Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

На празднике существует традиционный хлеб как его называют


Хлебные традиции и обычаи древних Славян

Благодарность богу и хлебу

Славянский каравай

Пасхальные куличи

Каравай на свадьбу

Хлеб - символ жизни

Хлебные традиции и обычаи древних славян являются неотъемлемой частью культурного наследия Русской нации. Хлеб всегда был незаменимым спутником человека во все времена и существует почти столько, сколько и само человечество. Во многовековой истории хлебных народов и наций, с хлебом связано множество - поверий, обрядов, сказок, праздников, традиций и ритуалов.

Хлеб – Царь стола

Издавна на Руси говорили «Хлеб – Царь стола». Стол без хлеба называли «сиротским престолом». В этих крылатых фразах скрыта та великая благодарность и уважение к хлебу, которая на протяжении многовековой истории смогла отразится в различных обрядах, праздниках и обычаях Славянских народов. Предки считали хлеб плодом чрева матери Земли. Западные и восточные Славяне улаживали хлебные ковриги перед иконами, свидетельствуя о покаянии и верности господу Богу. В поле зерно для посевов могли выносить только мужчины, предварительно раздевшись донага, этот жест символизировал союз с Матерью Землей.

Полезно знать: хлебушек для предков являлся символом земли, поэтому древние Славяне не резали хлеб, а разламывали руками.

С давних времён традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью демонстрирует благополучие хозяйского дома и проявленное гостеприимство. Отведать кусочек с солью означало вступить с хозяевами в дружеские связи, разделить поровну все тяготы и заботы. Отправившись в гости и застав хозяев за трапезой, вместо приятного аппетита использовали выражение «хлеб да соль вашему дому», желая мудрыми словами благополучия и процветания гостеприимным хозяевам, которые встречая гостей в первую очередь на стол выставляли каравай и солонку. По сей день дворы знаменитые своим гостеприимством называют хлебосольными. В рождественские праздники в каждой избе в углу под иконами находился большой ячменный или овсяный стоп, знак плодородия и символ благодарности к будущему урожаю. Блины считались священной выпечкой, ведь блин и каравай по форме напоминали солнце, а как известно солнце для славян высшее божество. Перед празднованием Пасхи в крайнюю пятницу, выпекали пасхальные куличи, священный символ светлого праздника.

Полезно знать: история пасхального кулича берет свое начало с древних языческих времен, задолго до появления христианства.

Существовала традиция выпекать хлебушек в форме кольца. Через отверстие этого оберега смотрели на людей, защищая себя от дурного сглаза. Перед тем как поставить выпекать хлеб хозяйка трижды осенял опару крестом, крестила три раза первую и последнюю буханку. Ни одно сватовство не обходилось без хлеба. С Караваем и солью на рушнике встречали молодоженов и дорогих гостей по возвращению с венчания. Ковригу использовали в качестве оберега уложив рядом с новорожденным в колыбель, брали с собой в дорогу, чтобы охранял путешественника в пути и напоминал о доме. Хлеб использовали при обряде новоселья. В новый дом на ночь впускали кошку или петуха, затем внутрь строения заносили священную икону и ковригу.

Полезно знать: хлебушек у Славян имел особый юридический статус, способствовал налаживанию отношений в семье и обществе, выступал в роли своеобразной печати в договорах, спорах и обрядах.

Смеяться над хлебом считалось большим грехом, а небрежное отношение даже с крошками могло привести к нехватке денег и голоду. Оставить надкусанным кусок хлеба грозило потерей счастья и силы, запрещалось отламывать новый ломоть не доев первого. Никогда буханку не клали на голый стол без скатерти, а тем более коркой вниз, это считалось святотатством. С хлебом провожали на фронт и встречали с войны. Поминки также не обходились без хлеба, которым поминали умершего.

Другого более значимого символа в жизни человека, чем хлебушек просто не существует. О хлебе написано множество стихов, рассказов, книг, сказок. Ценить и уважать хлебушек нас учили с самого детства, в семье, детском саду, школе. В нашем сознании наряду, с такими благородными словами как Мать, Отец, Родина, Жизнь всегда будет присутствовать уважение и любовь к хлебу.

sladik.net

Любовь к хлебу

Традиции бережного отношения к хлебу существовали с древнейших времен у разных народов и передавались из поколения в поколение. Например, для русского человека хлеб это не просто продукт, это часть его родины.

Достаточно вспомнить, какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? Это 10 % пищевой целлюлозы, 10 % жмыха, 2 % обойной пыли, 2 % выбоек из мешков, 1 % хвои и 75 % обойной ржаной муки. Выпекали этот хлеб на соляровом масле, потому что другого не было. Но не будь хлеба, не было бы и Победы!

Испокон веков к хлебу относились с огромным уважением. Русский стол немыслим без этого продукта. Считается, что человек не сядет за стол, если на нем нет хлеба.

Находясь вдали от родины, люди скучают по вкусу черного хлеба (кстати, именно он считается русским национальным хлебом). Наверное, многие из вас, уезжая в другие страны, тоскуют по привычной для вас пище. И первая мысль, которая приходит в голову в такие моменты: сейчас бы корочку черного хлеба…

В истории немало событий, подтверждающих сильное пристрастие русского человека к черному хлебу. В своей книге «Занимательная кулинария» В. В. Похлебкин, специалист в области теории, истории и практики кулинарного искусства, приводит интересные исторические факты. Так, в 1736 г. во время русско-турецкой войны 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли из России, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. «Наипаче приводило воинов в слабость то, — отмечал в своих записках адъютант командующего Христофор Георг фон Манштейн, — что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным».

Интересно, что пристрастие русских к черному хлебу и, наоборот, непринятие этого продукта людьми других национальностей отмечали в своих произведениях литературные классики. Например, А. С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ обратил внимание на то, что пленные турки, строившие Военно-Грузинскую дорогу, никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу и поэтому жаловались в целом на выдаваемую им пищу, хотя она была хорошей. «Это напомнило мне, — говорил Пушкин, — слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: „Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься“».

Первый хлеб

По одной из версий, первый хлеб был приготовлен из желудей в далекой древности. Использовать в пищу злаки люди начали около 15 тыс. лет назад до нашей эры в Средней Азии. Долгое время они ели зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями. Измельченное зерно они замешивали с водой. Так появился первый хлеб из злаков. Однако это был не привычный для нас продукт. По консистенции первый хлеб напоминал жидкую кашу. Кстати, именно кашу ученые называют праматерью хлеба. Во многих странах и по сей день изготавливают блюда из разных видов муки наподобие раннего хлеба.

Когда люди научились добывать огонь, они сделали сразу два открытия. Во-первых, без особых усилий научились отделять зерна от колоса дикорастущих растений. Для этого они нагревали их на разогретых камнях, помещенных в вырытые ямы. Во-вторых, смогли улучшить вкус каши, слегка поджаривая отделенные от колоса зерна.

По предположениям археологов, однажды в процессе приготовления каши часть ее вылилась на разогретые камни и превратилась в румяную лепешку. Она поразила древних людей своим ароматом, вкусом, и они стали выпекать из густой зерновой каши пресный хлеб в виде лепешки.

Примерно 2,6–3 тыс. лет до нашей эры египтяне освоили технологию приготовления хлеба из сброженного теста. Считается, что первооткрывателем этой технологии стал обычный раб. Когда он замешивал тесто для того, чтобы испечь лепешки, по его недосмотру оно подкисло. Чтобы избежать наказания, он все-таки рискнул испечь из него лепешки. На удивление они получились пышные, румяные, вкуснее, чем из пресного теста.

Первые печки для производства хлеба также изобрели египтяне. В усыпальнице одного из фараонов археологи нашли картину, на которой изображена древняя египетская пекарня.

От египтян традицию изготовления хлеба переняли другие народы Древнего мира. Они изобрели массу способов закваски теста. В качестве дрожжей использовали бактерии, имеющиеся в воздухе, смесь из виноградного сока и муки, которая позволяла забродить, или же пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако существовал и более распространенный метод — кусок теста оставляли на сутки и использовали его в качестве источника брожения.

Разрыхленный хлеб из сброженного теста считался деликатесом. Ценились не только его восхитительный вкус, но и то, что он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Доступен такой хлеб был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый.

В Древней Греции для спортсменов, принимавших участие в Олимпийских играх, готовили особый, белый, хорошо разрыхленный хлеб. Греки, как и другие народы Древнего мира, относились к хлебу с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех и за это его могли наказать боги.

Так же, как и древние греки, высоко ценили хлеб римляне. Именно они усовершенствовали процесс хлебопроизводства: создали новые печи, улучшили технологию перемалывания зерен. К 100 г. н. э. римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.

В Древнем мире с огромным трепетом относились к хлебопекам. В Древней Греции им было дозволено занимать самые высокие государственные посты. А по древним германским законам за убийство пекаря наказывали строже, чем за убийство человека другой профессии.

Кстати, у слова «хлеб» древнегреческие корни. Специальные горшки, в которых греки выпекали хлеб, назывались «клибанос». От этого слова произошло готское слово «хлайфс», которое переняли древние германцы, славяне и другие народы. Так в старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», в эстонском — «лейб», а у нас — «хлеб».

Хлеб на Руси

Основным видом хлеба у славян был кисловатый черный хлеб, приготовленный из ржаной муки. Он был дешевле и сытнее белого, изготовленного из пшеницы. Однако существовали такие виды ржаного хлеба, которые были не по карману далеко не всем состоятельным людям. Например, «Боярский хлеб». Его выпекали из муки особого помола, использовали свежее масло и в меру сквашенное, не перекисшее молоко. В тесто добавляли пряности. Такой хлеб изготавливали только на заказ по особым случаям.

На Руси хлеб пекли в специальных «хлебных избах». С развитием хлебопечения появилось и множество изделий из пшеничной муки. Ковриги, калачи, пироги, пряники — самые известные виды исконно русской выпечки. Изделия посыпали маком, сдабривали медом, начиняли различными начинками.

Переворот в хлебопечении в России произошел в прошлом веке. В 1930-х гг. появились первые хлебозаводы, работающие по системе конвейерного производства хлеба инженера Г. П. Марсакова. Своеобразное по конструкции оборудование напоминало гигантские карусели. Весь процесс выпечки хлеба был механизирован и частично автоматизирован, что позволяло с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками.

Искусство хлебопечения в нашей стране развивается и по сей день. Хлебопеки разрабатывают технологии разных сортов и видов хлеба, в том числе и диетического.

Мировой продукт

Практически в каждой стране существуют свои традиции, связанные с производством и употреблением в пищу хлеба. Например, в Италии этот продукт не производится в промышленных масштабах. По сей день его пекут в семейных булочных. Заповедником хлебопечения считается юг страны. Там на каждом углу можно встретить небольшие булочные, хозяева которых с особым трепетом относятся к своему делу, передают рецепты хлеба из поколения в поколение. В Италии существует множество разновидностей хлеба, очень отличающегося по технологии: микетта, брускетта, фокачча, банана, чирьола, манина феррарезе, чиабатта, пане казаречьо и др.

Также очень сложно назвать точное количество видов хлебобулочной продукции, произведенной в Германии. Немецкие пекари готовят хлеб со всевозможными добавками: морковный, картофельный, капустный, с оливками, орехами, тыквенными семечками и т. д. В каждом городе есть свои традиционные изделия, и едва ли не каждый день появляются новые «модные». В последние годы в Германии наиболее востребованными стали диетические виды хлеба с пониженной калорийностью.

Во Франции один из самых главных магазинов — это булочная. Хлеб выпекают в них дважды в день. В обычный ассортимент булочной входят такие деликатесы французской выпечки, как круассаны, булочки с шоколадом, бриоши. Согласно французским законам, даже самая маленькая деревня должна быть обеспечена свежим хлебом ежедневно.

В Англии серьезно относятся не только к производству хлеба, но и к ценовой политике на него. Так, в 1266 г. там был принят закон, контролирующий цену на хлеб. Он действовал на протяжении 600 лет. Также интересно отметить, что название английского титула «лорд» произошло от слова Hlaford-loaf ward («обеспечивающий пропитание»), а титул «леди» произошел от слова Hlaefdige-Loaf kneader («месящая тесто»).

Рассказывать о любви разных народов к хлебу можно бесконечно. Лишь единицы не употребляют этот продукт в пищу.

Как сказал Антуан Огюст Пармантье: «Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели — с мясом или любым другим блюдом, — он не теряет своей привлекательности». Эти слова будто бы сказаны сегодня, поскольку ни роль хлеба в нашем питании, ни наше отношение к нему с тех пор не изменилось.

praktik-dietolog.ru

Всемирный день хлеба

Адрес страницы: https://www.calend.ru/holidays/0/0/3323/

Главная страница / Праздники / Международные праздники / Всемирный день хлеба

16 октября Поздравить с праздником

«Хлеб – всему голова» (Фото: Scorpp, Shutterstock)

«Хлеб – всему голова» Русская пословица

Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни, – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября.

Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.

Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром столько поговорок мы помним ещё с детства – «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие. Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. А ещё считается, что первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. И уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем. И даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре. Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, и он стал пользоваться большей популярностью.

Хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем (Фото: marysckin, Shutterstock) Надо сказать, что на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Русские люди очень трепетно и с благоговением относились к выпечке хлеба. Этот процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка обязательно молилась и вообще подходила к процессу вымешивания теста в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. Всё это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним делали крест. Даже в настоящее время в христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба. Хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.

Кстати, хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России, помимо сегодняшнего Дня, отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А в феврале на Руси отмечался Агафьин день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т.д.

Сегодняшний праздник – это ещё и повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире (Фото: Daniel Schweinert, Shutterstock) Сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире. Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья, а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое. Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со всех уголков Земли принимают поздравления и нашу признательность в тяжелом и ответственном деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.

Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике. Может быть это поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. С праздником всех – кто есть хлеб, и кто вкладывает силы и душу в его создание!

Другие праздники в разделе «Международные праздники»

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

www.calend.ru

Традиционный русский хлеб!

Хлеб на Руси во все времена рассматривался как священная пища. На столе он неизменно занимает центральное место, что не удивительно, ведь именно хлеб — всему голова…

Белый хлеб

Выпекать его стали еще с XII столетия. Много веков белый хлеб рассматривался как особая привилегия, доступная только зажиточным людям. Самым лучшим из всех его разновидностей считался «крупчатый» белый, его подавали только в богатых домах. 

Если вести речь об обычных сословиях населения, то в те времена ежедневно они могли позволить себе лишь ржаной хлеб, который за ужином разрезал исключительно глава семьи. Белый же хлеб был доступен им только по праздникам. 

Черный (кислый) хлеб

Черный хлеб, прозванный «кислым», стали выпекать гораздо позднее белого. В истории существует показательный момент отношения к нему русского человека. 

В период русско-турецкой войны войско наших предков оказалось на вражеской территории, где не было условий (а именно ржаной муки) для производства излюбленного кислого хлеба. Поэтому были вынуждены выпекать хлеб из пшеничной муки. И тут же в войске начались болезни: настолько русский воин привык питаться черным хлебом.

Красносельский хлеб

Это один из сортов черного хлеба. Изначально его выпекали преимущественно в монастырях. Главным отличием такого хлеба, что, собственно, и прослеживается в названии, можно назвать его характерный цвет корочки, который в процессе выпекания становился преимущественно красным. 

Ну а сельским он стал, вероятно, потому, что первыми, после монахов, вкушать его могли сельские жители, собирающиеся по праздникам в храмах, расположенных на территориях монастырей. Сам такой хлеб, испеченный монахами, всегда выходил необыкновенно мягким, с тончайшей корочкой и непередаваемым ароматом, манящим за версту. К тому же он достаточно сытный, полезный, долго хранится.

Заварной хлеб

Этот хлеб также впервые стали готовить при монастырях. Главным его отличием называют присутствие кисло-сладкого вкуса, а также особенность достаточно долго не черстветь. Заварным его назвали только потому, что он изготавливается из заварки, состоящей из муки и солода. 

Подобный способ приготовления позволял хлебу гораздо дольше сохранять свою свежесть, а добавление пряностей лишь формировало ни с чем не сравнимый вкус и нежнейший аромат. В прошлые годы его было принято изготавливать двумя способами: безопарным и опарным. Именно благодаря последнему удавалось полностью раскрыть изумительный вкус заварного хлеба. 

Бородинский хлеб

Существует как минимум три истории появления данного хлеба. Согласно первой, сначала подобный хлеб принялись выпекать монахи Спасо-Бородинского монастыря. Вторая версия гласит, что рецепт хлеба изобрели, когда в обоз с продуктами попал снаряд, в результате чего смешалась мука, тмин и кориандр. А третья рассказывает, что это старинный поминальный хлеб, рецепт которого был известен еще в XV столетии. 

Московский боярский хлеб

Этот сорт хлеба всегда считался особенным. Поэтому к столу его принято было подавать исключительно по особым, крупным случаям. Например, к свадебному столу. Пекли подобный хлеб исключительно по специальному заказу. 

В его состав входили мука только особого помола, свежайшее масло, никогда не обходились без пряностей. Само собой разумеется, что хлеб был не из дешевых, поэтому его действительно могли себе позволить бояре и высшие сословия.

Стародубский хлеб

Подобный хлеб даже подают к чаю. Непосредственно перед выпечкой этим хлебам придается продолговатая форма, а сверху они смазываются пивом. Решающее значение этот хлеб сыграл в истории. Известно, что войско Кутузова, готовящееся к наступлению, остановилось в Тарутинском лагере. 

Чтобы поддержать армию, туда в первую очередь направлялся стародубский хлеб, поскольку именно в Стародубе на то время сберегалась значительная часть продовольствия, из которого, собственно, подобный хлеб и выпекался. 

ИСТОЧНИК:

http://www.softmixer.com/2014/01/blog-post_7420.html 

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

rustradition.blogspot.com

Русский традиционный хлеб | Полезная информация о выпечке

Русская кухня. Насколько каждый из нас, живущий в России, знает, какие блюда составляют национальную кухню? Что стояло на столе нашего предка? Что так же знакомо в качестве русского блюда каждому чужеземцу, как итальянская пицца, английский пудинг, немецкий шницель или пресловутые сегодня японские суши?

Скорее всего, каждому придут в голову такие фавориты русского обеденного стола, как пельмени, капустные щи и блины. И вряд ли кто-то вспомнит о том, что редкий человек в России приступает к трапезе, не отрезав добрый кусок черного хлеба. Так было и несколько столетий назад. Удивительно, что, не смотря на обилие разных сортов хлебных изделий из пшеничной муки высшего сорта, русские на протяжении нескольких столетий сохранили свою любовь, казалось, к грубому, тяжелому ржаному хлебу. Именно он считается традиционным русским хлебом.

«Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной», «пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь — всех сплошь», «ржаной хлебушка — калачу дедушка» — такие пословицы слагал народ о любимом хлебе. И, действительно, историческая любовь к нему понятна: он появился раньше пшеничного, изделия из ржаной муки были дешевле и сытнее. Известен случай, когда невольный отказ русских солдат от черного хлеба во время войны с турками привел к болезням в войске. Бывало, что и знатный человек из России, оказавшись за границей, страдал от того, что не мог найти там такого же вкусного родного ржаного хлеба. Это говорит о том, что такой хлеб был популярен не только среди небогатого населения страны. Однако же существовали и достаточно дорогие сорта ржаного хлеба. В старину к таким относился всем известный «Боярский» хлеб, само название которого говорит о том, для кого он предназначался или, вернее, кто его мог себе позволить. Надо заметить, что не так уж часто можно было его встретить на прилавках булочных, потому что пекли его в особых случаях, не редко по индивидуальному заказу. Все основные компоненты «Боярского» хлеба были высшего качества: специального помола мука,простокваша, свежее масло и, конечно, редкие специи.

Существует насколько десятков сортов черного хлеба: известный бородинский хлеб, а также московский, орловский, столичный, заварной, житный, дарницкий, простой и другие. Главная особенность в приготовлении ржаного хлеба — это использование густой закваски из муки и воды с солью, за счет чего он приобретает кислый вкус. Считается, что такой хлеб гораздо полезнее пшеничного дрожжевого, в нем содержится больше витаминов и аминокислот, однако, усвояемость его организмом ниже. Широко распространен хлеб, выпекаемый из ржаной муки с добавлением небольшого количества пшеничной.

В наши дни найти ржаной хлеб в магазине не составит труда. Каждый может выбрать для себя один из сортов традиционного хлеба, либо отыскать выпечку по довольно оригинальным рецептам. Изготовить бездрожжевой ржаной хлеб в домашних условиях не так просто. Хорошая закваска — один из важнейших секретов доброго хлеба. Можно купить сухую закваску в магазине, но в этом случае можно забыть о том, что у вас получится настоящий традиционный русский хлеб. Лучше всего постараться приготовить — «вырастить» — ее самому. Это потребует времени и усердия, но труд пекаря никогда не был легким, как никогда не была низкой награда за этот труд.

www.pudov.ru

Хлебные правила на Руси

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

Хлеб в древнеславянской лексике «жито» – это всякий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т.д., либо не сжатый хлебный злак. Жито образовано от слова «жать».

С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлеб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Божией, царским подарком на столе, стоящем под иконами, и почитаемом, как долонь (лодонь) Бога, подателя хлеба насущного. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишён внимания Божьего.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требоварельные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь. В традициях двоеверия на Руси не забывали и специальные языческие заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по краям магическими знаками-оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось святотатством.

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиямаже даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯЯзыческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: «Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

Это вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной. К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.

В отличие от греческой православной церкви, латиняне римско-католической церкви отстаивали необходимость использования для этого пресного хлеба, или по-русски «опресноков». Сторонники Римского папы цитировали апостола Матфея: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Пшеничный хлеб упоминается в произведении XII века — «Слове», или «Молении Даниила Заточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб являет». Известно также, что преподобный Сергий Радонежский, будучи игуменом Свято-Троицкой лавры в XIV веке, размалывал зёрна на ручных жерновах и выпекал хлеб.

Из свода житейских правил XVI века «Домостроя» узнаём, что хлеба тогда на Руси пекли много, причём в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относились к хлебу бережно: «А в житницах, и в закромах, у ключника бы всякое жито и всякий запас брежно».

В «Домострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней».Далее следует совет остерегаться недопеченного, горячего и слишком мягкого хлеба, дабы не навредить желудку.

Хлеб XV-XVI веков был натуральной закваске, не похожей на нынешние «быстрые сухие дрожжи». Древнерусский хлеб наверное пришёлся бы по вкусу современному русскому человеку. Ржаной хлеб и сегодня, как и тысячу лет назад, очень тяжело воспринимался современниками-иностранцами. Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». Сегодня иностранцы именно так и говорят о ржаном руском хлебе «кисел, как уксус», и не понять им русской души, если они не понимают вкуса русского хлеба.

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mypensiya.mirtesen.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.