Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Положение ризы господней праздник


Положение Ризы Господней

Празднование положению честныя и многоцелебныя ризы Господа и Спаса нашего Исуса Христа, еже есть хитон, в царствующем преименитом граде Москве совершается 23 июля (10 июля ст. ст.).

Содержание

Положение Ризы Господней. История

Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывшим при распятии Исуса Христа (Ин. 19:23-24), по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась. По другим сведениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его хитоном — они ясно различаются в Священном Писании:

Воины же, когда распяли Исуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19).

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского собора Светицховели, а в его сокровищнице. Персидский шах Аббас I (1571-1629  гг.) прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Федоровичу Романову (1596-1645 гг.). В письме шах извещал, что он, покорив Грузию, нашел ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. Патриарх Филарет Никитич Романов (ок. 1553-1633 гг.) собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в ковчеге в шатёр для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля. Тогда же был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 23 июля (10 июля ст. ст.), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (втор. половина XVI — 1634 гг.). По описи Успенского собора 1627 года, в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам  болящих. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 году патриарх Филарет передал малую часть ее в Ипатьевский монастырь под Костромой. Часть Ризы хранилась в Софийском соборе в Киеве, две части — в Санкт-Петербурге (одна в церкви Нерукотворного образа Спаса, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой (ок. 250-330 гг.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.

В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике. В 2004 году она была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя. О дальнейшей судьбе части Ризы Господней, которая находилась в Успенском соборе, сообщает современная исследовательница Н. Энеева:

По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне.

Хитон изображен на гербе князей Багратиони (древняя царская династия в Грузии). Девизом герба является латинская фраза «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху».

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4:

Днeсь притецє1мъ вёрніи, къ б9eственэй и3 цэлбон0снэй ри1зэ сп7си1телz нaшегw бGа, бlгои3зв0лившагw сію2 пл0тію поноси1ти, и3 на кrтЁ с™ую свою2 кр0вь и3з8ліsти. є3ю1же и3скупи2 нaсъ t раб0ты врaжіz. тёмъ бlгодарsще вопіє1мъ є3мu2, спаси2 странY нaшу и3 ґрхиєрez и3 грaдъ. и3 всS лю1ди честн0ю своeю ри1зою защити2. и3 спаси2 душA нaша, ћкw человэколю1бецъ.  

Днесь притецем вернии, к божественней и цельбоносней Ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию  плотию поносити, и на Кресте святую Свою кровь излияти, ею же искупи нас от работы вражия. Тем благодаряще  вопием Ему, спаси страну нашу и архиерея и град. И вся люди честною Своею Ризою защити. И спаси душа наша, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 4:

Nдэsніе нетлёніz, спаси1телнагw цэлeніz, всёмъ человёкwмъ вLко даровaлъ є3си2, своE бжcтвеное сокр0вище чcтнyю ри1зу, є4же є4сть хітHнъ. є3ю1же живон0сную и3 с™yю пл0ть вочlченіz своегw2 њдёzти бlгои3зв0лилъ є3си2. тоS желaніемъ пріeмлюще свётлw прaзднуемъ. стрaхомъ же и3 люб0вію ћкw бlгодaтелю воспэвaюще зовє1мъ ти2 хrтE, сохрани2 восмирeніи странY нaшу и3 ґрхієрez и3 всS лю1ди, повели1цэй своeй ми1лости.

Одеяние нетления, спасительнаго целения, всем человеком Владыко даровал еси, Свое божественное сокровище Честную Ризу, еже есть Хитон. Ею же живоносную и святую плоть вочеловечения Своего одеяти благоизволил еси. Тоя желанием приемлюще светло празднуем. Страхом же и любовию яко Благодателю воспевающе зовем Ти Христе, сохрани во смирении страну нашу и архиерея и вся люди, по велицей Своей милости.

Библиотека Русской веры Канон Положению Ризы Господней →

Читать онлайн

Положение Ризы Господней. Иконы

Около 1627 года была написана икона Положение Ризы Христовой. На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского кремля, в окружении святителей и православного народа. 

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Москва. Около 1627 года. ГММК Инв. Ж-280/1-2

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года?). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Старообрядческие храмы в честь Положения Ризы Господней

В честь Положения Ризы Господней освящены старообрядческие храмы Русской Древлеправославной Церкви в п. Золотухино Курской области и в  г. Иркутске.

Храм РДЦ в честь Положения Ризы Господней, п. Золотухино Курской области

Домовой храм РДЦ в честь Положения Ризы Господней, г. Иркутск

ruvera.ru

Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24; Пс.21,19). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619–1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

azbyka.ru

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ (1625)

Православные праздники

Согласно евангельскому повествованию, Риза Господня - часть верхней одежды - плащ (гиматий), которая упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34). Эта женщина болела 12 лет, потратила все деньги на врачей, но состояние ее только ухудшалось. Христос не просто исцеляет ее, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей.

Кровоточивая женщина исцеляется после прикосновения к краю Ризы Спасителя

Это та самая Риза, в  которой Христа вели на Голгофу, и которую воины разделили на четыре части (каждому воину по части).

Один из вариантов предания гласит, что воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, один еврей, живший в древней столице Иверии (Грузии) Мцхете, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у одного из воинов, и вернулся с ней в Мцхету, где она была положена в храме Светицховели и хранилась там до XVII века.

Мцхета, Грузия

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с Его Хитоном, который по жребию достался одному из воинов. 

Хитон - это нижняя одежда (туника, рубаха), которую носили на теле. Этот не сшитый Хитон соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия и именно об этом Хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.

Спаситель в Хитоне перед казнью

Римские воины бросают жребий, кому достанется Хитон

Риза, подобная плащу, была разорвана воинами на части. А Хитон в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Риза и Хитон ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19:23-24; Пс.21:19).

Об обстоятельствах перенесения Хитона и Ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. Споры о нахождении Хитона Спасителя ведутся веками.

Хитон Господень

По европейскому преданию, святая царица Елена получила Хитон Господень и другие святыни (Терновый венец Христа) во время паломничества в Иерусалим. Хитон Господень она направила в Трир своему сыну, будущему императору Константину. Трир был родиной святого Константина, и одно время он даже думал сделать его столицей империи, но потом выбор пал на Константинополь. В первые века христианства этот город был одним из центров христианского мира: здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский, пострадали тысячи мучеников. Епископская кафедра в Трире — самая древняя в Северной Европе, она датируется 250 годом.

Хитон Господень в Трире (Германия). Хитон Иисуса Христа в Трире чаще называют туникой.

По этой версии, Хитон сейчас хранится в особой часовне в Трирском кафедральном соборе Святого Петра, справа от главного алтаря.

Кафедральный собор Святого Петра в Трире

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Елиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).

Собор Светицховели, Мцхети

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом.

Молитва перед Животворящим столпом

Что касается подлинности трирского Хитона, то даже хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку. Другая экспертиза показала, что на Хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, что и на Туринской плащанице. Но есть и другое, не историческое, свидетельство в пользу подлинности Хитона — свидетельство веры: в соборной хронике есть документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия людям, прикоснувшимся к святыне или помолившимся около нее.

Хитон в Соборе Святого Петра в Трире

Не смотря ни на что, для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя». И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

Риза Господня

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г.Трире (Германия), и Аржантейле (близ Парижа, Франция)). В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.

В эти дни на Руси царствовал благоверный царь и великий князь, самодержец всея России, Михаил Феодорович (первый царь из династии Романовых), а Патриархом был святейший Филарет. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, шах Аббас часто отправлял к нему послов с дарами. Подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В марте 1625 года прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от Аббаса некий славный посол по имени Урусамбек. Он привез с собою послание и много ценных подарков.

Михаил Федорович Романов первый русский царь династии Романовых (1613-1917) Патриарх Филарет Аббас I Великий (Шах-Аббас) - шах Персии (с мая 1587) из иранской шахской династии, Сефевидов, долгое время правившей Персией. Крупный военачальник.

Кроме того, он принес с собою драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, а именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов. Взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху Московскому.

Святейший патриарх Филарет с радостью принял великий дар, а потом призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков — знают ли они что-нибудь о ризе Господней, и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то, что ему было известно, говоря, что много чудес творилось сею ризою Христовою.

Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения о ризе Господней, потом посоветовался с преосвященными российскими архиереями.

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Во всех монастырях и храмах был объявлен строгий пост и молитва, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне. Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную (4-я Неделя Великого поста), святейший патриарх повелел ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на больных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности. Как и тогда, все удостоверились в истинности ризы Господней, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.

И благоверный царь, и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати. Честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

Успенский Собор Московского Кремля

В Успенском соборе

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

Событие перенесения честной ризы Господней произошло в марте месяце, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней перенесено на 23 июля, так как непосредственно перед этим был торжественно коронован царь Михаил Феодорович.

В Москве ежегодно 23 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.

Храм Ризоположения в Москве на Донской улице (фотография конца XIX века)

На месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу, в 1690 году был сооружен деревянный храм - церковь Ризоположения, что на Донской улице в Москве. В 1951 году Святейшим Патриархом Алексием I, в связи с 250-летием этой церкви, была передана малая частица Ризы.

В Храме Ризоположения на Донской хранится аналойная икона «Положение ризы Господней в Москве» с серебрянным крестом и в нем частицей ризы Господней.

 После революции в 1922 году, когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, многие части Ризы Господней, хранившиеся в разных монастырях, были утеряны. «Московская» часть Ризы, хранившаяся в алтаре Успенского собора была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находился и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов. Как выяснилось, святыня всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.

19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Святейшего Патриарха Алексия II с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя — и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

Частица Ризы Господней был передана Владимиром Путиным Его Святейшеству Алексию II. Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне открыт в субботние и воскресные дни.

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Назад к списку

hram-troicy.prihod.ru

23 июля - празднование в честь Ризы Господня

Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет... Кто их излечит, кто прикроет? -

Ты, риза чистая Христа...

Ф.И. Тютчев 1857г.

Россия богата православными святынями: иконами, мощами подвижников и мучеников Божиих и пр. Одной, притом едва ли не самой главной из почитаемых нашими верующими соотечественниками христианских реликвий является Риза Господня. Празднование в честь нее установлено Церковью 23 июля.

Риза Господня

Содержание статьи:

  • Общие сведения о святыне
  • Христианская реликвия в России
  • Святыня сегодня

Общие сведения о святыне

Что такое Риза Господня? На этот счет существует две версии. Первая гласит, что Риза – это бесшовный хитон, который получил по жребию один из воинов (по национальности он являлся грузином, как утверждает предание) в момент распятия Иисуса. Данная вещь была принесена указанным лицом в Иверию (Грузию), где впоследствии сохранилась под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Овощная диета для похудения

По второй версии, Честная Риза Господня и Хитон – совершенно разные реликвии. Чтобы осознать верность данной гипотезы, стоит заглянуть в Священное Писание, где по этому поводу сказано следующее: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19). В любом случае обстоятельства перенесения обеих святынь из Иерусалима до конца не выяснены, поскольку многочисленные свидетельства данного события – сирийские, армянские и грузинские - абсолютно не совпадают друг с другом.

Стоит еще немного рассказать о Хитоне Спасителя.

Риза Господня

Хитон Иисуса Христа – в действительности существующий предмет, обладающий огромной ценностью для всего христианского народа. Эту вещь, если верить преданию, соткала для маленького сына сама Богородица. Немногие знают, что Дева Мария при жизни являлась очень умелой рукодельницей. Хитон своему ребенку Богородица изготовила из верблюжьей шерсти. Иисус Христос носил его, хранящий тепло материнских рук и любовь материнского сердца с детства и в течение всего своего земного существования.

В наши дни имеется два хитона, владельцем которых западные ученые называют Спасителя. Один из них находится в немецком городе Трир, второй – под Парижем, в городе Аржантёй. Церкви Трира и Аржантёя на протяжении многих лет оспаривают право считать настоящей именно свою реликвию. Ученые также не могут прийти к единому выводу относительно подлинности той или иной туники. К слову, туника и хитон – это, по сути, одно и то же обозначение длинной бесшовной мужской рубахи, сотканной из шерсти либо льна. Первый термин использовали в своем лексиконе древние римляне, второй – греки.

Как Риза Господня очутилась в России? Историческая справка сообщает, что в 1625 году святыню царю Михаилу Фёдоровичу прислал персидский шах Аббас I. Это была вынужденная мера со стороны восточного правителя: на ней настаивал русский посол. К Ризе прилагалось письмо, в котором указывались обстоятельства обретения реликвии. Там было сказано, что Ризу, сокрытую в кресте, персидский шах обнаружил после покорения Грузии в ризнице митрополита.

Как только христианская реликвия оказалась в России, патриархом Филаретом о ней была собрана достоверная информация, а сам предмет поклонения верующих – положен в богато украшенный ковчег. Последний поместили в Успенском соборе города Москвы и учредили праздник Положения Ризы Господней, который следовало отмечать ежегодно 10 июля.

Риза Господня

Спустя 2 года случилась опись Успенского собора. Согласно документам, в храме оказалось три части Ризы Господней: большая, меньшая и та, которую носили к болящим и иным нуждающимся. Также частицы святыни посылали в монастыри страны. В том же году была написана икона. Имя ей дали соответствующее: «Положение Ризы Христовой». В праздник, учреждённый в честь прибытия святыни в Москву, в Успенском соборе собиралось множество людей. Все они желали поклониться христианской реликвии и получить помощь Божью. Те, кто не мог дойти до собора в силу болезни, просили принести им в дом чудотворный предмет. Вот по этой причине риза и была разделена на несколько частей. Сами верующие тоже наносили урон святыне: они отделяли от нее маленькие частички и хранили у себя с благоговением.

Это не могло длиться бесконечно. В 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким в целях защиты святыни издал повеление, в котором говорилось: «...чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». Он же приказал изготовить два ковчега: в один положили Ризу с частью Животворящего Древа Креста Христова, в другой – одну только Ризу. Первый ковчег раз в году, в Великую Пятницу выставляли в храме для всеобщего поклонения. Впоследствии пришедший к власти Павел I пожелал видеть святыню в соборе Зимнего Дворца в Петербурге. Кроме того, часть Ризы была помещена в Петропавловский собор. Второй же ковчег находился, как и прежде, в Успенском соборе Московского Кремля. Ее выносили для поклонения раз в год.

Во времена Петра Великого, в 1701 году Ризу Господню разделили на 8 частей, которые положили в 5 ковчегов. Одну из частей послали в Ярославль, две отправили в Петербург. Остальные продолжали храниться в Успенском соборе Москвы под усиленной охраной. В дальнейшем, отпрыскам императорского рода при крещении в крест вкладывали частичку Ризы. Это говорит о том, что святыней «заведовали» члены царской семьи.

Горчичные обертывания для похудения и от целлюлита

Риза Господня

После событий 1917 года часть фрагментов Ризы Господней бесследно исчезла в результате бесчинств большевиков, а какие-то сохранились до нашего времени. Например, один из них в ковчеге находится в фонде Музеев Московского Кремля, другой - на Донской улице Москвы, в храме Ризоположения. Последний в указанную церковь передал в 1951 г Святейший Патриарх Алексий I.

Святыня сегодня

На исходе 2003 года частица Ризы Иисуса Христа, которая была утрачена в революционные годы, вдруг обнаружилась в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь». Этот фрагмент христианской реликвии размером с человеческий ноготь подарил в далеком 1650-м году ярославским купцам братьям Скрипиным царь Алексей Михайлович. Те построили специально для хранения святыни храм во имя Ильи Пророка. Передачу в указанную церковь Ризы Господней благословил Патриарх Московский и всея Руси Иосиф.

В церкви Ильи пророка православная реликвия находилась вплоть до 1922 года. После издания ВЦИК указа, согласно которому все церковные ценности должны быть изъяты в помощь голодающим Поволжья, следы Ризы потерялись. Считалось, что святыня утрачена для русского народа навсегда, а оказалось, что она все это время находилась в музейных фондах под другим наименованием.

В Великую Пятницу, 9 апреля 2004 г. Риза Господня вернулась в лоно Русской Православной Церкви. Ее поместили в Спасо-Введенский Толгский женский монастырь, где она хранится и сегодня на радость многочисленным паломникам.

Мы присоединяемся к празднованию в честь Ризы Господня.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Риза Господня, 23 июля

www.inmoment.ru

Церковь празднует положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией — Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53).

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе — в городе Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу.

Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Празднование положения Ризы Господа совершается в Русской Православной Церкви 23 июля по новому стилю.

Предания о Ризе Господней

В Евангелии от Иоанна записан рассказ о том, как воины после распятия Господа Иисуса Христа делили между собой Его одежды, в числе которых упоминается нетканый хитон и риза. Славянское слово «риза» означает часть верхней одежды, напоминающая плащ (гиматий), который носили в Древней Иудее и на территории Римской империи. Гиматий состоял из нескольких кусков ткани, в которую драпировались поверх хитона (длинной рубашки). Евангелист Иоанн не случайно упомянул о том, что одежда Господа была разделена распинавшими Его воинами, поскольку пророчество об этом было записано за несколько веков до совершившегося события в одной из ветхозаветных книг. В 21 псалме царя Давида, предсказывающем страдания Богочеловека, говорится также о разделении Его одежд.О том, что позже стало с этой святыней, существует несколько преданий. По одному из сказаний, тот воин, которому досталась Риза, был грузином. Позже он стал христианином, вернулся из Иудеи на родину и привез с собой эту реликвию. По другому преданию, некий еврей Елиоз оказался свидетелем Крестных страданий Господа и уверовал в Него. Он купил у воина Ризу и позже перевез ее в древнюю столицу Грузии, Мцхету, где эта святыня находилась вплоть до XVII века. В то время грузинская земля нередко подвергалась нападениям иранского шаха Аббаса I, который отличался большой жестокостью. Во время одного из набегов он захватил Мцхету и вывез из города все ценности, в том числе и христианские святыни. Шах находился в дружественных отношениях с русским царем Михаилом Федоровичем и в знак своего расположения прислал Ризу в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. К дару прилагалось послание, в котором шах извещал царя, что эта святыня была взята из главного храма Мцхеты и весьма почитаема верующими.Царь Михаил Федорович передал Ризу патриарху Филарету, и тот расспросил греческих старцев, находившихся в Москве, о том, знают ли они что-либо об этой святыне, и те подтвердили, что предание о Ризе Господней известно в Греции. Однако патриарха смущало, что дар был прислан иноверным правителем, и потому требовалось подтверждение истинности святыни. Для этого в Москве был объявлен строгий пост и молитва, после чего стали возлагать Ризу на больных, и все получали исцеление, что стало явным доказательством того, что это подлинное одеяние Господа Иисуса Христа.Риза была положена в главном храме на Руси – в московском Успенском соборе, куда стало стекаться множество паломников, чтобы приложиться к великой святыне. Впоследствии Риза была разделена на несколько частиц, которые разослали по разным монастырям и храмам.

История установления праздника

Празднование положение честной Ризы Господней стало совершаться с 1625 года. Первый раз праздник совершался в марте, так как это была Крестопоклонная неделя, однако позже празднование перенесли на 23 июля, поскольку это был день коронации первого русского царя Михаила Федоровича, с именем которого было связано обретение святыни. Этот праздник очень почитался в Москве, и 23 июля святыня торжественно выносилась из Успенского собора для того, чтобы верующие могли ей поклониться. Риза находилась на аналое в храме всю литургию. На том месте, где послы шаха передали святыню, была позже построена церковь Ризоположения.

Икона праздника

Спустя два года после обретения святыни в Москве была написана икона, посвященная этому событию. В центре образа на фоне московского Успенского собора изображен аналой, на который царь и патриарх Филарет при большом скоплении народа возлагают Ризу Господню.

Тропарь, глас 4:

Днесь притецем, вернии, / к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, / благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, / еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще. вопием Ему : / спаси отечество наше, / и архиереев, и град, и вся люди, / честною Твоею ризою защити / и спаси души наша, / яко Человеколюбец.

Кондак, глас 4:

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище - честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вей Божественныя ризы Твоея честное положение.

Молитва:

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.