До середины XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное традиционное занятие — охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Осенью животных добывали поколками у сезонных переправ. Зимой оленей загоняли в сети или в загороди. Практиковалась индивидуальная охота с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитом и т. д. Была хорошо развита обработка оленьих шкур.
Оленеводство носило сугубо транспортный характер. Существовали различные типы нарт: легкие для весны, теплые женские, грузовые (несколько видов). С переходом к 1960-м гг. к оседлости и с увеличением популяции дикого оленя домашнее оленеводство к 1990-м гг. практически исчезло.
К настоящему времени большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных поселках. Для малой части сохраняется промысловое значение охоты (дикий олень, пушнина) и рыболовства.
Cтойбища нгагасан организованы, как и у других тундровых оленеводов. Они состояли из трех-четырех конических чумов (от 3 до 9 м в поперечнике). В зимнее время использовали голомо — пирамидальное жилище, стены и крыша которого изготавливались из плах и досок, а сверху обкладывались дерном. С 1930-х гг. в качестве жилья начали применять заимствованный у долган балок — прямоугольный возок на полозьях, покрытый оленьими шкурами или брезентом. Отапливается балок железной печкой.
С середины XX в. все больше нганасан стало селиться в поселках и жить в домах, построенных по типовым проектам. Чумы сохранились лишь в нескольких семьях.
Одежда нганасан изготовлялась из оленьих шкур и украшалась аппликацией из меха разного цвета. Мужская одежда состояла из глухой малицы (лу) белого цвета. В мороз поверх нее надевали сокуй (хиэ) с капюшоном. Женская одежда — распашная парка (лифарие) и ровдужный комбинезон (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами. Вместо капюшона надевали белую шапку-капор (сьму) с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией и геометрическими орнаментами. По ним определялся социальный статус носителя.
Камусная обувь нганасан отличалась тем, что не имела выема в подъеме. Мужчины носили пояса, к которым привязывали голенища обуви, нож в ножнах, огниво, футляр для трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили очки с затемненными стеклами. И женщины, и мужчины заплетали волосы, смазанные оленьим жиром, в две косы. В них вплетали металлические подвески. В настоящее время национальную одежду предпочитают носить около четверти нганасан.
Основу национальной кухни составляли блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Наиболее распространены вяленое мясо и рыба, которые заготавливались впрок. Довольно рано заимствовали от русских чай, табак, а также муку, из которой изготовляли лепешки. Лепешки из муки с икрой считались лакомством. Сегодня национальные блюда по-прежнему составляют основу питания нганасан, хотя и привозные продукты распространились довольно широко.
my.krskstate.ru
Обычаи и праздники ненцев, селькупов, энцев и нганасан У этих народов очень много общего. Языки ненцев и селькупов, нганасан и энцев относятся к самодийской группе урало-юкагирской языковой семьи. Живут самодийцы по соседству, часто - в одних и тех же поселках. Сходны их традиционные занятия: все занимаются оленеводством, охотой, рыбалкой. Обряд почитания оленя Самодийцы почитают различных зверей, птиц, рыб. Но больше всего почитают оленя. Объясняется это особой ролью оленей в жизни самодийских племен. Для нганасан дикий олень был основным объектом охоты. Добывали его, как правило, осенью, на водных переправах, когда оленьи стада переходили из таймырской тундры на юг, в эвенкийскую тайгу. Энцы тоже охотились на диких оленей, но иным образом. Им помогали специально обученные домашние олени-манщики. Этих оленей с опутанными ремнями рогами подпускали к их диким собратьям. Дикие олени вступали с незваными гостями в драку и запутывались рогами в ремнях.Особенно развит был культ оленя у ненцев, потомственных оленеводов, обладателей самых больших в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму — верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет. Обряд оживления бубна, или на олене за облака Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана — это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо. Однако прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками, и сами нередко называли себя орлиными или тетеревиными людьми. Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков. По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает». Праздник чистого чума Один из главных праздников самодийских народов связан с окончанием полярной ночи. Отмечался он в конце января — начале февраля, когда зимнее солнце вновь появлялось на небосклоне. Очень торжественно справляли этот праздник самые северные племена — нганасаны, живущие далеко за Полярным кругом. Для праздника ставили особый, «чистый чум», в котором на протяжении нескольких дней непрерывно камлал шаман. В то время, пока звучал шаманский бубен, молодежь, собравшись возле «чистого чума», исполняла старинные танцы, устраивала игры. Считалось, что все эти действия должны обеспечить удачу в предстоящем году. Иногда праздник проходил по-другому. Вместо «чистого чума» сооружались «каменные ворота». Они представляли собой нечто вроде туннеля. Три дня рядом с туннелем продолжались камлания шамана, а потом он и все обитатели стойбища трижды проходили сквозь каменные ворота. Источник: Еремин В.А. «Праздники народов» | ТОП ВИДЕО ИНФОГРАФИКА АКЦИИ |
arctic.smartytech.ru
Авторы: Н. В. Плужников, Г. Б. Сыченко
НГАНАСА́НЫ (самоназвание – ня; устар. – тавги, тавгийцы, тавгийские самоеды), самодийский народ в России. Численность 0,9 тыс. чел. (2010, перепись), в осн. в Таймырском (Долгано-Ненецком) районе Красноярского края (740 чел., гл. обр. посёлки Усть-Авам, Волочанка и Новая, а также город Дудинка). Говорят в осн. по-русски; ок. 120 чел. сохраняют нганасанский язык. Придерживаются традиц. культов.
Первое упоминание о тавгийцах обнаружено в ясачной книге Мангазейского уезда за 1618. Предки Н. – автохтонное население, предположительно родственное юкагирам, в 17 в. обитали по всему Таймыру и далее к востоку, вплоть до низовьев реки Анабар. Позднее были потеснены с запада энцами (с которыми имели постоянные брачные связи и язык которых, по-видимому, переняли) и с востока долганами; в их состав вошли также выходцы с юга (эвенки) и востока (юкагиры). Сложились как этнос во 2-й пол. 17 в. Делились на западных (авамских) и восточных (вадеевских) Н.
Традиц. культура типична для народов севера Вост. Сибири (см. в разделе Народы и языки в томе «Россия»). Первоначально занимались полубродячей охотой на дикого оленя. К сер. 19 в. заимствовали у ненцев и энцев крупнотабунное оленеводство самодийского типа (вывели особую породу оленя, способного переносить многодневную пургу) и кочевой образ жизни. Летом мигрировали с оленями на север, до предгорий Бырранга, зимой – в зону лесотундры на юг. В конце лета и осенью промышляли дикого оленя на переправах через реки либо с лодок, загоняя в озеро (способ, сохранявшийся в нач. 20 в. ещё лишь у некоторых групп эскимосов-карибу). Вели загонную охоту на дикого оленя с помощью сетей из полос кожи, многокилометровых аллей из дерновых пирамидок летом и шестов с подвешенными гусиными крыльями («махавки») – зимой; практиковалась и индивидуальная охота с оленем-манщиком. Промышляли линного гуся, занимались рыболовством (на оз. Таймыр – круглый год); с 17 в. развивается пушной промысел. Были распространены косокопыльные нарты самодийского типа, для поездок на близкие расстояния использовали низкие прямокопыльные сани (турку); у соседей покупали дощатые или долблёные одноместные лодки (ранее делали каркасные лодки, обтянутые оленьей кожей); лыж у Н. не было. Традиц. жилище – чум самодийского типа, до распространения оленеводства – полуземлянка с конич. кровлей, крытой циновками и сверху – дёрном или глиной. Одежда идентична энецкой (таймырский тип). Праздничную (погребальную) одежду отличают вставки красного цвета (использовался местный минер. краситель). Весной носили солнечные очки с узкими прорезями, в т. ч. из крупных монет или чайных ложек, обшитые ровдугой и расшитые бисером. Мужчины заплетали две косы, женщины – две большие и четыре маленькие связанные между собой косички; к концам кос привязывали металлич. подвески, пуговицы, монеты, шестерёнки от часов и т. п. Осн. пища – сырые оленьи мясо, жир, внутренности, весенние молодые рога, костный мозг; из крови делали похлёбку, кости вываривали, мясо сушили, коптили колбасу. Рыбу также ели сырой, вялили и сушили. Растит. пища отсутствовала.
В нач. 20 в. разделялись на 5 (у авамских Н.) и 7 (у вадеевских Н.) патрилинейных родов (дедытын тансэ). Были запрещены браки с родственниками до 3-го колена. Практиковался сорорат. Система терминов родства бифуркативно-линейная со скользящим счётом поколений и генерац. скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу. Кочевые группы возглавлялись выборными старейшинами (барба), обычно каждая имела своего шамана (нга). В некоторых родах шаманский дар передавался по наследству, такие шаманы считались самыми сильными. Шаманство тунгусского типа заимствовано у энцев и эвенков. Шаман имел духа-помощника (дямада); обряд проводился при участии помощника (туоптуси) и аудитории, вторящих шаману, сопровождался звуками бубна (хеньдир) с колотушкой (хетаа), посоха (чире) с дерев. палочкой (хосихуа), подвесок-погремушек на костюме (кахя, хе). Верили в духов болезней (коча). Существовали представления о создателе вселенной Нилыты нгуо. Шаманы проводили праздник Чистого чума (Мадуся), отмечающий окончание полярной ночи; с выпадением первого снега устраивали обряды, посвящённые Матери подземного льда. В связи с гонениями на служителей культа в сов. период шаманство у Н. отошло на периферию обрядовой жизни и возродились автохтонные культы богинь-матерей – создательниц всего сущего (нямы), которым родовые старейшины приносили в жертву оленей в связи с началом сезонных промыслов. Нямы был посвящён праздник летнего солнцестояния (Аны ’о-дялы – Большой день), который проводили уважаемые пожилые женщины. В связи с освобождением рек ото льда устраивали обряды, посвящённые Матери-воде; Матери-земле (Моу-нямы), представлявшейся в виде огромного оленя, посвящались промысловые культы. Культ Матери-огня был связан с культом домашнего очага, к которому мужчинам было запрещено прикасаться, а также вообще разжигать огонь (каждый Н. носил на груди оберег в виде мешочка, наполненного золой родного очага). С культом очага и Матери-солнца ассоциировался домашний идол в виде круглого бронзового зеркала (дялы-койка – идол дня), который можно было найти весной в тундре благодаря сверканию; для того чтобы его взять, требовалось надеть специальные очки и рукавицы и принести в жертву оленя. Покойника оставляли в тундре на его нарте, обёрнутым в шкуры, с ним оставляли все предметы, которые он сделал при жизни, над ним возводили шалаш. Считалось, что умерший уходил в мир Матери подземного льда, а его нечистая половина оставалась на могиле в виде одноногого, однорукого и одноглазого, опасного для живых, демона (баруси). Маленьких детей Н. хоронили в дерев. гробиках в развилках деревьев: считалось, что их души достаточно легки, чтобы взлететь к Матери-солнцу и потом снова возродиться среди людей. Христианства Н. не знали, поэтому с возникновением поселковых кладбищ нганасанские могилы обозначаются вкопанными в землю палками.
Существуют мифы о возникновении мира, человека и отд. элементов культуры Н., историч. предания (дюрымы, букв. – вести); перенятые у ненцев богатырские эпич. повествования (ситабы) смешанной песенно-прозаич. формы; у русских были заимствованы и переработаны волшебные сказки. Песенный фольклор включает: личные песни (нгонана балы; напев даётся человеку в детстве родителями, а текст импровизируется по обстоятельствам), «пьяные» песни (хоангкутуо балы), детские песни (нюо балы), уникальный жанр иносказательных песен ухаживания (кэйнгэрся); колыбельные укачивания (нюо ляндырсибся балы) исполняются на типовые напевы с использованием спец. темброартикуляционных приёмов. К шаманскому репертуару относятся шаманские песни (нгаза балы), песни шаманского камлания – полного (нгатазачиа балы) и сокращённого (монютачиа балы). Танцы преим. круговые, среди них – уникальный медвежий танец (бетырся) с т. н. горлохрипением (звукоизвлечение на вдох и на выдох), изображающим «голос медведя». На уровне стилистики характерно противопоставление обрядовых (8-слоговой стих) и необрядовых (6-слоговой стих) песенных жанров; интонирование в разных жанрах отличается, но в целом относится к раннефольклорному типу. Важную роль играют специфич. приёмы темброартикуляции. Муз. инструменты (необрядовые): музыкальный лук (кэйнгинтуо динта), свистки, жужжалки (гуделки), идиофоны в виде утвари, погремушки, звенящие подвески на женской и детской одежде.
В 1950-е гг. нганасанские хозяйства были слиты с долганскими и возникли совр. смешанные посёлки. Оленеводство Н. при разросшихся стадах дикого оленя (промысел которого запрещён с 1930-х гг.), уводившего с собой домашних оленей, пришло в упадок, и с.-х. администрация Таймыра отказалась от оленеводства. В 1960-е гг. Н. вместе с долганами занимались пром. отстрелом дикого оленя. С 1980-х гг. большинство Н. было вынуждено переселиться в совр. посёлки или в Дудинку. Включены в список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
bigenc.ru
Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы (устаревшее название). Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том числе Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе 849 человек. Разделяются на две группы: западную (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и восточную (вадеевские нганасаны, с центром в поселке Новая). Говорят на нганасанском языке. Различают авамский и вадеевский выговоры. Вадеевские нганасаны владеют долганским языком. Язык нганасанов бесписьменный. По официальным данным, нганасаны прежде считались шаманистами; ныне многие сохраняют традиционные верования.
Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр 6 тыс. лет назад. Вплоть до XXI века. н. э все последующие мигранты не изменили хозяйственных традиций, ориентированных в основном на оленью охоту. С XII до XXVII века следует лакуна в археологических источниках. С начала XXVII века появляются письменные документы о том, что население полуострова было обложено российским государственным налогом (ясак). С вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья с небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-охотников. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XXVII - начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группировки (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др). Они наложились на древнее население, как полагают, палеоазиатское, занимавшееся охотой на северных оленей. Этнически группы прищельцев в разное время представляли собой западную периферию юкагиров, северные группы тунгусов (те и другие - лесные и тундровые охотники) и западные группы самодийцев с развитым санным домашним оленеводством. Более высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого свободного передвижения оленных санных групп и другие причины привели к консолидации местного населения по языку и в значительной степени по культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с другими полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности, относится организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на речных переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья, порох, свинец. Широко известны были металлические изделия нганасанов, инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники копий, ножны и др.
К XVII веку кочевья племенных группировок, из которых складывались нганасаны, простирались по всему полуострову, включая и территорию правобережья Хатантской губы. С XVIII века на Таймыр с юго-востока стали проникать якуты, постепенно ассимилируя местных тунгусов и русских. Складывавшийся на этой основе новый этнос - долганы, потеснили нганасанов к западу и северу. Ненцы, перейдя на правобережье Енисея и постепенно ассимилируя ненцев, оттеснили нганасанов к востоку, в центр равнины полуострова. Основные пути оленеводческих кочевых коллективов нганасанов пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато Бырранга на севере и плато Путорана на юге (между 69° и 76°северной широты). Северные их пределы на востоке Таймыра достигали 77° северной широты, огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне тундры. К зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки Пясины и северным притокам рек Хета и Хатанга.
Наибольшее число авамских нганасанов приходится на середину XVII века (1300 человек), но из-за эпидемий она сократилась к 1926 до 576 человек. К 1990 году на Таймыре в группе авмских нганасанов было 650 чел., в группе вадеевских - около 100. Остальные проживали в районных центрах и городах автономного округа. До 1950-х годов нганасаны в основном занимались домашним оленеводством в составе колхозных и совхозных оленеводческих бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и пушным зверем, летом подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х годов в связи с увеличением численности таймырской популяции дикого оленя домашнее оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало существовать. Вадеевские нганасаны к 1992 г. выпасали одно небольшое стадо. Нганасаны осели в поселках, перешли в рыболовецкие и охотничьи бригады. Основное товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела оленей, особенно в осенний период миграции оленьих стад на юг, заготовка рыбы, промысел пушнины и полярной куропатки. Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером) обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме голубых песцов. Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому - дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды, забота о детях.
К началу XX века среди авамских нганасанов наиболее многочисленными со своими патрилинейными именами были 5 родов, которые заключали между собой браки с соблюдением норм экзогамии. Запрещались браки как по отцовской, так и по материнской линиям до третьего поколения. У вадеевских нганасанов к этому времени зафиксировано 7 родов, также соблюдавших билинейную экзогамии, но их представители более свободно вступали в браки, в большинстве с долганами. По традиции браки заключались обычно в возрасте 17-18 лет, когда молодые люди доказывали свои возможности обеспечить семью: мужчина - удачами в охоте, оленеводстве, умением изготовить санки, шесты для жилища, деревянную колыбель для ребенка, женщина - умением ставить и собирать жилище, обрабатывать шкуры, шить одежду, готовить и заготовлять впрок пищу. При соблюдении экзогамии добрачные половые связи не осуждались и добрачные дети никогда не являлись препятствием для брака, иногда оставаясь в семье отца невесты. Сейчас часты случаи нарушения экзогамии. Весьма широко распространены межнациональные браки, в том числе и с мигрантами-мужчинами, детей от таких браков считают нганасанами.
Традиционное кочевое жилище нганасанов - конический круглый или овальный в основании шестовой чум, крытый оленьими шкурами (3-6 м в диаметре). В 1940-е гг. в быт вошли передвижные балки, легкий каркасный домик на полозьях, крытый шкурами. В течение года оленеводы меняли 3 вида жилья: зимой - балок, летом с появлением гнуса - чум, осенью - брезентовая палатка. Вход жилища ориентирован обычно на юго-восток. В конце XIX - начале XX веков нганасаны не имели постоянных поселений. Маршруты кочевого коллектива заранее оговаривали с соседями. Для более успешной облавной охоты на реках объединялись несколько коллективов. К 1941 году в связи с реализацией плана перехода от кочевого образа жизни к оседлому были построены небольшие поселки. В современных укрупненных многонациональных поселках нганасаны живут в типовых домах, имеющих от 2 до 4 квартир, отапливаемых привозным углем. При плановой застройке традиции ориентации жилища и строго соответствующих ей мест каждого члена семьи нарушаются (за редким исключением) и все больше забываются.
Традиционную одежду шьют из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда без разреза впереди состоит из двух слоев шкур. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов только что родившихся оленях (пыжиков) или шкур с живота оленя. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных подшивки ниже его - характерная особенность нганасанов. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, небольшим воротником из белого меха собаки, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного меха черной собаки, хорошо защищающая лицо от зимнего ветра. По подолу внутренняя и наружная части также обрамляются опушкой из меха белых собак, которых прежде специально выращивали для этой цели (“нганасанские собачки”). Праздничные варианты такой одежды богато оформляются геометрическими орнаментами из меховой и кожаной мозаики, а некоторые части окрашиваются по мездровой стороне в черный и красный цвета. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки. На теле мужчины носили короткие кожаные или меховые штаны, к которым привязывались длинные голенища меховой обуви из шкур с ног оленя с меховыми же чулками. Женские штаны-комбинезон с закрытой грудью шьют из кожи или шкуры мехом внутрь и спереди украшают крашеным орнаментом и многочисленными металлическими подвесками, характерными для нганасанских и энецких женщин. На мужских и женских штанах спереди сохраняется в виде разноцветной бахромы рудимент пояса стыдливости. Обувь нганасанов шьется без подъема внешне делает их ноги похожими на ноги овцебыков. Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй) из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасанов или энцев. Прежде специальную погребальную или обрядовую одежду, сейчас выходящую из употребления, шили без орнаментов по тому же, что и из шкур, крою, но из красных и черных сукон. Национальная праздничная одежда хорошо сохраняется и сейчас.
Излюбленной пищей нганасанам служит рыба, мясо оленя, мясо диких гусей в сыром, мороженом, сушеном и вареном видах. Сейчас большое значение в рационе имеет хлеб.
Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем матерей, от который зависит здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасанов. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных реликвий, по крайней мере трижды в году, - обязательный ритуал. Большое значение имели шаманы нганасанов. К ним обращались во всех трудных случаях, они же являлись организаторами таких больших общественных праздников-обрядов, как Чистый чум, проводившийся обычно при появлении солнца после полярной ночи. Сейчас этот обряд в виде весеннего фольклорного праздника постепенно возрождается.
Произведения фольклора весьма разнообразны по видам. Некоторые из этногенетических мифов повествуют о том, что нганасаны появились из шерсти большой оленьей самки (земли), на спине которой они живут. Культурный герой Сирота-парень как первый нганасан выходит на свет, откинув травяную дверь в земляной кочке. Его полагали защитником всего народа. Исполнение длинных эпических произведений, в которых речь чередуется с пением, обычно растягивалось на несколько вечеров долгой полярной ночи. Более короткие рассказы, “вести”, повествуют о ситуациях промысла, похождениях и проделках различных мифологических персонажей. Распространены адаптированные к местным условиям русские сказки. И сейчас широко бытуют сказки о животных, объясняющие их происхождение, характерные черты, окраску повадки. Песенное творчество нганасанов также разнообразно. В частности, прежде каждый нганасан имел свою “личную песню”, сочиненную им самим или подаренную ему, с устойчивым мотивом, на который накладывается словесная импровизация. Из музыкальных инструментов необходимо отметить бубен с колотушкой, поющий лук, гудки, завывалки и жужжалки из птичьих перьев, дерева и тростника. До недавнего времени всякая музыка и пение сохраняли свое сакральное значение.Назад в раздел
Активные, приключенческие, развлекательные, экскурсионные туры по России. Города Золотого кольца России, Тамбов, Санкт-Петербург, Карелия, Кольский полуостров, Калининград, Брянск, Великий Новгород, Великий Устюг, Казань, Владимир, Вологда, Орел, Кавказ, Урал, Алтай, Байкал, Сахалин, Камчатка и в другие города России.
Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.
svastour.ru