Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Полиелейные праздники что это такое


Знаки праздников

В сокровищнице Предания Православной Церкви особое место занимает эортология – наука, изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников, в этом смысле, представляется наиболее важной, поскольку именно в богослужебном времени Церковь преодолевает ограниченность условий человеческого бытия и помогает христианину в приобщении к вечности, являемой в богослужении. Настоящая статья имеет целью изложение структуры праздничной системы Православной Церкви с обозначением ключевых отличий разных видов праздников. Система праздников, сформировавшаяся в литургической традиции, изложена в богослужебных книгах, и в частности, в 47-й главе Типикона, которая посвящена классификации праздников Месяцеслова Православной Церкви. Данная глава Устава, проводя деление праздников по типам и закрепляя за каждым видом праздника определенный знак (графическое изображение), предлагает фундаментальную основу, на которой строится система богослужебных отличий непереходящих праздников годового цикла. Иерусалимский Устав, принятый ныне повсеместно в Православной Церкви, подразделяет все праздники на великие, средние и малые.

Великие праздники в Типиконе обозначаются знаком . К великим праздникам относятся все неподвижные двунадесятые праздники, а также пять недвунадесятых: Обрезание Господне (1 января ст. ст.), Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.), апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.), Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.).

Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:

  • малая вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го обычного трипсалмного часа;
  • 3-й и 6-й обычные трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

В православной богослужебной эортологической системе к средним праздникам Месяцеслова относятся бденные и полиелейные праздники, которые обозначаются соответственно как крест полуокружен – , и крест един точию – .

При знаке бдения в седмичные и субботние дни, по Типикону, совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. Отличия касаются, в основном, двух элементов богослужения. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма.

При знаке полиелея в седмичные дни и в субботу, согласно Уставу, совершаются следующие службы суточного круга:

  • великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • малое повечерие;
  • вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
  • полиелейная утреня;
  • 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

К малым праздникам Месяцеслова относятся памяти славословных и шестеричных святых, обозначающиеся в Типиконе знаками – три точки несовершенно окружены, красен вид имущие – , и три точки несовершенно окружены, черн вид имущие – . Также в число малых праздников традиционно включают и памяти святых, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака).

В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:

  • вседневная вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • малое повечерие;
  • вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
  • вседневная утреня (при совершении славословной службы – утреня с великим славословием);
  • 1-й, 3-й и 6-й трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

Рассматривая порядок служб при разных знаках праздников Месяцеслова, следует отметить постепенное возрастание степени торжественности богослужения от малых праздников к великим, что достигается путем совершения более торжественного вида служб, а также через изменение структуры суточного богослужения и введение в состав чинопоследования праздничных элементов.

Так называемая славословная служба, или служба с великим славословием зачастую воспринимается как будничная: не совершается всенощное бдение, вечерня служится вседневная, а на утрене не поется полиелей и не читается Евангелие. Однако можно со всей уверенностью сказать, что такое впечатление является ошибочным. С точки зрения Устава, славословная служба относится к торжественным богослужениям, правда, торжественность ее, говоря языком эмоционального восприятия, не такая «прямолинейная», как у полиелейного богослужения, а скорее более «мягкая» и «прикровенная». Характерной и уникальной чертой славословной службы является ее динамичность, интенсивное нарастание «праздничности»: от вседневной вечерни без входа с кадилом и паримий до торжественного окончания утрени пением великого славословия, как это бывает на всенощном бдении. Достаточно окинуть взглядом праздники, в которые Уставом назначается славословная служба, чтобы удостовериться в том, что Типикон рассматривает данный тип богослужения в качестве важной составляющей литургической структуры годового цикла. Суббота Акафиста и Лазарева суббота, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и двунадесятых праздников, Собор Богородицы, Понедельник Святаго Духа, Начало Индикта и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня – это неполный перечень славословных служб, без которых церковный год выглядел бы значительно менее ярким и насыщенным.

Обычный для седмичных дней порядок служб суточного круга сохраняется, как можно заметить, и при совершении полиелея. Торжественность богослужению придается за счет совершения более праздничного вида служб: вместо вседневной вечерни совершается великая, вместо вседневной или славословной утрени – полиелейная. После великой вечерни, по мысли Устава, должна быть трапеза, за которой следует малое повечерие – последняя служба перед сном. Первая служба после ночного отдыха – полунощница, далее следуют утреня, часы и Литургия.

Совершение же всенощного бдения вносит значительные изменения в суточный богослужебный круг. Вообще, ночное время в православной аскетике считается наиболее подходящим для молитвы, поэтому-то наш Устав, вобравший в себя многовековую богослужебную традицию православного монашества, почитает самые торжественные дни года совершением в честь них всенощной службы – продолжительного многочасового богослужения в течение ночи. Таким образом, всенощное бдение являет высшую степень праздничности, какая только возможна в православном богослужении.

Поскольку бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и 1-го часа, должно начинаться, согласно предписаниям Устава, «по еже заити солнцу мало», т. е. вскоре после захода солнца (см. Типикон, гл. 2-я), в обычное время вечерней молитвы (после 9-го часа, т. е. по нашему счету времени – около 3–4 часов пополудни) совершается малая вечерня. Таким образом, в составе суточного круга появляется дополнительная служба, призванная восполнить отсутствующую на своем «обычном» месте (т. е. перед закатом солнца) вечерню.

С другой стороны, повечерие и полунощница, которые совершаются в обычные дни между вечерней и утреней, при наличии всенощного бдения опускаются. Связано это с тем, что данные службы, по мысли Устава, выполняют функцию молитв «на сон грядущим» и утренних молитв. Такое значение этих служб подтверждается предписанием нынешней богослужебной традиции, согласно которой в дни Светлой седмицы утреннее и вечернее келейное правило, а также повечерие и полунощница, одинаково заменяются пасхальными часами. В случае, когда совершается бденная служба, ночной отдых не подразумевается, поэтому, с точки зрения уставной логики, совершение повечерия и полунощницы не обязательно.

Систему праздников Месяцеслова и состав служб суточного круга при них можно представить следующим образом в виде сводной таблицы.

Службы и их тексты без знака двух малых святых Название службы Праздник Малая вечерня Всенощное бдение Тип вечерни Кафизма на вечерне Стихиры Минеи на Господи воззвах Вход с кадилом Паримии Лития и стихиры на литии 1-я стихира на литии Стихиры на стиховне Благословение хлебов Заупокойная лития после вечерни Повечерие и полунощница Тип утрени Малые ектении по кафизмах Седальны по кафизмах Полиелей, седален по полиелее, степенна, прокимен, Евангелие, стихира по 50 пс. Каноны Катавасия Светилен Достойно есть Всякое дыхание Хвалитные псалмы Слава, и ныне: Тебе слава подобает Стихиры на хвалитех Славословие Стихиры на стиховне Благо есть Заупокойная лития после 1 часа Антифоны на Литургии Апостол и Евангелие святого

Бденная

Полиелейная

Славословная

Шестеричная

Без праздничного знака

великий

средний

малый

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

великая

вседневная

Блажен муж…

рядовая

на 8

на 6 или на 8

на 6

(Октоиха : 3) Минеи на 3

на 6: св.1 на 3 св.2 на 3

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+/-

-

-

-

-

праздника

храма (потом праздника)

 

Минеи

Октоиха (в Минее может быть песнопение на Славу)

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

полиелейная

славослов-ная

вседневная

+

+

+

+

-

-

-

Минеи

Октоиха

+

+

+

-

-

-

-

только праздника

Богородицы на 6 и Минеи на 8

Октоиха : 4; Октоиха : 4; и Минеи : 6

Октоиха : 6; Октоиха : 4; и Минеи : 4

Октоиха : 6 и М : 4, М : 4

рядовая

покрывающий ирмос по 3, 6, 8 и 9 песнях

Минеи

Октоиха и Минеи (если есть)

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

поются

читаются; если есть хвалитные стихиры - поются

читаются

-

-

-

-

+; если есть хвалитные стихиры

+

+

+

+

+

+

+/-

-

-

поется (великое)

читается (вседневное)

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

Изобразительны

Вседневные или Изобразительны

+

+

+

+

+

+/-

+/-

Данная таблица, излагающая в краткой схематичной форме систему праздников Месяцеслова, отображает зависимость особенностей богослужения от типа праздника и обозначает литургические закономерности, которые, во многом, формируют удивительное многообразие богослужебного строя Православной Церкви.

По словам выдающегося литургиста XX века святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, «чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, надо внимательно читать и изучать Типикон, изучать Устав на практике, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо заставить себя, приучить себя по возможности точно до мелочей исполнять Устав. Надо полюбить его. Тогда откроется смысл многого непонятного». Надеемся, что данная статья будет способствовать более вдумчивому изучению Богослужебного Устава и поможет более глубоко и осознанно воспринимать богослужение Православной Церкви.

Священник Сергий Ванюков

Справочная таблица для регента: состав службы на любой день периода пения Октоиха

azbyka.ru

Полиелей

Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (полиелеос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древних Уставах — многомилостивое) – торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

«По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви».

Основания для таких сроков:

1) полиелей, занимая более времени, чем Непорочны, поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и, следовательно, бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже;

2) полиелей отменяется 20 декабря — 14 января от стечения в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы;

3) в Великий пост полиелей отменяется по скорбности этого периода.

Псалмы 134 и 135 однородны по содержанию. Они приглашают Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135,5—9) и Промыслителя (134, 7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134,15—18).

Однородность псалмов доходит по местам до буквального сходства в выражениях (134,10—11 и 135,17—20). Оба псалма дышат самой восторженной радостью, изливающейся в неудержимом потоке благодарности; но второй псалом, развивая мысли первого, восторженнее и сильнее его («хвалите» и «исповедайтеся»; 134,5: «Господь наш над всеми боги» и 135, 2—3: «Богу богов», «Господеви господей»; 134, 3: «яко благ Господь», 135: «яко в век милость Его»); особенную торжественность второму псалму сообщает сопровождение каждого стиха его припевом «Яко в век милость Его», который повторяется, следовательно, 26 раз и особенно сильно звучит в 17—20 ст., где он разделяет на 4 части одно грамматическое предложение («поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его»). – По Симеону Солунскому, полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»». Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

«Полиелей, т. е. «многомилостивый», есть техническое вы­ражение нашего богослужебного устава, применяемое к двум псалмам (134—135), поемым на торжественной праздничной утрени после кафисм и седальнов с их назидательными чтениями из свв. отцов и перед чтением праздничного или воскресного Евангелия. Назван он так потому, что говорит о тех великих милостях, которые Бог посылает в многотрудной и бурной жизни Израильского народа, в частности, во время исхода из Египта, во время странствования по пустыне и т. д.

В приходских церквах, в которых устав не блюдется, полиелей поют на всякой воскресной утрени, причем обыватели называют его «Хвалите», что совершенно неправильно, так как под «хвалитными» псалмами понимаются псалмы на утрени после канона и перед славословием. По уставу полиелей поется, вместо «непорочных», только в известные периоды года, а именно: от 22 сентября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «полиелей» известен Иерусалимскому канонарю VII в.» Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

Page 2

• алфавитный указатель •

Христианский взгляд не сужает кругозор, а расширяет его. Все, что знакомо светским людям, знакомо и религиозным. Что говорит светская наука – понятно и религиозным ученым. Но кроме «законов природы» мы действительно видим нечто иное. Да, чудо, да, свободу, да, надежду. Но это – не вместо и не за счет, а – вместе.Церковь желает усложнить культурный ландшафт, указать на сложность и многообразие мира, а атеистам все уже ясно. Но именно простоту своих догм они выдают за защиту «творческого подхода».

диакон Андрей

В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей не думать о загробной участи.протоиерей Михаил Шполянский

Page 3

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости…

azbyka.ru

Что такое полиелейная служба

4. Служба полиелейная

В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком + креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное бдение, но имеет и некоторые существенные отличия от него, так, прежде всего:

В полиелейной службе Вечерня и Утреня не соединены вместе, а совершаются отдельно: Вечерня с вечера, накануне праздника, а Утреня утром;

Непосредственно, перед вечерней читается 9–ый час (Малой вечерни не бывает). По окончании молитвы 9–го часа отдергивается завеса и священник исходит пред царские врата и начинает Вечерню возгласом: — «Благословен Бог наш…», и чтец: — «Приидите поклонимся… «далее предначинательный псалом 103–й не поется, а читается, отверстия царских врат и каждения не бывает;

«Блажен муж»: поется только 1–ый антифон;

На «Господи воззвах» стихиры бывают на 6, от произволения же на 8; все они берутся только из Минеи данному празднику;

Стихиры на литии не поются, лития и благословение хлебов не совершается;

После «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поется Тропарь святого единожды, Слава, и ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря, а, если предпразднство или попразднство, то, вместо богородична, Тропарь праздника. Затем диакон возглашает: «Премудрость!» Лик поет: «Благослови!» Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…» Лик: «Утверди Боже…» Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас…» и далее отпуст великий по дню (смотри Служебник). Лик: Многолетие. Такая вечерня носит название Великой вечерни.

После вечерни, вечером, совершается Малое Повечерие, а ночью — Полунощница. Утром в свое время совершается Утреня, носящая название Полиелейной утрени.

Полиелейная утреня начинается не с Шестопсалмия, как на бдении, а с чтения двух так называемых «царских псалмов» (19–й и 20–й), тропарей и особой ектении (эти псалмы и тропари опускаются только в период времени от Пасхи до Вознесения), таким образом:

Иерей, начертывая крест кадилом, возглашает перед престолом: «Благословен Бог наш…» Чтец читает полностью обычные предначинательные молитвы, а, если утреня следует сразу же за Полунощницей, то только «Приидите поклонимся» трижды, и псалмы: 19–ый «Услышит тя Господь, в день печали…» и 20–ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь….» Во время чтения этих псалмов иерей совершает полное каждение алтаря и всего храма, выходя северными дверьми. Далее следует чтение Трисвятаго по Отче наш, тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…», кондака «Вознесыйся на крест волею…», и ныне, богородична «Предстательство страшное….» Иерей входит в алтарь и с кадилом в руках произносит перед престолом особую краткую сугубую ектению. После возгласа ее «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…», лик поет: «Именем Господним благослови отче!» иерей, начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь» и начинается чтение шестопсалмия.

Далее следует такой же порядок, как на утрени, входящей в состав всенощного бдения, но канон только на 8, причем в дни празднования святым этому канону предшествует канон Богородице со ирмосом на 6 или, в дни предпразднства или попразднства канон праздника, также с ирмосом на 6. Этот устав полиелейной службы изложен в 7–ой главе Типикона.

Полиелейная служба указана в Типиконе всем Апостолам из числа 12–ти, исключая свят. Иоанна Богослова, которому положено бдение. Бдение же положено и свв. первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Кроме того, полиелейная служба полагается по Уставу Святителям Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, Ермогену и Тихону 5 октября, Св. Великомученику Димитрию Солунскому 26 октября, Собору Архистратига Михаила 8 ноября, Св. пророку Илии 20 июля, а также в праздники явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятой Богородицы, как, например, явление Тихвинской иконы 26 июня, Казанской иконы 8 июля и 22 октября, Смоленской Одигитрии 28 июля, Знамения Новгородской и Знамения Курской Коренной 27 ноября, Владимирской 26 августа, 23 июня и 21 мая, свв. равноапостольным Константину и Елене 21 мая, а также в два празднества, случающиеся всегда великим постом (первое иногда в субботу мясопустную, неделю мясопустную и сырную седмицу), почему служба им совершается несколько особым образом, в соединении с великопостной службой, согласно указанию Марковых глав Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 24 февраля и 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 9 марта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Шестопсалмие

Основа первой части Утрени — шестопсалмие. Начинается оно словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, «яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует «знамением бесстрашия и бесчиния».

Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума. Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

Великая ектения, «Бог Господь» или «Аллилуия»

После шестопсалмия следует великая ектения («Миром Господу помолимся») и затем славословие Господу: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». В этом пророческом стихе прославляются два пришествия Христова: первое пришествие во плоти для спасения людей и второе, которое будет в конце мира. Это славословие является как бы продолжением ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу». Пение «Бог Господь и явися нам» перемежается с возглашением 4-х стихов 117 псалма: «Исповедайтеся Господеви, яко благ,яко в век милость Его», «Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им», «Не умру, но жив буду и повем дела Господня», «Камени, егоже небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В дни сокрушения и печали, дни строгого поста, а также в родительские субботы вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия», также вместе с возглашением 4-х стихов. В дни поста — это стихи из пророка Исайи, а в дни поминовения усопших — из псалтири. «Аллилуия» означает «хвалите Господа», «Господь грядет».

Тропари

За пением «Бог Господь» или «Аллилуия» следует пение тропарей. После «Бог Господь» поются тропари дня, в которых прославляется празднуемый святой или событие. После «Аллилуия» в родительские субботы поются заупокойные тропари, а в дни поста — тропари в честь Святой Троицы — «троичны», того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня, на каждый глас и день таких тропарей по три. При этом, и «Бог Господь», и «Аллилуия» поется именно на тот глас, но который за этим поются тропари.Приведем устав пения тропарей на «Бог Господь» для самых распространенных случаев:

  • Если празднуется один святой, то поется тропарь святому дважды, затем «Слава и ныне» — Богородичен.
  • Если два святых, то тропарь первому святому дважды, затем «Слава:» тропарь второму святому. «И ныне» — Богородичен по гласу последнего тропаря.
  • В воскресный день поется тропарь воскресный дважды. «Слава:» тропарь святому. «И ныне» — Богородичен по гласу тропаря святому.
  • В дни предпразднства и попразднства вместо обычного Богородична на «И ныне» поется тропарь, соответственно, предпразднства или попразднства.
  • В Господские и Богородичные праздники поется тропарь праздника.

Кафизмы

Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.

Как правило, на утрени положено чтение 2-х или 3-х кафизм. В некоторые дни Великого Поста положена одна кафизма, а на Страстной седмице, начиная с Великого Четверга, кафизмы вообще опускаются. Псалтирь отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения, «богатство их содержания, — как пишет митрополит Вениамин (Федченков), — было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д. Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой. Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания». 1Устав чтения Псалтири на богослужении

После кафизм бывают малые ектении и за ними седальны. В дни поста, когда вместо «Бог Господь» пелось «Аллилуия», а также в некоторых других случаях ектении после кафизм опускаются. Седáлен — это краткое песнопение, по форме — тропарь, который поется или читается в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть. Седальны после стихословия Псалтири являются как бы заключением прочитанного. В дни праздничные в седальнах заключается торжественная хвалебная песнь празднеству или святому. В таких случаях перед седальнами положена и малая ектения. А седальны из Октоиха или из Постной Триоди содержат умилительное моление ко Господу, перед ними малая ектения опускается.

На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия)

Полиелей

На праздничной утрени обычно поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне…») и называемое «полиелей» (от греческого «полиелеос», что в переводе на русский язык значит «многомилостивое»). Название это произошло от частого повторения в 135-м псалме слов «Яко в век милость Его». В обиходе принято петь только четыре стиха из этих псалмов или чуть больше. Но по Уставу положено петь эти два псалма полностью.

Особенность воскресной службы — «Непорочны», тропари «Ангельский собор»:

На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.В воскресные дни, когда не положено петь полиелея, поется 17-я кафизма — «Непорочны». (Такое наименование принято по первому стиху 17-й кафизмы: «Блажени непорочнии в путь…») Непорочны — это величественная и торжественная библейская песнь. Ввиду важности содержания и обильного назидания, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления (она стихословится на вседневной Полунощнице, на Утрени в субботу в качестве второй рядовой кафизмы и для торжественного пения на воскресной утрени большей части воскресных дней года). На воскресной утрени 17-я кафизма поется на 5-й глас вся подряд, без разделения на части и без всяких припевов. По распространенной практике 17-ю кафизму поют не полностью, а ограничиваются только некоторыми стихами из нее. А в некоторых храмах укрепился обычай всегда петь полиелей, даже в те дни, когда по Уставу поются Непорочны.

Завершаются «Непорочны» исполняемыми на тот же глас тропарями: «Ангельский собор удивися…» Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари «Ангельский собор» поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.

Величание и псалом избранный

В дни больших праздников после пения полиелейных псалмов поется величание празднику или святому и Псалом избранный, который переплетается с пением величания. Избранные псалмы — это особый вид церковной поэзии, когда текстами ветхозаветных библейских гимнов, избранными стихами из Псалтири, воспеваются новозаветные праздники или прославляются святые. Первоначально величания и избранные псалмы полагались лишь для великих праздников. Но со временем они стали необходимой частью всех полиелейных богослужений. Печатаются величания и избранные псалмы в «Ирмологии».Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари «Ангельский собор удивися…»

Ипакои, седальны, степенны антифоны

После полиелея и величания (если оно есть), бывает малая ектения и читаются ипакоú и(или) седальны праздника. Ипакоú — это тропарь, достойный особого удивления и внимания из-за его высокого содержания. В воскресный день перед полиелейными седальнами читаются праздничные седальны, положенные после кафизм, т.к. в этот день после кафизм всегда читаются воскресные седальны из Октоиха.За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание «песнь степеней» и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа («От юности моея мнози борют мя страсти…»)

Прокимен и Евангелие

Затем возглашается прокимен и читается Евангелие праздника или воскресное. Воскресных Евангелий одиннадцать. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех Святых. После прочтения 11-го Евангелия опять читается 1-е и т.д. В дни воскресные, а также в некоторые праздники (Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, Лазарева суббота) после чтения Евангелия поется торжественное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся Христе и воскресение Твое поем и славим…» В день Святой Пасхи, на Светлой седмице и во все воскресеные дни от Пасхи до Вознесения это песнопение поется по трижды.

Канóн

Канóн в переводе с греческого это слово значит «правило, норма, образец». В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Канон — это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс («связь» — греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.1-я песнь канона — это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь — песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).3-я песнь — благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).4-я песнь — песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).5-я песнь — песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо «яко се Дева приимет и родит сына Еммануила»(Ис.26,9-19).6-я песнь — песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).7-я песнь — песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).8-я песнь — славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3,51-88).9-я песнь — в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец — канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец — канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец — канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.

После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.

После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим…». В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.В завершение песней канона поется катавáсия («схожу вниз», «схождение» — греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. На праздничной утрени катавасию положено петь после каждой песни канона. На вседневной службе катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней. На вседневной Утрени после катавасии 9-й песни канона поется еще «Достойно есть».

После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются

Хвалитные псалмы и стихиры

После светильнов поются или читаются псалмы, в которых содержится славословие и хвала Богу от всего творения. Эти псалмы называются хвалитными. Часто они соединяются со стихирами, которые называются «стихиры на хвалитех». И если святому или празднику положены стихиры на хвалитех, то и хвалитные псалмы нужно петь тому и другому лику(клиросу, хору) по стихам на глас, с которого начинаются стихиры. Поются обычно первые стихи, потом остальное читается. И с последними шестью или четырьмя стихами поются стихиры. Иногда положено петь 8 стихир, тогда к последним двум полагаются особые стихи. Если стихир на хвалитех не положено, то хвалитные псалмы читаются. И еще одна особенность. Если служба вседневная, то хвалитные псалмы начинаются словами «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». А если на службе поется, а не читается Великое славословие, то тогда пение хвалитных псалмов начинается словами «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»

Великое славословие

После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». А если славословие читается, то чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.

Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва «Благо есть исповедатися Господеви…», Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз «Господи, помилуй»). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.

Виды

Обычно различают три вида утрени: вседневная, славословная и полиелейная. Порядок и состав молитв и песнопений Утрени указывается во 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 9-й и других главах Типикона, а сами тексты этих молитв и песнопений находятся практически во всех богослужебных книгах: в служебнике, октоихе, минее, триоди, псалтыри следованной, часослове и в различных пособиях.

В великом посту (редко и в другие многодневные посты) служится аллилуйная утреня, которая может дополняться составными троичными песнями, особыми седальными по первом стихословии, укороченными канонами-трипеснцами, светильнами троичными, молитвой Ефрема Сирина, чтением жития Марии Египетской, пением акафиста Похвалы Пресвятой Богородицы и блаженных, чтением 12-ти Страстных Евангелий, выносом плащаницы и крестным ходом с ней, чтением паремии и апостола и другими особенностями.

Кроме того, по учинённым дням может совершаться заупокойная утреня с парастасом или с краткой литиёй.

В общую классификацию не входит особая пасхальная утреня, совершаемая во все дни Светлой седмицы и на отдание Пасхи.

Подробнее о Пасхальной утрени см. статью Пасхальное богослужение

Порядок совершения утрени

Псалтирная часть

Если утреня не соединяется с вечерней, то имеет полное начало:

  1. Отверзается катапетасма за царскими вратами.
  2. Возглас священника: «Благословен Бог наш…»
  3. Чтец (клирик): «Аминь», и начальные молитвы, далее двупсалмие (ктиторские псалмы 19-й и 20-й). Священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма.
  4. Трисвятое по «Отче наш».
  5. Возглас иерея: «Яко Твое есть Царство…»
  6. Чтец: «Аминь», тропарь и кондак Воздвижения, богородичен.
  7. Укороченная сугу́бая ектения.
  8. Хор на каждое прошение поёт тройное «Господи помилуй», а в конце «Именем Господним благослови, отче».
  • В алтаре иерей кадилом крестообразно осеняет престол с возгласом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Утреня с этого возгласа, если она присоединяется к вечерне (что чаще всего и бывает в современной практике РПЦ). С каждения и этого же возгласа начинается и пасхальная утреня, хотя в саму пасхальную ночь её началу предшествует крестный ход вокруг храма с пением «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се,..», а «Слава Святей, и Единосущней,..» возглашается не в алтаре перед престолом, а на паперти перед внешними вратами храма. Там же (на паперти) исполняется пасхальное начало с многократным повторением тропаря Пасхи, после чего духовенство и прихожане входят в храм.

Если совершается всенощное бдение, то, после благословения мирян священником из Царских врат, начинается утреня только с троекратного пения «Слава в вышних Богу,..», так как возглас «Слава Святей, и Единосущней,..» уже́ возглашался в начале Великой вечерни.

  • Затем следует Шестопсалмие — по уставу, его чтет сам предстоятель. В это время все служащие архиереи и священники в алтаре молча читают тайные утренние молитвы, помещённые в служебнике и в чиновнике архиерейского священнослужения.

Поскольку на Светлой седмице псалтирь в храме отменяется и псалмы пропускаются, то на пасхальной утрени не совершаются шестопсалмие, «Бог Господь…» со стихами и тропарями, кафизмы с седальными, полиелей и великое славословие, но сразу после пасхального начала на паперти храма следует великая ектения, а за ней поётся канон Пасхи.

  • Великая (мирная) ектения.
  • Попеременное пение «Бог Господь…» со стихами диаконом (или священником) с хором во глас предстоящего праздничного тропаря, пое́мого обычно дважды, также второй тропарь (если он есть) и Богородичен. В определённые дни многодневных постов и на заупокойных службах вместо «Бог Господь…» поётся «Аллилуия» со своими стихами, заупокойными или страстны́ми тропарями, в посты — троичными песнями.

В Великий четверг отверзаются Царские врата и читается Евангелие.

В Великую пятницу отверзаются царские врата, и духовенство исходит на средину храма, где установлено распятие в рост человека, каждение. Прочитываются первые шесть Страстных евангелий с умилительными антифонами, малыми ектениями и седальными (на которых сидеть не положено). Поются блаженны с тропарями, прокимен: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…» и 7-е Страстное евангелие

  • По давней традиции Московской духовной академии и некоторых семинарий, на утрени под все большие праздники перед кафизмами кто-либо из семинаристов-мирян произносит проповедь. На некоторых приходах проповедь в этом месте утрени на праздничный день благословляется сказать кому-либо из предварительно подготовленных пономарей, чтецов, певцов, сторожей и других сотрудников (только мужчин) храма.
  • Хор «запевает на кафизму»: «Господи помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
  • Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и далее стихословит очередную кафизму.
  • Если есть праздник или пред-попразднство: малая ектения. Если нет ектении — чтец: «Господи, помилуй» трижды, «Слава.: И ныне.:»
  • Седальны с богородичными.

В четверг 5-й седмицы Великого поста предстоятель с амвона читает первую половину Жития преподобной Марии Египетской.

В субботу Акафиста в храме включается свет, и духовенство через царские врата исходит на средину храма совершать нараспев с народом первую (из четырёх) часть акафиста. Непрерывное каждение аналоя с иконой.

В Великий пяток читается 8-е Страстное евангелие.

  • Вторая кафизма и третья (когда она есть), стихословятся со своими седальными и богородичными.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы отверзаются Царские врата и читается Евангелие.

В субботу Акафиста — вторая часть акафиста исполняется так же торжественно, как и первая.

В последнее время во многих храмах распространилась неуставная практика торжественного чтения и пения на средине храма вместо кафизм акафиста случившемуся празднику или святому. Этот акафист на утрени органично продолжается полиелеем.

На поминальной службе, кроме рядовой кафизмы (или вместо неё):

  1. Стихословится 17-я кафизма
  2. Священнослужители через северные и южные врата (на многих приходах через Царские врата) выходят из алтаря к установленному на середине храма тетрапо́ду (панихидному столику)
  3. Иерей со свечой в руке читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии — «Благослове́н еси́, Го́споди», на 2-й статии — «Спа́се, спаси́ мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод, а пономари помогают читать заупокойные записки.
  4. Хор поёт: «Я́ко а́ще бы не закон Твой…» (Пс. 118:92), «Во век не забуду оправданий Твоих…» (Пс. 118:93) — каждый стих по трижды.
  5. Заупокойная ектения (по обычаю с кадилом).
  6. Хор: «Господи, помилуй» — 40 раз.
  7. Священник творит возглас: «Яко Ты еси Воскресение…»
  8. В начале 2-й статии лик запевает: «Твой есмь аз…» (Пс. 118:94). В это время иерей с диаконом сотворяют малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ).
  9. В конце 2-й статии хор допевает: «Жива́ бу́дет душа́ моя́ и восхва́лит Тя,..» (Пс. 118:175), «Заблуди́х я́ко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́,..» (Пс. 118:176)
  10. Пение субботних тропарей по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которого священник с диаконом совершают полное каждение всего храма.
  11. Заупокойная ектения (по обычаю с кадилом), возглас.
  12. Седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш.., Слава.: И ныне.:», богородичен: «От Де́вы возсия́вый…»
  13. Псалом 50 и далее канон.

Полиелей

Основная статья: Полиелей

Если есть великий или средний праздник, то утреня дополняется полиелеем.

  • Зажигается свет (паникадило), отверзаются царские врата, через которые выходит всё духовенство на середину храма, где с зажжёнными свечами и кадилом их встречают пономари
  • Пение псалмов 134-го и 135-го (в современной практике, только по два стиха из этих псалмов)

Это самая торжественная часть утрени, поэтому иногда именно в это время на амвоне, или посреди храма, вручаются церковные награды духовенству, достойным мирянам или щедрым благотворителям

В неделю о блудном сыне, в неделю о Страшном Суде и в Прощёное воскресенье к ним присоединяется псалом 136 «На реках Вавилонских…». При пении 136 псалма электрический свет гасится в храме, а все присутствующие становятся на колени

От Недели 1-й Великого поста (Торжества православия) до отдания Воздвижения 21 сентября (4 октября) — кроме совпадения с воскресным днём полиелейного праздника, и от предпразднства Рождества Христова 20 декабря (2 января) до недели о мытаре и фарисее на воскресных всенощных вместо выше приведённых псалмов Типиконом положено пение непорочных — псалом 118 (17-я кафизма) на 5-й глас. При этом священник с диаконом совершают полное каждение храма, начиная с алтаря, при закрытых царских вратах (в этом случае диакон отверзает царские врата только перед чтением Евангелия). В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях поётся обычный полиелей

В неделю крестопоклонную и на Воздвижение Креста Господня полиелей с чтением Евангелия совершается в алтаре, а елеопомазание бывает по изнесении на великом славословии из алтаря на средину храма креста

  • Величание со стихами из избранного псалма или/и
  • Тропари воскресны, пое́мыя по непорочных «Ангельский собор…»

На службе Погребения Божией Матери здесь поются благословенны на тот же 5-й глас с похожим припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя Светом Сына Твоего.»

  • Малая ектения с возгласом иерея
  • Седален праздника (в воскресенье ипакои гласа, степенные антифоны текущего гласа)
  • Диакон входит в алтарь южными вратами, крестится на горнее место, через царские врата кланяется священнику, стоящему посреди храма, берёт с престола Евангелие и торжественно, с предшествующими свещеносцами становится на амвон, с которого пропевает прокимен со стихами
  • Возглас иерея «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши…»
  • Диакон: «Всякое дыхание…» со стихами
  • Чтение Евангелия (в воскресные бдения читается одно из одиннадцати воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении)
  • Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (по воскресеньям и в период попразднства Пасхи «Воскресение Христово видевше…»)
  • Псалом 50 есть на любой утрени, кроме пасхальной, даже если нет полиелея. Свещеносцы уходят в алтарь пономарскими вратами, а диакон заносит Евангелие царскими вратами (на воскресных бдениях Евангелие возлагается вместо иконы Воскресения Христова на аналой посреди храма для целования его всеми присутствующими)

По Уставу в это время должно происходить целование народом Евангелия, которое после чтения, ещё продолжает держать в руках священник

Накануне праздника Входа Господня во Иерусалим в это же время бывает освящение ва́ий (верб).

  • Хор поёт: «Слава»..: «Молитвами апостолов» (или празднуемого святого).., «И ныне»..: «Молитвами Богородицы», «Помилуй мя, Боже,..» и стихиру по 50-м псалме

Вместо этого по воскресениям периода пения постной триоди здесь хор поёт: «Слава»..: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»,., «И ныне»..: «На спасения стези настави мя, Богородице»,., «Помилуй мя, Боже»,., «Множества содеянных мною лютых…»

  • Диакон или священник всегда (кроме всенощного бдения и пасхальной утрени), даже если нет полиелея, произносит начальное прошение литии: «Спаси Боже люди Твоя…»
  • Лик: «Господи, помилуй» 12 раз
  • Возглас: «Милостию и щедротами…», прикладывание духовенства и мирян к Евангелию, иконе, помазание елеем и раздача частиц хлебов (если была лития на вечерне)

Канон

Основная статья: Канон (песнопение)

  • Песнь 1-я. Поются/читаются библейские песни; они составлены в трёх редакциях: для будничных, праздничных и великопостных служб. Затем ирмос 1-го канона и очередной стих библейской песни перед каждым из 14 положенных в каждой песни тропарей октоиха, минеи и триоди. Из-за большей продолжительности и сложности библейкие песни часто заменяются припевами, взятыми из молебнов, а количество тропарей на каждой песни сильно сокращается. В конце каждой песни бывает катавасия

Трипеснцы имеют 1-ю песнь только по понедельникам

На Пасху вся служба полностью поётся; на каноне припев «Христос воскресе из мертвых» ко всем тропарям, на каждой песни канона совершается каждение, а после катавасии — Тропарь Пасхи (трижды) и малая ектения

Песнь 2-я на утрени бывает только в великопостнных трипеснцах по вторникам — сначала полностью выпевается/вычитывается, затем ирмос, «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» перед каждым тропарём, кроме двух последних. В конце песни катавасия

  • Песнь 3-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по средам. В остальные дни поста ирмос минеи 3-й песни переносится в конец этой песни в качестве катавасии
  • По 3-й песни малая ектения, возглас священника, чтение второго по значимости кондака с икосом (если они есть) и седальнов с богородичным (крестобогородичным по средам и пятницам)

В четверг 5-й седмицы Великого поста предстоятель с амвона читает вторую половину Жития преподобной Марии Египетской

В субботу Акафиста торжественное исполнение третьей части акафиста и седален

  • Песнь 4-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по четвергам
  • Песнь 5-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по пятницам
  • Песнь 6-я имеет в своём построении некоторые отличия от 3-й: бывает в великопостнных четверопеснцах только по субботам. В остальные дни поста ирмос минеи 6-й песни переносится в конец этой песни в качестве катавасии
  • По 6-й песни малая ектения, возглас священника, чтение кондака с икосом. Если кондака празднуемому святому в минее нет, то его следует взять из общей минеи, а в великом посту прочесть во глас октоиха мученичен, помещающийся наряду с седальными по 1-му стихословию в приложении триоди. В праздники должны читаться синаксарии.

На поминальной утрени — выход духовенства из алтаря к тетраподу на середине храма, малая заупокойная ектения и малое каждение

  • На Стоянии Марии Египетской здесь чтец (иногда диакон) попеременно с хором исполняют блаженны

В субботу Акафиста торжественное исполнение заключительной четвёртой части акафиста

  • Песнь 7-я имеет сходство с предыдущими, в великопостнных четверопеснцах бывает только по субботам
  • Песнь 8-я имеет сходство с предыдущими, но есть во всех канонах. Вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа»
  • Поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего — катавасия.
  • Пред 9-й песнью канона диакон (если его нет, то священник) совершает каждение алтаря и иконостаса, и, с кадилом на солее, возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или в песнех) возвеличим»,
  • Поётся песнь Богородицы («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским

Совершается каждение всего храма

На утрени двунадесятых праздников «Честнейшую…» не поётся, но особые праздничные припевы с тропарями 9-й песни. В этом случае первый припев с ирмосом 9-й песни служат задостойником (используются на литургии и других богослужениях вместо «Достойно есть»)

  • Песнь 9-я завершает канон
  • По будням и в посты поётся «Достойно есть…»
  • Малая ектения
  • «Свят Господь Бог наш» со стихами (только на воскресном бдении) — в подражание хвале Серафимов (Ис. 6:2 —3).
  • Светилен или эксапостиларий и богородичен (крестобогородичен по средам и пятницам)

В Великий пяток читается 9-е Страстное евангелие

Хвалительная часть

  • Хвалительные псалмы (148, 149 и 150)
  • Стихиры хвалитные (на хвалитех)

В Великий пяток читается 10-е Страстное евангелие

На Пасху в этот момент с амвона зачитывается Слово Огласительное Иоанна Златоустаго, и поётся этому святителю тропарь

В праздники
  1. Возжигаются светильники, отверзаются Царские врата, архиерей или священник перед престолом восклицает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
  2. Хор поёт Великое славословие с трисвятым.
  3. Тропарь (иногда с богородичным на «Слава» … «И ныне»).
  4. Сугубая и просительная ектении.
  5. Праздничное окончание утрени.
  6. Отпуст.
  7. Поются многолетны: «Великаго господина…»

В неделю крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение честных древ Животворящего Креста в это время совершается торжественное изнесение креста из алтаря на середину храма и поклонение ему, а в Великую субботу совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей, с последующим чтением прокимнов со стихами, паремии, Апостола и Евангелия. На чине Погребения Божией Матери крестный ход и елеопомазание.

В будни
  1. Чтец: «Слава».: «И ныне».: «Тебе слава подобает, Господи.:» (иногда пропускается)
  2. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает вседневное славословие
  3. Просительная ектения, возглас.
  4. В Великий пяток читается 11-е Страстное евангелие, затем каждение всего храма
  5. Стихиры на стиховне из октоиха, триоди и из минеи (если они там приводятся)
  6. Богородичен (крестобогородичен — по средам и пятницам)
  7. В Великий пяток читается последнее 12-е Страстное евангелие. Евангелие заносится в алтарь, царские врата затворяются
  8. «Благо есть…», трисвятое по «Отче наш»
  9. Возглас иерея «Яко Твое есть Царство…»
  10. «Аминь», тропарь с богородичным (крестобогородичным — по средам и пятницам)
  11. Сугу́бая ектения
  12. Хор «Утверди , Боже, святую…»
  13. Если утреня не соединяется с часами (например, с Царскими), то она заканчивается отпустом, с предваряющими его возгласами и опеваниями. В конце поются многолетны
На аллилуйных службах
  1. «Благо есть…», трисвятое по «Отче наш»
  2. Возглас иерея «Яко Твое есть Царство…»
  3. Чтец: «Аминь». «В хра́ме стоя́ще сла́вы Твоея́»,., «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава».: «И ныне».:, «Честнейшую херувим»,.. «И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче».
  4. Священник: «Сый благослове́н Христо́с Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в»
  5. Чтец: «Ами́нь». «Небе́сный Царю́, ве́ру утверди́»,..
  6. Священник: молитву Ефрема Сирина с поклонами

mitarstva.ru

Полиелей - это... Что такое Полиелей?

Полиеле́й (греч. Πολυέλεος), в православном богослужении — часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения. В его состав входят 134-й и 135-й псалмы (в греческой нумерации), 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне».

В главе 17 устава, можно встретить дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Встречается и такой неверный перевод, как «многомаслие». Слова «милость» и «масло» созвучны по-гречески, и здесь произошло некоторое смешение понятий.

По Уставу, по чтении кафизм, при первых словах 134-го псалма, полагается возжигать все светильники (елейные лампады) в храме. Обилие света зна́менует нетварный Свет Христов, явленный в Его воплощении и воскресении из мёртвых.

Отверзаются царские врата, и предстоятель в предшествии диакона, держащего возжжённую свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм.

После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.

Содержание

  • 1 Дни совершения
  • 2 Полиелей и Великий пост
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Дни совершения

Полиелей совершается на праздничной утрене в дни великих и средних праздников (со знаками , или ). Кроме этого полиелей совершается в определённые дни на воскресном всенощном бдении. В современной практике принято совершать полиелей каждое воскресенье, однако в соответствии с Уставом воскресный полиелей должен отменяться в определенные периоды года.

Устав определяет время пения полиелея с 22 сентября (5 октября) до 20 декабря (2 января) (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова) и с 14 (27) января (отдание Крещения) до Сырной седмицы. В остальные воскресные дни вместо полиелея поются «непорочны» (118 псалом).

Полиелей отменяется 1 (14) сентября (церковное новолетие).

Полиелей и Великий пост

В подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) к полиелейным псалмам 134 и 135 прибавляют 136 псалом: «На реках вавилонских…» с «Аллилуиа», выражающий покаянную скорбь Адама.

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое полиелей в православной церкви?

Дословный перевод слова «полиеле́й» с греческого языка – «многая милость». Из-за одинакового звучания, иногда переводится как «масло». Это действительно уместно, так как на полиелейной службе архиерей или клирик храма помазывает лоб каждого, кто прикладывается к праздничной иконе.

В это время хор поет 134 и 135 псалмы, многократно повторяя слова «яко в век милость Его». Полиелей – торжественная часть богослужения, поэтому происходит несколько раз в году, всегда в воскресные или праздничные дни. Что такое полиелей в православии? На этот вопрос существует несколько ответов.

Что такое полиелей в Церкви

Ответ на этот вопрос поможет лучше понять тонкости богослужения. Во-первых, полиелей – это воспоминание жен-мироносиц. После распятия Спасителя положили в гробницу, обернув его тело пеленами. В воскресное утро женщины пришли к гробу с сосудами, в которых было миро – особое благовонное масло. Там их встретил ангел, который возвестил о Воскресении Христовом. Самое значимое событие в истории человечества отмечено торжественной частью богослужения.

Во-вторых, отвечая на вопрос о том, что такое полиелей, нельзя не упомянуть особую Божью благодать, изливаемую на христиан. Во время земной жизни Иисуса Христа елей и миро имели огромную ценность. В знак признательности, почетных гостей помазывали благовонным елеем. В Евангелии говорится о женщине, которая намазала маслом ноги Спасителя и вытерла их своими волосами, что говорит о ее высокой добродетели – смирении. Сегодня тоже трудно представить свою жизнь без масла, не церковного, а обычного - растительного и сливочного.

В Православии существует обычай благодарить Господа за щедрость. Что такое полиелей? Грубо говоря, это благодарение Бога за масло. Водосвятные молебны – отдание почестей главной жидкости для всего существующего на земле. Не зря все, имеющее особую ценность для человека, используется в церковных таинствах. Хлеб и вино, продукты из которых приготавливается Святое Причастие, просфоры и пасхальные хлеба – артос. Все это имеет огромное значение для православных христиан и особо почитается. Все эти продукты – святыни.

Исцеление маслом

Святой елей продается в каждой церковной лавке. В маленьких емкостях, чаще всего с наклеенной на пузырек иконой. Это масло разливают после молебна тому или иному святому. Применять его нужно с молитвой, крестообразно помазывая лоб или больное место на теле. Часто так мажут маленьких детей.

Например, православные матери заметили, что если в период эпидемий простудных заболеваний помазать ребенка маслом, освященным на мощах Матроны Московской, риск подхватить заразу значительно снижается. Не нужно забывать и о молитве тому, чьим елеем помазывают.

Молитва Матроне Московской об исцелении

К сожалению, далеко не все знают достаточное количество молитвенных обращений к тому или иному святому. Поскольку в качестве примера было приведено использование елея, освященного на на мощах Матроны Московской, то и молитва будет именно к ней.

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи. Да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Вечером в субботу верующие собираются в храме. Начинается всенощное бдение – особая торжественная служба, которая начинается в 18.00. Когда идет Великий пост, к обычным псалмам на бдении добавляется и 136 псалом царя Давида.

Перед началом полиелея священнослужители открывают Царские врата, по всему храму зажигают светильники и лампады. Совершается каждение, во время которого хор поет тропари воскресенья «Ангельский собор». Если всенощное бдение совершается перед праздником, то вместо воскресных тропарей поются величания. То же самое и с Евангелием: либо читается одна из воскресных глав, либо праздничное.

Затем хор вместе с прихожанами поет песнопение «Воскресение Христово видевше», особо любимое паствой:

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Начинается чтение канона – произведения, повествующего о жизни того святого, чьим именем назван праздник. Присутствующие христиане прикладываются к праздничной иконе или к Евангелию, а священник помазывает их лица елеем. По правилам, положено вначале выслушать канон, а затем подойти к клирику. Но чаще всего помазание происходит во время чтения. Делается это из-за большого количества желающих получить «особую милость».

В наши дни не многие прихожане понимают суть церковных таинств и обрядов. Мало интересуются вопросом, что такое полиелей. Но красота торжественной службы привлекает большое количество людей. В древности каждый желающий стать христианином обязательно изучал катехизис и сдавал экзамен перед обрядом крещения. Поэтому каждый мог ответить, что такое полиелей, даже если спросить об этом глубокой ночью.

Сейчас от тех времен в Литургии остался возглас «Оглашенные изыйдите». Всех некрещенных прихожан удаляли из храма перед Евхаристией, участвовать в этом имели право только верные.

fb.ru

полиелей - это... Что такое полиелей?

  • полиелей — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники (Мень) См …   Словарь синонимов

  • ПОЛИЕЛЕЙ — (греч. Polyeleos, от polys многий и eleos милость), торжественное песнопение Утрени (см. УТРЕНЯ), исполняемое перед чтением утреннего Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ). Состоит из стихов 134 псалма («Хвалите имя Господне») и 135 псалма («Исповедайтеся… …   Энциклопедический словарь

  • ПОЛИЕЛЕЙ — (греч., от polys многий, и eleos сострадание). Прибавление к утреннему богослужению, состоящее из псалмов 134 и 136, в которых многократно прославляется милосердие Божие и которые читаются в средние, по важности, праздники. Словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПОЛИЕЛЕЙ — муж., церк. средний церковный праздник, в который на всенощной зажигаются свечи в паникадилах. Полиелейная служба. Полиелейный колокол, в который благовестят в эти праздники. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Полиелей — (греч. Πολυέλεος), в православном богослужении  часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения. В его состав входят 134 й и 135 й псалмы (в греческой нумерации),… …   Википедия

  • Полиелей —    часть великой утрени. Начинается пением «Хвалите Имя Господне.», которое следует сразу после чтения кафизм. На полиелее происходит помазание мирян елеем, которое часто затягивается и продолжается до тех пор, пока не прочтут и не споют… …   Православная энциклопедия

  • Полиелей — – в пер. с греч. может означать и многомаслие , и многомилостив – одна из составных частей утрени. Название полиелей происходит от повторения в этой части богослужения слов: яко в век милость Его и возжжения в это время елея в лампадах… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • полиелей — средний церковный праздник, в который на всенощной церковь освещена особенно ярко (Проск. Арс. Сухан. 226, 230). От греч. πολυέλαιος (потребляющий) много масла (для освещения) ; см. Фасмер, Гр. сл. эт. 155; Преобр. I, 214 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Полиелей — (от πολυς многий и ελέος милость, а также ελαία елей, масло) одна из составных частей утрени. Название ( многомилостив ) происходит от повторения в этой части богослужения слов: яко в век милость Его и возжения в это время елея в лампадах в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Полиелей — (греч. много милости, много масла) одна из составных частей утрени. Название происходит от повторения в этой части богослужения слов: Яко в век милость Его и возжения в это время елея во всех светильниках и лампадах (сейчас включается паникадило) …   Православный энциклопедический словарь

dic.academic.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.