Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник похвалы пресвятой богородицы в 2020


Служение епископа Амвросия в праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста)

24 марта 2018 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста – Акафиста и праздник Похвалы Божией Матери, Преосвященный епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий возглавил служение утрени с пением Акафиста Пресвятой Богородицы в Свято-Димитриевском храме Петропавловского кафедрального собора г. Нефтекамска.

Его Преосвященству сослужили настоятель Петропавловского кафедрального собора г. Нефтекамск протоиерей Октавиан Плешка, Благочинный Нефтекамского округа протоиерей Георгий Заварский  и клирики собора. На клиросе пел архиерейский хор под управлением Вальтер Е. А.

***

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Царицы Небесной от нашествия врагов. Благодарный народ возгласил Защитнице града победную, всенощную и акафистную (неседальную) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!». С того времени Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы ежегодно, в субботу, на пятой неделе Великого поста.

nefeparhia.ru

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы имеет особое значение

В церковном календаре существует торжественная дата, которую в 2019 году отмечают 13 апреля. Ей дали название Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста. Примечательно, что дата — не фиксированная, и каждый год изменяется.

Священнослужители говорят о том, что сам Акафист Похвалы Богородицы проходит в пятницу вечером, то есть накануне праздника. В церкви объяснили, почему в календаре появился такой праздник, и с чем он связан. Также предоставлена информация о молитве, которую читают в этот день.

История возникновения праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

В 626 году Константинополь был освобождён от вражеской осады. Примечательно, что в ряде источников отмечено, что стал он свободным с помощью Пресвятой Девы Марии. До наступления этой даты жители Константинополя также обращались к Богоматери и читали ряд молитв, чтобы обезопасить себя от врага.

Пресвятая Дева Мария спасала людей неоднократно, поэтому было принято решение о создании праздника. Ранее существовал обычай каждый год собираться во Влахернском храме на специальную службу и благодарить Богородицу. Данный Византийский праздник настолько понравился верующим, что вскоре было отмечено его распространение во всей Православной Церкви.

Примечательно, что уже 10 столетий Похвалу Богородицы отмечают на пятой неделе Великого поста. Ранее специалисты изучили предания, в которых отмечено-в субботу Четыредесятницы произошло чудесное спасение города от врагов. Верующие, которые проживают на территории Российской Федерации сейчас, должны прийти 13 апреля в храм для того, чтобы вспомнить далекие события. Параллельно с этим люди думают о том, как в особо тяжкие дни обращаются к Богоматери и получают от неё определенную помощь.

Молитва, или Акафист Похвалы Богородице

Представители церкви акцентировали внимание на благодарственном пении, которое фигурирует в литературе под названием Акафист Похвалы Богородице. Верующие, приходящие на пятой неделе Великого поста в храм, обращаются к Богоматери. Священнослужители говорят о том, что Акафист и есть та самая молитва, которую читают Богородице. Помимо этого текста, также существуют Тропарь и Кондак. Каждый желающий может ознакомиться с их содержанием ниже:

Тропарь, или краткое молитвенное песнопение, говорит о том, что именно вкладывают в смысл праздника. Кондак рассказывает о событиях, которые наблюдались в Константинополе в 626 году. Историческая привязка к определенным событиям позже была немного стерта — православные верующие обращались к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве. Фразу «Взбранной Воеводе» читают современные православные в ежедневном молитвенном правиле. Когда верующие обращаются к Богородице для того, чтобы получить помощь, они озвучивают текст Кондака.

pronedra.ru

Икона Божией Матери Влахернская

Влахерн­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ре­те­на в Иеру­са­ли­ме им­пе­ра­три­цей Ев­до­ки­ей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Юве­на­лия, Пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го (па­мять 2 июля), и пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря). Свя­тая ико­на бы­ла по­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, где им­пе­ра­три­ца Пульхе­рия по­ста­ви­ла ее в церк­ви Влахерн­ской, там же хра­ни­лась чест­ная ри­за Бо­го­ро­ди­цы (празд­но­ва­ние 2 июля).

Эту свя­тую ико­ну на­зы­ва­ют еще Оди­гит­ри­ей, то есть Пу­те­во­ди­тель­ни­цей. Имен­но с этой ико­ной Пат­ри­арх Сер­гий (610–631) об­хо­дил в 626 го­ду сте­ны Кон­стан­ти­но­по­ля с мо­леб­на­ми при оса­де сто­ли­цы ава­ра­ми[1]. В па­мять этой и дру­гих по­бед, одер­жан­ных бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Пре­свя­той Де­вы, бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­но в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­шать празд­ник По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це («Суб­бо­та Ака­фи­ста»). Пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось толь­ко во Влахерн­ском хра­ме в Кон­стан­ти­но­по­ле. В IХ ве­ке празд­ник был вне­сен в устав мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и в Сту­дий­ский устав, а за­тем вклю­чен в Пост­ную Три­одь и сде­лал­ся об­щим для всей Пра­во­слав­ной Церк­ви.

По­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в 1453 го­ду, Влахерн­ская ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на на Афон, а в 1654 го­ду при­сла­на афон­ски­ми ино­ка­ми в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу в Моск­ву, где бы­ла по­ме­ще­на в Успен­ский со­бор.

Чу­до­твор­ная ико­на сде­ла­на из вос­ко­вой ма­сти­ки и ши­ро­ко по­чи­та­ет­ся сре­ди пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих.

В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Примечание

[1] Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная (Приветствие Бого­родицы, Мирото­чи­вая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на руках своих икону Богородицы Влахернскую).

azbyka.ru

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы

24 марта Преосвященнейший Вениамин, епископ Железногорский и Льговский, совершил Божественную литургию с праздничным молебном в архиерейском подворье в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная с. Коробкино Конышевского района. Ему сослужили клирик храма Всех святых в земле Русской просиявших иеромонах Захария (Ползюков) и настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Жигаево Конышевского района — иерей Павел Смолянников. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине.

  Гостя встречали с хлебом-солью и цветами. Визита Владыки здесь ждали давно и были особенно рады его приезду. После Литургии, обратившись к пастве, епископ сказал, что много раз хотел приехать в эту обитель, но всякий раз его как будто что-то не пускало. А в этот раз даже погода выдалась особенной – солнечной, радующей сердце. Владыка вспомнил историю событий, вспоминаемых в этот день. В городе Константинополе, осаждаемом вражескими войсками, во всех храмах, а их тут было множество и в, основном, в честь Божией Матери, люди молились, и вдруг разразилась такая страшная буря, что враги бежали. Матерь Божия, покровительствовавшая этому городу, услышала молитвы. Владыка обратил внимание, что под покровом Божией Матери находится и Россия. По молитвам Царицы Небесной отступают беды и скорби. Есть свидетельство о том, что в годы Второй мировой войны, бомбы не попадали в дома, где хранилась икона Божией Матери «Знамение» Курская- Коренная. К этой иконе особое почитание и на архиерейском подворье. Ведь оно названо в честь этого образа. И с ним здесь совершается крестный ход, особо молятся, когда что-то не ладится. Владыка призвал молиться, просить помощи и защиты не только для обители, но и для всей страны. -Мы сейчас тоже, словно в осаде. Военная обстановка в мире сложная, и хотя нельзя сказать, что враг у наших стен, опасность может угрожать издалека, — подчеркнул архипастырь. — Будем молиться образу Матери Божией «Знамение» Курская-Коренная и Царица Небесная не оставит нас. Сейчас она с нами и от этого на сердце светло и радостно. Каждого, кто был на богослужении, Владыка благословил.

Старшая сестра архиерейского подворья монахиня Матрона (Ларцева) поблагодарила епископа за приезд и богослужение и вручила в подарок книгу.

zheleznogorsk.cerkov.ru

Похвала Пресвятой Богородицы

В эту субботу пятой недели Великого поста настоятель кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Александр совершил Божественную Литургию в честь праздника с названием «Похвала Пресвятой Богородицы». Этот день ещё называют Субботой Акафиста, и он читается единственный раз в году. Праздник возник в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары — в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах).

Ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Лк. 1, 48

Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.

На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк, 11, 28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов. «Все они, – читаем в книге Деяний святых Апостолов, – единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (1, 14). Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становиться тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У той, которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк. 2, 19). Проповедники Евангелия получали и напоминание божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, пребывает с Ней духовно.

Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времен прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери – это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она – наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.

Но, дорогие отцы, братья и сестры, ублажая Божию Матерь и спрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви? Ублажая Приснодеву, храним ли мы девство, целомудрие, чистоту? Прославляя глубокую в смирении, не останемся ли мы в гордости, не почтит ли нас червь самомнения, тщеславия, зависти? Ублажая в этом святом храме Божию Матерь и нашу Небесную Матерь, не поступаем ли мы противно дома? Не оскорбляют ли дети священных имен своих родителей непочтением к ним, невниманием, или, не дай Бог, дерзостью, грубостью? Исполняют ли сами родители должным образом свои обязанности к детям, к другим людям? Не заглушает ли волна страстей в нашем сердце славословия наших уст? По словам великого отца Церкви VI столетия святого Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери.

Будем же стараться быть всегда истинными православными христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет нашей верной Споспешницей и теплой о нас Молитвенницей.

«Радуйся… Мати Дево… всемирное чудо и слышание». Аминь.

Из книги «Идите и научите» профессора К. Е Скурата

(63)

rylsksobor.ru

Праздник Похвалы Божией Матери.

5 апреля 2014 года — суббота 5-й седмицы Великого поста; праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста). В храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

Накануне вечером, 4 апреля, по благословению Настоятеля храма митрополита Астанайского и Казахстанского Александра  утреню с чтением акафиста возглавил епископ Петропавловский и Булаевский Гурий.

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

 Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

st-vera.moseparh.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.