Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник на 40 день после пасхи


Вознесение Господнее отмечается на 40-й день после Пасхи, 6 июня 2019 года, история и традиции праздника

Вознесение Господне относится к переходящим праздникам, это значит, что каждый год православный народ отмечает в разные дни. На 40-й день после Пасхи наступает не менее важный церковный праздник Вознесение, в 2019 году он приходится на 6 июня. Католики также отмечают данный праздник, и рассчитывают аналогично, будут отмечать 30 мая 2019 года.

Значение Вознесения Господнего, история праздника

О своем вознесении к Господу, Иисус рассказывал задолго до его смерти в своих предсказаниях. На протяжении 40 дней Иисус после своего воскрешения присутствовал на земле, он помогал апостолам, читал проповеди и наставлял на путь истинный, обучал проповедям.

На 40-й день Иисус Христос взял на себя человеческие грехи, перешел через порог смерти и дал возможность всем смертным воскрешать и возвращаться в истинному Богу Отцу. В этот день он собрал всех апостолов, вывел их на гору Елеон, сказал свое напутственное слово своим ученикам и в сопровождении двух ангелов скрылся в небе. Иисус сказал, что придет время, и земляне снова увидят явление Христа, Он будет находиться рядом незримо, его можно будет ощутить только истинной верой и надеждой.

С тех пор пошли традиция поминать покойников на 40-й день, считается что именно в этот день душа присоединяется к Богу и навсегда покидает землю. В церкви проходят праздничные богослужения, священники рассказывают прихожанам о том, что написано в Библии, как Иисус взошел к Богу Отцу.

Традиции праздника Вознесение Господнее

Католические храмы проводят всенощные службы, настоятели облачаются в белую одежду, как символ чистоты Божественного Света. В некоторых храмах можно увидеть фигуру Иисуса на вершине здания, что символизирует его вознесение до небес. В городах и поселках проходят ярмарки, гуляния и фестивали на протяжении трех дней.

По христианским традициям в этот день рекомендуется заниматься благотворительностью, помогать бедным, и бездомным, давать милостыню. Чтобы показать свою благосклонность, на подоконниках своих домов, с наружной стороны, верующие клали монеты и еду для нищих и обездоленных. На пороге можно было увидеть миски с супом, водой или молоком. Самым распространенным угощением считались: запечённый картофель, вареные яйца, хлеб. Зажиточные крестьяне клали в тарелки мясные изделия, колбасу, сало.

Приметы и народные поверья на Вознесение

Считается, что помогать бедным – это великое дело и долг каждого православного христианина. Особенно важно считалось давать милостыню на протяжении 40 дней от пасхи до Вознесения. Это принесет не только хороший урожай в текущем году, но и поможет приобрести крепкое здоровье и достаток всем членам семьи.

Считалось, что если во время приготовления праздничных пирогов или лепешек, останется небольшой кусочек теста, то в скором времени ожидать прибавления в семействе.

Среди молодых незамужних девушек распространено гадание в день Вознесения. Они заплетали в косу тоненькие прутики березы. Считалось, что если коса держится целый день, не расплетается, скорая свадьба. Если косы расплетается, то не суждено в текущем году приобрести своего суженного.

В день Вознесения Христова считается хорошо, когда собирается вся семья, чтобы почтить память умерших. Из угощений чаще всего на стол подавались блины и яичница.

После Вознесение считается открытие купального сезона, лето полностью вступило в свои права. Однако дождь в этот день сулит неурожайный год.

wordyou.ru

40 день после Пасхи

Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам. Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих. Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Истоки и особенности праздника Вознесения

Двунадесятые праздники, к которым принадлежит и Вознесение, занимают непосредственно за Пасхой высшие ступени иерархической лестницы церковного календаря. Посвящённый одному из ключевых событий евангельской истории, праздник Вознесения связан с Пасхой не только догматически: он и отсчитывается от Пасхи, перемещаясь вместе с ней в пространстве мирского календаря. Отмечается Вознесение не в определённую дату, а на 40-й день после Пасхи, и всегда бывает в четверг шестой недели после Светлого Воскресенья.

Святое Евангелие объясняет, почему день Вознесения привязан к главному христианскому празднику. После своего Воскресения Иисус ещё 39 дней являлся апостолам, укрепляя их веру, разъясняя сущность христианского учения, чтобы они могли проповедовать Слово Божие всем народам. На сороковой день, собрав учеников на Масличной горе близ Иерусалима, Господь дал им благословение своё и во плоти вознёсся на небеса.

Первоначально это событие отмечалось не как самостоятельный праздник. Оно было единым с празднованием Пятидесятницы, благодатного схождения Святого Духа на апостолов, почему и чествовалось через 50 дней после пасхального Воскресенья.

Только в IV веке Церковь постановила посвятить Вознесению отдельный день и отмечать его спустя 40 дней после празднования Пасхи. С тех пор эта традиция не изменяется и остаётся для верующих одной из наиболее почитаемых.

Богослужения, которые проводятся в церквях в этот день

Празднование Вознесения Господня длится 10 дней:

  • 1 день предпразднования, совпадающий с Отданием Пасхи в среду шестой недели по Пасхе;
  • 8 дней попразднества;
  • отдание праздника, то есть его окончание, приходящееся на пятницу седьмой недели по Пасхе.

Службы проводят священнослужители, облачённые в белоснежные одеяния, символизирующие божественный свет, озаривший Христа в момент Чуда Вознесения. В храмах совершают торжественную литургию, сопровождающуюся звоном колоколов, читают строки из Евангелия, посвящённые празднику.

Через 8 дней наступает отдание праздника. Оно отмечается богослужением. Проводится чтение тех же молитв, что и в первый день. Верующим в этот день следует обязательно посетить храм и принять участие в праздничной службе. Считается, что любая искренняя молитва, обращённая к Богу в праздник Вознесения, будет обязательно услышана и не оставлена.

Народные обычаи, связанные с Вознесением

В народе принято отмечать этот день — один из важнейших двунадесятых праздников.

Традиции Их выполнение
Ко дню праздника Вознесения Господня обычно готовят особые блюда. Хозяйки пекут пироги и «лесенки» — хлебцы продолговатой формы с семью перекладинками из полосок теста, выложенных сверху и символизирующих семь небес Апокалипсиса. Эту выпечку приносят в храм на освящение, а после службы угощают ею соседей и близких.
День следует проводить в семейном кругу, поминая усопших. Очень важно в этот праздник, исполнившись смирением, простить друг другу обиды.

Вознесение, наступающее на сороковой день после Воскресения Христова, совпадает обычно с концом весны и началом лета, сменой важных земледельческих сезонов. В прежние времена в народном календаре праздник наполнялся и аграрным смыслом. Значение слова «вознесение» зачастую воспринималось буквально как » восхождение«, «рост», «подъём». Такое толкование объясняет, почему многие народные приметы о погоде в этот день связаны с будущим урожаем. Считалось также, что все 40 дней после пасхального празднования природа оживала повсюду, где проходил Христос.

Для всех верующих смысл Вознесения, одного из главных двунадесятых праздников, наполнен радостью, ликованием и чувством приближения к Богу.

propaskhu.ru

40 день после пасхи

Для наших читателей: 40 день после пасхи с подробным описанием из различных источников.

Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам. Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих. Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Истоки и особенности праздника Вознесения

Двунадесятые праздники, к которым принадлежит и Вознесение, занимают непосредственно за Пасхой высшие ступени иерархической лестницы церковного календаря. Посвящённый одному из ключевых событий евангельской истории, праздник Вознесения связан с Пасхой не только догматически: он и отсчитывается от Пасхи, перемещаясь вместе с ней в пространстве мирского календаря. Отмечается Вознесение не в определённую дату, а на 40-й день после Пасхи, и всегда бывает в четверг шестой недели после Светлого Воскресенья.

Святое Евангелие объясняет, почему день Вознесения привязан к главному христианскому празднику. После своего Воскресения Иисус ещё 39 дней являлся апостолам, укрепляя их веру, разъясняя сущность христианского учения, чтобы они могли проповедовать Слово Божие всем народам. На сороковой день, собрав учеников на Масличной горе близ Иерусалима, Господь дал им благословение своё и во плоти вознёсся на небеса.

Первоначально это событие отмечалось не как самостоятельный праздник. Оно было единым с празднованием Пятидесятницы, благодатного схождения Святого Духа на апостолов, почему и чествовалось через 50 дней после пасхального Воскресенья.

Только в IV веке Церковь постановила посвятить Вознесению отдельный день и отмечать его спустя 40 дней после празднования Пасхи. С тех пор эта традиция не изменяется и остаётся для верующих одной из наиболее почитаемых.

Богослужения, которые проводятся в церквях в этот день

Празднование Вознесения Господня длится 10 дней:

  • 1 день предпразднования, совпадающий с Отданием Пасхи в среду шестой недели по Пасхе;
  • 8 дней попразднества;
  • отдание праздника, то есть его окончание, приходящееся на пятницу седьмой недели по Пасхе.

Службы проводят священнослужители, облачённые в белоснежные одеяния, символизирующие божественный свет, озаривший Христа в момент Чуда Вознесения. В храмах совершают торжественную литургию, сопровождающуюся звоном колоколов, читают строки из Евангелия, посвящённые празднику.

Через 8 дней наступает отдание праздника. Оно отмечается богослужением. Проводится чтение тех же молитв, что и в первый день. Верующим в этот день следует обязательно посетить храм и принять участие в праздничной службе. Считается, что любая искренняя молитва, обращённая к Богу в праздник Вознесения, будет обязательно услышана и не оставлена.

Народные обычаи, связанные с Вознесением

В народе принято отмечать этот день — один из важнейших двунадесятых праздников.

Традиции Их выполнение
Ко дню праздника Вознесения Господня обычно готовят особые блюда. Хозяйки пекут пироги и «лесенки» — хлебцы продолговатой формы с семью перекладинками из полосок теста, выложенных сверху и символизирующих семь небес Апокалипсиса. Эту выпечку приносят в храм на освящение, а после службы угощают ею соседей и близких.
День следует проводить в семейном кругу, поминая усопших. Очень важно в этот праздник, исполнившись смирением, простить друг другу обиды.

Вознесение, наступающее на сороковой день после Воскресения Христова, совпадает обычно с концом весны и началом лета, сменой важных земледельческих сезонов. В прежние времена в народном календаре праздник наполнялся и аграрным смыслом. Значение слова «вознесение» зачастую воспринималось буквально как » восхождение«, «рост», «подъём». Такое толкование объясняет, почему многие народные приметы о погоде в этот день связаны с будущим урожаем. Считалось также, что все 40 дней после пасхального празднования природа оживала повсюду, где проходил Христос.

Для всех верующих смысл Вознесения, одного из главных двунадесятых праздников, наполнен радостью, ликованием и чувством приближения к Богу.

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

Созданная евангелистами земная биография Иисуса Христа заканчивается описанием сцены вознесения его на небо.

В честь вознесения Иисуса православная церковь установила один из своих крупнейших двунадесятых праздников. Отмечается он на сороковой день после пасхи (в четверг шестой недели) и поэтому твердой даты не имеет. Приходится он главным образом на май (от 1 мая до 4 июня по старому стилю).

Если в обоснование всех праздников, посвященных Иисусу Христу, православная церковь ссылается на соответствующие (хотя и противоречивые) указания канонических евангелий, то с обоснованием праздника вознесения дело обстоит гораздо сложнее. В евангелиях от Матфея и от Иоанна вообще ничего не говорится о вознесении. В Евангелии же от Марка об этом «событии» рассказывается очень туманно и неопределенно: «Наконец явился (Иисус) самим одиннадцати (ученикам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим его воскресшего не поверили… И так господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную бога» (гл. 16, ст. 14, 19). а этом рассказе не указано ни время, ни место вознесения, но, исходя из его смысла, можно полагать, что «произошло» оно в день воскресения, т. е. в первый день пасхи, из какой-то комнаты или помещения (ведь апостолы возлежали на вечери) в Иерусалиме. В Евангелии же от Луки о вознесении Христа сказано так: «И вывел (Христос) их (учеников) вон из города (Иерусалима) до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (гл. 24, стр. 50—52).

Так два автора канонических евангелий указывают, что вознесение Иисуса Христа произошло в день воскресения, т. е. на первый день пасхи, а не на сороковой после нее, как утверждают православные богословы. Поэтому церковная литература обходит стороной эти евангельские мифы и обосновывает происхождение праздника вознесения другими источниками.

Дело в том, что в Деяниях апостолов, написание которых приписывается тому же автору, что и Евангелие от Луки, в первой главе рассказывается, как Христос в продолжение сорока дней после своего воскресения являлся апостолам, беседовал с ними о царстве божием и повелел им оставаться в Иерусалиме до сошествия на них святого духа. На сороковой день «он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их… Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима» (гл. 1, ст. 11 —12). Несмотря на то что этот рассказ противоречит каноническим евангелиям, все же именно он взят христианской Церковью в обоснование праздника вознесения. Христианский миф о вознесении Христа, как и большинство новозаветных «историй», является продуктом заимствования из дохристианских религий.

Мифы о вознесении богов и героев на небо были широко распространены в эпоху возникновения христианства среди многих народов. У финикийцев, например, был распространен миф о вознесении на небо бога

Адониса, у греков — о вознесении героя Геракла и т. д. Мотив вознесения, тесно связанный с мотивом воскресения, был также во всех мифах древнего культа восточных умирающих и воскресающих божеств. По этим мифам, боги-спасители жили некогда на земле, страдал; умирали, были погребены и затем оказывались среди богов на небе.

Легенды о чудесном вознесении на небо использовались в Римской империи для обожествления император ской власти. Первым римским императором, о котором была создана легенда вознесения его души на небо, был убитый Юлий Цезарь. Душа его преемника императора Августа якобы тоже вознеслась.

Мотив вознесения на небо был не чужд и Ветхому завету. По библейским мифам, некто Енох и пророк Илия были живыми взяты богом на небо, т, е. телесно вознеслись.

Наконец, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, существовало еврейское народное сказание о последних днях жизни пророка Моисея. Согласно этому сказанию, на сороковом году после синайского законодательства (записи на горе Синай заповедей бога) Моисей почувствовал приближение смерти. Тогда он собрал народ и простился с ним, завещая всем бояться бога и исполнять его законы. Затем в сопровождении близких отправился на гору, где его вдруг окружило облако, в котором он скрылся.

Таким образом, у авторов христианской литературы было более чем достаточно материалов для заимствования не только идеи вознесения, но и многих технических деталей этого способа переселения на небо.

Сопоставив рассказ автора Деяний апостолов и народное еврейское сказание, приведенное Иосифом Флавием, мы найдем в них очень много общих моментов: прощальная беседа, предчувствие (предсказание) скорого ухода из мира сего, шествие на гору в сопровождении приближенных, поднимание рук к небу и чудесное исчезновение в облаке. Сорок лет проповеди Моисея превратились в сорок дней поучений и бесед Иисуса с учениками. Все это, конечно, не случайные совпадения, а явные заимствования.

Создав земной образ, земную биографию Иисуса — этого мифического богочеловека, сына божьего, посланного на землю самим богом-отцом для искупления грехов рода человеческого, авторы евангелий и другой раннехристианской литературы не могли по, вполне понятной причине закончить ее сценой казни Христа и похорон его в пещере. Такой конец низводил бы Иисуса до положения обычного смертного и не вязался бы с божественным, сверхъестественным содержанием предыдущих мифов о нем. Сама внутренняя логика новозаветных мифов толкала их творцов на создание необычного конца легенды о земной жизни Иисуса. Миф о вознесении был неизбежен, и он появился.

Где же надо искать его корни?

Дело в том, что при постепенном переходе от кочевого скотоводства к земледелию, а в связи с этим и к оседлому образу жизни, как мы уже говорили, изменялись быт, образ мыслей и религиозные верования людей. Изменялись и религиозные обряды, в частности обряды, связанные с культом мертвых. Например, народы, жившие в гористых местностях, стали хоронить покойников или оставлять тела умерших на вершинах гор, на холмах. Поступая так, люди верили, что тело, лежащее на возвышенности, может быть скорее замечено покинувшей его душой, душа может вернуться к нему и умерший оживет.

Погребение умерших на возвышенностях постепенно привело к появлению поверья о том, что горы, находящиеся ближе к небесам, вообще являются местопребыванием душ умерших. Отсюда недалеко уже было до формирования представления, по которому человек после смерти может с помощью сверхъестественных сил вознестись на небо, в облака. «Поэтому не удивительно, что среди возносящихся на небо богов древности мы видим Митру горного Ирана, Адониса Ливанского хребта, Геракла гористой Эллады, Илию богатого горами Ханана и др. Не удивительно и то, что мифический Иисус Нового завета возносится с вершины горы же, окутанный облаком, — далекий отзвук первобытного горного погребения» (Н. В. Румянцев, Вознесение, троица, духов день, 1930, стр, II).

Таковы истоки христианского мифа о вознесении.

Праздник вознесения установлен в христианской церкви только в VI в.

Занесенный на Русь вместе с христианством, празд ник этот в быту верующих широкого распространения не получил. Не слившись с народными производственными и бытовыми праздниками, вознесение так и осталось чисто религиозным, церковным праздником.

Богослужения на вознесение преследовали цель внушить верующим мысль, что во всех своих невзгодах и печалях они должны уповать на Христа, который уже сходил на землю специально для помощи страждущим. Он вознесся на небо и там является ходатаем за людей перед богом-отцом и шлет им оттуда свою небесную поддержку.

* * *

Все сказанное нами о праздниках, посвященных Христу, и прежде всего приведенные многочисленные противоречивые данные евангелистов и раннехристианских авторов о земной жизни Христа, наконец, путаница с датами — все это является еще одним звеном в целой цепи доказательства мифичности этой основной фигуры христианской религии.

Единственно правильным выводом, вытекающим из анализа праздников, посвященных Христу, является следующий. Иисус Христос — личность мифическая, не существовавшая ни в виде сына божьего, ни в виде исторического лица, а праздники, установленные в честь него, созданы христианской церковью путем заимствования, переосмысливания и поглощения ряда дохристианских, языческих праздников, обрядов и обычаев.

Следующая глава >

Среди переходящих двунадесятых православных праздников особое место занимает Вознесение Господне. Им знаменуется момент, когда земное служение Спасителя уступает место Его незримому пребыванию в Небесной Церкви. С давних времён это важное событие отмечается ежегодно в четверг, через сорок дней после Пасхи.

Дни Иисуса после воскресения

Вознесение Господне описывается евангелистами Марком и Лукой, причём последний упоминает о нём не только в Евангелии, но и в книге «Деяния апостолов», автором которой он является. Согласно этим свидетельствам, Иисус Христос в течение четыредесятницы после своего чудесного воскресения из мёртвых многократно встречался со своими учениками, что служило укреплению их веры. Он представал в ином теле, отличном от обычного, присущего всем людям.

Из текста Нового Завета следует, что, поправ смерть и став причастником Жизни Вечной, Иисус Христос последние сорок дней пребывал во плоти, которую предстоит обрести каждому после всеобщего воскресения. Достаточно вспомнить, как Он, будучи осязаем, проходил сквозь затворённую дверь или становился невидим для окружающих. Это было тело, подобное тому, что даровал когда-то Господь праотцу нашему Адаму, и которого тот лишился, преступив Божественную заповедь. Оно не знало тленности, страданий и смерти.

Апостолы перед вкушением Благодати Божией

Основным помыслом Господа во дни пребывания Его среди учеников было подготовить их к сошествию Святого Духа, без которого невозможно было рождение Святой Церкви ― единственного пути в Царство Небесное. С Его сошествием апостолов ждало обильное излияние на них Благодати Божьей, дарующей душевные и телесные силы для пастырского служения и проповеди Христова учения среди многочисленных народов, утопавших в язычестве.

По истечении сорока дней Иисус Христос поднялся со своими учениками на Елеонскую гору в Вифании и, преподав им благословение, стал возноситься в небо. Его фигура с воздетыми руками медленно таяла в воздухе, пока не была сокрыта облаком. И далее Святое Писание повествует о том, что явились изумлённым апостолам некие мужи, облачённые в белоснежные одежды, и возвестили о скором втором пришествии Господнем. Те же, исполнившись радости и благоговения, поспешили в Иерусалим, где должны были, по слову Учителя, неотлучно находиться в ожидании обетованного им Святого Духа.

Прославление Иисуса Христа

Вознесение Господне по своему значению выходит далеко за рамки описанного выше события. В соответствии со множеством указаний Нового Завета, оно является прежде всего актом прославления воскресшего Спасителя и свидетельством Его превознесённого положения в Царстве Небесном. Совосседание Христа с Богом-Отцом трактуется как безусловное свидетельство Его победы. Кроме того, вознесение было неотъемлемым условием дальнейшего обожения всех уверовавших в истинность нового учения.

Праздник Вознесения Господня установился в первые годы христианства, но вплоть до IV века он отмечался в один день со святой Пятидесятницей. Об этом сохранилось большое количество свидетельств паломников, побывавших во Святой земле. Лишь с начала V века Вознесение Господне получило самостоятельный статус и прочно утвердилось в Западной Европе. Сохранилось точное описание того, как этот праздник отмечался в Византии, где весь богослужебный цикл совершался в течение десяти дней.

На Руси это событие отмечается с тех времён, когда воссиял над ней свет православия. Именно в честь его нетварных лучей была установлена традиция: духовенству служить в этот день в белых облачениях. Со временем был установлен порядок чинопоследования. Среда накануне главного торжества является предпразднеством, а последующие восемь дней ― попразднеством.

Память, увековеченная в храмовом зодчестве

В память этого новозаветного события по всей России с незапамятных времён строились и освящались многочисленные храмы. Есть и те, что вошли в число столичных. Среди них ― храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Он является ровесником первого царя из династии Романовых ― Михаила Фёдоровича. Столь необычным названием храм обязан располагавшемуся здесь когда-то казённому гороховому полю.

Говорят, что его пересекали две тропинки, превратившиеся однажды в улицы. Одна из них была названа Вознесенской (ныне улица Радио), а другая – Гороховой (Казакова). Вот на месте пересечения этих тропинок-улиц и была построена в 1733 году владельцем этих земель, графом Г. И. Головкиным, деревянная домовая церковь. Разрешение на её строительство было получено лично у императрицы Анны Иоанновны.

Пожары и новые строительства

Однако простояла она недолго, и через четыре года сгорела. На её пепелище был вскоре возведён каменный храм, ставший со временем домовой церковью известного вельможи при дворе следующей российской правительницы Елизаветы Петровны ― графа А. Г. Разумовского. Но и в этот раз пожар уничтожил постройку. Пришлось всё начинать сначала, но благодаря финансам графа и распоряжениям Святейшего Синода храм Вознесения Господня на Гороховом поле был восстановлен в кратчайший срок.

Собор среди дворцов

К концу XVIII века вся окружающая храм территория изменилась до неузнаваемости. Она была полностью застроена роскошными усадьбами российских аристократов. Современники свидетельствуют, что нигде в Москве не было такого скопления дворцов, как на этом участке. Домовая церковь графа получила статус приходской и открыла свои двери для всех желающих.

С этого времени и вплоть до революции собор Вознесения Господня неоднократно перестраивался и служил местом, где много поколений москвичей молились о спасении своих душ и даровании им Царства Божия. После прихода к власти большевиков он разделил судьбу многих российских храмов и церквей. Приход упразднили, а само здание использовалось для хозяйственных нужд. Только в 1992 году храм вновь стал собственностью Церкви. Чтобы придать ему первоначальный вид, потребовались серьёзные реставрационные работы.

«Малое Вознесение»

Другим местом, где в столице увековечена память события, произошедшего на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа, является храм Вознесения Господня на Никитской, точнее Большой Никитской. Она действительно большая, так как тянется от Кремля и до Садового кольца. Этот храм ещё называют «Малое Вознесение». Деревянная церковь, с которой начиналась его история, была построена в 1584 году по случаю восшествия на российский престол молодого царя Фёдора Иоанновича.

В те времена место, где она была заложена, принадлежало слободе, в которой селились главным образом новгородцы и устюжане, согнанные сюда по повелению Ивана Грозного. Как это бывало в большинстве случаев, церковь неоднократно горела и восстанавливалась. Не щадили её пожары и после того, как в 1634 году она стала каменной.

На протяжении всех последующих веков храм многократно перестраивался, его современный внешний вид приобрёл совершенно иные очертания. В годы богоборчества он был, разумеется, закрыт и вновь открыл свои двери прихожанам лишь в 1992 году после восстановительных работ. Рассказывая о храме, именуемом «Малым Вознесением», было бы упущением не упомянуть другой ― «Большое Вознесение». Он был построен в XIX веке вблизи Никитских ворот.

Памятник грозному царю

Продолжая рассказ, вспомним и церковь Вознесения Господня в Коломенском. Ввиду особой архитектурно-художественной ценности эта постройка XVI века признана шедевром мирового уровня и взята под охрану ЮНЕСКО. Характерно, что она явилась первой, возведённой в новаторском для того времени шатровом стиле. Большой интерес представляет и само историческое событие, послужившее поводом для её постройки.

Дело в том, что заложен храм был в период между 1530 и 1532 годами, в связи с рождением наследника престола ― будущего царя Ивана Грозного, появившегося на свет, как известно, 25 августа 1530 года. Это бесспорный факт, единственное разногласие исследователей вызывает лишь частный вопрос: строился ли он в благодарность за уже свершившееся событие или только в связи с молением князя Василия III и его жены Елены Глинской о даровании им чадородия? Есть, правда, версия, согласно которой, церковь была построена в память победы над ханом Ислам-Гиреем в 1528 году.

Имя зодчего, потерянное в веках

Имя архитектора этого дивного творения до сих пор точно не установлено. Некоторые исследователи склонны приписывать авторство итальянскому зодчему Петру Франизску Анибалу. Известно, что он, приехав из Италии, привёз готовый проект вертикальной композиции церкви, который уже успел опробовать в Западной Европе.

Их оппоненты, в свою очередь, считают архитектуру храма продолжением традиций русского деревянного храмового зодчества. Эта церковь предназначалась исключительно для членов царской семьи, что и отразилось в некоторых особенностях её постройки, в частности в относительно небольшом объёме внутренних помещений.

Память о великом событии

Вознесение Господне было также увековечено и в многочисленных храмовых престолах, освящённых в его честь. Практически во всех крупных городах России, с благословения местного епархиального начальства, в церквах и соборах создавались приделы в честь этого события. Ежегодно по завершении Пасхальных торжеств в них совершались престольные праздничные богослужения. Во всех же прочих храмах православной Руси среди святых образов непременно присутствовала икона “Вознесение Господне”.

Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. 

Вознесеньев день

.

Вознесе́ние Госпо́дне (Вознесение) — (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου; лат. ascensio) — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́ (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου καὶ Θεού καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ), который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг. Как изъясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо́жение (греч. θεοποιεῖσθαι) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.

Новозаветная история

Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53).

Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти (Ин. 6:62).

Богослужебное почитание

В православии

В богослужении праздник в честь Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди. Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, по мнению Православной церкви, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа: (Ис. 2:2-3). (Ис. 62:10-12, 63:1-3, 63:7-9), (Зах. 14:4, 8-11). На утрени читается Евангелие от Марка, 71 зачало (Мк. 16:9-20). Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

Тропарь праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) Ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, χαροποιήσας τοὺς Μαθητάς, τῇ ἐπαγγελίᾳ τοῦ ἁγίου Πνεύματος· βεβαιωθέντων αὐτῶν διὰ τῆς εὐλογίας, ὅτι σὺ εἶ ὁ Υἱός τοῦ Θεοῦ, ὁ λυτρωτὴς τοῦ κόσμου Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра. Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак праздника, глас 6 (Ἦχος πλ. β’) Τὴν ὑπὲρ ἡμῶν πληρώσας οἰκονομίαν, καὶ τὰ ἐπὶ γῆς ἑνώσας τοῖς οὐρανίοις, ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστε ὁ Θεὸς ἡμῶν, οὐδαμόθεν χωριζόμενος, ἀλλὰ μένων ἀδιάστατος, καὶ βοῶν τοῖς ἀγαπῶσί σε· Ἐγώ εἰμι μεθ’ ὑμῶν, καὶ οὐδεὶς καθ’ ὑμῶν. Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы. Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я — с вами и никто — против вас!»
Задостойник праздника, глас 5 (Ἦχος πλ. α’) «Σὲ τὴν ὑπὲρ νοῦν καὶ λόγον Μητέρα Θεοῦ, τὴν ἐν χρόνῳ τὸν ἄχρονον ἀφράστως κυήσασαν, οἱ πιστοὶ ὁμοφρόνως μεγαλύνομεν». Тя па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую, ве́рнии, единому́дренно велича́ем. Тебя, превыше ума и слова ставшую Матерью Божией, во времени Сверхвременного неизреченно родившую, мы, верные, единомысленно величаем.

Иконография

Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, допускаются вариации лишь в количестве ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь — на Елеонской горе, откуда Иисус Христос вознёсся на небеса, изображён след от Его ноги. Паломникам в Иерусалиме показывают такой отпечаток в часовне Вознесения, утверждая, что он есть след Христа на камне.

В славянских традициях

В славянской народной традиции считалось что с этого дня начинается полный расцвет весны, как бы её окончание и переход к лету.

Под вечер разжигали большой костёр — символ наступления пролетья и расцвета природы. С этого дня «пошёл колос на ниву» — озимая рожь выпускает колос. Водили «колосок» или хороводы, первые «кумления» на зелёных святках.

См. также

  • Вознесение
  • Вознесение Девы Марии
  • Успение Богородицы

Примечания

Литература

  • Петровский А. В. Вознесение // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 677

Ссылки

  • Иконы Вознесения Господня сайт «Православие и мир»
  • Вознесение и Духов день в русской живописи илитературе // сайт Россия и Христианский Восток
  • Вознесение // Российский Этнографический Музей

molitva-bogu.ru

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

Созданная евангелистами земная биография Иисуса Христа заканчивается описанием сцены вознесения его на небо.

В честь вознесения Иисуса православная церковь установила один из своих крупнейших двунадесятых праздников. Отмечается он на сороковой день после пасхи (в четверг шестой недели) и поэтому твердой даты не имеет. Приходится он главным образом на май (от 1 мая до 4 июня по старому стилю).

Если в обоснование всех праздников, посвященных Иисусу Христу, православная церковь ссылается на соответствующие (хотя и противоречивые) указания канонических евангелий, то с обоснованием праздника вознесения дело обстоит гораздо сложнее. В евангелиях от Матфея и от Иоанна вообще ничего не говорится о вознесении. В Евангелии же от Марка об этом «событии» рассказывается очень туманно и неопределенно: «Наконец явился (Иисус) самим одиннадцати (ученикам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим его воскресшего не поверили... И так господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную бога» (гл. 16, ст. 14, 19). а этом рассказе не указано ни время, ни место вознесения, но, исходя из его смысла, можно полагать, что «произошло» оно в день воскресения, т. е. в первый день пасхи, из какой-то комнаты или помещения (ведь апостолы возлежали на вечери) в Иерусалиме. В Евангелии же от Луки о вознесении Христа сказано так: «И вывел (Христос) их (учеников) вон из города (Иерусалима) до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (гл. 24, стр. 50—52).

Так два автора канонических евангелий указывают, что вознесение Иисуса Христа произошло в день воскресения, т. е. на первый день пасхи, а не на сороковой после нее, как утверждают православные богословы. Поэтому церковная литература обходит стороной эти евангельские мифы и обосновывает происхождение праздника вознесения другими источниками.

Дело в том, что в Деяниях апостолов, написание которых приписывается тому же автору, что и Евангелие от Луки, в первой главе рассказывается, как Христос в продолжение сорока дней после своего воскресения являлся апостолам, беседовал с ними о царстве божием и повелел им оставаться в Иерусалиме до сошествия на них святого духа. На сороковой день «он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их... Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима» (гл. 1, ст. 11 —12). Несмотря на то что этот рассказ противоречит каноническим евангелиям, все же именно он взят христианской Церковью в обоснование праздника вознесения. Христианский миф о вознесении Христа, как и большинство новозаветных «историй», является продуктом заимствования из дохристианских религий.

Мифы о вознесении богов и героев на небо были широко распространены в эпоху возникновения христианства среди многих народов. У финикийцев, например, был распространен миф о вознесении на небо бога

Адониса, у греков — о вознесении героя Геракла и т. д. Мотив вознесения, тесно связанный с мотивом воскресения, был также во всех мифах древнего культа восточных умирающих и воскресающих божеств. По этим мифам, боги-спасители жили некогда на земле, страдал; умирали, были погребены и затем оказывались среди богов на небе.

Легенды о чудесном вознесении на небо использовались в Римской империи для обожествления император ской власти. Первым римским императором, о котором была создана легенда вознесения его души на небо, был убитый Юлий Цезарь. Душа его преемника императора Августа якобы тоже вознеслась.

Мотив вознесения на небо был не чужд и Ветхому завету. По библейским мифам, некто Енох и пророк Илия были живыми взяты богом на небо, т, е. телесно вознеслись.

Наконец, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, существовало еврейское народное сказание о последних днях жизни пророка Моисея. Согласно этому сказанию, на сороковом году после синайского законодательства (записи на горе Синай заповедей бога) Моисей почувствовал приближение смерти. Тогда он собрал народ и простился с ним, завещая всем бояться бога и исполнять его законы. Затем в сопровождении близких отправился на гору, где его вдруг окружило облако, в котором он скрылся.

Таким образом, у авторов христианской литературы было более чем достаточно материалов для заимствования не только идеи вознесения, но и многих технических деталей этого способа переселения на небо.

Сопоставив рассказ автора Деяний апостолов и народное еврейское сказание, приведенное Иосифом Флавием, мы найдем в них очень много общих моментов: прощальная беседа, предчувствие (предсказание) скорого ухода из мира сего, шествие на гору в сопровождении приближенных, поднимание рук к небу и чудесное исчезновение в облаке. Сорок лет проповеди Моисея превратились в сорок дней поучений и бесед Иисуса с учениками. Все это, конечно, не случайные совпадения, а явные заимствования.

Создав земной образ, земную биографию Иисуса — этого мифического богочеловека, сына божьего, посланного на землю самим богом-отцом для искупления грехов рода человеческого, авторы евангелий и другой раннехристианской литературы не могли по, вполне понятной причине закончить ее сценой казни Христа и похорон его в пещере. Такой конец низводил бы Иисуса до положения обычного смертного и не вязался бы с божественным, сверхъестественным содержанием предыдущих мифов о нем. Сама внутренняя логика новозаветных мифов толкала их творцов на создание необычного конца легенды о земной жизни Иисуса. Миф о вознесении был неизбежен, и он появился.

Где же надо искать его корни?

Дело в том, что при постепенном переходе от кочевого скотоводства к земледелию, а в связи с этим и к оседлому образу жизни, как мы уже говорили, изменялись быт, образ мыслей и религиозные верования людей. Изменялись и религиозные обряды, в частности обряды, связанные с культом мертвых. Например, народы, жившие в гористых местностях, стали хоронить покойников или оставлять тела умерших на вершинах гор, на холмах. Поступая так, люди верили, что тело, лежащее на возвышенности, может быть скорее замечено покинувшей его душой, душа может вернуться к нему и умерший оживет.

Погребение умерших на возвышенностях постепенно привело к появлению поверья о том, что горы, находящиеся ближе к небесам, вообще являются местопребыванием душ умерших. Отсюда недалеко уже было до формирования представления, по которому человек после смерти может с помощью сверхъестественных сил вознестись на небо, в облака. «Поэтому не удивительно, что среди возносящихся на небо богов древности мы видим Митру горного Ирана, Адониса Ливанского хребта, Геракла гористой Эллады, Илию богатого горами Ханана и др. Не удивительно и то, что мифический Иисус Нового завета возносится с вершины горы же, окутанный облаком, — далекий отзвук первобытного горного погребения» (Н. В. Румянцев, Вознесение, троица, духов день, 1930, стр, II).

Таковы истоки христианского мифа о вознесении.

Праздник вознесения установлен в христианской церкви только в VI в.

Занесенный на Русь вместе с христианством, празд ник этот в быту верующих широкого распространения не получил. Не слившись с народными производственными и бытовыми праздниками, вознесение так и осталось чисто религиозным, церковным праздником.

Богослужения на вознесение преследовали цель внушить верующим мысль, что во всех своих невзгодах и печалях они должны уповать на Христа, который уже сходил на землю специально для помощи страждущим. Он вознесся на небо и там является ходатаем за людей перед богом-отцом и шлет им оттуда свою небесную поддержку.

* * *

Все сказанное нами о праздниках, посвященных Христу, и прежде всего приведенные многочисленные противоречивые данные евангелистов и раннехристианских авторов о земной жизни Христа, наконец, путаница с датами — все это является еще одним звеном в целой цепи доказательства мифичности этой основной фигуры христианской религии.

Единственно правильным выводом, вытекающим из анализа праздников, посвященных Христу, является следующий. Иисус Христос — личность мифическая, не существовавшая ни в виде сына божьего, ни в виде исторического лица, а праздники, установленные в честь него, созданы христианской церковью путем заимствования, переосмысливания и поглощения ряда дохристианских, языческих праздников, обрядов и обычаев.

Следующая глава

lit.wikireading.ru

Вознесения Господня: после пасхи 40 дней, что можно делать

Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам. Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих. Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.

Истоки и особенности праздника Вознесения

Двунадесятые праздники, к которым принадлежит и Вознесение, занимают непосредственно за Пасхой высшие ступени иерархической лестницы церковного календаря. Посвящённый одному из ключевых событий евангельской истории, праздник Вознесения связан с Пасхой не только догматически: он и отсчитывается от Пасхи, перемещаясь вместе с ней в пространстве мирского календаря. Отмечается Вознесение не в определённую дату, а на 40-й день после Пасхи, и всегда бывает в четверг шестой недели после Светлого Воскресенья.

Святое Евангелие объясняет, почему день Вознесения привязан к главному христианскому празднику. После своего Воскресения Иисус ещё 39 дней являлся апостолам, укрепляя их веру, разъясняя сущность христианского учения, чтобы они могли проповедовать Слово Божие всем народам. На сороковой день, собрав учеников на Масличной горе близ Иерусалима, Господь дал им благословение своё и во плоти вознёсся на небеса.

Первоначально это событие отмечалось не как самостоятельный праздник. Оно было единым с празднованием Пятидесятницы, благодатного схождения Святого Духа на апостолов, почему и чествовалось через 50 дней после пасхального Воскресенья.\

Только в IV веке Церковь постановила посвятить Вознесению отдельный день и отмечать его спустя 40 дней после празднования Пасхи. С тех пор эта традиция не изменяется и остаётся для верующих одной из наиболее почитаемых.

Богослужения, которые проводятся в церквях в этот день

Празднование Вознесения Господня длится 10 дней:

  • 1 день предпразднования, совпадающий с Отданием Пасхи в среду шестой недели по Пасхе;
  • 8 дней попразднества;
  • отдание праздника, то есть его окончание, приходящееся на пятницу седьмой недели по Пасхе.

Службы проводят священнослужители, облачённые в белоснежные одеяния, символизирующие божественный свет, озаривший Христа в момент Чуда Вознесения. В храмах совершают торжественную литургию, сопровождающуюся звоном колоколов, читают строки из Евангелия, посвящённые празднику.

Через 8 дней наступает отдание праздника. Оно отмечается богослужением. Проводится чтение тех же молитв, что и в первый день. Верующим в этот день следует обязательно посетить храм и принять участие в праздничной службе. Считается, что любая искренняя молитва, обращённая к Богу в праздник Вознесения, будет обязательно услышана и не оставлена.

Народные обычаи, связанные с Вознесением

В народе принято отмечать этот день — один из важнейших двунадесятых праздников.

Традиции Их выполнение
Ко дню праздника Вознесения Господня обычно готовят особые блюда. Хозяйки пекут пироги и «лесенки» — хлебцы продолговатой формы с семью перекладинками из полосок теста, выложенных сверху и символизирующих семь небес Апокалипсиса. Эту выпечку приносят в храм на освящение, а после службы угощают ею соседей и близких.
День следует проводить в семейном кругу, поминая усопших. Очень важно в этот праздник, исполнившись смирением, простить друг другу обиды.

Вознесение, наступающее на сороковой день после Воскресения Христова, совпадает обычно с концом весны и началом лета, сменой важных земледельческих сезонов. В прежние времена в народном календаре праздник наполнялся и аграрным смыслом. Значение слова «вознесение» зачастую воспринималось буквально как » восхождение«, «рост», «подъём». Такое толкование объясняет, почему многие народные приметы о погоде в этот день связаны с будущим урожаем. Считалось также, что все 40 дней после пасхального празднования природа оживала повсюду, где проходил Христос.

Для всех верующих смысл Вознесения, одного из главных двунадесятых праздников, наполнен радостью, ликованием и чувством приближения к Богу.

Источник:https://propaskhu.ru/drugie-prazdniki/40-den-posle-pashi.html

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

Созданная евангелистами земная биография Иисуса Христа заканчивается описанием сцены вознесения его на небо.

В честь вознесения Иисуса православная церковь установила один из своих крупнейших двунадесятых праздников. Отмечается он на сороковой день после пасхи (в четверг шестой недели) и поэтому твердой даты не имеет. Приходится он главным образом на май (от 1 мая до 4 июня по старому стилю).

Если в обоснование всех праздников, посвященных Иисусу Христу, православная церковь ссылается на соответствующие (хотя и противоречивые) указания канонических евангелий, то с обоснованием праздника вознесения дело обстоит гораздо сложнее. В евангелиях от Матфея и от Иоанна вообще ничего не говорится о вознесении. В Евангелии же от Марка об этом «событии» рассказывается очень туманно и неопределенно: «Наконец явился (Иисус) самим одиннадцати (ученикам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим его воскресшего не поверили… И так господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную бога» (гл. 16, ст. 14, 19). а этом рассказе не указано ни время, ни место вознесения, но, исходя из его смысла, можно полагать, что «произошло» оно в день воскресения, т. е. в первый день пасхи, из какой-то комнаты или помещения (ведь апостолы возлежали на вечери) в Иерусалиме. В Евангелии же от Луки о вознесении Христа сказано так: «И вывел (Христос) их (учеников) вон из города (Иерусалима) до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (гл. 24, стр. 50—52).

Так два автора канонических евангелий указывают, что вознесение Иисуса Христа произошло в день воскресения, т. е. на первый день пасхи, а не на сороковой после нее, как утверждают православные богословы. Поэтому церковная литература обходит стороной эти евангельские мифы и обосновывает происхождение праздника вознесения другими источниками.

Дело в том, что в Деяниях апостолов, написание которых приписывается тому же автору, что и Евангелие от Луки, в первой главе рассказывается, как Христос в продолжение сорока дней после своего воскресения являлся апостолам, беседовал с ними о царстве божием и повелел им оставаться в Иерусалиме до сошествия на них святого духа. На сороковой день «он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их… Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима» (гл. 1, ст. 11 —12). Несмотря на то что этот рассказ противоречит каноническим евангелиям, все же именно он взят христианской Церковью в обоснование праздника вознесения. Христианский миф о вознесении Христа, как и большинство новозаветных «историй», является продуктом заимствования из дохристианских религий.

Мифы о вознесении богов и героев на небо были широко распространены в эпоху возникновения христианства среди многих народов. У финикийцев, например, был распространен миф о вознесении на небо бога

Адониса, у греков — о вознесении героя Геракла и т. д. Мотив вознесения, тесно связанный с мотивом воскресения, был также во всех мифах древнего культа восточных умирающих и воскресающих божеств. По этим мифам, боги-спасители жили некогда на земле, страдал; умирали, были погребены и затем оказывались среди богов на небе.

Легенды о чудесном вознесении на небо использовались в Римской империи для обожествления император ской власти. Первым римским императором, о котором была создана легенда вознесения его души на небо, был убитый Юлий Цезарь. Душа его преемника императора Августа якобы тоже вознеслась.

Мотив вознесения на небо был не чужд и Ветхому завету. По библейским мифам, некто Енох и пророк Илия были живыми взяты богом на небо, т, е. телесно вознеслись.

Наконец, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, существовало еврейское народное сказание о последних днях жизни пророка Моисея. Согласно этому сказанию, на сороковом году после синайского законодательства (записи на горе Синай заповедей бога) Моисей почувствовал приближение смерти. Тогда он собрал народ и простился с ним, завещая всем бояться бога и исполнять его законы. Затем в сопровождении близких отправился на гору, где его вдруг окружило облако, в котором он скрылся.

Таким образом, у авторов христианской литературы было более чем достаточно материалов для заимствования не только идеи вознесения, но и многих технических деталей этого способа переселения на небо.

Сопоставив рассказ автора Деяний апостолов и народное еврейское сказание, приведенное Иосифом Флавием, мы найдем в них очень много общих моментов: прощальная беседа, предчувствие (предсказание) скорого ухода из мира сего, шествие на гору в сопровождении приближенных, поднимание рук к небу и чудесное исчезновение в облаке. Сорок лет проповеди Моисея превратились в сорок дней поучений и бесед Иисуса с учениками. Все это, конечно, не случайные совпадения, а явные заимствования.

Создав земной образ, земную биографию Иисуса — этого мифического богочеловека, сына божьего, посланного на землю самим богом-отцом для искупления грехов рода человеческого, авторы евангелий и другой раннехристианской литературы не могли по, вполне понятной причине закончить ее сценой казни Христа и похорон его в пещере. Такой конец низводил бы Иисуса до положения обычного смертного и не вязался бы с божественным, сверхъестественным содержанием предыдущих мифов о нем. Сама внутренняя логика новозаветных мифов толкала их творцов на создание необычного конца легенды о земной жизни Иисуса. Миф о вознесении был неизбежен, и он появился.

Где же надо искать его корни?

Дело в том, что при постепенном переходе от кочевого скотоводства к земледелию, а в связи с этим и к оседлому образу жизни, как мы уже говорили, изменялись быт, образ мыслей и религиозные верования людей. Изменялись и религиозные обряды, в частности обряды, связанные с культом мертвых. Например, народы, жившие в гористых местностях, стали хоронить покойников или оставлять тела умерших на вершинах гор, на холмах. Поступая так, люди верили, что тело, лежащее на возвышенности, может быть скорее замечено покинувшей его душой, душа может вернуться к нему и умерший оживет.

Погребение умерших на возвышенностях постепенно привело к появлению поверья о том, что горы, находящиеся ближе к небесам, вообще являются местопребыванием душ умерших. Отсюда недалеко уже было до формирования представления, по которому человек после смерти может с помощью сверхъестественных сил вознестись на небо, в облака. «Поэтому не удивительно, что среди возносящихся на небо богов древности мы видим Митру горного Ирана, Адониса Ливанского хребта, Геракла гористой Эллады, Илию богатого горами Ханана и др. Не удивительно и то, что мифический Иисус Нового завета возносится с вершины горы же, окутанный облаком, — далекий отзвук первобытного горного погребения» (Н. В. Румянцев, Вознесение, троица, духов день, 1930, стр, II).

Таковы истоки христианского мифа о вознесении.

Праздник вознесения установлен в христианской церкви только в VI в.

Занесенный на Русь вместе с христианством, празд ник этот в быту верующих широкого распространения не получил. Не слившись с народными производственными и бытовыми праздниками, вознесение так и осталось чисто религиозным, церковным праздником.

Богослужения на вознесение преследовали цель внушить верующим мысль, что во всех своих невзгодах и печалях они должны уповать на Христа, который уже сходил на землю специально для помощи страждущим. Он вознесся на небо и там является ходатаем за людей перед богом-отцом и шлет им оттуда свою небесную поддержку.

* * *

Все сказанное нами о праздниках, посвященных Христу, и прежде всего приведенные многочисленные противоречивые данные евангелистов и раннехристианских авторов о земной жизни Христа, наконец, путаница с датами — все это является еще одним звеном в целой цепи доказательства мифичности этой основной фигуры христианской религии.

Единственно правильным выводом, вытекающим из анализа праздников, посвященных Христу, является следующий. Иисус Христос — личность мифическая, не существовавшая ни в виде сына божьего, ни в виде исторического лица, а праздники, установленные в честь него, созданы христианской церковью путем заимствования, переосмысливания и поглощения ряда дохристианских, языческих праздников, обрядов и обычаев.

Источник:https://lit.wikireading.ru/36558

dobrodari.su

На 40 день после Пасхи православные отмечают Вознесение Господне

Вознесение Господне — один из важных церковных праздников в году, не имеющих постоянной даты. Отмечается он всегда на 40 день после празднования пасхи. В 2018 году праздничный день выпадает на 17 мая. Католики отметят торжественный день, соответственно, раньше 10 мая. 

Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. По Евангелие, Иисус после Воскрешения больше месяца был на земле среди своих учеников и паствы.

На сороковой день Иисус собрал апостолов на горе Елеон, где благословил их на праведную жизнь и вознесся на небо, к Господу Богу, Отцу своему. Тогда перед учениками Христа явились два ангела, которые оповестили — мессия вернется на землю, когда придет время, и будет судить живых и мертвых за их деяния и мысли. Незримо Господь и Христос всегда должны быть рядом со своей паствой, к ним можно обращаться мысленно в тяжелые и светлые времена — небо никогда не откажет верующим в помощи.

В православии Вознесение входит в число 12 Двунадесятых праздников (они посвящены главным событиям евангельской истории). Приуроченные к нему службы начинаются ещё накануне. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения. А вечером служат торжественное Всенощное бдение. На следующий день во время литургии читают Евангелие от Марка, где описаны события восшествия Христа на небо.

Вознесение Господне — как правильно встретить праздник

В торжественный день нужно сходить в церковь и помолиться о спасении души, очищении от грехов и о здоровье своих близких. Считается, что именно в этот праздник небо как никогда близко к верующим и слышит все мольбы.

Праздник всегда выпадает на четверг, а потому поста в этот день нет — кушать можно любую пищу без ограничений.

В народе в этот день отмечали встречу весны и лета, сообщает портал Therussiantimes.com. Считается, что именно в праздник жаркое вступает в свои права и начинает «подвигать» красную на покой. Учитывая, что в этом году праздник выпал на 17 мая, то традиции встречи лета вполне оправданы, ведь синоптики именно к середине мая пророчат приход теплой и даже по-настоящему жаркой погоды.

В селах устраивают веселые гуляния в честь будущего богатого урожая. На Руси пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья — «лесенки», или «лествицы», на которых обязательно делали семь «перекладин», символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.

Хорошей приметой в праздник будет накормить или напоить странника, ведь именно в его обличье может войти в дом сам господь. Верующие стараются быть щедрыми — не отказывать в милостыне бедным и в помощи больным и нуждающимся.

Что нельзя делать в Вознесение Господне

В Вознесение, как и в любой другой праздник запрещено ссориться и ругаться, конфликтовать и выяснять отношения. Верующие стараются быть веселыми и радостными, жалеть и прощать друг друга, быть любезными со знакомыми и незнакомыми, ведь Бог в это время может быть в обличье любого человека.

В народе считается, что в этот день нельзя выносить мусор и плевать на улице, так как можно попасть в путешествующего пока по земле Христа.

В Вознесение грехом считается физический труд — всю тяжелую работу и даже рукоделие лучше отложить на обычный, будничный день.

Приметы на Вознесение Господне

Если курица снесла в этот день яйцо, его нужно подвесить под кровлей жилья. Оно будет защищать жильцов дома от несчастий.

Если на Вознесение хорошая погода, то она продержится до дня Святого Михаила (21 ноября).

Дождливый день предвещал неурожай. Если же дождь пойдет в течение трех дней после Вознесения, то убытки будут немного меньше. Но богатого урожая все равно не стоит ждать.

Роса в этот день считалась целебной, а лечебные свойства трав усиливались и сохранялись до наступления Ивана Купала (7 июля). Поэтому рекомендуется утром умыться росой. Девушкам это поможет сохранить красоту и молодость, а старикам – подарит силы.

therussiantimes.com


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.