Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник для детей с ограниченными возможностями


В ЗАО прошел праздник для детей с ограниченными возможностями

2 декабря в помещении библиотеки № 198 имени Б. Л. Пастернака в Москве, состоялось мероприятие, поведенное Западной окружной организацией Всероссийского общества инвалидов для детей инвалидов, приуроченное ко Всемирному Дню инвалидов.

День инвалида отмечают 3 декабря более двадцати лет. Но очень не хочется применять к детям, термин инвалид — он медицинский, грубый и сухой. Детям подходит другой термин — «ограниченные возможности», либо — «иные возможности», т.е. не такие, как у большинства, потому что ребёнок, он всегда ребёнок, он активный или замкнутый, грустный или весёлый, плачущий или смеющийся. Ребёнок — это образ радости, вызывающий улыбку умиления и любовь у взрослого человека.

День Инвалида, это день когда нужно вспомнить обо всех людях, имеющих ограниченные возможности, он провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в общественные структуры, так и процессы развития. И очень важно, что сейчас находятся неравнодушные люди, готовые помогать инвалидам.

И вот благодаря неравнодушным людям из Благотворительного фонда поддержки и развития региональных реабилитационных центров «Сила Нации» было организовано волшебное мероприятие.

Президент Благотворительного Фонда «Сила Нации» Михаил Меликов отметил:

«На празднике я оказался рядом с детьми — колясочниками, да они не могут ходить, но в остальном, это такие же дети. Также радуются мыльным пузырям, маленькому факелу, который вспыхивает на маленькой ручке и конечно вкусному торту. Шквал улыбок, море позитива. И ради таких моментов наш Благотворительный Фонд готов взаимодействовать с разными людьми, организациями, партнёрами, занимающимися и поддерживающими детей с ограниченными возможностями. Готовы объединять ресурсы, вместе развиваться в деле поддержки инвалидов. Только объединённая, сильная, успешная команда созидающих профессионалов, реально может помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации. Поэтому мы стараемся сделать радостнее время отдыха для детей с ограниченными возможностями».

Праздник действительно оказался замечательный.

К традиционным, поздравлениям и подаркам, было забавное и очень зрелищное выступление артиста оригинального жанра — Шоу мыльных пузырей, много — много пузырей сразу, и разные цвета, и один выходит из другого, образуя шариковую гирлянду, и огненные пузыри, и пушистые шарики, которые лежат на детской ладошки, и огромные, в которых можно спрятаться.

А когда появились три огромных торта, восторга не было предела.

Владимир Помогалов, волонтёр БФ «Сила Нации» отметил: «Если честно, я сам в первый раз на таком празднике, очень понравилось. Старался, хоть и непрофессионально, сфотографировать как можно больше моментов, где дети рады, смеются, у них эмоции счастья, глаза полны изумления и восторга. Шоу удалось и детям очень понравилось, это все отметили, и на фотографиях это видно!»

Лебедева Ася Ивановна Председатель Западной окружной организации МГО ВОИ поздравила ребят с праздником, пожелала им, чтобы все их мечты сбылись, чтобы всегда на их лицах светилась радость и чтобы на их пути всегда встречались такие замечательные и добрые люди, как те, что устроили им сегодня такой замечательный праздник.

Кузнецова Ольга Николаевна, партия «Единая Россия» Раменки подчеркнула: «Сделать детей счастливыми, значит быть счастливыми самим. Такие мероприятия объединяют людей. А вмести мы сила! Замечательный праздник веселый, красочный и вкусный!»

Наталья Мельяновская член Регионального Политического совета партии «Единая Россия» поздравляя молодых инвалидов отметила, что очень важно чтобы у особенных ребят были верные друзья и тогда, ощущая крепкие руки помощи, они будут уверены что смогут все, достигнут любых высот и не на минуту не почувствуют себя слабыми!

Как появился самый популярный торт в СССР

woman.rambler.ru

Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Юлия Вартанова Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Соц. педагоги ГБУ СО «ВРЦ»

Вартанова Ю. И.

Каергужа С. А.

В число основных психофизических отклонений в становлении личности детей с ограниченными возможностями входит нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящее к нарушению общения, снижению психоэмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. Недостаток общения является одной из серьезных причин, сдерживающих эмоциональное развитие и нормальную социализацию, а также вызывающей серьёзные искажения в формировании личностных черт характера детей с ограниченными возможностями. Острота проблемы заключается в том, что дети с ограниченными возможностями не имеют постоянного общения в среде сверстников в силу закрытого образа жизни.

Дети приезжают к нам всего на 21 день получить курс медицинской, психолого-педагогической, творческой, социально-бытовой и социокультурной реабилитации.

Во время пребывания в Центре дети должны получить незабываемые впечатления, заряд бодрости, положительные эмоции. А если нам, социальным педагогам, удастся «подобрать ключик» к ребенку, тогда он сможет раскрыться и творчески.

Цель данного доклада: поделиться опытом организации культурно-массовых мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В нашем Центре уделяется особое внимание организации праздничных мероприятий для таких детей, что является одной из важных составляющих социокультурной реабилитации. На этих праздниках присутствуют не только дети, проходящие курс реабилитации, а также их родители и сотрудники Центра. Наряду с воспитательными и развлекательными целями, праздник предполагает снятие эмоциональной напряженности, развитие творческих и коммуникативных способностей детей, преодоление комплекса неполноценности и интеграцию детей с ограниченными возможностями в общество нормально развивающихся сверстников.

Социокультурная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями – это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь каждому ребенку достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счёт расширения рамок его независимости.

Главная задача этого реабилитационного направления – приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. Это – средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения.

Одним из направлений социокультурной реабилитации является - досуговое.

Разнообразные культурно-досуговые мероприятия могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации, на структуру общения, формы и способы организации образа жизни, быта и досуга детей с ограниченными возможностями и их семей.

Именно приобщение к искусству, занятия творчеством играют здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции детей-инвалидов в общество.

Из опыта работы можно отметить, что детский праздник – явление очень сложное, где нередко соседствуют весёлое и грустное, минуты шумного оживления и молчаливой душевной сосредоточенности, ясное видение прошлого и, может быть, первый в жизни серьёзный взгляд на собственное будущее.

В своей работе используем такие формы социокультурных мероприятий, как игровые, конкурсные, развлекательно-познавательные программы; фестивали; творческие мастерские; театрализованные представления.

Праздник помогает время от времени реализовывать накопленный багаж не только умственных, но и физических возможностей. Игры, соревнования с равными себе позволяют оценить себя, участие в команде даёт возможность ребёнку с ограниченными возможностями испытать чувство локтя и ответственности друг за друга. Праздник – это ещё и открытие, узнавание нового. Его назначение – вызвать определённый ассоциативный ряд, развить воображение, фантазию, эмоциональный отклик, раскованность и свободу.

Непременные театрализованные представления и концерты – это встреча с искусством, творчеством, а ещё – новые знакомства. А участие в них детей – это чудесное переживание, прекрасное воспоминание, которое остаётся на всю жизнь.

Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию у детей чувства прекрасного.

Особое значение всё выше сказанное приобретает в отношении детей, лишённых многих радостей в жизни по причине своего заболевания. С целью приобщения детей-инвалидов к творчеству, преодоления комплекса неполноценности, интеграции их в общество нормально развивающихся детей на базе учреждения в конце каждого заезда проводится праздничное мероприятие. Так, в 2014г. проведено 17 праздников, на которых присутствовало 590 детей-инвалидов.

Подготовка к очередному празднику начинается ещё до заезда детей на курс реабилитации. Сначала нужно составить рабочий план праздника. Цели такого планирования: чётко сформулировать главные задачи задуманного мероприятия, продумать интересный сюжет, сюрпризные моменты, предусмотреть всё необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку. Затем необходимо подобрать разнообразные варианты номеров детской художественной самодеятельности, продумать и изготовить костюмы персонажам, декорации и атрибуты к играм. На подготовительном этапе идёт совместная работа социальных педагогов, воспитателей, концертмейстера, инструкторов по творческой и бытовой реабилитации. Ко дню заезда детей продумана сюжетная линия праздника, готов рабочий сценарий всего мероприятия, полным ходом идёт изготовление костюмов, атрибутов, декораций.

На первой встрече с детьми, заехавшими на курс реабилитации, сообщается тема предстоящего социокультурного мероприятия, выясняются интересы, пожелания и возможности детей, предлагаются различные варианты участия в празднике. Это может быть сольный или групповой номер художественной самодеятельности: пение, танец, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах и т. д. Широко применяются задания творческого характера: разыгрывание отрывка из сказки, музыкальный клип, сочинение рекламы, представление костюма. И дети становятся полноправными участниками творческой мастерской по подготовке праздника. Одни участвуют в изготовлении атрибутов и костюмов, другие готовят сольные номера, третьи придумывают инсценировки. Со всеми детьми разучиваются общие песни и хороводы.

Необходимо так построить работу по подготовке к празднику, чтобы она объединяла детей, наполняла их жизнь радостью общения и творчества. А сам праздник следует рассматривать и как форму социокультурной реабилитации и как результат работы в данном направлении.

От занятия к занятию, от заезда к заезду прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, повышении самооценки, уверенности в себе, развитии творческих способностей детей с ов.

При подготовке социокультурного мероприятия следует помнить, что успех массового праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Организация детского праздника требует продуманных слов и поступков: они показатели педагогической культуры, душевного такта, терпения и сложившихся отношений между организаторами праздника и детьми. Воздействие слова усиливают средства наглядности: декорации, оформление зала, атрибуты и т. д. Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют игры, соревнования и музыка.

Музыкальное оформление играет огромную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у ребёнка ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы. Музыкальная партитура праздника очень важна. Это музыкальные сигналы вначале, фоновая музыка, различные шумовые эффекты.

В работе социального педагога большую помощь оказывает техническое оснащение при подготовке в праздничном мероприятии. На базе учреждения имеются: музыкальные центр, динамические микрофоны, телевизор, мультимедийное оборудование: проектор с экраном на штативе, ноутбук с колонками с выходом в сеть Интернет. Это позволяет педагогу самостоятельно создавать презентации в Microsoft Office PowerPoint, делать нарезку музыкальных произведений, создавать аудиофайлы, используя программу Nero 8 и ее приложение Nero Wave Editor.

Полноправным слагаемым праздника также является игра. Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Особо следует отметить, что игры нельзя делить механически на обычные для здоровых детей и игры для детей с ограниченными возможностями. Любая игра может быть адаптирована к возможностям ребёнка-инвалида с учётом степени и вида его ограничений. Достаточно внести корректировку, облегчить или видоизменить условия игры, и ребёнок получает новые стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций. Участие детей с ограниченными возможностями в играх вселяет в них уверенность в своих силах, поднимает самооценку, способствует активизации личности, обогащает опыт межличностного общения и взаимодействия.

Оформление зала имеет большое значение в эстетическом воспитании детей. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты: соблюдать меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга, проявлять фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег.

Также следует отметить, что успех праздника зависит от учёта возрастных особенностей детей. Наибольший воспитательный результат чаще всего достигается, когда праздник рассчитан на одну возрастную группу. Но условия работы нашего учреждения обуславливают проведение праздничных мероприятий именно для разновозрастных коллективов.

В нашем Центре праздничное мероприятие – это всегда яркое красочное представление с подарками и сюрпризами. Непременным условием которого, является участие всех детей, независимо от физических и интеллектуальных возможностей. На таких мероприятиях дети с ДЦП участвуют в спортивных состязаниях, слабослышащие поют и играют на музыкальных инструментах, дети с умственной отсталостью читают стихи, участвуют в театрализованных представлениях.

Подготовка к празднику и участие в нем детей является важнейшим методом социокультурной реабилитации, который позволяет объединить ребят и наполнить их жизнь радостными минутами общения и творчества.

www.maam.ru

Праздник для детей с ОВЗ

Татьяна Новикова Праздник для детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 70»

Составила:

Новикова Т. А.

музыкальный руководитель

Актуальность проблемы: детям с ограниченными возможностями часто присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно. И поэтому, просто необходимы совместные с родителями, со сверстниками праздники и развлечения. Проведение совместных праздников является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в будущем различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Организаторская функция: направлена на создание единого музыкального пространства «педагоги ДОУ – окружающий социум – родители» то есть, на привлечение заинтересованных людей к музыкальному воспитанию детей с ОВЗ;

Коммуникативная функция: умение детей, родителей общаться друг с другом, быть толерантными;

Ориентационная функция: предполагает развитие у детей с проблемами в развитии эмоционально - положительного настроя, дать детям целостное представление об окружающем мире, развивать в детях чувство прекрасного;

Предварительная работа: дети с родителями готовят подарки, сделанные своими руками.

Ход праздника:

Под веселую музыка в зал вбегают клоуны.

Клепа: Кнопа как я рад тебя видеть!

Кнопа: А я еще больше рада! Мы с тобой что -то забыли сделать.

Клепа: я ничего не забыл!

Кнопа: Мы забыли поздороваться с ребятами!

Кнопа: И, правда! Здравствуйте, друзья! (кланяются в разные стороны).

Клепа: А ребята и взрослые умеют здороваться?

Кнопа: А это мы сейчас проверим! 1,2,3,4,5 начинаем мы играть!

Игра «Передай мяч» (дети стоят по кругу, у кого с окончанием музыки останется мяч, тот громко здоровается).

Звучит «Марш» из кинофильма «Цирк», музыка И. Дунаевского.

Кнопа: Внимание! Внимание! Начинаем представление! На арене цирка жонглер!

Клепа жонглирует шариками.

Кнопа: А какой же цирк без фокусов! Кнопа показывает фокусы.

Кнопа: -Эй, вода – водица,

Белая, как иней,

Стань – ка ты водица,

Не белою, а синей!

Кнопа: Клепа, я тоже приготовила номер!

Клепа: Выступает самая очаровательная в мире дрессировщица Кнопка!

Выступление Кнопки «Дрессированные животные» (Кнопа манипулирует куклами – марионетками, передвигаясь по скамейке, прыгая через обруч.)

Клепа: На цирковой арене наши силачи

Встречайте, наши трюкачи!

Выступают силачи с гирями. Звучит «Марш» из кинофильма «Цирк», музыка И. Дунаевского.

Кнопа: Ну, а сейчас пришло время художественной гимнастики!

Девочка исполняет номер художественной гимнастики.

Клепа: Ноги ходят ходуном,

Не стоят на месте.

Так давайте же друзья потанцуем вместе!

Любой танец по выбору музыкального руководителя.

Кнопа: 1,2.3.4, 5 нужно пару отыскать!

Игра «Я твой друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я – твой друг, и ты – мой друг,

Мы два друга, мы любим друг друга (дети и родители обнимаются).

Клоуны (выносят сундучок):

Сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок,

Открывайся поскорей,

Дай обрадовать детей!

Далее можно осуществить просмотр мультфильма, чаепитие, вручение подарков.

www.maam.ru

Специфика организации детских праздников для детей с ограниченными возможностями

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Специфика организации детских праздников для детей с ограниченными возможностями

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Детский праздник как феномен культуры

1.1 Понятие и сущность детского праздника

1.2 Классификация современного детского праздника

2. Практические аспекты организации праздников для детей с ограниченными возможностями

2.1 Особенности технологии организации праздников для детей с ограниченными возможностями с учетом психолого-педагогической характеристики детского возраста

2.2 Анализ инновационного опыта праздников для детей с ограниченными возможностями на примере Челябинской области

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

детский праздник ограниченный инвалид

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

Одновременно с этим одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. И немаловажную роль в этом процессе играет организация праздников для этой категории детей.

Актуальность данной работы определяется также характерным для всего мира процессом гуманизации отношений между всеми элементами социальной структуры общества. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов путем проведения для них праздников является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

Объект исследования - современные технологии организации детских праздников для детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования - процесс подготовки и организации праздников для детей с ограниченными возможностями.

Цель работы - обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников для детей с ограниченными возможностями в Челябинской области, выявив характерные особенности данного вида работы.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1) определить сущность и понятие детского праздника, выявить его значение для культурно образовательного развития детей;

2) проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников для детей с ограниченными возможностями на примере Челябинской области;

Цели и задачам нашего научного исследования подчинена структура работы, которая включает в себя введение, две главы, и заключение.

Для написания курсовой работы нами использовались следующие методы исследования:

1) изучение, обработка и систематизация теоретического и практического материала;

2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по изучению всемирной сети Интернет. Это работы Белинской Е., Жичкиной А., Дудник С.И., Петровой Н.П., Горявского Ю., Мэтта Гоффа и других. В книгах этих авторов анализируется интернет-коммуникация, а также большое место отводится изучению способов такого общения (электронная почта, форумы, чат, и др.). При подготовке работы были использованы теоретические, практические и аналитические материалы интернет-ресурсов, а также материалом для исследования послужили тексты форумных и ICQ-сообщений.

Краткий терминологический словарь:

Детский праздник - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга.

Зона ближайшего развития - уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Игра - вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.

Праздник - особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения.

Репродуктивная деятельность - деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Социальная адаптация - приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

1.1 Понятие и сущность детского праздника

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-нормативных установок (Гужова И.В. праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: Автореферат). Праздник относится к тем типам систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное участие человека. Это особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения (Леонтьева С. Детский новогодний праздник: сценарий и миф).

Термин «праздник» также часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. То есть художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора (Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. С. 28.).

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс (Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. С. 29.).

Таким образом, праздник обусловлен не только деятельностью, но и всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена (Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008. С. 75.). Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей (Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. С. 66.).

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности - это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности - общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация (Социальная педагогика: курс лекций / Под общ.ред.М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. С. 34.):

- репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;

- продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств.

Анализ данной классификации позволяет говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту.

Творческая деятельность - это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления - наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем (Социальная педагогика: курс лекций / Под общ.ред.М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. С. 41.).

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. И очень важная задача- создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

1.2 Классификация современного детского праздника

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей (Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. С. 16.):

- церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

- профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

- спортивные праздники;

- праздники для детей;

- мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

- юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.

Праздники для детей также условно можно разделить на тематические и календарные. Календарными, например, будут являться 8 Марта или Новый Год, а тематическими Праздник осени или До свиданья, детский сад и День знаний.

Рассмотрим, из чего состоит и какие функции при этом выполняет тот или иной вид праздника.

Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры. Он воспитывает в детях умение видеть прекрасное в природе и окружающей среде. Аналогичный праздник День знаний формирует у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к учителям и воспитателям детского сада; развитие эмоциональности.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год - самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки. Этот праздник участвует в формировании у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним. Так праздник8 Марта воспитывает в детях чувство уважения и благодарности к маме и близким женщинам.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Детские праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно - просветительской программы.

В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

2.1 Особенности технологии организации праздников для детей с ограниченными возможностями

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Для нормальной адаптации ребенка с когнитивными нарушениями важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, воспитать нравственное отношение к окружающим. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

- создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

- помочь окружающим- педагогам, членам семьи, соседям школьникам - принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 2002. С. 45).

Эти основные задачи можно разделять на более частные (Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008. С. 25.):

1. Помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация).

2. Максимальное вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей, имеющих когнитивные нарушения с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе).

3. Формирование и удовлетворение культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширении зоны их творческих возможностей, круга интересов.

4. Оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с когнитивными нарушениями, активизация его жизненных сил.

5. Помощь в определении возможностей и способностей ребенка.

6. Информационная помощь.

7. Изменение негативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Решение данных задач в ходе проведения праздника требует особого подхода к его организации.

Подготовка и проведение праздника для детей с ограниченными физическими возможностями - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Рассмотрим сначала общие особенности организации детских праздников, а затем выделим специфику организации праздников конкретно для детей с ограниченными возможностями.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В организации, занимающейся проведением праздников для детей (это может быть школа, интернат, какая-либо социальная организация) в начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, уличных площадок, парков и т. д, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается, прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность взрослых на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Таким образом, мы рассмотрели общие этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.

Попробуем на основе изложенного материала сформулировать методические рекомендации по проведению детского праздника. Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:

1. Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

2. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

3. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

4. При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

5. При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

6. Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

7. Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

8. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

9. В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

10. После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

11. В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Теперь рассмотрим особенности подготовки и проведения праздников для детей с ограниченными возможностями.

1. В силу специфики в подготовке праздничных мероприятий для детей с ограниченными возможностями должны участвовать не только родители, педагоги или воспитатели, но и специалисты, которые хорошо знают специфику работы с каждой группой людей, имеющих различные заболевания: опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, центральной нервной системы и др., а также квалифицированный обслуживающий персонал, медперсонал.

2. Организация мероприятия должна проходить так, чтобы детям с различными недугами дать максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения.

3. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя выпавшими из мира «нормальных» людей, не испытывали недостатка в общении, праздники должны проводиться не только для конкретной аудитории, но и быть интегрированными, когда создаются равные возможности для детей с когнитивными нарушениями и без них. Совместная деятельность здоровых и «особых» детей стимулирует рост последних. Радость, полученная от праздника, поднимает жизненный тонус, создает положительный эмоциональный настрой, что немаловажно в их повседневной жизни. Таким образом, расширяются зоны творческих возможностей и круг интересов особенных детей. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются.

5. Праздники для детей с ограниченными возможностями могут принимать форму спортивных и туристские мероприятий (различные спартакиады, фестивали, соревнования), творческих фестивалей и конкурсов, экскурсий, тематических и календарных мероприятий, празднования дней рождения и иных торжеств. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы, фольклорные праздники, Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции и другие праздничные мероприятия дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.

6. Праздник для детей с ограниченными возможностями может состоять из мастер-классов, арттерапевтических творческих мастерских (керамики, деревообработки, изобразительного искусства, пения и др.), специальных спортивно-оздоровительных мероприятий (эстафеты, соревнования по дартс, армреслингу, гиревому спорту, ринго, с мячами и др.) терапевтических хороводов, танцев, мероприятий с элементами энималотерапии, в т.ч. иппотерапии.

7. Обязательным условием проведения праздников для детей с ограниченными возможностями является создание теплой, творческой атмосферы.

8. Необходимо помнить и о специальной технической подготовке подобных мероприятий: организация специализированного транспорта до места проведения праздника, обеспечение специализированными пандусами и подъемниками для беспрепятственного передвижения участников по территории, специализированными туалетами.

Таким образом, мы видим, что для организации праздников для детей с ограниченными возможностями характерны не только общие правила при подготовке подобных мероприятий, но и то, что данная деятельность имеет ряд специфических особенностей.

2.2 Анализ инновационного опыта праздников для детей с ограниченными возможностями на примере Челябинской области

Нужно отметить, что на сегодняшний день в Челябинской области есть определенный и положительный опыт функционирования с целью удовлетворения детского населения с ограниченными возможностями в их потребностях культурной организации досуга, развитии творческих способностей, восполнении недостатка в общении. Широко распространена организация массовых праздников для детей-инвалидов, имеются специализированные центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования.

Рассмотрим несколько примеров праздничных мероприятий, проводимых для детей с ограниченными возможностями в Челябинской области.

1. Городской фестиваль творчества детей-инвалидов «Искорки надежды».

Фестиваль был проведен веной 2009 года при поддержке администрации г. Челябинска в соответствии с отраслевой целевой программой «О социальной поддержке населения города Челябинска на 2008-2010 гг.». Фестиваль проводился уже 16 раз.

Целью фестиваля являются реабилитация детей-инвалидов средствами искусства в процессе творческой деятельности, выявление талантливых детей-инвалидов, привлечение их к активному участию в культурной жизни города (см. Приложение № 1).

Участниками фестиваля стали дети-инвалиды, творческие самодеятельные коллективы, учащиеся школ искусств и других муниципальных учреждений для детей, а также отдельные исполнители, имеющие ограниченные физические возможности и занимающиеся разнообразными видами творчества. В фестивале творчества детей-инвалидов активное участие приняли также общественные организации родителей детей-инвалидов и детские учреждения соответствующего профиля.

Фестиваль проводился по следующим номинациям:

1) вокальное пение;

2) хоровое пение;

3) музыкально-инструментальное исполнение;

4) художественное чтение;

5) фольклор;

6) хореография;

7) декоративно-прикладное творчество;

8) изобразительное творчество.

Все концертные номера были представлены представленные на городском гала-концерте (см. Приложение № 2), а лучшие из них в последствие направились для участия в областном фестивале творчества детей-инвалидов.

Так, например, на мероприятии можно было увидеть следующие творческие номера: вокально-хореографические композиции, чтение авторских стихотворений, выступления на фортепьяно, ритмическую картинку, стихотворение, исполненное жестами, жестовые песни и другие.

Творческие работы ребят были представлены на выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На ней представили свои творческие работы 191 ребенок-инвалид.

Абсолютно все участники мероприятия получили подарки: мягкие игрушки, познавательные игры и книги.

2. Традиционным стало в Челябинске проведение и регионального спортивного фестиваля для детей-инвалидов.

Фестиваль стал первым в России общим соревнованием для детей и подростков с нарушениями здоровья трех групп - опорно-двигательной системы, зрения и слуха. Спортивный праздник проходит на базе областного Кусинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Юные спортсмены ежегодно принимают участие в соревнованиях по футболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию, дартсу, настольному теннису, шахматам и шашкам, стрельбе из пневматической винтовки.

С каждым годом соревнования набирают популярность у ребят с ограниченными возможностями. Если в прошлом году в фестивале приняли участие 150 юных спортсменов - представителей 22 городов и районов области, то в этом заявки поступили от 196 детей в составе 26 команд. Спортсменов подготовили 23 территории области. Самые многочисленные команды представляли Челябинск, Магнитогорск и Кусу. Каждый юный спортсмен получает дипломы и медали, памятные призы и подарки. С 2009 года областной фестиваль расширил свою географию и пригласил спортсменов из соседних областей.

Финансирование спортивного фестиваля проводится в рамках областной целевой программы по социальной поддержке инвалидов Челябинской области на 2007-2010 годы. Мероприятие направлено на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья через спорт и физическую культуру.

3. Яблочный спас.

Еще одним ярким праздничным календарным мероприятием стало проведение в 2009 году праздника Яблочный Спас для детей с ограниченными возможностями в Челябинском зоопарке. На мероприятие было приглашено около ста детей-инвалидов. Сценарий праздника включал в себя концертную программу с участием городских танцевальных и вокальных групп, катание ребят на паровозике и на лошадях, проведение экскурсии по зоопарку.

Таким образом, мы видим, что проведение праздников для детей с ограниченными возможностями стало традиционным для Челябинска и области. Главная цель таких мероприятий - привлечение внимания государственных и общественных организаций, благотворительных фондов к проблеме всестороннего развития детей-инвалидов, а также социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в обществе.

Помимо вышеперечисленных мероприятий в области ежегодно проводятся и многие другие:

- благотворительная Рождественская елка,

- День защиты детей с подарками и угощением;

- участие детей-инвалидов в выставке рисунков, посвященных Пасхе, которая проходит в городском Выставочном зале;

- в День города фестиваль творчества детей-инвалидов «Я - лидер»;

- праздники Масленицы и Пасхи, организуемые самими родителями;

- поездки в реабилитационные центры в городах Троицк, Видное, Москва, для ознакомления с их деятельностью;

- городская спартакиада, провимая совместно со спортклубом инвалидов «Корсар».

Заметную помощь в медико-социальной реабилитации детей оказывают занятия иппотерапией и плавание в одном из городских бассейнов.

Как видим, праздничные мероприятия, проводимые для детей с ограниченными возможностями в Челябинске и Челябинской области, отвечают всем требованиям к организации подобного рода праздников.

Все рассматриваемые примеры отличаются тщательной подготовкой мероприятий, в них задействован широкий круг лиц, призванный обеспечивать грамотное проведение праздника. Праздничные мероприятия для детей-инвалидов объединены общей целью - дать возможность «особым» детям возможности для самореализации, развитие в них творческого начала, восполнение недостатка в общении как друг с другом, так и с миром здоровых детей (практика интегрированных спортивных мероприятий).

Праздники для детей с ограниченными возможностями, проводимые в Челябинске, принимают самую разную форму - это и специальные спортивные мероприятия, и творческие фестивали и конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники.

Недостатком проведения данных мероприятий в регионе является их несовершенная техническая оснащенность. Не во всех залах, арендуемых для проведения подобных праздников, есть, например, специализированные туалеты или пандусы. Но это компенсируется главным плюсом организации и проведения подобных праздников - они дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Праздник - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Но праздник для детей - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет.

Праздник играет огромную роль для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Подготовка и проведение таких праздников - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Основные этапы подготовки праздников для детей с ограниченными возможностями совпадают с подготовкой обычных детских праздников, но имеют и ряд специфических особенностей. Мы рассмотрели их на примерах проведения праздничных мероприятий для детей-инвалидов в Челябинской области.

Праздники для детей с ограниченными возможностями, проводимые в Челябинске, принимают самую разную форму - это и специальные спортивные мероприятия, и творческие фестивали и конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники. Но самое главное, что все они дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду подобным образом помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности.

...

revolution.allbest.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.