Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Народные праздники 2 класс окружающий мир


Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Учебник для 2 класса

Окружающий мир

       

Вспомним

  1. Что такое равноденствие?
  2. Когда бывает осеннее равноденствие?

Праздник земледельцев

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы, благодарили матушку-землю за урожай. Украшали лентами и ставили в красный угол под иконы последний сноп с поля. Овсяный хлеб из муки нового помола женщины несли с благодарностью к водице-царице.

Бабушки ждали в гости внуков, готовили им вкусное угощение. Вместе с детьми мастерили особую куклу в виде мешочка с зерном нового урожая — зернушку.

Перед этим днём в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах и светцах. Мужчины, старые и молодые, шли за околицу села. Там они добывали огонь древним способом: тёрли один кусок дерева о другой. Потом несли новый Кукла-огонь в село. И в каждом доме вновь зернушка загорался огонь в печи. Зажигалась лучина в светце. Загорался фитилёк в лампаде. Вновь становилось тепло, светло и радостно. Так обновлением огня люди отмечали особое время в году, когда ночь побеждала день. Молодые мужчины каждый год учились у старых, как добывать огонь. Ведь нужно было быть готовыми защитить всех в случае нужды от холода и темноты.

Праздники охотников и оленеводов

Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

Древний нанайский промысел — охота на диких оленей, медведей, пушных зверей. Об этом говорят и названия месяцев. Например, октябрь — «месяц езды на лодках» для охоты до глубокой осени.

Прекрасные следопыты, знатоки тайги и её обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таёжным богатством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение — мясо и кашу.

Домой с собой брали воду или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.

Теперь перенесёмся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Длился он целые сутки. Готовили для всех общую трапезу. Юноши и девушки танцевали и пели песни.

Обсудим

  • Чем различаются праздники, о которых вы прочитали? Чем они похожи?

Проверим себя

  1. Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия?
  2. Какой праздник отмечали в это время нанайские охотники?
  3. За что коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия?

Сделаем вывод

В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

tepka.ru

Конспект по окружающему миру по теме: "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" (2 класс УМК "Перспектива").

09.11.2016 г.

Урок №18.

Тема: Народные праздники в пору осеннего равноденствия

  Задачи урока: познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям. 

      Планируемые результаты: уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

Ход урока

      Учитель начинает урок: «Ребята, посмотрите на наш стол. На нем фрукты, овощи, орехи, крупы. Какие из этих даров природы вы можете назвать? (Дети называют дары природы, описывают их по форме, цвету, вкусу; рассказывают, что можно приготовить из них.) Каким одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов? (Урожай.) А откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? Какое время года называют урожайным? (Дети предлагают свои объяснения.) И еще, ребята, подумайте, пожалуйста, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия. Что такое равноденствие? Кто помнит, когда бывает осеннее равноденствие? Что происходит в природе после этого дня?»      После ответов детей учитель обращает их внимание на фотографию кукол «День — ночь» рядом с темой урока на с. 62 учебника, показывает этих кукол. Вместе с детьми выясняет, почему они выполнены из контрастных по цвету тканей; как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года начиная от дня осеннего равноденствия. (Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подготовленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, увеличивается или уменьшается долгота дня.)      Прикрепляя кукол в равновесном положении в сентябрьском сегменте годового круга, учитель подытоживает высказывания детей: «В конце сентября, а именно 22 сентября, день и ночь уравниваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом... Как много света в это время, как жарко греет солнце. Как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло, да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху». Учитель зачитывает первое предложение текста на с. 62 учебника и продолжает обсуждение: «Крестьяне благодарили матушку-землю. Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.) Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай. А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму». Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит: «Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.) Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Выслушивает ответы детей. Дает куклу каждому ученику по очереди.) Теперь давайте почитаем учебник. И найдем имя нашей гостьи». Ученики читают первый абзац текста на с. 62—63 учебника (включая и первое, уже прочитанное учителем предложение). Каждый читает по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.      Учитель: «Вот, оказывается, какое у нее имя — зернушка. (Учитель берет кукол-помощников.) Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хочет попробовать разыграть сценку? (Если находится желающий, учитель дает ему возможность выступить.) Ребята, предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя — Крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».

    Физминутка

  Далее учитель предлагает детям узнать, что еще делали люди в пору осеннего равноденствия, и продолжает чтение текста на с. 63 учебника. После прочтения этого текста учитель говорит: «Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях». Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь. Через некоторое время останавливает ребят: «К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт. Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте проверим, нагрелись ли хотя бы ваши инструменты. (Дает возможность ученикам потрогать палочки.) Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света. Но у нас есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы. Для этого раскройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1. Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть „зажгут“ огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам». Дети выполняют работу в рабочих тетрадях. Во время выполнения задания учитель может включить музыкальную запись.      Затем учитель читает классу текст о праздниках охотников и оленеводов на с. 64—65 учебника. Чтение можно сопровождать показом иллюстраций природы описываемых областей, изображениями упоминаемых в тексте животных, народных костюмов. После прочтения учитель разбивает класс на группы. Каждой группе дает для ответа один из вопросов рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника. Уточняет у детей, понимают ли они, что значит поститься (ограничивать себя в удовольствиях, чтобы таким образом приготовиться к празднику). Затем предлагает выполнить задания № 3 и № 4 на с. 41 рабочей тетради.

      В завершение занятия учитель спрашивает у ребят, что им показалось особенно интересным на данном уроке, что удивило, что осталось непонятным. В конце урока один из учеников читает вывод на с. 65 учебника.      

Домашнее задание: теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради.

multiurok.ru

Конспект по окружающему миру по теме: "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" (2 класс УМК "Перспектива").

09.11.2016 г.

Урок №18.

Тема: Народные праздники в пору осеннего равноденствия

  Задачи урока: познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям. 

      Планируемые результаты: уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

Ход урока

      Учитель начинает урок: «Ребята, посмотрите на наш стол. На нем фрукты, овощи, орехи, крупы. Какие из этих даров природы вы можете назвать? (Дети называют дары природы, описывают их по форме, цвету, вкусу; рассказывают, что можно приготовить из них.) Каким одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов? (Урожай.) А откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? Какое время года называют урожайным? (Дети предлагают свои объяснения.) И еще, ребята, подумайте, пожалуйста, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия. Что такое равноденствие? Кто помнит, когда бывает осеннее равноденствие? Что происходит в природе после этого дня?»      После ответов детей учитель обращает их внимание на фотографию кукол «День — ночь» рядом с темой урока на с. 62 учебника, показывает этих кукол. Вместе с детьми выясняет, почему они выполнены из контрастных по цвету тканей; как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года начиная от дня осеннего равноденствия. (Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подготовленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, увеличивается или уменьшается долгота дня.)      Прикрепляя кукол в равновесном положении в сентябрьском сегменте годового круга, учитель подытоживает высказывания детей: «В конце сентября, а именно 22 сентября, день и ночь уравниваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом... Как много света в это время, как жарко греет солнце. Как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло, да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху». Учитель зачитывает первое предложение текста на с. 62 учебника и продолжает обсуждение: «Крестьяне благодарили матушку-землю. Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.) Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай. А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму». Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит: «Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.) Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Выслушивает ответы детей. Дает куклу каждому ученику по очереди.) Теперь давайте почитаем учебник. И найдем имя нашей гостьи». Ученики читают первый абзац текста на с. 62—63 учебника (включая и первое, уже прочитанное учителем предложение). Каждый читает по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.      Учитель: «Вот, оказывается, какое у нее имя — зернушка. (Учитель берет кукол-помощников.) Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хочет попробовать разыграть сценку? (Если находится желающий, учитель дает ему возможность выступить.) Ребята, предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя — Крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».

    Физминутка

  Далее учитель предлагает детям узнать, что еще делали люди в пору осеннего равноденствия, и продолжает чтение текста на с. 63 учебника. После прочтения этого текста учитель говорит: «Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях». Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь. Через некоторое время останавливает ребят: «К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт. Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте проверим, нагрелись ли хотя бы ваши инструменты. (Дает возможность ученикам потрогать палочки.) Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света. Но у нас есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы. Для этого раскройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1. Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть „зажгут“ огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам». Дети выполняют работу в рабочих тетрадях. Во время выполнения задания учитель может включить музыкальную запись.      Затем учитель читает классу текст о праздниках охотников и оленеводов на с. 64—65 учебника. Чтение можно сопровождать показом иллюстраций природы описываемых областей, изображениями упоминаемых в тексте животных, народных костюмов. После прочтения учитель разбивает класс на группы. Каждой группе дает для ответа один из вопросов рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника. Уточняет у детей, понимают ли они, что значит поститься (ограничивать себя в удовольствиях, чтобы таким образом приготовиться к празднику). Затем предлагает выполнить задания № 3 и № 4 на с. 41 рабочей тетради.

      В завершение занятия учитель спрашивает у ребят, что им показалось особенно интересным на данном уроке, что удивило, что осталось непонятным. В конце урока один из учеников читает вывод на с. 65 учебника.      

Домашнее задание: теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради.

multiurok.ru

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

       

Вспомним

  1. Что такое равноденствие?
  2. Когда бывает осеннее равноденствие?

Праздник земледельцев

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы, благодарили матушку-землю за урожай. Украшали лентами и ставили в красный угол под иконы последний сноп с поля. Овсяный хлеб из муки нового помола женщины несли с благодарностью к водице-царице. Бабушки ждали в гости внуков, готовили им вкусное угощение. Вместе с детьми мастерили особую куклу в виде мешочка с зерном нового урожая — зернушку.

Перед этим днём в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах и светцах. Мужчины, старые и молодые, шли за околицу села. Там они добывали огонь древним способом: тёрли один кусок дерева о другой. Потом несли новый Кукла-огонь в село. И в каждом доме вновь зернушка загорался огонь в печи. Зажигалась лучина в светце. Загорался фитилёк в лампаде. Вновь становилось тепло, светло и радостно. Так обновлением огня люди отмечали особое время в году, когда ночь побеждала день. Молодые мужчины каждый год учились у старых, как добывать огонь. Ведь нужно было быть готовыми защитить всех в случае нужды от холода и темноты. [an error occurred while processing this directive]

Праздники охотников и оленеводов

Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

Древний нанайский промысел — охота на диких оленей, медведей, пушных зверей. Об этом говорят и названия месяцев. Например, октябрь — «месяц езды на лодках» для охоты до глубокой осени.

Прекрасные следопыты, знатоки тайги и её обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таёжным богатством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение — мясо и кашу.

Домой с собой брали воду или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.

Теперь перенесёмся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Длился он целые сутки. Готовили для всех общую трапезу. Юноши и девушки танцевали и пели песни.

Обсудим

  • Чем различаются праздники, о которых вы прочитали? Чем они похожи?

Проверим себя

  1. Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия?
  2. Какой праздник отмечали в это время нанайские охотники?
  3. За что коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия?

Сделаем вывод

В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

as6400825.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.