрядов, обычаев, наблюдений за чередой природных циклов. Каждая деревня, как частица всего этноса, имела свое годовое календарно-астрономическое «колесо», вращавшееся от одного дня, недели, месяца, времени года (зимы, весны, лета, осени) к другому, составляя годовую ось жизни людей.

Отличительной особенностью этносоциальной и этнокультурной жизни мордвы вплоть до начала XX в. было бытование сельской общины и сохранение общинного землевладения, что во многом определяло повседневный уклад мордовского крестьянства, характер не только этносоциальных связей, но и ритуальную сферу. Даже в советское время смена уклада жизни шла очень медленными темпами. Если на одном полюсе были колхозные и партийные собрания, то на другом - моления на кладбищах, у святых источников, у домашних икон. Общегосударственные, безрелигиозные, советские праздники и обряды так и не смогли вытеснить деревенские, поскольку этносоциальное сознание каждого крестьянского сообщества, каждой деревни как микромира хранило в своей кол-

лективной памяти те этнокультурные и этнобытовые модели поведения, что были созданы и приняты всеми жившими ранее поколениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие мордовские озксы (от слова озномс, озондомс - молиться) ведут свое происхождение со времени первобытно-общинного строя и возникали, по-видимому, не просто как религиозно-магические обряды, а в тесной связи с трудовой, хозяйственной практикой, из традиций общинных работ. Впоследствии к ним примешались разные магические представления, молитвы тем или иным божествам, жертвоприношения. В праздниках-озксах мордвы очень четко прослеживается их связь с хозяйственной деятельностью, и, прежде всего, с земледелием. Они могли быть общинными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всего общества (первый выгон скота на луга, начало пахоты, сева, уборки урожая), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи.

Основным моментом всех озксов было жертвоприношение божествам, их кормление, преследовавшее цель приобрести их расположение. С этой же целью на озксах произносились молитвы - озномат (эрз.), озондомат (мокш.). За день до озкса мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных озк-сов не работали. Работать в это время считалось за грех. При молении обращались на восток, руки воздевали к небу ладонями вверх или скрещивали их на груди ладонями под мышки, и кланялись, вставали на колени или падали ниц.

Большинство мордовских озксов не имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных работ. Поскольку мордва исстари была народом земледельческим, то вполне понятно, что озксы, связанные с земледелием, занимали ведущее место в календаре мордовских озксов. Значительная часть их посвящалась также животноводству и пчеловодству, первоначальной формой которого было борт-

Социально-политические науки

2'2016

1

ничество .

Центральной темой зимнего цикла аграрного календаря, т.е. времени, когда не производятся полевые работы и деятельность крестьянина сосредоточена на его усадьбе, являлась тема обработки полученных летом и осенью продуктов и наблюдений над природой, отражающих желание предугадать грядущее. Описаний оригинальных мордовских обрядов, связанных с зимним циклом сельскохозяйственного года, очень мало. До нас дошли лишь фрагментарные сведения о том, что мордва период зимнего солнцестояния и поворота солнца на лето (начало пребывания дня) отмечала праздником калядань чи (эрз.), каля-дань ши (мокш.), т.е. «день каляды». В праздник «зимних святок» - коляды совершались разнообразные магические обряды, целью которых было обеспечение благосостояния в будущем году. Многие элементы праздника коляды составили позднее бытовое содержание праздника Рождества Христова. В эти дни ребятишки ходили по домам, пели колядки и собирали пирожки (мокш. калядань пярякат, эрз. калядань пряки-неть). Причем обычай этот был весьма распространен среди мордвы. Во многих местностях колядовали не только дети, но и взрослые, просили Коляду об урожае хлеба.

В это время некоторые из крестьян (мужчины и женщины), сняв кресты, с распущенными волосами, без поясов, выходили в поле гадать. Ходили на перекресток дорог (ки рашко - эрз., ки рашка - мокш.), падали ниц и слушали: если год будет хороший, тогда слышится будто бы скрип, точно везут снопы, если плохой, то - грохот, словно куда скачут. А если будет мор на коров, тогда ревут коровы, если будет здоровый год, тогда коровы стучат рогами. Если будет людской мор, слышится вопль, не будет мора - пение песен. Женщины выносили на улицу конопляные мочки и оставляли их на ночь. Если мочка заиндевеет, то в наступающем году будет хорошая конопля. Об урожае гадали и на снопах хлеба; на ночь выставляли на колья снопы ржи, пшеницы и других хлебов, на котором будет больше инея, тот уродится лучше.

В канун Нового года (Од ие - эрз., Од киза - мокш.) стряпали «орешки» (пештть - эрз., пяштть - мокш.), жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером устраивали озкс. Хозяйка по очереди беря в руки приготовленные блюда, просила Пакся-аву об урожае хлеба, Вирь-аву об урожае орехов, Юрт-аву о размножении скота). Вечером молодые парни в вывороченных шубах и шапках ходили по домам и собирали «орешки». В день Рождества Христова мордва, как и русские, молили свиную голову. В день Крещения пекли из теста лошадок, другие фигурки в виде скотных дворов с коровами, овцами, свиньями, куриные гнезда с курами и яйцами, ульи, одонья, а вечером устраивали моление. В этот и на следующий день катались на лошадях так же, как русские на Масленицу. Если кто-то не покатался, считали, что божество двора Кардаз-сярко (эрз.), Кардонь-сяркха (мокш.) будет щекотать его лошадей и они отощают.

Таким образом, озксы и магические обряды, сопровождавшие зимний цикл сельскохозяйственного года, хотя и варьировались, имея некоторые локальные особенности, отчетливо проникнуты стремлением предугадать и обеспечить в новом году хороший уро-

1 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. с. 127-129.

жай хлебов, других культур, приплод скота, словом, благополучие в жизни людей2.

Весенне-летний цикл мордовских озксов открывал ливтема-совавтома озкс (эрз.), лихтема-сувафтома озкс (мокш.) - моление первого выгона скота (ливтемс - выпустить, совавтомс - впустить), который обычно проводился в начале апреля. Моление это совершалось на окраине села, на выгоне, куда пригоняли скот и прогоняли его под горшком с новым огнем (од тол), добытым путем трения сухих деревянных брусков.

Следующим важным моментом весенне-летнего цикла были обряды, связанные с севом яровых хлебов. Они выражали стремление людей как можно лучше обеспечить урожай хлебов. Моление, устраивавшееся всей общиной перед началом сева, называлось кереть озкс (эрз.), керяд озкс (мокш.), т.е. моление сохи, плуга. В некоторых местах оно называлось сабан озкс (сабан - деревянный плуг). Кереть (эрз.), керяд (мокш.) - старинное, в настоящее время забытое, мордовское название плуга, сохранившееся в обозначении озкса, посвященного началу сева. Он совершался всей общиной в конце деревни. От каждой семьи приносили петуха или селезня, которые на месте озкса резались и варились. В некотором отдалении от караваев хлеба расстилали белую скатерть, ставили на нее хлеб-соль и вареную птицу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через некоторое время после посева яровых хлебов, проводившегося обычно в конце апреля - начале мая, справлялся новый общинный молян - сараз озкс (эрз., мокш. сараз - курица). Свое название это моление получило оттого, что на нем приносились в жертву куры. Озкс посвящали божеству поля Норов-аве (Пакся-аве).

Много общинных молений совершалось летом. В начале июня проходило моление алашань озкс, посвященное лошадям (эрз., мокш. алаша - лошадь). Если иметь в виду, что для земледельца в прошлом лошадь была незаменимой опорой в хозяйстве, залогом и источником его благополучия, то становятся понятны причины проведения этого озкса. На нем мужчины молились о здоровье и размножении лошадей.

Через неделю после алашань озкса совершался скал озкс или тракс озкс (эрз. скал, мокш. тракс - корова). Подобно лошади, корова также была важной опорой хозяйства, кормилицей семьи. Этот озкс сопровождался молитвой о сохранности и приплоде крупного рогатого скота.

Одним из самых торжественных и многолюдных летних молений был общинный веле озкс (эрз., мокш. веле - село), проводившийся в конце июня в течение трех дней. В первый день резали быка, во второй -телку, варили пиво. В первые два дня молились Верь-де Шкаю о здоровье сельчан и урожае хлебов, а в последний - о здоровье солдат, находившихся в это время на военной службе.

Накануне сенокоса (начало июля) устраивали луговое моление (мокш. лайме озкс), на котором резали двух овец и просили Шкая помочь скосить луга, высушить хорошо сено и сметать его в стога, чтобы оно пошло на здоровье скоту, чтобы скот тучнел от него. А перед прополкой полей проводили моление, посвященное началу прополки полевых овощей (мокш. пак-ся иможонь кочкама озкс, эрз. пакся эмежень кочкам озкс), на котором просили божество поля Норов-аву помочь в работе.

2 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1998. с. 122-124.

Мокшин Н. Ф.

ДОХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ

К летним молениям относился грань озкс - моление на грани, т.е. на меже, отделявшей поля одной сельской общины от другой. На нем молились Норов-аве об урожае хлебов и о спорине в хлебе, без которой он мало питателен, и чтобы спорина эта не ушла к соседям на поля3.

При выколашивании ржи проводили общинное моление бука озкс (эрз., мокш. бука - бык). Это праздничное моление назначалось заранее. Один из крестьян ходил по домам и говорил, что завтра праздник бука озкс. Быка для жертвоприношения выбирали пестрого, деньги за него платила вся община. Моление это устраивалось в ржаном поле. Молились о дожде, об урожае. Потом садились на лугу обедать, пили пиво, устраивали гулянье4.

Каждое засушливое лето мордвой совершались моления о дожде - пиземень озкст (эрз. пиземе, мокш. пизем - дождь). Они проводились по мере того, насколько необходим был дождь для хозяйственных работ. При данном молении обращались с просьбами о хорошеи дожде к водяному божеству Ведь-аве, божествам грома Пурьгине-пазу (эрз.), Атям-шкаю (мокш.) или к верховному богу Шкаю (Нишке).

Когда созревали хлеба (август), устраивался варма озкс (эрз., мокш. варма - ветер). Сильные ветры в это время были губительными для урожая, и люди считали, что надобно задобрить покровительницу ветров Варма-аву. Ей делали различные жертвоприношения. В середине августа, когда сеяли озимые, справлялся видьме озкс, видемань озкс (эрз., мокш. видемс - сеять), а после посева озимых - озим озкс 5.

Третий цикл аграрных озксов приходился на осеннее время. Среди них следует отметить уча озкс или реве озкс (мокш. уча, эрз. реве - овца), проводимый по окончании полевых работ. Все село, являвшееся единым социальным организмом - общиной, собиралось на поле, неся с собой брагу, пироги, хлеб, соль, чашки, ложки. На общинные деньги покупалась самая хорошая овца и варилась в больших котлах. На этом озксе благодарили Шкая (Нишке) и других богов по поводу уже собранного урожая.

Осенью совершалось несколько семейных молений, в ряду которых важное место занимал Юрт-ава озкс -моление в честь божества жилища Юрт-авы. Этот озкс совершался глубокой осенью, когда семьи со двора и поля возвращались на зимнее житье в дом. На нем резали овцу, в честь Юрт-авы варили брагу и готовили разную стряпню.

В конце октября - начале ноября заканчивался выпас скота на лугах. В это время с летнего пастбища скот возвращался домой на зимовку. По середине двора ставили стол, покрытый белой скатертью, на нем раскладывали различные кушанья. Произносились молитвы, обращенные к божеству двора Кардаз сярко, содержавшие просьбы о сохранении и увеличении скота. По окончании молитв оставляли кусочки стряпни в хлевах и возвращались домой обедать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме изложенных общинных и семейных озксов, имевших довольно определенные календарные сроки

3 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. с. 132-137.

4 Бутузов Ф. Верования и культ мордвы (эрзи) с. Сабанчеева Алатырского уезда Симбирской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. 9. Вып. 4. Казань, 1893. С. 383.

5 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1998.

с. 130-131.

проведения, приуроченные к началу или завершению тех или иных хозяйственных мероприятий, порой, в случае необходимости, устраивались и «чрезвычайные» озксы, например, при эпидемии или эпизоотиях, пожарах, наводнениях и других бедствиях.

В случае частых заболеваний в семье, болезни скота проводился Вень озкс (мокш., эрз. ве - ночь) - ночное моление, посвященное Юрт-аве. Домохозяйка пекла большой пирог, закрепляла на нем сорок свечей и просила Юрт-аву выгнать все болезни как из дома, так и со двора. Затем с жаром в горшочке обходили дом и двор. Вень озкс некоторые домохозяйки проводят и сейчас, например, в Темниковском районе Мордовии.

Помимо молений-озксов, связанных с земледелием и животноводством, мордва исполняла и ряд других, также непосредственно сопрягавшихся с ее хозяйственной жизнедеятельностью, в частности с пчеловодством. Первые моляны на пчельниках проходили в конце июня - начале июля. На это время приходилось роение пчел. В конце июля - начале августа перед выемкой меда хозяин ставил около пеньков медовые соты и приглашал Нешкеперь-азор-аву (божество пчельника, покровительница пасеки, ее держательни-ца, хозяйка. - Н. М.) попить меду, угощал ее. Во время выемки меда население обычно отправлялось на пчельники. Там приготовлялись огромные кадушки с пуре (медовухой. - Н. М.). Пурепитие в лесу продолжалось в течение двух дней 6

Таким образом, можно сделать вывод, что базой для возникновения годового цикла мордовских озксов служили основные хозяйственные занятия мордвы, и прежде всего ее земледельческая деятельность. Бессилие земледельца перед грозными стихийными явлениями природы (засухи, ветры, град, заморозки, эпидемии, наводнения и пр.), от которых зависели судьба и благополучие людей, постоянная боязнь подвергнуться нищете, разорению и даже смерти - вот что нашло свое выражение в озксах мордвы. Конечно, в них выражалось не только это. Здесь имели место, по крайней мере, на некоторых озксах, и оптимистические мотивы, выражавшие радость жизни, стремление коллективно, всей общиной, отдохнуть, повеселиться после завершения тех или иных утомительных трудовых процессов.

Список литературы:

1. Бутузов Ф. Верования и культ мордвы (эрзи) с. Сабанчеева Алатырского уезда Симбирской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. 9. Вып. 4. -Казань, 1893. С. 381-384.

2. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 248 с.

3. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 532 с.

6 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. с. 139-141.

cyberleninka.ru

Религиозные моляны > Зубова Поляна (Республика Мордовия)

Моление у родника.  Село Волгапино. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

МОЛЯНЫ

Дохристианские религиозные мордовские озксы-моляны (от озномс — молить-ся), подобно религиозным праздникам многих других народов, ведут свое про-исхождение со времени первобытно-родового строя. Они возникали, по-види-мому, не просто как религиозно-магические обряды, а в тесной связи с трудовой, хозяйственной практикой, из традиций общинных работ. Впоследствии к ним примешались разные магические представления, молитвы тем или иным боже-ствам, жертвоприношения. В праздниках-озксах мордвы очень четко прослежи-вается их связь с хозяйственной деятельностью, и прежде всего с земледелием. Они могли быть общественными, то есть устраивались всем селом, когда име-лись в виду интересы всего общества (первый выгон скота на луга, начало пахо-ты, сева, уборки урожая и т. п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи.

«Общественные моления, — отмечал мордовский этнограф М. Е. Евсевьев, — всегда совершались за деревней у ручья или родника, а так как в старое время ле-са находились всегда близко к деревне, то моления обычно происходили у опушки леса под дубом, вязом, липой, березой или сосной, но осину и ель мордва избегала. На одних молениях участвовали одни только мужчины, или только одни жен-щины, а на других могли участвовать те и другие вместе. Жрецов, для совер-шения обрядов, у мордвы не было. Семейные моления совершались старшими в доме, обычно хозяйкою дома, а на общественных молениях, для совершения об-рядов и чтения молитв, каждый раз выбирались особые старики или старухи. Обычно выбирались одни и те же лица».

Эти старики и старухи, выбираемые для проведения озкса, назывались озкс-атя-ми (озкс — моление, атя — старик), озкс-бабами (баба — бабушка) или инь-атями, инь-бабами (ине — великий, атя — старик, баба — бабушка).

Основным моментом всех озксов было жертвоприношение божествам, их корм-ление. Оно преследовало цель приобрести расположение божеств. С этой же целью на озксах произносились озномы — молитвы. За день до озкса обыкно-венно мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных озксов не работали. Работать в это время считалось грехом (пежеть). При молении об-ращались на восток, вздымая руки к небу или скрещивая их на груди ладонями под мышки, и кланялись, вставали на колени или падали ниц.

Большинство мордовских озксов имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны началом, серединой или завершением тех или иных работ.

Почти не известны мордовские обряды, связанные с зимним циклом сельскохо-зяйственного года. Есть лишь скупые сведения о том, что мордва период зимнего солнцестояния и поворот солнца на лето (начало прибывания дня) отмечала праздником каляданъ чи (день коляды). В этот праздник совершались разно-образные магические обряды, призванные обеспечить благосостояние в будущем году, чтобы уродился хлеб с соломой с оглоблю, с дугу колосом, с колядовую лепешку зерном.

Накануне Нового Года стряпали орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Ве-чером устраивали моление — озкс. Хозяйка брала в руки сначала каравай хлеба и, качая его над головой, просила Пакся-аву (божество поля), чтобы уродился хлеб; потом, взяв в руки чашку с орешками (пештть), просила Вирь-аву (боже-ство леса) об урожае орехов. Качая жареного поросенка, она просила Юрт-аву (божество жилища) о размножении скота.

В день Крещения пекли из теста лошадок, также фигурки в виде ульев, скотных дворов с коровами, овцами и свиньями, куриные гнезда с курами и яйцами. Ве-чером устраивали озкс. В Крещение и следующий за ним день катались на лоша-дях так же, как русские на Масленице. Если кто в этот день не катался на лоша-дях, то считали, что Кардаз-сярко (божество двора) защекочет его лошадей и они отощают.

Весенне-летний цикл мордовских озксов начинался с ливтема-совавтома озкса — моления первого выгона скота (ливтемс — выпустить, совавтомс — впус-тить), который обычно проводился в начале апреля. Следующим важным мо-ментом весенне-летнего цикла обрядов были обряды, связанные с севом яровых хлебов. Перед началом сева устраивался всей общиной кереть-озкс, т. е. моле-ние сохи, плуга (кереть — старинное, в настоящее время забытое, мордовское название пахотного орудия). В молитве, адресованной Шкаю, содержалась про-сьба дать урожай хлеба, чтобы были «широкий колосок», «толстая соломушка», «полное зернышко». Просили у Шкая-кормильца «дождичка», «теплую росицу», «долгого светлого дня», «некончающегося богатства», угощая его «печеным хле-бом», «яичницей из белых яиц», «мясом и коровьим, и овечьим». После молитвы садились обедать, а затем назначали день, когда выезжать на посев, и кто должен начинать первым. Для этого обычно выбирали счастливого человека, у которого хлеб родится и нога «легкая». Старосте давали наказ следить за тем, чтобы дру-гой кто-либо не выехал раньше выбранного, и затем расходились по домам.

Через некоторое время после посева яровых хлебов, который обычно проводился в конце апреля — начале мая, справлялся сараз-озкс (от сараз — курица) — общинный молян, посвященный божеству поля Норов-аве. Свое название это моление получило от того, что на нем приносились в жертву куры. Их резали на месте моления и варили в общих котлах. Перед трапезой обращались к божеству поля со следующей озномой (молитвой) : «Норов-ава, Норов-паз, глава поля, кормилица, на полевой меже твой дом, там же твое место — скамья, на поле-вой меже живешь, вокруг поля ходишь, ходишь по вспаханному полю, по посеян-ной ржи. Вот тебе пришли кланяться-проситься, с полной ношей, красивое имя твое вспомянуть, белыми хорошими руками, с легким сердцем принесли тебе жертву — желтую красивую курицу, с рассыпающимися перьями. Кланяемся-кланяемся, головы вниз сгибаем, с добрым сердцем молимся, добрыми глазами взгляни ! Дай нам хлеба, возрастающего богатства, дай нам такого хлеба, чтоб солома была толстой, колос — тяжелым. Норов-ава, Норов-паз, как мы кла-нялись, так пусть кланяются посеянные нами хлеба, толстая наша солома. Как мы сгибали головы, так пусть их головы сгибаются ! Вот тебе, Норов-ава, желтые красивые яйца, вот тебе пирожки ! Со склоненной головой принесли, старое возьми, новое дай, наполни наши поля, наполни наши гумна !»

Моление о лошадях. Мордва д. Кардафлей. Городищенский уезд Пензенской губернии, 1920-е гг.

Целый цикл озксов проводился летом. В начале июня проходило моление ала-шанъ озкс (алаша — кобыла), т. е. моление о лошадях. Если иметь в виду, что для земледельца в прошлом лошадь была незаменимой опорой в хозяйстве, залогом и источником его благополучия, то будут понятны причины проведения ала-шань озкса. На нем молились о здоровье и размножении лошадей. Через неделю совершался скал-озкс (скал — корова). Подобно лошади, корова была также опо-рой хозяйства, кормилицей. Скал-озкс сопровождался озномами (молитвами) о сохранности и приплоде крупного рогатого скота.

Одним из самых торжественных и многолюдных летних озксов был веле-озкс (веле — село), проводившийся в конце июня в течение трех дней. В первый день кололи быка, во второй — телку, варили пиво. Первые два дня молились Шкаю о здоровье сельчан и урожае хлебов, а в последний — о здоровье солдат, нахо-дившихся в это время на военной службе, чтобы Шкай дал им легкую службу, чтобы начальники не обижали их и чтобы они вернулись домой здоровыми. На-род не расходился по домам до позднего вечера. Старшие пили общественное пиво, а молодежь заводила игры.

Перед сенокосом (начало июля) имел место луговой молян — лайме озкс (лайме — луг), на котором резали двух овец и просили Шкая помочь скосить сено, сме-тать его в стога и чтобы сено пошло на здоровье скоту, чтобы скот тучнел от него.

Во время жертвоприношений на молянах лучшая часть мяса приносилась богам. «Как только животное издает последний вздох, — писал В. Н. Майнов, — ру-ководители пожертвования отрезают ему язык и филейную часть и сжигают тут же под священным деревом, а остальное мясо кладут в котлы и варят без всяких приправ, делят на всех частников моляна».

Паксява – покровительница поля. Увеличить

У мордвы в прошлом был также озкс, посвященный нача-лу прополки полей под названием пакся эмежень кочкам озкс (молян прополки полевых сорняков) на котором про-сили божество поля Пакся-аву помочь в работе : «Силы ног не бери, силы глаз не уничтожь...».

Заботам об урожае посвящался также букань озкс (бука — бык), на котором резали в жертву Норов-аве (божество поля) быка. Праздник назначался заранее. Один из кресть-ян ходил по домам и говорил, что завтра праздник бука озкс. Быка выбирали пестрого, деньги за него платило все общество. Моление это устраивалось в ржаном поле. В нем участвовали одни  мужчины. К молению готовилось медовое пуре — пьяная брага. Молились о дожде,  об уро-жае.  Затем  усаживались  на  лугу  обедать, ели мясо, пили

пиво, устраивали гулянье. И чем мужчины сильнее напивались, тем лучше : «пу-ре было сильное, и бог сильный, и урожай будет сильным» .

Территория между Окой и Волгой, на которой искони проживала мордва, харак-теризуется неустойчивым летом. Периодически повторяются засухи, нередко бы-вают и суховеи. Особенно опасны для сельскохозяйственных культур засухи кон-ца весны и начала лета, когда без осадков почва пересыхает, а растения еще не набрали сил. Особенностью атмосферных осадков на данной территории являет-ся то, что они часто выпадают в виде ливней, сопровождаемых грозами. Наи-большее число дней с грозами приходится на июль. Случается и так, что вместе с ливнем падает град, нанося большой ущерб сельскому хозяйству. Каждое засуш-ливое лето мордвой совершались моления о дожде — пиземень озксы (пиземе — дождь). Они проводились по мере того, насколько необходим был дождь для аг-рарных работ. При пиземень озксе обращались с молитвами о хорошем дожде обычно к водяному божеству Ведь-аве, божеству грома Пурьгине-пазу или вер-ховному богу Нишке, Шкаю. Когда созревали хлеба (август), устраивался варма-озкс (варма — ветер). Сильные ветры в это время были губительными для уро-жая, и люди считали, что надобно задобрить покровительницу ветров Варма-аву. В середине августа, когда сеяли озимые, справлялся видъме-озкс (видемс — сеять), а после посева озимых — озим-озкс.

Третий цикл сельскохозяйственных озксов приходился на осеннее время. Среди них следует отметить уча-озкс (мокш. уча — овца), проводимый по окончании всех полевых работ. Все село собиралось на поле, неся с собой брату, пироги, ложки, чашки, хлеб, соль. На общественные деньги покупалась самая хорошая ов-ца и варилась в больших котлах. На этом озксе благодарили Шкая и других бо-гов по поводу уже собранного урожая. Осенью совершалось несколько семейных молений, среди которых прежде всего назовем юртава-озкс — моление боже-ству жилища. Этот озкс устраивался глубокой осенью, когда семьи со двора и по-ля возвращались на зимнее житье в дом. К юртава-озксу резали овцу, варили брагу и выпекали разную стряпню. Обычно хозяйка дома обращалась к богу Шкаю со следующими словами :

«Шкай-пас, кормилец, трей-пас, кормилец ! Тебе молимся со светлой свечой, с разной стряпней. Приготовлено белыми руками, с добрыми мыслями. Вот свари-ли горшок каши. Сколько в нем крупинок соли, столько дай нам для жизни добра, нескончаемого имущества, урожайного хлеба, размножающегося скота, детей. Храни нас, великий Шкай-пас, на всяком месте, во время лежания и хождения. Храни нас во время темной ночи, светлого дня. Добрый пусть идет навстречу, а злой — мимо».

По окончании молитвы хозяйка брала по частице от каждого кушанья, скла-дывала на горбушку хлеба и клала на божницу, это — Верьде Шкаю, а сама с двумя-тремя членами семьи брала новые кушанья и вместе с ними спускалась в подполье. Там к завалинке прикрепляли свечу, раскладывали кушанья и повто-ряли то же самое, что было в избе, изменив лишь в молитве обращение Шкай-пас на Юрт-аву. По возращении из подполья семья садилась за стол и начинала обедать.

В конце октября — начале ноября заканчивался выпас скота. В это время скот с летнего пастбища возвращался домой на зимовку. В связи с этим совершался кардаз-озкс — моление двора, последнее моление осеннего цикла. Посреди дво-ра ставили стол, покрывали белой скатертью, на нем расставляли разные ку-шанья. Произносились молитвы, обращенные к божеству двора Кардаз-сярко, содержавшие просьбы о сохранении и увеличении скота. По окончании молитв оставляли кусочки стряпни в хлевах и возвращались домой обедать.

Кроме изложенных выше общинных и семейных озксов, имевших довольно оп-ределенные календарные сроки проведения, приуроченные к началу или завер-шению тех или иных аграрных работ, устраивались и «чрезвычайные» озксы, на-пример, при болезни людей или скота, пожарах и других бедствиях.

Таким образом, изложенный материал показывает, что базой для возникновения мордовских озксов служили основные хозяйственные занятия мордвы, и в пер-вую очередь ее земледельческая деятельность. Бессилие земледельца перед сти-хийными силами природы (засухами, ветрами, градом, заморозками, эпидемия-ми и пр.), от которых зависели судьба и благополучие людей, постоянная боязнь подвергнуться нищете и разорению, а то и смерти — вот что нашло свое выра-жение в озксах мордвы. Конечно, в них отражалось не только это. Здесь мы ви-дим, по крайней мере на некоторых озксах, и веселье, песни, игры, шутки, выра-жавшие радость жизни, стремление коллективно, всей общиной отдохнуть после завершения тех или иных утомительных трудовых процессов, облегчить смехом житейские трудности и заботы. Озксы способствовали идеологическому сплоче-нию общины, консолидации усилий на успешное выполнение ее хозяйственных и социальных функций.

По материалам Н. Мокшина, В. Майнова. Рисунок А. Алёшкина.

www.zubova-poliana.narod.ru

Народный календарь «Обрядовые праздники мордовского народа» Пояснительная записка - "Литтерус"

Народный календарь

«Обрядовые праздники мордовского народа»

Пояснительная записка

Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, устно – поэтическому творчеству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно – поэтического творчества, драматического и декоративно – прикладного искусства.

Обряды подразделяются: сезонные, связанные с земледелием, скотоводством, семейные и церковные. Цикл сезонных мордовских обрядов выделяется у мордвы до начала 20 века. Постепенно обряды утратили магическо - ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, сбора урожая и т.д. 

Данная методическая разработка опирается на цикличность народного календаря. В представленных материалах сделан акцент на ознакомление детей с мордовскими обрядами, праздниками и приуроченных к ним устно – поэтическим творчеством мордовского народа.

Цель: дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- в доступной форме дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающей природе, народному фольклору, истории своего народа.

Воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

Представлены образовательные области: познавательно–речевая, социально-коммуникативная, художественно–эстетическая. Представлен перечень пособий и материалов, используемых в данной методической разработке.

 Январь: «Роштувонь куд» (Рождественская изба).

Основная тема обряда: моление о новом хорошем урожае.

Праздник Рождества – один из самых почитаемых праздников. Особенно он был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались Святками.  («Святки» – от слова святой). В этот день славили Христа. Люди ходили в гости, дарили подарки, угощали друг друга, веселились, желали всем здоровья, добра, хорошего урожая. Большое участие в таких прославлениях принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали. («Коляда» - старинный рождественский обряд прославления праздника песнями). Считалось: чем больше будет колядовщиков в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году. Колядовщики совершали обряд посевания, т.е. обсыпание зерном людей и домашних животных.

«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста.

Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.

Коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».

Пословицы: В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Зимой за малиной не ходят.

На чужой печке бок не согреешь.

Гость в дом – Бог в дом.

Приметы: На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Если Рождественская ночь звёздная, то хорошо уродится горох.

Если в первый день Рождества ветрено – будет урожай на орехи. 

Февраль: «Мастя» (Масленица).

Основная тема обряда: моление о новом урожае орехов, мёда.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы – Масленица. В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились. Блин – символ возрождённого солнца. Продолжались народные гуляния. Мордва устраивала карусель в виде солнца. Катались на санках с Масленичной горы. Люди ждали встречи с солнцем и обращались к нему с закличками:

«Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка!»

«- Бабушка, бабушка,

Орешки твои где?                                                                                       

- В горшочке на полке.

- Вынеси в чашке с маслом,

Если не орешки, так блины,

Чтоб были маслом мазаны».

Приметы: Февраль теплом

приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль богат снегом, апрель –

водою.

Если на масленицу снег, лето будет дождливым.

Март: Призыв весны с 22 марта («Жаворонки»).

Основная тема обряда: выпечка «жаворонков», «ласточек».

В традиционной культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия.  Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков.  Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.

Закличка:

Жаворонки прилетайте, 

Ясно солнце принесайте.

Нам зима то надоела,

Хлеба, соли все поела.

Шапа, жарапа, жаренная лапа.

Дай бог нам хлеба.

На многие лета.

Примета:

На Евдокию оттепель – лето будет

с сочною травою.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Увидел грача – весну встречай.

Апрель: «Вербавань озкс» (Вербное моление), «Инечи чи» (Пасха).

Основная тема обряда:  начало полевых работ, подготовка к празднику Пасхи.

Пасхе предшествовал православный праздник вербное воскресенье.  В  храме  освещались веточки вербы. Юноши и девушки ходили по домам, ударяя спящих людей. Таким образом, передавали силу растения человеку.  Ветками вербы выгоняли домашних животных на первые весенние луга. Верили в силу вербы, которая помогает от болезней.

Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день эрзяне устраивали поминовение предков, просили у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла.

«Вай, спите! Спите!

Не бойтесь, что проснетесь

Вербой мы вас побьем.

Для хорошего урожая,

Для доброго здоровья.

Мы на Пасху все идем,

Все идем, все идем,

Куличи в руках несем,

Мы несем, мы несем!

Приметы:

В апреле чудит погода: днём – лужи, а вечером – стужа.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Чибис прилетел - на хвосте воду принес.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Май: «Троицянь чи» (Троица). Праздник березки.

Основная тема обряда:  Украшение домов, улиц ветками березы.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо). До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.

Кизэ, сак,  сак!                  Лето, приди, приди!

Лембе тундо, тук, тук!        Весна, уйди, уйди!

Сетьме пизиме кант, кант!  Принеси нам теплый дождь!

Тусто сюро макст, макст!    Вырастет густая рожь!

Приметы в мае:

Май холодный – год хлебородный!                             

Майских жуков много – к засухе.

Месяц май не холоден, так голоден.

Пословицы о Мае:

Придет май — о долгом сне не вспоминай.

Майская травка и голодного кормит.                                                                                       

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

 Рекомендуемые мероприятия:

Игры – драматизации: «Рождественские колядки», «Проводы зимы» (Масленица), «Пасха ясная, Пасха красная!», «Теремок» (пасхальная сказка), « Праздник березки»,  «Посиделки», «Народные игры и забавы».

 Литература. 

1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск, 2011.   

2. Анувский В.А. Краткий этнографический очерк мещеры. Пензенские губернские ведомости,1962,№№ 24,27,28.

3. Устно – поэтическое творчество мордовского народа.

Т.4. кн.1 Пословицы и поговорки. Предисл., вступит. Статьи, пер., примеч., указ. К.Т. Самородова/ Общ. Ред. Э.В. Померанцовой и Л.С. Кавтаськина. Саранск.1967.

Т.4. кн.2. Мордовские загадки. Предисл.,  послесл., примеч.  И  указ. К.Т. Смородова./  Общ. Ред. В.Я. Евсевеева. Л.С. Кавтаськина. Саранск, 1968.

4. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. Саранск, 1966.

5. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы./Под редакцией доктора исторических наук профессора В.И. Козлова.

6. Мордовские пословицы,  присловицы и поговорки. Саранск,1986.

7. Мордва. /Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск 2004.

8. Седова Л.В.   Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки. Саранск, 2009.    

9. Афанасьев А.Н. Дерево жизни: Избр. Статьи. М.,1983

10. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.

11. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск, 2004.

Авторы: Лобанова Лариса Николаевна,

Маркина Нина Семёновна,

Нуйкина Валентина Юрьевна,

Чембаева Светлана Николаевна

МДОУ «Детский сад № 127 комбинированного вида»

г. Саранска Республики Мордовия 

litterus.ru

Мордовская праздничная традиция: современное прочтение.

Демократические преобразования последних лет создали благоприятные условия для национального возрождения и развития этнических связей и межнационального сотрудничества. Общая культура русского и мордовского народов ассимилировалась в их взаимодействии и развитии, превратив традиционные праздники и обряды в мощное средство национального воспитания и сплочения народов, приобщения молодежи к богатой и самобытной культуре предков. Выпадение обрядовых ценностей из культурного комплекса негативно сказывается на целостности этноса. Поэтому сохранение культуры предков – это неотъемлемая часть заботы о будущих потомках. Древние народы обладали серьезно продуманной системой праздников, отражающей видимое глазом годовое движение светил по небосклону: Солнца, Луны, яркой звезды Сириус и т. п., от поведения которых зависело благополучие человека. Богов следовало умилостивить – песней, игрой, т. е. веселым праздником. Так рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, приметы, гадания и обряды в честь небесных родителей. Наши далекие предки делили год на три праздничных периода «по трудовой деятельности»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву. Мордовские озксы (озкс – моление; от мокшанского озондомс, эрзянского озномс «молиться») не имели точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных земледельческих работ. Многие праздники почти не тронуты влиянием христианства и справлялись, как языческие. Да принявшие христианскую форму, не потеряли языческих особенностей. Ритуал каждого праздника прочно сохранялся в народном быту. Праздники были общественные и устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы общества, и семейные, когда имелись в виду интересы отдельной семьи: «В XVIII в., несмотря па давление официальной церкви, крещеная мордва отмечала праздники по устоявшимся вековым обычаям. В праздниках мордвы четко прослеживается их связь с хозяйственной деятельностью и, прежде всею, с земледелием. Цикл обрядов и праздников начинался зимой, когда дни становились длиннее и солнце поворачивало на лето: «Святки (с 24 декабря по 6 января) – это самое веселое праздничное время у мордвы, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени». Святки у мордвы, как и у русских, сопровождались обрядами: играми, песнями, плясками, гаданием, ряженьем и т. п. Рождественский сочельник по-мордовски называется калядань-чи (день коляды). В этот день мордва начинала колядовать: петь песни-колядки о семенном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота. Многие элементы праздника коляды составили позднее бытовое содержание праздника Рождества Христова который сопровождался разнообразными святочными обрядами, увеселительными играми, в которых участвовала, главным образом, молодежь. Особое место на рождество занимали игры ряженых. Наиболее распространенными у мордвы были маски зверей в частности медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Мужчины надевали на себя вывороченные шубы, маски, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома и просили угощение у хозяев. Очевидно, маскарадно преображаясь, люди расслаблялись, освобождались от обычных норм поведения. Этому же способствовали и различные игровые элементы, которые, как правило, были подвижные, носили театрализованный характер. Игры на праздниках являлись биологической потребностью организма, и, по мнению специалистов, не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Все рождественские обрядовые действия проводились с установкой на увеличение плодородия, семейного здоровья и счастья. На Новый год повторялся весь комплекс этих обрядов, некоторые в расширенном или видоизмененном виде. В новогодних обрядах видное место занимают приметы и гадания, которые затрагивают две важные темы, касающиеся жизнеобеспечения семьи: земли и урожая; личной жизни, судьбы человека и его брачного союза. Первая больше интересует стариков, вторая – молодежь. Но обе темы направлены на жизнеобеспечение семьи, продолжение рода. Смысл этих гаданий, в основном, сводится к психологическим размышлениям людей о своем будущем в наступающем году. Но гадания, вероятно, имеют двоякое значение: после подобных процедур человек может настроиться на ожидание приятных событий или, наоборот, может быть нежелательный эффект для здоровья гадающего. Следующим праздником мордвы, впрочем как и других народов, было крещение. На этот праздник в прошлом совершали семейный молян «Алашань озкс». Пекли коньки, фигурки животных из теста, по количеству имеющихся в хозяйстве лошадей. Кроме того, на крещение святили воду. Как видно из приведенных примеров, календарные зимние праздники в большинстве своем проводились не только дома, но и на открытом воздухе, с элементами подвижных игр, катаний и гуляний. В этот период у мордвы проводились и другие обряды, которые, якобы, способствовали жизнеобеспечению, а, следовательно, и здоровью семьи. Весенне-летние обряды большей частью группировались вокруг крупных христианских праздников и продолжались до Петрова дня. Этот цикл самый продолжительный. В нем много обрядов с обращением к божествам и предкам обеспечить хороший урожай и здоровье людям. Большое количество обрядов сосредоточивалось вокруг Пасхи – главного христианского праздника. В середине XIX в. в некоторых мордовских селах ее встречали в Великую субботу: «Один из жителей села, выборный, садился на лошадь, обязательно сивую, и в праздничном наряде отправлялся в поле. Возвратясь оттуда, представлял собой приехавшую Пасху, а старухи из каждого дома выходили встречать его и угощать». Весенние обряды и праздники завершались праздником Троицы, который мордва отмечает до сих пор. Во многих селах этот праздник носит название «Проводы весны». В этот праздник березками украшали дома, девушки водили хороводы, плели венки, гадали, как правило, о том, что ждет каждого члена семьи в будущее время. Праздничная культура мордовского народа сегодня, в начале XXI столетия, получает свое новое звучание. Помимо домашнего соблюдения обрядов и ритуалов, праздники продолжают сохранять свою масштабность. Так, стало традицией приезжать в Зубово-Полянский район Республики Мордовия на летний национально-фольклорный праздник «Акшу келу» («Белая береза»). Ширится география регионов, откуда приезжают на него целыми семьями, идет молва о мордовских богатырях по всему свету – как недавно стало известно, праздник стал победителем интернет-голосования «7 чудес финно-угорского мира». Национально–фольклорный праздник, о котором теперь знает весь мир, традиционно проводится на вадово-селищинских заливных лугах в день Святой Троицы. Издавна в этот день мордва собиралась, чтобы показать спортивную удаль и мастерство. В 2004 г. по указу Главы Республики Мордовия «Акшу келу» получил статус национально–фольклорного праздника. В современной культуре Мордовии заметен интерес к традициям мордовского народа как на научном, так и политическом уровне. В Республике Мордовия с 1999 г. проводится праздник «Раськень Озкс», где используются традиционные обрядовые формы. В переводе с мордовского (эрзя), «раське» народ, родня, «озномс» молиться, «озкс» моление. На «Раськень Озкс» эрзяне поклонялись духам предков, решали текущие (экономические, политические, социальные) вопросы, планировали перспективное развитие этноса. Во временном аспекте здесь присутствует прошлое, настоящее и будущее. В этом обряде наглядно представлена связь времен, гарантирующая стабильность развития этноса и его сохранения. Смыслом обряда в современном толковании является приведение общественных устоев в соответствие с традиционным жизненным укладом народа. Праздник, который проводится регулярно раз в четыре года, на кургане вблизи с. Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия, наряду с ритуальными действиями, имеющими сакральное значение, включает в себя и традиционные массовые зрелищные формы, элементы театрализации (например, пролог с эпическими героями). Осенний период сельскохозяйственного календаря у мордвы начинается со времени сбора первого урожая, с августа, и продолжается до декабря. Обряды этого цикла по своему характеру делятся на две группы: аграрные или земледельческие, посвященные божествам тех мест, где проводятся работы по сбору урожая, и бытовые, посвященные божествам дома и двора с целью просьбы здоровья людям и скоту. Большое значение в календарных праздниках и обрядовой жизни мордвы занимала баня. Кроме того, баню обязательно для всей семьи топили перед каждым праздником. Таким образом, баня с незапамятных времен была неразрывной частью быта мордвы и служила не только целям гигиены, борьбы с различными заболеваниями, но и прочно вошла в обрядовую жизнь мордвы. К праздникам в мордовских семьях готовились заранее: проводили уборку помещения. Старались полностью освободить себя от основных работ по хозяйству. Во время некоторых праздников, например, на Троицу, запрещалось проводить какие-либо работы. На Пасху женщины в течение недели не стирали белье, не белили нитки, не шили, не вышивали, не мыли полы в доме и пр. Мужчины в период праздников не выполняли тяжелую работу. В праздничные дни старшие члены семей ходили на беседы к соседям, ездили к родственникам и знакомым в гости, принимали их у себя. Для проведения общественных праздников выбирались, как уже отмечалось, рощи, леса, красивые поляны, как правило, рядом с водоемом, чаще около родника. На полянке, в ожидании принятия ритуальной пищи, стелили индивидуальные скатерти или полотенца, ставили чистую посуду. Остатки пищи закапывали или приносили домой. Кроме того, все праздники, независимо от времени года, проходили на свежем воздухе. При подобной обстановке люди забывали все тяготы жизни, а во время исполнения ритуальных молитв, песен, танцев, игр, других обрядовых действ как бы улучшался психологический настрой людей, происходило воссоединение их с окружающей средой. На примере культуры мордвы можно показать характерные особенности праздников. Во-первых, это ценностное отношение к символам. В «рождественском доме», «доме плясок», «доме пива» бытовали игры, связанные с образами животных (медведя и коня). Конь у Мордвы – символ светлого, радостного, удачливого, а также постоянно обновляющейся природы. В честь «солнечного коня» Мордва устраивала праздник: «тундонь ильтямо», что в переводе означает «Проводы весны». Медведь олицетворял собой символ мудрости, образ прародителя, т. е. представлял собой образ предка. У финно-угорских народов (марийцев, финнов, хантов, манси) с образом медведя связано получение необходимых жизненных благ – удачной охоты, плодородия полей, многочадия. В частности, у мордвы, кроме выше указанных значений, он олицетворял собой и положительные качества человека – добродушие, благоразумие, физическую и духовную силу, чадолюбие. В свадебной поэзии медведь выступал как символ здоровья и семейного благополучия. В этих символах сохранялась способность заключать обширный и значительный текст. Через символы выражалось ценностное отношение к качествам, свойствам человека. Являясь важным механизмом культуры, они переносили тексты с содержащимся ценностным значением из одного пласта культуры в другой, способствуя связи времен и поколений. Во-вторых, праздники составляют аспект духовной памяти народа. В обществе с традиционной культурой через них осуществлялось ценностное восприятие времени, закреплялись определенные нормы поведения, создавались новые. Они имели религиозное, магическое, нравственное, аграрное значение. Следует отметить довольно устойчивую тенденцию функционирования праздников среди мордовского этноса на современном этапе. Так, согласно проведенным НИИ регионологии при Мордовском университете этносоциологическим исследованиям, выяснилось, что 46,4 % мокшан, 44,9 % эрзян отмечают все или большинство праздников, 43,4 % мокшан и 39,7 % эрзян празднуют некоторые из них. У русских респондентов только 27,4 % соблюдают все или большинство праздников. Социологические исследования, проведенные среди студентов в 2007 г., показали, что 69,2 % студентов мордовской национальности знают национальные праздники мордвы, 47,4 % – отмечают все праздники, 57,4 % – некоторые из них. Отрадно отметить, что 50 % респондентов русской национальности знают некоторые из национальных праздников мордвы. Таким образом, праздничная традиция мордвы по-прежнему продолжает оставаться актуальной и востребованной, способствуя сохранению культурного наследия и воспитывая последующие поколения. Николаева Е.А., Балясников А.С., Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

 Библиографический список: Николаева Е.А., Балясников А.С. Мордовская праздничная традиция: современное прочтение // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордва / Е. Н. Ломшина // Регионология. – 2008. – № 2. – С. 339–341. Мордасова С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина // Культура народов Мордовии: традиции и современность: материалы респ. науч.-практ. конф. (Саранск, 10–11 апреля 2003). – Саранск, 2003. – С. 31–34. Мордва : Историко-этнографические очерки / НИИЯЛИЭ; отв. ред. В. И. Козлов. – Саранск : мордов. кн. изд-во, 1981. – 410 с. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы, Мордва, Удмурты. – М. : Наука, 2000. – 579 с. Сусорева О. М. Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества / О. М. Сусорева // Финноугорский мир. – 2009. – №3. –С.110–112. Финно-угорский мир : справочник по истории, культуре и языку / ред. Дьердь Нановски. – Будапешт – Москва,1996. – 190 с.

goloserzi.ru

Религиозные моляны > Зубова Поляна (Республика Мордовия)

Моление у родника.  Село Волгапино. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

МОЛЯНЫ

Дохристианские религиозные мордовские озксы-моляны (от озномс — молить-ся), подобно религиозным праздникам многих других народов, ведут свое про-исхождение со времени первобытно-родового строя. Они возникали, по-види-мому, не просто как религиозно-магические обряды, а в тесной связи с трудовой, хозяйственной практикой, из традиций общинных работ. Впоследствии к ним примешались разные магические представления, молитвы тем или иным боже-ствам, жертвоприношения. В праздниках-озксах мордвы очень четко прослежи-вается их связь с хозяйственной деятельностью, и прежде всего с земледелием. Они могли быть общественными, то есть устраивались всем селом, когда име-лись в виду интересы всего общества (первый выгон скота на луга, начало пахо-ты, сева, уборки урожая и т. п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи.

«Общественные моления, — отмечал мордовский этнограф М. Е. Евсевьев, — всегда совершались за деревней у ручья или родника, а так как в старое время ле-са находились всегда близко к деревне, то моления обычно происходили у опушки леса под дубом, вязом, липой, березой или сосной, но осину и ель мордва избегала. На одних молениях участвовали одни только мужчины, или только одни жен-щины, а на других могли участвовать те и другие вместе. Жрецов, для совер-шения обрядов, у мордвы не было. Семейные моления совершались старшими в доме, обычно хозяйкою дома, а на общественных молениях, для совершения об-рядов и чтения молитв, каждый раз выбирались особые старики или старухи. Обычно выбирались одни и те же лица».

Эти старики и старухи, выбираемые для проведения озкса, назывались озкс-атя-ми (озкс — моление, атя — старик), озкс-бабами (баба — бабушка) или инь-атями, инь-бабами (ине — великий, атя — старик, баба — бабушка).

Основным моментом всех озксов было жертвоприношение божествам, их корм-ление. Оно преследовало цель приобрести расположение божеств. С этой же целью на озксах произносились озномы — молитвы. За день до озкса обыкно-венно мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных озксов не работали. Работать в это время считалось грехом (пежеть). При молении об-ращались на восток, вздымая руки к небу или скрещивая их на груди ладонями под мышки, и кланялись, вставали на колени или падали ниц.

Большинство мордовских озксов имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны началом, серединой или завершением тех или иных работ.

Почти не известны мордовские обряды, связанные с зимним циклом сельскохо-зяйственного года. Есть лишь скупые сведения о том, что мордва период зимнего солнцестояния и поворот солнца на лето (начало прибывания дня) отмечала праздником каляданъ чи (день коляды). В этот праздник совершались разно-образные магические обряды, призванные обеспечить благосостояние в будущем году, чтобы уродился хлеб с соломой с оглоблю, с дугу колосом, с колядовую лепешку зерном.

Накануне Нового Года стряпали орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Ве-чером устраивали моление — озкс. Хозяйка брала в руки сначала каравай хлеба и, качая его над головой, просила Пакся-аву (божество поля), чтобы уродился хлеб; потом, взяв в руки чашку с орешками (пештть), просила Вирь-аву (боже-ство леса) об урожае орехов. Качая жареного поросенка, она просила Юрт-аву (божество жилища) о размножении скота.

В день Крещения пекли из теста лошадок, также фигурки в виде ульев, скотных дворов с коровами, овцами и свиньями, куриные гнезда с курами и яйцами. Ве-чером устраивали озкс. В Крещение и следующий за ним день катались на лоша-дях так же, как русские на Масленице. Если кто в этот день не катался на лоша-дях, то считали, что Кардаз-сярко (божество двора) защекочет его лошадей и они отощают.

Весенне-летний цикл мордовских озксов начинался с ливтема-совавтома озкса — моления первого выгона скота (ливтемс — выпустить, совавтомс — впус-тить), который обычно проводился в начале апреля. Следующим важным мо-ментом весенне-летнего цикла обрядов были обряды, связанные с севом яровых хлебов. Перед началом сева устраивался всей общиной кереть-озкс, т. е. моле-ние сохи, плуга (кереть — старинное, в настоящее время забытое, мордовское название пахотного орудия). В молитве, адресованной Шкаю, содержалась про-сьба дать урожай хлеба, чтобы были «широкий колосок», «толстая соломушка», «полное зернышко». Просили у Шкая-кормильца «дождичка», «теплую росицу», «долгого светлого дня», «некончающегося богатства», угощая его «печеным хле-бом», «яичницей из белых яиц», «мясом и коровьим, и овечьим». После молитвы садились обедать, а затем назначали день, когда выезжать на посев, и кто должен начинать первым. Для этого обычно выбирали счастливого человека, у которого хлеб родится и нога «легкая». Старосте давали наказ следить за тем, чтобы дру-гой кто-либо не выехал раньше выбранного, и затем расходились по домам.

Через некоторое время после посева яровых хлебов, который обычно проводился в конце апреля — начале мая, справлялся сараз-озкс (от сараз — курица) — общинный молян, посвященный божеству поля Норов-аве. Свое название это моление получило от того, что на нем приносились в жертву куры. Их резали на месте моления и варили в общих котлах. Перед трапезой обращались к божеству поля со следующей озномой (молитвой) : «Норов-ава, Норов-паз, глава поля, кормилица, на полевой меже твой дом, там же твое место — скамья, на поле-вой меже живешь, вокруг поля ходишь, ходишь по вспаханному полю, по посеян-ной ржи. Вот тебе пришли кланяться-проситься, с полной ношей, красивое имя твое вспомянуть, белыми хорошими руками, с легким сердцем принесли тебе жертву — желтую красивую курицу, с рассыпающимися перьями. Кланяемся-кланяемся, головы вниз сгибаем, с добрым сердцем молимся, добрыми глазами взгляни ! Дай нам хлеба, возрастающего богатства, дай нам такого хлеба, чтоб солома была толстой, колос — тяжелым. Норов-ава, Норов-паз, как мы кла-нялись, так пусть кланяются посеянные нами хлеба, толстая наша солома. Как мы сгибали головы, так пусть их головы сгибаются ! Вот тебе, Норов-ава, желтые красивые яйца, вот тебе пирожки ! Со склоненной головой принесли, старое возьми, новое дай, наполни наши поля, наполни наши гумна !»

Моление о лошадях. Мордва д. Кардафлей. Городищенский уезд Пензенской губернии, 1920-е гг.

Целый цикл озксов проводился летом. В начале июня проходило моление ала-шанъ озкс (алаша — кобыла), т. е. моление о лошадях. Если иметь в виду, что для земледельца в прошлом лошадь была незаменимой опорой в хозяйстве, залогом и источником его благополучия, то будут понятны причины проведения ала-шань озкса. На нем молились о здоровье и размножении лошадей. Через неделю совершался скал-озкс (скал — корова). Подобно лошади, корова была также опо-рой хозяйства, кормилицей. Скал-озкс сопровождался озномами (молитвами) о сохранности и приплоде крупного рогатого скота.

Одним из самых торжественных и многолюдных летних озксов был веле-озкс (веле — село), проводившийся в конце июня в течение трех дней. В первый день кололи быка, во второй — телку, варили пиво. Первые два дня молились Шкаю о здоровье сельчан и урожае хлебов, а в последний — о здоровье солдат, нахо-дившихся в это время на военной службе, чтобы Шкай дал им легкую службу, чтобы начальники не обижали их и чтобы они вернулись домой здоровыми. На-род не расходился по домам до позднего вечера. Старшие пили общественное пиво, а молодежь заводила игры.

Перед сенокосом (начало июля) имел место луговой молян — лайме озкс (лайме — луг), на котором резали двух овец и просили Шкая помочь скосить сено, сме-тать его в стога и чтобы сено пошло на здоровье скоту, чтобы скот тучнел от него.

Во время жертвоприношений на молянах лучшая часть мяса приносилась богам. «Как только животное издает последний вздох, — писал В. Н. Майнов, — ру-ководители пожертвования отрезают ему язык и филейную часть и сжигают тут же под священным деревом, а остальное мясо кладут в котлы и варят без всяких приправ, делят на всех частников моляна».

Паксява – покровительница поля

У мордвы в прошлом был также озкс, посвященный нача-лу прополки полей под названием пакся эмежень кочкам озкс (молян прополки полевых сорняков) на котором про-сили божество поля Пакся-аву помочь в работе : «Силы ног не бери, силы глаз не уничтожь...».

Заботам об урожае посвящался также букань озкс (бука — бык), на котором резали в жертву Норов-аве (божество поля) быка. Праздник назначался заранее. Один из кресть-ян ходил по домам и говорил, что завтра праздник бука озкс. Быка выбирали пестрого, деньги за него платило все общество. Моление это устраивалось в ржаном поле. В нем участвовали  одни  мужчины.  К  молению готовилось медовое пуре — пьяная брага. Молились о дожде,  об уро-жае.  Затем  усаживались  на  лугу  обедать, ели мясо, пили

пиво, устраивали гулянье. И чем мужчины сильнее напивались, тем лучше : «пу-ре было сильное, и бог сильный, и урожай будет сильным» .

Территория между Окой и Волгой, на которой искони проживала мордва, харак-теризуется неустойчивым летом. Периодически повторяются засухи, нередко бы-вают и суховеи. Особенно опасны для сельскохозяйственных культур засухи кон-ца весны и начала лета, когда без осадков почва пересыхает, а растения еще не набрали сил. Особенностью атмосферных осадков на данной территории являет-ся то, что они часто выпадают в виде ливней, сопровождаемых грозами. Наи-большее число дней с грозами приходится на июль. Случается и так, что вместе с ливнем падает град, нанося большой ущерб сельскому хозяйству. Каждое засуш-ливое лето мордвой совершались моления о дожде — пиземень озксы (пиземе — дождь). Они проводились по мере того, насколько необходим был дождь для аг-рарных работ. При пиземень озксе обращались с молитвами о хорошем дожде обычно к водяному божеству Ведь-аве, божеству грома Пурьгине-пазу или вер-ховному богу Нишке, Шкаю. Когда созревали хлеба (август), устраивался варма-озкс (варма — ветер). Сильные ветры в это время были губительными для уро-жая, и люди считали, что надобно задобрить покровительницу ветров Варма-аву. В середине августа, когда сеяли озимые, справлялся видъме-озкс (видемс — сеять), а после посева озимых — озим-озкс.

Третий цикл сельскохозяйственных озксов приходился на осеннее время. Среди них следует отметить уча-озкс (мокш. уча — овца), проводимый по окончании всех полевых работ. Все село собиралось на поле, неся с собой брату, пироги, ложки, чашки, хлеб, соль. На общественные деньги покупалась самая хорошая ов-ца и варилась в больших котлах. На этом озксе благодарили Шкая и других бо-гов по поводу уже собранного урожая. Осенью совершалось несколько семейных молений, среди которых прежде всего назовем юртава-озкс — моление боже-ству жилища. Этот озкс устраивался глубокой осенью, когда семьи со двора и по-ля возвращались на зимнее житье в дом. К юртава-озксу резали овцу, варили брагу и выпекали разную стряпню. Обычно хозяйка дома обращалась к богу Шкаю со следующими словами :

«Шкай-пас, кормилец, трей-пас, кормилец ! Тебе молимся со светлой свечой, с разной стряпней. Приготовлено белыми руками, с добрыми мыслями. Вот свари-ли горшок каши. Сколько в нем крупинок соли, столько дай нам для жизни добра, нескончаемого имущества, урожайного хлеба, размножающегося скота, детей. Храни нас, великий Шкай-пас, на всяком месте, во время лежания и хождения. Храни нас во время темной ночи, светлого дня. Добрый пусть идет навстречу, а злой — мимо».

По окончании молитвы хозяйка брала по частице от каждого кушанья, скла-дывала на горбушку хлеба и клала на божницу, это — Верьде Шкаю, а сама с двумя-тремя членами семьи брала новые кушанья и вместе с ними спускалась в подполье. Там к завалинке прикрепляли свечу, раскладывали кушанья и повто-ряли то же самое, что было в избе, изменив лишь в молитве обращение Шкай-пас на Юрт-аву. По возращении из подполья семья садилась за стол и начинала обедать.

В конце октября — начале ноября заканчивался выпас скота. В это время скот с летнего пастбища возвращался домой на зимовку. В связи с этим совершался кардаз-озкс — моление двора, последнее моление осеннего цикла. Посреди дво-ра ставили стол, покрывали белой скатертью, на нем расставляли разные ку-шанья. Произносились молитвы, обращенные к божеству двора Кардаз-сярко, содержавшие просьбы о сохранении и увеличении скота. По окончании молитв оставляли кусочки стряпни в хлевах и возвращались домой обедать.

Кроме изложенных выше общинных и семейных озксов, имевших довольно оп-ределенные календарные сроки проведения, приуроченные к началу или завер-шению тех или иных аграрных работ, устраивались и «чрезвычайные» озксы, на-пример, при болезни людей или скота, пожарах и других бедствиях.

Таким образом, изложенный материал показывает, что базой для возникновения мордовских озксов служили основные хозяйственные занятия мордвы, и в пер-вую очередь ее земледельческая деятельность. Бессилие земледельца перед сти-хийными силами природы (засухами, ветрами, градом, заморозками, эпидемия-ми и пр.), от которых зависели судьба и благополучие людей, постоянная боязнь подвергнуться нищете и разорению, а то и смерти — вот что нашло свое выра-жение в озксах мордвы. Конечно, в них отражалось не только это. Здесь мы ви-дим, по крайней мере на некоторых озксах, и веселье, песни, игры, шутки, выра-жавшие радость жизни, стремление коллективно, всей общиной отдохнуть после завершения тех или иных утомительных трудовых процессов, облегчить смехом житейские трудности и заботы. Озксы способствовали идеологическому сплоче-нию общины, консолидации усилий на успешное выполнение ее хозяйственных и социальных функций.

По материалам Н. Мокшина, В. Майнова. Рисунок А. Алёшкина.

www.zubova-poliana.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.