Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник иконы донской божией матери


Икона Божией Матери Донская

Кондак 1

Взбранней Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Икос 1

Архангела благовестие слышавши Пречистая, соизволи воле Господа Своего и со смирением сердца отвеща: Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. Мы же, дивящеся, како Сын Божий Сын Девы бывает, со Гавриилом Благодатную песньми почтим:

Радуйся, Отроковице, от всех родов Богоизбранная;

радуйся, скиние, Духом Святым осененная.

Радуйся, живоносная обитель Света божественнаго;

радуйся, Мати Божия, Спаса миру рождшая.

Радуйся, яко Тобою, Благодатная, Невидимый нам видим бысть;

радуйся, Всепетая, яко сотвори Ти величие Сильный.

Радуйся, яко прославлением икон Твоих величие сие возвещается;

радуйся, благодать и милость чудотворными иконами Твоими нам являющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 2

Видяще Тя, Богородице, во объятиих Младенца Христа держащую и главою к пречистому лику Его кротце приникшую, разумеваем божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство. В шуйце же держиши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет. Веруем, яко имаши велие дерзновение ко благосердию Владыки, и Богу, давшему нам Тя благую заступницу, благодарственно поем: Аллилуиа.

Икос 2

Разум немощный не может постигнути глубину смиреннаго служения Твоего, Госпоже, на земли Искупителю нашему, не имевшему, где главу подклонити. Во дни бо уничижения и страдания Сына Твоего, Богомати, оружие смертное прохождаше сердце Твое. Сего ради сердцем соболезнующе, глаголем Ти таковая:

Радуйся, незлобивая агнице, вертеп и ясли смиренно приявшая;

радуйся, богоприимца Симеона скорбное проречение в сердце начертавшая.

Радуйся, поношению Сына Божия сострадавшая;

радуйся, крестный путь Его слезами оросившая.

Радуйся, муки Его крестныя сердцем разделившая;

радуйся, кресту предстоянием послушание воле Отца явившая.

Радуйся, гробу Сына Твоего благосердый плач принесшая;

радуйся, воскресением Его обрадованная.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 3

Сила Вышняго содела Тя, Благодатная, источник неоскудевающ утешения бедствующим. Многи бо скорби претерпевши, можеши и искушаемым помощи. Людем российским, люте страждущим от нашествия агарян, благоволила еси явити образ Твой в струях реки Дона в знамение милости Твоея ко отечеству нашему, в защиту от враг видимых и невидимых, ихже помощию Божиею побеждающе, Спасителю Богу поим: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще Тя первую подвигоположницу, шествующую по стопам Владыки Христа, мужества исполняхуся первосвятителие Московстии и подвижницы благочестия российстии, беды и напасти претерпевающе, учаще люди духом Господеви работати, ибо сила Божия в немощи совершается. Мы же, видяще веру отец наших и явление благодати, нравы злыя в добрыя претворившия, достойно Тя, наставницу верных, ублажаем:

Радуйся, насаждение веры и благочестия;

радуйся, образе несокрушимаго скорбей терпения.

Радуйся, доблести и веры богатство неистощимое;

радуйся, духа уныния и боязни отгнание.

Радуйся, духа разума и крепости стяжание;

радуйся, святых печальников земли Российстей возрастившая.

Радуйся, в струях Донских чудно икону Твою явившая;

радуйся, реки слез народных ею изсушившая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 4

Буря превеликаго нашествия агарянскаго потрясе землю Русскую, но не возможе угасити пламень веры в покров Твой, Богомати Пречистая. Великий печальник наш преподобный Сергий, призвав на помощь Святую Троицу и Тя, Владычице, со упованием благослови великаго Димитрия с дружиною в поход противу агарян и прорече ему: Победиши враги твоя; темже научи всех пети всесильному Богу, в Троице славимому: Аллилуиа.

Икос 4

Видя икону Богоматере, на поле брани от Донских предел пришедшую, и, прияв от рук иноков послание Сергия преподобнаго с напутием: Да поможет ти Бог и Святая Богородица, возрадовася князь Димитрий, яко Сама Владычица грядет на супостаты, и, воспрянув духом, с надеждою поведе воины своя на тьмочисленная полчища и победу одержа. Икона же Твоя, Владычице, молниеносным блистанием зрака Твоего враги устрашающи, залог победы являше. Сего ради благодарственно и радостно поем Ти похвальная сия:

Радуйся, в явлении иконы Твоея лучами Солнца правды верных осиявшая;

радуйся, небесная Воеводо, Мати Господа сил.

Радуйся, воинов-иноков на подвиг ратный избравшая и укрепившая;

радуйся, отечество наше от ига агарянскаго свободившая.

Радуйся, воином мужества неодолимаго дарование;

радуйся, врага исконнаго грозное низвержение.

Радуйся, преславную победу православно Тя чтущим даровавшая;

радуйся, земли Русския от века покрове и помощнице.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 5

Богоявленною звездою возсия икона Твоя пресветлая, озаряющи утро брани и возвещающи благословение Божие ратоборцем, на брань жестокую с агаряны подвигшимся. Весь день той предстояще Сергий преподобный с братиею неотступно престолу Святыя Троицы. Вечеру уже бывшу, победу старец духом познав, о сем радостно провозгласи и благодарственное пение соверши всещедрому Богу, призывая и нас велегласно воспети Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видя очами веры течение битвы и молитвою ратоборцы укрепляя, поименно поминаше преподобный Сергий вожди и воины убиенныя. Мы же, имуще завет его память о таковых особо творити и видяще силу молитвы, победу оружию приносящия, из глубины сердца воззовем Божией Матери, всемощней покровительнице душу свою полагающих за други своя:

Радуйся, воинов непреоборимая споборнице;

радуйся, меч гнева Божия смелым вручающая.

Радуйся, из терния злостраданий венец победы соплетающая;

радуйся, во бранех силу духа даже до подвига возвышающая.

Радуйся, болящих и ранами уязвленных не оставляющая;

радуйся, убиенных на поле брани к вечному покою управляющая.

Радуйся, родителей и вдовиц скорбящих благодатное утешение;

радуйся, Воеводо изрядная, имущая державу непобедимую.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 6

Провозвестник спасения Москвы от внезапнаго нашествия агарянскаго явися образ Твой, Заступнице скорая. Неприятелем во град внити уже готовым, с верою и слезным молением обнесоша его людие по стенам и стогнам града и поставиша посреде воев в походной церковице Сергия преподобнаго и, в молитве прилежаще, усердно взываху всемилостивому Спасу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу солнцу, узреша стрегущии воини, яко опусте стан агарян: нощию страх внезапу нападе на ня от некия велия силы и, смутившеся, бежаша неудержимо даже за пределы Российския и вси изгибоша. О, предивная Заступнице наша! Твоими молитвами скорое избавление сие бысть. Да исполнится же древний храм сей, возвысивыйся на месте, идеже стояше чудотворный образ Донский, гласа хвалы сея:

Радуйся, града Москвы страже неусыпающий;

радуйся, миротворца князя Даниила начало величию Москвы положити сподобившая.

Радуйся, молитвами святителей и Сергия преподобнаго град наш ограждающая;

радуйся, в день скорби плач верных в радость претворяющая.

Радуйся, коварнаго врага внезапным бегством истребившая;

радуйся, упование на помощь Твою не посрамившая.

Радуйся, свеще неугасимая, веры огнь воспламеняющая;

радуйся, Благодатная, яко Тобою с нами Бог.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 7

Восхотевши оградити Русь православную, державная Покровительнице наша, многажды козни агарян и прочих иноплеменник разоряше, пределы страны нашея хранящи, и победы обильныя даже без крове подаваше. Егда же Великую и Малую Россию воссоединитися благословила еси, тем силу отечества в единении народа нашего, в союзе любве утвердила еси. Благоволи, о Мати Божия, в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирнаго заступления пред Владыкою всех, Егоже воинства небесная славят, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго стража неусыпнаго града Москвы достойно почтити хотяще, соборный храм людие благочестивии в Донстей обители соорудиша и на стенах храма воздвигоша изображение иконы Твоея, Богомати, в божественное ограждение страны нашея, яко да отъинуде находящии врази отражени будут неотступными молитвами Твоими. Тебе же, яко сущей с нами, со упованием глаголем:

Радуйся, Бога живаго храме одушевленный;

радуйся, Боголюбивая, страну Российскую достоянием Своим избравшая.

Радуйся, нощных бдений и пений молебных скорое слышание;

радуйся, икону Твою, яко знамя побед неотъемлемое, даровавшая.

Радуйся, прекращением браней мир и радость приносящая;

радуйся, доброе пристанище душам, ищущим спасения.

Радуйся, Мати мира, смятений волны укрощающая;

радуйся, града Москвы и страны нашея всемощная предстательнице.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 8

Разсеяшася тучи напастей молитвами Твоими, Заступнице всеблагая. Теплая заря покаяния, восходящи, предваряет токи благодати, призывающи к подвигу: веровати право и жити свято. Простри же покров Твой, о, Благодатная Мати, на всех грядущих тернистым, но вожделенным путем Христовых заповедей, да вси познают, яко с нами Бог, Емуже поем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир зле страждет грех ради человеческих, во зло его повергающих. В Тебе, Мати рода христианскаго, начало общаго избавления, исполнение всякия добродетели. Яви же нам, богомудрая Дево, в Евангелии Сына Твоего свет божественный, да отвергше горечь греха, сладость благочестия обрящем, взывающе Ти сицевая:

Радуйся, благодати живоносный источниче;

радуйся, Еюже мира всего дивное преображение.

Радуйся, Всеблаженная, ходящая в законе Господни непорочно;

радуйся, слезами покаяния орошающая нас благодатно.

Радуйся, молитве сердечней научающая;

радуйся, подвигу поста вспомоществующая.

Радуйся, греховныя помыслы властно отгоняющая;

радуйся, братолюбием темную злобу побеждати повелевающая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 9

Всех немощных крепосте, печальных утешение, страждущих посещение, верных дерзновение Ты еси, Пречистая Владычице Богородице, всех притекающих под сень креста Господня ко спасению приводиши, да последуют Искупителю Богу, поюще песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не могут исчести, человеколюбивая Мати, бездну щедрот Твоих, на злостраждущия и безпомощныя изливаемых. И мы, сладость утешения в нуждах познавше, благословляем Тя с верою и чествуем с любовию, моления возносяще пред образом Твоим сицевая:

Радуйся, безмолвие дивное в скорбех земных показавшая;

радуйся, скорбящих и плачущих отрадо и утешение.

Радуйся, болящих милосердая целительнице;

радуйся, долгонедужных сладости райския тайное приобщение.

Радуйся, страждущих любовию ближних окружающая;

радуйся, вдов и сирот незримая питательнице.

Радуйся, яко паче жемчуга слезами радости икона Твоя украшается;

радуйся, отечеству нашему победы обильныя дарующая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Сын Божий из Тебе, Дево, плотию облечеся, и благодатию Его падшее естество человеческое, грехом оскверненное, очищение и спасение приемлет. Дивное Божие смотрение о нас Тобою, Дево, содействием Святаго Духа исполняется, яко Ты еси воистину погибших взыскание и нераскаянных грешников к покаянию теплому увещание, и Тобою от отчаяния греховнаго избавляеми, дерзаем с веселием пети Искупителю Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси несокрушимая Церкве Христовы, Всенепорочная Дево, верныя бо во искушениих укрепляеши и миром и любовию ограждаеши. Сего ради и воздыхания молитвенная не умолкают зовущих Ти:

Радуйся, от купели крещения благая восприемнице;

радуйся, супругов благословенною любовию венчание.

Радуйся, матерем многотрудным изрядная помощнице;

радуйся, чад непокоривых твердая наставнице.

Радуйся, в сиротстве дивное утешение;

радуйся, враждующих нечаемое примирение.

Радуйся, беззаконнующих светом правды обличающая;

радуйся, грехи наша в мори милосердия растворяющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти, вместившй ипостасное Слово Божие. Агнец Божий сый, вземляй грех мира, Той закалается, еже датися во вкушение верным. Сподоби же нас, Мати Божия, достойно причащатися пречистых тела и крове Его, да спасение улучивше, воспоем Жизнодавцу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Дщи Отца Небеснаго, Мати Сына Божия, Невесто Духа Святаго, неисчерпаемое море даров божественных Ты еси, Всесвятая Дево. Умоли человеколюбца Господа открыти нам источник всеоживляющия благодати, да очищенным сердцем потщимся возрастити плоды Духа, в радости и веселии зовуще Ти:

Радуйся, плодов Духа Святаго всецелое стяжание;

радуйся, радостию духовною насыщение пречудное.

Радуйся, мира непоколебимаго дарование благонадежное;

радуйся, благости любвеобильныя исполнение.

Радуйся, милосердия о Христе насаждение неувядаемое;

радуйся, веры живыя утверждение несокрушимое.

Радуйся, кротости незлобивыя наставнице несравненная;

радуйся, средостение вражды разрушившая.

Радуйся. Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 12

Благодатную помощь многажды являла еси, Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донский, егда смерть вскоре предстояще людем. Сего ради на обратней стране иконы сея древния изображено есть и всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближняго, не убоится смерти, но, взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога живаго, с надеждою предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, в молитвах неусыпающую Богородицу, Святей Троице предстоящую, вопием Ти: пробуди нас светом живоноснаго Успения Твоего от смертоноснаго сна нерадения о спасении души и испроси нам с Господом примирения. Егда же приспеет жатва смертная житию нашему, огради нас всесильным предстательством Твоим от духов злобы, да, Тобою водими, достигнем Царствия Небеснаго, идеже незаходимое Солнце правды невечерний свет славы божественныя изливает. О, Всесвятая Дево, от херувим воспеваемая, приими от нас, недостойных похвалы сия:

Радуйся, обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая;

радуйся, Мати всепетая, одесную Бога предстоящая.

Радуйся, горняго мира боголепная красото;

радуйся, кладезю богомыслия неисчерпаемый.

Радуйся, любве божественныя светильниче неугасаемый;

радуйся, греховных уз скорая решительнице.

Радуйся, воздушных мытарств прехождение безбедное;

радуйся, благая вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Радуйся. Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 13

О, всемилостивая Владычице Богородице, Российския страны дивная заступнице, обидимых прибежище, грешных спасение! Отечество наше от враг защити, вселенную всю миром благослови, веру православную укрепи, скорби и крест со упованием понести помози, в любви и согласии всех нас соблюди и в радость Господа внити сподоби поющих ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангела благовестие…» и 1-й кондак «Взбранней Воеводе…».

Молитва

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

azbyka.ru

1 сентября - день Донской иконы Божией Матери, главный праздник российского казачества (+ВИДЕО) - Церковь Успения Богородицы

 1 сентября – праздник иконы Божией Матери «Донская». Теперь этот день стал официальным православным праздником казачества. Такое решение принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2010 году. «Я объявляю День Донской иконы Божьей Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества», — сказал Патриарх после Литургии и молебна перед чудотворной Донской иконой Божией Матери в Московском Донском монастыре в этот день. В ответ прозвучало дружное казаческое «Любо!»

Казаки – особые воины, считает Святейший Патриарх. «Ни одно воинское подразделение в своем уставе не связывало принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество.» С этой особенностью Патриарх связывает не только непростую судьбу казачества, но и особую силу духа, помогающую выстоять казачеству в тяжелые времена смуты ХХ века. 

Икона Божией Матери Донская, по преданию, была поднесена казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Куликовская битва произошла 8 сентября (по новому стилю – 21 сентября) 1380 г. Тогда русские войска под командованием московского князя Дмитрия Донского встретились на Куликовом поле с войском татарского хана Мамая. Впервые со времени начала татаро-монгольского ига в середине XIII в. русские войска одержали крупную победу над татарским войском. Благословил русское войско один из самых почитаемых на Руси святых – Сергий Радонежский.

.Во вкладной книге Донского монастыря (книга, где записываются все вклады и пожертвования монастырю) написано: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща»

Когда точно был написан образ Донской Божьей Матери не знает никто: исследователи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что икона была написана исконописцем Феофаном Греком одновременно с росписью Коломенского Успенского собора в 1392 году. Другие полагают, что образ немного моложе и был создан в конце 1390-х годов для Благовещенского собора Московского Кремле. Мало того, есть версия, что мы имеем дело со списком с утерянной иконы из коломенского Успенского собора. По третьей версии Донская икона вполне могла быть заказана в 1395 году митрополитом Киприаном сразу после отхода войск Тамерлана от Москвы.

Казачий дар

Есть, впрочем, и официальная, летописная версия. Согласно «Гребенской летописи», икона была преподнесена Великому князю Дмитрию донскими казаками. «Там, в верховьях Дона, – говорится в летописи, – народ христианский воинского чина, зовоми казаци, в радости сретающе его (Димитрия) со святыми иконами и с кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостатов и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Этот самый «народ христианский воинского чина» и преподнес святой образ князю Дмитрию, буквально чуть позже получившему имя Донской, практически перед самой битвой с ханом Мамаем на Куликовом поле.

В честь победы в этом сражении на поле между Непрядвой и Доном, в битве, положившей начало Российской государственности, икона была названа Донской. Празднуя победу и благодаря Богоматерь-Заступницу, великий князь торжественно принес образ с собой в Москву. С этого времени Донская икона Божьей Матери почитается православными России, как чудодейственная защитница Отечества. В течение шести веков молились перед ней наши предки в периоды вражеских нашествий и в моменты наибольших испытаний.

Икона Грозного Ивана

Во время Ливонской войны Донская икона покинула столицу, чтобы сопровождать православное воинство. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чудотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне». Перед походом на Казань он тоже молился перед этим образом, а потом, после победы, велел перенести его в Кремль, в Благовещенский собор.

При перенесении Донской иконы в Москву Иван Грозный повелел сделать с нее два списка, которые он затем отправил в Коломенские монастыри.

Немного позже для Успенского собора был сделан тот список, который сохранился до настоящего времени. От всех остальных он отличался белым фоном, в конце 16-го века икона была оправлена окладом при епископе Давиде Коломенском.

В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича чудотворному образу вновь пришлось покинуть Москву: когда в 1591 году крымский хан Казы-Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, царь, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы, вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь.

После изгнания войск Казы-Гирея, с иконы, находившейся на поле боя, был сделан еще один список. Он занял свое место в Донском монастыре, отстроенном на месте походной церкви. В 1668 году дополнительно для Малого собора Донской обители список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

Походы, походы, походы…

После обновления монастыря, в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (1 сентября по новому стилю) совершается ежегодный крестный ход.

В XVII веке Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 году, во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед святым образом и нападение «агарян» было отбито. Потом икона сопровождала в Крымском походе Василия Голицына. Правда, ему она победы не принесла. Хотя с другой стороны, сам князь вернулся живым и невредимым, так что может и оберегла его Заступница?

В царствование же Петра I именно участию Донского образа Богородицы приписывали успех при взятии Азова. Может быть к самой войсковой операции икона отношения и не имела, но одно своего рода чудо с ней связано: Петр Алексеевич, столь прохладно относившийся к православным традициям, что старообрядцы даже называли его антихристом, молился перед образом, прося Богоматерь о заступничестве.

Трудная судьба царской святыни

Примерно в это время икона была оправлена в новый оклад с драгоценными камнями. Один список камней и украшений занимал несколько листов. Были среди них «венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги». На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. К образу были приложены 2 жемчужных очелья, 2 золотые цаты – вязаная и сканая – и 2 «ожерелья». К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи. Пожалуй, по числу мощевиков и украшений это была одна из самых пышных икон в Москве. Правда, до наших дней все это великолепие не дошло, – в 1812 году икону «раздел» безымянный наполеоновский солдат. Но сама икона уцелела. Правда, на этом злоключения чудотворного образа не закончились: после Октябрьской революции она лишилась и серебряной ризы, сохранились лишь отдельные детали украшений.

Нам есть о чем молиться!

Сегодня икона Донской Божьей Матери находится в государственной Третьяковской галерее. Ежегодно 1 сентября в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для праздничного богослужения.

В прошлом году, обращаясь ко всем участникам праздника российского казачества, Святейший  Патриарх Московский и всея Руси  Кирилл сказал: «И сегодня нам есть о чем молиться перед  Донской иконой Божией Матери – о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа. И чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать свои общие духовные интересы».

Антон Алексеев

Российское Казачество

klin-demianovo.ru

Донская икона Пресвятой Богородицы

1 сентября (19 августа ст. ст.) Церковь почитает Донскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Донской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

Содержание:

Донская икона Пресвятой Богородицы. История

По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.

Донской монастырь в Москве

Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

Донской монастырь в 1883 году

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.

Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве

Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.

Большой Донской собор

В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.

Иконы Донской Богородицы

Богоматерь Донская, 1390-е годы. Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского КремляДонская икона Богоматери, первая половина XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваБогоматерь Донская (так называемая «голубая»), конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!

ruvera.ru

Православные отмечают праздник Донской иконы Божией Матери

МОСКВА, 1 сен – РИА Новости. Торжества по случаю праздника Донской иконы Божией Матери состоятся в Донском ставропигиальном мужском монастыре Москвы, который в этом году отмечает 420 лет со дня своего основания, сообщает официальный сайт Русской православной церкви.

По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла день Донской иконы с прошлого года объявлен также главным праздником православного казачества.

В полночь, 1 сентября в Большом соборе Донского монастыря совершается первая Божественная литургия. До 5.00 утра перед Донской иконой Божией Матери, доставленной в канун праздника из государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь для поклонения верующих, будут совершаться особые молебны.

В четверг Божественную литургию в Большом соборе обители в 8.00 совершат митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

В 15.30 в Большом соборе у мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, будет совершен традиционный молебен на начало учебного года.

В день престольного праздника на территории монастыря будет представлена коллекция картин “Святая Русь в художественных образах”, выставка фотографий, приуроченная к празднику в честь Донской иконы Божией Матери и ко Дню города Москвы, состоятся выступления Кубанского казачьего хора и греческого ансамбля православной классической гимназии в Ховрино (Москва).

Ожидается также совместное заявление председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла и руководителя департамента межрегионального сотрудничества и национальной политики Юрия Артюха об учреждении нового праздника казаков и проведении Международного фестиваля “Казачья станица Москва”.

Икона Богородицы, написанная в XIV столетии Феофаном Греком, получила наименование “Донской” в память победы русского воинства на берегах Дона. Эта икона находилась среди русских дружинников на Куликовом поле. По преданию, Богородица помогала им в сражении, которое состоялось в 1380 году в день празднования Ее Рождества – 21 сентября (по новому стилю).

После победы воины, потомки которых стали именоваться донскими казаками, подарили чудотворный образ Дмитрию Донскому. Князь перенес икону в Москву, где она находилась сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в русские пределы и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Богородицы. В день битвы святыня находилась в походной церкви среди воинских рядов и, как гласит предание, обратила врагов в бегство.

В благодарность Богородице за милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где стояла походная церковь с иконой, был основан Донской монастырь. В него перенесли чудотворную икону. Тогда же в ее честь был установлен праздник.

С 1919 года Донская икона хранится в Третьяковской галерее. И только раз в год, как правило, в канун 1 сентября, образ на один день доставляется в Донскую обитель, чтобы верующие могли помолиться перед святыней.

Источник: РИА Новости

donskoi.org

Праздник Донской иконы Божией Матери по православному календарю

2014-09-01T11:12Z

2014-09-01T11:13Z

https://ria.ru/20140901/1021959452.html

https://cdn23.img.ria.ru/images/95980/62/959806227_0:183:2968:1864_1036x0_80_0_0_430bfabd576a5e06113e437d12fa2d18.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

11:12 01.09.2014 (обновлено: 11:13 01.09.2014)

1153

1 сентября (19 августа по ст.ст.) - праздник Донской иконы Божией Матери по православному календарю.

1 сентября (19 августа по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует день Донской иконы Божией Матери.

Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательного события русской истории — Куликовской битвы 1380 года.

Икона Богородицы была написана в XIV столетии знаменитым иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в казачьем городке Сиротин на Дону. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, под знамена князя Дмитрия (Донского) пришли и донские казаки, они принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви Сиротина.

Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели хана Мамая. После сражения донские казаки преподнесли икону великому князю Дмитрию. Икона, принесенная в дар великому князю в память о помощи Царицы Небесной в этой битве, была названа Донскою.

Дмитрий Донской принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе. Когда же построили Благовещенский собор Московского Кремля, Донская икона Божией Матери была перенесена в него.

Другой случай заступничества Богоматери произошел в царствование Федора Иоанновича. Когда в 1591 году крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. С этого времени икона стала почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.

После обновления монастыря в период правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, обитель стала местом царского богомолья, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершался ежегодный крестный ход из Кремля.

Известны две древние иконы Донские, которые датируются концом XIV века: одна — большая, работы Феофана Грека, с изображением

Успения на обороте; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву преподобным Сергием Радонежским.

В 1668 году иконописцем Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы в настоящее время находятся в Государственной Третьяковской галерее. В иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы.

Раз в год, в канун 1 сентября, на несколько дней святыня доставляется в Донскую обитель, чтобы верующие могли помолиться перед ней.

По установившейся традиции в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.

В 2010 году по благословению патриарха Кирилла день Донской иконы объявлен главным праздником православного казачества.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

1 сентября — день Донской иконы Божией Матери, главный праздник российского казачества

        1 сентября - праздник иконы Божией Матери «Донская». Этот день в 2010 году стал еще и официальным праздником казачества. Такое решение тогда принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Я объявляю День Донской иконы Божьей Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества», - сказал Патриарх после Литургии и молебна перед чудотворной Донской иконой Божией Матери в Московском Донском монастыре в тот день. В ответ прозвучало дружное казачье «Любо!».          Икона Божией Матери Донская, по преданию, была поднесена казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой, произошедшей 8 сентября (по новому стилю – 21 сентября) 1380 г. Тогда русские войска под командованием московского князя Дмитрия Донского встретились на Куликовом поле с войском татарского хана Мамая. Впервые со времени начала татаро-монгольского ига в середине XIII в. русские войска одержали крупную победу над татарским войском. Благословил русское войско один из самых почитаемых на Руси святых – преподобный Сергий Радонежский.          Во вкладной книге Донского монастыря (книга, где записываются все вклады и пожертвования монастырю) написано: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща».  В настоящее время Донская икона находится, к сожалению, не в храме, а в Третьяковской галерее. Но ежегодно в день ее празднования святой образ доставляют в Донской монастырь для участия в праздничном богослужении.          Казаки – особые воины, считает Святейший Патриарх. «Ни одно воинское подразделение в своем уставе не связывало принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество». С этой особенностью Патриарх связывает не только непростую судьбу казачества, но и особую силу духа, помогающую выстоять казачеству в тяжелые времена смуты ХХ века. скачать dle 10.5фильмы бесплатно

xn--b1apagkb0d.xn--p1ai


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.