Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Народные праздники в пору осеннего равноденствия 2 класс перспектива презентация


Осенние народные праздники - презентация

1 Осенние народнае праздники Сделали ученики 8«А» класса Дресвянников Александр Воеводин Егор

2 Цель: Познакомить одноклассников с русскими народнами Познакомить одноклассников с русскими народнами осенними праздниками осенними праздниками

3 Обжинки

4 Обжи́нки день народного календаря славян и обряд завершения жатвы. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Обжинки характерна прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южнах славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна

5 Обычно обжинки празднуются 28 августа. В некоторых регионах России обряды Обжинок проводили 21 сентября (Осенние спожинки) или 27 сентября(Воздвижение).

6 Выжанка На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (добровольнами помощниками). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезаннах колосьев, связывая их лентой завивают «бороду»

7 Осенина

8 Осени́на день народного календаря восточнах славян, выпадающий на 21 сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собраннай урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.

9 Возжигание огня Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь». Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.

10 Почитание женщин Рано утром женщина и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсянам хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

11 Похорона мух В этот день в некоторых местах проводится обряд «похорона мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.

12 Вывод: Мы познакомили одноклассников с русскими народнами осенними праздниками Мы познакомили одноклассников с русскими народнами осенними праздниками

13

www.myshared.ru

Народные праздники в день осеннего равноденствия

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Задачи этапа:

- активизация внимания и организация работы класса;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности

включения в учебную деятельность; подготовка к восприятию темы.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Назия Габдуловна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. Поздороваемся с гостями.

-Ребята, нас сегодня ждёт очень интересная работа. Звучит «Осень , осень, в гости просим…» входят дети

Входят дети со снопом, кружатся, завязывают ленточки на сноп

ЛУУД: концентрация внимания учащихся

Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

КУУД:

планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Задачи этапа: активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Какое время года пришла к нам? ( осень)

-А как вы догадались?

Блиц турнир.

-Давайте вспомним признаки осени.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Легкий мороз – (заморозки)

4. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)

-А главный признак осени? (похолодание)

С похолоданием связаны все остальные признаки осени…….(отлёт птиц, увядание трав,…..)

-А как вы думаете, почему у меня сегодня такое изобилие на столе? (говорим об осени, а осенью собирают урожай)

-Чем богат мой стол? (овощи , фрукты, грибы, хлеб)

- Как назвать одним словом? (Урожай)

-А как вы думаете, почему мы урок начали с этого представления?

(Вот так отмечали на Руси праздники с песнями , танцами)

-А сегодня что за праздник был? (праздник урожая)

-Откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? (земля-матушка, природа)

Ответы учащихся

ПУУД: формулируют выводы по результатам наблюдений, группируют объекты.

КУУД: формируют умение слушать и понимать других, участвуют в диалоге.

РУУД:

контроль, коррекция ,

прогнозирование

III. Работа по теме урока. Целеполагание.

Задачи этапа: формирование навыков целеполагания, мотивация учащихся к изучению нового материала

1.Беседа

-Значит, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О народных праздниках в пору осеннего равноденствия) (Читают тему урока по слайду)

Что такое равноденствие? (день равен ночи)

-А когда по календарю начинается осень? (1 сентября)

Календарь, составленный людьми не всегда совпадает с календарём природы.

-Когда в природе начинается осень?

(В природе осень начинается после наступления осеннего равноденствия.) (СЛАЙД)

- Что происходит после этого дня в природе ?

(После этого день начал постепенно уменьшаться, а ночь – увеличиваться).

Так будет происходить до 21 декабря.

В этот день уже можно будет наблюдать самую длинную ночь и самый короткий день (показываю календарь)

- Равноденствия случаются два раза в году и делятся они на: Осеннее равноденствие (примерно 22 -23сентября); Весеннее равноденствие приходится на 21марта

-В Руси к этому дню уделяли особое значение.

И в этот день устраивали праздники.

 Ко дню осеннего равноденствия люди в старину делали вот такие вот куклы.

-Как бы вы их назвали? ( «День – Ночь»).

Кукла “День-Ночь” – это кукла-оберег жилища.

Это две одинаковые куклы, но одна сделана из белой ткани , а другая - из черной или синей .

-Почему они сделаны из контрастных цветов? (из белой ткани -день, а другая - из черной или синей –ночь).

Куклы связаны между собой одной верёвочкой и составляют единую композицию. Люди верили, что кукла оберегает смену дня и ночи.

Кто в семье первым просыпался, тот поворачивал куклу светлой стороной. Кукла «День» следила за тем, чтобы солнце светило весь день и помогало домочадцам.

А перед сном тот, кто ложился спать последний, разворачивал её темной стороной, чтобы кукла «Ночь» оберегала сон и утром все проснулись отдохнувшими, здоровыми .

Возникли народные праздники не случайно.

-А как вы думаете, в честь чего люди в день равноденствия устраивали праздники? (К этому времени весь урожай был уже убран.Этим крестьяне благодарили матушку-землю за урожай)

.

Этот праздник называли Осенины. (Слайд)

И обязательно праздник сопровождался песнями и танцами.

- Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).(Слайд)

-Объясните, почему так говорят?

(Работай, чтобы потом отдохнуть)

-Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться.

Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли ее, пытались расположить к себе, задобрить. Вот таким богатым столом из собранного урожая накрывали столы в честь, устраивали праздники.

(Учитель делает вид, что прислушивается) и говорит

- Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

- Нет, не мышь. А очень славная гостья.

Рассмотрите её, как бы вам хотелось её назвать?

Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Слайд)

-А вам интересно, как зовут эту куклу? Имя куклы мы узнаем по учебнику.

Ответы учащихся

РУУД:

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя

ЛУУД:

умение выражать свои мысли.

IV. Открытие нового знания.

Задача этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения вопросов.

Работа с учебником. Осознание и осмысление учебной информации.

1.Работа по учебнику.

-Прочитайте первый абзац на с. 62-63учебника и найдите имя нашей гостьи.

(Читают по цепочке по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу)

-Вот, оказывается , какое у неё имя-Зернушка. У этой куклы есть ещё одно имя-Крупеничка. Если вы хотите побольше узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешкова «Крупеничка» (Слайд)

-Как вы думаете, какое занятие изображено здесь? (добывание огня)

-Посмотрим слова лучинка, свитец (Слайд)

- Читаем следующий абзац. (Чтение цепочкой)

-О каком ещё обычае крестьян узнали?

У нас тоже есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы.

2.Работа в тетради.

Для этого откройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1.

Мальчики с помощью цветных карандашей пусть „зажгут“ огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы.

Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам».

-Какой праздник отмечали крестьяне? (окончание жатвы) Жа́тва — процесс уборки злаковых культур

Какой тяжёлый труд был у людей раньше, всё поле жали руками, помогали и дети.

А теперь людей заменили машины, комбайны. (Слайд)

-Как отмечали? Чем занимались они в это день?

Для чего отмечали праздник? (Благодарили природу)

Ответы детей.

ПУУД: осуществляют поиск нужной информации.

КУУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

ПУУД: выделять существенную информацию

V.Физкультминутка

Задача этапа:

избежание перегрузки учащихся

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

-Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

-А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

Выполняют упражнения

РУУД :

умение соотносить свои действия с действиями учителя

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником. Осознание и осмысление учебной информации.

Задача этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного материала.

1. Беседа.

Наша страна огромна. (СЛАЙД-карта)

Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, занятия, свои праздники. (Слайд)

-Хотели бы узнать как отмечают праздники другие народы?

-Давайте познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия других народов.

Работа в группе.

-Вспомним правила работы в группе.

-Выберите ведущего, который будет руководить группой. Распределяет, кто будет отвечать на 1,2,3,4 вопрос. Какая группа готова , показываете прикладыванием рук.

1 группа. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

2 группа. ОХОТНИКИ

3 группа. ОЛЕНЕВОДЫ

Проверка.

Вывод по учебнику с.65

Чтение ,пояснения к рисункам

Отвечают на вопросы.

РУУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

ПУУД: работать по предложенному плану

КУУД: навыки сотрудничества со сверстниками

VII. Итог урока.

Задача этапа: соотносят цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности

-О каких праздниках народов мира мы узнали сегодня? (Осенины, Хололо, Праздник моления небу-кормильцу)

-Соедините понятия на доске.

Хололо-оленеводы

Осенины-земледельцы

Праздник моления небу-кормильцу-охотники.

-Какие праздники с тех времён сохранились у нас до сих пор? (Сабантуй, Нэуруз бэйрэм -у татар, Масленница, Рождество - у русских)

 -Чем похожи? (празднование проходило в одно и то же время, в пору осеннего равноденствия ;

праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить за всё, что она даёт людям)

-Чем различаются праздники , о которых вы прочитали? (разные народы по-своему пользуются дарами природы)

Ответы детей.

Дружить, не обзываться, будем называть друг друга по именам.

Помогать друг другу в учебе.

Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

КУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

 РУУД: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

VIII.Домашнее задание.

Продолжайте изучать народные праздники традиции, обычаи родного края.

Теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради.

Работа по учебнику.

IX.Рефлексия.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке.

-Украсим наш сноп ленточками, как это делали в древние времена. Перед вами ленточки.

Если вам урок понравился и что –то новое для себя вы узнали, украсьте-красной ленточкой

если вы думаете, вам что-то осталось ещё не понятным , и вы хотите больше узнать о народах мира -украсьте зелёной ленточкой

если урок вам совсем не понравился и вы не поняли урок-то жёлтой ленточкой

Метод «Благодарю». Выберите кого-нибудь из товарищей и поблагодарите за сотрудничество.

РУУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

ЛУУД: самооценка, взаимооценка

mir-olymp.ru

Технологическая карта урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

4. Работа по теме

1.Беседа.

Слайд 4- 5

- Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.

- Какие праздники русский народ отмечал осенью?

- Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю.

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю.

- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .

-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ?

2. Работа в парах.

- Ребята, а теперь давайте откроем свои рабочие тетради на с. 40 и выполним задание под номером 1.

- С помощью цветных карандашей «зажигите» огонь и «украсьте» сноп в честь окончания жатвы.

3.Работа по учебнику

-Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.

- Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

- Ребята, а вы знаете, чем занимался этот народ?

- Откройте пожалуйста учебники на стр. 64.

Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

- Остальные поставили пальчик и следят за чтением, я могу поменять чтеца.

- Давайте же посмотрим как проходил этот обряд. Слайд 6-8

- Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости.

- Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки.

- А сейчас у нас будет читать о коряках …..

- Праздник хололо проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.

- А теперь посмотрите на отрывки из празднования праздника хололо коряками Слайд 9- 0

- Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др.

Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются

- Работников в поле.

Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты

- Трение одного куска дерева о другой

Работают в тетрадях с. 40 № 1

Слушают учителя

- Рыболовством и охотой , рыбу ловили, содержали ездовых собак.

Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

Слушают одноклассника и следят по учебнику за его чтением.

Смотрят слайд 6-8 Слушают учителя.

Ученик читает о коряках.

Смотрят на слайд 9-0

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

multiurok.ru

Урок окружающего мира (конспект + презентация) по теме "Народный календарь", 2 класс

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: «Народный календарь».

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

Тогда начнём!

2. Актуализация знаний.

Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.

Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно, круглый год Точный счет он дням ведет. (календарь)

О чём речь?

О календаре.

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? ( Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?

3. Работа над темой урока.

Тема урока «Народный календарь».

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный  календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

  • Знакомство с понятием «народный календарь» и его устройством

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) календарь - месяцеслов. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год.

В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя. Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге. Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай...

  • Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами. После октября летом не пахнет.

Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень. * Появились опята – лето отошло. * Низко улетают перелётные птицы – короткая осень. * Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

А какое сегодня число? 18 октября.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

18 октября – Харитинин день.

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

«Харитина ткала и пряла — весь дом одевала», — говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

  • Частушки

  • Обсуждение примет дня

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

«Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

  1. Что такое именины?

  2. Кто обязан праздновать именины?

  3. Что считалось важнее: день рождения или именины?

  4. Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей. Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

4. Работа по теме

1.Беседа.

Слайд 4- 5

- Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.

- Какие праздники русский народ отмечал осенью?

- Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю.

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю.

- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .

-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ?

2. Работа в парах.

- Ребята, а теперь давайте откроем свои рабочие тетради на с. 40 и выполним задание под номером 1.

- С помощью цветных карандашей «зажигите» огонь и «украсьте» сноп в честь окончания жатвы.

3.Работа по учебнику

-Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.

- Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

- Ребята, а вы знаете, чем занимался этот народ?

- Откройте пожалуйста учебники на стр. 64.

Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

- Остальные поставили пальчик и следят за чтением, я могу поменять чтеца.

- Давайте же посмотрим как проходил этот обряд. Слайд 6-8

- Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости.

- Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки.

- А сейчас у нас будет читать о коряках …..

- Праздник хололо проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.

- А теперь посмотрите на отрывки из празднования праздника хололо коряками Слайд 9- 0

- Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др.

Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются

- Работников в поле.

Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты

- Трение одного куска дерева о другой

Работают в тетрадях с. 40 № 1

Слушают учителя

- Рыболовством и охотой , рыбу ловили, содержали ездовых собак.

Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

Слушают одноклассника и следят по учебнику за его чтением.

Смотрят слайд 6-8 Слушают учителя.

Ученик читает о коряках.

Смотрят на слайд 9-0

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

multiurok.ru

Презентация по окружающему миру для 2 класса «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Урок по окружающему мируУчитель: Фокина Лилия Фархатовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №55» Московского района г. КазаниТема: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»Ноябрь, 2016 Закончи предложенияЯвление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – ледостав.2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября – бабье лето.3. Главный признак осени – похолодание.4. Легкий мороз –заморозки.5. 23 сентября – день осеннего равноденствия.Актуализация Отгадайте загадки  2.В колыбельке подвесной Спит в тиши жилец лесной. Пополнеет, подрастёт – На зубок он попадетМальчикам и девочкам, Хлопотуньям-белочкам. Кто найдёт его быстрейПосреди листвы, ветвей?  1. Травка та растёт на склонахИ на холмиках зелёных.Запах крепок и душист,А её душистый листНам идёт на чай.Что за травка, отгадай!   Было зеленое платье атласное, Нет не понравилось, выбрало красное.Но надоело также и это,Платье надела синего цвета.   С ним сдружились мы давно,Дарит нам он толокно, И муку, и кашу, и печенье…Поблагодарим за угощение.   Главный принцип, в общем, простой:Голова – на солнце, ноги – под водой. 23 сентября день и ночь уравниваются по времени. Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяни благодарили матушку-землю. Работа по учебникуСтр.62-63 Нанайцы

Коряки Выводы: В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.  Домашнее задание:Прочитать текст в учебнике (стр.62-65), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (стр.40)

Приложенные файлы

  • WebUrokCom_12abf914a8062cРазмер файла: 3 MB Загрузок: 142

weburok.com


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.