Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Палия и смолия церковный праздник 10 августа


Церковные праздники 10 августа 2017 года: православные совершают празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери

10 августа 2017 года православные совершают празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия».

Также церковь чтит память апостолов от 70-ти  Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов; святителя Питирима, епископа Тамбовского; преподобного Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах; мучеников Иулиана, Евстафия и Акакия; память преподобного Павла Ксиропотамского; священномученика Николая Пономарева, диакона; преподобномученика Василия (Эрекаева), иеромонаха, преподобномучениц Анастасии (Камаевой) и Елены (Асташикиной), монахинь, мучеников Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милёшкина и мученицы Мавры Моисеевой.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии.

Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Святые апостолы от 70: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой.

В книге Деяний Апостолов (6, 1-6) рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их на диаконское служение.

Святая Церковь совершает их общую память 28 июля, хотя они скончались в разное время и в разных местах.

Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра и от него поставлен епископом в город Никомидию. После Успения Божией Матери Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). По возвращении в Никомидию святой Прохор обращал язычников ко Христу в городе Антиохии и там принял мученическую кончину.

Святой Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан.

Святой Тимон был поставлен Апостолами во епископа города Бастории в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Он был брошен в печь, но силой Божией вышел из нее невредимым. Предание Римской Церкви говорит, что святой Тимон скончался распятым на кресте.

Святой Пармен усердно проповедовал Христа в Македонии. Умер он от посетившей его болезни. Существует также мнение, что святой Пармен пострадал при Траяне (98-117), в последний год его царствования, приняв мученическую кончину.

Свя­ти­тель Пи­ти­рим, епи­скоп Там­бов­ский, в ми­ру Про­ко­пий, ро­дил­ся 27 фев­ра­ля 1645 (или 1644) го­да в го­ро­де Вязь­ме. С юных лет Гос­подь го­то­вил Про­ко­пия к вы­со­ко­му ду­хов­но­му слу­же­нию, ко­то­рое ему пред­сто­я­ло вы­пол­нить. Еще в дет­стве его обу­чи­ли гра­мо­те. Лю­би­мым за­ня­ти­ем Про­ко­пия бы­ло чте­ние свя­то­оте­че­ской ли­те­ра­ту­ры и жи­тий свя­тых. Это спо­соб­ство­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию ду­хов­но­го об­ли­ка бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля.

Маль­чик удив­лял окру­жа­ю­щих тру­до­лю­би­ем, об­шир­ны­ми зна­ни­я­ми и зре­ло­стью суж­де­ний. Он был на­де­лен ху­до­же­ствен­ным та­лан­том, успеш­но за­ни­мал­ся пи­са­ни­ем икон и был глу­бо­ким зна­то­ком цер­ков­но­го пе­ния. Вы­со­кая ду­хов­ная на­стро­ен­ность ра­но вы­ве­ла Про­ко­пия на путь ино­че­ских по­дви­гов. Ре­шив все­це­ло по­свя­тить се­бя Бо­гу, он по­сту­пил в Вя­зем­скую Пред­те­чен­скую оби­тель, из­вест­ную стро­го­стью сво­е­го уста­ва. На 21 го­ду жиз­ни он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Пи­ти­рим.

Сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­нью мо­ло­дой инок за­слу­жил ува­же­ние мо­на­стыр­ской бра­тии и был из­бран во игу­ме­на. В 1684 го­ду его воз­ве­ли в сан ар­хи­манд­ри­та. 15 фев­ра­ля 1685 го­да пат­ри­арх Иоаким (1674–1690) вы­звал его в Моск­ву и ру­ко­по­ло­жил во епи­ско­па Там­бов­ско­го.

Со­здан­ная в 1682 го­ду Там­бов­ская епар­хия стра­да­ла от край­ней ни­ще­ты и гру­бой непро­све­щен­но­сти ее оби­та­те­лей. Ед­ва ли не боль­шую часть на­се­ле­ния со­став­ля­ли языч­ни­ки: морд­ва, че­ре­ми­сы, ме­ще­ра. На тер­ри­то­рии епар­хии про­жи­ва­ло так­же мно­го та­тар, оже­сто­чен­ных про­тив­ни­ков хри­сти­ан­ства. Сре­ди хри­сти­ан, на­се­ляв­ших епар­хию, на­счи­ты­ва­лось мно­го рас­коль­ни­ков и бег­лых или ссыль­ных пре­ступ­ни­ков.

Свя­ти­тель го­ря­чо взял­ся за раз­ре­ше­ние вста­вав­ших пе­ред ним за­дач. На ме­сте вет­хо­го де­ре­вян­но­го хра­ма в Там­бо­ве он на­чал стро­ить двух­этаж­ный ка­мен­ный ка­фед­раль­ный со­бор в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня с при­де­лом во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Свя­ти­тель Пи­ти­рим не толь­ко вни­ма­тель­но сле­дил за по­строй­кой хра­ма, но да­же сам участ­во­вал в стро­и­тель­ных ра­бо­тах. Боль­шое вни­ма­ние свя­ти­тель уде­лял ду­хов­но­му про­све­ще­нию. Он устро­ил для свя­щен­но­слу­жи­те­лей спе­ци­аль­ную шко­лу, где под его ру­ко­вод­ством вос­пи­ты­ва­лись до­стой­ные пас­ты­ри Церк­ви. При ар­хи­ерей­ском до­ме тру­да­ми свя­ти­те­ля со­би­ра­лась биб­лио­те­ка ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры (в опи­си мос­ков­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра зна­чат­ся «две кни­ги Дионисия Ареопагита, обо­ло­че­ны ко­жа­ми, од­на в крас­ной, а дру­гая в чер­ной, по об­ре­зу зо­ло­че­ны», при­над­ле­жав­шие свя­ти­те­лю Пи­ти­ри­му). Свя­ти­тель неустан­но по­учал свою паст­ву, про­по­ве­дуя Сло­во Бо­жие. Он ча­сто со­вер­шал по­езд­ки по епар­хии, чтобы иметь воз­мож­ность на ме­сте вни­кать в нуж­ды об­щин.

Свя­той ар­хи­пас­тырь по­сто­ян­но за­бо­тил­ся о при­ми­ре­нии с пра­во­слав­ной цер­ко­вью от­пав­ших от нее рас­коль­ни­ков, о при­со­еди­не­нии к ней ино­вер­цев. Глу­бо­кое бла­го­че­стие, де­я­тель­ное со­стра­да­ние к ближ­ним и муд­рое тер­пе­ние свя­ти­те­ля в бе­се­дах с рас­коль­ни­ка­ми и ино­вер­ца­ми рас­по­ла­га­ли их к пол­но­му до­ве­рию его сло­вам. Лич­ным при­ме­ром свя­той жиз­ни и си­лой бла­го­дат­но­го сло­ва свя­ти­тель мно­гих при­вел к ис­тин­ной ве­ре. Род­ная сест­ра свя­ти­те­ля Ека­те­ри­на ста­ла пер­вой на­сто­я­тель­ни­цей ос­но­ван­но­го им в 1690 го­ду Воз­не­сен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря.

Бу­дучи дерз­но­вен­ным мо­лит­вен­ни­ком и хо­да­та­ем пред Бо­гом, свя­ти­тель Пи­ти­рим ни­ко­гда не за­бы­вал о хри­сти­ан­ском сми­ре­нии. Не по­ла­га­ясь на соб­ствен­ные че­ло­ве­че­ские си­лы, ар­хи­пас­тырь осе­нил вве­рен­ный ему Бо­гом го­род Там­бов ико­на­ми Спа­си­те­ля и Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­ме­стив их на двух глав­ных во­ро­тах.

Свя­ти­тель Пи­ти­рим мно­го мо­лил­ся и учил мо­лит­ве сво­их па­со­мых. Он еже­днев­но при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии и ча­сто сам со­вер­шал свя­щен­но­дей­ствия. В тех же слу­ча­ях, ко­гда свя­ти­тель не слу­жил, он пел на кли­ро­се, на­учая кли­ри­ков пра­виль­но­му цер­ков­но­му пе­нию и чте­нию. В сво­ей кел­лии свя­ти­тель осо­бен­но ча­сто мо­лил­ся пе­ред ико­на­ми Дев­пе­те­рув­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.

Свя­ти­тель Пи­ти­рим тон­ко ощу­щал кра­со­ту род­ной при­ро­ды, ко­то­рая воз­буж­да­ла в нем чув­ство мо­лит­вен­ной бла­го­дар­но­сти к Твор­цу ви­ди­мо­го ми­ра. Лю­би­мым ме­стом его про­гу­лок и бла­го­че­сти­вых раз­мыш­ле­ний был по­стро­ен­ный в глу­хом ле­су Тре­гу­ля­ев мо­на­стырь Иоан­на Пред­те­чи, ос­но­ван­ный им вме­сте с ду­хов­ным дру­гом, свя­ти­те­лем Митрофаном Воронежским (па­мять 23 но­яб­ря и 7 ав­гу­ста). Свя­ти­тель по­ста­вил боль­шой де­ре­вян­ный крест с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля.

По­доб­но ве­ли­ким по­движ­ни­кам, свя­ти­тель Пи­ти­рим мно­го вре­ме­ни уде­лял физи­че­ско­му тру­ду, об этом сви­де­тель­ству­ют ко­лод­цы, вы­ко­пан­ные ру­ка­ми свя­ти­те­ля на ме­сте сво­их мо­лит­вен­ных по­дви­гов.

Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Пи­ти­рим в 1698 го­ду в воз­расте 53 лет.

Преподобный Моисей подвизался в Киево-Печерской лавре (XIII—XIV вв.) в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Носил вериги и тяжелый медный крест. Пре­подобный имел благодатный дар чудотворения. Вторичная его память совер­шается 28 августа/10 сентября — в день празднования Собора преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах.

Преподобный Павел Ксиропотамский, в миру Прокопий, был сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в построенном им монастыре. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел.

Из смиренномудрия Преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток).

Вступивший в то время на престол император Роман, родственник святого Павла, через Прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Свою славу избранника Божия святой Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость — восстановить Ксиропотамскую обитель.

По возобновлении монастыря и освящения соборного храма на святом престоле была возложена часть Честного Древа Животворящего Креста Господня, переданная святому Павлу императором Романом.

Вскоре Ксиропотамская обитель наполнилась множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление монастырем одному из братии, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое безмолвие было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Тогда Преподобный испросил у императора средств для постройки новой обители. Так был основан святым Павлом монастырь во имя святого великомученика и победоносца Георгия. Первым настоятелем нового монастыря стал сам преподобный Павел, который и туда принес частицы Честного Древа Креста Господня.

Заранее извещенный Господом о своей кончине, святой созвал к себе братию Ксиропотамской и новой Георгиевской обителей и дал им последнее наставление. В день кончины преподобный Павел надел мантию, прочитал молитву святого Иоанникия, которую произносил постоянно: «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе», и приобщился Святых Христовых Таин. Похоронить свое тело святой Павел завещал на полуострове Понгосе (напротив Святой Горы).

Но по воле Божией корабль прибило к берегам Константинополя, где император и Патриарх с благоговением приняли тело святого и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами мощи святого Павла были перенесены в Венецию.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай По­но­ма­рев ро­дил­ся в 1867 го­ду. По­сле окон­ча­ния на­род­но­го учи­ли­ща он в 1885 го­ду был опре­де­лен на долж­ность пса­лом­щи­ка и стал слу­жить в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Осин­цев­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да. 18 сен­тяб­ря 1902 го­да Ни­ко­лай Пет­ро­вич был пе­ре­ве­ден к церк­ви во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца се­ла Шо­грыш­ско­го, то­го же уез­да, где и про­вел всю остав­шу­ю­ся жизнь. Упо­ми­на­ния о се­ле Шо­грыш­ском встре­ча­ют­ся в до­ку­мен­тах c пер­вой по­ло­ви­ны XVII ве­ка, при­чем в то вре­мя оно име­но­ва­лось Со­грыш­ской де­рев­ней. На­име­но­ва­ние это про­изо­шло от сло­ва «со­гра» — «бо­ло­то», по­сколь­ку де­рев­ня бы­ла окру­же­на тор­фя­ны­ми бо­ло­та­ми. Под­ни­мав­ши­е­ся из них гни­лост­ные ис­па­ре­ния и от­сут­ствие про­точ­ной во­ды де­ла­ли эту мест­ность небла­го­при­ят­ной для здо­ро­вья.

Ка­мен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая с при­де­ла­ми в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра был по­стро­ен в се­ле на сред­ства при­хо­жан в пер­вой тре­ти XIX сто­ле­тия. К на­ча­лу ХХ ве­ка в се­ле Шо­грыш­ском, вме­сте с окрест­ны­ми де­рев­ня­ми, про­жи­ва­ло око­ло че­ты­рех ты­сяч жи­те­лей, при­чем сре­ди них не бы­ло ни рас­коль­ни­ков, ни сек­тан­тов, что бы­ло ред­ко­стью для ураль­ских се­ле­ний.

Жи­те­ли Шо­грыш­ско­го за­ни­ма­лись глав­ным об­ра­зом зем­ле­де­ли­ем, а так­же раз­лич­ны­ми про­мыс­ла­ми: руб­кой дров на со­сед­них же­ле­зо­де­ла­тель­ных за­во­дах, вы­ра­бот­кой дре­вес­но­го уг­ля, раз­ра­бот­кой ка­мен­но­го уг­ля на Егор­шин­ских ко­пях, за­го­тов­кой тор­фа из бо­лот и то­му по­доб­ным. По шта­ту к Ни­коль­ской церк­ви бы­ло по­ло­же­но трое чле­нов прич­та: один свя­щен­ник, один диа­кон и один пса­лом­щик. Жи­ли се­мьи свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей в двух до­мах при церк­ви.

Мир­но тек­ла сель­ская жизнь пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая По­но­ма­ре­ва. В ав­гу­сте 1916 го­да он был удо­сто­ен ру­ко­по­ло­же­ния в сан диа­ко­на и остав­лен на преж­нем ме­сте — в се­ле Шо­грыш­ском. К то­му вре­ме­ни ему бы­ло уже по­чти пять­де­сят лет. Ве­ро­ят­но, это ру­ко­по­ло­же­ние, со­вер­шив­ше­е­ся по­сле мно­гих лет слу­же­ния Церк­ви, ста­ло для от­ца Ни­ко­лая на­ча­лом со­вер­шен­но но­во­го эта­па в жиз­ни и бы­ло свя­за­но с глу­бо­ки­ми ду­хов­ны­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми. Но про­дол­жить­ся его слу­же­нию суж­де­но бы­ло недол­го: через два го­да, в 1918 го­ду, он при­нял му­че­ни­че­скую смерть от рук боль­ше­ви­ков.

Со­вет­ская власть уста­но­ви­лась в Ир­бит­ском уез­де в на­ча­ле фев­ра­ля 1918 го­да. С са­мо­го на­ча­ла во­лост­ные и сель­ские со­ве­ты ста­ли про­яв­лять враж­деб­ное от­но­ше­ние к свя­щен­но­слу­жи­те­лям, на­ча­лись аре­сты. Тре­вож­ные ве­сти од­на за дру­гой до­хо­ди­ли до от­ца Ни­ко­лая: в по­след­них чис­лах фев­ра­ля был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му свя­щен­ник близ­ле­жа­ще­го се­ла Бе­ло­слуд­ско­го Мень­ши­ков, де­ла­лись неод­но­крат­ные по­пыт­ки аре­сто­вать свя­щен­ни­ка се­ла Ан­то­нов­ско­го Ря­по­со­ва.

Ле­том 1918 го­да Урал ока­зал­ся в рай­оне бо­е­вых дей­ствий. В Ир­бит­ском уез­де бы­ло вве­де­но во­ен­ное по­ло­же­ние. Фронт при­бли­жал­ся к се­лу Шо­грыш­ско­му: в на­ча­ле июля на­ча­лось на­ступ­ле­ние че­хов на се­ло Егор­шин­ское, на­хо­див­ше­е­ся лишь в несколь­ких ки­ло­мет­рах от Шо­грыш­ско­го. Об­ста­нов­ка ста­но­ви­лась все бо­лее на­пря­жен­ной, в окрест­но­стях уси­лил­ся крас­ный тер­рор: в Егор­шин­ском был звер­ски убит отец Кон­стан­тин Слов­цов, в се­ле Ко­пте­лов­ском — отец Ни­ко­лай Удин­цев, в се­ле По­кров­ском — отец Пла­тон Гор­ных с дву­мя при­хо­жа­на­ми; свя­щен­ни­ка се­ла Са­ра­фан­но­го от­ца Фло­рен­тия Тро­иц­ко­го два­жды аре­сто­вы­ва­ли.

Страш­ная участь по­стиг­ла и от­ца Ни­ко­лая По­но­ма­ре­ва. 28 июля/10 ав­гу­ста, в день Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, его от­пра­ви­ли на стан­цию Егор­ши­но на об­ще­ствен­ные ра­бо­ты, вско­ре по­сле че­го он был убит боль­ше­ви­ка­ми. Точ­ная да­та и ме­сто смер­ти от­ца Ни­ко­лая по­ка не из­вест­ны, но мож­но пред­по­ло­жить, что это про­изо­шло ли­бо в се­ле Шо­грыш­ском, ли­бо на стан­ции Егор­ши­но в пе­ри­од с 28 июля/10 ав­гу­ста до при­хо­да бе­ло­гвар­дей­ских ча­стей 8/21 сен­тяб­ря.

В се­ле Шо­грыш­ском бе­лым пред­ста­ви­лась пе­чаль­ная кар­ти­на: был ра­зо­рен Ни­коль­ский храм — раз­би­ты круж­ки, уне­се­ны день­ги и ко­вер; бы­ла ограб­ле­на квар­ти­ра свя­щен­ни­ка, при­чем по­хи­щен­ную из нее се­реб­ря­ную да­ро­но­си­цу один из крас­но­ар­мей­цев ис­поль­зо­вал для хра­не­ния та­ба­ка.

В кон­це 1918 — на­ча­ле 1919 го­да имя от­ца Ни­ко­лая По­но­ма­ре­ва бы­ло вклю­че­но в Спи­сок уби­ен­ных в 1918 го­ду в Ека­те­рин­бург­ской епар­хии свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, ко­то­рый был со­став­лен с це­лью их по­ми­но­ве­ния во всех хра­мах и мо­на­сты­рях епар­хии. В 2002 го­ду свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Ека­те­рин­бург­ской епар­хии.

Ва­си­лий Его­ро­вич Эре­ка­ев ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­ле Но­са­ки­но Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чил сель­скую шко­лу и по­сту­пил в Са­ров­скую в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­скую пу­стынь, где под­ви­зал­ся до за­кры­тия пу­сты­ни вес­ной 1927 го­да. Был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. Слу­жил в Успен­ском хра­ме в се­ле Ста­рая Пи­че­мор­га Тор­бе­ев­ско­го рай­о­на (ныне объ­еди­не­но с се­лом Но­са­ки­но).

В 1932 го­ду аре­сто­ван, вско­ре осво­бож­ден. Отец Ва­си­лий был усерд­ным пас­ты­рем, ча­сто по­се­щал при­хо­жан в сво­ем се­ле и окрест­ных де­рев­нях, объ­яс­нял кре­стья­нам пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние и ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные обя­зан­но­сти хри­сти­а­ни­на, предо­сте­ре­гал про­тив опас­но­сти укло­не­ния в рас­кол. Мно­го лю­дей при­хо­ди­ло к свя­щен­ни­ку за ду­хов­ным на­став­ле­ни­ем и жи­тей­ским со­ве­том.

В мар­те 1937 го­да иеро­мо­нах Ва­си­лий (Эре­ка­ев) был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на свер­же­ние со­вет­ской вла­сти». Ви­нов­ным се­бя не при­знал, за­явив, что да­вал на­став­ле­ния ве­ру­ю­щим, сле­дуя сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу. Рас­стре­лян 10 ав­гу­ста 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Мор­дов­ской АССР от 5 ав­гу­ста. Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца мо­на­хи­ня Ана­ста­сия – в ми­ру Ана­ста­сия Леон­тьев­на Ка­ма­е­ва – ро­ди­лась в 1879 го­ду в се­ле Ста­рое Дра­ки­но На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (в совре­мен­но­сти Ко­выл­кин­ский рай­он Мор­до­вии) и про­ис­хо­ди­ла из мор­дов­ской кре­стьян­ской се­мьи. Она ста­ла мо­на­хи­ней ка­дом­ско­го в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вая» мо­на­сты­ря, а по­сле его за­кры­тия жи­ла в Ста­ром Дра­кине вме­сте с сест­рой, ве­дя еди­но­лич­ное хо­зяй­ство. Да­же жи­вя вне мо­на­сты­ря, Ана­ста­сия со­хра­ня­ла мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, дер­жась в сто­роне от но­вых ве­я­ний жиз­ни и все мыс­ли устре­мив к Бо­гу. Ма­туш­ке Ана­ста­сии до­ве­ри­ли ру­ко­вод­ство цер­ков­ным со­ве­том, ее ста­ра­ни­я­ми за­ку­па­лась цер­ков­ная утварь, она все­гда ста­ра­лась укра­сить мест­ный храм и за­бо­ти­лась о том, чтобы для мо­лит­вы во вре­мя служ­бы ве­ру­ю­щие мог­ли по­ку­пать све­чи.

Мо­на­хи­ню аре­сто­ва­ли как чле­на «контр­ре­во­лю­ци­он­ной (цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской) груп­пы» и об­ви­ни­ли «в ор­га­ни­за­ции контр­ре­во­лю­ци­он­ных неле­галь­ных сбо­рищ, на ко­то­рых (она) си­сте­ма­ти­че­ски ве­ла ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию тер­ро­ри­сти­че­ско­го ха­рак­те­ра». Ма­туш­ка Ана­ста­сия ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла и бы­ла рас­стре­ля­на 10 ав­гу­ста 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки при НКВД МАССР от 5 ав­гу­ста. Мо­на­хи­ня Ана­ста­сия (Ка­ма­е­ва) бы­ла про­слав­ле­на в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Еле­на – в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Асташ­ки­на – ро­ди­лась в се­ле Ста­рое Дра­ки­но На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в 1878 (по неко­то­рым дан­ным 1882) го­ду в кре­стьян­ской се­мье. Се­мья жи­ла в до­стат­ке, но из­ли­шеств не зна­ли. С мо­ло­дых лет Еле­на ис­ка­ла ино­че­ско­го по­дви­га и в 1895 го­ду, с бла­го­сло­ве­ния ро­ди­те­лей, она ушла в мо­на­стырь и ста­ла по­слуш­ни­цей По­кров­ско­го Ши­хан­ско­го мо­на­сты­ря в Го­ро­ди­щен­ском уез­де Пен­зен­ской гу­бер­нии.

Дол­гое вре­мя она жи­ла при мо­на­сты­ре на ис­пы­та­нии, про­хо­дя раз­ные по­слу­ша­ния, и лишь в 1913 го­ду ука­зом Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии бы­ла опре­де­ле­на в чис­ло се­стер мо­на­сты­ря. Через неко­то­рое вре­мя ма­туш­ка Еле­на бы­ла пе­ре­ве­де­на в Ка­зан­ский Мок­шан­ский мо­на­стырь. По­сле раз­го­на этой оби­те­ли в 1917 го­ду она вер­ну­лась в се­ло, в ко­то­ром ро­ди­лась. У нее по­явил­ся свой дом, и она са­мо­сто­я­тель­но ве­ла хо­зяй­ство, но про­дол­жа­ла ино­че­ское жи­тие и жи­ла в де­ви­че­стве.

В 1932 го­ду ма­туш­ка Еле­на пе­ре­бра­лась в се­ло Ша­дым Ко­вл­кин­ско­го рай­о­на Мор­дов­ской АССР. За­вет­ной ее меч­той бы­ло, чтобы в хра­мах воз­об­но­ви­лась служ­ба, чтобы в них зву­ча­ло цер­ков­ное пе­ние. Она под­дер­жи­ва­ла дру­же­ские от­но­ше­ния с быв­ши­ми на­сель­ни­ца­ми за­кры­тых мо­на­сты­рей, зна­ла мно­гих свя­щен­ни­ков.

В 1937 го­ду мо­на­хи­ню Еле­ну (Асташ­ки­ну) аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что она «ак­тив­ная участ­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции» и в том, что она «про­во­ди­ла по­ра­жен­че­скую и ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию». Ви­нов­ной се­бя она не при­зна­ла, на до­про­сах го­во­ри­ла толь­ко о том, что она пра­во­слав­ная хри­сти­ан­ка и стре­мит­ся жить со­глас­но ино­че­ским обе­там. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Еле­ну к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние через рас­стрел. На Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду мо­на­хи­ня Еле­на (Асташ­ки­на) бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых.

Му­че­ник Аре­фа (Аре­фий) Пет­ро­вич Ерём­кин – ро­дил­ся в 1884 го­ду в се­ле Кра­сив­ка На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (совре­мен­ный Тор­бе­ев­ский рай­он Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия) в кре­стьян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ния он не по­лу­чил, всю жизнь за­ни­ма­ясь кре­стьян­ским тру­дом. Из­вест­но, что у него бы­ла же­на Фек­ла и 5 сы­но­вей.

В 1937 го­ду Аре­фий Пет­ро­вич был аре­сто­ван по по­до­зре­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и об­ви­нен в том, что «под ви­дом ре­ли­ги­оз­ных бе­сед си­сте­ма­ти­че­ски про­во­дил неле­галь­ные сбо­ри­ща, на ко­то­рых рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о па­де­нии со­вет­ской вла­сти, аги­ти­ро­вал еди­но­лич­ни­ков не всту­пать в кол­хоз». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. 10 ав­гу­ста 1937 го­да Аре­фа Пет­ро­вич Ерем­кин был рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки при НКВД МАССР, вы­не­сен­но­му 5 ав­гу­ста. Му­че­ник Аре­фа был про­слав­лен в ли­ке свя­тых Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да.

Му­че­ник Иоанн – Иван Ва­си­лье­вич Ло­ма­кин – ро­дил­ся в се­ле Ста­рое Че­то­во Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) в 1884 го­ду и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. Ро­ди­те­ли Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ли креп­ки­ми кре­стья­на­ми – име­ли дом, на­дел зем­ли, од­ну-две ло­ша­ди, од­ну-две ко­ро­вы, несколь­ко овец, бы­ла так­же своя мель­ни­ца. В непро­стое для рус­ско­го кре­стьян­ства вре­мя кол­лек­ти­ви­за­ции, Иван Ва­си­лье­вич не стал раз­ру­шать сло­жив­ший­ся в се­мье уклад и хо­зяй­ство свое про­дол­жал ве­сти как еди­но­лич­ник. Гля­дя на неуда­чи пер­вых кол­хоз­ни­ков, он вы­ска­зы­вал свои мыс­ли о том, что про­ис­хо­ди­ло: он счи­тал, что зем­ле ну­жен на­сто­я­щий хо­зя­ин, ко­то­рый ду­шу в нее вкла­ды­ва­ет и все де­ла­ет ста­ра­тель­но, а кол­хоз­ни­ки са­ми еще не разо­бра­лись, кто за что от­ве­ча­ет. Ло­ма­кин был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, ни­ко­гда не от­ка­зы­вал стран­ни­кам в прось­бе от­дох­нуть в его до­ме. Он по­сто­ян­но хо­дил в цер­ковь, а на празд­ни­ки при­гла­шал к се­бе свя­щен­ни­ка. Се­мья Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ла боль­шая – 8 че­ло­век. В 1937 го­ду Ива­на Ло­ма­ки­на аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что он «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, по за­да­нию ко­то­рой про­во­дил ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, рас­про­стра­нял слу­хи о войне, свер­же­нии со­вет­ской вла­сти и вос­ста­нов­ле­нии мо­нар­хи­че­ско­го строя». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал, не пе­ре­кла­ды­вая лож­ное об­ви­не­ние и на дру­гих. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ва­си­лье­ви­ча Ло­ма­ки­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние через рас­стрел. Му­че­ник Иоанн был про­слав­лен в ли­ке свя­тых на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да.

Му­че­ник Иоанн – Иван Ильич Сель­ма­нов – ро­дил­ся в 1900 го­ду в се­ле Са­лаз­горь Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) в кре­стьян­ской се­мье. Отец Ива­на Ильи­ча неко­то­рое вре­мя за­ни­мал­ся тор­гов­лей. Иван вы­учил­ся са­пож­но­му ма­стер­ству и этим за­ра­ба­ты­вал на хлеб. В 1920 го­ду его при­зва­ли в Крас­ную Ар­мию. В это вре­мя же­на его Оль­га Ев­до­ки­мов­на жда­ла пер­во­го ре­бен­ка, дочь Клав­дия ро­ди­лась в 1921 го­ду и отец уви­дел ее, ко­гда де­воч­ке шел тре­тий год. По­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны Иван вер­нул­ся в род­ное се­ло, про­дол­жал за­ни­мать­ся сво­им ре­меслом. В 1920-е гг. он был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав из-за про­ис­хож­де­ния – из тор­гов­цев.

Пер­вый арест со­сто­ял­ся в 1931 го­ду. При­го­во­рен­ный к 10 го­дам ли­ше­ния со­бо­ды, Иван Ильич был до­сроч­но осво­бож­ден из-за се­рьез­ной бо­лез­ни. Он вер­нул­ся в род­ное се­ло Са­лаз­горь и жил здесь до 1937 го­да. В это вре­мя по се­лам хо­ди­ли стран­ни­ки и рас­ска­зы­ва­ли, что «царь Ро­ма­нов» остал­ся жив, «толь­ко до вре­ме­ни скры­ва­ет­ся», что «ско­ро со­вет­ская власть па­дет… стра­ной бу­дет управ­лять один по­ря­доч­ный че­ло­век, не та­кой, как бо­го­хуль­ни­ки».

Стран­ни­ки обе­ща­ли хо­ро­шую жизнь и го­во­ри­ли: «Вот то­гда-то пра­во­слав­ные вновь вос­пря­нут, вспом­нят тра­ди­ции, по ко­то­рым жи­ли мно­го ве­ков их пред­ки». Ива­ну Сель­ма­но­ву та­кие раз­го­во­ры бы­ли аб­со­лют­но по ду­ше. Ему очень хо­те­лось, чтобы церк­ви по­ско­рее от­кры­ли, он да­же ре­шил не до­жи­дать­ся обе­щан­но­го «бла­го­при­ят­но­го вре­ме­ни» и стал ини­ци­а­то­ром дви­же­ния сель­чан за от­кры­тие мест­но­го хра­ма. По­сле­до­вал арест, в до­ме Ива­на Ильи­ча про­из­ве­ли обыск. В об­ви­не­нии го­во­ри­лось: «яв­лял­ся участ­ни­ком ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ские на­ме­ре­ния по адре­су ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства». На пер­вом же до­про­се Иван ска­зал, что не станет при­зна­вать за со­бой то­го, в чем его об­ви­ня­ют.

5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ильи­ча Сель­ма­но­ва к рас­стре­лу. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние. На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду му­че­ник Иоанн Сель­ма­нов был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Му­че­ник Иван Ва­си­лье­вич Ми­лёш­кин ро­дил­ся в 1902 го­ду в се­ле Са­лаз­горь Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1924-1926 го­дах он слу­жил в Крас­ной Ар­мии ря­до­вым, а в 1927 го­ду вер­нул­ся в род­ные края и за­нял­ся сель­ским хо­зяй­ством. Пе­ре­ехав в се­ло Мок­ша Тор­бе­ев­ско­го рай­о­на Мор­дов­ской АССР, Иван Ва­си­лье­вич всту­пил в кол­хоз и да­же был из­бран его пред­се­да­те­лем.

Пер­вый раз Ива­на Ва­си­лье­ви­ча аре­сто­ва­ли в 1932 го­ду с об­ви­не­ни­ем «ха­лат­ное от­но­ше­ние к слу­жеб­ным обя­зан­но­стям». Он был при­го­во­рен к 1 ме­ся­цу ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот. Без­успеш­ные по­пыт­ки на­учить­ся жить в но­вых усло­ви­ях сбли­зи­ли его с мест­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми, он стал «стран­ство­вать» по се­лам Тор­бе­ев­ско­го, Тем­ни­ков­ско­го и Ко­выл­кин­ско­го рай­о­нов, обу­ча­ясь сам и обу­чая дру­гих Хри­сто­вой ве­ре. В те вре­ме­на дол­го это про­дол­жать­ся не мог­ло: вто­рой арест со­сто­ял­ся в 1937 го­ду. В об­ви­не­нии бы­ло ска­за­но: «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, вы­пол­нял роль свя­зи­ста (связ­но­го) меж­ду ру­ко­во­ди­те­ля­ми и чле­на­ми груп­пы, ру­ко­во­дил неле­галь­ны­ми сбо­ри­ща­ми и про­во­дил вер­бов­ку но­вых чле­нов». Ес­ли «ха­лат­ное от­но­ше­ние к служ­бе» бы­ло для вла­сти боль­ше­ви­ков про­сти­тель­но и на­ка­за­ние за него бы­ло по­чти что услов­ным, то все, что свя­за­но бы­ло с Цер­ко­вью и во­об­ще ре­ли­ги­оз­но­стью, в то вре­мя неми­ло­серд­но и неспра­вед­ли­во пре­сле­до­ва­лось. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ва­си­лье­ви­ча Ми­лёш­ки­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и 10 ав­гу­ста он был рас­стре­лян.

На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду му­че­ник Иоанн Ми­лёш­кин был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Му­че­ни­ца Мав­ра – Мав­ра Ва­си­льев­на Мо­и­се­е­ва – ро­ди­лась в 1875 го­ду в се­ле Ша­лы Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Атю­рьев­ский рай­он) в кре­стьян­ской се­мье. Из­вест­но, что до ре­во­лю­ции 1917 го­да она жи­ла в соб­ствен­ном до­ме, име­ла се­ред­няц­кое хо­зяй­ство. От­но­си­тель­но бла­го­по­луч­ная жизнь про­дол­жа­лось до 1937 го­да.

Мав­ре Ва­си­льевне хо­те­лось, чтобы храм в се­ле Шады­ме, ку­да она хо­ди­ла мо­лить­ся, был кре­пок и кра­сив, и она ста­ла со­би­рать с при­хо­жан день­ги для про­ве­де­ния ре­мон­та цер­ков­но­го зда­ния. Лю­ди ак­тив­но от­клик­ну­лись, на­ня­ли ар­тель плот­ни­ков из 4 че­ло­век, ко­то­рые сде­ла­ли ра­бо­ту. Вско­ре по­сле это­го Мав­ра Ва­си­льев­на бы­ла аре­сто­ва­на и ей бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что она «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции… предо­став­ля­ла свой дом для про­ве­де­ния неле­галь­ных сбо­рищ… воз­г­ляв­ля­ла сбор средств для ре­мон­та церк­ви».

На до­про­сах она рас­ска­зы­ва­ла лишь о том, как со­би­ра­ла день­ги на храм и за­яви­ла, что ве­ру в Бо­га она не счи­та­ет пре­ступ­ле­ни­ем. Без­бож­ная власть с этим со­глас­на не бы­ла: 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Мав­ру Ва­си­льев­ну Мо­и­се­е­ву к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. 10 ав­гу­ста 1937 го­да при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние. На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви му­че­ни­ца Мав­ра Мо­и­се­е­ва бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых.

comandir.com

Церковные праздники 10 августа 2018 года

10 августа 2018 года Церковь чтит память двух апостолов – Прохора и Пармена. В народе этот праздник так и назвали – «Прохоры-Пармены». С ним связано много интересных традиций и правил, которые обязательно нужно соблюдать, чтобы не навлечь на себя беду. Кроме того, 10 августа – день Смоленской иконы Божией Матери, также называемой «Одигитрия» или «Путеводительница».

Православный праздник 10 августа: верующие отмечают день Прохора и Пармена

Согласно древним преданиям, когда апостолы Иисуса собрали своих наиболее преданных последователей, их насчитывалось 70 человек. Среди них нужно было выбрать семь мужей, которые возьмут на себя следующие послушание: решать бытовые ежедневные проблемы учеников Христа, чтобы те как можно реже отвлекались от проповедования слова Божия. Среди семи избранных оказались и апостолы Прохор с Парменом.

Прохор известен тем, что был одним из любимых учеников Петра. Его возвели в чин епископа, после чего он стал одним из Никомидийских мучеников, пострадавших за свою веру. Пармен же распространял слово своего Спасителя в городе Македония.

10 августа — день Смоленской иконы Божией Матери

Смоленская икона с изображением Девы Марии считается одной из древнейших икон, так как ее еще при жизни Богородицы  написал Евангелист Лука. История гласит, что икона была отправлена в Киевскую Русь в качестве подарка на свадьбу дочери императора Византии.  Затем ее супруг, князь Черниговский, передал святой образ своему сыну – Владимиру Мономаху.

Считается, что икона Божьей Матери «Одигитрия» ограждает страну от конфликтов, хранит земли от завоевателей, войн и страшных эпидемий.

Как почитать этот день и что нельзя делать?

Со времен Киевской Руси существует одно главное правило этого святого дня: «На Прохора и Пармену не стоит затевать мены». Что это значит? Считается, что все попытки размена, обмена и торговли в этот день обернутся обманом и убытками. К этому правилу купцы относились со всей серьезностью, так что на Прохора и Пармену на улицах нельзя было найти ни одной открытой торговой лавки.

Сегодня также отмечался день кузнецов. Представителей этой сложной профессии всегда очень ценили и даже немного боялись. Ведь кузнец, умеющий виртуозно справляться с огнем и металлом, очень похож на всесильного волшебника.

Также с этого дня начинали копать картошку и готовить из нее первые блюда.

Кроме того, 10 августа православные христиане стремятся помолиться перед образом Смоленской иконы Божией Матери. Верующие считают, что «Одигитрия» приносит в семью мир, гармонию и взаимопонимание. Поэтому сегодня нужно попросить у Богородицы, чтобы Она защищала дом от конфликтов, оберегала ваш семейный очаг и даровала благополучие и спокойствие всем родным и близким.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Читайте другие новости:

www.piterburger.ru

Церковные православные праздники в августе 2018 года, календарь

Август

Какие православные праздники отмечают в августе текущего 2018 года можно узнать в церковном календаре (дата, число).  

Когда будут постные дни и дни памяти святых.

 Какого числа будет церковный праздник Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, день иконы Божией Матери, Успение праведной Анны, Рождество святителя Николая Чудотворца, когда будет медовый спас, Второй Спас яблочный, Ореховый (холщовый Спас), Перенесение Нерукотворного Образа Господня. Какой церковный праздник отмечают сегодня, 4, 8, 9, 10, 11, 19, 28, 29 августа.  

Когда начинается и заканчивается Успенский пост в 2018 году (дата, число) подскажет календарь всех православных праздников. 

Все церковные праздники в августе, календарь на каждый день

1 августа

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Преподобной Макрины Каппадокийской

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского

Преподобного Паисия Печерского

Блаженного Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его благоверной княгини Милицы (во Святом Крещении Евфросинии), Сербских

Преподобного Дия Константинопольского

2 августа 2018 года

День Пророка Илии

Преподобного Авраамия Галичского, Чухломского, игумена

Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского, игумена

3 августа

Преподобных Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, и Иоанна церковные праздники

День памяти Преподобных Онуфрия Молчаливого и Онисима затворника, Печерских

4 августа

Мироносицы равноапост продолжаетсяольной Марии Магдалины

День памяти Преподобного Корнилия Переяславского православный праздник

Перенесение мощей священномученика Фоки, епископа Синопского

5 августа 2018 г

Почаевской иконы Божией Матери

День памяти День Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников

6 августа

Мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида)

Мученицы Христины Тирской

Преподобного Поликарпа Печерского, архимандрита

7 августа

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

День Святых жен Олимпиады, диаконисы и преподобной Евпраксии девы, Тавеннской

День памяти Преподобного Макария Желтоводского, Унженского

8 августа

Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, пресвитеров Никомидийских

Преподобного Моисея Угрина, Печерского

Преподобномученицы Параскевы Римской

9 августа 2018г

Великомученика и целителя Пантелеимона

День Преподобного Германа Аляскинского

День памяти Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского

10 августа

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница)

Апост продолжаетсяолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов

11 августа

Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов

Мученика Каллиника Киликийского

День Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

День памяти Мученицы Серафимы девы церковный праздник

12 августа 2018 года

Апост продолжаетсяолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

День Мученика Иоанна Воина

Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого

13 августа

Предпразднство Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

День памяти Праведного Евдокима Каппадокиянина

День Священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия Петроградского (Шеина), архимандрита, мучеников Юрия и Иоанна Петроградских

14 августа

Успенский пост начинается 1 день

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

День Семи мучеников Маккавеев, матери их мученицы Соломонии (Саломии) и учителя их мученика Елеазара

15 августа 2018 г

Успенский пост продолжается 2 день

Перенесение мощей первомученика апост продолжаетсяола от 70-ти Стефана, архидиакона и обретение мощей праведных Никодима, Гамалиила и сына его Авива православный праздник

День памяти День Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

16 августа

Успенский пост продолжается 3 день

Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца

День памяти Преподобных Исаакия исповедника, Далмата и Фавста

17 августа

Успенский пост продолжается 4 день

День Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия,Ексакустодиана (Константина) и Антонина

18 августа

Успенский пост продолжается 5 день

Предпразднство Преображения Господня

День Мученика Евсигния Антиохийского

19 августа 2018г

Преображение Господне

Успенский пост продолжается 6 день

20 августа

Успенский пост продолжается 7 день

Попразднство Преображения Господня

Обретение мощей святителя Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского

День Преподобномученика Дометия Персянина, иеродиакона, и двух учеников его

День памяти Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского

Преподобных Пимена Многоболезненного, Печерского и Пимена, игумена, Печерского

21 августа

Успенский пост продолжается 8 день

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Святителя Емилиана, епископа Кизического

22 августа 2018 года

Успенский пост продолжается 9 день

Собор Соловецких святых

День Апостола Матфия

23 августа

Успенский пост продолжается 10 день

День памяти Священномучеников Лаврентия, архидиакона, Сикста II, папы Римского, Феликиссима и Агапита, диаконов, мученика Романа, Римских

День Блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского

24 августа

Успенский пост продолжается 11 день

Священномученика Евпла Катанского (Сицилийского), архидиакона

Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских

День памяти Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

25 августа 2018 г

Успенский пост продолжается 12 день

День памяти Преподобномучеников Белогорских церковные праздники

День Мучеников Фотия, Аникиты и многих с ними

26 августа

Успенский пост продолжается 13 день

Отдание праздника Преображения Господня

День памяти Преподобного Максима Исповедника православный праздник

День Святителя Тихона, Задонского чудотворца, епископа Воронежского

Обретение мощей блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

27 августа

Успенский пост продолжается 14 день

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.

День Пророка Михея (из 12-ти пророков)

Перенесение мощей преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

День памяти Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

28 августа

Успение Пресвятой Богородицы

29 августа 2018г

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

День Мученика Диомида врача

30 августа

Священномученика Мирона Кизического, пресвитера

День Преподобного Алипия, иконописца Печерского

31 августа

Преподобного Иоанна Рыльского

День памяти Мучеников Флора и Лавра

nicelady.ru

Какой церковный праздник сегодня, 10 августа 2016 года: Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери

Новости

Какой церковный праздник сегодня, 10 августа 2016 года (10.08.2016)? В эту среду проводится празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также «Одигитрия», что в переводе означает «Путеводительница».

Согласно церковному преданию этот образ был написан евангелистом Лукой во время жизни Пресвятой Богородицы.

Смоленская икона Божией Матери славится своими чудесами. Одним из главных является избавление Смоленска от татар. Жители города не знали, как им спастись от нашествия. Тогда верующие обратились с молитвой к Богородице. И случилось чудо — Богоматерь даровала народу спасение через воина Меркурия. Он пробрался в стан врага и перебил множество воинов, тем самым защитив Смоленск от нашествия.

Автор: bw4u.ru

Понравился материал? Поддержите проект и поделитесь ссылкой на страничку на своем сайте или блоге. Также вы можете рассказать о записи друзьям в социальных сетях.

Возврат к списку

bw4u.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.