Свое название месяц получил в честь римского императора Октавиана Августа. На Руси его называли серпень, хлебосол, припасиха-собериха, жнивень, зарев (так как в это время бывают яркие и холодные зори), разносол, густоед; густарь.
Август — венец лета, страды государь.
Август — закат лета.
Август — разносол, всего вдоволь.
Август — месяц птичьих стай.
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
В августе серпы греют, вода холодит.
Овцы да льны в августе смотри.
В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серпогодье.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
На зимний стол август готовит разносол.
В августе зима с летом борются.
Август запасает хлеб на год: у зимы огромный рот.
Август устали не знает — все собирает, припасает.
Август придет — свои порядки заведет. Греет спину, холодит грудь.
Кто в августе спит, тот спит на свою голову.
В августе солнце греет по-летнему, веет ночь прохладой.
Лето переломилось — позже занимается рассвет, раньше смеркается.
Утренняя заря скоро потухает — будет ветер.
Красные облака до восхода солнца — к ветру.
Ветер полосами, порывами — к тихой погоде.
Ненастье более бывает при верховом (южном) ветре.
Если далеко видно по горизонту — к ведру.
Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта — к хорошей погоде.
Хорошая погода сохранится, если ночью ясно.
Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два-три дня дождь.
Хорошая погода сохранится, если в низких местах вечером и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.
Будет скоро сильный ветер, если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой.
Ночная роса не высыхает — к грозе.
Коль пошел парной туман над лесом — идти по грибы.
Зацвела сосна — зернистый масленок появился.
Полетел пух с осины — идти за подосиновиками.
Уж выползает на дорогу греться — перед дождем.
Муравьи спешно среди дня заделывают входы — будет дождь.
Если идет дождь, но пауки начинают ткать паутину — небо скоро прояснится.
Паук ткет паутину колесом — к ведру.
Полетела паутина — жди длительной солнечной погоды.
Перед сухой погодой мухи просыпаются рано и начинают гудеть, перед дождем же сидят тихо и смирно.
Макридин день. Оводы кусаются последний день. Заканчиваются летние работы, начинаются осенние.
Смотри осень по Макриде.
Коли на Макриду дождь — на следующий год уродится рожь.
Макрида мокра — и осень мокра: суха — и осень тоже.
Паутина летает — к безденежью.
Грибов мало — к мокрой и снежной зиме.
Кто на Макриду поссорится, того весь год ждут склоки.
Ильин день. Илья-пророк — распорядитель самых могучих сил природы, разъезжающий по небу на своей огненной колеснице и посылающий на землю молнии, гром и дождь.
Этот божественный образ постепенно вытеснил из религиозных представлений славян бога Перуна, которого считали главным небесным распорядителем в дохристианские времена. Илья-пророк нетерпим ко грешникам и к нечистой силе, которая, спасаясь от его гнева, в Ильин день превращается в зверье. В это время начиналась жатва и сбор других сельскохозяйственных культур, и Илью-пророка благодарили в обрядовых песнях:
Илюшка накормил,
И накормил, и напоил,
А Петрушка было
С голоду не уморил.
Здесь Ильин день противопоставляется Петрову дню (25 июня) — голодному времени, когда старые запасы уже давно закончились, а новый урожай еще не созрел.
Рано-рано Илья жито зажинает,
Золотым серпом поле выметает.
Поле выметает, колос высыпает.
Где раз резнет, там сноп кладет,
Где горушечки, там конопушечки,
Где лужок, там снопочек.
По дворам ходили славильщики:
Илья-пророк по межам ходит,
По межам ходит, рожь зажинает,
Рожь зажинает, ярь наливает.
Часты, густы звезды в небесах,
Чаще того копны в полях;
Ясен, красен мак в садах,
Ясней, красней снопы в полях.
На этих полях добра много!
За этим же, хозяинушка,
Живи здорово, богато и долго!
Подари ты нас, певцов —
Каждому певцу по красному яйцу,
Спевальщикам — по калачикам.
Не томи много, дари скоро!
К этому дню крестьяне спешили завершить сенокос, так как он редко обходился без грозы. А дожди, начавшиеся с Ильина дня, бывали затяжными:
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.
На Ильин день дождь — в закрома, а после Ильина дня — на закрома.
Сгребешь сено в кучи — так и не страшись тучи.
Дождевая вода, собранная в Ильин день, хорошо помогает от сглаза и порчи.
Начиная с Ильина дня запрещалось купаться в водоемах.
Считалось, что вода холодеет от того, что одна из лошадей, несущих огненную колесницу Ильи, теряет свою подкову и та падает в воду. Еще говорят, что Илья бросает в воду кусочек льда, что лось обмакивает в нее свои рога...
До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекой прощается.
Чтобы не рассердить ненароком грозного библейского пророка, в этот день не работали — грех! — и не выгоняли скота. Принято было выпекать хлеб нового урожая. Старший мужчина в семье — «батюшка-пахарь» — благословлял новый хлеб, «новину», разламывал и раздавал членам семьи. Есть его нужно было молча, бережно, не роняя ни крошки.
С Ильина дня погода поворачивает к осени, хотя жара может продержаться еще долго.
Илья лето кончает.
На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.
Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.
На Ильин день дождь — будет мало пожаров, ведро — пожаров много.
Комары кусаются последний день. Колодцы рыть нельзя — вода в них будет плохая. В этот день первое ведро в колодец нужно опустить с мятой — это понравится колодезнику, и он будет хранить колодец.
После Ильина дня не рекомендуется есть землянику — иначе дрема одолеет.
Лошадей работать не заставляют, весь домашний скот кормят сытно и вкусно. Считали зерна в сорванном огурце: четное количество — к благу и прибыли.
День Марии Магдалины, в который опасались молнии и не выходили в поле. В остальном же день считался счастливым.
Марья — добрый день.
Коли на Марью гроза — сена будет за глаза.
Если огурцы засаливаются плохо, не будет ни дождей, ни гроз. Молоко быстро скисает — к грозам.
День Трофима-бессонника. С этого дня разрешается спать днем. Пора собирать малину и калину.
На Трофима калинники-малинники.
Лес — что купец пузатый: всяким харчем, всяким товаром торгует.
Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — почти то же самое, что найти цветок папоротника в купальскую ночь: привалит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.
День Бориса и Глеба. Пора собирать черемуху. В этот день опасались грозы и не собирали копны — молнией подожжет:
На Глеба и Бориса за хлеб не берися.
Борис и Глеб — поспел хлеб.
День Анны-холодницы, зимоуказатель- ницы.
Какова погода до обеда, такова и зима до декабря; какова погода после обеда — такова зима после декабря.
Если утренник холодный, и зима холодная.
7 августа (25 июля по старому стилю) называют также «Макарьев день» — время открытия знаменитой нижегородской ярмарки. Первоначально она происходила у стен Макарьевского монастыря под Нижним Новгородом, чем и объясняется ее название. С перенесением ярмарки в город изменились сроки ее проведения (раньше в Макарьев день она уже заканчивалась). «Суета всякого рода, общее стремление к торговле, движение огромных капиталов, утонченный обман в оборотах, заготовление всего на всю Россию, словом, центр всех купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмонка» (И.М.Долгорукий. «Журнал путешествия из Москвы в Нижний» 1813 года).
Торговля на русских ярмарках традиционно сопровождалась всевозможными развлечениями. Неизменным успехом у публики пользовались так называемые раешники, которые привозили большой деревянный ящик с прорезанными в нем отверстиями — раек. В него были встроены два валика, на которые наматывалась широкая бумажная лента с нарисованными на ней картинками — некое подобие фотопленки, поделенной на кадры. Раешник поочередно показывал картинки и сопровождал зрелище увлекательным рассказом. Первоначально основной темой таких представлений была жизнь Адамы и Евы в раю, отсюда и название устройства — раек. Со временем тематика расширилась: раешники стали иллюстрировать и иронически, с шутками и прибаутками комментировать последние новости, ярко, с выдумкой изображать произошедшие события: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, а вот большая колонна, на нее посадили Наполеона. А вот в двенадцатом году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились». Рядом с райком располагались торговцы сладостями, здесь же зрителям предлагались и лубочные картинки, повторяющие наиболее яркие сцены представления. Таким образом, площадка вокруг райка становилась самым бойким местом на ярмарке.
Непременными участниками ярмарочных гуляний были и скоморохи — странствующие самодеятельные артисты. Первоначально они являлись действующими лицами языческих обрядов, в дальнейшем их функция стала чисто развлекательной, а со временем скоморошьи представления приобрели остро сатирическую, политизированную окраску. Это вызвало недовольство властей, и в XVIII веке скоморошество запретили. Тем не менее образ скомороха остается одним из самых ярких в русском фольклоре.
Пора идти в лес по грибы. Если тропинки покрылись плесенью — грибов будет много.
Гриб-грибовой,
Унесу тебя с собой!
Волнушки — в кадушки,
Сморчки — в бурачки,
Опенки — в бочонки,
Грузди — в кузовки,
Боровички — в сундучки,
Масленки — в ведерки.
Уж ты, бор-борок!
Дай нам ягод коробок.
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
В гнезда клали монетки — на счастье и прибыль. Пасечников задаривали подарками, а меда не ели вплоть до медового Спаса. По берегам рек раскладывали новые льны и холсты, чтобы все женские работы шли как по маслу.
День Николы Кочанского. Капуста начинает завиваться в кочаны, поспевает голубика.
Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!
Без капусты брюхо пусто.
В некоторых местностях это был день Пантелеймона Зажнивного — предосенний сбор лекарственных трав.
День Прохора.
Кто сегодня продает, меняет — все потеряет.
Прохоры и Пармены — не затевай мены.
Калинник. В этот день крестьяне опасались заморозков:
Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом!
Если в этот день ясно, то ясно будет до 5 сентября.
Если овес опять зазеленел — будет плохая осень. Муравьи увеличили кучи — к морозной зиме.
День Силы и Силуяна. Лучший срок сева озимых:
Рожь, посеянная на Силуяна, родится сильно.
Святой Сила прибавит мужику силы.
На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (колосья клонятся к земле).
Девки крестят кукушку, ведьмы воруют молоко. Родившийся в этот день будет счастливым купцом, сильным умом и телом.
День Евдокима, заговенье, последний день перед Успенским постом.
Успенский пост — не голодный.
Пекут маленькие блинцы — охранные. Их кладут в каждый угол дома, чтобы нечисть не заходила. Часть блинцов нужно съесть, обходя дом, лавку, магазин — для прибытка и отвращения воров. Собранные в этот день ягоды черемухи — прекрасное лекарство от заболеваний желудка. .
Медовый Спас, первые смотрины результатов крестьянского труда (всего в календаре три Спаса). Этот день — проводы лета, первая встреча осени. Пчелы перестают носить мед, пчеловоды начинают выламывать соты. Первый мед приносили в церковь для освящения и поминали родителей. Мед после этого для становится лечебным. По-другому этот праздник называли Спасовка-лакомка.
На первый Спас и нищий медку попробует.
В этот день устраивали крестный ход к воде (еще одно его название — Мокрый Спас), а после водосвятия купались сами и в последний раз в году купали лошадей. Полагалось освящать колодцы и обсеивать избы семенами дикого мака — считалось, что он отпугивает ведьм. Отцветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края перелетных птиц — ласточек и стрижей.
Ласточка весну начинает, осень накликает.
В этот день можно пойти на перекресток дорог, начертить крест, приложить ухо и послушать: если покажется, что кто-то тяжелый едет — быть богатым в этот год; если едет налегке — к бедности.
Степан-сеновал. Окончание сенокосных работ.
Каков Степан, таков и сентябрь.
Чтобы домашние птицы и животные были здоровы, их нужно поить с серебра.
День Антона-вихровея.
Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.
Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.
Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с толстым снегом на дома.
Пыльный день — много хлеба.
День Авдотьи-малиновки, огуречницы.
Какова Авдотья, таков и ноябрь.
Пора собирать малину — сегодня она особенно целебна, а также огурцы, лук и чеснок. Опасались дождя: если в этот день мокро, то все сено сгниет. Второй отлет ласточек. В этот день предпринимали пост на луке, квасе, хлебе и соли.
День Евстигнея-житника.
Каков Евстигней, таков и декабрь.
Жатва в разгаре. Жать хлеб издревле считалось сугубо женским занятием. Женщины пели за работой особые жатвенные песни, способствующие ритмичным движениям серпа. Каждая строчка заканчивалась возгласом «У!» — выше на октаву:
Пора же, мати, жито жати,
Ох и колосок налился — у!
Колосок налился — у!
Пора же, мати, дочку дати — у!
Ох, и голосок сменился — у!
Возвращаясь домой, пели:
И говорило, и говорило
Ржаное жито:
Не хочу я в поле стояти,
Не хочу я колосом махати,
А хочу я во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, ржаное жито,
Во пучок вязали,
Из меня рожь выбирали.
Много желудей на дубе — к прибыли и хорошему урожаю.
Яблочный Спас (или «Спас на горе», так как этот день совпадает-с праздником в честь Преображения Господня на горе Фавор).
Пришел Спас — ушло лето от нас.
С этого дня начинается уборка яблок и разрешается употреблять в пищу плоды и фрукты. Существовало поверье, что в этот день в Царствии Небесном раздают яблоки детям — но не всем, а только тем, чьи родители устояли перед искушением попробовать яблочко до Спаса. Поэтому взрослые, причем не только родители умерших детей, считали за великий грех съесть яблоко, не дождавшись Спаса. На первых сорванных яблоках загадывали:
Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по второму по Спасу да сбудется, а этой осенью — не минуется.
Яблоки приносили в храм для освящения, раздавали бедным.
На второй Спас и нищий яблочко съест.
Вечером ходили в поле и с песнями провожали закат солнца, встречали осенины. Уборка урожая идет полным ходом:
Пришел Спас — всему час.
Начинается отлет журавлей, погода портится:
Пришёл Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.
Горох в этот день — лечебный.
День Пимены-Марины.
Каковы Пимены, таков и январь.
Ягодная пора прошла.
Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.
Если в этот день улетают аисты — осень будет холодной.
День Мирона-ветрогона. Время собирать опят.
Коли грибовно — так и хлебовно.
Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.
Иней на траве — к хорошему будущему урожаю.
День Лаврентия.
Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.
Ти хая вода — к хорошей рыбалке осенью.
В полдень вода в реках и озерах тиха — осень будет тихая, а зима без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень.
Урожай еще не собран, но судить о нем можно по множеству примет:
В августе дуб желудями богат — к урожаю.
Много сосновых шишек — к урожаю ячменя.
Урожай сморчков — к урожаю проса и гречихи.
Гречиха плоха — овсу пороет.
Урожая орехов два года подряд не бывает.
В этот день перестают петь птицы. Кто шумит — клика ет на свой дом беду.
День Евпла. По поверьям, в ночь на мученика Евпла привидения ищут встречи с людьми. Росы становятся целебными — росу собирают на год.
Читали заговоры на урожай и прибыль.
День Тихона Задонского. К нему обращались с молитвой об избавлении от греха уныния.
День Михея-тиховея. Начинается листопад.
Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются.
Михей с бурей — к ненастному сентябрю.
На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени.
Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — зима позже придет.
Успение, окончание жатвы («дожинки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благополучное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.
Далее подходила очередь благодарить серп. Жницы обматывали его пучками колосьев и несколько раз кололи им землю, приговаривая:
Ниву сажали,
Страду пострадали,
Гибкими спинами,
Острыми серпами.
Слава Богу,
До Нового году.
Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «завивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домашнего скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.
Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, который устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших животных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.
Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:
Нива, нива,
Дай мою силу на другую ниву.
Я тебя жала, силу потеряла!
Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.
Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обязательным выпеканием караваев из муки нового урожая. Женщин-тружениц воспевали в песнях.
В поле жито я дожала,
Пять стогов наметала,
А шестой ячменю —
На утеху свою.
Я всю нивку прошла,
Под межой венок нашла.
Покатился венок с поля,
Прикатился до покоя.
Кто веночек выкупит —
Бочку меда выкатит.
Ваня венок выкупил,
Бочку меда выкатил —
Чтобы жнеек угощать,
Угощать, величать,
В хороводе примечать!
Дожали, дожали,
Спожинки дожали.
Зерно гребли,
Каравай пекли.
Гостей угощали,
Нивку поминали.
Житушко, расти-расти!
Времечко, лети-лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Этот день — последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утренники. С Успенья начинается и «молодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.
На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.
В разгаре сезон домашних заготовок:
Хороши огурцы, на Успенье засоленные!
Третий Спас, или Спас на полотне, праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Он называется также хлебным, ореховым, холщовым: пекутся пироги из нового хлеба, поспели орехи, открываются ярмарки. Покупают льняные изделия — долгие будут в носке.
Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают.
Три августовских Спаса — дни подведения итогов крестьянского труда. По прошествии их погода, как правило, меняется. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.
Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров будет мороз.
День Мирона. Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.
Если утром туман и роса — погода будет хорошая.
Нужно сытно кормить домашних животных, чтобы на протяжении года были здоровы.
Фрол и Лавр, лошадники. Конский праздник. Лошадям давали отдохнуть от работы. Их выводили на луг, чистили, с ладони закармливали овсом, гривы и холки убирали лентами. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священникам. Для табунщиков устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали медовухой.
Если умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.
Начинаются осенние утренники, заморозки и сентябрьские туманы, очень вредные для здоровья. Из дома стараются не выходить, особенно в безветренные дни. Фролов день считался концом основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался досевками.
Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цветочки).
Смотрели у полыни корни: если корни толсты — следующий год будет урожайным.
Русские писатели о Яблочном Спасе. И. Шмелев. Из книги «Лето Господне»
Яблочный Спас
Благодатные плоды
Медовый Спас
Русские писатели о Яблочном Спасе. В. Никифоров-Волгин. Из рассказа «Яблоки»
www.idealdomik.ru
text-master.ru
Август – жнивень, серпень (время разгара жатвы), припасиха, собериха, щедрый, густоед, густарь (август обильный, густой на еду месяц), льнорост, ленораст (лен), прашник, осемник (восьмой, в старину, осьмой), госпожник, разносол, великсерпен, женчь, коловоц, кимовец, зорник, зарев (от зарниц), зарник, зорничник, великомешняк. Также в старину, в зависимости от района обитания, люди нарекали август в зависимости от обрядов, обычаев, которые проводились на Спасы , которых в августе три – медовый спас, яблочный спас, ореховый спас).
Название Августа месяца пришло к нам из римской империи. Август был назван в честь римского императора Августа. Изначально август был шестым по счету в году, а после 1700 года, стал двенадцатым месяцем, и только после Петровской реформы – август месяц стал восьмым, как принято его считать и по сей день. Август последний месяц лета, с его приходом начинается ощущение того, что осень уже не за горами. Погода в августе становится непостоянной: то ярко светит солнце, то льет, не переставая дождь, то ветер с ног сбивает, но июльская жара при этом уже начинает спадать и становиться комфортнее. Август богат праздниками, Спасами, вначале Медовый (начинаются проводы лета), затем Яблочный и последний Ореховый (лесные орехи) – именно Ореховым Спасом заканчивается жатва хлеба. Как и в старину, люди также и в наше время идут в церковь и освящают на Спас (мед, яблоки, лесные орехи) – которые после освящения в церкви ставят на стол, это считается знаком достатка. В августе яблоки начинают наливаться, созревает первая капуста, начинают собирать первые помидоры. В августе, полным ходом идет уборка хлебов с полей. На полях и огородах у людей наступает самое тяжелое время – от зари до зари, не разгибая спины. В августе месяце простому мужику и дохнуть нету часу, надо косить, сеять, пахать и возить». Лес в августе приносит много ягод, орехов и грибов. Целебные травы на полях и в лесах, в августе находятся во всей целебной силе. Именно в августе начинают заготавливать березовые веники. В конце августе птицы начинаются собираться в стаи, начинают готовятся к перелету. В августе месяце в реках и водоемах начинает вода цвести, а вместе с ней и камыши, и лилии, и кувшинки. С Ильина дня, вода в реках и озерах становится холодная, плавать по старинным обычаем запрещается. Именно в августе начинаются первые листопады.
С 1 по 27 августа – идет спад лета
С 28 по 31 августа – начинается осень
1 августа
День Макриды. Макринин день
На Макринин день летние работы заканчиваются, а осенние начинаются.
Если на Макриду идет дождь, значит, страда будет в дожде, но посев озимых хлебов будет хорошим. Макрида мокрая, значит и осень мокрая (если дождь с утра на Макриду идет, то и осень всю лить будет)
Если на Макридин день нет дождя, то сухая погода будет стоять долго.
Если звезды на Макридин день падают, значит, ветра придут.
Дождь на Макриду пошел, значит орехов в этом году не будет.
Оводы на Макриду, кусаются последний день.
Если пух с осины начал лететь, значит подосиновики в лесу появились.
2 августа
Ильин день. День Ильи-пророка
С Ильина дня в озерах и водоемах купаться было нельзя. На Ильин день лето кончается.
С Ильина дня, лето начинает поворот на осень.
На Илью-пророка и камень замерзает (утренние заморозки).
Со дня Ильи-пророка на полях заканчивается сенокос и начинается жатва.
Пришел Илья-пророк – значит пришел косьбе срок.
Если до Ильина дня сено сметать, то пуд меду в него накласть.
До Ильина дня в сене много меда, а после Ильина дня в себе пуд назова.
Если сенокос до дня Ильина не успел высушить, то после Ильи, придется на вилах сено сушить.
Первый сноп ставился на день Ильи-пророка – первый осенний праздник.
До дня Ильина, пашню необходимо было хоть одним зубом подереть.
После Ильина ночь становится длинная: и работник высыпается, и кони наедаются.
Как Илья пришел, в поле ночью и коня не увидишь (ночи темные).
После Ильина дня, ночь длинна, и вода холодна.
На день Ильина до обеда лето, а после обеда наступает осень.
Павел и Петр на час день убавил, а Илья – два часа уволок.
Придет Петро – отщипнет листок, а придет Илья отщипет и два.
Если на Илью глухой гром, то значит, будет небольшой дождь, а если громкий, то к сильному ливню.
Если на Илью гром долгий, протяжный, значит, будет ненастье, а если гром непродолжительный и отрывистый, значит, вскоре будет хорошая погода.
Если на Илью гром гремит беспрерывно – значит, будет град.
Пришел Илья принес гнилья (много дождей).
До дня Ильи-пророка, облака и тучи ходят по ветру, а после дня Ильи-пророка – уже против ветра.
До дня Ильи-пророка, и поп дождя не вымолит, а после дня Ильи-пророка, даже баба дождь фартуком нагонит.
Если на день Ильина шел дождь, то это означало хороший урожай зерновых на следующий год.
Если на день Ильина с утра много облаков, затянуто небо, то посев в следующим году надо было делать ранний, и ожидать хорошего раннего урожая, а если в полдень затянет небо, то посев будет средний, и урожай будет средний, а если вечером затянется небо, то и сев будет поздний, а урожай будет плохой.
Пришел Илья-пророк, пора и горох собирать впрок.
В день Ильи-пророка было принято спать на первой соломе (деревенская перина).
Начиная со дня Ильи, люди выходили на охоту на волков.
До дня Ильина муха кусается, а после уже запасается.
После Ильина дня, комары больше не кусаются.
В день Ильи-пророка, в старину скот не выгоняют на поля, так как в этот день было много гроз и градов. После Ильи-пророка не ешь землянику, иначе везде засыпать станешь.
На день Ильи-пророка, пчеловоды перегоняют пчел, прибираются в ульях, подрезывают первые соты.
После дня Ильина, грачи начинают собираться в небольшие стаи, и больше не летают по одиночке.
4 августа
День Марии Магдалины. Мария Ягодница. День громов.
В этот день начинается уборка пшеницы.
В день Марии Магдалины, в поле никто не работал – гроза могла убить.
Коли в этот день гроза – будет сена за глаза.
Если в этот день была сильные росы, то и льна будут косы.
На Марию Магдалины, достают из земли цветочные луковицы.
В этот день собирается красная и черная смородина.
5 августа
День Трофима-Бессонник. Трофим – калинник-малинник.
На день Трофима-Бессонника – хорошему хозяину и день мал. Когда идет работа, то и спать неохота. Если долго спасть, то и добра будет не видать.
С дня Трофима-Бессонника начиналась пора страды, тяжелой работы. В страде одна лишь забота – как бы не застоялась работа.
На Трофима с малинника и лыко не велико, да ягоды сладкие, а с калинника и лык можно надрать, да ягоду в рот не положишь.
6 августа
День Бориса и Глеба
На Бориса и Глеба – палятся копна (гроза).
На Бориса и Глеба поспел хлеб.
В день Бориса и Глеба, было принято не браться за уборка хлеба.
7 августа
День Макария. День Анны Холодницы, зимоуказательницы.
По этому дня, судили о предстоящей зиме. Если утром (утренник) был холодный, это означало, что и зима будет студеной.
Каков день до обеда, такова и зима до декабря. Тепло и светло на день Анны Холодницы, означало студеную зиму, а если в этот день шел дождь, означало теплую и снежную зиму.
9 августа
День Николы Кочанского, Кочанного. Кочанный день. День Пантелеймона Целителя. Палий день
На Николу Кочанского вилки в кочаны завиваются.
В этот день начинается уборка овса.
В этот день, в старину было принято начинать осенний сбор целебных трав.
В этот день люди бояться грозы.
Нельзя было в этот день возить копны сена на гумно, иначе Палий – спалит.
Также нельзя было возить хлеб.
10 августа
День Прохоры и Пармены
В День Прохора и Пармены, не надо затевать обмена (мена).
11 августа
День Калинника, Калинов день. День туманов
Если на день Калинника туман – то стоит припасти косы про овес с ячменем.
В старину говорили: Пронеси Господь день Калинника мороком, а не морозом.
Если на Калинника не будет заморозков, то и на 5 сентября не заморозит.
Если в день Калинника, второй раз за год зазеленеет овес, то осень будет дождливой.
Если в этот день туман, то это считается неблагоприятным времени для пчел: «В мороки даже пчеле ходу нет».
12 августа
День Силы. Силуянов день
На день Силы, рожь в поле стоит пьяная (налитая зерном, клонится к земле).
Если рожь сеяться на Силу, то и родится сильной.
Сила хлебам придает сил.
Если в день Силы, на улице пасмурно, прохладно, то дождя в этот день не будет, и работать можно до темноты, а если парит, то обязательно будет дождь.
Если в день Силы пойдет мелкий дождь, то это к долговременному дождю.
На Силу, если ведьмы опивались молоком, то они умирали.
Святой Сила прибавляет силы мужику.
В день Силы, бессильный начинает богатырем жить. Много хлеба, много сытной пищи.
13 августа
Евдокимов день. Евдокимово.
Евдокимов день, заговенье перед постом Успенским – Успенский пост не голодный, в нем много хлеба, ягод, овощей, плодов.
14 августа
Первый спас. Медовый спас. Мокрый спас. День Маккавея.
На Медовый Спас даже нищий мед пробует.
Первый Спас. Первые проводы лета. Первый Спас – мокрый. С первого Спаса и роса хорошая.
В первый Спас в деревнях освящают колодцы.
После Медового Спаса, пчела перестает носить мед. Подрезаются соты, пасечниками.
В день Маккавея начинают собирать мак. Дикий мак в старину использовали как средство от злых ведьм.
В первый Спас начинают отцветать розы, начинаются холодные росы.
На первый Спас, отлетают первый поток ласточек и стрижей.
Если на Спас малина крупная, то и рожь можно сеять раньше обычного, а если мелкая или средней величины, то и рожь лучше позже сеять.
Домашний скот на Медовый спас, купают в этом году в последний раз.
Если на Медовый Спас стоит хорошая погода, то и уродится много приплоду.
На Медовый Спас начинается ранний сев озимых. Если в этот день идет дождь, то рожь не сеяли.
15 августа
День Степана Сеновала
Этим днем заканчиваются все сенокосные работы.
Каков будет Степан Сеновал, такой будет и Сентябрь.
На Степана, лошадей было принято поить через серебро, т.е. в воду клали что-нибудь серебряное.
На полях ко дню Степана отрастала отава – вторая трава, начиналась косьба.
Отава на лугах – осеннее сено. Отава летнее сено прибережет.
С 15 по 19 августа, в старину, люди наблюдали за погодой, какова была погода, такова была погода с сентября по январь.
16 августа
День Антона Вихревея, День Исаакия Малинника
Каков Антон Вихревей, такой будет и октябрь.
Если на Антона Вихревея сильный ветер, то ожидалась снежная зима.
На день Исаакия Малинника, в лесу созревает лесная малина.
Каков Исаакий, таков будет и Никола Зимний – 19 декабря.
17 августа
День Авдотьи Сеногнойки, Авдотьи Малиновки, Авдотьи Огуречницы, День Семи Отроков Эффесских.
Какая Авдотья, такой будет и ноябрь.
На Авдотью Огуречницу, срывают последние огурцы.
На Авдотью убирайют чеснок и лук.
Если на Авдотью Сеногнойку идет дождь, то и все неубранное сено сгинет.
Семь Отроков Эффесских – семь дождей принесут.
18 августа
День Евстигнея Житника
Какой Евстигней Житник, такой и декабрь будет.
На день Житника, одной рукой жнут, другой сеют.
Если на Житника день прозевал, то значит и урожай потерял.
На Евстигнея Житника убирают лук.
В старину на поле петь нельзя, только по дороге на поле и с поля.
На Евстигнея Житника, заклинали жнивы на все четыре стороны, тем самым призывали мать землю на помощь.
В день Евстигнея едят лук с хлебом и солью, и обязательно должен был быть квас.
Начиная со дня Евстигнея Житника, развешивались по всему дому связки с луком, для того, чтобы воздух в доме очищался.
19 августа
Второй спас. Яблочный спас. Преображение. Встреча осени.
Один из самых больших крестьянских праздников – Второй Спас. Яблочный Спас. Встреча осени. Осенины.
Яблочный Спас – к этому времени созревают яблоки. В это время можно срывать спелые яблоки. С яблоками и медом идут в церковь и освящают эти продукты.
До Яблочного Спаса не ели плодов, кроме огурцов.
На Яблочный Спас, даже нищий яблоки да попробует.
На Яблочный Спас, надо взять голицу про запас.
Каков Яблочный Спас, такой будет и январь.
Закат на Яблочный Спас провожают с поля песнями.
Ночь после Яблочного Спаса становятся холоднее.
После Второго Спаса, шубу припасай.
Если сразу после Яблочного Спаса стояла хорошая погода, то это считалось лучшим временем для посева ржи.
После Второго Спаса, начинали посев озимых.
Рожь, старались сеять, когда дул северный ветер, рожь росла крупнее и крепче.
На Яблочный Спас улетают журавли.
Какая погода на Яблочный Спас, такая погода будет и на Покров.
Если сухой день на Яблочный Спас – то будет сухая осень, если дождь – то будет мокрая осень, а если день на Второй Спас ясный – то будет студеная зима.
20 августа
День Марины – Пимены
На день Марины-Пимены, в лес за малиной более не ходят.
Если на день Марины-Пимены аисты готовятся улететь к жаркие страны, то осень будет холодная.
В этот день сеяться озимые.
21 августа
День Мирона Ветрогона
Если в это время появляется иней с утра, то урожай будет богатым в следующем году.
Пришел Мирон Ветрогон значит, в лесу появилась брусника, и опята.
Какой будет день Мирона Ветрогона, такой будет и январь.
На день Мирона Ветрогона часто бывают сильные ветры.
22 августа
День Лаврентия
На день Лаврентия, в озерах и реках вода полностью остывает.
Если на Лаврентия стоит жаркая погода или идут сильные дожди, то такая погода будет еще долго, и будет осень затяжной.
В полдень на Лаврентия, смотрят на воду в озерах и водоемах, если вода тихая, то и осень будет спокойной, а зима без сильных вьюг и завирух.
24 августа
День Евпла
На день Евпла начинается первый легкий листопад.
В ночь на мученика Евпла, считалось, что на кладбищах ходят приведения, слышны всякие посторонние звуки, песни, вой, свист и т.д.
27 августа
День Михея Тиховея
Этот день известен своими сильными ветрами, по которым в старину судит о предстоящей погоде. Если на день Михея Тиховея сильный ветер, то это означало, что будет дождливый сентябрь. Если ветра нет, или ветер не сильный, то это означало, что будет сухой сентябрь.
Листопад начинает набирать обороты.
В этот день возможны заморозки.
Если в этот день журавли улетают в теплые края, то в середине октября будет мороз, а если журавли остаются еще, то зима будет поздней.
В этот день на полях сеют озимые.
28 августа
Конец Успенского поста. Успение. Дожинки. Оспожники. Начало бабьего лета.
В этот день ласточки улетают в теплые края.
Солнце на успенье начинает засыпать. В деревнях в этот день был обычай солить огурцы.
Считалось, что озимые культуры необходимо сеять за три дня до Успенья и три дня после Успенья.
Если до Успенья успеть распахать, то в следующем году лишнюю копну сена нажать.
Успенье – это начало осени, также считается большим крестьянским праздником. Знаменовалось окончанием жатвы, уборки урожая.
Если на Успенье в небе появится радуга, то теплая осень будет в этом году.
Начинается уборка картофеля с полей.
29 августа
Третий спас. Ореховый спас. Спожинки
Созревают в лесах орехи. Начинается сбор.
На Ореховый Спас последние ласточки улетают в теплые края.
Если на Ореховый Спас последний журавль улетит, то на Покров уже будет очень холодно.
На Ореховый Спас выпекают хлеб, пироги из нового урожая.
Если хорош будет Третий Спас, то и зимой будет квас.
31 августа
День Фрола и Лавра Лошадников. Конский (лошадиный) праздник
На Фрола и Лавра заканчивается посев ржи. После этого дня, рожь считается не совсем хорошей.
Если до Фрола и Лавра не успеешь отсеять, то в следующем году, снимешь одни цветочки.
В этот день солят огурцы.
С Фрола и Лавра начинаются утренние заморозки.
Этим днем заканчивается посев любых озимовых.
У баб по вечерам работы не початый край (заготовки, закатки).
В этот день на лошадях работать в этот день запрещалось. Лошадь надо было кормить в полную меру, даже запрягать в телеги было запрещено.
Тавро на домашней скотине в этот день не выжигают.
Лошадей в этот день прибирали, купали, расчесывали, вплетали ленты.
Лошадей на день Фрола и Лавра Лошадников, обязательно надо было окропить Святой Водой.
tradicii.com
Большинство народных праздников, отмечаемых в августе, посвящено сбору урожая. Однако среди них есть и православные торжества, когда чтят святых угодников и молятся им о здравии и благополучии.
Последний летний месяц уже не такой жаркий, и дни идут на убыль. Вместе с тем в августе созревает урожай, и многим не приходится сидеть без дела. Это время сбора меда, который является не только излюбленным лакомством, но и прекрасным средством для лечения многих болезней. Помимо народных праздников, существует множество примет на каждый день августа, узнав которые вы сможете предугадывать погоду. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют прислушиваться к народной мудрости, чтобы в жизни не было места неудачам и бедности.
1 августа почитают память святой Макрины. В этот день следят за погодой: продолжительный дождь сулит мокрую осень и большое количество орехов. Кроме того, дождь на Макрину говорит о богатом урожае хлебов на следующий посевной сезон. Сухая погода сулила массу неприятностей, поэтому раньше было принято «вызывать» дожди. Женская половина населения проводила специальный обряд: девушке, родившейся в этот день, приносили пучок колосьев, который именинница относила к реке и просила у нее пролиться дождем, сулящим процветание и безбедную жизнь.
2 августа участвовали в крестном ходе и возносили молитвы святому, чтобы тот послал хорошую погоду. В прежние времена с Ильина дня начинали готовиться к осени, чувствуя приближающиеся заморозки. В праздничный день обязательно набирали воду из природных источников, чтобы умыться ею и умыть тех, кто хворает. Такая вода считалась целебной и помогала справиться даже с самыми тяжелыми болезнями. Нередко водой окропляли сараи с домашними животными, защищая их от падежа и сглаза. В день праздника готовили выпечку и угощали друг друга, чтобы и следующий год был хлебным. Обязательно давали крошки от испеченного хлеба скотине, чтобы она произвела хороший приплод.
В день памяти монаха полагалось любую работу выполнять в полном молчании. Наши предки верили, что неосторожное слово может обернуться против них, поэтому предпочитали лишний раз не открывать рта. Обязательно занимались починкой амбаров, чтобы собранный урожай не пропал, а также запускали в них кошек или собак, чтобы те устранили мышей. Следили и за погодой: если 3 августа выпадало много росы, то урожай льна мог пропасть.
В день праздника принято ходить в лес за ягодами, чтобы пополнить запасы на зиму. 4 августа старались не работать в полях: верили, что те, кто ослушается запрета, могут пострадать от удара молнией. Утренней росой принято умываться, чтобы обрести красоту и молодость. На Ягодницу девушки проводили любовные обряды и заговоренными ягодами угощали понравившихся парней.
Праздник назван так из-за рабочей страды, во время которой было не до сна. На Бессонника собирали калину и малину — впоследствии их использовали для лечения множества заболеваний. В этот день заготавливали и другие целебные травы, которые помогали справиться с простудой осенью и зимой.
В церкви вспоминают первых святых, погибших мученической смертью, а в народе стараются не выезжать в поля, чтобы не накликать пожара. В этот день собирали черемуху и следили за поведением домашней скотины. Беспокойство животных сообщало о скорой смене погоды. Птицы, сбивающиеся в стаи, указывали на ранние заморозки.
В день праздника следят за погодой: холодное утро сулит скорые морозы. С утра и до обеда дождь — до декабря будет сыро. Присматривались к поведению муравьев: если они начинают достраивать муравейник, то можно ожидать крепких морозов. В день праздника обязательно готовили блюда из созревшего картофеля, угощали им соседей, чтобы привлечь в дом благо.
В день праздника собирали первые яблоки, которые не ели, дожидаясь яблочного Спаса. В народе считалось, что утром травы обладают целебными свойствами, поэтому ходили в поля, чтобы сделать заготовки на зиму. Девушки собирали двенадцать разных полевых цветов и проводили обряд по привлечению любви.
Православные верующие в этот день молятся святому Пантелеймону об избавлении от множества недугов. В народе в этот день собирали колосья и несли в церковь на освящение, готовили угощение для нуждающихся, чтобы самим избежать обнищания.
В день праздника старались не заниматься продажей и не совершали покупок из-за возможности быть обманутыми и накликать на себя убытки. По примете, купленный в этот день товар обязательно сломается, а выгода от продажи будет мнимой. На Прохора начинали выкапывать луковицы тюльпанов, собирать груши и копать первый картофель. Утренний дождь сулил удачу в делах и предвещал хорошую погоду на несколько дней вперед.
Калинниками на Руси называли пироги с начинкой из калины, а также первые заморозки. Угощения делали из свежесобранных ягод, чтобы набраться здоровья. Крестьяне молились Высшим Силам, чтобы те уберегли посадки от морозов, и готовились к сбору урожая льна. На полях лен мог зазеленеть во второй раз, что означало ненастную осень.
В праздничный день старались собрать урожай хлебов, а также приступали к новым посадкам в зиму. Считалось, что новые посевы подарят хороший урожай в следующем году, если будут посажены именно в праздничный день. Моросящий дождь вечером сулил затяжные дожди на неделю.
В православии в этот день вспоминают покровителя семьи и целителя Евдокима. Верующие с утра отправляются на службу, чтобы вознести молитвы и попросить у Высших Сил покровительства. Перед полевыми работами было принято заговаривать борону, чтобы на ней не сломались зубья.
В этот день начинается Успенский пост, во время которого православные верующие готовятся к великому празднику Преображения Господня. На первый Спас в церковь несут мед, чтобы его освятили священнослужители. 14 числа купаются в освященных водоемах, чтоб избавиться от болезней. В прежние времена работа не останавливалась, и в день первого Спаса крестьяне продолжали трудиться на полях, собирая урожай и засеивая пшеницу под зиму. Молодежь отправлялась в лес, чтобы собрать позднюю малину и сделать заготовки на зиму.
В этот день проводили обряд, помогающий лошадям обрести силы. Для этого коней водили к природным источникам, бросали в воду серебряную монету. После того, как лошади переставали пить, монету прятали на конюшне. Степанов день показывал погоду сентября. Дожди сулили мокрый осенний месяц, а сухая погода продлевала лето еще на 30 дней.
В праздничный день не мели и не убирались в доме. По поверьям, уборка может плохо сказаться на кошельках хозяев, и в них будет целый год так же чисто, как в прибранной хате. Погода в этот день бывала такой же, что и в октябре. Снежная зима будет, если на Вихровея понимается пыльный ветер, дующий с полей.
В этот день старались убрать все сено с полей, чтобы оно не испортилось от дождей. Собирали последние огурцы и делали заготовки из них. Хозяйки брали самые большие овощи, чтоб достать из них семена на будущий год.
Крестьяне выходили в поля, лили на убранные жнивы масло и заговаривали их от нечисти. Такой обряд помогал и дальше трудиться в полях, не опасаясь бед и несчастных случаев. Погода в этот день определяла погоду в декабре.
В этот день начинали есть яблоки, прежде освятив их в церкви. Считается, что фрукты избавляют от болезней и несут в дом благополучие. Хозяйки оставляли освященные фрукты на ночь на столе и смотрели по ним, есть ли в доме нечистая сила. Если яблоки за ночь чернели или покрывались темными пятнами, проводили обряд по очищению жилища. Журавли, собирающиеся в стаи, сулили скорую осень.
Аисты в этот день собираются к отлету — жди суровую зиму и ранние заморозки осенью. В православии отмечают день памяти сразу двух мучеников Марина и Пимена, которым молятся для укрепления веры, просят покровительства и защиты от любых бед.
Сильный ветер в этот день указывает на ненастную осень. В этот день может выпасть первый иней, который сулит хороший урожай на будущий год. Инеем принято умываться, чтобы хватило сил заниматься работами в полях на следующий сезон.
Праздник назван так в честь поверья, согласно которому змеи в этот день могли прицепиться к корове и высосать у нее молоко. В связи с этим скотину не гоняли на пастбища, а хозяйки занимались доением в одиночестве, чтобы коров никто не сглазил и они не перестали давать молоко.
Почитают целителя, который помогает справиться со множеством недугов. Наши предки следили за водой, отправляясь к лесным озерам или к реке: если вода тихая, без волн, то и осень будет спокойной, а зима пройдет без лютых морозов и буранов.
Этот день на Руси считали опасным. По поверьям, на болотах появляется белоснежный конь, который ищет своего убитого в сражении хозяина. Конь устремляется к погостам, чтобы оплакать усопших. Запрещено употреблять горячительные напитки, чтобы души родственников не наказали нерадивых людей. В этот день начинали стричь шерсть с овец и использовали ее для вязания зимних вещей.
Праздник получил это название из-за того, что в этот день было принято убираться в «поветях» — местах хранения лошадиной сбруи и инвентаря. В том случае, если уборка не будет проведена, хозяев ждали неприятности. Начинали сеять озимые и следили за погодой: тихий день предвещал хорошую погоду на осень и обилие грибов с орехами.
Верующие молятся Тихону об избавлении от уныния и укрепления в вере. На Руси в день праздника убирались в подвалах и погребах, чтобы перенести туда новые заготовки. По погоде определяли, каким будет осенний период. Дождь до обеда говорил о том, что осенью будет сыро.
Если в этот день журавли отлетают в южные края, то к октябрю можно ожидать морозы. Тиховеем день назван, потому что следили за ветрами: если он будет тихим, то ненастье не случится еще несколько недель.
В православии отмечают день Успения Пресвятой Богородицы, а в народе заканчивали жать снопы в полях. После завершения страды женщины ложились на жнивы, чтобы вернуть силы, потерянные при тяжелых работах.
В день праздника начинали посев с Божьей помощью и старались меньше разговаривать во время работ, чтобы не накликать беду. 29 числа верующие молятся, чтобы обрести счастье и благополучие.
На праздник было принято помогать женщинам, которые остались без мужей, и обязательно приносить угощения в их дома. Тихие ветра 30 числа сулили хорошую погоду на ближайший месяц.
На Руси почитали лошадей, которые были незаменимы для работы в полях. 31 августа лошадей всячески обхаживали и не запрягали для работ. Животных угощали лакомствами, а также поили свежим пивом, чтобы те набрались сил.
Народные праздники являются частью нашей жизни и несут в себе мудрость наших предков. Множество примет и поверий по сей день помогают избежать всевозможных бед. О том, какие приметы сулят скорое счастье, вы можете узнать из этой статьи. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
dailyhoro.ru
Если вы интересуетесь славянскими традициями и обычаями, которые в истории нашей страны тесно переплелись с православными канонами, вас наверняка заинтересуют народные праздники в августе 2019 года. По большей части они связаны в первую очередь с полевыми работами, сбором ягод и грибов в лесу. С их помощью можно узнать множество полезных примет о погоде, которая нас ожидает в будущем.
1 августа 2019 года (четверг)
2 августа 2019 года (пятница)
3 августа 2019 года (суббота)
4 августа 2019 года (воскресение)
5 августа 2019 года (понедельник)
6 августа 2019 года (вторник)
7 августа 2019 года (среда)
8 августа 2019 года (четверг)
9 августа 2019 года (пятница)
10 августа 2019 года (суббота)
Пожалуй, ни одни праздники в августе 2019 не отличаются такой безудержностью и размахом, как народные. Они ещё раз нам доказывают, что русский народ умеет не только работать, но и отдыхать.
Мария Ягодница. Народный праздник, отмечаемый 4 августа. В этот день собирали красную смородину и готовили из неё компоты и пироги. А ещё считалось, что нельзя попадать под гром — может убить.
11 августа 2019 года (воскресение)
12 августа 2019 года (понедельник)
13 августа 2019 года (вторник)
14 августа 2019 года (среда)
15 августа 2019 года (четверг)
16 августа 2019 года (пятница)
17 августа 2019 года (суббота)
18 августа 2019 года (воскресение)
19 августа 2019 года (понедельник)
20 августа 2019 года (вторник)
Российские праздники в августе 2019 года — это не только официальные, закреплённые на государственном уровне. Но и чисто русские, народные, связанные с языческими обрядами и православными традициями. Так, всем известно, что Перун — прообраз Ильи Пророка.
Медовый Спас. Народный праздник, отмечаемый 14 августа. В этот день освящают мёд, пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки и плюшки с маком.
21 августа 2019 года (среда)
22 августа 2019 года (четверг)
23 августа 2019 года (пятница)
24 августа 2019 года (суббота)
25 августа 2019 года (воскресение)
26 августа 2019 года (понедельник)
27 августа 2019 года (вторник)
28 августа 2019 года (среда)
29 августа 2019 года (четверг)
30 августа 2019 года (пятница)
31 августа 2019 года (суббота)
Лошадиный праздник. Народный праздник, отмечаемый 31 августа. Главные традиции — прикормка лошадей свежим сеном и овсом, украшение их ленточками, выпечка обрядового печенья.
Пока в России будут помнить русские народные традиции и праздники, которые отмечались на Руси издревле, будет жива наша культура. Август — самое время вспомнить о том наследии, которое оставили нам наши предки. Сходить в лес по грибы, насладиться живительным свежим воздухом. Увидеть звёздное небо и по месяцу угадать, какая нас ждёт зима. Приготовить знаменитый малинник из лесных ягод и угостить ими подруг на девичнике. И ни в коем случае не забыть про августовские Спасы.
kalendarnye-prazdniki.ru
Последний летний месяц когда-то называли «жнивень» или «серпень», очень говорящие названия, так как в это время начинается пора интенсивного сбора урожая. А потому и народный календарь на август связан в основном с полевыми и огородными работами и наблюдением за приметами, по которым можно судить о погоде.
Август — чудесный месяц! Дни стоят еще жаркие, наполненные ароматами цветов и созревших плодов. А вот ночи уже не такие теплые, да и темнеет заметно раньше. В августе кельты отмечали очередной праздник Колеса года — Лугнасад (Ламмас). А в наших краях последний месяц лета примечателен:
Успенским постом;
Медовым, яблочным и ореховым спасами;
И так далее.
В августе 31 день, и каждый из них подмечен в народном календаре. Каждый имеет свои особенности и приметы.
1-е Макринин день
На Мокрины все летние работы в полях уже заканчивались — приходило время осенней страды. В народе Макринин (Мокринин) день был примечателен тем, что он должен быть «мокрым», отсюда и второй смысл названия.
По дождь 1-го августа судили об урожае, и если Мокрины выдавались сухими, надо было «вызвать» дождь. С этой целью проводился специальный ритуал: женщины искали в деревню девушку, рожденную 1-го августа, нарекали ее Мокриной, наряжали и давали ей колосья пшеницы. Их она должна была отнести к реке, чтобы та передала их влаге, и пошел дождь.
Если дождь и так был, то рожденные 1-го августа не выходили из дома, а то могли вызвать жуткий ливень и даже потоп.
А еще в Макринин день «оводы кусались в последний раз». Дескать, лето закончилось, даже для насекомых.
2-е Ильин день
Один из больших праздников на Руси. Считалось, что после Ильина дня лето кончилось. Да, до осени было еще далеко, но она чувствовалась во всем.
В Ильин день категорически нельзя работать. Илья суров и за нарушение запрета может наказать. Выпускать скот в поле тоже не желательно — наши предки верили, что 2-го августа всякие гады выползают из своих нор и могут доставить массу неприятностй.
3-е Онуфрий Молчаливый
В этот день народного календаря мало говорили, в память о монахе, которого чтят 3-го августа.
Крестьяне продолжали готовиться к осени, на этот раз ухаживали за амбарами: вычищали, латали, проветривали их. Было принято запускать туда кошек, чтобы те ловили мышей.
И, конечно, наблюдали за приметами.
4-е Мария Ягодница
Еще один день, в который не желательно было работать в поле. Зато надо было ходить по ягоды: поспевала черная, красная смородина, черника. А потому хозяйки делали сладкие запасы на зиму.
Второе название дня — Мария Сладостница.
5-е Трофим Бессонник
Бессонник это день не зря. Крестьянам приходилось очень рано вставать, чтобы успевать в срок завершить все уборочные работы в поле.
Плюс ко всему, на Трофима начинали собирать калину и малину. А хозяйки продолжали варить компоты, варенья и делать повидло.
6-е Борис и Глеб
Второе название этого дня — Паликопны, от «палить копны». Существовало поверье, что в этот день лучше не выезжать в поля или на луг — будет пожар. А все потому, что август — время грома и молний. Предосенние грозы могли поджечь стога и поля.
В лесах начинался сбор черемухи. Из ее ягод делали угощения, или просто засушивали на будущее.
7-е Анна Летняя
К этому дню уже созревал молодой картофель — основное блюдо августа.
Важным атрибутом этого дня являлось наблюдение за погодой и животными. По некоторым признакам можно было узнать, какая будет зима.
8-е Ермолаев день
Чаще всего теплый погожий день. Каждый был занят своими делами: кто-то убирал хлеб, кто-то делал заготовки впрок, а вот травники шли искать травы, чтобы тоже запастись ими. Считалось, что именно в этот день в них концентрируется сила:
...осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают...9-е Пантелеймон Кочанный
Второе название этого дня народного календаря августа — Пантелеймон Целитель, именно этого Святого чтут 9-го числа.
К этому времени уже начинала завязываться молодая капуста, а потому хозяйки доставали из закромов прошлогодний урожай и пускали его в дело:
пекли пирожки и пироги и угощали все, от детворы до случайных путников.
Еще очень важным действом был «заживный праздник» - крестьяне относили в церковь колосья хлеба, святили их, а затем хранили в доме.
10-е Прохоры-Пармены
В деревнях и селах продолжали готовиться к зиме:
Категорически нежелательно было торговать. Все подобные дела на Прохоры-Пармены обречены на провал.
А еще этот день — праздник кузнецов, которые пользовались огромным уважением на Руси.
11-е Калинник
С этого дня начинался интенсивный сбор калины — ягоды, которую очень любили и продолжают любит. У нее много полезных свойств.
Примерно с этих чисел августа уже начинали прихватывать морозы (их так и называли «калинники»), что могло негативно сказаться на урожае. В некоторых губерниях существовала присказка-молитва:
Пронеси, Господи, мороком (то есть туманом — прим. ред.), а не морозом12-е Силуан и Сила
Обычно в это день начинали сеять озимую рожь, считалось, что такой посев будет наиболее урожайным. Наши предки считали, что на Силу и Силуана сил у всех прибавляется:
у людей,
животных,
растений.
13-е Евдокимов день
Довольно значимый день народного календаря августа. Люди в этот день праздновали, так называемое Евдокимово заговенье перед очередным, уже Успенским постом.
А знающие люди рассказывали, что нужно обязательно заговорить борону, чтобы при полевых работах не ломалась.
14-е Медовый Спас
Про этот праздник слышали все, и многие его любят: Медовый, он же Первый, он же Маковый, он же Спас на воде. Каждое его название «говорящее». Например:
Первый, потому что первый.
Медовый — потому что в этот день обычно заламывали соты. Кстати, как говорили в народе, если это не сделать на Медовый спас, то соседские пчелы прилетят и утащат ваш мед.
Маковый — потому что в юных регионах к этому времени поспевал мак, и его активно добавляли в сладости.
Именно с Первого спаса раньше начинали распашку поля на зиму.
15-е Степан Сеновал
На Степена следили за погодой, по приметам вычисляли, какая будет осень. Но самое главное — лошади, их нужно было поить «через серебро». Делалось это так:
Это нужно было сделать, чтобы лошади были спокойные, не пугливые и покладистые.
16-е Антон Вихровей
Второе и третье название Вихровея — Малинник и Орешник. Дело в том, что к середине августа малины было достаточно много, и ее активно перерабатывали впрок. А Орешник — потому что в лесу уже можно было собирать орехи.
По приметам этого дня угадывали погоду на зиму. Особенно по ветру.
Ни в коем случая нельзя было убираться в этот день. Ни подметать, ни выносить сор — вместе с мусором можно было выкинуть и достаток на целый год.17-е Авдотья Малиновка
Авдотью в народе называли:
Малиновкой. Потому как продолжалась ягодная-малиновая пора.
Огуречницой. Хозяйки продолжали заготавливать огурцы на зиму. А этот сбор должен был быть последним в этом году.
Сеногнойкой. В это время часто начинают идти дожди, которые могут стать причиной гниения сена в стогах (если его не убрать как следует).
18-е Евстигней Житник
По Евстигнею Житнику судили о том, какой будет декабрь. И старались найти на поле стебель с 12-ю колосьями. Если такой попадался, то его нужно было хранить до весны, как залог нового хорошего урожая.
Важным обрядом этого дня считался — заклинание жнивы. Это делалось, чтобы отвести оттуда всякую нечисть.
19-е Яблочный Спас
Еще один всем знакомый день — Яблочный Спас. До этого времени есть я блоки не разрешалось, зато начиная с 19 августа их начинали добавлять в выпечку, смешивать с медом и готовить иные угощения.
Все в этот день вращается вокруг яблок:
ими угощали;
торговали;
их собирали и начинали заготавливать впрок.
20-е Марины-Пимены
В этот день августа нужно наблюдать за аистами. По их поведению можно судить о погоде на осень: если птицы улетают, то осень скоро, и она будет холодная и дождливая.
Прекращали сбор малины, хотя на столах еще стояли пироги с малиной, в лес за ягодами ходили реже и реже.
21-е Мирон Ветрогон
Ветреный день, потому и название такое. Примечателен тем, что с него начинали сбор ежевики в лесах.
Наблюдали за погодой, и по приметам, судили о будущей зиме.
22-е Матфей Змеесос
День связан с мрачным поверьем о том, что змеи выползают из своих нор и высасывают из коров молоко. Поэтому их старались оберегать в это время, и даже не выпускали на пастбища.
В воздухе уже во всю чувствовалась осень. Люди старались завершить уборочные работы.
23-е Лаврентьев день
23 августа крестьяне выходили к воде и наблюдали за ней:
если вода спокойная — осень и зима будут без ветра.
24-е Евпатий Коловрат
Очень страшный день народного календаря. Наши предки верили в легенду про белого призрачного коня, который якобы появляется в полях, лугах или лесах. Он ищет своего погибшего хозяина. Приходит на кладбища, раскапывает могилы, жалобно стонет.
Еще на болотах и кладбище можно увидеть блуждающие огни — души утопленников или убиенных. Пить 24 августа нельзя! Умершие предки накажут за такой проступок.
А вот стричь овец можно и нужно, этим и занимались. А мастера готовились к зиме: кто-то валял валенки, кто-то вязал теплые вещи и ткал шерстяные полотна.
25-е Фотя Поветенный
Особое внимание в этот день уделяли уборке в конюшне. И, по обыкновению, наблюдали за приметами.
26-е Тихон Страстной
Крестьяне наблюдали за ветром, по которому судили о будущей погоде, и прибирались в погребах, сараях и других схронах. Очень желательно было заговорить все эти места от нечисти.
27-е Михей Тиховей
Свадебный день, в него часто играли свадьбы. И почитали каменщиков, с ними, вообще, старались быть осторожней, ведь каменщик, если его обидеть, мог сыграть злую шутку — заложить в дымоход печи гусиное перышко. Если это сделать, то печь во время топки будет страшно «стонать».
28-е Успение
Большой праздник, еще со времен славянства. Это именины земли. Второе название этого дня в календаре — Дожиток, что говорит о том, что хлеб заканчивали жать.
Хозяйки же приступали к приготовлению разносолов. Отсюда и третье название — Соление.
29-е Спас Нерукотворный
Третий Спас — Нерукотворный. Еще его называют Ореховый, потому как орехи уже окончательно поспевали и их можно было начинать заготавливать.
Неплохо было бы и за приметами наблюдать.
30-е Вдовьи помочи
В этот день нужно было помогать всем нуждающимся — вдовам, сиротам, обездоленным.
...На вдовий двор хоть щепку кинь...Обычно желающие помочь мужчины косили сено, помогали заготавливать дрова и выполняли иную тяжелую работу в семьях, которые остались без кормильца.
31-е Флор и Лавр
31 августа совершенно все работы в поле должны быть закончены. Это событие празднично отмечалось.
Второе название августовского денька — Лошадиный праздник. Лошадок в этот день не заставляли работать. Совсем. У них был выходной.
На этом все. Вот такая вот краткая выжимка по каждому дню народного календаря, и по приметам на каждый день августа у нас получилась.
Предыдущая статья: народный календарь на июль.
pearative.ru