Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Можно ли работать в православные праздники ответ священника


Православный христианин на светской работе. Ответы священников на вопросы

Дорогие братья и сестры!

Мы начинаем новую рубрику, условное название которой можно сформулировать «православные в миру».

Главная задача рубрики – рассказать, как верующие люди живут в современном мире. Для многих наших читателей очень актуален вопрос: что делать вне храма? Как сочетать веру, православные традиции и современную жизнь? Как жить православным в миру? Где и как можно работать? Как сочетать работу и духовную жизнь? Может ли православный христианин «делать карьеру»?

Если о том, как вести себя в храме, литература существует уже в достаточном количестве, то о том, как вести себя, например, на работе, какую работу выбрать, как относиться к карьере, прочитать практически негде. В нашей рубрике мы познакомим вас с ответами священников на вопросы о работе, рассказами о том, как относились к работе наши деды, и о том, как живут наши современники – врачи, педагоги, инженеры, математики – словом, люди самых разных специальностей.

Конечно, все проблемы охватить невозможно, наша задача – осветить православный взгляд на основополагающие моменты отношения к работе. Мы постараемся найти ответы на самые актуальные и злободневные вопросы. Вы можете задавать свои вопросы, а также прислать нам рассказ о своей работе. Надеемся, что материалы новой рубрики будут Вам интересны и полезны!

Ведущая рубрики Екатерина Сысина

Здраствуйте! Я санитарный врач, и по долгу службы мне приходится выдавать «разрешительную» документацию на деятельность залов игровых автоматов и казино, получается я совершаю грех?? Как мне быть в этом случае, если я не могу отказаться от этой работы.

Даже библиотекарю, как «работнику бюджетной сферы», приходится выдавать те книги, которые не всегда соответствуют его мировоззрению, так что «убежать» от этого соблазна не получится. Старайтесь приносить больше пользы в остальных областях и не давайте разрешений там, где не следует – честно выполняйте свой долг и милость Божия с Вами да пребудет!

С уважением, священник Алексий Колосов

Скажите, является ли грехом получать и тратить заработную плату из так называемой «черной кассы». Сейчас по России распространена ситуация, когда крупные и мелкие фирмы уклоняются от всевозможных налогов и как бы обманывают государство. Не будут ли это неправедно заработанные деньги? Я понимаю что основной грех на главных руководителях и организаторах этого предприятия. Грех ли, если я у них работаю?

Здравствуйте, Максим! Если Вы получили деньги за свой добросовестный труд – они заработаны праведно. Но получение их из «черной кассы» есть соучастие в казнокрадстве. В этом необходимо каяться на исповеди, и, по возможности, изменить такую ситуацию. Во многих госучреждениях, например, зарплата «белая».

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания в Православной вере (пусть даже это будут второстепенные цели)? Например, интересная  работа с нормальным заработком, совершенствование профессиональных навыков, спорт.  Если Бог дал мне способности в области финансов, торговли, то наверно грех их не использовать?

Человек не может не иметь целей и  планов на жизнь. Главное, чтобы они действительно оставались второстепенными по отношению к спасению собственной души. И использовать свои способности в экономике не грешно в той степени, в которой они не связаны с обманом ближних и другими нарушениями заповедей Божиих. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному человеку сочетать смирение, кротость, терпение и уверенность себе, твердость характера, целеустремленность. Подскажите, пожалуйста, как найти «золотую середину», скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы (будучи кротким) люди не «садились на шею» и не издевались. Заранее благодарю вас за ответ и искренне надеюсь на ваш совет, уповая на помощь Господа.

К сожалению, в наше время принято отождествлять смирение и кротость с мягкотелостью и бесхребетностью. Видимо, из-за того, что мы разучились отстаивать свои интересы иначе, чем с помощью морального или физического насилия над ближними. А потому человек кроткий и смиренный воспринимается именно как безответный член общества. Но кротость и смирение это не постоянное избегание конфликтов, а умение решать их без насилия над собой и окружающими. А на определенной стадии конфликты в жизни такого человека вовсе прекращаются.

Наверное, все вышеизложенное несколько трудно для понимания. В этом случае лучше обратиться к примерам из житий преподобных, святых в монашеском чине. Удивительная незлобивость сочеталась в них со смелостью, а кротость с духовной твердостью. Кроткие в отношении личных обидчиков, они были способны на гнев в отношении врагов веры и собственного спасения.

Так и Вам стоит определить те рубежи, за которыми оканчивается нормальное общение и начинается манипуляция и издевательство. И эти рубежи отстаивать. Но здесь нужно помнить, что такие рубежи не могут пролегать по линии мелких бытовых проблем. Отстаивать надо то, что действительно важно.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Я учусь в университете, профессионально занимаюсь шахматами, хожу на курсы по вождению… Имею веру и много работаю над собой, но не могу отстраниться от мира, достижений… В жизни мне нравиться выигрывать — оценки, турниры, хорошие отношения с начальством и т.д. Я хочу благосостояния, но заработать его честным трудом. Моя проблема в том, что , когда я задумываюсь о Боге, молюсь, пощусь, то не вижу смысла во всем, что делаю — выходит надо зарабатывать только на то, чтобы по минимуму хватало семье и себе. Но на полпути все бросить я не могу, и начинаю опять стараться и добиваться… Мечусь меж двух огней и в результате — ни рыба ни мясо. Понимаю, что служить двум господам нельзя, но как быть?

 И не надо служить двум Господам – надо служить Господу в тех жизненных реалиях, какие есть, и стараться всё, что ни делаем, делать во имя Его, совершать как послушание Богу. Кроме того, в мирском успехе нет ничего предосудительного до тех пор, пока он не становится самоцелью – даже и мирскими нашими делами можно свидетельствовать Божью милость: главное, избегать тщеславия, зависти, осуждения, всякого зложелательства, лицемерия, угодничества и жадности. Помните: живя в миру, мы можем стремиться к достатку   теми способами и путями, которые дозволены Законом Божиим – результат же трудов наших в руках Господа. Это нужно помнить каждому, чья жизненная стезя проходит через мир.

С уважением, священник Алексий Колосов

  Я боюсь не распознать в себе талант от Бога быть предпринимателем, зарабатывать не 1500$ в месяц, а, скажем, 20000$ в месяц. Ведь при большом доходе будет возможность и в храм чаще ходить, и жертвовать больше денег. Также боюсь вопроса на Страшном Суде, почему я не зарабатывал 20000$ в месяц (при условии, что у меня есть этот талант)? Считаю уместным расширить вопрос: Почему бы всем православным мирянам не стать предпринимателями?  Прошу не путать этот вопрос с вопросом «Как всем мирянам стать предпринимателями?» — это хороший вопрос, но сейчас я его не поднимаю.  Да спасет всех Господь!

Из текста Евангелия мы имеем представление о том по каким критериям будет совершаться Страшный Суд. (Мф.25, 31-46) Заработок не входит в их число. Относительно чрезмерного увлечения богатством Господь Иисус Христос предостерегает нас: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф.19,23-24). Причина предостережения в человеческой привычке надеяться на богатство. Ничто не препятствует православным людям быть предпринимателями, если главной целью своей жизни они продолжают видеть спасение собственной души, а надежду возлагать на Господа.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Мне очень нужен совет от Вас. Я скоро оканчиваю школу и раньше я думал пойти на адвоката, но я очень колеблюсь. Мне кажется, что эта профессия не подходит для христианина. Хотя на Руси были адвокаты! В целом мне нравится эта профессия, но не хочу расплачиватся вечными муками после смерти! Ведь я  буду защищать и людей виновных, которые сделали зло для других людей! Не будет ли грехом с моей стороны, что я защищаю преступника? скажите, что мне делать!?

Во-первых, адвокат далеко не всегда защищает виновных.   Во-вторых, работа адвоката даёт даже и виновному некий шанс к исправлению – воспользуется он им или нет уже вторично. В остальном же, адвокат (впрочем, как и каждый из нас) должен поступать по совести и заповедям, а там будь что будет.

С уважением, священник Алексий Колосов

На работе часто сталкиваюсь с агрессивным поведением людей. Есть люди, которые грязно ругаются. В душе все  восстает против этого, а скажешь — получишь больше агрессии в ответ. Как быть?

Да, сквернословие — один из распространенных пороков нашего времени, который многие и за порок не считают. Как быть Вам? Прежде всего не раздражаться, а помолиться. Разговаривайте со всеми спокойно и доброжелательно — это иногда помогает снять агрессию. Делать ли замечания — зависит от ситуации. Иногда можно и нужно сразу попросить человека не употреблять при Вас нецензурные выражения, иногда лучше подождать пока уйдет агрессивность.

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, как Церковь относится к проверке на детекторе лжи при приеме на работу в обычную коммерческую фирму? Спасибо.  

Официального мнения Церкви по вопросу о применении детектора лжи не существует, поскольку такие проверки не касаются вопросов веры. Вы можете услышать только частные мнения различных священников. На мой взгляд, это некоторый перебор, однако, ничего плохого для христианина здесь нет: если совесть Ваша чиста, то чем Вам повредит такая проверка? Другое дело, что на этой фирме, возможно, настолько высокая секретность, что такие проверкам могут регулярно подвергаться и сотрудники, а, возможно, там в принципе не очень здоровая атмосфера.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я работаю в табачной компании (реклама сигарет). Раскаиваюсь и xочу найти другую работу. Сейчас я в декрете. Когда выxодишь из декрета — новую работу сразу искать сложно — никто не xочет брать с маленьким ребенком. Можно ли выйти на старую работу (табак) — работать и искать новую работу? Или надо срочно увольняться, чтобы не заниматься грешным делом ни дня? (здесь у меня просто страx, что новую работу буду искать долго, что уже не будет такой высокой зарплаты, на старой работе свободный график — смогу больше времени уделят ребенку…) Как вы рассудите?  

Работу нужно пытаться найти уже сейчас, находясь в отпуске, но если найти ее не удастся можно выйти и на старую работу, с непременным намерением ее сменить. Не смущайтесь возможными проблемами. Господь, видя Ваше желание отойти от греховного дела, подаст Вам необходимое благосостояние.

С уважением, священник Михаил Самохин.

www.pravmir.ru

Работа. Ответы на вопросы

Все время раздражаюсь на коллегу! Как сосуществовать вместе 8 часов на работе?Святые отцы учат нас, что, в первую очередь, корень греха нужно искать в нас самих, если мы раздражаемся, то, возможно, в другом месте нас раздражало бы что–то другое. Господь посылает Вам общение с Вашей коллегой, чтобы Вы увидели в себе страсть, ведь, возможно, без общения с ней, Вы бы и не узнали о существовании в Вас этой страсти. Во многом Вы сами ответили на свой вопрос – старайтесь вежливо уклоняться от праздных разговоров. Следите за тем, что говорите, и старайтесь больше работать на работе, а самое главное – горячо кайтесь в своих грехах и искренне молитесь о спасении души Вашей коллеги. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Я ответила вежливо и сдержанно на вопросы коллеги из другого региона. Но когда она уходила, то сказала, что я очень грубо к ней отнеслась и когда заболею, я о ней вспомню. Что мне делать? Катерина.Дорогая Катя! Иногда при общении с другими людьми мы, сами того не желая и не замечая, говорим что-то, что может показаться собеседнику оскорбительным, или интонация наша покажется, например, несколько высокомерной. Как писал Ф.И. Тютчев: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Для того, чтобы преодолеть этот конфликт молитесь о здравии Вашей коллеги. С уважением, священник Александр Ильяшенко

Ко мне постоянно придирается одна сотрудница…Я перешла на новое место работы (я секретарь) и столкнулась с тем, что ко мне постоянно придирается одна сотрудница: кричит, не дает слова сказать, оскорбляет? Юля.

Дорогая Юля! Прежде всего, постарайтесь разобраться в том, когда ваша сотрудница делает вам замечание справедливо, и постарайтесь исправиться. Это наиболее простая часть стоящей перед вами задачи. Вторая более трудная – научиться прощать. Как говорят французы: «Маленькие подарки укрепляют дружбу». Попробуйте делать какие-то шаги навстречу. Молитесь Божией Матери о спасении ее души. Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Можно ли вести дела в бизнесе с людьми другой веры? Есть среди моих партнёров люди, которые носят крест, в офисах у них православные иконы, но в тоже время они часто рассуждают о высшей материи, кому что открыто, или закрыто. Могу ли я вести с ними дела в бизнесе? ПавелНа мой взгляд, работать с людьми, исповедующими другую веру можно. Положительное влияние на окружающих людей должен оказывать наш христианский пример и наша христианская жизнь, ибо мы призваны отличаться духовным благородством и жертвенностью. священник Александр Ильяшенко

Не будет ли грехом зарабатывать на жизнь, открыв игровой зал (игровых автоматов)?.. Дмитрий.

Здравствуйте, Димитрий!Безусловно, для христианина «игорный бизнес» — недостойное, греховное дело. Оно построено на обмане людей, на эксплуатации их низменных, греховных страстей. Постарайтесь найти иной, может быть, менее доходный, но здоровый вид деятельности. Помоги Вам Господь найти достойную честного человека работу, священник Александр Ильяшенко

Как наладить бизнес? Дохожу до какого-то момента в развитии своего бизнеса, и начинаются проблемы-все буксует, народ разбегается, количество сделок падает, начинаются долги, проблемы, разборки. 

Здравствуйте, вероятно, Вы спутали Церковь Христову со школой менеджеров. Господь спасает от греха и смерти всякого человека желающего быть с Ним. А в каком социальном состоянии нам спасаться с духовной точки зрения не столь уж важно. Да и «трудно богатому войти в Рай». Впрочем, если Вы выполняете волю Божию: «Возлюби ближнего своего как самого себя», то «разборок» будет меньше, а народ будет «разбегаться» только в случае крайней нужды и со слезами на глазах. Если Богу угодно, чтобы Вы были преуспевающим бизнесменом, то так оно и будет. Только помните, что Ему угодны творящие волю Его. Помоги Вам Господи, священник Димитрий Лин

Я — менеджер, недовольна этой работой. Может быть, искать что-то другое? Работаю в коммерции, но недовольна еще больше, т.к. совсем другой уровень отношений в коллективе. Нет абсолютно никакого уважения к работникам, только потребительское отношение, как к рабсиле. Поэтому нахожусь в постоянном раздражении, дожидаясь изменений к лучшему… Лидия. 

Лида, все наши неудачи, также как и удачи — наших рук дело. Первое — это нужно научиться брать ответственность на себя, а не ждать от других, что они создадут нам какие-то условия. Других мы не можем изменить. А себя, если захотим, сможем. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов

Как относиться к коллеге по работе, если он настолько живет жизнью в храме, что да работы ему и дела нет. Елена.Дорогая Елена!Относиться, в любом случае, надо хорошо. Ваш вопрос сложный: если коллега не выполняет свою работу и обязательства, то, несомненно, он поступает неправильно, пренебрегая работой. Ведь в Священном Писании говорится «работайте Господеви со страхом». Поэтому выполнять свои обязанности на работе и выполнять хорошо – долг православного человека. С другой стороны, если Ваш коллега, выполняя свою работу, держится отстраненно от праздных разговоров и обсуждений, которые, не секрет, нередко занимают значительную часть рабочего дня, если внутренне храм для него важнее работы, то это дело внутреннего мира человека. И радостно, что в нашем мире, где у людей подчас нет других ценностей и идеалов, кроме материальных, есть люди, для которых дорога вера.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Может ли православный христианин работать в воскресение? Мир Вам!Если не ради прибыли, а по долгу (как врач, священнослужитель, солдат, полицейский и т.д.), для общей пользы или в благотворении, то несомненно может. Другие случаи могут дать совести повод для смущения. Впрочем, главное – не совершать в воскресный день греховных поступков: «уклонись от зла и сотвори благо».

С уважением, священник Алексий Колосов

Как относится к тому, что воскресенье делают рабочим днем? Что следует в таком случае делать?

Относиться нужно с прискорбием. Святейший Патриарх уже не раз обращался к властям предержащим нашей страны с тем, чтобы они стремились избежать таких переносов священного для христиан воскресного дня, делая его днем рабочим. И, к сожалению, они пока должным образом не откликнулись, что мы видим и в декабре 2002 года, в частности. Я думаю, что христианин, в том случае, если он имеет какую-то возможность, перенести и дополнить воскресный день за счет отгула, заблаговременно взятого, краткого отпуска иле еще чего-то, должен постараться это сделать, потому что воскресный день – святыня. Если он не имеет такой возможности, то, может быть, он сможет сходить в храм, где есть ранняя служба. Во многих московских храмах есть службы и в 7 и в 10 часов утра в воскресный день. Можно успеть куда-нибудь на семичасовую службу тому, кому не строго к 9 нужно на работу. Ну а если нет и такой возможности, то, по крайней мере, побольше и повнимательнее помолившись дома, зная, что другого выхода о нет, езжайте на работу выполнять свой служебный долг. протоиерей Максим Козлов

Я работаю главным бухгалтером, и в то же время состою на учете в психоневрологическом диспансере. Хотел бы поменять работу, но больше ничего другого не умею?!

Перво-наперво стоит запомнить, что постоянным упрощением рода деятельности ничего не решить. Справляетесь с Божьей помощью? Справляйтесь и дальше – если будет совсем невмоготу, то это будет ясно не по внутреннему самоощущению, а по самой ситуации: молитесь и Господь подаст силы.Что же касается апатии («пропала охота что-либо делать…»), то… у нас часто пропадает охота к тому или иному, но приходится себя понуждать – так и Вы: отрывайте себя от Интернета, проснитесь и трудитесь. Скорее всего, это расслабленность, происходящая от малодушия. Как с ним бороться? Регулярная исповедь и Причащение Святых Христовых Таин разрушают сети диавола. Кроме того, если у Вас есть духовник или священник, которому Вы доверяете, то поговорите с ним о возможности Соборования – иногда это таинство разрушает те узы, которые сокрыты в глубине души и не видимы разумом.

Мир Вам и благословение Божие! Священник Алексий Колосов

Моя семья открывает свою фирму, как посоветуете ее назвать? Ксения.Дорогая Оксана!Не так важно, какое название для фирмы Вы выберете. Много важнее начать дело с Божьего благословения, поэтому советую Вам отслужить молебен о начале доброго дела. В отношениях с сотрудниками, партнерами, и даже конкурентами руководствуйтесь принципом «не делай другому того, чего не желаешь себе».

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Можно ли православной женщине работать на руководящей должности? Я преподаю в ВУЗе, замужем, воспитываю двух сыновей. Ирина.Дорогая Ирина!Православная женщина может занимать руководящую должность, но она не должна забывать и про то, что она женщина, имеет семью, детей, которым нужно уделять внимание, что руководить нужно на работе, а в семье — подчиняться мужу. С уважением,

священник Александр Ильяшенко

В книге «Подробная исповедь» не нашла греха в профессии актёра, хотя слышала много раз, что это греховное занятие. Всегда ли эта профессия греховна? Или, если роли не являются богопротивными (ведьмы и т. д.), а только служат для искоренения пороков, то это не грех? Как мне быть, если приходится работать в театре и это единственная моя профессия? Светлана

Уважаемая Светлана, рассуждать об этом можно по-разному. Действительно, в самой по себе в профессии актера есть нечто непростое для участия в ней верующего человека. Как ни крути, одевание личины, с которым каждому, занимающемуся этой профессией, приходится сталкиваться, не есть вещь вовсе нравственно нейтральная. Но прямо недопустимым является не это, а участие в такого рода представлениях, постановках, которые с христианской точки зрения нравственно неприемлемы. Если Вам удается сочетать Вашу профессию с неучастием в развращающем, нравственно оскорбительном, влекущем человека к пороку или к прилеплению к пустому и пошлому, то можно заниматься этой профессией. Но если нынешний театр становится таков, что это фактически невозможно, то, наверное, можно и задуматься. Протоиерей Максим Козлов.

__________________________________________________________

Источники: вопросы священнику на сайте «Православие и мир»,

ответы прот. Максима Козлова, настоятеля храма св. мц. Татианы при МГУ

www.pravmir.ru

Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода?

На телеканале КРТ в передаче «На сон грядущий» выступил протоиерей Андрей Ткачев с рассуждениями о заработке духовенства. По мнению священника, пастыри не должны зарабатывать на Церкви, а для пропитания должны иметь светскую специальность.

Со взглядом отца Андрея выразили несогласие некоторые супруги священников.

Портал «Православие и мир» публикует полемику.

Милостыня — не для священника

Протоиерей Андрей Ткачев

Сегодня мы поднимем с вами довольно серьёзную тему. Она касается имущества, денег и всего, что с ними связано. Эта тема болезнена, тяжела и опасна. Сыпани-ка человеку, который при деньгах, а платить тебе не хочет: вон, глядишь, тебя и в асфальте найдут.

Там, где деньги, там опасность. Это касается и Церкви. Как человек Церкви я об этом говорю смело и не постыжусь этого сказать ни перед кем, даже перед Патриархом.

Будем говорить об этом с точки зрения апостола Павла, который коринфянам пишет о том, что он их ничем не отягощал. Апостол Павел подтверждает ту мысль, которую Господь сказал, посылая апостолов на проповедь: «В какой дом войдёте, ешьте всё без исследования предлагаемое вам». Т.е.проповедующий Евангелие питается, живёт от Евангелия. Об этом апостол и пишет в 9-ой главе: «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования, и служащие жертвеннику берут долю от жертвенника». Это нормально, правильно и хорошо.

Но Павел так не делал. Апостол Павел хотел никак не полагать препятствия и препоны для проповеди Евангелия. Это евреи знали, что священнику нужно платить, что десятину нужно отделять на священников, так как Закон говорил,  что священники, колено левитов, своей земли в Земле Обетованной не имели. Все имели: Ассир, Завулон, Неффалим, Гад, Ассир, Рувим и прочие, а левиты не имели. «Я – ваше колено, — говорил Господь, — Я – ваша земля». И потому все кормили священников.

Язычники этого не знали. Для того, чтобы не показаться в глазах людей, которые принимали от Павла проповедь, стяжателем, Павел у них ничего не брал. И говорил потом, что «нуждам моим и тех, которые со мною, послужили руки мои сии». Он был делатель палаток, скинотворец.

Здесь нужно похвалить еврейское воспитание. Евреи считали,что ребенок, изучающий Закон Божий, обязан изучать ремесла. Раввины говорили: «Не делай из слов Закона Божия для себя ни лопаты, ни царского венца». То есть не хвались тем, что знаешь Закон, и не превращай его в способ зарабатывания денег, проповедуй Слово Живого Бога ради Самого Живого Бога, а не ради славы своей и не ради наживы. Молодцы! Нам бы сие уразуметь!

Примерно так же понимали нравственный закон и язычники. Например, закон Солона говорит: «Если отец не научил сына ремеслу, в старости этот отец не имеет права просить у сына хлеба». То есть, если ты, отец, меня не воспитал, ничему меня не научил: ни шить сапоги, ни копать землю, ни быть садовником, — и вообще, где ты был – не знаю, бросил маму одну со мной, сбег к другой бабе, а теперь приперся на старости, — ты у меня не проси ни копейки, не имеешь права.

Так язычники понимали в древности. Тоже молодцы. Мы хуже язычников сегодня. Павел прекрасно понимал, что нужно жить от своих трудов. Он мог брать деньги от людей, мог брать от них и хлеб, и одежду, и продукты, и что угодно, но не хотел этого делать. И вот он говорит коринфянам, что он ничем от них не пользовался: «Я не пользовался ничем таковым и написал это не для того, чтобы так было для меня». «Лучше умереть для меня,- говорит, — чем не иметь награды. Если я благовествую вам Евангелие и получаю за это мзду, то награды мне нету. А если я проповедую, а мзды не беру, а сам себя питаю – будет награда».

И вот к чему я это все говорю. Наступило время (оно давно наступило), когда священник должен быть максимально независим от подаяний паствы. Паства наша – всякая: есть добрые и боголюбивые, и последний плащ желающие отдать, и последнюю сережку снять из ушей на украшение киота или на золочение куполов. А есть люди – вчерашние неверы, сегодняшние «веры» но с уточнением: такие хамские «веры», которые смотрят, кто на какой машине ездит, у кого сколько коронок золотых на зубах. Все высматривают и «носят» тебя на языке. У них нельзя брать денег, даже если дают.

А чтобы быть свободным от людей и в карман им не глядеть да в руку не заглядывать, чтобы не ждать ничего ни от кого, от богатых не брать, от бедных не ждать – нужно работать. И сегодня очень важно, чтобы священник параллельно с духовным имел образование светское —  юридическое, педагогическое, медицинское, или служа в своем селе имел бы пасеку, сад вишневый или яблочный, разводил бы рыб. Чтобы он трудился от рук своих или от ума своего и в карман к пастве не заглядывал. Чтобы он служил ради Христа Иисуса, а не ради хлеба куса, как это говорилось у св.Димитрия Ростовского. Вот тогда будет прекрасно.

С другой стороны, люди должны знать, что они обязаны содержать Церковь, люди обязаны быть кормильцами и поильцами служащих жертвеннику.

Люди, как говорил ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров), относятся к священнику так же хамски, как к Богу. Многие люди про Бога не помнят десятилетиями, а некоторые всю жизнь живут без мысли о Нем. А если им вдруг вспомнится слово «Господь», они думают: «вот, ну помоги же  мне, ну Ты же добрый, Ты же должен помогать».

Бог помогает. И так же хамски люди относятся к священнику. Они могут всю жизнь осуждать священников или не знать про них ничего и знать не хотеть. Но вот понадобилось что-то от батюшки — разговор, требы, таинства — и бежит: а подать мне сюда батюшку, мне нужно. А что это такое? А ты больной? А что это, ты болеешь еще, оказывается? Или ты устал? А что это ты устал, ты не должен уставать, ты священник!

Вот такое хамство, что к пастырю, что к Богу у людей встречается очень часто. Они очень требовательны к нам, священникам, хотя зачастую со своей стороны по отношению к Богу ничего исполнять  не хотят.

Неправильно это. Мы им угождать не обязаны. Церковь — это не комбинат религиозных услуг. Бог-то человека любит. Но и человек должен быть боголюбив. А если он Бога не любит, а только требует — вот подайте мне, вот я хочу это — мы не обязаны все это исполнять.

У людей и мысли нет: как ты живешь, на что ты живешь, есть ли у тебя деньги, например, на то, чтобы пополнить счет на мобильном телефоне, или чтобы за детей в школу заплатить, или за квартиру. А ведь они обязаны содержать Церковь. Это святая и важнейшая обязанность. Вы наши кормильцы и поильцы. Знаете вы это или не знаете, хотите вы этого или не хотите, крещёные люди обязаны поддерживать Церковь своими руками и своей трудовой копейкой.

Мы можем это не брать. И мы обязаны как можно меньше брать от вас для себя. Мы обязаны работать, чтобы служить и проповедовать, и питать вас Таинствами, мы, как Павел, обязаны работать, и быть от вас независимыми. Но вы обязаны давать нам часть заработанного, чтобы мы могли это разделить вдовам и сиротам, старушкам и старичкам, которые потеряли детей и внуков и живут одни, или больным, которые не могут купить себе лекарства или оплатить операцию. Вот в этом союзе нашего от вас независимого состояния и вашего нам добровольного подаяния Церковь будет сильна.

Иначе будет ерунда, которая есть сегодня. Когда давать не хочу, копейку дам, потом буду целый год говорить «я дал, а он на Мерседесе поехал».

Не нужны такие подаяния. Я этого брать не хочу, а вы этого не давайте. Давай с любовью и знай, что истратят правильно.

А священник обязан по образу апостола Павла трудиться кроме жертвенника, кроме благовествования еще как-то. Пусть делает что хочет и что не противоречит закону Божьему. Любой труд полезен.

У нас на приходе сегодня строится храм, и у нас крановщик – священник. Нет на приходе людей, приход вымирает, некому молиться, прокормить свою семью он не может. Он уехал из далекого городка к нам в столицу и на кране между небом и землей висит пять дней в неделю. И там молится и поднимает раствор, кирпич и так далее. А в субботу и воскресенье служит с нами. Независимый от паствы, ну хотя бы потому, что паства такая бедная сегодня стала и малочисленная, поселок-то вымирающий…

Поэтому девятая глава апостола Павла к Коринфяном заставляет нас думать о том, чтобы мы были независимы от вас, а вы обязаны давать часть того, что заработали,  на Церковь, иначе вы не христиане.

Дай Бог это запомнить, понять. А дальше будем жить и смотреть, что получится.

«Семья священника — тоже люди!»

Анна Неверова

У некоторых людей вызывает удивление, а порой и возмущение, что священникам выплачивается жалование из пожертвований верующих на храм. Видимо, борцам за чужое нестяжание в голову едва приходит, что священник и его семья – это тоже люди, нуждающиеся в некоторых материальных благах: пище, одежде, крыше над головой, получаемых в обмен лишь на денежные знаки.

Но вот что непонятно совершенно — это подобные высказывания со стороны священнослужителей. Собственно, данная статья и родилась, как горький ответ реальных священнических семей на рассуждения о.Андрея Ткачёва.

***

К сожалению, с библейской аргументацией уважаемого и любимого многими отца Андрея Ткачёва, цитирующего апостола Павла в вышеупомянутой передаче, решительно невозможно согласиться.

Действительно, апостол Павел неоднократно подчёркивал свою полную материальную независимость от общины, пока в ней жил, учил и проповедовал. Однако он с благодарностью принимал от этой же общины любые дары и пожертвования после своего ухода. Например, трудясь в Фессалониках, и подчёркивая свою независимость от пожертвований фессалоникийской общины, Павел в то же время с благодарностью принимает пожертвования христиан из Филипп, где он трудился несколько раньше: «вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Фил.4:15-17). Точно так, трудясь в Коринфе, и отказываясь принять помощь от коринфян, Павел принимает приношения от Македонских и других церквей: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии» (2Кор.11:8,9).

Причина такой политики Апостола ясна и вполне оправдана: пока Павел находился в каком-либо месте, он отстаивал свою абсолютную независимость, не будучи обязанным никому. Ведь крайне трудно принять дар от кого-либо, а потом обличить его или проповедовать против него. Пока Павел находился среди филиппийского братства, он не мог быть обязанным кому-либо. Но после его ухода условия изменились. Тогда он мог принять любой дар, доказывавший любовь филиппийцев к нему, ибо тогда он не был обязан кому-либо в Филиппах. Столь же невозможным было для Павла принять материальную поддержку от коринфян, пока он находился у них, и сохранять необходимую независимость. Он не был непоследовательным, а лишь поступал мудро (комментарий Баркли).

При этом не нужно забывать тот факт, что белое, т.е. женатое духовенство не может следовать примеру апостола Павла просто потому, что Павел не имел семьи и детей. Священнику нужно не только печься о собственном пропитании, но и о том, чем кормить семью, и это в условиях постсоветской церковной разрухи, когда большинство приходов требуют максимального внимания и сил священнослужителя.

Нередка следующая картина, которую застаёт среднестатистический батюшка, приехав на свой приход: храм, требующий ремонта (варианты: храм полуразрушен/ разрушен/храма нет совсем — его священник сам должен будет построить); весьма малочисленные прихожане, чьи познания в Православии сводятся к набору псевдоцерковных примет и суеверий; отсутствие людей, знающих устав и способных петь-читать на клиросе; засилие сект или откровенного язычества и т.д.

Если священник в таких условиях будет «плести палатки», чтобы прокормить семью, кто будет заниматься миссионерством? Кто будет искать благодетелей для строительства разрушенных храмов и восстанавливать эти храмы? Кто будет посещать людей на дому? Кто будет вырывать заблудших из рук сектантов, наводнивших наши города и сёла?

Св.Писание неоднократно подчёркивает право благовествователей питаться от пожертвований. «Трудящийся достоин награды за труды», — говорит Спаситель, посылая апостолов на проповедь (Лук.10:7). «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне», — пишет ап.Павел филиппийским христианам, присылающим ему пожертвования для продолжения его миссионерских трудов (Фил.4:10).

Сам Апостол, не имевший жены и детей, и возможно именно по этой причине не всегда пользовавшийся своим правом «питаться от святилища» (1 Кор.9:13), в отличие от о.Андрея, отстаивает это право для других священнослужителей. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» — даёт ап.Павел последние наставления Тимофею незадолго до своей казни (1Тим.5:17,18). Он призывает Тимофея, не смущаясь, принимать материальную помощь общины (комментарий Брюссельской Библии на 2 Тим.2:4-6).

Причина этого вполне ясна: священство – это не ремесло, а служение, подобное службе военного. Чтобы в нём совершенствоваться, человек в идеале не должен распыляться на заботу о пропитании. В первом официальном собрании законов Римской империи – Кодексе Феодосия – сказано: «Мы запрещаем людям, занятым на военной службе, заниматься гражданскими профессиями». Говоря о священстве в контексте материального обеспечения священнослужителя, ап.Павел сравнивает его именно с военной службой: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1Кор.9:7), «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4). Солдат — это только солдат, также и священник – это только священник, который должен сконцентрировать все свое время, все свои силы, и, что особенно немаловажно, все свои помыслы на служении. Если все офицеры большую часть времени начнут заниматься частным извозом или разгрузкой вагонов – армии конец. Если все священники большую часть времени начнут тратить на зарабатывание денег – конец Церкви.

Об этом же говорит и Устав Православной Церкви: об обязанности, а не добровольности, прихожан содержать своего священника. Хорошо, когда священнику удается совмещать свою пастырскую работу со светской, но практика показывает, что это далеко не всегда возможно без ущерба для священнического служения. Для того, чтобы приход жил, священник должен жить приходом, а не посторонней работой и мыслями о заработке на хлеб насущный, что нам и предлагает о.Андрей. «Нехорошо, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян.6:2). Именно поэтому, чтобы забота о его собственном столе не заменяла священнику заботы о проповеди Слова Божия, в некоторых поместных Православных Церквях, например, Кипрской, священнослужителям вообще не разрешаются никакие подработки на стороне.

Того же мнения придерживается и нынешний Патриарх Московский Кирилл: приходской священник не должен быть «обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи», он не должен искать подработки на светских должностях, но должен полностью сконцентрироваться на своём служении (из доклада Патриарха на епархиальном собрании, Москва, декабрь 2009 г)

Вопрос о том, на какие средства должен жить священник и его семья гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дело здесь в том, как мы на самом деле относимся к священнику и его служению. Считаем ли мы, что священство – это не более, чем хобби, которым достаточно заниматься пару раз в неделю в перерывах между основной работой (крановщиком, юристом или учителем), причём священник сам же должен это «хобби» оплачивать? Или же мы признаём, что священство – это самоотверженное служение, которое должно занимать все силы и время служителя? В той клятве, которую даёт любой священник перед рукоположением, есть такие слова, что отныне он полностью посвящает себя служению Алтарю и приходу.

Совершенно непонятно стремление о.Андрея превратить всех священников в светских работников, изредка исполняющих своё служение в нерабочее время. Ненормальна ситуация, когда священник вынужден пренебрегать своими обязанностями пастыря и искать другой способ поддержать материальное состояние своей семьи и своего храма. Такой человек просто будет не в состоянии часто служить, проповедовать, миссионерствовать, восстанавливать храмы, посещать школы, больницы, тюрьмы, ездить в отдаленные села и деревни, в которых нет собственных храмов, заниматься самообразованием, т.е. исполнять свои прямые священнические обязанности.

Почему получать деньги от служения — это «стяжательство», а всю неделю, вместо заботы о храме и пастве, пахать на свой карман — это не стяжательство, не обворовывание собственных прихожан? Священник обязан работать и как можно меньше брать от прихожан?

Встает вопрос: а кто тогда обязан служить, если священник большую часть своего времени будет занят зарабатыванием денег для себя? Кто обязан в любой момент все бросить и поехать за несколько десятков километров напутствовать умирающего в глухом селе? Кто обязан в любое время по телефонному звонку, даже ночью окормить пасомого? Кто обязан искать спонсоров для строительства храма, а затем и строить сам храм, беря на себя функции администратора, прораба и завхоза в одном лице? Кто кроме священника обязан остановить самоубийцу, заниматься с молодежью, доказывать администрации, что жизнь района надо улучшать, и брать на себя конкретные шаги по улучшению? Нет, оказывается, 5 дней в неделю он должен быть крановщиком, и лишь иногда, в свободное от этой работы время ещё и священником. Двум господам работать…

Мы хотим, чтоб священник был «без страха и упрека», умел катехизировать, вести полемику с иноверцами, посоветовать в жизненной ситуации, был молитвенником и эрудитом хотя бы в своей области. А для священника желательно наличие еще и светского образования. Тогда он должен заниматься только своим делом, как хирург, как учитель. Если мы говорим хирургу, чтоб он оперировал за бесплатно, а по ночам подъезды мыл, то сами будем виноваты, когда попадем на операцию к человеку, засыпающему в оперблоке и потерявшему квалификацию.

Пример, который привел отец Андрей в конце беседы, вообще не следовало бы озвучивать зрителям, тем более в положительном ключе. Ситуация священника, бросившего нищий приход и семью, ради работы на стройке в столице – это позор и развал нашей Церкви, который нам предлагается поддержать! Это должно стать болью каждого православного: и мирянина, и священника, и архипастыря. Если к настоятелю большого прихода приходит его бедствующий собрат, то предложить ему работу на кране – это не помощь, но следующий шаг, подталкивающий священника ещё дальше в мiр, отдаляющий его ещё больше от паствы и Престола.

Бедному батюшке можно было бы помочь по-другому. Можно на своем приходе организовывать регулярный целевой сбор средств для бедствующего прихода. Можно заглянуть в свою ризницу – а вдруг там есть комплект облачения, который может еще быть использован по назначению, а не пылиться в ненужности и забвении в закромах. Так же можно поступить и с книгами, и с церковной утварью. В любом случае помощь и внимание дадут силы бедному священнику, поддержку и ощущение того, что он не брошен, что он не один, ведь уныние идет под руку с бедностью.

Стоит упомянуть и еще один момент: строительные специальности имеют повышенный риск травматизма. Сможет ли продолжать служение священник, в случае, если, не дай Бог, с ним произойдет несчастный случай?

Если верить Руссо, французская королева Мария–Антуанетта, будучи оповещенной о голоде среди французских крестьян, ответила буквально следующее: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!». Один из Российских губернаторов, комментируя журналистам ситуацию с пробками на Ленинградском шоссе, предложил автолюбителям пересаживаться на вертолеты: «Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин». Не менее легкомысленным выглядит призыв столичного настоятеля отказываться от священнических зарплат и искать средства для жизни подработками на стороне.

Неужели жизнь отца Андрея совершенно оторвана от той реальности, в которой живёт абсолютное большинство его собратьев-священников? Многие рядовые священники имеют максимум 1-2 выходных в неделю, служат годами без отпусков и при этом вынуждены содержать семьи, часто многодетные, на весьма скромную священническую зарплату. Как в таких условиях возможно содержать семью на какие-то иные доходы? Какому работодателю нужен такой работник, у которого постоянно то службы среди недели, то отпевания, то венчания, то Крещения?

Слова отца Андрея вызвали недоумение и несогласие среди жен православных священнослужителей: среди тех женщин, которые изо дня в день видят все тяготы священнического служения и являются зачастую первыми помощницами своих мужей. Эта статья, собственно, и родилась в результате дискуссии между супругами священников Православной Церкви.

Читайте также:

Крест жены священника, ч. 5. Долина Печали станет вратами надежды

Крест жены священника, ч.4. Мешает ли буря молитве?

Нужно ли священнику светское образование?

Словарь Правмира — Священники, священство

А чтобы быть свободным от людей и в карман им не глядеть да в руку не заглядывать, чтобы не ждать ничего ни от кого, от богатых не брать, от бедных не ждать – нужно работать. И сегодня очень важно, чтобы священник параллельно с духовным имел образование светское —  юридическое, педагогическое, медицинское, или служа в своем селе имел бы пасеку, сад вишневый или яблочный, разводил бы рыб. Чтобы он трудился от рук своих или от ума своего и в карман к пастве не заглядывал. Чтобы он служил ради Христа Иисуса, а не ради хлеба куса, как это говорилось у св.Димитрия Ростовского. Вот тогда будет прекрасно.

www.pravmir.ru

Свято - Николаевский храм пгт. Свесса - Вопросы-ответы

людмила спрашивает: Скажите Батюшка,в какие церковные праздники нельзя работать в огороде и почему?

Священник отвечает: Итак, самый главный христианский праздник - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою. Это переходящий праздник, выпадает на разные даты в каждом году. Далее. Большие (двунадесятые) праздники. Даты приведены по новому стилю. 1. Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября 2. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря 4. Рождество Христово - 7 января 5. Крещение Господне (Богоявление) – 19 января 6. Сретение Господне - 15 февраля 7. Благовещение (ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия) – 7 апреля 8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхой 9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи. 10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) - в пятидесятый день после Пасхи (переходящий праздник) 11. Преображение Господне - 19 августа 12. Успение Божией Матери - 28 августа Следует заметить, что праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Сразу следом, в понедельник, празднуется День Святаго Духа - тоже большой праздник. Работать без крайней необходимости нежелательно. Другие наиболее чтимые праздники Обрезание Господне (Новый год по старому стилю) - 14 января Покров Божией Матери - 14 октября Иконы Казанской Божией Матери - 4 ноября Рождество Иоанна Крестителя - 7 июля Усекновение главы Иоанна Крестителя - 11 сентября Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля Святого апостола Иоанна Богослова - 21 мая и 9 октября Святителя Чудотворца Николая - 22 мая и 19 декабря Приведу универсальную рекомендацию, если вы не знаете как поступить с работой в Праздничный (воскресный) день. Спросите у вашего священника, и как он благословит, так и поступайте. В этом случае он всю ответственность берет на себя. Только перед тем, как идти к священнику, твердо решите для себя, что точно последуете его совету. Чем заняться в церковные праздничные дни? Во-первых, по-возможности, посетить богослужение. Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т.д.. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице. В-третьих, можно почитать или посмотреть по DVD (или по интернету) что-либо полезное. И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного. Конечно, в меру. Праздники надо посвятить Господу. Если же нас кто-то просит помочь — сшить что-нибудь бабушке, больному человеку, — это уже доброе дело, его и в воскресенье делать можно. Можно старушке забор поправить, грядочки прополоть, полы помыть, убрать… Так помогают ближнему настоящие христиане. А как у нас? С весны до осени все выходные дни и праздники — на дачах. Это очень плохо . Так мы ставим на первое место свою плоть, а не службу Господу, не спасение души. Почему нельзя работать в праздники? Рассказывает протоиерей Михаил Попович: «Служил я в селе. Как-то приходит ко мне бабушка — соседка и говорит: «Батюшка, пойдемте со мной, я Вам диво покажу». Приводит меня в огород, а дело было летом: «Смотрите: вот эту картошку я в воскресенье сажала, а эту на другой день — в понедельник». Огород ровнехонько как-бы разделен на две половины: на одной половине картофельная ботва высокая, густая, а на другой — чуть видна, картофель только всходит. «Какую же часть ты в воскресенье сажала?»— «А вот эту, что едва всходит».- «Видишь, нет Божиего благословения работать в праздники»… У одного из моих родственников есть сосед. В церковь он не ходит. Богу не молится, в Пасху всегда огород копает, сажает, да посмеивается: «Что, праздничек справляешь, не работаешь?» Родственник го- ворит: «Да, справляю — не работаю»— — «А я уже все посадил, все у меня готово»… Он на огороде всегда работает, особенно в церковные праздники и воскресенья. И вот, родственник мне рассказывает… Колорадский жук зимой уходит в землю, сантиметров на 50, а то и больше, чтоб его морозом не прихватило, а как тепло придет — жук на поверхность выходит, а как вышел, видит — никакой зелени нет, он с огорода родственника и перелетает на огород соседа, потому что там картошка рано посажена, уже вылезла из земли. Родственник говорит: «Захожу я к соседу на огород, а у него красным — красно. Спрашиваю: «Что это у тебя?» — «Вот, колорадский жук — всю картошку сжирает…» «У нас картошка огромная вырастает, а у него — горох, мелкая, Божиего благословения нет».

svessa.prihod.ru

Иеромонах Иов (Гумеров). Чтит ли Православная Церковь субботний день? / Православие.Ru

Здравствуйте! Некоторые священнослужители говорят, что суббота дана народу Израилеву, для других же народов этот закон и заповеди никогда не имели прямого и обязательного значения. Я не согласен с этим. А вы? Считаю, что субботу нужно праздновать, святить всем. Скажите, Православие святит субботний день?

Предписания Закона Моисея можно разделить на две категории: имеющие исторический, то есть преходящий, характер (например, деление животных на чистых и нечистых) и непреходящие – сохраняющие значимость и для христианской религии. Однако последние в условиях Нового Завета получили и новое значение – духовно углубленное и расширенное. Сохраняется ли установление о субботе? Да, сохраняется. Суббота выделена уставом Православной Церкви. Суббота издревле отличается в Православной Церкви от остальных дней седмиц чинопоследованием богослужения. Суббота – праздничный день: если Великим постом в течение пяти дней седмицы не совершается полная литургия, то в субботу служится литургия святителя Иоанна Златоуста, во время которой освящаются Святые Дары. В субботу делается ослабление поста. Однако прежние установления о субботе, данные для людей Ветхого Завета, не могли сохраниться неизменными: «Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6). Самое главное изменение заключается в том, что суббота для христиан стала временем покоя не в смысле освобождения от бытовых занятий, а в значении вечного покоя для всех усопших членов Церкви. Именно в субботу совершаются специальные заупокойные службы. «Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4: 8–10).

Хотя суббота является для христиан праздничным днем, однако после великого события Воскресения она не может быть «царицей праздников», как у евреев. Царицей праздников для нас стал воскресный день. В этот день как раз предписано воздерживаться от обременительных трудов. В воскресение не принято работать не потому, что на этот день «перенесена» суббота, а потому, что в праздники не принято работать. Это и в библейские времена относилось не только к субботе, но и к другим праздникам.

16 января 2008 г.

pravoslavie.ru

Может ли православный христианин работать в праздничные и воскресные дни?

К сожалению, нередко в православной среде приходится слышать мнения о том, что верующие люди не должны работать в воскресные и праздничные дни. Т.е., если вы будете проводить время в праздности или, более того, грешить разного рода усладами (празднословить, смотреть телевизор, бродить по интернету, чревоугодничать и т.д. или просто ничего не делать), вас за это никто не осудит. Но только попробуйте сказать, что вы работали (пусть даже и после посещения богослужения) в воскресный и праздничный день, и вы узнаете, кто вы есть на самом деле! На мой взгляд, подобные мнения о якобы существующем запрете на работу в воскресные и праздничные дни уходят своими корнями в язычество и обрядоверие, т.е. туда, куда православный человек даже и носа не должен показывать. Тем более, что на самом деле в Церкви нет, да и в принципе не может быть, подобных запретов. В церковном Предании есть только один запрет на работу в воскресенье, но даже и он не носит абсолютного характера. 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора говорит по этому поводу следующее: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу приздновати, но делати (т.е. работать, – прим.автора) им в сей день: а в день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа».

Все толкователи соборных постановлений единодушны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению. Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом: «…предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут! Как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Нет в Церкви также запретов на работу в какой-либо другой день. Мы чтим традиции православных праздников, когда люди принимают участие в праздничных богослужениях, а затем собираются дома (или в специально предназначенных для этого помещениях возле храма) за праздничным столом, ходят в гости друг к другу и т.д. Но было бы серьезной ошибкой приписывать этой традиции некое чуть ли не ритуальное значение, тем самым превращая ее в магический ритуал, запрещающий какую бы то ни было работу.

Если бы мы так поступили, то, в первую очередь, нас бы не поняли наши предшественники – первые христиане. Ибо с самых первых дней возникновения христианской Церкви «праздничное времяпрепровождение будоражило совесть христианина… И поэтому, если для евреев в субботу воспрещалась всякая работа, то христианское воскресение первоначально не подразумевало обязательный отдых» (1).

Не знаю, хорошо это или плохо, но наша жизнь устроена так, что даже в самые светлые праздничные и воскресные дни миллионы людей вынуждены идти на работу. И мы, т.е. те, кто отмечает воскресенье и праздники в Церкви, что называется, без зазрения совести пользуемся результатами их труда. Только представьте себе, что случится, если свои рабочие места в воскресенье и праздники покинут водители трамваев и маршруток, летчики и машинисты, если уйдут военные с боевого дежурства или врачи скорой помощи не захотят совершать экстренные выезды, а хирурги не будут проводить в эти дни срочные операции? Что произойдет, если в эти дни остановятся заводы, фабрики, доменные печи, пекарни, теплоэлектростанции и другие предприятия, обеспечивающие нам комфортную жизнь, в том числе и в праздничные дни? Все мы останемся без тепла, еды и т.д.! Кстати, вы заметили, что приведенное выше каноническое правило запрещает бездельничать в субботу и тем самым уподобляться иудеям? А ведь многие православные христиане до сих пор уверены в том, что запрет, данный иудеям, распространяется и на христиан, и поэтому они экстраполируют его (т.е. заповедь о почитании субботнего дня и соответственно запрет на работу в субботу) на воскресные и праздничные дни, а нередко и будни церковного года. И действительно, при поверхностном осмыслении этого ветхозаветного запрета проблема кажется простой и понятной: Бог сказал «Не работай!», значит работать (т.е. осуществлять хозяйственную деятельность) нельзя. Будешь работать – будешь наказан. Вот так страх наказания приводит некоторых христиан в недоумение: а как же быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев, поездов и самолетов, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и полицейские охраняющие мирную жизнь, и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но, как это было сказано выше, мы все же пользуемся плодами их труда. Разве это не лицемерие с нашей стороны? Получается, что мы сваливаем с себя вину на плечи других людей? Да и разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели с пользой для близких и для себя потрудиться? Так, не умея, а часто просто не желая найти ответы на эти вопросы, мы нередко доводим ситуацию до абсурда, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд по благо – грехом. Более того, таким образом мы фактически превращаем христианство в язычество, в некую «белую магию православного обряда», в религиозную систему, где жизнь по заповедям Евангелия уходит на второй план, уступая место обрядоверию и уставщичеству. Именно оттуда «растут ноги» у многочисленных запретов на работу в те или иные дни церковного календаря, распространенные в околоцерковной среде. Увы, но часто в своем увлечении ритуалистикой мы совершенно забываем о том, что четвертая заповедь была дана народу, который практически полностью забыл о Боге. Подумайте только: когда Моисей взошел на гору Синай, народ Израиля, оставшись без духовного руководства, тут же, не выдержав и 40 дней, уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых нам, христианам, сегодня можно только мечтать. Вот почему в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильского народа четвертая заповедь была нужна и более чем уместна. Ибо без нее евреи через одно-два поколения могли бы и вовсе забыть о том, к чему их готовил Господь. В этом смысле целесообразными являлись и суровые наказания за нарушение этой, да и других заповедей Десятисловия. По-другому просто и быть не могло: очень часто именно страх наказания и являлся тем «тормозом», который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере. Точно так же нередко страх наказания удерживает, например, и наших детей от непослушания родителям и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты. Они еще не могут совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон (предусматривающий и наказание за его нарушение) учит их различать, что такое грех, а что добродетель. Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24 )!

Но все это касается исключительно ветхого, еще не окрепшего душой человека. У христиан все по-другому. И, кстати, уже в Книге пророка Иеремии речь идет о том, что Господь постепенно подготавливал людей к принятию нового откровения, превосходящего ветхозаветный юридизм: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял из за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…(Иер. 31:31-34).

И сегодня мы видим, что согласно этому Новому Завету, мы – христиане – уже вошли в вечную субботу, которая для нас есть Христос. Теперь Бог всегда с нами! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Именно поэтому в Новом Завете и идет речь о том, что «Никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6). В том числе, в Новом Завете есть слова, которые кардинально меняют вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно и в субботы делать добро» (Мф. 12:12).

Странно, но нередко современные христиане ведут себя так, как будто они забыли о том, что теперь Бог всегда с нами. А ведь мы должны ходить в Церковь и жить церковной жизнью не потому, что Господь нас к этому обязал, а в силу острой необходимости жить с Богом, быть в Его Теле, жить Его жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение», совершаемое перед очами Божиими. Богослужение, включающее в себя не только посещение храма и частую молитву (которая, по заповеди апостола, вообще должна быть непрестанной), но и труд на благо своих близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Любой труд на благо уже есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен перед Творцом. Собственно, поэтому святые отцы всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д.. Забота о ближних (и не только родных) вообще должна стать насущной потребностью для каждого христианина. Вот почему все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не делают греха, но и творят угодное Богу!

Никогда в Церкви не запрещался необходимый и полезный труд, пусть бы даже он совершался и в праздники, и в воскресные дни. Так, например, святитель Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь по воскресеньям, отмечает: «Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого» (2).

Конечно, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные постановления стали причиной (т.е. звучали как отговорка) для непосещения богослужений. Но, все же, они четко указывают на то, что созидательный труд есть благо! Указывают на то, что человек, а тем более христианин, должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий нас мир: свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну наконец. Увы, но глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, т.е. на окружающую нас среду, состояние которой целиком зависит от нас самих, становится неприятно от мысли, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну и т .д.. В связи с этим нельзя не вспомнить слова апостола Иоанна о том, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа, Новый Закон – закон любви – должен быть начертан в наших сердцах, ибо «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). И разве этот закон может оправдать лень и безделие?

Ссылки: 1. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан 95-197 г.г. Москва. «Молодая гвардия». 2003 г., с.225, 232.

2. Добротолюбие. Т.5

spzh.news


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.