Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник нерукотворного образа спаса


Спас Нерукотворный

Третий Спас называли также Ореховым (Фото: Africa Studio, Shutterstock)

В народном календаре на этот день выпадает Третий Спас — Спас Нерукотворный. Полное название этого праздника — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Нерукотворным образом называют особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (платке) и на глиняной доске. Традиция такого изображения идет о сказании о Нерукотворном образе, который появился на полотенце, после того как Иисус, умывшись, вытер им лицо. Льняной холст с отпечатком лица Христа долгое время хранился в Едессе как главное сокровище города. В 944 году император Константин VII выкупил образ у Едессы и торжественно перенес его в Константинополь. Этот день с тех пор стал праздничным. Сама же реликвия впоследствии была утеряна при разграблении города участниками одного из Крестовых походов. В православии Нерукотворный образ рассматривается как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как аргумент в пользу иконопочитания.

На Руси в этот день селяне усердно молились Богу, а затем женщины отправляли мужей на поля с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а поверх них укладывали мешки с зернами, предназначенными для посева. На поле засевальщика уже ждали дети с пирогом и гречневой кашей. Про три разных Спаса наши предки говорили: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают». С этого дня обыкновенно начиналась также продажа полотна и холстов.

Третий Спас называли также Ореховым. К этому времени в лесах созревали орехи, начинался их сбор. Старики загадывали детям загадки об орехах: «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей»; «Маленький мужичок — костяная шубка».

Также про этот день говорили: «Третий Спас хлеба припас», — и пекли караваи из нового урожая зерна. Кроме того, было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду.

В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа — в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров будет мороз.

Александр, Анна, Герасим, Степан, Яков

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Page 2

Адрес страницы: https://www.calend.ru/day/2019-8-29/

Главная страница / Календарь / 29 августа 2019 года — праздники, памятные даты, именины, народный календарь, хроника, персоны, дни городов

А также в этот день

Здесь перечислены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.

Персоны
  • 1500 1500  — 1533 Атауальпа последний правитель империи инков
  • 1840 1840  — 1914 Павел Брюллов русский живописец-пейзажист, архитектор
  • 1862 1862  — 1949 Морис Метерлинк бельгийский писатель и драматург, Нобелевский лауреат
  • 1889 1889  — 1967 Чарльз Дэрроу американский предприниматель, создатель настольной игры «Монополия»
  • 1901
  • 1904 1904  — 1979 Вернер Форсман немецкий хирург, Нобелевский лауреат
  • 1915 1915  — 1982 Ингрид Бергман шведская и американская актриса
  • 1917 1917  — 1947 Манолете испанский матадор
  • 1920 1920  — 1955 Чарли Паркер американский джазовый саксофонист и композитор
  • 1923 1923  — 1988 Рэймонд Левенталь американский пианист
  • р. 1946 р. 1946 Боб Бимон американский легкоатлет (прыжки в длину), олимпийский чемпион
  • 1958 1958  — 2009 Майкл Джексон американский певец, танцор и автор песен

www.calend.ru

Нерукотворный спас 2019: икона и праздник. Что можно и нельзя

Легенда, связанная с появлением иконы, гласит, что в первой половине IV века Эдессой (Месопотамия) правил царь Авгарь V Уккама. Он был тяжело болен черной проказой.

Ему приснился сон, в котором ему было сказано, что избавиться от неизлечимого заболевания поможет икона с ликом Спасителя. Он отправил ко Христу художника по имени Фаддей для того, чтобы тот нарисовал его образ. Согласно церковному преданию, рисовальщик не смог перенести лик Иисуса на холст из-за исходившего от него божественного сияния.

Христос заметил художника и подозвал его к себе. Уяснив проблему, Спаситель попросил воды и платок. Он умылся и вытер лицо тканью, на которой чудесным образом отпечаталось его лицо. Любопытный момент — так как борода Христа после умывания была мокрой, она отпечаталась на платке клином. Из-за этой особенности икона получила еще одно название: Спас Мокрая Брада.

Спас Мокрая Брада. Источник фото: публичное достояние

Царь Авгарь излечился от болезни, и плат с ликом Христа долго хранился в Эдессе как величайшая и богато украшенная святыня. Один из потомков библейского правителя неожиданно впал в язычество, и образ был заложен черепицей в нише над вратами города.

Довольно долго об иконе не было никаких упоминаний, вплоть до 545 года, когда Эдессу окружили персидские войска Хосрова. Епископу города Евлалию во сне явилась «жена светоносная», которая посоветовала найти нерукотворный образ. Воодушевленный священнослужитель был поражен, когда обнаружил не только целый и не тронутый временем плат, но и отпечаток лица Спасителя на черепице, его скрывавшей. Считается, что именно чудотворная икона помогла снять блокаду Эдессы.

Вятский образ Спаса Нерукотворного. Источник фото: публичное достояние

Однако позже, жителям города пришлось с ней расстаться. Они отдали образ Христа в 1033 году византийскому царю Роману III в обмен на снятие осады. После этого Спас был отправлен в Константинополь и доставлен во дворец. Именно момент перенесения нерукотворной иконы из Эдессы в Константинополь празднуется 29 августа.

Однако существуют разные версии появления Спаса в Византии.

Нерукотворный Спас хранился в столице Византии вплоть до 1204 года. Участники Крестового похода разграбили город.

Есть легенда, что икона затонула вместе с кораблем, который перевозил ее через море.

360tv.ru

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК - Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово

29 августа храм Спаса Нерукотворного образа отмечает Престольный праздник.

В этот день празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в городе Едессе правил Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя.

Тогда он встал на высокий камень и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который читал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря, а затем и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу, и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который должен спасти город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. По стенам города был совершен крестный ход с Нерукотворным Образом, и персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

 В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 29 августа (по новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Проповедь клирика храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерея Димитрия Максимова в престольный праздник

«Мы должны  обращаться к Спасителю с благоговением и почитанием. В нашей стране к Нерукотворному лику Спасителя всегда было особое почитание. В любых военных походах были знамёна с изображением Спасителя. И люди уповая на Господа одерживали великие победы. Каждый из нас также должен нести образ христианина, а значит подражать Христу. Мы созданы по по Образу и Подобию Божьему, а потому должны быть подобны Христу. Из евангелия мы слышали о том как ученики видя, что иудеи не принимают проповедь Христа, стали просить Господа, чтобы Он ниспослал на них огонь. На что Господь ответил: что Он пришёл не погубить людей, а спасти. Также каждый из нас должен научиться не роптать на жизненные обстоятельства, а постараться быть самим примером для своих близких и молиться за них, чтобы Господь помог понять им истину». 

Free Download WordPress ThemesDownload Best WordPress Themes Free DownloadPremium WordPress Themes DownloadPremium WordPress Themes Downloadudemy course download freeDownload WordPress Themesdownload udemy paid course for free

spasperovo.ru

29 августа престольный праздник в Спасском соборе - Спасский собор Вятская митрополия

Храмовый (престольный) праздник – торжественное празднование (с водосвятным молебном и крестным ходом после литургии) состоится в Спасском соборе 29 августа. В этот день православные христиане отмечают праздник Спаса Нерукотворного.

Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она — основа всего православного иконопочитания.

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник. Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя. Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ»).

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» — новгородский двухсторонний образ XII века — находится в Третьяковской галерее.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в. Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.

«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.

А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия — настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Тропарь, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2 Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Автор: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах (Москва)

spassobor.ru

Детям о Спасовых праздниках

Что такое август? — Великие Спасовы праздники — главное украшение и радость этой дивной поры. Милостивый и любящий Господь дарит нам торжественное пение церковного хора, солнечную погоду и плоды земные. Наши умные и благодарные предки свято соблюдали такую благочестивую традицию: шли на праздники Господни в храм, чтобы отблагодарить Господа за все Его милости. Душистый мед, наливные яблоки, золотую пшеницу, лесные орехи и другие плоды — обязательно освящали в храме. Нам надо помнить об этом и продолжать наши традиции

14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня.

Главная святыня этого праздника — Крест Господень. В греческих источниках говорится, что из-за летней жары 944 года в Константинополе начались страшные болезни. Люди умирали сотнями. Тогда родилась эта благочестивая традиция: выносить из царской сокровищницы на улицы честное древо Креста Господня «для освящения града и избавления от болезней». Начиная с этого праздника и до Третьего Спаса, Крест оставляют в храме на аналое для поклонения народу.

Подходя ко Кресту, мы осеняем себя крестным знамением и целуем его с верой и благоговением. Вспомним в этот миг о своем крестике на груди. С нами ли он? А еще проверим свою веру в силу крестика. Верим ли мы, что он нас защитит от бед, сохранит и спасет силою Божьей?

На Первый Спас освящают в храме мед и угощают им близких и знакомых. У этой поры есть и другое название — «Хлебный Спас».

2 августа — день пророка Илии. К этому времени заканчивается жатва. В народе говорили: «Илия Пророк — жатве срок», «Первый Спас — хлеба припас».

19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Этот праздник отмечен особенной торжественностью и светлой радостью. История его такова. Однажды Иисус Христос возвел трех Своих учеников — Петра, Иакова, Иоанна — на высокую гору Фавор. Здесь они увидели Иисуса в необычайно красивом небесном сиянии. Его одежды белые, как снег, сияли ярче солнца и лицо его излучало свет. Так, впервые до своих крестных страданий и смерти Иисус Христос явил себя людям Богом во всем Своем Небесном величии.

Этот праздник призывает нас позаботиться о преображении нашей души. Потрудимся исправиться, станем добрыми ко всем, и тогда душа преобразится к свету. Даже телу станет легко и весело.

Второй летний Спас в народе называют «яблочным». В церкви освящают яблоки и виноград. Яблоками меняются, одаривают ими друг друга. Раздают милостыню яблоками по пословице: «На яблочный Спас и нищий яблоко съест». Готовят яблочные угощения и ходят друг к другу в гости.

29 августа — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Сам Спаситель оставил людям Свое первое изображение. «Спас Нерукотворный». Было это так. Умывшись водой, Иисус Христос вытер лицо полотенцем. На этом полотенце запечатлелся пресветлый Его лик. Через это Свое изображение по молитвам верующих Господь совершил много исцелений и чудес. В этот день мы празднуем перенесение «Спаса Нерукотворного» из города Едессы в православную Византию.

Это была первая икона, данная нам Самим Господом. С тех пор прошло почти две тысячи лет. Мастера-иконописцы в посте и молитве создали много красивых икон. На иконах пишут образ Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородицы, Ангелов, Пророков, Святых людей. Некоторые образы прославились как чудотворные. Перед такими иконами по молитвам верующих людей Господь и поныне подает помощь в болезнях и житейских нуждах.

Войдешь в Божий храм — увидишь иконы. В них лики святых добры и спокойны. Легче молиться и в храме, и дома,

Когда пред тобою святая икона.

Как хорошо, когда наша душа имеет в себе Образ Христа Спасителя. И ни что ей не дороже Лика Спасителя. Чаще смотрите на иконы Спасителя, Матери Божией, святых угодников. Пусть через взирание на святые иконы ваша душа согреется, отогреется от всего холодного.

На Третий Спас в лесу поспевают орехи. Поэтому в народе его называют «ореховым».

Я недавно видел сам, Как в оврагах по лесам Вам, ребята, для потехи

На кустах растут орехи.

Дни их летние пригрели, И орехи загорели. Позапрятались комочком Под шершавым под листочком. По два, по три, по пяти.

Как б нам их все найти!

mozhblag.prihod.ru

Праздник «Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград» | Спасский храм Воронеж

Спасский храм 29 августа отмечает свой престольный праздник - «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград». Давайте более подробно разберемся, память о каком историческом событии легла в основу праздника. Предыстория его начинается со времен земной жизни Спасителя. Иисус проповедовал на территории Сирии, совершая чудесные исцеления неизлечимо больных, немощных, расслабленных и бесноватых. «И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мк.6:55). В то время на севере Мессопотамии находилось Осроенское царство, столицей которого был город Эдесса. Правил им царь Авгарь (Абгар) V Черный. Авгарь страдал от проказы. Прослышав о чудесах, творимых Христом, царь отправил к Нему своего слугу Аннанию, с просьбой привезти Его портрет, веря, что даже изображение Иисуса поможет исцелиться от болезни. Слуга нашел Христа, но ему никак не удавалось написать лик Спасителя. Видя тщетность стараний художника, Иисус умылся, отер лицо полотенцем и отдал плат (убрус) Аннании. Согласно Преданию, на убрусе, чудесным образом, отпечатался образ Спасителя. Обрадованный слуга отвез изображение своему господину, после чего тот практически полностью исцелился. Окончательное исцеление царь получил после посещения его города одним из учеников Иисуса, апостолом Фаддеем. Авгарь вошел в историю как первый царь, принявший христианство. После чудесного избавления от болезни он крестился сам и окрестил жителей Эдессы. С древних времен нерукотворный Образ Спасителя почитался в Эдессе как святыня. Авгарь установил убрус в нише над городскими воротами, так что жители могли постоянно поклоняться святому изображению. Но один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство и приказал уничтожить Нерукотворный Образ. С Божией помощью, епископу Эдесскому удалось спасти святыню. Ночью, он с несколькими помощниками заложил нишу с убрусом камнями так, что на утро оказалось невозможным определить ее местоположение. Перед тем как замуровать плат, епископ зажег перед ним лампаду. Со временем о чудесном убрусе забыли. Через много лет на Эдессу напали персы. Положение жителей осажденной столицы было плачевным. Казалось только чудо может спасти город. Возглавлявшему в то время епископскую кафедру Евлавию, в видении, явилась Пресвятая Богородица и повелела, разобрать кладку и извлечь спрятанный под ней святой плат. Когда убрали камни оказалось, что лампада, зажженная при сокрытии убруса, продолжала гореть, а на доске, прикрывающей плат, отпечаталась точная копия Нерукотворного Образа. С обретенной святыней был совершен Крестный ход, после чего, к великой радости христиан, осаждающие город персы оставили свои позиции и отступили от Эдессы. Со временем древнее царство Авгаря перестало существовать, превратившись в провинцию Римской империи. В VII веке территории были завоеваны арабами-мусульманами. В X веке Византийская Империя начала отвоевывать восточные земли. Император Константин Багрянородный, в обмен на обещание не трогать город, выкупил у эмира Эдессы святой убрус и перевез его в Константинополь. 15 августа 944 года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, нерукотворный образ Спаса нашего Иисуса Христа был торжественно перенесен из Эдессы в столицу Византийской Империи, где его поместили сначала в соборе Святой Софии, а затем в царском дворце. Так как день перенесения убруса, выпадал на праздник Успения, датой празднования обретения нерукотворного образа решено было установить 16 августа. Почти триста лет святой убрус с благоговением хранился в Константинополе, пока не был похищен в 1204 году разграбившими город участниками IV Крестового похода. Дальнейшая судьба святого плата неизвестна, считается, что он был утрачен вместе с потерпевшим крушение в Мраморном море кораблем, перевозившим на Запад награбленные в Константинополе ценности. Традиция празднования дня «Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград» перешла из Византии в русские земли. «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир», гласит тропарь праздника. История обретения Нерукотворного образа нашла свое отражение в иконографии. Существует особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе или плате. Византийские мастера иконописи обычно размещали его в барабане купола храма. В Русской Церкви появился обычай не только изображать святой образ Спасителя на иконах, но и вышивать его на воинских знаменах.

В народе день празднования «Перенесения нерукотворного образа» именуют Ореховым, Хлебным или Полотняным Спасом. В этот день на Руси было принято приносить в храм для освящения белые холщовые полотенца, которыми потом украшали иконы домашнего иконостаса.

spasshram.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.