Семинар по теме: «СИЛА. Собирание Силы» 30-31января 2015 года, г. Екатеринбург

29.12.2015


Человечество живет силой, купается в силе, ест и пьет ее. И при этом мы не знаем не только, как ею управлять, но и как ее просто видеть. Мы видим лишь её проявления в людях, животных или природных процессах…
"СВЯТОЧНАЯ СВОЗНАЯ БЕСЕДА", г.Иваново

29.12.2015


Приглашаем 5 января 2015 года в 12.00 на Святочную свозную беседу. "....Свозными или сборными беседами называли посиделки, приуроченные к Святкам, на которые собирались (свозились) из разных деревень..."
Святки 2016

29.12.2015


Приглашаем отыграть Святки 2016 на Дачи Невских ремесленных палат с 5 по 8 января 2016 г.
Следите за новостями
в наших группах:

Праздник преображения господня для детей


Преображение Господне – Детская Библия

В израильской земле была очень высокая гора Фавор. Однажды Иисус Христос взял троих Своих учеников – Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и повел их на эту гору молиться. Они поднялись на самую вершину горы. Иисус Христос стал молиться. Ученики же очень устали, восходя на юру, сели отдохнуть и задремали. Во время молитвы Иисус Христос преобразился. Вы, мои друзья, конечно же, часто видели образ Иисуса Христа, молились перед иконой Спасителя. Посмотрите на Его образ. Что вы видите? Вы видите красивого и с добрым лицом человека лет тридцати. Какие добрые глаза! Как рассыпаются по плечам темно-русые вьющиеся волосы. У Него небольшая борода и усы. Он высокого роста, тонкий и стройный. На Нем синего цвета нижняя длинная одежда наподобие длинной рубашки. Верхняя одежда красного цвета, вроде шали или одеяла, перекинута через одно плечо. На ногах у Него сандалии – деревянные подошвы, привязанные к ногам ремнями. Короче говоря, у Него, как и у каждого из нас, обычное человеческое тело и лицо.

Но здесь, во время преображения, лицо Иисуса Христа стало светлым, оно сияло, как солнце, от Него исходил, как от солнца, свет, одежда Его сделалась белой, как снег, и блестела, как свет. По обеим сторонам возле Него появились, тоже в светлом виде, пророки Моисей и Илия. Иисус Христос говорил им о Своих страданиях и смерти.

Когда апостолы проснулись и увидели удивительное преображение своего Учителя, увидели Моисея и Илию, им стало и страшно, но и радостно.

Они испугались потому, что увидели славу Божью; обрадовались же потому, что для человека нет более высокого блаженства, чем видеть Господа. Оттого-то, дети, и будет хорошо в царстве небесном: праведники в раю будут радоваться возможности видеть Самого Бога.

Наконец пророки Моисей и Илия вознеслись на Небо. Тогда апостол Петр, которому было так сладко и хотелось, чтобы это никогда не кончалось, воскликнул: «Учитель! Господи! Как нам здесь хорошо. Прикажи – и мы поставим здесь три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». От радости он даже не понимал, что говорил.

Когда апостол Петр произносил эти слова, на гору опустилось светлое облако, и все очутились в этом облаке. Ученики испугались. А из облака послышался голос: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором вся Моя благосклонность». Это говорил Сам Бог Отец. Ученики испугались еще больше и пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, прикоснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь!»

Они поднялись с земли, оглянулись вокруг, но никого, кроме Иисуса Христа, возле себя не увидели.

Когда они спускались с горы, Иисус Христос велел никому не рассказывать о виденном до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.

bible.by

Преображение Господне

Праздник Преображение Господне празднется 19 августа по новому стилю (6 августа по старому стилю)

Господь Иисус Христос в беседах со Своими учениками часто говорил им, что Ему предстоит идти в Иерусалим, там много пострадать от иудейских первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Апостолы, хотя и верили, что Иисус – ожидаемый Спаситель мира, однако глубоко огорчались при мысли о Его страданиях и не могли допустить, чтобы Сын Божий был унижен перед людьми, претерпел всевозможные страдания и умер на кресте. Апостолы, как и все, кто ожидал Мессию-Спасителя, надеялись, что Иисус Христос освободит Иудею от ига иноплеменников и восстановит царство Израильское. Чтобы укрепить их веру и отвлечь их от земных помыслов, Господь явил троим из них славу Свою. Взяв с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, он взошел на гору Фавор. Немного удалившись от апостолов, Иисус Христос начал молиться. И когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его стала белой Блистающей, как снег. И два пророка беседовали с Ним – это были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Спасителя, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, - то есть о предстоящих Ему крестных страданиях. Петр и бывшие с ним отягчены были сном, но, пробудившись, увидели славу Его и двух пророков, стоявших с Ним. Удивленный видением, Петр сказал Иисусу:    - Наставник! Хорошо нам здесь быть! Сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии!..    …Он не знал, что говорил.Когда же он говорил, явилось облако и осенило их, и они устрашились, когда вошли в облако. И был из облака голос, говорящий:    - Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!    Когда был голос сей, остался Иисус один. А они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели.После такого доказательства Его Божественной славы вера апостолов во Иисуса Христа, как Сына Божия, не могла более колебаться.        В память этого события Святая Церковь установила, с самых первых веков христианства, великий двунадесятый праздник Преображения Господня.    На праздник Преображения при богослужении освящаются яблоки, виноград и другие фрукты, а также начатки плодов, новые семена ржи, пшеницы и прочих злаков.    Существует благочестивый обычай не вкушать яблоки нового урожая до праздника Преображения Господня.

Тропарь праздника

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный: молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.Преобразился – принял другой вид, изменился;Якоже можаху – как могли они (видеить Божественную славу Христа);Присносущий – вечный;Светодавче – Податель света (обращение – звательный падеж).

(по материалам православных календарей) (1 голосов, средний: 5.0 из 5 оценок)

detskaya.com.ua

23. Преображение Господне | school.orthpatr.ru

познакомиться с евангельским основанием праздника Преображения Господня

Задачи:
  • познакомиться с евангельским событием Преображения
  • понять смысл и значение Преображения
  • познакомиться с основными традициями празднования Преображения
Использованная литература:
  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 45. «Преображение Господне».
Дополнительная литература:
  1. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Преображение Господне».
Ключевые понятия:
  • Преображение
  • Фаворский свет
Словарь урока:
  • Гора Фавор
  • Петр
  • Иаков
  • Иоанн
  • Моисей
  • Илия
  • Яблочный спас
Содержание занятия: (открыть)
Иллюстрации:
Проверочные вопросы:
  1. Кто из учеников Христовых видел Преображение Господне?
  2. Каким увидели Иисуса Христа ученики на горе Фавор?
  3. С кем беседовал Иисус Христос во время Своего Преображения?
  4. Знаем ли мы случаи, когда Царствие Небесное открывалось на земле?
  5. Когда бывает праздник Преображения?
  6. Что освящается в храме в день Преображения и почему?
  7. Как ещё по-другому называют праздник Преображения?
Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Изготовление детьми открытки или поделки из бумаги.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации.

Командная игра. Каждая команда должна, прочитав тропарь праздника Преображения Господня, придумать вопросы для другой команды. Оценивается как наиболее оригинальный и соответствующий цели задания вопрос, так и наиболее точный ответ.

Закрепление темы с помощью выполнения письменного задания.

Видеоматериалы:
  1. Мульткалендарь 19 августа. «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»:

  1. Телепередача «В гостях у Дуняши». Выпуск от 18 августа:

  1. Телепередача «Доброе слово». «Праздник Преображения Господня».

school.orthpatr.ru

Слово на праздник Преображения Господня

ТРОПАРЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, глас 7.

Преобразился еси на горе, Христе Боже,

показавый учеником Твоим славу Твою,

да возсияет и нам, грешным,

.

Ныне мы вспоминаем и празднуем праздник Света — Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Праздник этот необычный. По мысли святителя Григория Паламы, Фаворский Свет — это Слава Божия и Царство Божие. Между тем Преображение Господне совершилось перед Крестными страданиями Спасителя, при явлении ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые беседовали с Ним о Его предстоящих мучениях и смерти.

«Преобразился» — значит «приоткрыл, насколько ему было угодно, немного Свое Божество и показал таинникам обитающего в Нем Бога» (свт. Иоанн Златоуст). Преображение исповедует соединение во Христе человеческого и Божественного естества.

.

Свидетелями Славы Божией и ее созерцателями были три любимых ученика Господних (по закону достаточно было три свидетеля для удостоверения истины): твердый в вере Петр, первый, исповедавший Христа как Сына Бога Живого, Апостол любви Иоанн и воплощение праведности Иаков, первый из апостолов пострадавший за Христа. Чистые сердцем, они оказались способными созерцать Божественный свет. Но и эти ученики Христовы, оповещенные Им о надлежащих Ему страданиях и смерти, нуждались в утверждении своей веры. Ведь выступив на проповедь своего учения, подтверждая ее величайшими чудесами, Христос называл Себя не Богом, а Сыном Человеческим, скрывал Свое Божественное достоинство. Увидя даже часть Небесной славы своего Учителя, апостолы в ужасе без чувств упали на землю, а когда пробудились, то увидели Его в обычном смиренном виде. Господь явил им «Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, — говорит прп. Ефрем Сирин, — чтобы, когда будет он взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно — для спасения мира», чтобы не соблазнились его страданиями и смертью, не отреклись от Спасителя ради человеческого. Об этом поется в кондаке празднику: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

.

Преображение Господне — это откровение человеку Пресвятой Троицы: Спаситель явил Свое Божество при свидетельстве Отца («Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте») в Духе Святом. Новый Адам Иисус Христос показал ученикам величие и славу нового человека. Если мы будем Его слушать, Ему следовать, то воссияет и нам грешным Свет Его присносущный.

.

Преображение Господне имеет, таким образом, отношение к каждому из нас: можем ли мы, имея ту же плоть, что апостолы, воспринять Свет Фаворский и так озариться, так просветиться, так осветиться им, чтобы сказать как ап. Петр: «Господи, хорошо нам здесь быть»?..

.

А нам когда хорошо бывает? — когда мы получаем материальные блага, когда плоть свою ублажаем, страсти свои удовлетворяем, когда себя только любим, себя только почитаем. А Господь призывает нас к свету, к прилеплению к Богу, к любви ко ближнему, говорит, что если мы брата своего во Христе не любим, то отступаем от Бога, то во тьме ходим, готовой поглотить нас. Мы должны заискриться, засиять, чтобы из нас, по слову св. прав. Иоанна Кронштадтского, не копоть выходила, как из дымовой печи, а исходил свет Божией благодати, чтобы богаты мы были не гордостью, не самолюбием, не тщеславием, не сребролюбием, а любовью, радостью, терпением, кротостью, милосердием…

.

Как же нам всего этого достичь, как стяжать нам жизнь со Христом? Показав ученикам часть Своей Небесной славы и вознесшись от нас на Небо, Христос Спаситель оставил нам грешным для спасения духовный Фавор, храм Божий, где единое на потребу, где непрестанно от рождения и до могилы совершается преображение всех христиан, жаждущих спасения души на земле и вечного блаженства на Небе. Едва человек появляется на свет из утробы матери, как в таинстве Крещения совершается его преображение: в купели омывается тот первородный грех, с которым является в мир каждый человек. Затем в таинстве Миропомазания совершается другое преображение: в сердце новокрещенного невидимо зажигается огонек благодати Святого Духа, который в дальнейшем может или потухнуть, или разгореться в яркий пламень при глубокой вере, добрых делах и соблюдении заповедей Божиих. Когда же, придя в возраст, человек сознательно начинает грешить и тем самым прогневлять Господа, совершается преображение грешника в таинстве Покаяния: исповедав грехи и поцеловав крест и Евангелие, он сподобляется прощения и отходит от аналоя таким же чистым, как младенец из купели Крещения. Но самое великое наше преображение, подобно бывшему на Фаворе, совершается во время Причащения Христовых Тайн, так как в это время одежды нашей души делаются белыми как снег и лицо ее сияет как солнце, озаренное благодатию Святого Духа. И наконец, здесь же, в храме, совершится последнее наше преображение после смерти, когда тело пойдет в землю, откуда оно взято, а душа к своему Создателю и Судии, чтобы выслушать Его приговор на вечное блаженство или вечную муку. Если мы будем проходить земную нашу жизнь под покровом Церкви и под руководством ее пастырей, то она и после смерти нашего тела будет нашей руководительницей ко спасению, будет умолять Господа, чтобы Он сподобил нас Небесного Своего Царствия.

.

Обратим внимание на то, что, когда Господь уединился на гору для молитвы, «вид Лица Его изменился» (Лк. 9, 29), оно просияло как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет (Мф. 17, 2). Но, как отмечает св. Григорий Богослов, и Ангелы являются светом, и человек, сотворенный по образу Божьему, — свет. Господь дал нам Свой образ, чтобы мы творили то, что и Он. Но, «когда человек преступил заповедь, диавол всю душу его покрыл темной завесою. Посему приходит, наконец, благодать и совлекает все покрывало, так что душа, соделавшись уже чистою и восприяв собственную свою природу, это неукоризненное и чистое создание, всегда уже чисто и чистыми очами созерцает славу Истинного Света и Истинное Солнце Правды, воссиявшее в самом сердце. Как видимое око, будучи чистым, всегда видит солнце, так и ум, совершенно очистившись, всегда видит славу Света-Христа и с Господом пребывает день и ночь, подобно тому, как Тело Господне, соединившись с Божеством, всегда сопребывает с Духом Святым. Но в сию меру не вдруг достигают люди, и то разве трудами, скорбию, великим подвигом».

.

На протяжении двухтысячной истории христианства многие подвижники веры Христовой трудами, скорбями и великими подвигами сподобились лицезрения Божественного света (в первую очередь, конечно же, Божия Матерь). До нас дошли рассказы о таких христианских подвижниках IV века, живших в Египте, как авва Сисой, авва Силуан, авва Арсений и другие. Среди русских подвижников, удостоившихся Небесного блага, уготованного Богом любящим Его, следует назвать, прежде всего, прпп. Серафима Саровского, Сергия Радонежского, свт. Феофана Затворника, оптинского старца Амвросия, св. прав. Иоанна Кронштадтского. Все они подобны были апостолам, узревшим Преображение на Фаворе Господа.

.

Преображение (Джованни Беллини, 1480—1485)

Но для чего при сем великом событии присутствовали верховные из пророков Моисей и Илия? — для того, чтобы, как считает свт. Григорий Палама, «явить, что молитва является подательницей этого блаженного видения, и чтобы мы познали, что чрез приближение к Богу… и чрез единение с Ним нашего ума происходит и является такое Осияние… для всех тех, которые путем усердного доброделания и чистой молитвы непрестанно простираются к Богу».

.

Как мы помним, лицо Моисея тоже просветилось при беседе с Богом (Исх. 34, 29-35), но его преображение произошло от воздействия на него силы Божией. Господь же наш Иисус Христос, — говорит свт. Григорий Палама, — внутри себя имел такое Сияние. Поэтому и в молитве, осиявающей тело божественным Светом, не имел Он нужды, но этим Он показал, на основании чего святым будет приходить озарение Божие и каким образом оно будет созерцаемо ими; ибо и праведники просветятся как солнце в царстве Отца их (Мф. 13, 43)».

.

И еще один момент, на который должно обратить сегодня особое внимание: за сегодняшней праздничной Литургией предложено было для прочтения Второе послание апостола Петра, в котором упоминается Преображение Господне. Предвидя свой скорый «исход» в мир иной и сравнивая земную жизнь с временным пребыванием в телесной храмине, или в походной палатке (2 Пет. 1, 13, 14), апостол считает своим долгом постоянно «будить» братьев от духовного усыпления, напоминать им о христианской истине, о Втором пришествии Иисуса Христа, в которое многие из них слабо верили и предвестием которого было Преображение Господне. Он подчеркивает, что благовествует о том, что удостоен был созерцать и слышать вместе с Иоанном и Иаковом на святой горе: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя но, бывши очевидцами Его величия, ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»… И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1, 16-19).

.

Обращаться к пророческому слову как к светильнику, значит, по апостолу Петру, прилагать еще больше стараний, чтобы оправдать свое избрание и призвание (2 Пет. 1, 10), ни в чем не поступаясь, не колеблясь, преодолевая все трудности, не только удаляясь от господствующего в мире растления, но и преуспевая в вере, добродетели, в Рассудительности, в воздержании, в терпении, в благочестии, в братолюбии. «Так поступая, — говорит он, — никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

.

Так поступая, дорогие братья и сестры, не обманемся мы в нашей надежде, когда придет день, то есть явление событий, и в сердцах наших взойдет утренняя звезда, то есть благодать Божия, к которой каждый из нас должен стремиться, — Пришествие Христово. Вот какая богатая встреча ждет нас впереди, вот какой призыв привел нас сегодня сюда, к подножию горы Фавор. Об этом входе в вечное Царствие Божие, об этой встрече на вершине Фавора должны мы вслед за апостолами постоянно напоминать друг другу, должны постоянно повторять это, чтобы обратить в привычку, в насущную сердечную необходимость.

.

Господь дал нам еще одну возможность преобразить и себя, и страну. Пробудился интерес к Православию, многие стали не только свидетелями, созерцателями, но участниками его жизни. Как заметил святейший Патриарх Алексий II, «началось второе, со времен князя Владимира, крещение Руси». Поле нашей деятельности обширно, но свет Господней славы для нас, для нашего отечества, для Святой Церкви невозможен без сокрушенного покаяния, без самоотречения, самоотвержения, без крестного страдания, без непрерывного восхождения на «высоку гору» святого Православия.

.

Последуем же, возлюбленные, крестным путем Христа, возьмем на себя иго и бремя Христово (Мф. 11, 3), не будем страшиться долгого и трудного восхождения на гору уединения, богомыслия, молитвы, помня ободряющие слова Господа: «Встаньте, не бойтесь». Сделаем всю нашу жизнь Богослужением.

.

Божественный свет всегда присутствует в душе верующего человека, но, по нашим грехам и нашей гордыне, мы не можем ощущать его постоянно и в полной мере. Будем же отвращаться от всякого греха, будем дорожить Царствием Божием внутри нас, нудить себя, чтобы войти в него, чтобы всегда радоваться о имени Господнем.

.

Архимандрит Иларион

Мы благодарим сегодня Бога за плоды нового урожая, посланные нам для подкрепления наших немощей, освящаем их. Принесем же Господу, Церкви плоды нашего покаяния, любви, приступим к преобразованию нашей жизни с помощью Господа, без Которого не можем делать ничего (Ин. 15, 5).

.

Да воссияет нам в храме Божием свет Христова учения, да сойдет он в наши сердца огнем небесной благодати, чтобы и нам вместе с Петром воскликнуть: Господи, хорошо нам быть здесь где видим мы временную Твою славу и питаем надежду лицезреть Свет Твои присносущный в невечернем дни вечного Царства! Аминь.

.

Из наставлений пастыря земли новгородской архимандрита Илариона (Приходько)

.

.

КОНДАК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, глас 7

На горе преобразился еси,

и якоже вмещаху ученицы Твои,

славу Твою, Христе Боже, видеша,

да егда Тя узрят распинаема,

страдание убо уразумеют вольное,

мирови же проповедят,

яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

.

.

.

Гора Фавор (из книги архимандрита Илариона Приходько «На Земле Обетованной…»)

.

Желанным местом паломничества в Галилее является гора Фавор — место славного Преображения Господня. Находится оно на Расстоянии семи километров от Назарета. Имеет высоту 560 метров над уровнем моря. Сюда, незадолго до Своих Страданий взошел Христос вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, сделав их свидетелями Своей Славы и Своего Света, и преобразился пред ними: и просияло Лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как снег. И явились пророки Моисеи и Илия и беседовали с Ним. И осенило Апостолов облако. А с неба послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Потрясенные, «они пали на лица свои» (Мф. 17, 1-6; Мк. 9, 3-7).

Гора Фавор, вид со стороны Назарета

Сие есть «великое таинство от века и родов сокрытое» (св. Иоанн Дамаскин). Позади — три года неустанного служения роду человеческому. Впереди — последний путь в Иерусалим, Голгофа, распятие за род грешный, неверный и неблагодарный. В будущем — победа Спасителя над миром, слава Царства Божиего на земле, торжество на небе. Сейчас же здесь, в событии Преображения, Господь ученикам Своим «открыл…нечто из Своего Божества — столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога». «Призывая Моисея и Илию в свидетели Своего Преображения: первого — вкусившего смерть, а последнего — не приобщившегося ей, Иисус Христос хотел показать этим, что Он есть Верховный Владыка жизни и смерти… показать славу Креста, утешить и возвысить умы как Петра, так и прочих учеников, боявшихся предстоящего страдания» (святитель Иоанн Златоуст). Представ пред апостолами в одеждах белых и блистающих как снег, Христос возвратил человеческому роду те одежды, которых лишился когда-то за преслушание праотец наш Адам. Искупитель показал ученикам Своим то новое состояние, в которое вступила плоть человеческая в Воскресении Господа и вступит в общем воскресении всех верующих; «явил им Царство, Славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру» (преподобный Ефрем Сирин).

.

В Евангелии от Матфея говорится, что во всей полноте Свет Преображения воссияет в будущем веке: «Тогда праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их…» (Мф. 13, 43) и узрят Славу Божию. И святые отцы пишут, что совершенное видение Бога, которое может быть воспринято в Его нетварном Свете, есть тайна «восьмого дня». Но уже и сейчас призваны мы на землю, чтобы просветиться Светом Божиим, устремиться к преобразованию наших душ и сердец, стать уже здесь, до своей смерти и воскресения… Гражданами Небесной Отчизны. И те, кто достойны, как три верховных апостола, достигают того, что видят Царство Божие уже в этой жизни.

.

Вспомним сказанное Господом за восемь дней до славного Преображения: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). А свт. Григорий Палама (XIV в.), разработавший концепцию «Фаворского света», писал о том, что человек, «получивший во благой удел божественные энергии, сам есть как бы Свет и со Светом находится и вместе со Светом сознательно видит то, что без таковой благодати скрыто для всех». Однако, как замечает уже св. прав. Иоанн Крондштадтский, «современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9), а не приближает к нему. А без Христа суетно все образование». О том же читаем у святителя Московского Филарета (Дроздова): «Безполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем».

.

И преподобный отец наш Серафим Саровский говорит, что «мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к вере святой в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас промысла, до того дошли, что почти не понимаем слов Священного Писания. Некоторые говорят… неужели апостолы так очевидно при себе Духа Святого чувствовать могли. Тут нет ли ошибки? Но ошибки… не было и нет никакой…»

.

Многим известно место из беседы Преподобного с Н. А. Мотовиловым, замечательно раскрывающее лучше всяких богословских учений тайну познания единения человека с Богом. Но надобно для того, как заключил свой духовный опыт святой старец, чтобы, «труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова… Вот тогда-то теперешняя наша радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей, и никто же возьмет ее от нас, преисполняемых неизъяснимых пренебесных наслаждений». Сам же преподобный Серафим Саровский, «принеся видимое откровение о Господе Святом Духе», показал величие Славы Божией и напомнил о нашей Божественной природе, убеждая в возможности обретения современным человеком святости ранних христиан.

.

В IV веке святая царица Елена соорудила на горе Фавор три храма. Один — в честь Преображения Спасителя, другой — в честь пророков Моисея и Илии, а третий — в честь святых апостолов. Храмы эти воздвижены были в воспоминание трех кущей, которые хотел построить здесь апостол Петр: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Но Господь отклонил порыв Петра, ибо с Фавора видна была дорога к Голгофе, через которую только и можно было освободить от власти тьмы всех людей. Воплощением грешного человечества в этом повествовании о Фаворе явился бесноватый мальчик, встретившийся Иисусу у подножия горы и исцеленный Им. Не случайно на вершине Фавора звучит предсказание Христа о предстоящем распятии, смерти, Воскресении (о жертвенной, то есть, тайне христианства, без которой невозможен Фаворский Свет Господней Славы). Господь не только приглашает учеников взойти «на гору высоку добродетелей» (как то поется в церковном песнопении), но призывает и спуститься вниз, посылая их на преображение мира. В древних иконах Спаситель и изображается трижды (в центре иконы, как правило, изображается самое Преображение Его, слева Христос возводит учеников на гору, а справа низводит с нее).

.

Много веков прошло со времени Преображения Господня. Что-то строилось, что-то разрушилось, так что долгое время Святая гора оставалась необитаемой. Лишь раз в году, в праздник, православные и католики совершали здесь на развалинах прежних храмов праздничное Богослужение. И только в середине XIX века по хлопотам перед турецким правительством Патриарха Иерусалимского Кирилла II началось сооружение храма на развалинах древней греческой церкви. Своему восстановлению храм многим обязан также подвижническим трудам преемника преподобного Паисия Величковского архимандрита Иринарха (грека по рождению), а также ученика его иеродиакона Нестора. Торжественное освящение храма было совершено Патриархом Кириллом II в день Преображения Господня 6(19) августа 1862 года. Престол храма расположен на том месте, где когда-то Иисус Христос преобразился пред учениками. Под стеклом лежит камень, хранящий следы ног Христа на месте, где это событие совершилось.

.

Христианские сердца новгородцев не может оставить равнодушными тот исторический факт, что в 1900 году на Фавор прибыл епископ Волоколамский Арсений (Стадницкии), ставший впоследствии Новгородским владыкой. А в 1905 году в православном храме на Фаворе побывала группа паломников, состоявшая из преподавателей и студентов Новгородской Духовной семинарии. Встречены они были весьма радушно — салютом.

.

У подножия горы мы пропели соответствующее сему святому месту песнопение, а по восхождении на гору Фавор при посещении храма Преображения поставили там свечи, прочли соответствующую главу из Евангелия, пропели тропарь празднику и вознесли свои недостойные молитвы ко Господу о нашей многострадальной Родине, о России, о ее духовном преображении: чтобы больше в ней было правды и любви, чтобы покаянно и непреклонно стояла она в Православной вере, ибо только вера и покаяние могут возродить Русскую землю и привести ее народ к подлинному величию.

.

В верхней части храма находится Чудотворная икона Божией Матери, исцеляющая от злокачественных опухолей (в том числе и от рака), много других чтимых икон, разного рода драгоценных памятных даров, принесенных Милостивой Заступнице от Ее благодарных почитателей.

.

Кроме православного, на Фаворе находится еще католический храм.

Гора покрыта густой растительностью: дубами, сливами, олеандром, кустами жасмина… Вершина ее представляет собой площадку длиною примерно в один километр, шириною немногим меньше. Раньше на Святую гору восходили пешком, и вело на нее 4340 ступеней. Сейчас сюда «подымают» на такси. Здесь сподобились мы, грешные, вдохнуть напоенный горним светом воздух Фавора.

.

К западу от храма виден грот праведного ветхозаветного священника Бога Всевышнего — Мельхиседека. Здесь, по преданию, он жил.

А внизу расположен пещерный храм в честь преподобного Илариона Великого — моего небесного духовного покровителя. Посещение сей пещеры повергло мое сердце в великую духовную радость. С благоговением и глубокой молитвой припал я ко престолу святого. Веселие моего духа было тем паче, что случилась сия нечаянная для меня радость в Великую Среду великого Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

.

Благодарно поклонившись всем Фаворским святыням и молитвенно почтив их, мы вернулись в гостиницу. Лил дождь. Характерно, что в день Преображения (празднуется по старому стилю), когда по выходе из храма совершается во дворе молебен, на молящихся снисходит благодатное облако и орошает всех благодатной росой — мелким животворящим дождичком. Происходит сие чудо ежегодно с того дня, когда Господь дивно преобразился пред Своими учениками и облако покрыло их. Ни до, ни после праздника Преображения облаков над горою летом не бывает. Причем спускаются облака на вершину Фавора (покрывая на некоторое время весь храм) только в день празднования Преображения по старому стилю, то есть по Юлианскому календарю, по которому жили во времена Христа; не случайно, кстати, «календариум» в переводе с латыни означает «долговую книгу». Господь дал нам в долг во спасение безценное время, за употребление которого спросит у нас ответ.

.

Сопровождающая нас монахиня Горненской обители рассказала, что несколько лет назад на праздничной Литургии на горе Фавор, когда поочередно пели два хора, внезапно появившееся облако попеременно перемещалось с одного хора на другой (в зависимости от того, какой пел). Стремительно проносясь над головами молящихся, над православным храмом, оно, однако, исчезало при приближении к католической базилике.

.

Это чудо — еще одно несомненное доказательство истинности нашей Православной Церкви. О состоянии, которое испытывает при этом находящийся здесь паломник, можно, наверное, сказать словами поэта: «С души как бремя скатится, сомненье далеко — и любится, и плачется, и так легко, легко».

.

В заключение воспоминаний о Фаворе хотелось бы еще раз обратиться к мудрым словам наших русских святителей о Преображении Господнем. «Для нас, други, — пишет протоиерей Алексей Мечев, — есть много поучительных уроков в этом дивном событии. Господь восходит на высокую гору… Жизнь земная представляет столько темных дел, столько печальных раздоров между братьями-людьми, столько смущающего зла, неправды, коварства. О, скорее на гору — в уединение, возведем взоры, заставим умолкнуть все эти страсти, суеты, неправды, забудем этот мир, погрузимся в тихую внутреннюю молитву. Господь преображается. Это значит, в душе Его воцарились мир, надежда, просветление, и все это сказалось в лице Его, на одежде Его. Вот, други, чем силен человек, — душою своею пробужденною, просветленною, облагодатствованною!.. Не надобно смущаться: наступят лучшие времена, просветится земля светом правды и истины, преобразуется и преобразится наш, теперь еще мрачный и слабый, мир в славное Царство Божие».

.

Расставаясь с Фавором, еще раз обратили мы ко Господу наше молитвенное воздыхание: Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, Светодавче!

.

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное преображение Пречистого Твоего Тела.

.

.

При оформлении страницы использованы фотоматериалы Wikipedia®

hram-dimitria.cerkov.ru


Смотрите также




Copyright © Общество Русской Народной Культуры

Содержание, карта сайта.