Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Обрезание господне история праздника


Обрезание Господне: история праздника

Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.

Обрезание Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан. В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).

------------Библиотека Русской верыВоспоминание Обрезания Господа нашего Исуса Христа. Великие Минеи Четьи → Читать онлайн в оригинале

------------

Почитание праздника Обрезание Господне

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку. Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Обрезание Господне. Иконы

Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко. Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд.

Икона Обрезание Господне

Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.

Сайт Русская вера

zen.yandex.ru

Обрезание: история и христианские смыслы - Православный журнал "Фома"

14 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня. Христиане придают ему особое значение, и видят в этом празднике сразу несколько важных для себя смыслов.

Для начала обратимся к ветхозаветному пониманию самого обрезания как религиозного обряда. По установленному Богом Закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3). Этот обряд включал человека в общество Израиля. Потому пройти его должен был и Спаситель, ведь по плоти Он был со Своим народом, происходя по материнской линии из рода царя Давида. При обрезании, как было заведено в то время у народа Израиля, Ему было дано имя — Иисус. Об этом нам сообщает Евангелие от Луки (Лк. 2, 21).

Однако, помимо ветхозаветного значения, в празднике Обрезания скрыто немало важных христианских символов. Апостол Павел в своем Послании к Колоссянам проводит параллель между обрезанием и христианским Таинством Крещения, замечая, что ветхозаветный обряд не отринут, а лишь уступил место новозаветному Таинству. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться»: последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

И, пожалуй, еще один важный момент. Обрезание по своей форме – это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей – эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

Что касается истории включения праздника Обрезания Господня в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника.

Подробнее о смысле праздника читайте:

Проповеди на праздник Обрезание Господне

Иллюстрация – фрагмент миниатюры Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. 

(30 votes, average: 4,87 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Обрезание Господне - что это? Обрезание Господне: история праздника

Основные события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы, православная Церковь празднует очень широко и нарочито торжественно. Таких крупнейших праздников двенадцать, вследствие чего они именуются двунадесятыми. Только одно событие в земной жизни Спасителя в этот ряд торжеств не попадает. Это Обрезание Господне. Что это за праздник, в общих чертах можно понять из его названия.

Что празднует Церковь

На восьмой день после Рождества, свершившегося в Вифлиемской пещере, Дева Мария и ее обручник (мнимый муж) Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм. Как законопослушные иудеи, они должны были совершить обязательный обряд. При обрезании крайней плоти Сын Девы Марии был наречен именем Иисус. Исполнение этого ритуала дало возможность Спасителю считаться полноценным потомком Авраама, а значит, иметь право нравственно наставлять соплеменников и быть для них истинным Мессией. В соответствии с литургической традицией православной церкви, этот праздник называется Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. Богослужебные тексты в этот день прославляют и наречение чудодейственного имени.

Обрезание Господне. История праздника

Установление церковью торжества Обрезания было связано с необходимостью противодействия невоздержанной языческой традиции отмечать наступление Нового года на территории Римской империи. К началу IV века годовой богослужебный цикл почти сформировался. Разгулу плотских утех было логичным противопоставить церковный праздник и предшествующий ему пост. Как нельзя лучше подходило именно Обрезание Господне. Что это было крайне необходимой мерой, свидетельствуют записи отцов церкви тех лет. Так, святитель Амвросий Медиоланский в самый день вновь установленного праздника сетует, обращаясь к пастве словами апостола Павла: «…боюсь за вас, - восклицает епископ,- не напрасно ли я у вас трудился». Был ли смысл среди жителей Медиолана (современный Милан) вообще проповедовать христианство - вот о чем задумывается святитель. Другими словами, разнузданность верующих в дни январских празднеств достигала такой крайности, что ставился под вопрос сам смысл веры в Бога. В период между Рождеством и Крещением был дополнительно утвержден пост, кульминацией которого было Обрезание Господне. Что за праздник такой это Обрезание, вопрос у рядовых членов общин не возникал, хотя основополагающим смыслом была иудейская религиозная подоплека. В эпоху, когда христианство стало государственной религией, изменения в богослужебном уставе могли рождаться не только внутри церковной среды, но и волевым решением иерархов с подачи августейших особ. Ярким примером является Обрезание Господне. История праздника свидетельствует о том, что ревностная пропагандистская деятельность отцов Церкви привела к полному искоренению январских вакханалий. По крайней мере, через два столетия в древних летописях обличительных речей по этому поводу уже не встречается.

Богословское толкование

Христос должен был совершить все ветхозаветные ритуалы и подтвердить их исполнением легитимность закона Моисея. Первым в ряду обрядового порядка стояло Обрезание Господне. Христианство, несмотря на явное ветхозаветное происхождение, придает этому событию весомый символический смысл. Праздник символизирует необходимость духовного обрезания сердца. Другими словами, без кардинального изменения нравственного состояния человеку невозможно войти в общество избранных Божьих людей. Духовное обрезание означает победу над порочными наклонностями, истинное покаяние и обращение грешника к Богу.

Древнейший обычай Востока

Православная традиция тесно перекликается со многими древними иудейскими установками. При этом теологи утверждают, что ветхозаветная история человечества является периодом нравственной подготовки к пришествию Спасителя - намеком, тенью, прообразом современной христианской церкви. Торжество Сошествия Святого Духа произошло в день древнееврейского праздника Пятидесятницы. Сретение Господне, совершение жертвоприношения на сороковой день после рождения младенца мужского пола, введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую относятся к Синайскому законодательству.

Тесную связь с Ветхим Заветом имеет и Обрезание Господне. Традиция обрезания была установлена древним патриархом Авраамом по откровению свыше. Господь повелел старцу в знак заключенного союза между Ним и людьми обрезать крайнюю плоть. Своего рода это была инициализация членов избранного общества. Авраам приказал совершить обряд над своим сыном, всеми соплеменниками и даже купленными рабами. С тех пор иудеи в обязательном порядке на восьмой день после рождения производят обрезание всем младенцам мужского пола.

Апостолы об обрезании

После сошествия Святого Духа вера во Христа стала широко распространяться по всему цивилизованному миру. Сначала проповедь звучала в среде еврейских общин Средиземноморья. Со временем стали присоединяться и язычники. С этой категорией вновь обращенных в некоторых общинах начали возникать недоразумения. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий евреи, вступая в христианскую общину, до этого уже были обрезаны. Совершения ветхозаветного обряда стали требовать и от язычников. То есть сначала нужно было выполнить иудейский ритуал, а потом принимать крещение. Апостол Павел в своем послании к общине в городе Колоссы крещение сравнил с древним обрезанием. Обычай, ведущий историю от Авраама, был знаком союза людей с Богом, а ныне совершается новозаветное духовное обрезание, нерукотворное. Суть его заключается не в материальных символах, а в отрешении от греховной жизни.

Трегубое торжество

День Обрезания Господня объединяет еще два знаменательных события. В Российской Империи, использовавшей Юлианский календарь, празднование Нового года относительно современного летоисчисления приходилось на 14 января. В секуляризированную советскую эпоху, после перехода на Григорианский стиль, этот день стал называться аутентичным термином «Старый Новый год». Русская Православная Церковь, придерживающаяся ортодоксального календаря, в первый день светского новолетия в 1701 году установила особый праздник 14 января. Обрезание Господне, кроме этого, отмечается совместно с памятью великого учителя Церкви святителя Василия, служившего в IV веке архиепископом в ближневосточном городе Кессарии. В богослужебных текстах все три события органично переплетаются.

Богослужебные особенности

Все торжества в честь Спасителя и Богородицы имеют так называемые дни предпразднства и попразднства. То есть еще до основного события и после него в течение нескольких дней богослужебные песнопения прославляют великое торжество. Аналогию можно провести с восходом и закатом солнца. Утром еще не взошло светило, а мир вокруг уже освещен. Так же и вечером: солнце скрылось, но еще светло. Обрезание Господне прославляется только одни богослужебные сутки. В самый праздник совершается редкое богослужение - литургия Василия Великого. Этот чин служится в Великий пост, в Рождественский и Крещенский сочельники и на Обрезание Господне. Что это первый день нового года, свидетельствуется особым молебном после литургии, в ходе которого испрашивается благословение у Бога на «будущее лето» для граждан, правителей и всего государства.

Обрезание Господне. Икона

Живописных образов этого события существует немного. У иконописцев праздник Обрезания популярностью не пользуется. Обычно в храмах на аналой возлагают икону святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день. Правда, среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. Икона, как правило, изображает Деву Марию с Богомладенцем на руках, Иосифа-обручника и старца с ритуальным ножом, готовящегося совершить ритуал.

Нравственный урок

Литургические гимны содержат не только хвалебный контент, но и обладают значительным дидактическим смыслом. Любое событие из жизни Иисуса Христа, Богородицы или святых может стать поводом для извлечения нравственного урока. Не остается в стороне и Обрезание Господне. Что это весьма важный прецедент, можно убедиться, рассмотрев следующую выдержку из богослужебных текстов: «Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона - закон исполняет».

Лейтмотивом поучений, звучащих с церковных амвонов в день Обрезания Господня, является нравственный пример повиновения законам для собственного блага. Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в совершении над ним какого-либо религиозного ритуала. Но имел ли право Основатель нового духовного общества требовать от своих последователей постоянного подчинения, если бы Сам не исполнял законы, установленные посредством Божественного откровения?

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых. При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем. Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор – «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности. Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни. Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту. Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества.

fb.ru

Обрезание Господне: что отмечают православные в этот день

14 января Православная Церковь празднует Обрезание Господне в память о том, как на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос принял обрезание. В этот день Ему было дано имя Иисус, которое предрек Деве Марии Архангел Гавриил при Благовещении. Назвать младенца Иисусом повелел Иосифу Обручнику и ангел, сообщивший ему, Кого носит во чреве Мария.

История праздника 

Согласно ветхозаветному закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю и не мог быть причислен к народу Израилеву. Если бы Он не принял обрезания, то никто из народа Израилева не признал бы в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.

Обрезание было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:9 и дал.) Ветхозаветное обрезание считается прообразом христианского крещения – потому что крещаемый, как и обрезаемый, заключает завет с Богом.  

Поэтому в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало до прихода волхвов и бегства в Египет, Младенец был обрезан и наречен именем Иисус (Спаситель). По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец всего сущего исполнил закон и принял обрезание, являя пример того, как следует соблюдать Божественные установления. А также для того, чтобы никто не мог усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. 

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Первым христианам из обрезанных евреев было трудно понять, как язычники без этого обряда могут тоже стать народом Божиим. Апостолу Петру нужно было особое знамение, чтобы постичь это, но апостол Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необрезание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим. 4:9 и дал.; Гал. 5:6; 6:15). Но даже в Ветхом Завете часто говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Иез. 16:30).

Традиции празднования 

Христиане празднуют Обрезание Господне, начиная с  IV века.  Празднование совершается на восьмой день после Рождества Христова, то есть 14 января по новому стилю.

Обрезание Господне празднуют в один день с празднованием памяти святого Василия Великого. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день.

Васильев день. Новогодняя дореволюционная открытка. Россия. Фото: Commons.wikimedia.org

В этот день в храмах после литургии служат молебен о новолетии - это заведено с тех пор, как император Пётр I повелел, считать началом 1700 года не 1 сентября, а 1 января, как в Европе. 

В этот день было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. В Малороссии вечер перед этим праздником называли «щедрым» - тоже ходили по домам и пели «щедривки»: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!»

Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. 

Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный». 

В этот день судили о погоде в предстоящем году: если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты; если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых; если день теплый - богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.

Смотрите также:

aif.ru

Обрезание Господне

Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.

Содержание

Обрезание Господне. История праздника

Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан. В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).

Библиотека Русской веры Воспоминание Обрезания Господа нашего Исуса Христа. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Почитание праздника Обрезание Господне

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку.  Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).  

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 1.

И$же на пrт0лэ nгнезрaчнэм в8 вhшнихъ сэдsи, со nц7eмъ безначaльнымъ, и3 б9eственымъ твои1м д¦омъ. бlговоли1въ же роди1тисz пл0тію, t дв7ы неискусомyжныz ї©е. сегw2 рaди њбрёзасz ћко чlкъ nсмоднeвенъ. слaва пребlг0му твоемY совёту, слaва бlгоутр0бію твоемY, слaва є4же къ нaмъ крaйнему сошeствію твоемY є3ди1не чlколю1бче.  

Кондак, глас 3.

И$же всsческихъ гDь, њбрёзаніе пріє1млетъ. и3 человёческаz прегрэшeніz, ћко бlгъ потреблsетъ, дає1тъ спасeніе днeсь мjру. рaдуетжесz в8 вhшнихъ, и3 зижди1телевъ с™ль и3 денни1ца, б9eственыи таи1нникъ Хrт0въ васи1лій3.

Библиотека Русской веры Канон Обрезанию Господню →

Читать онлайн

Обрезание Господне. Иконы

Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко.

Обрезание Господне. Из праздничного чина. Середина — третья четверть XVII в. Музей им. Андрея Рублева

Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд. Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.

Обрезание Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. РимОбрезание Господне. Современная фреска

ruvera.ru

14 января 2019 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: “се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: “Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”. Святитель Димитрий Ростовский писал: “В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех”.

Читайте также – Слово на Обрезание Господне

Проповедь священника Михаила Немнонова

Священник Михаил Немнонов

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они – о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа – Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть – это плоть человека, что Он – не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме, и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом “Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, – этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, – это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, – без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, – так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня“.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего – нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всехпретерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

СВЯЩЕННИК МИХАИЛ НЕМНОНОВ

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

kazanskii-hram.church.ua


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.