Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Освящение плодов совершается на праздник


Преображение Господне — яблочный Спас

Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мгкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август.

И. С. Шмелев. «Лето Господне»

Праздник Преображения Господня называют также яблочным Спасом. В этот праздник благословляются и освящаются яблоки и другие плоды. В рассказе В. А. Никифорова-Волгина «Яблоки» читаем: По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения. — Вся земля стоит на благословении Господнем, — объясняла мать, — в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу — березку, на Илью Пророка — рожь, на Преображение — яблоки и всякий другой плод. Есть особенные Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мед и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени. Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землею и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!

Каждый праздник в православной церкви имеет свой неповторимый колорит. И только невнимательный глаз не заметит различия в убранстве храма, в облачених священнослужителей, в цветах одежды воцерковленных прихожан в каждый из церковных праздников. А в праздник Преображения Господня яблоки, во множестве разложенные для освящения на столике возле кануна , явлются самым ярким признаком праздника.

Доминирующим цветом праздника Преображения Господня является белый цвет. Он и в облачениях священника и в покрывалах на аналое и в косынках прихожанок. Да и какой другой цвет мог бы лучше символизировать этот праздник?

О самом Преображении Господнем читаем у евангелиста Луки: Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоящих с Ним.

Вот этот-то белый свет, просиявший на горе Фавор и показавший ученикам Спасителя Божественную Его природу, и стал цветом и символом праздника Преображения Господня.

В своей проповеди на литургии отец Андрей особое внимание уделил незначительной, на первый взгляд, детали события, описанного евангелистом Лукой, — сну учеников Спасителя. Отец Андрей подчеркнул важность бодрствования не только во времена апостольские, но и особую важность духовного бодрствования в наше время, когда каждый день на нас обрушивается поток лживой информации, в которой грех и зло объявляются нормой жизни. Духовное бодрствование в наше время требует определенного мужества для того, чтобы различить добро и зло, не проспать момент выбора между ними и твердо отвергнуть зло, какими бы доводами ни прикрывалось оно.А для этого православный человек не может позволить усыпить свою совесть, не может позволить себе теплохладности и равнодушия к происходяшему вокруг.

Праздничная литургия продолжается. Вот и Великий вход. Скоро начнется причащение. На протжении литургии хор неоднократно поет преображенский тропарь: Преобразился еси на горе, Христе Боже, Показавый ученикам Твоим Славу Твою, якоже можаху; Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе

Первые причастники уже готовятся к принятию Святых Христовых Таин

В конце литургии совершается освящение яблок и других плодов. Это самая зрелищная часть праздничного богослужения, и в храме чувствуется большое оживление среди прихожан. Все стремятся встать поближе к месту освящения. В начале освящения проводится каждение места освящения и благодатных даров Божиих.

Затеплются свечи, которые прихожане размещают между освящаемыми яблоками.Во времена первых христиан в Византии в этот праздник освящались виноград и колосья пщеницы. В наше время в православных храмах России освящаются, в основном, яблоки — виноград у нас не растет. Однако прихожане приносят и виноград и другие плоды, ведь после освящения благословляется также и вкушение этих плодов. В строгий Успенский пост.разрешение на вкушение налившихся спелым соком яблок и других плодов радует каждого православного человека.

Священник читает молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних.

Начинается окропление освященной водой. Во все время освящения яблок в храме царит веселое оживление. Капли освященной воды попадают и на яблоки и на лица прихожан и всех радуют эти искрящиеся потоки брызг. Веселое оживление среди прихожан сопровождает окропление яблок.

Праздник Преображения Господня всегда был любимым и радостным церковным праздником в России. Вот как об этом пишет И. С. Шмелев: В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело, — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть, уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

В праздник Преображения Господня никто из прихожан не уходит их церкви без яблок. Даже если ты не принес яблок для освящения, тебя обзательно угостят другие прихожане. Это давний обычай этого праздника. А как же иначе? — общий праздник, общая радость, которой хочется поделитьс с другими

С радостью и миром в душе прихожане завершают этот яркий, наполненный теплом и солнечным светом уходящего лета, праздник. В этот праздник каждая православная душа стремится к светлому преображению.

После завершения литургии в храме совершается еще водосвятный молебен. В ходе его освящается вода, читаются записки о поминовении.

Хор спускается с клироса и располагается среди прихожан. Во время молебна к хору присоединяются ученики воскресной школы, которые получают первые навыки церковного пения. Как бы ни сложилась будущая жизнь этих детей, семена православия дадут благодатные плоды в их душах.

В православной церкви празднуются три праздника, которые называют Спасом. Первый Спас — медовый, о котором уже рассказывалось на страницах нашего сайта. Второй Спас — яблочный, рассказ о нем помещен на этой странице. Есть еще один праздник, который называют ореховым Спасом. Он празднуется поле Успения Пресвятой Богородицы. Эти три праздника как-бы подводят итог лета. На них благословляются плоды нелегкого летнего труда человека — благодатные дары Божии.

verbilki.prihod.ru

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В начале все создания Божии были “добры зело”, так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его “Да будет”. Тогда всему на земле было заповедано пребывать без особых освящений.

Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божие нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: “Проклята земля в делах твоих” (Быт. 3,17).

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, “покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее” (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке – человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов – первый сноп жатвы в праздник Пасхи и два первых хлеба в день Пятидесятницы, над которыми священник совершал обряд возношения. Об этом говорится в таких словах: “Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение… от жилищ приносите два хлеба возношения… как первый плод Господу” (Лев. 23, 10, 11, 17). Кроме того, ветхозаветный верующий мог употреблять в пищу все произведения земли своей: овощи, масло, мед и другие плоды лишь после того, как посвятил начатки их (первый урожай) Господу. В книге Исход говорится: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19). Этот обряд знаменовал собой не только освящение плодов, но этим выражалась также благодарность Господу, от Которого исходит “всякое даяние доброе и всякий дар совершенный” (Иак. 1, 17). В книге Левит мы читаем: “Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши” (Лев. 23,14).

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. “Если хочешь, сделаем здесь три кущи”, – говорит апостол Петр Господу Иисусу Христу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов.

Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный Божественной заповедью, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета перешел в состав священнодействий новозаветного богослужения. Из Апостольских и Соборных постановлений, а также святоотеческих писаний видно, что этот обычай издревле соблюдался в Христианской Церкви. Принесение к алтарю новых колосьев и виноградных гроздьев предписано третьим Апостольским правилом, 25-м правилом Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов. “Справедливо и свято, – говорит святой Григорий Богослов, – чтобы истинные чадолюбцы приносили в дар Богу, от которого и мы сами и все наше, начатки и гумна, и точила, чтобы часть, принесенная усердно в дар, привела в безопасность и остальное”, 28-е правило VI Вселенского Собора определяет: “Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают приносящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божиему, тела наши возращаются и питаются”.

Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня, то есть тогда, когда наступает полная зрелость этих плодов. На Руси, на большей части территории которой виноград не растет, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – “яблочный Спас”.

Смысл освящения плодов на Преображение

Освящение плодов 6 августа имеет таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие.

Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

В день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи — и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Обычай освящать плоды — древний. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19); “Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику” (Лев. 23, 10); “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих” (Притч. 3, 9).

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле, 25-м правиле Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов.

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.

www.ryazeparh.ru

hram-triispo.ru

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В начале все создания Божии были “добры зело”, так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его “Да будет”. Тогда всему на земле было заповедано пребывать без особых освящений.

Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божие нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: “Проклята земля в делах твоих” (Быт. 3,17).

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, “покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее” (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке – человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов – первый сноп жатвы в праздник Пасхи и два первых хлеба в день Пятидесятницы, над которыми священник совершал обряд возношения. Об этом говорится в таких словах: “Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение… от жилищ приносите два хлеба возношения… как первый плод Господу” (Лев. 23, 10, 11, 17). Кроме того, ветхозаветный верующий мог употреблять в пищу все произведения земли своей: овощи, масло, мед и другие плоды лишь после того, как посвятил начатки их (первый урожай) Господу. В книге Исход говорится: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19). Этот обряд знаменовал собой не только освящение плодов, но этим выражалась также благодарность Господу, от Которого исходит “всякое даяние доброе и всякий дар совершенный” (Иак. 1, 17). В книге Левит мы читаем: “Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши” (Лев. 23,14).

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. “Если хочешь, сделаем здесь три кущи”, – говорит апостол Петр Господу Иисусу Христу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов.

Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный Божественной заповедью, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета перешел в состав священнодействий новозаветного богослужения. Из Апостольских и Соборных постановлений, а также святоотеческих писаний видно, что этот обычай издревле соблюдался в Христианской Церкви. Принесение к алтарю новых колосьев и виноградных гроздьев предписано третьим Апостольским правилом, 25-м правилом Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов. “Справедливо и свято, – говорит святой Григорий Богослов, – чтобы истинные чадолюбцы приносили в дар Богу, от которого и мы сами и все наше, начатки и гумна, и точила, чтобы часть, принесенная усердно в дар, привела в безопасность и остальное”, 28-е правило VI Вселенского Собора определяет: “Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают приносящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божиему, тела наши возращаются и питаются”.

Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня, то есть тогда, когда наступает полная зрелость этих плодов. На Руси, на большей части территории которой виноград не растет, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – “яблочный Спас”.

Смысл освящения плодов на Преображение

Освящение плодов 6 августа имеет таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие.

Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

В день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи — и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Обычай освящать плоды — древний. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19); “Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику” (Лев. 23, 10); “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих” (Притч. 3, 9).

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле, 25-м правиле Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов.

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.

www.ryazeparh.ru

hram-triispo.ru

Освящение плодов нового урожая на Преображение

Подробности Категория: Полезные материалы Опубликовано 20.08.2016

В начале все создания Божии были “добры зело”, так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его “Да будет”. Тогда всему на земле было заповедано пребывать без особых освящений.

Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божие нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: “Проклята земля в делах твоих” (Быт. 3,17).

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, “покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее” (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке – человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов – первый сноп жатвы в праздник Пасхи и два первых хлеба в день Пятидесятницы, над которыми священник совершал обряд возношения. Об этом говорится в таких словах: “Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение… от жилищ приносите два хлеба возношения… как первый плод Господу” (Лев. 23, 10, 11, 17). Кроме того, ветхозаветный верующий мог употреблять в пищу все произведения земли своей: овощи, масло, мед и другие плоды лишь после того, как посвятил начатки их (первый урожай) Господу. В книге Исход говорится: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19). Этот обряд знаменовал собой не только освящение плодов, но этим выражалась также благодарность Господу, от Которого исходит “всякое даяние доброе и всякий дар совершенный” (Иак. 1, 17). В книге Левит мы читаем: “Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши” (Лев. 23,14).

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. “Если хочешь, сделаем здесь три кущи”, – говорит апостол Петр Господу Иисусу Христу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов.

Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный Божественной заповедью, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета перешел в состав священнодействий новозаветного богослужения. Из Апостольских и Соборных постановлений, а также святоотеческих писаний видно, что этот обычай издревле соблюдался в Христианской Церкви. Принесение к алтарю новых колосьев и виноградных гроздьев предписано третьим Апостольским правилом, 25-м правилом Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов. “Справедливо и свято, – говорит святой Григорий Богослов, – чтобы истинные чадолюбцы приносили в дар Богу, от которого и мы сами и все наше, начатки и гумна, и точила, чтобы часть, принесенная усердно в дар, привела в безопасность и остальное”, 28-е правило VI Вселенского Собора определяет: “Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают приносящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божиему, тела наши возращаются и питаются”.

Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня, то есть тогда, когда наступает полная зрелость этих плодов. На Руси, на большей части территории которой виноград не растет, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – “яблочный Спас”.

Смысл освящения плодов на Преображение

Освящение плодов 6 августа имеет таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместо с человеком ожидает обновления через благословение Божие.

Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

В день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи — и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Обычай освящать плоды — древний. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19); “Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику” (Лев. 23, 10); “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих” (Притч. 3, 9).

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле, 25-м правиле Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов.

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.

www.ryazeparh.ru

hram-triispo.ru

Почему на Преображение освящаются яблоки, виноград и прочие плоды?

17.08.2019 г.| Сторчевой С.

 К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

 Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. Правиле: «Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.» Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 (19) августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград — приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

 В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей» (и плодов).

Преображение Господне в народном календаре славян — один из первых праздников урожая. До Преображения практически повсеместно запрещалось употреблять в пищу плоды нового урожая: яблок, многих овощей, винограда и др. В день праздника хозяева приносили в церковь колосья пшеницы и семена нового урожая; над ними читались молитвы; их кропили святой водой. Часть освященной пищи отдавали нищим («На второй Спас и нищий яблочко съест»), часть — жертвовали церкви, а семена и колосья часто оставляли до следующего урожая, чтобы именно этими зернами начать сев.

 В России праздник Преображения известен под названием «Второй», или «Яблочный», Спас. Это связано с наиболее строгим запретом на употребление яблок, впервые освящаемым именно на Преображение. Известны многочисленные поверья, объясняющие и комментирующие этот запрет. Считали, в частности, что св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает души умерших детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушала запрет, ее ребенок лишался яблока. Поэтому запреты этого дня наиболее строго соблюдались матерями, у которых когда-либо умерли дети. После освящения яблок в церкви ими разговлялась вся семья.

 На Русском Севере на Преображение справляли «гороховый день»: празднично одетые люди шли на гороховое поле, разговлялись молодым горохом, угощали друг друга и поздравляли с урожаем.

 У южных и западных славян Преображение считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения винограда в церкви его разрешалось употреблять в пищу.

 Освящение плодов 6 (19) августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой Недели человек утверждается церковным благословением плодов.

www.pdsem.mrezha.net

Новости

В двунадесятый праздник Преображения Господня, 19 августа 2018 года, Преосвященнейший епископ Моравичский Антоний совершил Божественную литургию в в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.

Его Преосвященству сослужили: архимандрит Александр (Котов), протоиерей Дмитрий Калашников, иерей Олег Вышинский и диакон Владислав Соколов.

В храме собралось множество прихожан, чтобы молитвенно почтить праздник.

По заамвонной молитве, согласно традиции, было совершено освящение плодов, после чего Владыка обратился к молящимся с проповедью и преподал всем свое архипастырское благословение.

Фотогалерея

 

Света Литургија на празник Преображења Господњег

Свету Литургију на празник Преображења Господњег, 19. августа 2018. године, у храму Светих апостола Петра и Павла на Подворју СПЦ у Москви, служио је Његово Преосвештенство Епископ моравички г. Антоније, уз саслужење свештенства Петропавловског храма: архимандрита Александра (Котова), протојереја Димитрија Калашникова, јереја Олега Вишинског и ђакона Владислава Соколова.

На богослужењу је одговарао хор Петропавловског храма под руководством диригентице Људмиле Черкасове.

Традиционално, по завршетку богослужења, владика Антоније је осветио плодове, који су затим подељени верном народу.

Код Руса се, у народу, празник Преображења назива још и ”Яблочный Спас”, и то је био празник првих плодова, дан када наступа јесен и када се преображава природа (од овога дана су могле да се једу јабуке).

Page 2

17 октября (через 3 дня)день памяти

Стефан Штилянович святой, князь

Page 3
Page 4

17 октября (через 3 дня)день памяти

Стефан Штилянович святой, князь

Page 5

17 октября (через 3 дня)день памяти

Стефан Штилянович святой, князь

Page 6
Page 7

serbskoe-podvorie.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.