Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Народные русские праздники в августе


Русские народные праздники в августе

Серпень, жнивень, зарничник, густырь, хлебосол, припасиха, капустник, собериха — немало красноречивых народных названий у последнего летнего месяца, носящего ныне гордое имя римского императора Августа. В августе забот немало: и жатва в разгаре, и урожай в садах созревает, и запасы на долгую зиму сделать нужно, и поле к будущему урожаю подготовить. Но и на праздники народные этот месяц более чем богат, поэтому расскажем лишь о наиболее интересных из них.

1 августа именуется в народе Мокридами. В старину определяли по этому дню, какая будет осень. Хорошая погода предрекала сухую осень, а дождь на Мокриды — предвестник дождливой осени. Если же этому дню предшествовала длительная засуха, то проводили обряд вызывания дождя. Главным действующим лицом его становилась женщина, родившаяся 1 августа. Ее величали Мокриной. Надев синее платье, Мокрина с колосками в руках отправлялась к реке. Зайдя в воду, начинала бить по ней, прогоняя засуху. К ней на помощь приходили остальные женщины, наряженные в белые рубахи. А вот мужчины и краем глаза не должны были глядеть на это действо, дабы не навлечь беду на всю деревню.

В дождливый же день Мокрина вовсе не должна была выходить из дому.

В Ильин день — 2 августа — воздерживались от всяческих работ, особенно полевых, иначе пророк Илья мог поразить ослушников молнией. Охотники же на Илью старались затравить в поле волка, чтобы грядущий год был счастливым. С этого дня прекращали купания в речке — считалось, что Илья остудил воду. А вот дождевая вода, собранная в Ильин день, обладает целительными свойствами, излечивает глазные болезни и защищает от дурного глаза.

4 августа — Марья-ягодница. Гроза в этот день — обычное дело, поэтому в поле не выходили. Девушки и женщины отправлялись в лес за ягодами, варили варенье, делали заготовки на зиму. Ходить по росе босиком на Марию нельзя — никакой живительной силой она в этот день не обладает.

На Николу Кочанного (9 августа) несли в церковь для освящения хлебные колосья. Знахарки отправлялись в поле за лечебными травками, которые собирать следовало с особыми заговорами. В этот же день обращались с молитвами к святому Пантелеймону об исцелении от всех недугов. А поскольку на Кочанника свертывается в кочаны капуста, обязательно пекли с нею пирожки.

Крестьяне твердо верили в то, что в Силин день (12 августа) ведьмы, опившись коровьим молоком, «обмирают». Считалось, что нужно в этот момент прижечь ведьме соломой пятки, с тем, чтобы ее колдовская сила ушла в землю.

С 14 августа начинается у православных Успенский пост, и на этот же день приходится первый из трех основных августовских праздников — Медовый Спас. На пасеках начинается сбор меда, который только с этого дня позволительно употреблять в пищу. Поэтому на Медовый Спас обязательно ставили освященный в церкви мед на стол, пекли медовые пряники, пироги.

Но есть и другое название этого праздника — Мокрый Спас. Объясняется оно тем, что в этот день освящалась вода в реках, озерах, прудах, колодцах, после чего обязательно нужно было искупаться самим и загнать в воду всю домашнюю скотину. Уверяют, что именно на этот день пришлось в 988 году крещение Руси.

До Яблочного Спаса (19 августа) грешно было есть яблоки. Собрав на второй Спас урожай, крестьяне телегами везли яблоки к церкви, чтобы освятить их — только после этого можно разговеться яблочками. Ведь тот, кто не ел яблок до самого Спаса, получит возможность наслаждаться райскими яблочками в иной жизни. По поверью, если, доедая последний кусочек спасского яблока, загадать желание, оно обязательно исполнится.

В ночь на 24 августа (Федор-Василий), по преданию, по кладбищам бродят приведения, слышится жалобный вой, свист, песни и бегает белый конь, который роет могилы копытами и плачет над покойниками.

29 августа отмечают третий Спас — Ореховый или Хлебный. В этот день отправлялись в лес за созревшими к этому дню орехами. А из муки нового помола пекли пироги и праздничный хлеб.

Во Фролов день, 31 августа, почитали святых мучеников Фрола и Лавра. Их считают покровителями лошадей, а потому в этот день нельзя было работать на лошадях. Им давали отдохнуть, купали их, вплетали им в гривы разноцветные ленты, читали молитвы от конского падежа. Испеченный в этот день хлеб украшали оттисками в виде конского копыта.

womenmag.ru

Народные праздники в августе 2019 года

www.hollydays.ru

Август » Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

По древнеримскому солнечному календарю последний месяц лета был шестым в году и назывался соответственно секстилисом. Однако в I веке до нашей эры он получил имя август в честь внучатого племянника Цезаря Октавиана, которому сенат преподнес титул «Август», то есть «возвеличенный богами». В Древней Руси август тоже был шестым. Величали его серпень: в эту пору жали хлеба серпами. У августа много народных названий: государь страды, собериха-припасиха, самый щедрый месяц, густарь-густоед, богатый месяц, хлебосол, капустник, разносол. «Густырь» называли август во Владимирской губернии (всего в избытке, густо едят). Старинные месяцесловы именуют август зорничником, зарником, зарничником — от слова «зорить» (зреть) или от ясных зорь и ярких зарниц. А еще он горячий месяц жатвы, живень — по разгару хлебной уборочной страды, ленорост — потому как растит лен и ленораст — «расстилает лен по росной траве*. В Древней Руси его называли заревом. Август также время нагула рыб, лесных походов. Он венец и закат лета, исход сезона. Календарь природы. В первый день месяца на колхозных полях начинается уборка овса. С ней совпадает самый ранний листопад. Во второй день отправляется в лет осенняя паутина. Через день — средний срок уборки озимой пшеницы, а спустя сутки заканчивается уборка озимой ржи. С 6 августа средняя суточная температура воздуха постепенно опускается ниже плюс 15 градусов. Через четыре дня увядает картофельная ботва. 14 августа — самый ранний срок посева озимой ржи. Зацветает поздний картофель, отмечаются заморозки на почве. 15 августа — последний срок уборки озимой пшеницы. 19 августа завершают уборку овса с полей, а со следующего дня обычно прекращаются летние грозы. Через двое суток изменяется окраска листьев липы, а спустя день падают отдельные листья у клена. 26 августа — средний срок начала листопада у остальных деревьев. В последний день месяца перекрашиваются листья рябины и яблони. Рыбалка. В августе лучший клев у окуня и щуки, судака и леща, плотвы и язя. Сбор растений. В конце месяца заготавливают дубовые веники для бани. Весь август предпочтителен для заготовок белых грибов и рыжиков, лисичек и груздей, подберезовиков и маслят, подосиновиков и сыроежек, моховиков и шампиньонов. Идет массовый сбор черники и голубики, земляники и смородины, брусники и костяники, ежевики и черемухи, облепихи и кизила, малины и шиповника. В августе заготавливают корневища аира, корни одуванчика. Сушат багульник, траву зверобоя, пустырника, трехцветной фиалки, череды, чистотела. Готовят лекарственные препараты из цветков бессмертника, василька, коры калины, листьев крапивы и подорожника. Собирают на хранение плоды земляники, калины, малины, рябины, черной смородины, черемухи, черники и шиповника. Приметы. Если листья на деревьях в августе желтеют снизу — ранний сев будет хорош. В августе дуб желудями богат.

Коли грибовно, так и хлебовно.

Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.

Говорили в народе: Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается. Приметы. На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведреной осени; на Михея буря — к ненастному сентябрю.

По народному календарю. Первые две-три недели августа в народе называли спасовками. Начинался период ежегодных осенних работ, В эти дни отмечали три праздника, три Спаса: 1 августа по старо му стилю — медовый, 6 августа — яблочный и 16-го — ржаной, или хлебный. Все три Спаса — великие дни, но от работы они не освобождали. Первого августа производили откачку меда, 6-го начинали сбор яблок, а 16-го распахивали землю под озимь, сеяли, готовили гумна и овины, собирали лесные ягоды.

Праздник преображения Господня, известный в народе под именем Спаса, повсюду считается праздником урожая и земных плодов Но так как к 6 августа (по старому стилю) далеко еще не все плоды поспевают, то крестьяне из одного праздника сделали три и повсеместно праздновали первого Спаса, второго и третьего. Читать полностью…

По церковному календарю. Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. В 20-е годы XX столетия мощи чудотворца были отобраны у верующих, и долгие годы об их местонахождении ничего не было известно. Нашли останки святого совсем недавно в Казанском соборе Петербурга, и в 1991 году доставили их в Москву. Сейчас мощи преподобного находятся в Нижегородской области. По народному календарю. Оводы кусаются последний день. День Макриды считается важным и для будущего урожая.

Обряд Мокрины

В сухое лето, когда земля трескалась от солнечного жара, в день Мокрины бабы «делали мокрины» — вызывали дождь. Женщину, рожденную 1 августа, почитали за Мокрину. Надевала она лучшее синее платье, красные бусы, атласные туфельки. С утра несли ей со своего поля колос, чтобы Мокрина отнесла его к воде, а речная вода — к небесной, к большой, а та бы пролилась на землю, не обошла бы урожая. Мокрина складывала колосья на белое полотно — колосок к колоску, последним клала колосок со своего надела, завязывала в узелок. К полудню к дому Мокрины сходились бабы и девки, одетые в исподнюю белую чистую рубаху. Приходила и баба-ведунья, деревенская колдунья. Мокрина из сеней выходила. Руку на сердце клала, бабы-ведуньи шаг повторяла, идя к реке. В правой руке несла узелок со ржаными и пшеничными колосками. Баба-ведунья у воды останавливалась. Развязывала узел Мокрина, бросала в реку колоски. На берегу оставляя атласные туфельки, бусы, входила в воду речную. По грудь Мокрина в воду окуналась, выпрямлялась. В воду глядела:| «растет» ли в ней рожь, «колосится» ли пшеница? Если вода как жарптица, била по ней Мокрина. Это засуха красуется, не дает урожаю расти. А когда не под силу Мокрине справиться с жаром небесным, входили в воду бабы и девки. Все в белых рубахах (одна Мокрина в синем платье) Били, хватали и ловили бабы и девки золотые очертания в воде. Никто из мужиков, из парней не должен был в это время выходить к реке, смотреть на купание. Подглядеть — значит беду навести на деревню.

В ненастную погоду 1 августа Мокрина не выходила из дома, так как считали — за ней и дождь выйдет, и уж тогда зальет поля и огороды, начнутся недороды.

Приметы. На Макриду мокро — вся осень мокрая. На Макриду: если дождь — сев озимых хлебов будет хорош. Если на Макриду дождь, на следующий год уродится рожь.

По церковному календарю. Илия (с еврейского «Бог — мой сила») — пророк, родившийся в IX веке до нашей эры, был ревностным поборником религии Иеговы и обличителем идолопоклонства. Его деятельность относится к периоду, когда царствовал Ахав, при дворе которого был возведен культ Ваала. Пророк Илия, босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с посохом в руках, явился к царю и объявил, что за нечестие царя страну постигнет трехлетний голод. Но Ахав не раскаялся, и началась борьба между царем и пророком. Однажды Илия попросил Ахава (по желанию Господа) созвать пророков идола Ваала и весь народ на горе Кармил. Когда просьба была исполнена, Илия обратился к людям со словами: «Я один остался пророк Господен, а пророков Бааловых 450 человек. Пусть дадут нам двух тельцов. Пусть они выберут себе одного тельца, рассекут его и положат на дрова, не зажигая огня. Я поступлю точно так же. Призовите вы имя Бога вашего, а я призову имя Господа. Тот Бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог». Пророки Ваала положили тельца и стали призывать своего Бога, но ответа не было. Тогда Илия взял двенадцать камней, построил жертвенник, положил дрова, рассек тельца и положил его поверх дров. Потом велел вылить на жертвенник три раза по четыре ведра воды, так что выкопанный вокруг него ров наполнился водой, и стал молиться. Господь услышал молитву своего пророка и ниспослал огонь с неба, сжег жертву, дрова и даже камни вокруг. Увидев это, все упали ниц и сказали: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» Тогда жена Ахава Иезавель поклялась уничтожить Илию, но пророк исчез в пустыне. Однажды Илия и его ученик Елисей шли по дороге, разговаривая. Вдруг перед их взором предстала огненная колесница с огненными конями, которые разлучили их, и Илия понесся в вихре на небо. Илию живым взяли на небо. Иудеи считали, что он должен вновь явиться на землю перед пришествием Мессии. По преданию, во время преображения Иисуса Христа Илия являлся вместе с Моисеем и должен также явиться перед вторым пришествием Христа на землю. Это единственный пророк Ветхого Завета, которого христианский культ признал наравне со «своими» святыми.

По народному календарю. В народном представлении Илья-пророк подобен Зевсу: суровый, грозный громовержец, в чьем подчинении находятся молнии, дождь, град. Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, люди в Ильин день не работали в поле, не косили, даже не убирали сена, какая бы погода ни стояла на дворе.

На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак и т.д. В связи с этим верованием устанавливается обычай в День Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навлечь на избу грозу и молнии. Читать полностью…

По церковному календарю. Церковь отмечает день святой мученицы Марии Магдалины. По преданию, свидетели жизни Христа называли ее в числе самых близких Спасителю людей. Она первая увидела воскресшего Мессию, и ее восторженные слова: «Я видела Господа!» — потрясли всех. Из грешницы эта женщина, уверовав, стала ревностной последовательницей Иисуса. «Прощаются тебе грехи твои, — сказал ей Сын человеческий, — ибо вера твоя спасла тебя». Произошло преображение, грешница превратилась в праведницу; порок уступил место чистоте. Магдалина примкнула к группе преданных Спасителю людей, всегда была с ним рядом, стараясь, помочь в его делах. В Ефесе Мария Магдалина приняла мученическую смерть. Впоследствии она была причислена к лику святых.

По народному календарю. Называли день: Марья-суровица, росная оконница.

Тропа до полудня в этот день бывает в росе. Босому по росе, по народному поверью, ходить нельзя. Марья сама собирает росу. Надо в этой росе вымочить льны. В этот день обметают веником березовым оконницы. Надо всю паутину смести, осветить марьиным светом житье-бытье. Громовой день. На Марию Магдалину в поле не работают — гроза убьет. На Марию вынимают цветочные луковицы.

Приметы. Коли гроза — сена будет за глаза. На Марию сильные росы — льны будут серы и косы.

Трофим-бессонник, пора усиленных работ, страды.

По церковному календарю. Церковь отмечает день князей Бориса и Глеба и преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского. Умер великий князь Владимир. В этот час при нем находился лишь Святополк, усыновленный Владимиром, но нелюбимый. Любимого сына Бориса отец отправил за пределы княжества для отражения нападения печенегов. Обрадованный смертью своего благодетеля, Святополк поспешил воспользоваться этим и занять Киевский престол. Борис, не встретив печенегов, возвращался уже домой. По дороге к дому он узнал о кончине отца. Погруженный в свое горе, князь отказался идти войной на старшего брата, несмотря на то что дружина требовала этого, Святополк, однако, не верил в искренность Бориса и, видя в нем опасного соперника, велел тайно убить его. Борис молился. Он чувствовал приближение смертного часа… Успокоив душу верой, князь лег и стал ждать. Убийцы, ворвавшись в шатер, копьями пронзили Бориса и верного его отрока Георгия.

Но существовала еще одна «опасность» для Святополка — князь Муромский Глеб. Правитель немедленно отправил в Муром гонцов известить князя, что Владимир болен и желает видеть его. Глеб, обманутый этой ложной вестью, тотчас же с малочисленной дружиной поспешил в Киев. Неподалеку от Смоленска его встретил посланник Ярослава Новгородского и рассказал о смерти Владимира и «гнусном коварстве» Святополка. Пока Глеб оплакивал отца и брата, подоспели вооруженные убийцы. Но первым нашелся собственный повар Геба. Желая угодить Святополку, он схватил нож и зарезал своего несчастного господина… Читать полностью…

По народному календарю. День называли в народе: Анна лет няя, Анна-зимоуказница. Приметы. По Анне судили о зиме: какова погода до обеда — таков;-зима до декабря; какова погода после обеда — такова зима после декабря Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если идет дождь — зима снежная и теплая.

Говорили в народе: осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают. Утром прохладная роса листья наполняет,  пыль,  омывает, а в полдень идет целительница.

По церковному календарю. Церковь отмечает день великомучо ника Пантелеймона. Родился он в Никомедии во II веке. Учился искусству врачевания у знаменитого лекаря Евфрослана. Принял крещение, а когда исцелил слепого, обратил в христианскую веру и своего отца Евсторгия. Отец Пантелеймона был богатым человеком, и святой после его кончины стал наследником большого имения. Он помогал бедным, вдовам и сиротам и безвозмездно лечил больных. Видя его доброту, люди стали обращаться к нему все чаше, что возбудило зависть у других врачей. Еще больше разозлились они. когда узнали, от чьего имени исцеляет Пантелеймон, и донесли цари’ о распространении веры Христовой. Пантелеймона схватили и подвергли жестоким пыткам: ему царапали тело железными гвоздями, его сажали в котел с расплавленным оловом, бросали в воду с камнем на шее, отдавали на растерзание диким зверям, но святой оставался цел и невредим. Тогда разгневанный император присудил его к казни мечом. Случилось это в 305 году. У западных христиан великомученик почитается как помощник врачей, а в православии призывается в молитве за немощного, неспящего и при освящении воды.

По народному календарю. Кочанный день. Вилки в кочаны завиваются.

В этот день боятся грозы. На Пантелеймона грех возить хлеб и сено — Пантелеймон сожжет. Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб.

Прохоры и Пармены — не затевай мены.

По народному календарю. Накануне этого дня или позже нередко бывают морозы, вредные для хлеба, остающегося на корню. В этот день говаривали: «Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом». Коли на Калинов день не будет утренников, так и Луппа (15 сентября) не заморозит.

По народному календарю. Рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно. Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не надо.

Лопух

В Силин день отдает лопух, по древним поверьям, свою силу человеку. Как только обсушит солнце листья – время лопуху поклониться. Задолго до этого дня искали место, где лопух растет вопреки ветрам. Те растения, что с краю зарослей стоят, — не надо трогать. Когда колючие верхушки лопуха будут за подол цепляться, платок с головы сдирать, надо уходить из зарослей. Когда вступишь в заросли, приглядись. Листья у самой земли трогать нельзя — они старые, а листья у самых верхушек слабые. Надо рвать те листья, что из середины стебля тянутся, по три листа с куста, не более, и в пестерь класть, распрямив, гладкой стороной, ко дну пестеря. Потом сушить их на русской печи, раскладывая острыми концами на север.

От боли в коленях, плечах, говорили, можно избавиться за три Спаса, прибегая к лечению в Спас и дважды между Спасами. Надо прикладывать к больным местам ошпаренные листья лопуха (один из них окропить свежим медом), приговаривая: «Помилуй, спаси и сохрц ни, Господи!»

Евдокимово заговенье перед Успенским постом.

По церковному календарю. Церковь празднует день блаженного Василия, чудотворца. Василий Блаженный, чудотворец Московский, за святость свою и за то, что всем говорил «правду единую», пользовался особым уважением государя Иоанна IV. Преставился блаженный в 1552 году.

По народному календарю. 15 августа последний покос.

В этот день плели венок из трав и цветов. Из мяты, божьих слезок, пижмы, клевера, полыни, ромашки… В венке должно быть 12 трав. И плели его все члены семьи. Этот венок всю зиму висел в красном углу, спасая от болезней.

Приметы. Каков сеновал — таков и сентябрь.

По церковному календарю. Церковь отмечает день Антония-римлянина, чудотворца Новгородского. В 1067 году в Риме родился мальчик по имени Антоний. В 1106 году он прибыл в Новгород и построил церковь Рождества Богородицы, заложил основание монастыря. Эта мужская обитель прославилась впоследствии древними, но прекрасно сохраненными иконами и богатой ризницей; с 1720 года здесь находилась семинария с прекрасной библиотекой. Скончался Антоний в 1147 году в чине игумена.

По народному календарю. Идет полным ходом сбор лесной малины.

О человеке, рожденном в этот день, говорили: взбалмошным будет, неуемным, отчаянным. «Не девка — огонь!» — говаривали о той, что появлялась на белый свет в этот ветреный день. Но если тихой выдавалась погода, то рожденный в этот день только с виду был тихим.

Приметы. Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.

По народному календарю. День называли также: Авдотья-малиновка, огуречница, семь отроков Эфесских. На Авдотью срывают огурцы, собирают малину. Приметы. Какова Авдотья, таков и ноябрь. Если дождь — все сено сгниет.

По народному календарю. На Евстигнея убирают лук, едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровыми и имеют свежий цвет лица. В комнатах развешивают лук, чтобы воздух очистился. В этот день полагалось замесить первый ячменный хлеб из первого намолота. Ячмень сеяли, пока цветет калина, в полнолуние, на свежем навозе. Западный ветер пережидали (при нем, считали, взойдет ячмень плохой, со скудным колосом).

Жатвенные овряды

Когда наступал срок жатвы, первой кланялись матушке-ржи, из первой горсти зерна делали себе пояс. Пояс помогал легко разгибать спину, давал жнецу спорую жатву, хранил от худых ветров, от порезов.

Примета. Каков Евстигней, таков и декабрь.

По церковному календарю. По преданию, близилось 19 (6) августа, праздник Кущей. В этот день сооружали шалаши из ветвей (куши), где и проводили время до вечера. Богомольцы готовились идти в Иерусалим, Иисус оставался за Иорданом. Там и произошло явление: три апостола — Симон-Петр, Иаков и Иоанн — на мгновение созерцали славу Мессии. Однажды Христос с учениками поднялся на высокую гору; и пока он молился, Петр, Иоанн и Иаков, расположившись рядом с ним, заснули. Когда апостолы проснулись, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим: лицо Учителя лучилось неземным светом, и даже одежды его стали ослепительно белыми. Не в силах вымолвить ни слова, апостолы смотрели на Учителя. Но в следующее мгновение сияние померкло: Иисус стал таким, каким привыкли его видеть. Один стоял он на вершине горы.

По народному календарю. К празднику преображения Господня поспевают многие плоды и овощи, заканчивается жатва.

Наименование яблочного Спас носит потому, что до этого времени строго запрещалось есть яблоки (и вообще никаких плодов, кроме огурцов, старались не потреблять).

А со дня преображения во всей Руси начинали есть плоды и фрукты. Надкусывая яблоко, девушки загадывали о любви. Читать полностью…

russian-traditions.ru

Август - народные праздники - календарь - стр. 2

Этот день посвятили великомученику Пантелеймону. Родившийся в конце 3 века в состоятельном языческом семействе в Никомедии, он... Согласно православному календарю этому дню покровительствуют семь диаконов из учеников апостолов от семидесяти, которые, в свою... Название праздника связано с именем святого мученика Каллиника Киликийского, жившего на рубеже 3-4 веков. Однажды он в Анкире... День посвящен апостолам от семидесяти – Силу и Силуну, соратникам святого Павла. Легенда гласит: Варнава и Павел после... В этот день вспоминают праведника Евдокима Каппадокиянина. В 9 в. в Малой Азии, в благочестивой христианской состоятельной и... День Первого Спаса - начала Успенского поста, которым отмечали, начиная с 9 века, изнесение Древа Креста Господня. Пришел же... Праздник посвящен первому христианскому мученику из диаспоры евреев – святому Стефану. По легендам, апостолы назначили... День святого Антония Римлянина, жившего на рубеже 11-12веков. Житие Антония было написано в 16 веке, и согласно ему, история...

text-master.ru

Август - народные праздники - календарь - стр. 3

День посвящен памяти святой Евдокии, на Руси - Авдотьи. Зарабатывала она ремеслом блудницы в городе Гелиополь, в Финикии, во 2... День в честь святого Евсигния, для русских - Евстигней. Родился он в середине 3 века в Антиохии. Евстигней служил в римских... Второй (Яблочный) Спас, следующий за Медовым, или Первым Спасом (14 августа), известен также под полным церковным названием -... День сразу двух святых – мученика Марины и преподобного Пимена. Марин, живший в 3 веке, был казнен язычниками через... По народному календарю этому дню покровительствует епископ Мирон Критский. О нем сложено немало легенд, он, согласно... День Матфия, который, согласно жребию, был избран апостолом вместо предателя Иуды Искариота. Впервые Матфий упомянут в книге... Этот день посвятили святому Лаврентию Римскому, жившему в 3 веке. Выходец из испанского города Оска, Лаврентий обучался... В этот день вспоминают мученика Евпла, жившего на рубеже 3-4 веков. Будучи архидиаконом в городе Катане на Сицилии, он...

text-master.ru

Народные праздники Августа.

На дворе последний летний месяц – август. Время созревания урожая и пора православных праздников «Спас».

В связи с этим в МБДОУ №117 «Радостный» было проведено тематическое мероприятие «Спасы», благодаря которому дети имели возможность окунуться в традиции празднования этих дней.

Праздник «Спасы» для детей дошкольного возраста МБДОУ Д/С №117 «Радостный».

1. Программные задачи:

- приобщить детей к старинным народным праздникам

- формировать у детей интерес и любовь к традициям родной культуры

- создать радостную, положительную атмосферу для детей.

2. Предварительная работа:

- дать детям простое представление о праздниках «Спасах», рассмотреть иллюстрации посвященные этим дням, провести беседы о меде, яблоках, хлебе.

Оборудование: на видном месте стол, украшенный скатертью, костюмы медведя и ежика, две корзины, яблоки, горшочек меда, каравай.

3. Действующие лица:

Ведущий (хозяюшка) – воспитатель

Медведь – воспитатель

Ёжик – воспитатель.

Ход праздника:

Ведущий:

Сегодня мы проводим необычный праздник. Называется он «Спасы». В давние времена, в августе месяце праздновали три Спаса. Первый Спас зовется «Медовый». Посвящен он урожаю меда. Второй Спас – «Яблочный». Время созревания яблок. В этот день в церквях освещают плоды яблок, и считается, что они становятся чудодейственными. Третий Спас – «Хлебный», потому что в это время на полях созревала пшеница, из которой пекут хлеб (каравай). Еще этот Спас зовут «Ореховым» т.к. в конце августа созревали орехи.

Давайте прислушаемся к слову «Спас». Что мы слышим? – СПАСЕНИЕ, т.к. собранный урожай спасал всю семью от голода. ПРИПАСЫ, т.к. урожай припасали на весь год. СПАСИБО, т.к. люди благодарили землю за новый урожай. Поэтому «Спасы» добрые и вкусные праздники.

Ну, что же давайте начнем наш праздник.

(Выходят дети средней группы и читают стихи)

1-й ребенок:

Август праздники припас –

Трижды празднуется Спас.

2-й ребенок:

Первый Спас – всему час!

Урожаем дарит нас!

Всем найдется дело,

Все в лесу поспело.

3-й ребенок:

Первый Спас – Медовый

Сладкий, да веселый

С пряником печатным,

С медом ароматным.

(Выходит медведь с горшочком меда.)

Медведь:

Здравствуйте, ребята! Вижу у вас праздник. А я вам медку принес к праздничному столу.

Ох, и вкусный медок –

Не медок, а восторг!

До чего душистый,

Желто-золотистый!

Мед – от всех болезней

Вкусный, да полезный

(Кланяется, ставит горшок меда на стол.)

Ведущий:

Спасибо тебе, Мишенька, за сладкий подарок. А наши ребята хотят для тебя спеть и станцевать.

Эй, подружки выходите,

Да платочки вы берите

По малину в лес пойдем,

Много ягод наберем.

(Выходят девочки средней группы с платочками, строятся в хоровод, поют песню «По малинку в лес пойдем»).

Медведь:

Ой, спасибо, малыши!

Поплясали от души.

Ну а мне уже пора

Ждут в лесу меня дела!

(Выходят дети средней группы читают стихи).

1-й ребенок:

Спас второй на дворе,

С яблочками детворе!

Яблоки созрели

К празднику поспели.

2-й ребенок:

Яблочки свяченые,

Гладкие, лощеные!

Спелые, румяные

Сочные, желанные!

(Выходит Ёжик с корзиной яблок).

Ёжик:

Здравствуйте, ребята!

Ведущий:

Здравствуйте – пожалуйте!

Чем вы нас побалуете?

Ёжик:

Яблочки созрели,

К празднику поспели!

Яблочки садовые

Сахарно – медовые.

Ведущий:

Ну, тогда с почтением

Принимаем угощение!

(Ёжик ставит корзинку на стол)

Ведущий:

Ёжик, сейчас наши дети прочитают стихи про яблочки.

1-й ребенок:

Я яблочко румяное

Я яблочко душистое,

Я на яблоньке висело,

И на веточке поспело.

2-й ребенок:

Яблоко спелое, красное, сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою

Яблоко я пополам разломлю

Яблоко с другом своим разделю.

Ведущий:

А сейчас давайте немного поиграем!

(Проводится игра «Похвали яблоко». Дети передают яблоко по кругу и хвалят его: вкусное, спелое, душистое, сочное, румяное, наливное, сладкое, гладкое, круглое и т.п.)

(Игра «Кто быстрее и больше соберет яблок»)

Ёжик:

Ох, спасибо вам друзья

Но прощаться буду я.

Ведущий:

Яблочный Спас – праздник урожая не только яблок, но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день прославляют и грибы и ягоды, все, чем одарили людей лес, сад, огород.

А вы любите отгадывать загадки? Тогда будьте внимательны.

Весною повисло

Все лето кисло.

А сладко стало,

На землю упало.

(Яблоко)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

(Малина)

Синий мундир

Белая подкладка

А в середине сладко

(Слива)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели, да хвалили?

(Картошка)

Она оранжевого цвета.

Полезный нам привет от лета.

Грызут её девчонки и мальчишки,

И даже длинноухие зайчишки.

(Морковка)

Ведущий:

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Мы грустить не разрешаем

А играть всех приглашаем.

(Игра-эстафета: Две команды по пять человек. Одна команда собирает фрукты, а другая овощи.)

Ведущий:

Наш праздник продолжается. Чем это так вкусно пахнет. Это запах свежего хлеба. Это главный гость нашего праздника. Давайте встретим его громкими аплодисментами.

(Звучит музыка, дети хлопают. Вносят красивый каравай)

Ведущий:

С праздником Вас, дорогие ребята!

С новым урожаем, с новым караваем. Будьте здоровыми, сильными, умелыми.

(Звучит музыка, все дети исполняют танец)

doshkolnik.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.