Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Петров день все о празднике


Петров день

Народно-христианский праздник Петров день отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре этот день посвящается памяти сразу двух апостолов — Петра и Павла.

Другие названия этого праздника: Петровка, Петровки, Петров день – разговенье, Петровка-голодовка, Петраки, Петровские жары, Красное лето, Петр и Павел, День Петра и Павла, Петры и Павлы, Петровские торги, Петровские гулянья, праздник солнца, Ярилин день, Петры-рыболовы, Рыболов, день рыбака.

В этот день заканчивался летний свадебный сезон. Устраивалась братчина, в которой принимали участие, как правило, только женатые и старики. Тёщи зятьёв угощали.

История

Святой Петр, сын простого рыбака, был одним из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа. При рождении будущему апостолу дали имя Симон, но потом от Христа он получил прозвище Кифа, что на арамейском означало «камень», то есть, твердый в вере. Позже имя было переведено на греческий, по-гречески Петр — это также «камень».

Петр был участником и свидетелем многих евангельских событий, именно он трижды предал своего учителя, но потом искупил свою слабость и стал оплотом веры и создателем христианской церкви. Апостола Петра принято считать первым Папой Римским.

Святой Павел, которого православные христиане также поминают 12 июля, не входил в число двенадцати апостолов, он вообще был сначала одним из гонителей иудеев, но потом, когда встретил воскресшего Иисуса Христа, уверовал в единого Бога. Павел проповедовал христианское учение на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания входят в Новый завет.

Согласно церковному преданию, апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день — 29 июня по юлианскому календарю (то есть 12 июля по григорианскому летоисчислению). По легенде апостол Петр пришел проповедовать в Рим, где был арестован и распят вниз головой. Апостол Павел также был казнен в Риме, но поскольку он был римским гражданином, то к нему считавшаяся постыдной казнь на кресте не могла быть применена. Павлу отсекли голову.

В российской христианской традиции имена этих двух святых тесно связаны — поэтому на Руси этот праздник иногда называли «Петры-Павлы». Также связь этих апостолов отражена в некоторых названиях, например: Петропавловская крепость, Петропавловск-Камчатский и т.д.

Традиции на Петров день

— Петру и Павлу принято было молиться об исцелении от горячки, лихорадки и сумасшествия. — Поскольку Петр был рыбаком, ему принято молиться для удачи в рыбной ловле.

— Петров день — это встреча «красного лета». На Петра и Павла в деревнях устраивали «гулянки Петровы», водили хороводы, качались на качелях. Девушки гадали на суженых: вокруг них ходили парни, закрыв лицо платками. Если девушка угадывала своего избранника, то считалось, что пара скоро поженится.

— Также на 12 июля существовал обычай умываться «петровой водицей» из трех родников (ключей).

Обрядовая часть праздника сопровождалась угощением друг друга сладким вином, песнями, плясками и играми. На берегах и на пригорках жгли костры, сельчане с достатком накрывали богатые столы с обетными угощениями для бедных. За стол приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. Зятья угощали лакомствами тещ, и те тоже не оставались в долгу. Крестные дарили крестникам пшеничные пироги. Гуляния продолжались всю ночь, принято было всем вместе встречать рассвет.

— 12 июля пастухи обязательно привязывали красную ленту к рогам коров и баранов. Считалось, что такой оберег защитит стада от болезней на весь следующий год.

— В Петров день собирали с деревьев последние вишни и обязательно угощали ими нищих у церкви — чтобы в следующем году урожай был богатый.

— Пчеловоды на Петра и Павла брали несколько пчел и подрезали им крылья — чтобы улья не украли.

— Самые сильные парни с соседних деревень в Петров день устраивали на перекрестке дорог борьбу — чтобы ссор между соседями не было.

— Пастухи в этот праздник привязывали к палкам колокольчики и ходили с ними вокруг овчарен — это делалось, чтобы волки к овцам не приближались.

— В день Петра и Павла каждый православный обязательно с самого утра приходил в церковь — поздравить апостолов с их праздником и попросить себе крепкого здоровья. После службы все шли на перекресток дорог, на которых обязательно стоял крест, и клали туда что-нибудь из еды, чаще всего пироги с вишнями. А нищие потом разбирали эту еду, восхваляя верховных апостолов.

Поверья на Петров день

Существовало поверье, что в этот день до следующей весны в глубине водоемов засыпают русалки, бродящие по земле с Троицы.

Считалось, что кукушка кукует только до Петрова дня, а в этот день она «ячменным колосом давится» — то есть умолкает, когда заколосится ячмень. Есть даже апокрифический рассказ, как апостол Петр украл лошадь, а Иисус Христос его за это судил. Иисус позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил или украл Петр лошадь. Кукушка ответила «ку-пил-ку-пил», а ворона: «Крал! Крал!». За честность вороне было разрешено каркать круглый год, а лживой кукушке Христос позволил куковать только до Петрова дня.

Поговорки на Петров день

  • Петр лето зачинает, Илья лето кончает.
  • Петров день — верхушка лета, наступает 40 жарких дней.
  • На Петров день солнышко играет.
  • С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.
  • Худое порося и в Петровки зябнет — дворянская кровь и в Петров день мерзнет.
  • Петровки холодные — год голодный.
  • Петро-Павел жару прибавил.
  • О ненужных вещах говорили: «Нужен, как на Петров день варежка!»

Приметы на Петров день

С этого дня начинали подготавливать все к сенокосу, а в некоторых местах и к севу озимых. По поведению животных и насекомых определяли погоду на ближайшее время:

  • Если жуки и ласточки низко летают 12 июля — то жди дождя;
  • Рыбы из воды выпрыгивают – к непогоде;
  • Если собака по земле катается, жабы хрипло квакают, муравьи закупоривают муравейник, а комары кусаются с двойной силой, то будет дождь;
  • Если на Петров день сухая погода, то до конца лета будет тепло;
  • Ливень с утра – к плохому урожаю, в обед – к хорошему, а если три раза за день дождь пройдёт, то урожай будет обильный и богатый;
  • Петр и Павел день убавил, а жару прибавил;
  • На Петра голодаем, на Спас лакомимся;
  • На Петра и Павла кукушка перестает петь;
  • Если дождь пойдет в Петров день — сенокос мокрый будет;
  • Если на Петров день дождь, то ещё 40 дней будет ненастье.

boooh.ru

Петров день 2017: история, традиции, обычаи

12 июля все христиане отмечают праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Какие традиции связаны с этим праздником, что сулят приметы в этот день и что можно, а чего нельзя делать в святой праздник – читайте в нашей статье.

Церковный праздник Петра и Павла уже давно не только религиозный праздник, а и по-настоящему народный, ведь это время после летнего солнцестояния знаменует начало жатвы и приближающуюся осень. Также в этот день, 12 июля, заканчивается Петров пост и празднуют свои именины Пети и Паши.

Петр – один из самых почитаемых святых в христианстве, который получил от Христа назначение стать основателем церкви. Именно Петр стал первым из апостолов, которому явился Христос после собственного воскресения. А вот апостол Павел – историческая личность, один из главных историков христианства, его произведения дошли и до наших дней.

Традиции и обычаи на праздник Петра и Павла

Когда-то давно люди праздновали День Петра и Павла по-особенному – накрывали обильные столы и приглашали странников и нуждающихся. Гулянки, хороводы и игры были незаменимыми элементами празднования Петрова дня. Молодые парни и девушки гадали на скорую свадьбу. Но если пара хотела устроить свадьбу именно 12 июля на праздник Петра и Павла, им не советовалось этого делать – плохой знак.

Готовясь к празднику, люди наводили порядки в своих домах и дворах, делали букеты и венки из разных полевых цветов, с которыми потом шли на церковную службу. Также в этот день пекли лепешки, которые в народе назывались мандариками, в честь путешествий по миру святых апостолов Петра и Павла. Считалось, что, если в Петров день умыться из трех ключей, вода даст силу и здоровье.

В Украине, по традиции, после окончания Петрова поста начинается сезон свадеб. Также после 12 июля можно планировать крестины малыша.

Праздник Петра и Павла 2017: что можно, а что нельзя делать в этот день

На Петра и Павла традиционно принято устраивать праздничные семейные обеды и проводить время, общаясь с близкими на природе, но купаться не рекомендуется. Женщины стараются приготовить блюда из рыбы, чтобы в их семье царила атмосфера мира и любви, ведь также считается, что Петр и Павел покровительствуют рыбакам.

На праздник Петра и Павла хозяйкам не рекомендуется заниматься домашними делами: глажку, стирку и уборку дома лучше перенести на другой день. А вот чем действительно стоит заняться, так это навестить родных, помочь больным и обездоленным, уделить время себе и своему внутреннему миру. Утром следует отправиться на службу и помолиться. А в течение всего дня не следует ругаться, думать о плохом или желать что-нибудь плохое окружающим.

День Петра и Павла: приметы

Наши предки придавали большое значение природным явлениям и знали, как трактовать любые изменения в природе. Сейчас народным приметам 12 июля придают меньше значения, но в отдельных регионах люди все равно полагаются на них.

  • Дождь на Петров день обещает урожай: один дождь – урожай будет неплохой, два – хороший, а три – богатый.
  • На Петра всегда тепло. При этом говорили: «Петр и Павел жару прибавил», так как начинались самые жаркие дни.
  • Если на Петров день – жара, то на Рождество – мороз.
  • На Петра и Павла умолкает кукушка. Если птица не кукует за неделю до Петрова дня – зима будет ранней, а если же неделю после дня Петра и Павла – зима будет поздней.

sakhalife.ru

День святых Петра и Павла: самое интересное о празднике

В пятницу, 12 июля, православные отметят День святых Петра и Павла – правоверных апостолов и учеников Христа, принявших мученическую смерть. В народе праздник еще называют Петров день.

«Страна» собрала всю информацию о смысле праздника, почему верующие чтят память об апостолах, живших две тысячи лет назад, можно ли работать в этот день.

Когда Петра и Павла

Дата этого христианского торжества является непереходной — то есть постоянной. 12 июля, оканчивается Петров пост, который длился 18 дней с 24 июня. Это первый из летних постов (вторым следует Успенский пост). При этом 12 июля не входит в число постных дней.

Кем были Святые Петр и Павел?

Апостола Петра до встречи с Христом звали Симон, он был бедным и неграмотным рыбаком, который ежедневно трудился, чтобы заработать на жизнь своей семье. Встретившись с Христом, он бросил сети – единственное средство для пропитания — оставил все, что было в его жизни до встречи с Христом, и последовал за ним. После крещения Симон получил имя Петр, что означает «камень».

Петр стал одним из самых преданных последователей Сына Божьего. Он был участником многих событий, описанных в Евангелии. Христос исцелил тещу Петра, что стало одним из первых чудес. Апостол принял участие в рыбной ловле, когда, после тщетных попыток, по слову Христа сети рыбаков вдруг стали рваться под тяжестью пойманной рыбы. Именно в этот момент Петр впервые признал во Христе Господа.

Но вместе с пылкой верой Петра проявились и его слабости. Так, бросившись однажды в море к идущему по воде Христу, Петр в какой-то момент засомневался, утратил веру и начал тонуть. Позже, когда приблизился час страданий Христа, Петр, ранее многократно клявшийся в верности, трижды отрекся от Спасителя.

Святой апостол Павел (с латинского имя означает – «малый, немногий, меньший») родился в килийском городе Тарса и получил имя Савл при рождении, но впоследствии добровольно принял имя Павел. Будучи выходцем из состоятельной семьи, он учился у выдающегося иудейского учителя – фарисея Гамалиила. Павел изначально бросился бороться с новой ересью, которой тогда считали христианскую веру. Но затем, ярый гонитель христианства, стал последователем Сына Божьего. Сам Христос призвал его к апостольскому служению. Впоследствии Павел стал ревностным защитником Церкви Христовой, оставив после себя 14 посланий.

Святые апостолы Петр и Павел умерли 12 июля в Риме (67 году после Рождества Христова). Их смерть была мученической. Император Нерона приказал распять Петра на кресте головой вниз. Апостола Павла обезглавили мечом, поскольку он был римским гражданином.

Что можно и чего нельзя делать

В 2019 году Петров день выпадает на пятницу и не входит в дни Петрова поста, что означает отсутствие ограничений в еде в этот день. Однако злоупотреблять алкоголем в этот день запрещено.

Утром в храме совершается Божественная Литургия со славлением святых апостолов. Верующие в храме ставят свечу у иконы Петра и Павла, молятся за благополучие близких.

В этот день ходят к близким в гости, устраивают семейные застолья или пикники. На стол ставят рыбные и творожные блюда. Принято угощать крестников и крестных родителей. Так, например, на Петров день в разных областях Украины традиционно готовились творожные мандрики. Именно это блюдо из пшеничной муки и творога было главной пищей апостолов во время их путешествий по миру. Отсюда и происходит название лакомства.

Не рекомендуется тяжело трудиться, стирать или убирать. Порядок в доме лучше навести заранее.

Нельзя ссориться, сквернословить или думать о плохом.

От интимной близости 12 июля лучше отказаться. Часто православная церковь в этот день не проводит таинство венчания. А в период поста не принято крестить детей и играть свадьбы.

Согласно народным поверьям, в этот день нельзя давать или брать что-то взаймы.

После праздничного ужина остатки еды оставляют на столе, она предназначается усопшим близким.

В Петров день молодые люди ходят в поле собирать травы или на реку встречать рассвет.

В этот день утром принято умываться родниковой водой – в народе такую вода наделяли целебными свойствами.

Незамужние девушки в Петров день гадали на суженого. Один из способов: если положить под подушку 12 трав, во сне можно увидеть будущего супруга. Также можно загадать желание при помощи трех веток дерева, которые заплетались в «косу» и перевязываются красной лентой. Если за три дня «коса» не расплелась – желание исполнится.

Но Церковь не дает прямых запретов или рекомендаций о том, как провести Петров день. Все традиции праздника являются народными верованиями. Главное быть на службе и провести день в молитвах, вспоминая о жизни двух апостолов.

vesti.dp.ua

Петров день в 2018 году — 12 июля: что это за праздник?

Петров день в 2018 году - 12 июля: что это за праздник?

Что за праздник — Петров день? В этой статье Вы сможете узнать о традициях и истории праздника. В 2018 году православные празднуют Петров день 12 июля.

В 2019 году православные празднуют Петров день 12 июля.

В 2020 году православные празднуют Петров день 12 июля.

В 2021 году православные празднуют Петров день 12 июля.

Петров день 2018 — 12 июля

Закончился Петровский пост, мы вступаем в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла и на следующий день как попразднство совершаем Собор святых апостолов.

Вселенская Церковь память Петра и Павла чтит так же, как вместе отмечает память Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова. Тем самым она свидетельствует, что они равно угодили Богу, хотя если мы вглядимся в жизнь этих апостолов, то увидим, сколь они различны: неграмотный простой рыбак Петр и мудрейший Павел, который был очень учен и знал несколько языков. Петр был женат, а Павел девственник. Петр был самым приближенным учеником Господа, а Павел никогда при жизни Господа не видел и даже с апостолами очень мало общался.

Павел был прекрасным юношей, даровитым, замечательно воспитанным, чтущим закон, любящим Господа, фарисеем и сыном фарисея, одним из любимейших учеников Гамалиила; он мог бы быть первосвященником Израиля. Почему же Господь медлил и обратил его к Себе после всех апостолов? Для чего попустил ему стеречь одежду, когда бросали камнями в Стефана? Ведь свет, который осиял его на пути в Дамаск, мог его просветить и годом раньше. Почему в промысле Божием было так устроено, разве Павел был менее других достоин послужить Христу? Нет, он был достоин более, и потрудился он больше всех других апостолов, но свойство падшего человека таково, что чем больше ему дано от Бога, тем больше он склонен к гордости.

У нас у всех есть такая черта: то, что дано от Бога, приписывать себе. Мы почему-то считаем, что те дарования, которые имеем по природе, являются нашим преимуществом перед людьми. Часто человек кичится умом — но может ли он сам себе ума прибавить? Кичится и образованием — а если бы родители не потрудились, то никакого бы образования не было, потому что это все труд старших. Человек безумно кичится своим ростом,— хотя разве может он свой рост изменить?— или внешностью, или еще чем-нибудь. Это происходит от того, что в силу падшести нашего естества, в силу гордости у нас помрачается ум.

Вот этой страшной заразы, гордости, и опасался Господь, поэтому Он попустил Павлу быть сперва гонителем Церкви. И это его потом всегда останавливало и смиряло; вспоминая свою юность, он говорил: я был извергом. Господь помог Павлу также тем, что послал ему постоянную болезнь. И хотя апостол Павел исцелял сотни и тысячи людей и воскрешал мертвых, но сам болел — для того, чтобы смиряться, потому что болезнь не дает человеку превозноситься.

И апостол Петр был тоже постоянно смиряем Господом. Христос его очень любил за его горячую преданность и всегда брал с Собой: и когда преобразился на горе Фавор, и во все другие особо важные минуты Своей жизни. Петр ощущал эту любовь и близость Господа к себе и часто произносил весьма самонадеянные речи. Так и перед крестной смертью Спасителя он сказал: я готов с Тобой идти на смерть. Но Господь предрек, что он трижды в эту ночь отречется от Него. Почему апостолу Петру было попущено отречение, почему он вдруг испугался? Вообще почему людей иногда посещает страх? Страх возникает в душе человека, когда от него отходит Дух Божий и он остается предоставленным самому себе. Когда же в человека вселяется Дух Божий, с Ним приходит совершенная любовь, изгоняющая страх.

Апостол Петр был так смирен Господом, потому что благодать, которую он должен был принять,— это огромный дар и удержать его можно лишь величайшим смирением. Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Имея такой дар, не возомнить о себе необычайно трудно, поэтому Господь и помогал Своим ученикам таким образом, промыслительно попускал им падать, чтобы укрепить их в этой главной, необходимейшей христианской добродетели. Смирение есть цемент, скрепляющий камни христианских добродетелей в стену, из которой образуется домостроительство нашего спасения.

Даже в том, что Церковь величает сперва неученого Петра, а потом ученейшего Павла, чувствуется промысел Божий — опять Господь Павла смиряет, хотя он больше сделал, чем Петр: больше людей к Богу обратил, больше на ниве Господней потрудился.

В начале земной жизни Христа Спасителя мы видим, что к его колыбели пришли сперва пастухи, а уже потом ученые мужи, волхвы. К сожалению, ум часто является препятствием на пути к Богу. Поэтому простецу легче Бога узреть, и во все времена в любом православном храме всегда людей простых было больше, а ученых меньше. Не так надмевает человека внешняя красота, физическая сила, красивый голос или еще что-нибудь, как ум. В нем заключается его главное преимущество перед остальными существами видимого мира, поэтому им-то и кичится он более всего, забывая о своем Творце и Подателе этого ума и всех остальных дарований и возможностей.

Вот так премудро Божиим промыслом устроялась жизнь славных мужей, которых мы сегодня прославляем, так же и наша жизнь устрояется Господом. И Святая Церковь премудро установила, что перед этим праздником мы проводим пост, потому что пост есть время смирения и молитвы. Почему мы не можем до сих пор стяжать такую благодать Святаго Духа, которую стяжали святые апостолы? Только потому, что не имеем той глубины смирения и простоты. Чтобы принять благодать апостольскую, нам надо и смиряться, как они.

Принятию благодати препятствует наличие гордости во всей нашей жизни. Из-за гордости у нас разрушается любовь друг ко другу, из-за нее мы не можем молиться чисто, нас осаждают помыслы. Ведь дай нам Господь хотя бы на секунду чистую молитву — и мы сразу впадем в прелесть, потому что слишком горды. Богу не жалко послать нам любой дар; мы можем и больных исцелять, и мертвых воскрешать. Благодать Божия та же, Церковь та же, Евхаристия та же, Писание то же и Христос Тот же — ничто из того, что нас спасает, не изменилось за эти две тысячи лет, только гордость наша не дает нам возможности принять дары Божии. И лишь в ту меру, в которую мы умеем смиряться, мы и получим благодать.

Поэтому то, что происходит в нашей жизни, надо учиться для начала принимать со смирением, без возмущения, а потом, может быть, мы научимся принимать то, что на нас грядет, и с радостью. Потому что во всем, что с нами случается и что не вызвано нашим грехом, всегда есть благой промысел Божий. Но даже если мы грехом своим воздвигли на себя какую-то бурю, Господь то зло, которое мы сотворили, всегда управит для нашего блага; и многие тяжелые испытания в жизни часто оборачиваются благом.

В заключение я хочу повторить кое-что из тех паремий, которые мы сегодня читали, чтобы в наших ушах еще раз прозвучали эти замечательные слова апостола Петра и мы вслушались, как он любит своих учеников, чад духовных и всех тех, кто последовал за Господом, и как он любит нас. Всегда, когда мы читаем Священное Писание, очень важно помнить, что оно обращено непосредственно к нам. Апостол Петр не когда-то там жил — мы прославляем его сегодня, он и сейчас участвует в нашей жизни, и его слова звучат для нас так же, как звучали и тогда. Недаром они вошли в канон Священного Писания, потому что они сказаны навеки.

Святой апостол нам говорит: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе…» То есть радуйтесь, даже если немножко и поскорбели в различных искушениях, потому что это необходимо для очищения души.

Далее он продолжает: «…в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ». Апостол Петр видел Господа, а мы нет, но он радуется за нас, что мы видим Его очами нашей веры. А по мере очищения нашего сердца и мы Бога узрим так же, как Его увидели Петр и Павел. Мы не увидим Спасителя во плоти, ходящего здесь, по земле. Мы не можем уже этого сподобиться, потому что это было некогда и однажды для избранных, но мы можем увидеть Господа, как увидел Павел, через Его Божественные энергии.

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Если мы называем Бога Отцом, то мы, как Его дети, должны быть святы. Как просто: если Господь наш свят, то и мы должны быть святы. Недостаточно нам быть просто хорошими людьми, которых, слава Богу, пока еще немало,— мы должны сиять святостью. У каждого из нас запечатлен в сердце этот образ, каждый имеет представление о том, что такое святой человек. Мы и жития читали, и Священное Писание; может быть, и со святыми в жизни встречались. Вот и нужно нам стараться подражать их житию, чтобы наша жизнь была не пуста. А то получается лицемерие — читаем молитву, обращаемся к Богу: «Отче наш» — Отец наш Небесный, а жизнь наша этому совершенно никак не соответствует. Как яблоко от яблони недалече падает, так и мы должны стремиться вести христоподражательную жизнь, чтобы нам быть детьми Божиими.

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть…» Особенно зависть. В нашем народе очень распространен этот недуг: он кипит во всем, вообще вся государственность наша имеет своим корнем зависть. Завидуем друг другу, какие-то представления возникают у нас в голове, мы все хотим для себя чего-то большего, лучшего, все ищем себе. Это надо особенно изживать, ведь любовь как раз не ищет своего, а ищет пользу другому. Вот что нам хорошо бы воспринять.

Отложив «и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь». Если мы вкусили, что благ Господь, надо полюбить эти слова Господни, ими питаться, ими свою душу управлять. Для чего Святая Церковь настаивает на том, чтобы Священное Писание мы читали ежедневно? Нам надо знать слово Божие наизусть, чтобы наш ум, как преподобный Серафим Саровский сказал, плавал в нем. Ум должен быть погружен в Писание, тогда мы сможем в нашей жизни постоянно им руководствоваться. Господь из нашего знания будет каждый раз приводить нужные нам слова для данного дела, поступка, какой-то сложной ситуации.

«Наконец будьте все единомысленны». Это место просто нельзя читать без слез, настолько оно глубоко душу затрагивает. Мы говорим: «единомыслием исповемы», но единомыслие между нами даже и не ночевало никогда. Феофан Затворник говорил: придет время на Руси, когда будет столько вер, сколько и голов. Каждый себе что-то мудрует, каждый себе что-то придумывает. Это, конечно, от того, что мы не образованны по-христиански, нас не Церковь воспитала, мы все «с луны свалились». Мы здесь оказались только по милости и по промыслу Божию, и надо стремиться, чтобы нам Православную веру стяжать.

Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». Как просто: вот тебя обругали, а ты не говори: сам дурак. Потерпи, ведь какая будет польза для души.

«Напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Да, мы призваны к тому, чтобы, когда нам говорят: ты дурак — отвечать: да, я дурак. Действительно, кто из нас может про себя сказать, что он умен? Не есть ли это самая большая глупость так говорить про себя. Призвание христианина заключается в том, что он должен быть овцой в этом мире, чтобы грызли его, но не он. Мы не можем воздавать злом, нет у нас такого права, Господь нам его не дал.

«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни…» А мы любим жизнь и хотим, чтобы все было хорошо, чтобы в семьях у нас был мир, чтобы не было драк, свар, хотим послушных детей, хотим, чтобы было благополучие, чтобы было благорастворение воздухов,— и об этом молимся все время, ведь не можем же мы желать зла. Так вот, если мы хотим этих добрых дней, то: «…удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их». Надо всегда стараться избавляться от злоречия. Это очень трудно, конечно. Мы привыкли всех повсюду ругать, осуждать, потому что нас многие обижают и этого всего нельзя не видеть, но тем не менее надо стараться свое сердце смирять, помня, что с этого и начиналась Святая Церковь. Апостол Павел пишет: «Злоречивые Царство Божие не наследуют». Его самого не только ругали, не только камнями били и кандалы ему навешивали, но и голову отрубили в конце концов.

Таких людей, как апостолы Павел и Петр, и по земле-то ходило не так уж много за всю нашу длинную человеческую историю. И ведь надо же, такому прекрасному человеку голову отрубить. Это ж какое зверство! А он не ругался, но благословлял тех, кто его проклинал и кто желал ему зла, потому что люди по безумию это делают, они несчастные, больные. И если мы веруем, мы должны стремиться поступать так, как учит апостол. Наша вера еще скудна, но надо стараться не давать себе возможности грешить. Если тебя кто-то обличит, остановит тебя в твоем злоречии, поблагодари такого человека, опомнись, не перечь ему, скажи: да, действительно, я осуждаю, я злоречу.

«Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». Да, если мы смиримся, Дух Святый посетит нас в дыхании «хлада тонка», когда мы не будем даже ждать посещения Божия. Господь сказал нам: «Всегда бдите и молитесь». Он придет в наше сердце в тот день, когда мы не знаем, поэтому надо быть все время готовыми. Апостол Петр заключает первое послание словами: «вознесет вас в свое время» — каждого в свое: кому двадцать лет придется ждать, кому пять, а кто, может быть, и завтра сподобится. Но как нам сделать прямыми стези, пути Господня Духа в свое сердце? Только смиряясь.

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Не надо ни о чем заботиться, Господь все устроит Сам. Нам нужно стараться только об одном: как бы Богу угодить.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Только отвлекся, только излишне посмеялся — глядишь, помыслы твои улетели, от Бога отошел, забыл, и тут же какая-то гадость в голову пришла, тут же кого-то осудил, посмотрел куда не положено и так постепенно опять душу разорил. И опять надо каяться, и опять все начинать сначала, потому что дьявол тут как тут. Поэтому всегда надо стараться ум свой вперять в молитву. «Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». Да, часто мы приходим в отчаяние от помыслов, невнимательной молитвы. Отчаяние наше возникает опять же по гордости, мы все хотим быть отличниками, хотим сразу всего достичь. Без рассеяния молятся только одни ангелы, а нам надо смиряться, мы люди грешные, у нас и должна быть такая молитва, другой даже быть не может. Надо со смирением приносить Богу то, что в наших силах. Как видим из жития апостолов Петра и Павла, они тоже совсем не сразу всего достигли. И пока мы наследуем Царствие Небесное, должно пройти очень много времени.

«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». Митрополит Антоний Сурожский однажды привел очень хороший образ, он сказал, что человек должен стать как бы резиновой перчаткой на руке врача. Она нисколько не мешает ему действовать и подчиняется воле каждого пальца — вот так и христианин должен в руку Божию себя вложить и во всем подчинить и предоставить все делать Господу, а самому, по мере своих возможностей, в силу своих дарований, в силу того места, на которое он в данный момент поставлен, стараться угождать Богу, созидать и свою душу, и все вокруг, трудиться для правды Божией.

Кто-то скажет: это же бесполезно. Да, мир этот, безусловно, сгорит, земля эта исчезнет, антихрист обязательно придет. Значит ли это, что наш труд напрасен? Нет. Сколько икон порубили и сожгли? Астрономическое число. Сколько храмов взорвали? Огромное количество. И что, напрасно их строили? Нет, не напрасно. Дело в том, что спасение души — это не результат, а процесс. И в этом процессе мы и должны быть — в этой реке, в этом течении поиска спасения. Потому что все наши потуги, которые мы делаем, конечно, наивны и смешны. Что может перчатка сама о себе мнить, когда главное действующее лицо — хирург? Мы сами ничего не можем, но мы должны быть рабами Божиими, соработниками Ему в деле этого созидания. Тогда Он нас похвалит, тогда наша жизнь будет не зряшной.

Это не значит, что мы обязательно должны что-то такое совершить, чтобы это имело длительные плоды. Вот Иннокентий Московский просветил всю Сибирь — и где плоды его труда? Все храмы, которые он построил, сожгли; все книги, которые он перевел на северные языки, исчезли. Так же на Алтае Макарий Невский проповедовал, так же и Стефан Пермский во времена Сергия Радонежского переводил священные книги. Где эти труды? Можно сказать: все исчезло, пропало. Нет, не пропало, как не пропало ни одно полено, которое перекладывал из угла в угол своей кельи Серафим Саровский, чтобы нудить свою плоть. Казалось бы, какое бессмысленное занятие — из одного угла в другой поленья перекладывать. Неужели нельзя было больницу построить или открыть какое-то заведение, много денег получить, на эти деньги напечатать Евангелий и все раздать? Зачем он занимался этим никому не нужным делом? Нет, он делал самое главное — строил свою душу.

Когда женщина драгоценным миром помазала ноги Спасителя, апостолы возмутились, а особенно Иуда: зачем же на ноги лить такое дорогое вещество, можно продать его и деньги раздать нищим, сколько людей пообедают, а тут просто взяла и на ноги полила. Вроде неразумно, нелогично, нерационально. Так вот и в деле спасения и созидания нашей души никакой рациональности быть не может, это созидание нужно прежде всего нам. Наш Господь — Творец, и мы должны все время строить, все время созидать. Враг будет ломать, и в конце концов все равно все будет сломано, растоптано, поругано, все исчезнет. Но если нас будет много, то время этого разрушения будет оттягиваться еще дальше, еще на сто, еще на тысячу, на две тысячи лет. Это зависит от того, сколько будет таких созидателей. Если Господь сочтет количество их достаточным, чтобы удерживать небо над землей (потому что те, кто созидают, являются столпами; их называют «столпы Церкви»), тогда Он еще продлит эти дни; если нет, если оскудеет наша вера, а с ней наша благодать, то, значит, конец будет приближаться.

Мы, такие немощные, мало знающие, малоопытные, призваны к великому делу — спасению вселенной. Хотя нас осталось очень мало во всем мире, но тем не менее Господь вверяет нам такую грандиозную задачу. И любое малое дело, сделанное для Господа со смирением, приносит великий плод.

Господу нужен каждый человек: и простой рыбак Петр, и величайший ученый и мудрец Павел. Мы можем для подражания избирать себе любого, а Церковь их прославляет и любит вместе. И очень много есть таких святых, которые при жизни испытывали даже некоторые трения друг с другом — например, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий или Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. При жизни у них были по некоторым предметам разные мнения, а Церковь их и в один день прославила, и любит их одинаково, и обоих почитает замечательными учителями церковными.

Мы такие непохожие, каждый из нас особенный, как листочки на дереве, которые все различаются. Но каждый нужен Господу, и от каждого Господь ждет, чтобы хоть две лепты были им положены в дело спасения и своей души, и своей семьи, и своего города, и своего народа, и всего человечества, и всей твари, и всей вселенной. Несмотря на нашу худость, мы являемся избранниками Божиими. Почему можно с уверенностью это сказать? Потому что ни один из нас сам себе веру не изобрел; Господь Сам нас выбрал и Сам поставил перед Собой. Как Он начал с апостолов, так кончает нами. Раз Господь нас призвал, значит, Он считает, что мы вполне можем что-то созидать. И мы должны над этим трудиться. Кто трудиться не будет, тот будет извержен вон, и такие случаи бывают.

Сколько отпадает людей! Жалко, со скорбью это видишь, как с мясом от сердца рвется, а что делать? Ленится, не желает человек трудиться для Господа — и сразу духовно оскудевает. Вот как печка: ее натопили — и она горячая, в доме тепло, можно до вечера не топить. И завтра утром еще будет тепло, а к вечеру уже станет прохладно, а через неделю никто и не поверит, что дом топился. Так и во всем. Вот только день перестань молиться, не прочитай вечернее правило — утром уже совсем молиться не хочется. Один раз воскресенье пропустил, два пропустил, а потом уже: ну зачем в храм ходить, можно и дома молиться. А потом достаточно Бога и в душе иметь, а потом достаточно и не иметь, а просто думать, что все мы верующие, все мы крещеные. Но и Гитлер был крещен — и это его ни от чего не спасло.

Поэтому надо всегда тот дар, который нам Господь дал — дар веры,— обязательно возгревать. Это наш главный труд, потому что только огонь, который есть в нашем сердце, может кого-то еще зажечь. Если мы никого зажечь не можем, значит, в нас огня этого нет — надо прямо так и засвидетельствовать. А если тлеет хоть маленький уголечек, то и надо над ним трудиться, этот огонек раздувать, что-то в него подкладывать. Раздувание — это наша молитва, а подкладывание дров — наши добрые дела.

Глупо к тлеющему маленькому угольку подкладывать большое полено, поэтому не надо браться за большие дела, надо делать малые: сумочку кому-то поднести, за кого-то раз в недельку посуду помыть. И если наша жизнь будет складываться из таких мелочей, то постепенно мы очень многого сможем достичь в духовной жизни. И через мытье посуды нам Господь может скорей открыться, чем через какие-то грандиозные замыслы, которые обычно лопаются, как мыльные пузыри, потому что эти замыслы все воздушные.

Спаси всех, Господи. Аминь.

Крестовоздвиженский храм, 11 июля 1989 года, вечер

www.pravmir.ru

12 июля православные отмечают Петров день — все, что нужно знать о празднике

Православные верующие отмечают в среду, 12 июля, день святых апостолов Петра и Павла, который знаменует окончание Петрова поста. Согласно церковному учению, именно в этот день апостолы приняли мученическую смерть в Риме. По преданию, Петр был распят на перевернутом кресте, а Павел, как римский гражданин — обезглавлен.

Петров пост начался через неделю после праздника Троицы – 12 июня. В связи с тем, что ежегодно дата Троицы меняется (в зависимости от праздника Пасхи), продолжительность поста варьируется от восьми дней до шести недель. В этом году пост длился четыре недели.

Этот праздник известен со времен раннего христианства и праздновался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе. Он назван в честь апостолов, проповедовавших христианство по всему миру. Оба они приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год.

Вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы праздник составляет единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил.

По православному учению, общий праздник Петра и Павла — напоминание о единстве и разнообразии в жизни Церкви. В то же время, Церковь напоминает верующим, что каждый человек не безгрешен. Тот же Петр трижды отрекся от Христа перед его распятием, но потом раскаялся в содеянном.

«Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем о их величии; они нам представляются как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь», — так объяснял духовный смысл праздника известный церковный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний (Блум).

Православная традиция делает особый акцент на том, что они равно угодили Богу, хотя были совершенно разными людьми — неграмотный простой рыбак Петр и ученый книжник Павел, знавший несколько языков. Петр был женат, Павел — девственник, Петр был самым приближенным учеником Христа, а Павел никогда при жизни Его не видел и даже вначале считал лжепророком и разоблачал «лжеучение» христиан. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел — символом «свободного» христианства, живущего по духу Евангелия, а не по букве.

Среди народа прижились множество традиций и обрядов на Петров день.

Так 12 июля пастухи обязательно привязывали красную ленту к рогам коров и баранов. Считалось, что такой оберег защитит стада от болезней на весь следующий год.

В Петров день собирали с деревьев последние вишни и обязательно угощали ими нищих у церкви — чтобы в следующем году урожай был богатый.

Пчеловоды на Петра и Павла брали несколько пчел и подрезали им крылья — чтобы улья не украли.

Самые сильные парни с соседних деревень в Петров день устраивали на перекрестке дорог борьбу — чтобы ссор между соседями не было.

Пастухи в этот праздник привязывали к палкам колокольчики и ходили с ними вокруг овчарен — это делалось, чтобы волки к овцам не приближались.

В день Петра и Павла каждый православный обязательно с самого утра приходил в церковь — поздравить апостолов с их праздником и попросить себе крепкого здоровья. После службы все шли на перекресток дорог, на которых обязательно стоял крест, и клали туда что-нибудь из еды, чаще всего пироги с вишнями. А нищие потом разбирали эту еду, восхваляя верховных апостолов.

В Петров день девушки дарили своим возлюбленным вышитые собственноручно платочки — этим они показывали, что готовы выйти за парня замуж. Также в некоторых деревнях очень интересный обычай: девушку, которая «засиделась в девках» отец садил в повозку, надевал ей на голову венок из васильков и вез к дому парня, который ей нравился. Плечи девушки украшал вышитый «рушнык» которым раньше на свадьбах покрывали голову невесте. Привезя свою дочь к дому парня отец становился у крыльца и выкрикивал: «Моя Маруся (называл имя свой дочери) была бы хорошей хозяйкой в вашем доме. Даю за нее корову, 5 овец и сто пудов хлеба!» (каждый называл то, что собирался отдать в качестве приданого). На окрик выходила мать жениха, подходила к девушке, снимала с ее головы васильковый венок и надевала вместо него «рушнык». Девушка выходила из повозки и проговаривала: «спасибо, что не спрятали». После этого она шла к себе домой, а отца приглашали во двор, где он договаривался о свадьбе с родителями жениха.

Вообще на Руси Петров день считался мужским праздником. Поэтому, наверное, в этот день и делалась сильному полу такая честь — девушка сама ходила к ним свататься.

В этот день традиционно принято устраивать праздничные семейные обеды и проводить время, общаясь с близкими на природе.

В этот праздник было принято устраивать гулянки, водить хороводы. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свадьбу.

А вот свадьбу в этот день играть не рекомендуется – в народе это считается плохим знаком.

Нельзя и выходить в поле, то есть заниматься сельскохозяйственными работами. Говорят, что именно 12 июля колосья набирают свою силу и наполняются, поэтому потревожить их — значит лишить себя щедрого урожая.

На Петра и Павла нельзя ругаться, сквернословить, ссориться, спорить, или конфликтовать.

В День Петра и Павла рукодельницам нельзя шить, вязать и вышивать.

Несмотря на то, что в День Петра и Павла заканчивается Петров пост, все равно запрещено принимать алкоголь.

В древности после ужина на Петра и Павла не убирали еду со стола. Ее оставляли для умерших родственников.

В День Петра и Павла нельзя принимать в пищу фрукты и ягоды нового урожая. Считается, что человек, нарушивший этот запрет, может сломать свою судьбу и много лет оставаться одиноким.

К приметам в день Петра и Павла люди относились с особым вниманием, ведь после этого дня начиналась пора сенокоса и предугодать дождливые или пасмурные дни было очень важно.

Готовь серпы на Петров день —  после этого дня начинался покос трав.

На Петров день кукушки замолкают. Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то зима будет ранняя, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима наступит поздно.

Если на Петров день дождь, сено будет жестким, но урожай обильным.

Если на Петра и Павла дождь — жито уродится.

На Петров день дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, а три — богатый.

Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.

На Петров день — колос, на Ильин — колоб.

Если натерто просо с ложку, то будет и в ложке.

Петр и Павел день убавил, говорили в народе, потому что продолжительность дня к этому времени заметно уменьшалась.

Петр и Павел жару прибавил — начинались самые жаркие летние дни.

День убывает, жара прибывает.

Как придет Петро, так и будет тепло.

Придет Петрок — сорвет листок. С Петра и Павла начинали падать листья с деревьев.

comandir.com

Петров день - это... Что такое Петров день?

Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью День Петра и Павла

Петро́в день — народный праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . Окончание купальских празднований «макушки лета» и летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу.

Пётр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето, Играние солнца, «Розыгры» (Полесье), Ярилин день, Петровские жары, Праздник покровителя полей, Петровские гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Петровка навозница, Межипарье, Петров день — разговенье, Петровки, Петраки, Пётр и Павел.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67); святителя Григория, митрополита Ираклийского и Редестосского; мучеников Липсийских: Иона, Неофита, и Парфения; Касперовскую (1853-1855) икону Божией Матери.

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии[1].

Народные обычаи

Петров день — проводы весны (пролетья). Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон: «Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры» (белорус.) — До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри (от слёз, что не вышла замуж). Кое-где в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился на июнь по пасхальному циклу) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника — хранителя ключей от небесного царства.

На Петров день солнышко играет (на Петра-поворота ?). С Петрова дня — красное лето, зелёный покос. В Воронежской области начинается уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до Ильина дня.

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век В. Прушковский. Встреча утренней зари. 1876

На Всесвятской неделе, перед Петром или в первое воскресенье после Петрова дня были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губ. совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины, где «всем миром» варили пиво, закалывали быка (на севере — оленя). Древнерусские братчины — общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.

Кукушка кукует до Петрова дня. На Петра «давится сыром» и не кукует. В Белоруссии, когда варили на праздничный стол вареники — приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)».

В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В Вельской округе тёщи приносят в Петров день на второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает тёщу при сборе всех родных.

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми весёлыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего — Ярилы) языческого бога.

Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы, соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».

По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником Рая — он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары и наводнения.

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах — на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом — пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям… Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

В Орловской области праздник сохранился до наших дней как обычай «караулить солнце». В ночь с 11 на 12 июля молодёжь устраивает ночные гульбища с позднего вечера и до восхода солнца с весёлыми хулиганскими выходками, шумом и жжением костров. Взрослое же население охраняет свои дома и хозяйство. Считается, что если не спать в эту ночь и дождаться рассвета, то можно увидеть как солнце «играет».

Поговорки и приметы

Петровка (Петровский пост) — голодовка, Спасовка (Успенский пост) — лакомка. Петровка — на хлеб голодовка (укр.). Утешили бабу петровские жары голодухой. «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.). Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет.

Петро-Павел жару прибавил. На Петров день солнышко играет. Пётр и Павел день убавил. Петр и Павел два прибавил. «Петро святкуют два дни: Петро и Полупетро» (полесье). «Проти десятой пятницы ў Петровку не работали: гроза бывае большая [если нарушить запрет]» (полесье). «Кажный год святили криницу у девятую пятницу на Петровку» (полесье).

«Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры» (белорус.) — До Петра девка хитра, а на Петра — хоть лицо ей подотри (от слёз). Петровские качели — на Летопроводца обрученье.

В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши на сенокос! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню! Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора. Не хвались бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до Петрова дня! С Петрова дня зарница хлеб зарит. В Петра зарница хлеб зорит. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять (озимые). Пётр — с колоском, Илья — с колобком.

С Петра соловей затихает. Когда ячмень колосится, соловей замолкает. Коли дождь на Петра — сенокос мокрый. На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато — урожай не худой; два дождя — хороший, три дождя — богатый. Если просо на Петров день в ложку — будет и на ложку. Прошли Петровки — опало (с деревьев) по листу, пройдёт Илья — опадёт и два. На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь). Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.). «На Пятрок — кинуў лёду градок» (белорус.) — На Петра град кинул льда. С Петрова дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду (в иных местах после Купалы — см. «Давид-земляничник»). С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего — рябину. Петровка навозница. Межипарье, междупарье.

См. также

  • Петров день (Пятро) у белорусов
  • Петров пост
  • Петров день у удмуртов

Примечания

  1. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 202

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9

dic.academic.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.