Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

На какой православный праздник освящают яблоки


Освятите себя, как яблоки Божии, как урожай для Христа

Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Мф. 17: 1—9

Протоиерей Александр Абрамов

Христос поднимается с ближайшими Своими учениками на Фаворскую гору и собеседует с двумя пророками, Моисеем и Илией. И во время этого разговора Он предстает перед учениками с лицом, сияющим, как солнце. Не находит богатейший церковнославянский язык другого слова, кроме как сказать, что Христос является преобразившимся. В этом же ряду слова «солнце», «свет», «сияние». Но какой свет и какое сияние, остается для нас неясным до тех пор, пока Христос не захочет этого открыть Своим людям в Царствии Небесном.

Ясно, что это сияние не ослепляющее, этот свет не жгучий. Это преображение не имеет ничего общего с желанием потрясти внимание и волю людей, видевших его. Христос запрещает ученикам — Он так делает в очень немногих предельно важных случаях — об этом рассказывать. И все это случается перед тем, как Ему войти в Иерусалим на вольные страдания. И песнопение церковное поясняет нам, что Он это делает для того, чтобы ученики могли, насколько они вместят, почувствовать славу Божию перед тем, как они увидят предельное уничижение Христово1.

Христос уничижается, распинают человека из плоти и костей, но не следует обманываться, и об этом очень ясно говорится в песнопениях Великой Пятницы: «Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте, гробу предасте, но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый, и в пустыни питавый. Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови».

А мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим

Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на то, как преломляется в церковном богослужении событие Преображения Господня. Можно было бы ожидать — поскольку речь идет о свете, о яркости, о вспышке, которая ученикам дала возможность совершенно по-новому взглянуть на личность Спасителя, — можно было бы ожидать сегодня освящения свечей или чего-либо иного, связанного с освещением, относящегося к идее света. Церковь реагирует неожиданно приземленно, как многие считают. Освящаются плоды нового урожая — виноград, яблоки, какая-то немудреная снедь с грядки.

И вот здесь будто бы получается зазор: такое великое, богословски глубочайшее и страшное событие, а мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим, и их кропят святой водой. И кто так думает, проходит мимо очень существенного в христианском миропонимании.

Преображение Господне, следующая за ним Пасха, прощение роду человеческому, Новый Завет с народом Божиим означают, что больше нет вещей важных и неважных, малозначительных и существенных, высоких и низких.

Человек всегда, в силу своей склонности к упрощению, всегда тянет Бога вниз: сделай это для нас благословленным, то разреши. Слава Богу, что нас Господь не слушается. Потому что если бы слушался, то вся наша жизнь состояла бы в разворачивании кульков с теми или иными веществами, которые нам нужно, чтобы Бог благословил, а то мы их съесть не сможем. Или съедим и осквернимся. Абсолютно ветхозаветное представление о роли Бога в человеческой истории. Да мне кажется, что и ветхозаветные старцы над таким пониманием давным-давно поднялись ко времени Спасителя. Это мы только запоздали на тысячелетия с нашими мешочками и требованиями к Богу что-нибудь благословить, уже даже не важно что и не ясно почему.

Фото: tatmitropolia.ru

Освящение плодов первого урожая, которое сегодня совершается, — это желание Божие, чтобы все в твоей жизни было свято. Оставь, человек, твое пугливое, немыслимое в Царстве свободы Христовой, опасение что-нибудь не то сделать или съесть.

Идешь ты вверх, и на каком-то этапе Господь говорит праведным Своим: праведнику закон не лежит2. Никакие требования уже не распространяются на него, потому что все исполнено. И первым — Христом Спасителем.

Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии

Сегодня мы с вами освящаем яблоки, и на них отблеск Преображения Господня. На всем отблеск Преображения Господня. Даже на нас, бессмысленных и бестолковых, не отдающих себе отчета в том, что Христос с нами желает сотворить при нашем согласии. Но все равно и на сознании нашем, и на воле, и на образе действия есть отблеск Преображения.

Важно освятить яблоки. Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии. Как урожай для Христа. Не потому, что Он эти яблоки будет есть. А потому, что Он растит нас. Потому что это единственный случай, уверен, в истории Земли, когда Небесный Земледелец для того, чтобы Свой народ, Свой урожай, Свой удел сберечь, отдает Себя. Лишь бы виноградник Его не был разрушен, поруган, уничтожен.

Когда совершается архиерейская служба, епископ выходит на амвон и произносит молитву: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя»3. То есть: «Господи, приди и увидь. И не оставляй Свой виноградник, который Ты Сам Своей рукой насадил».

Мы растем рядом: виноград земной, рукой человеческой насаженный, и виноград небесный — то есть все мы, люди Божии. Все мы нуждаемся в благословении, все мы в свое время должны стать урожаем Божьим. В Преображении нам Спаситель показывает, что в этом винограднике возможна жизнь без сорняков, яркая, чистая, светлая, новая. Преображенная.

1«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние» (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 7).

2Праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым (1 Тим. 1: 9).

3Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79: 15—16).

www.pravmir.ru

Какие плоды освящают на яблочный спас, кроме яблок, и зачем, приметы и традиции праздника

19 августа отмечают второй Спас. В этот день Православная Церковь вспоминает важное событие — Преображение Господне и проводит чин освящения яблок и других плодов свежего урожая. В народе яркое праздничное событие уходящего лета именуется Яблочным Спасом.

История возникновения праздника Яблочный Спас

Возникновение христианского праздника связано с евангельским событием, когда Иисус предстал на горе Фавор перед учениками — Петром, Иаковом и Иоанном во всей Божественной славе. Эта святая гора высотой 588 м находится в Израиле, в 6 км от Назарета. Во время молитвы апостолы увидели Учителя преображённым: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали сверкающими и белыми, как свет. В этот миг гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако, и раздался глас Бога, свидетельствовавший о Божестве Христа.

В основу иконографии праздника Преображения Господня положено евангельское повествование

В православии торжественным празднеством в честь Преображения прославляется соединение человеческого и Божественного в лице Иисуса Христа.

Согласно преданию праздник был установлен в 4 в. н. э. в Армении святителем Григорием Просветителем. На Востоке Церковь приурочила его к окончанию сбора созревшего винограда и установила молитву на освящение собранных плодов. Христиане приносили спелый виноград в храм, чтобы наполнить его благоуханием и красотой. На Руси к середине августа обычно поспевали груши, сливы и яблоки. Отсюда и пошло второе, народное название праздника — Яблочный Спас.

Принесение плодов в храм является благодарственной жертвой Богу за дарованный Им урожай

Яблоневое дерево в русском фольклоре было символом плодородия, богатства и доброты. А яблоки обладали волшебными свойствами, даруя человеку молодость, красоту и здоровье.

Дерево яблони ассоциировалось у русского народа с богатством, а её плоды — с красотой

Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август.

И. С. Шмелев. «Лето Господне»

https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/#jablochnyj_spas

Торжество Преображения Господня неразрывно связано с традициями древнего праздника урожая и плодов земных. По народному календарю Яблочный Спас знаменовал разворот природы от летнего тепла к осенним холодам. Недаром день 19 августа имеет ещё одно название — Осенины. К этому сроку поспевали овощи и фрукты. Первые плоды своего труда обязательно приносили в церковь, чтобы поблагодарить Господа за помощь в трудах и накормить нуждающихся. Издавна было принято воздерживаться от вкушения плодов нового урожая до его освящения.

Плоды нового урожая приносят в храм для благословления

По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения. — Вся земля стоит на благословении Господнем, — объясняла мать, — в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу — берёзку, на Илью Пророка — рожь, на Преображение — яблоки и всякий другой плод. Есть особенные Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мёд и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени. Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землёю и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!

В. А. Никифорова-Волгина «Яблоки»

http://preobrazhenie.paskha.ru/children/o_preobrazhenii/Rasskazy/Nikiforov-Volgin/

Соблюдали традицию не пробовать до 19 августа свежие яблоки и в связи с библейским преданием о грехе Евы, вкусившей без разрешения запретный плод, что повлекло гнев Божий на всё человечество.

Видео: история второго Спаса

Освящение плодов на Яблочный Спас

Традиция освящения яблок в Русской Православной Церкви связана с благословением первых плодов, которые человек жертвует Спасителю в благодарность за урожай, а затем раздаёт нищим и малоимущим.

Что можно приносить на освящение

На Востоке к этому времени созревает виноград. Но в России он растёт не везде, поэтому вместо него на благословение приносят яблоки. Можно также освящать любые фрукты — груши, сливы, персики и овощи, выращенные на огороде. Народ примечал: «На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках».

На Праздник Преображения Господня верующие приносят любые фрукты и даже овощи, выращенные на своей усадьбе

Принесённые верующими для благословения яблоки, разложенные в храме, — самый яркий и значимый признак праздничного торжества.

На празднике в убранстве храма используют яблоки

«В спёртом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело, — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть, уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».

И. С. Шмелёв «Лето Господне»

https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/#jablochnyj_spas

Храм в этот день пахнет яблоками, а на лицах прихожан сияет радость

Как проходит чин освящения

В этот радостный день люди приходят в храм для исповеди и причащения, несут корзины с разными фруктами. Главный цвет праздника Преображения Господня — белый, как символ света, просиявшего на священной горе в подтверждение Божественности Иисуса.

Доминирующий цвет Божественной литургии — белый

В конце праздничной литургии совершается чин освящения плодов. Эта часть богослужения очень зрелищная. Вначале проводится каждение (обход с кадилом) места освящения и благодатных даров. Затепляют свечи, размещённые между освещаемыми плодами, читаются молитвы священником. Начинается окропление освящённой водой, капли которой попадают и на яблоки, и на лица прихожан. Окропление яблок сопровождается весёлым оживлением — всех радуют искрящиеся брызги воды.

Завершает праздничное богослужение освящение плодов

По окончании литургии совершается водосвятный молебен, в ходе которого освящается вода. С радостью и миром в душе завершают верующие церковный праздник, поздравляют своих близких и обязательно угощают освящёнными плодами. Ведь если откусить кусочек яблока и загадать желание, то оно, считалось, непременно сбудется.

В праздник Преображения Господня никто не уходит из церкви без освящённых яблок, все угощают друг друга

Видео: освящение яблок на Преображение

Народные традиции Яблочного Спаса

После посещения храма спешили в сады снимать яблоки — верили, что собранные в этот день они лучше будут храниться. Хозяйки варили из них варенье, пекли блины да пироги с яблочной начинкой, которыми угощали родных и знакомых.

Считалось, что собранные в этот день яблоки надолго сохранят свой вкус и товарный вид

На праздничный стол выставляли яблочный квас, печёные яблоки с мёдом, орехами, свежие овощи, а вот мясные блюда не употребляли — продолжался Успенский пост. На праздник разрешалось есть рыбу — её тоже готовили с яблоками.

Верили: употребление яблок с медом подарит крепкое здоровье на целый год

Работы по дому — уборка, шитьё были запрещены: «Кто на Спаса шьёт — до конца дней слезы льёт». В день Яблочного Спаса устраивали весёлые ярмарки, на которых торговали свежесобранными фруктами и овощами. Садоводы старались всех угостить яблоками — тогда будущий год обязательно будет урожайным.

И в наши дни сохраняется традиция на Яблочный Спас проводить ярмарки, на которых представляют урожай, выращенный своими руками

Вечером пели песни, водили хороводы вокруг яблонь и провожали в поле солнце, прощаясь с тёплым летом.

Приметы на 19 августа

  1. Если первое освящённое яблоко на вкус кислое — ожидай вскоре неприятностей, окажется сладким — впереди только радостные события, кисло-сладкий плод означал счастье и покой в доме.

    По вкусу яблок судили о том, каким будет год — удачливым или не очень

  2. Примечали: ясная погода на Преображение — жди сухой Покров, если пошёл дождь — осенью будет сыро.
  3. Солнце в праздник — к тёплой зиме, если дождь — январь будет снежным и холодным: «Каков второй Спас — таков и январь».

    Ясный день на второй Спас — к тёплой зиме

  4. Если брак заключён на Яблочный Спас — семейная жизнь будет долгой и счастливой.
  5. Начало отлёта лебедей — предвестник скорых холодов: «Лебедь на хвосте несёт зиму».

    Начало перелёта лебедей говорило о скором наступлении холодов

Видео: традиции и приметы Яблочного Спаса

Яблочный Спас — народный праздник, отражающий преображение природы. С 19 августа начинается поворот на осень: день идёт на убыль, к ночи становится прохладно. Недаром говорили: «Второй Спас всему час — шубу припас».

dacha.help

Для чего освящать яблоки из «Ашана»?

На Преображение люди несут в храм яблоки на освящение. Как благодарность Богу за то, что они смогли вырастить и собрать урожай… То есть так было раньше. Сегодня все чаще на освящение приносятся яблоки, которые городские жители покупают в гипермаркетах. Нередко эти яблоки и выращены-то за пределами нашей страны. Не обесценивает ли это древнюю традицию? Как быть тем, кто полностью сосредотачивается на сути Праздника и освящать яблоки просто не считает нужным, но при этом свысока смотрит на тех, кто это делает?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса (Москва):

Традиция освящения яблок, на мой взгляд, очень условна и зависит от климатического пояса, от страны, от народа, от массы факторов, которые не являются духовными. Если жить где-нибудь в Африке или Австралии, где климат совсем другой и время плодоношения совсем другое, то обычай этот у них явно должен быть иным. В Грузии, например, яблоки поспевают гораздо раньше, чем у нас, и на освящение верующие там приносят виноград. Так же, как и в Греции. А что делать, например, жителям Таймыра, у которых яблоки совсем не растут?

Освящение яблок – добрая народная традиция, связанная с сельскохозяйственным циклом, характерным для европейской части нашей страны.

Да, крестьянский труд в значительной степени одухотворен, потому что зависит от воли Божьей: будет Господь милостив, будет благоприятная для созревания и уборки урожая погода.

Поэтому крестьянский труд был в большей степени обращен к Богу, к Церкви, нежели труд горожанина, который практически не связан с природными условиями.

Русский поэт Алексей Константинович Толстой говорил:

Есть мужик и мужик. Коль мужик не пропьет урожаю, Я того мужика уважаю. 

Если же мужики пьют, сквернословят, безобразничают, вряд ли можно рассчитывать на хороший урожай. Занятие земледелием становится рискованным не от погодных условий, а вследствие греха, который лишает земледельцев милости Божией.

Церковь принимает то, что сложилось в течение многих веков в народной жизни, те обычаи и традиции, которые в духовном смысле не противоречат ее устроению. Освящение яблок – это такая же народная традиция, принятая Церковью, как, скажем, Масленица. Ничего духовного в ней нет, но в свое время этот праздник настолько был популярен, что Церковь сочла правильным не отвергать его, одновременно отталкивая людей, а допустить, чтобы Масленица праздновалась перед Великим Постом. Так и здесь.

В нашей полосе характерно приносить на Преображение яблоки, в другой – виноград. А где-нибудь в суровых климатических условиях, где ни яблоки, ни виноград не растут, там приносят что-то другое, или все население идет в магазин и покупает те же яблоки. Никакой профанации здесь нет. Как и в том, что яблоки покупает горожанин.

Даже наоборот, для тех, кто придерживается традиции здесь налицо некое самоограничение: до Преображения яблоки не вкушают. Замечательно! Как любое воздержание, это можно только приветствовать.

Сохранять традиции – уже само по себе важно, потому что если мы превращаемся в Иванов, не помнящих родства, тогда мы рискуем просто исчезнуть как народ. Если мы бережно относимся к традиции – этому можно только порадоваться. 

– А если человек не несет на службу освящать яблоки? Если смотрит на других свысока: вот какие необразованные, не понимают истинного смысла Праздника, сводят его к яблокам?

– Если человек не приносит яблоки на освящение, если он далек от сельского хозяйства и не лежит его душа к этой традиции, то я не вижу в этом ничего страшного.

Главное здесь – не превозноситься, что вот какой ты духовный, богословски подкованный, понимающий смысл и значение Праздника, а те, кто принес яблоки – дикие и непросвещенные. Освящает человек яблоки, не освящает – это не так важно. А вот если ты осуждаешь – ты грешишь, какими бы благочестивыми рассуждениями ни прикрывал свое осуждение. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).

Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Напоминание, что все есть дар Божий – прекрасно

Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Да, раньше освящение плодов совпадало с поспеванием нового урожая. Фрукты и овощи приносили Богу, чтобы получить благословение на их вкушение. Сейчас, хотя понятие нового урожая для горожан условно, ведь круглый год они могут купить и виноград, и яблоки, и любые другие плоды, традиция остается.

Этот обычай напоминает нам, что все – от Бога, все, вкушаемое нами – Его дар. Когда мы кого-то любим, одним из проявлений любви является, как известно, угощение. Мы угощаем детей сладостями, дорогих нам гостей – всякими блюдами. В день Преображения мы приносим в храм то, чем щедро угощает нас Отец Небесный.

Любое напоминание, что все есть дар Божий – оно прекрасно. Даже если человек покупает в «Ашане» яблоки, выращенные где-нибудь в Египте. Ведь их тоже нам Бог послал, как и те, что мы вырастили на огороде. Тем, что я их освящаю, я как раз и показываю, как мне дорог этот дар.

При этом освящать яблоки, не освящать – сегодня не является каким-то принципиальным вопросом. Я с уважением отношусь к тем, кто соблюдает этот благочестивый обычай, и не осуждаю тех, кто не соблюдает. Греха здесь нет. Ведь к Евангелию это прямого отношения не имеет. Спасение не в этом, конечно, но уважение к древней традиции – дело доброе.

В огромном списке человеческих грехов нет такого – «не освящал яблоки в Яблочный Спас».

Но если человек начинает превозноситься тем, что он не освящает яблоки, поскольку он такой образованный, понимающий смыслы и глубины, в отличие от темной массы, принесшей плоды, то что тут скажешь… Я вообще-то таких не встречал. Это точно не умные мысли и, кстати, греховные – осуждение точно не является христианской добродетелью.

По-настоящему умному человеку и в голову не придет превозноситься по поводу неосвящения яблок, куличей, да чего угодно!

Честно говоря, мне здесь все кажется настолько очевидным, что я не вижу повода для обсуждений.

Читайте также:

www.pravmir.ru

Что святят на Яблочный Спас: список разрешенных продуктов

пн, 19 августа, 7:00 Церковный календарь Календарь праздников 11955

Яблочный Спас 2019: что можно святить в праздник, а что ни в коем случае нельзя класть в корзину

Что святят на Яблочный Спас

фото: pixabay

Ежегодно 19 августа в Украине православные христиане отмечают праздник Яблочный Спас, который в народе называют еще Второй или Великий Спас, праздник первых плодов, первые осенины. А в церковном календаре этот день записан как Преображение Господне.

Когда начинаются Спасы в 2019 году: точные даты праздников

Согласно церковным традициям, на Яблочный Спас в храмах проводятся торжественные богослужения, на которых освящают яблоки и другие плоды, созревающие к этому времени.

Смотрите видео, как христиане празднуют Медовый Спас или Маковея

Яблочный Спас 2019: что класть на освящение в корзину

Главные плоды, которые освящают в праздник – это, конечно, яблоки. После освящения ими принято угощать детей, бедных и больных людей. Считалось, чем больше яблок вы раздадите, тем более добрым и щедрым будет к вам Господь.

Однако на Яблочный Спас в церкви можно святить не только яблоки, но и груши, виноград, сливы, персики, различные овощи, хрен, соль и хлеб. Также можно украсить корзинку цветами, хлебными колосьями и положить баночку меда – его разрешено есть уже с Медового Спаса.

Что не стоит нести в храм

Не рекомендуется нести в церковь на Яблочный Спас мясные блюда, алкоголь, так как до 27 августа продолжается Успенский пост, начатый на Маковея, 14 августа. Также нельзя класть в корзину для освящения деньги и материальные ценности.

Почему нельзя есть яблоки до Спаса?

До 19 августа, до момента освящения в церкви, яблоки вообще нельзя было употреблять в пищу, особенно женщинам, у которых по разным причинам умерли дети. У наших предков было поверье, что если нарушить этот запрет, то на том свете деток таких грешных родителей небесные ангелы не угостят райскими яблочками.

Читайте, какие выходные и праздничные дни в августе 2019 в Украине.

Узнайте, как приготовить печеные яблоки на Яблочный Спас 2019

Присоединяйтесь к каналу «Украина» в мессенджерах, чтобы узнавать первыми об актуальных и избранных материалах по ссылкам: Viber – https://chats.viber.com/kanalukraine/uk Telegram – https://t.me/kanalukraina

kanalukraina.tv

Для чего на Преображение освящают яблоки?

Яблочный Спас в 2018 году — на какое число выпадает этот праздник? Для чего освящают яблоки на Преображение Господне? Читайте об этом в нашей статье!

Яблочный Спас в 2018 году

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот   псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее   — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил,   что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег»

СОВПАДЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРАЗДНИКОВ

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

www.pravmir.ru

Что меняется, когда мы стоим в храме с корзинами яблок

Чтобы Преображение не было лишь днем освящения яблок, важно осознать себя частью Церкви – напоминает священник Сергий Круглов.

Священник Сергий Круглов

– Матушка, яблок-то набрала?

– Каких яблок?

– Ты что! Скоро Яблочный Спас, яблоки святить пойдем!..

Праздник Преображения Господня, один из самых любимых в православном народе. Гора Фавор, нетварный свет, слава Христова, пораженные ученики, восторженно зрящие эту славу, воспринимающие ее «якоже можаху», но по-прежнему ничего не понимающие в тайне грядущих событий, в тайне предстоящей смерти и воскресения Учителя: «Хорошо нам здесь быть! Зачем спускаться с горы, на какую такую Голгофу?»…

Тема преображения – одна из любимых тем приходских проповедников: братья и сестры, должны преобразиться и мы во Христе! Кто во Христе – тот новая тварь, рече апостол…

Братья и сестры, стоящие у амвона в этот день с корзинками яблок, слушают внимательно, соглашаются охотно, по окончании проповеди более или менее стройным хором говорят батюшке: «Спаси вас Господи!» Но в глубине души воспринимают все это хотя и с умилением, но не очень-то доверчиво.

По одной простой причине: ну, вот я – во Христе, и уже много лет. Молюсь, пощусь, причащаюсь… А гляну на себя в зеркало – мало что изменилось. Те же скорби, те же грехи, то же довление забот и суеты, тот же страх старения и смерти… Какая уж там из меня «новая тварь», какое там «преображение». Ну, может, ТАМ, после смерти, когда здесь отмучаюсь, там, в волшебном загробии, Бог сжалится, простит мне грехи и как-то меня преобразит, только на это и есть смутная надежда…

В чем тут дело? Думаю, в том, что, приходя ко Христу каждый сам по себе, к Богу, как подателю индивидуальных благ и прощателю индивидуальных грехов, мы зачастую забываем о Церкви. О том, о чем так настойчиво говорил в своих посланиях апостол Павел: новая тварь во Христе – не волшебный человек с крыльями, отличный от язычников безгрешностью и крепким здоровьем, новая тварь во Христе – это часть Церкви, часть Тела Христова.

Взгляд этот бывает очень болезненным для смертного падшего существа – он с корнями выдирает самые основы греховной самости, житейской концентрированности на себе любимом, на своих и только своих болячках, мечтах, нуждах.

Фото Оксаны Луговой. Источник: voskresenie-tomsk.ru

«А люди – друзья Его – члены этого Организма»

Новомученик и исповедник Михаил Новоселов в своих знаменитых «Письмах к друзьям» в 1923 году размышлял об этом так: «В представлении рационалистов и мистиков община христианская есть организация – и больше ничего. Члены этой организации связаны между собой наподобие членов всякой организации: общностью цели, верованиями и убеждениями.

Но ведь в Благовествовании мы имеем указание на другого сорта общину, на общину как на организм, на общину как на живую Личность. Вот это-то представление о христианстве, как о чем-то не только личном, но и соборно-общественном, мы имеем только в учении Церкви. По учению Церкви, Церковь Христова не только организация, но она еще живой Организм, Живая Личность, Тело Христово.

Нынешнее Тело Христа – это Церковь Его».

И далее: «Для жизни вечной не человек должен воплотить Христа, а Христос должен воплотить человека. Если бы человек воплощал Христа, то Христос явился бы частью человека. И только если Христос воплотил человека, можно говорить, – если выражаться точно, – что человек стал частью Тела Христова. Христос говорил, что Он – начаток нового Существа, нового Организма (не организации), что Он – глава этого Существа.

А люди – друзья Его – члены этого Организма. И Он говорил совершенно точно и определенно: так как Я имею жизнь вечную, то могут иметь жизнь вечную – только части Меня Самого (…) «Я – начаток новой жизни, – говорил Христос. – Я притягиваю людей не в организацию, а втягиваю в Себя, в Свою жизнь… Я есмь сама жизнь вечная» (Ин. 11:25)».

И много неудобных вопросов

Серьезное принятие себя как части Христа и Церкви как живого Тела Христова болезненно еще и потому, что вызывает много неудобных и даже, как говорят, «искусительных» вопросов. Если Церковь, такая, как мы ее видим, есть Тело Христово, а мы – ее части, то что происходит с этим Телом? Способно ли оно болеть, ведь столько болячек Церкви и вокруг нас, и в нас самих? Что делать, как эти болячки лечить? И если распяли Самого Христа, и Он страдал и умер на кресте, то ведь то же самое может происходить и с Его нынешним Телом – Церковью, то есть с нами?..

При таком взгляде на Церковь уже начинаешь понимать, что все мы в ней – связаны воедино, и что вот этот посторонний, будь то прихожанин, батюшка или архиерей – уже не посторонний, и язык уже не так скоро повернется судить тех, которые «вон что творят», а поводов судить современная жизнь Церкви предлагает более чем достаточно.

Но без такого осознания невозможно и наше собственное преображение во Христе. Без него праздник Преображения Господня так и останется «красным днем в календаре», когда в посту на трапезе разрешается рыба, днем – освящение яблок, и не более того.

www.pravmir.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.